ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 3110
Скачиваний: 7
В «Новую азбуку» включены и научно-познавательные рассказы, в которых писатель старался дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве: «Есть червь. Он толст. Он ест лист. Из червя того шелк». «Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него через год мед.» Рассказы по физике Толстой пишет в виде рассуждения: «Отчего стакан лопается, когда в него льешь кипяток? Оттого, что место, где кипяток, разогревается, растягивается, а где нет кипятка, остается по-прежнему. Снизу тянет, а вверху не пускает, он и лопается».
Особой поэтичностью отличаются рассказы Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Котенок»). Животные не очеловечиваются, но их характеры, повадки проявляются в действии, вызывая у читателя сопереживание. Часто животные преподносят людям уроки гуманизма. Писатель реалистически описывает животных, в его рассказах есть место и жестокости, и несправедливости человека по отношению к братьям нашим меньшим. Но полностью отсутствуют у Толстого слезливые описания бедных птичек, кошечек, собачек.
Композиция большинства рассказов и былей Толстого сходна. Сначала – обширная экспозиция, могущая стать самостоятельным произведением( например, в рассказе «Котенок»: кошка принесла котят, дети их полюбили, мать оставила одного котенка, дети стали с ним играть. Затем завязка и стремительное развитие действия, ведущее к кульминации: «Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка». Появляется охотник с собаками, мальчик закрывает котенка собой, а далее постепенно – к развязке.
Говоря о значении «Азбуки» Толстого, С.Я. Маршак писал: «Сегодня, перечитывая учебные книги Толстого, мы особенно ценим в них его блистательное умение пользоваться всеми оттенками, всеми возможностями родного языка, его щедрую затрату писательского мастерства на каждые три-четыре строчки, которые превращаются под его пером в умные, трогательные и убедительные рассказы».
В четвертую книгу для чтения вошел рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Писатель считал, что историю как науку в школе преподавать не следует, а нужно лишь «возбуждать чувство», давать детям впечатление от исторических событий.
«Кавказский пленник», не являясь строго историческим произведением, знакомит детей с событиями войны на Кавказе. Офицеры Жилин и Костылин показаны в основном не как воины, а как люди, которые находятся в сложном положении – в психологическом противостоянии с пленившими их горцами. Месте с тем, это и приключенческая повесть для детей: побег героев из плена, помогающая им девочка, враги, опасность, удачи и неудачи и конечное благополучное избавление от плена.
Автор пользуется фольклорными приемами: зачин, обрисовка персонажей не через переживания, а через действия, инверсия. Сам Толстой считал, что «Кавказский пленник» - это «Война и Мир» для маленьких.
Нравственное совершенствование человека – главная идея Толстого-писателя, философа, педагога. Она находила свое воплощение и в его педагогической деятельности, и в его отношении к самому себе, и в его произведениях, создаваемых для детей.
Лекция №7
Пути развития поэзии для детей во второй половине Х1Х века
План
1. Пути развития поэзии для детей: поэзия «чистого искусства» (А. Фет, А. Майков, Ф. Тютчев, А.К. Толстой) и «некрасовская школа» (А. Плещеев, И. Никитин, И. Суриков).
2. Характеристика детской лирики представителей «чистого искусства».
3. Творчество поэтов некрасовской школы в детском чтении.
4.Н.А. Некрасов в детском чтении. Произведения, написанные специально для детей и вошедшие в круг детского чтения. Социальные мотивы в стихотворениях «Плач детей», «Соловьи», «Дядюшка Яков». Проблемы воспитания в стихотворениях «Железная дорога», «Дедушка». Поэтический образ ребенка из народа («Крестьянские дети»). Народность, национальный характер стихов.
Литература
Бегак Б. Классики в стране детства. — М.: Дет. лит., 1983.
Зуев Н. «Крестьянские дети» Некрасова//«Жизнь и поэзия — одно»: Очерки о русских поэтах XIX—XX вв. — М.: Современник, 1990.
Русская поэзия детям/Вступ. статья, составление, подготовка текста, биографические справки и примеч. Е.О.Путиловой. — Л.: Сов. писатель, 1989. (Б-ка поэта. Большая сер.).
Лирика второй половины XIX столетия — замечательный период в истории нашей отечественной поэзии. В эти годы заявило о себе крупное созвездие поэтов, внесших богатейший вклад в русскую классику. Это период, когда русские поэты обратили внимание на мир детства с его особой этикой и эстетикой. В детских журналах, альманахах появляются имена А. Фета, А. Майкова, И. Никитина, позже А.Плещеева, И.Сурикова, стихи Ф.Тютчева, А.Толстого, Я.Полонского. Стихи выдающихся русских лириков открывают юным читателям разнообразный и неповторимый мир природы, красоту родной земли. Каждый автор вносит свои краски, свои штрихи в огромный портрет родной природы, «в слове явленный». В целом поэзия для детей стала более демократичной по форме и содержанию, в нее начали входить доступные для детского ума и чувства сложные философские, социальные, психологические, эстетические идеи.
