ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 3123

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Художественное своеобразие произведения.

Композиция.

«Детство» - все события группируются вокруг двух центров: день жизни в деревне – день в Москве. Столь незначительный временной промежуток вбирает в себя множество событий, действительно, день ребенка наполнен , а потому кажется очень длинным. Вокруг этих двух дней концентрируются воспоминания о людях, окружавших Николеньку в детстве, и о событиях, оставивших неизгладимый след в его душе.

Так же четко построено и «Отрочество». Ведущая композиционная линия – нарастающие злоключения героя: единица – самовольное отлучение из класса – ключик – угроза поркой – ненависть. Внутри повествования Толстой вводит отступления, раскрывающие настроения Николеньки.

События организуются по принципу контраста, антитезы: охота, игры, занятия в гостиной, грезы – трагическая судьба Натальи Саввичны; бал, ревность – неудача на мазурке; светлые мечте о Сонечке – письмо из деревни о болезни матери и смерть матери; беззаботная прогулка – крышка гроба у ворот.

Характеристика персонажей. Толстой показывает окружающий мир с точки зрения ребенка. Характеристики персонажей даны выпукло, ярко, в них подчеркнуты те черты, которые резко бросаются в глаза ребенку, отличающемуся наблюдательностью. Например: у княгини Корнаковой – неестественно умильный ротик, неприятные глаза, добренький голос. В бабушке – гордое и церемонное обращение с домашними и гостями.; в последние дни жизни – « на ее руке бледно-желтоватая, глянцевитая опухоль».( Этот прием мы встречаем и в других произведениях Толстого).

Основной метод характеристики персонажей – изображение их в действии. Иногда Толстой использует принцип параллелизма. Две девочки – Катенька и Любочка. Одна из них – «чистенькая девочка», другая – «дурна, ноги у нее гусем, прегадкая талия». Два воспитателя – Жером и Карл Иванович.

Изображение быта. С детской точки зрения нарисован Толстым и быт. Он любовно описывает детскую, классы, гостиную, кабинет папа. Детали уютного детства создают яркую картину домашнего мирка. Типичные картины быта: занятия с Карлом Ивановичем, охота, веселый пикник. В Москве: бал с его пышностью, красочностью, весельем и огорчениями. Повествование овеяно светлыми лирическим чувством, которое сменяется драматическими переживаниями.

Детский мир Николеньки, ограниченный пределами дворянской семьи и усадьбы, полон для него тепла и очарования, потому что прекрасна душа ребенка, воспринимающего этот мир. Однако в идеальном мире семьи есть трагические реалии, которые осознаются Николенькой лишь по прошествии времени: запутанное материальное положение, моральная нечистоплотность отца, трагизм образа матери, искалеченная жизни Натальи Саввичны, горькая участь Карла Ивановича. Еще более резко проявляется контраст между идеальными представлениями ребенка и реальностью в доме бабушки. Николенька чувствует фальшь царящих здесь порядков.В детском восприятии юного Николеньки отражаются реальные отношения, реальные явления жизни.


Своеобразие рассказчика. Трилогия написана в форме воспоминаний взрослого человека о ранних годах своей жизни. Поэтому рядом с Николенькой возникает образ рассказчика, умудренного жизнью человека, заново переживающего свое прошлое и критически оценивающего его. Причем точка зрения Николеньки и оценка событий рассказчиком далеко не тождественны. Таким образом, главный герой разделяется на два образа – один действует и мыслит, другой анализирует и судит первого с точки зрения жизненного опыта.


3. Л.Н. Толстой как выдающийся педагог и автор книг для детей.

Педагогическая деятельность Толстого началась еще в 40-х годах Х1Х века и продолжалась 50 лет. Лев Николаевич Толстой, будучи знаменитым не только в России писателем, обращается в 1859 г. к созданию собственной школы и отдается ее устройству вплоть до 1862 г. Несомненно; он принадлежит к плеяде тех русских художников слова, которые по­нимали, что без образования народа y России нет будущего. B этом смысле Л. Н. Толстой следует за Г. Р. Державиным, открывшим 6 народных училищ в Тамбове, за И. A. Крыловым, учившим детей князя Голицына, за B. A. Жуковским, учившим будущего царя Александра II, H. B. Гоголем, преподававшим историю и географию, И. C. Тургеневым, составившим проект «Общества для распростра­нения грамотности и первоначального образования» и учредившим школу в селе Спасское, В. Ф. Одоевским, написавшим несколько учебников, издававшим сборники для крестьян «Сельское чтение», деятельно участвовавшим в устройстве Детских приютов и школ, написавшим «Записки для моего праправнука о русской лите­ратуре».

Еще в 1849 году он начал занятия с крестьянскими детьми. Школу он задумал как альтернативу официальной, обучение в которой представлялось ему «одуряющим», убивающим душу и разум. Такой системе он противопоставил школу, в которой отношения между педагогом и детьми строились на принципе доверительности, свободного общения. В 1861 году начал издание журнала «Ясная Поляна»: в 1 части – теоретические вопросы, во второй – произведения для чтения детей.

Увлеченный идеями французского просветителя Жана-Жака Руссо, Толстой был сторонником свободного воспитания. Основой обучения, он считал, должны стать практические интересы народа: «крестьянину необходимо только обучиться читать, писать и считать, а не широкое образование. Наш идеал сзади – а не впереди». Воспитание, по его мнению, портит, а не исправляет человека. Таким образом, он допускает в школе только математику и грамматику, так как, преподавая их, можно избежать всякого направления.

Работая в яснополянской школе, Толстой начал писать произведения для детей. В статье «Кому у кого учиться – крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» он изложил свои мысли по поводу требований к произведению для детей. Он предлагал учиться у крестьянских ребят их способности видеть главное, найти деталь в изображении предмета, выразить увиденное лаконично и точно. В 50-е годы он пишет первые рассказы для детей, например: «Сказка о том, как другая девочка Варенька скоро выросла большой». Толстой создает новые приемы, вводит язык, которым говорит народ. Таким образом, Яснополянская школа стала своеобразной опытной лабораторией.


В 1872 году вышла книга Толстого «Азбука», плод его четырнадцатилетнего труда. Однако и педагогическая, и литературная критика восприняла эту книгу довольно отрицательно. Ему ставилось в упрек то, что он подходит к ребенку как к взрослому, желая его научить сразу же всему. В упрек писателю ставилась и простота языка. Решающим в судьбе книги стало сугубо отрицательное мнение министерства просвщения – «Азбука» не была рекомендована для школ. Толстой переработал свою книгу, в результате появилась «Новая азбука» и четыре книги для чтения, вышедшие в 1874-75 гг. Это дело он считал одним из самых важных в своей жизни. «Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет – «Азбука» - очень трудно». С ней он связывал «гордые мечты», надеялся, что по ней будут учиться два поколения русских детей – от царских до мужицких – и получат из нее первые поэтические впечатления. «Написав эту «Азбуку», мне можно будет спокойно умереть», - продолжал он в своем письме. Действительно, книга Толстого пережила несколько поколений.


4. Характеристика «Азбуки» Л.Н. Толстого

Одной из особенностей детского творчества Толстого является жанровое разнообразие. Его азбука и книги для чтения – это своего рода энциклопедия жанров для маленького читателя. В его детском арсенале есть сказки, были, рассказы, басни, различные переложения былин и сказаний.



Собственная педагогическая практика подвигла Л. Н. Толстого на создание его знаменитой «Азбуки» (1872), впоследствии переработанной и изданной под названием «Новая азбука» (1874). В собственном педагогическом пути отра­ботаны были и оптимальная структура учебника, и его композиция, и, конечно, его содержание.

Первая часть «Азбуки» — собственно азбука, обучение началам грамоты, прежде всего чтению, а потому самым распространенным жанром в этой части учебника являются пословицы и за­гадки. Всего 254 пословицы и загадки, соответствующие всем буквам алфавита, расположены по степени возрастания трудности чтения слов. Важная составляющая этой части книги — 23 миниатюрных рассказа, написанные Л. Н. Толстым по пословицам. Л. H. Толстой использовал сборники пословиц И. M. Снегирева «Русские в своих пословицах» (M., 1831) и B. И. Даля «Пословицы русского народа» (1862), причем писатель и в данном случае не следует фольклор­ному образцу безоговорочно: там, где ему диктуют педагогическая целесообразность и эстетическая норма, Толстой исправляет фольк­лорный образец, сообщая ему звучность, ритмичность, даже живописность, колоритность.

B источнике: «Красна птица перьем, а человек учeньeм» У Толстого: «Красна птица пером, а человек умом».

B источнике: «Ворона за море летала, а ума не стало».

У Толстого: «Ворон за море летал, а умнее не стал».

Толстой указывал, что между пословицей и повестью существует вполне видимая связь, которую усваивает даже ребенок, учась сочинять по пословице.



Вслед за пословицами, загадками, коротенькими рассказами по пословицам дети читают сказки. Понятно, что одним из принципов отбора сказок был критерий возможной их лаконичности, поэтому среди них нет волшебных, а только сказки о животных, бытовые, сатирические, но даже этот материал адаптирован писателем, пони­мавшим, каких трудностей даже в технике чтения должен избегать ребенок, чтобы приохотиться к чтению. «Надо, чтобы все было кра­сиво, коротко, просто и, главное, ясно», — говорил Л. H. Толстой, создавая свою «Азбуку».

