ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 3120

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открывается множество школ для крестьянских детей (Толстой, Тютчев и др.), появляется новый читатель – крестьянский ребенок. Какими книгами он должен быть обеспечен?

3. Противоборство двух тенденций: В детской литературе 60-х годов мы не найдем ни одной книги, которая так или иначе не касалась бы общественных проблем. Но трактовка их была разной. В этом отношении противоборствовали две тенденции:

А) сближение с современной «взрослой» литературой – изображение мира реальных противоречий (опасность духовной спячки) – произведения демократической литературы. .Маленькому читателю – книги современного звучания. Проблема народности: необходимо, чтобы произведение служило связующим звеном между читателем и народом, отвечало интересам всех честных и думающих читателей.(Чернышевский, Добролюбов, Некрасов).

Б) «Охранительная» педагогика – защита детского мира от жестокой реальности: в произведениях на современные темы не должно быть полной картины жизни, неразрешимых противоречий, безнаказанного зла. (Ростовская «Сельцо Лебяжье» - дворянские дети наблюдают в деревне идиллию крепостного строя)


4. Новые жанры: Прочные позиции занимает жанр рассказа: социально-бытовой, героико-приключенческий, исторический, традиционные моралистический и художественно-познавательный, святочный. Отдельбным направлением можно назвать рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках (Мамин-Сибиряк, Куприн, Серафимович, Короленко, Горький, Андреев).


5. Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей, живущих во вполне благополучных семьях. Анализ возрастной психологии, воспитательного влияния окружающей обстановки отразился в произведениях Чехова, Толстого, Достоевского, Короленко, Куприна. Отдельно стоит сказать о популярности жанра автобиографической повести: Толстой, Аксаков.


6.Во второй половине Х1Х века нет ни одного известного писателя, который так или иначе не вложил своего труда в детскую литературу. Систематические работают в этой области Некрасов, Толстой, Аксаков. С.Т. Аксаков пишет для детей свою сказку «Аленький цветочек», своей внучке он посвящает автобиографическую книгу «Детские годы Багрова-внука». Гончаров переделывает для детского журнала «Подснежник» свою книгу «Фрегат «Паллада». Отрывок из романа «Обломов» «Сон Обломова» опубликован ранее всего романа в детском издании. Григорович печатает для детей свои рассказы «Гриша», «Гуттаперчевый мальчик», «Антон-горемыка». Рассказ «Бежин луг» из «Записок охотника» И.С. Тургеневыа быстро вошел во все распространенные сборники для детей. Но, наверное, никто из писателей второй половины Х1Х века не внес столь весомого вклада в детскую литературу, как Лев Николаевич Толстой.



2. Детство в биографии и творчестве Л.Н. Толстого (1828-1910). Автобиографические повести «Детство», «Отрочество».



Л.Н. Толстой часто вспоминал свое детство. Детство было самым началом жизненного пути и особенно для него значительно. Его первая книга была о детстве. В ней он писал о детстве вообще и особенно о том, чем было детство для него самого: «Счастливая, счастливая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Понятие детство заключало для Толстого не только то, что было и ушло, но и то, чему суждено было свершиться. Толстой понимал жизнь как «увеличение»души, как становление души – т.е. того, основы чего закладываются в раннем детстве.

Самое дорогое воспоминание для него – мать. «Родился я и провел детство в деревне Ясная Поляна. Матери своей совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась. По странной случайности не осталось ни одного ее портрета, так что как реальное физическое существо я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, прекрасно». Образ матери позднее войдет во многие его произведения и в первую очередь в повесть «Детство».

Другое сильное впечатление детства – история с «муравейными братьями» и зеленой палочкой. Эту игру придумал для своих братьев старший брать Николай. Лев Толстой рассказал об этом в своих «Воспоминаниях», написанных в 190301906 годах. Николай, «когда нам с братьями было мне -5, Митеньке – 6, Сереже – 7 лет, объяснил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями… И я помню, что слово – «муравейные» - особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке… Мы даже устроили игру в муравейных братьев, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели так, в темноте, прижавшись друг к другу. Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру. Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа, в том месте, в котором я… просил в память Николеньки… закопать меня. Идеал муравейных братьев, льнувших любовно друг к другу, толь не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».


Как и завещал Л.Н. толстой, его похоронили на краю яснополянского оврага Старый Заказ, в том самом месте, где будто бы семьдесят с лишним лет назад брат писателя Николенька зарыл зеленую палочку с тайной человеческого счастья.

Для человека-писателя, для большой человеческой души ничто в жизни не пустяк и ничто не пропадает бесследно. Детская игра обернулась для Толстого чувством, которое внутренне руководило им на протяжении всего его жизненного пути. Это чувство – трудное и радостное чувство любви к человеку, к людям. Именно так понимал свое признание Лев Толстой.

Толстой прошел далеко не гладкий жизненный путь. Лишившись в раннем детстве не только матери, но вскоре и отца, он воспитывался у теток, затем поступил в Казанский университет на философский факультет. Там прошла юность будущего писателя. Учеба его не увлекала, он был нерадивым студентом, прогуливал лекции. Не получив допуска к сдаче экзамена по истории, перешел на другой факультет – юридический. Но и здесь ему было скучно. Зато юный Толстой со всей страстью отдается светским увеселениям и кутежам (Пьер Безухов). Брат Сергей называл его в это время «пустячным малым».

Возможно, такой образ жизни был внушен ему взрослыми людьми, их поведением. Позже он вспоминал: «Мне не было внушено никаких нравственных начал – никаких; а кругом меня большие с уверенностью курили, пили, распутничали (в особенности распутничали), били людей и требовали от них труда. И многое дурное я делал, не желая делать, только из подражания большим».