Во второй половине Х1Х века сосуществовали и постоянно противостояли друг другу две поэтические школы: «некрасовкая» школа (И.Никитин, Дрожжин, Плещеев, Суриков и др.) и школа «чистой поэзии» (Фет, Майков, А. Толстой, Я. Полонский, в некоторой степени Ф. Тютчев. Обе они создали целый поэтический мир для детей.
«Некрасовская» школа: демократизм идей, гражданственность, социальная проблематика, использование разговорной, просторечной лексики. Тема деревни, крестьянской жизни. Формировали активную жизненную позицию. Прямое обращение к читателю. Поэзия гражданской мысли.
Школа «чистой поэзии»: Развивали романтическую традицию русской поэзии, культ красоты, близкий к античному, созерцательное отношение к миру. Подчеркнутый отказ от изображения «грязи» и злобы дня. Книжная, приподнятая лексика, сложные синтаксические фигуры, изощренная образность. Поэзия сердца, чувства.
А. Фет.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
И. Никитин
Душный воздух, дым лучины,
Под ногами сор,
Сор по лавкам, паутины
По углам узор.
Закоптелые полати,
Черствый хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти,
О нужда, нужда!
Мыкать горе, век трудиться,
Нищим умереть.
Вот где нужно бы учиться,
Верить и терпеть.
2. Характеристика детской лирики представителей «чистой поэзии»
Федор Иванович Тютчев (1803—1873) — современник Пушкина, поэт-романтик. Романтична, таинственна природа в его стихах, сложно и драматично связанная с миром человека.
Характерная примета лирики Тютчева — пейзажи, яркие, выразительные. Особенно привлекательны картины изменчивых, переходных состояний природы.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
(Весенняя гроза)
Словно специально создано для детей стихотворение «Зима недаром злится», рисующее смену времен года как противоборство молодой Весны и уходящей Зимы — «ведьмы злой»:
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Образ природы у Тютчева романтичен, зрим, одушевлен. Поэт показывает природу в движении, в смене явлений, в борьбе противоположных сил света и тьмы. Часто показывает бурные проявления стихии («минуты роковые»). Поэт часто использует принцип параллелизма для изображения сложного мира человеческих чувств путем сопоставления с природой.
Певцами природы называют А.К.Толстого (1817—1875), А.А.Фета (1820-1892), А.Н.Майкова (1821-1897). В пейзажной лирике они достигли высочайшего мастерства. Майков писал: «Чувство природы, возбуждаемое в нас ее созерцанием, везде одно... У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее оттого, что там вокруг лес, луга и нивы, и все это жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами». Это высказывание Майкова — своего рода эпиграф к его стихам и стихам его современников.
В хрестоматии, сборники стихов для детей младшего школьного возраста вошли стихотворения Алексея Константиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Колокольчики мои, цветики степные», «Где гнутся над омутом лозы», «Край ты мой, родимый край», «Звонче жаворонка пеье». А.К. Толстой – поэт-романтик, отчасти мистик. Он отличается непосредственностью чувств, мажорные интонации у него сочетаются с элегическими, задушевными. Точность и ясность деталей, умение выделить наиболее яркий признак описываемого, созвучие картин природы человеческому настроению. Наивность детского восприятия сочетается с глубокой мудростью обобщения. Для поэтики А.Толстого характерна песенная образность, свободное использование просторечных слов, общепринятых эпитетов. У поэта встречаются мистические мотивы, для него характерна любовь к простору, свободе.
Афанасий Афанасьевич Фет представлен непревзойденными по чистоте и прозрачности слога стихами «Ласточки пропали...», «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Знаю я, что ты, малютка…». В творчестве Фета появляется герой-ребенок («Мама! глянь-ка из окошка...»), возникают сценки домашней жизни:
Кот поет, глаза прищуря, На дворе играет буря,
Мальчик дремлет на ковре. Ветер свищет на дворе...
Эти поэтические миниатюры отличаются особенно теплой, мягкой интонацией и в первую очередь привлекают маленьких читателей.
Его стихи проникнуты культом неуловимого, недосказанного. Восхищался мгновением, мимолетным впечатлением, прекрасным и исчезающим. Более всего его интересуют собственные чувства, настроения, ощущения. В природе его привлекают «тихие явления», неясные состояния (переход от зимы к весне, от лета к осени), полутона, оттенки, неуловимые сочетания. Часто он показывает не сам пейзаж, а его отражение в воде или небесах. Описания природы детализированы, конкретны. Каждая птица, каждое насекомое, каждое дерево показаны в своей неповторимости. Поэзия его музыкальна и напевна.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу («Вечер»).