Каждая глава «Азбуки» содержит такие тексты, которые будят читательский интерес к различным вопросам жизни и различным областям знания. В таком подборе произведений и сочинении про­изведений сказывалась сверхзадача каждого произведения и учеб­ника в целом: ученик должен хотеть задавать вопросы. именно такой педагогический подход воспитывает пытливый и смелый ум. K сожалению, многие сегодняшние наши учебники такой сверхза­дачи избегают.

B жанровом отношении состав «Азбуки» весьма пестрый: это ска­зания, легенды, басни, сказки, предания, связанные с разными об­ластями человеческой деятельности. Здесь встретишь и рассказ o шелковичных червях, и рассказы o магните, и былины.

Вслед за «Новой азбукой» Толстой издал «Книгу для чтения» (1875), в которой систематизировал и вполне логично в композиционном отношении расположил в четырех ее частях произведения, которые отвечали насущным проблемам воспитания и образования гражда­нина.

Композиция «Новой азбуки» учитывает возрастные особенности детей. Вначале даются небольшие тексты, состоящие из нескольких предложений. Например, «Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры». Толстой отмечает самые необходимые детали, рассчитанные на первый слой детского восприятия.

Далее содержание книги расширяется и усложняется. Сказки, басни, были захватывают все новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Меняются лексика и стиль, они отвечают не только учебным, но и эстетическим задачам. Пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины составляют значительную часть книг для чтения: «Сказанное слово – серебряное, а не сказанное – золотое», «Глупой птице свой дом не мил», «Один говорит: побежим, побежим, другой говорит: постоим, постоим, третий говорит: покачаемся» (вода, берег и трава).

Помимо фольклорных, Толстой помещает в книги для чтения произведения, которые он создавал сам. Как правило, это нравоучительные истории: «Корова», «Косточка», «Филиппок» и др. Причем, вывод из конкретной ситуации юный читатель должен сделать сам. Толстой писал, что особенно удачным он считал детское произведение, когда вывод – нравственный или практический, который вытекает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его. «Дети любят мораль, но только умную».


Одним из самых пленительных является рассказ Толстого «Филиппок». Это произведение о глубоких переживаниях маленького героя, об изменениях в его душе, то есть это психологический рассказ. Примечательно, что все психологические изменения происходят с героем в пути. Тема пути связывает сюжетное и психологическое начала рассказа. Во многом этот рассказ сходен со сказкой. Начинается повествование с нарушения запрета. Вступив на путь нарушения матушкиного наказа («Ты еще мал, не ходи»), герой уже не может повернуться назад, просто вернуться домой. Путь это для Филиппка, как и для сказочного персонажа, посолон опасностей и трудностей. Первая опасность – чисто внешняя – на него нападают собаки. Эта опасность преодолевается благодаря помощнику (* как в сказке) – мужик вышел и отогнал собак. Дальнейшие препятствия носят психологический характер. Так, на пороге школы Филиппка охватил страх. Он, как сказочный герой на распутье, должен осуществить свой выбор: «Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится». Новый помощник ( баба с ведром) помог ему в его выборе. Кульминационный момент в психологическом состоянии героя – его вход в класс. Кажется, что все кончится катастрофой - «в горле у него от страха пересохло и он заплакал» . Но у него и здесь находятся добрые помощники – дети и учитель. Освоившись, Филиппок становится самим собой и рассказ благополучно завершается. В завершение звучит поучительная сентенция: «Ты погоди хвалиться, а поучись».

Кроме того, в книги для чтения вошли и басни, предлагающие мораль в более открытом виде. Свои басни Толстой создавал на основе эзоповских, максимально приблизив их к детскому восприятию. Толстой в процессе перевода древнегреческих басен обращается к жизненному опыту и впечатлениям русского ребенка. Действие в его историях , как правило, происходит в привычной для читателя обстановке (лес, поле, изба). Незнакомые имена, понятия, античный антураж заменяются известными Например, Гермеса из басни «Дровосек и Гермес2 Толстой заменяет на водяного «(«Мужик и водяной», афинянин («Потерпевший кораблекрушение») становится рыбаком («Плыли рыбаки в лодке…»). Толстовские изложения басен Эзопа напоминают драматические сценки. Они значительно более динамичны, чем оригинальные. Для большей доступности он сокращает повествовательный текст басен, заменяет косвенную речь прямой. Басни Толстого имеют воспитательный характер, формируя лучшие нравственные качества: трудолюбие, честность, доброту, дружбу, взаимовыручку, смелость («Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища». Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношениями в семье («Старый дед и внучек»).

В книгу для чтения включены и сказки, как русские народные, так и зарубежные (народные и литературные) в пересказе Толстого: «Три медведя», «Мальчик-с-пальчик», «Шат и Дон», «Вазуза и Волга». Последние две рассчитаны на то, чтобы детям лучше запомнить научный материал.