Сам же писатель считал, что настоящая жизнь не может быть прожита гладко. Человек должен пройти через взлеты и падения и везде проявить себя достойно. В одном из писем он рассуждал так: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, ничанать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Жизнь – это вечный поиск, ошибки, падения, и неотделимо от них – добрые открытия, озарения, обогащение души. Такой была жизнь самого Л.Н. Толстого и времена детства, и отрочества, и юности, и молодости и все последующие годы. Такой была жизнь его литературных героев, и в первую очередь его автобиографического героя Николеньки Иртеньева – из первой его повести «Детство».


С юных лет Толстой ищет для себя руководящее начало и пытается следовать ему. В 19 лет он составляет большую программу развития своих умственных и нравственных способностей и с этой целью заводит дневник, в котором пристально анализирует свои поступки, мысли, чувства, критически оценивает их. Но вскоре дневниковая форма самонаблюдений и самоанализа оказывается уже недостаточной, и тогда возникает потребность в более общей, широкой форме проследить основное содержание своего развития. Так возникает замысел большого произведения, которое должно было состоять из четырех частей: «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость».


Повесть «Детство» была написана в 1852 году на Кавказе, куда Толстой отправился в действующую армию, где принимал участие в кавказской войне. Повесть была опубликована в журнале «Современник». В 1854 году было напечатано продолжение повести «Отрочество», а в 1857 году – «Юность».

Дебют молодого писателя был встречен критикой восторженно, Толстой сразу же был поставлен в ряд крупнейших писателей. Н.Г. Чернышевский в статье «Детство и отрочество. Военные рассказы Л.Толстого» (1856) очень емко и точно охарактеризовал принципы изображения писателем внутреннего мира человека. «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний… Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают более всего очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего – связь чувств с действиями; четвертого – анализ страстей; графа Толстого более всего – сам психитческий процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином». Слова Чернышевского «диалектика души» действительно стали крылатым выражением, которое неизменно используют исследователи творчества Толстого. А нам необходимо помнить, что впервые такое определение психологизма Толстого было дано по отношению к его повести о детстве и отрочестве.

Любимым писателем юности Толстого был М.Ю. Лермонтов с его произведением «Герой нашего времени». В «Предисловии к журналу Печорина» есть такие слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление…»

Толстой раскрывает не просто историю души, а каждодневную жизнь человеческой души, обычную и необыкновенно сложную, ведомую нам и вместе с тем совершенно незнакомую. Если герой Лермонтова Печорин дан как уже сложившийся характер, лишен внутреннего развития, то Толстой стремился проследить «ход развития» своего героя, процесс формирования личности, который понимался писателем как взаимодействие естественной сущности человека с противоестественной общественной средой. Поэтому особое значение приобретает у Толстого тема детства. Он понимал эту пору человеческой жизни по-особому. В одной из своих педагогических статей он писал: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным…»


Таким ребенком и является главный герой первой повести автобиографической трилогии – Николенька Иртеньев – «умный, чувствительный и заблудившийся человек». Он автобиографичен. Толстой воплотил в нем собственные переживания, искания и заблуждения. Но это и художественный образ, в котором личное становится общим, пополнено творческим вымыслом.

В детском сознании Николеньки все мелкое, недостойное внимания (с точки зрения взрослых) и действительно важное одинаково значительно. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который хлопушкой убил муху над головой крепко спящего Николеньки и тем самым разбудил его, переживается героем не менее остро, чем разлука с матерью или первая любовь.

Но вот Карл Иванович садится на кровать возле Николеньки, говорит ему какие-то ласковые слова и щекочет ему пятки. И сердце Николеньки наполняется любовью к воспитателю, которого он только что ненавидел. Николенька досадует на свою злость и несправедливые чувства к Карлу Ивановичу, расстраивается и неожиданно плачет.

Толстой подробно описывает противоречивые чувства героя. Непосредственные душевные движения Николеньки сочетаются с наблюдениями за собственными переживаниями (рефлексия). Вот, например, как описано расставания с матерью: «Когда мы отъехали несколько сажен, я решился взглянуть на нее. Ветер поднимал голубенькую косыночку, которой была повязана ее голова; опустив голову и закрыв лицо руками, она медленно всходила на крыльцо. Я захлебывался от слез, и что-то так давило мне в горле, что я боялся задохнуться. Выехав на большую дорогу, мы увидали белый платок, которым кто-то махал с балкона. Я стал махать своим, и это движение немного успокоило меня. Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляли мне удовольствие и отраду».

Взросление Николеньки показано не последовательно, а через ряд разрозненных эпизодов: детских игр, первой охоты, первой влюбленности, балов, учебы.

Толстой как художник раскрывает внутренний мир ребенка и требует бережного к нему отношения. Две лучшие черты отличают детский возраст: « невинная веселость и беспредельная потребность в любви». Чувство собственного достоинства заставляет героя чутко реагировать на обиды. (ненависть к Жерому, Мими, любовь к Карлу Ивановичу, Наталье Саввичне).

Рядом с чувством любви – зарождается стремление к прекрасному, необычному, фантастическому. Богатое воображение помогает уйти от грубой действительности в мир фантазий: В своих мыслях он совершает подвиги, спасает Отечество. В мечтах он вдруг умирает, наслаждается горем родных, их поздним раскаянием. Мечты о любви – «Когда я буду генералом, женюсь на красавице, куплю cебе рыжую лошадь, построю стеклянный дом и выпишу родных Карла Ивановича».

Таким образом, Толстой раскрывает психологию ребенка. В детскую литературу впервые вошел ребенок ни хороший, ни плохой, а простой живой ребенок, по-своему реагирующий на окружающий мир. Его характер формирует среда. Уродливая среда – калечит, здоровая – благотворно влияет на него.