Лирический герой, как правило, находится «за кадром», он созерцатель, повествующий об увиденном.
Природы праздный созерцатель,
Люблю, забывши все кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.
Вот понеслась и зачертила –
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.
И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, -
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?
Приметой детской поэзии Аполлона Николаевича Майкова стали стихотворения «Сенокос», «Осень» («Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»), «Весна» («Уходи, Зима седая»), «Летний дождь» («Золото, золото падает с неба...») Особой оригинальностью отличается его «Колыбельная песня», в которой покой младенца оберегают сказочно могучие силы природы:
Спи, дитя мое, усни! В няньки я тебе взяла
Сладкий сон к себе мани: Ветер, солнце и орла.
3. Характеристика поэзии для детей представителей «некрасовской» школы
Неповторимое своеобразие имеет творчество Ивана Саввича Никитина (1824—1861), выходца из мещанской среды (родился и жил в Воронеже), поэта некрасовской школы. Близость поэта к народной жизни, к русской природе сказалась в его поэзии. В стихах Никитина звучит открытое чувство горячей любви к родной земле, восхищения силой и стойкостью народного характера. Достоянием детской литературы стали такие стихотворения Никитина: «Утро» («Звезды меркнут и гаснут. В огне облака...»), «Дедушка» («Лысый, с белой бородою, дедушка сидит...»), «Утро на берегу озера», «Жена ямщика», «Помню я: бывало, няня...». Произведения поэта органично включают мотивы и образы народных лирических песен. Не случайно на стихи Никитина создано более 60 песен и романсов. Среди них «Русь», «На старом кургане, в широкой степи...». Особенно широко известной стала детская песня «Встреча зимы» («Здравствуй, гостья-зима!»).
В русле некрасовских традиций развивалась поэзия для детей А.Н.Плещеева (1825—1893) и И.З.Сурикова (1841-1880). В их творчестве соединились мотивы русской природы и крестьянского труда, зазвучала тема деревенского детства. Оба поэта проявляли интерес к современной им детской литературе, активно участвовали в работе журналов «Детское чтение», «Семья и школа», «Детский сад», «Игрушечка».
Алексей Николаевич Плещеев, известный поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик, к детской литературе обратился в 70-е годы. Он составил и издал для детей несколько сборников своих произведений, среди них «Подснежник» (1878) и «Дедушкины песни» (1891). Его стихи полны любви к детям и не могут не вызывать ответного чувства. Вот маленький попрошайка, которого пожалел и накормил собрат по несчастью («Нищие») , больной мальчик, мечтавший о весне, о тепле, о маме («Ожидания»). Дети, разные, кроткие и живые, шумные, любознательные, — главные персонажи поэтических произведений Плещеева. Маленькие герои окружены, как правило, любящими их людьми — папами, мамами, дедушками и бабушками, нянями. Поэт рисует запоминающиеся картины семейной жизни: возвращение детей из школы, встреча с барбоской у крыльца, расспросы родных («Из жизни»), восторженный рассказ кудрявого Вани о школе («Бабушка и внучек»), разговоры деда с маленькими внуками, сказки «про лису, про колобка, да про квакушку-лягушку, да про мышкин теремок» («Ненастье»).
Глазами ребенка Плещеев видит природу. В его стихах все подвижно, изменчиво: «Травка зеленеет,/Солнышко блестит,/ Ласточка с весною/ В сени к нам летит», поют соловьи и жаворонки, бегут ручьи, разговаривают дождевые капли. «Краски плещеевского пейзажа скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж его прост и прозрачен, высоко эмоционален и часто контрастен, сопоставляя бурю и тишину, спокойствие и тревогу». Стихи Плещеева музыкальны и так же, как и никитинские, многие из них стали популярными песнями и романсами.
Под влиянием Плещеева обратился к поэзии для детей Иван Захарович Суриков, талантливый поэт-самоучка, родившийся в крестьянской семье на Ярославщине. В деревне прошли первые счастливые 8 лет его жизни, в целом суровой и нерадостной (умер он в 39 лет от чахотки). Впечатления деревенского детства, светлые воспоминания о тепле родительского дома, о счастливых днях, проведенных в поле, в ночном, на рыбалке, питали творчество поэта. Это главная тема его чистых и бесхитростных стихотворений: «Детство», «В ночном», «На реке», «Зимой». Стихотворение «Детство», пожалуй, самое известное у Сурикова, стало главной приметой его поэзии.
Вот моя деревня; Вот качусь я в санках
Вот мой дом родной; По горе крутой...
Стихотворение при кажущейся простоте написано рукой мастера. Всего две картины рисует поэт: веселые забавы с друзьями мальчишками и вечер дома: