ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 1674
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
8.РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА В США В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.
3. Железнодорожное строительство.
16. ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ (1918—1939 гг.)
17. Экономическое развитие Японии в 1919 – 1939
18. Экономический кризис 1929–1933 гг. в Германии. Экономическая политика фашизма
23. Восстановление экономики Германии. Реформы Л. Эрхарда
24. Экономическое развитие Франции после второй мировой войны. Политика Дирижизма
21. Экономические итоги II Мировой войны. План Маршала
Сразу же после войны произошло уменьшение валового внутреннего продукта (ВВП), что объясняется конверсией военного производства, которая происходила как в странах-победителях (Великобритания, США), так и в странах побежденных (Япония, ФРГ, Италия). Но, начиная с 1948 г., положение постепенно улучшалось, а в 50-х гг. были отмечены невиданные ранее темпы роста промышленного производства. В результате мировых войн и кризиса начала 30-х г. период с 1914 по 1950 г. ознаменовался весьма скромными экономическими показателями. Практически только США смогли в какой-то степени воспользоваться состоянием войны, чтобы нарастить свои «экономические мускулы». Произошел спад производства в Японии (из-за ее зависимости от внешних источников сырья и энергии) и во Франции обмене своей продукции на деньги, вели к сужению аграрного сектора. Лишь США, находясь в географическом удалении от основных театров военных действий, смогли умело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру. За годы войны промышленное производство этой страны удвоилось, а чистая прибыль корпораций даже утроилась. Ряд стратегических отраслей дал высочайшие результаты роста. В результате США стали обладателями 2/3 промышленного производства и золотого запаса мира. В этих условиях США выступили в качестве своеобразного спонсора программы так называемого «восстановления и развития» Европы, автором которой стал генерал генерал Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959).
План Мáршалла
Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с Западной Германии контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам победительницам во Второй мировой войне.
В 1951 заменен законом «О взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим одновременное предоставление экономической и военной помощи.
План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 г., когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.
Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии.
План Маршалла был свёрнут во второй половине 1960-х гг.: правительства стран-реципиентов стали избавляться от долларов. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году. К 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала девальвация американской валюты и, в итоге, отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО (Франция покинула военную структуру Североатлантического альянса в 1966 году, но сохранила членство в его политической организации).
План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели:
-
Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктуризованы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
-
Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.
-
Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
-
Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.
Таким образом, с 1947 по 1955 г. США предоставили европейским странам 35 млрд долл., в том числе 11,5 млрд в виде военной помощи и 17 млрд — на безвозмездной основе, а остальное — в качестве долгосрочных кредитов. Эти средства позволили финансировать закупки американской продукции. Для распределения помощи по плану Маршалла в апреле 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, переименованная в 1960 г. в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Советский Союз подверг критике саму идею плана, рассматривая его как механизм вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. В плане Маршалла не участвовали СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Финляндия.
В 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества для составления на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервов, военных разрушениях, восстановительных работах,
Оказание экономической «помощи» осуществлялось путем двусторонних соглашений на условиях отказа от национализации промышленности, предоставления полной свободы частного предпринимательства при торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннего снижения таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др. Специально созданная в США Администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.
Главный смысл плана Маршалла заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.
Источники финансирования этапов плана Маршалла были такими. Все поставки разделили на три основных вида.
Первый объединял продукты питания, топливо, одежду. Поскольку большинство стран не могло оплатить в долларах соответствующие поставки, основная часть их шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь, местная валюта, вырученная от продаж ввозимых продуктов, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а следовательно, и темпов инфляции, для наращивания: производства таких остро необходимых ресурсов, как сталь, цемент, уголь, оборудование, транспорт. Тем самым оказывалось противодействие инфляции в потребительском секторе экономики.
Второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.
Третий вид поставок — сырье, сельскохозяйственная техника и запчасти, промышленные товары финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.
Чтобы восстановить изрядно подорванную за годы войны международную валютную систему, параллельно происходили три процесса:
- организация международного валютного фонда (МВФ);
- реализация Бреттон-Вудсских соглашений;
- организация Европейского платежного союза.
Бреттон-Вудсские соглашения были подписаны летом 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) и заложили основу новой международной валютно-финансовой системы. Они устанавливали ряд правил, стимулирующих развитие международной торговли и позволяющих покрывать возможный внешнеторговый дефицит, а также обеспечивать стабильность обменных курсов национальных валют. Основные конвертируемые валюты (только в отношениях между центральными банками) получали статус ключевых валют, которые могли использоваться наравне с золотом для создания золото-валютных резервов. Валюты других стран могли обмениваться между собой и конвертироваться в [Ключевые валюты, но не могли обмениваться на золото. Таким образом, конвертируемость и стабильность обменных курсов становились основой международной валютно-финансовой системы.
Чтобы преодолеть трудности, связанные с неконвертируемостью своих валют, западноевропейские страны использовали с 1950 по 1958 год механизм Европейского платежного союза (ЕПС), т. е. систему многостороннего клиринга для обеспечения репарационных платежей, взаимной компенсации активных и пассивных статей торговых балансов стран-участниц. Реальной оплате подлежали только отрицательные сальдо, что существенно снижало потребность в платежных средствах.
Нарушенные во время войны хозяйственные связи между странами надо было восстанавливать. Для этого была создана международная организация ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). Ее деятельность стала мощным стимулятором экономического роста, так как после 1945 г. экспорт увеличивался в среднем вдвое быстрее, чем промышленное производство. Организаторы ГАТТ стремились возродить принципы свободной торговли, отмена которых привела к столь плачевным последствиям в период между двумя мировыми войнами. С тех пор Генеральное соглашение о тарифах и торговле рассматривается как кодекс и страж международной торговли.
период с 1945 г. и до конца 60-х гг. ознаменовался устойчивым экономическим ростом.
надо назвать структурную перестройку экономики, т. е. изменение привычных экономических пропорций, ставшую основой этого экономического роста. Тогда же появились совершенно новые институты и формы регулирования экономики и политики как на национальном, так и на международном уровне — «Общий рынок», ООН, НАТО, СЭВ и т. д.
22. Особенности послевоенного экономического развития Японии. «Обратный курс» Дж.Доджа и К. Шоупа.
В период после Второй мировой войны Япония выделялась среди всех промышленно развитых стран высокими темпам прироста производства и производительности труда. За 50–80‑е годы она превосходила их в два раза. Японский ВВП на душу населения увеличился в 19,5 раза. Среднегодовой темп прироста равнялся 7,7%, или был в 4 раза выше, чем в США, и в 7,7 раз выше, чем в Британии. Японская экономика только дважды в 1975 и 1993 гг. испытала сокращение производства валового продукта, обычно в низшей фазе экономических циклов происходило лишь снижение темпов его роста. Важной причиной устойчивых темпов экономического роста выступала своевременная структурная перестройка экономики, которая обусловливала нивелировку процесса перенакопления капитала. Длительное превосходство в темпах роста связано с большими масштабами обновления производственного аппарата. Данные процессы сопровождались глубокими сдвигами в социально-экономической структуре.
ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ.
Потерпев поражение во второй мировой войне Япония одновременно не только решала задачу восстановления экономики, но и также ее демилитаризации. По мирному соглашению Япония не имела права содержать большую армию, что позволило экономить гигантские средства с последующим инвестированием их в развитие технологического потенциала страны. Для общественно-экономического уклада послевоенной Японии были характерны следующие тенденции:
1. Самая важная черта послевоенной экономики Японии- усиление государственного регулирования экономики. Уже с начала 50-х годов стало очевидно, что такие показатели воспроизводственного процесса, как изъятие государством 25-40% национального дохода - это новая черта воспроизводства.
2. Развитие олигополистического капитализма. В олигополистической структуре проявляется конкурентный характер современной монополии.
3.Концентрация капитала в руках крупных корпораций. Япония становится страной крупных корпораций- в двух миллионах японских корпорациях работают тридцать миллионов японцев. В период максимальных темпов роста в Японии в период 1955-1970 годов доля активов домашних хозяйств и мелких частных собственников в совокупных активах сократилась с 42.6% до 34.6%,а доля государственной собственности незначительно выросла. В целом богатство начинает концентрироваться в руках крупнейших корпораций. Корпорации начинают контролировать развитие культурной, политической, общественной жизни,
образование и науку.
4. Инвестиционный бум. Технологическая отсталость Японии после второй мировой войны форсировалась специфическими способами, характеризующими японский инвестиционный бум:
Япония пошла по пути наименьшего сопротивления, не разрабатывая, а заимствуя все самые передовые технологии того периода у других развитых стран, меньше пострадавших в войне и поддерживавших высокую научно-техническую базу. Концентрация капитала в крупных корпорациях позволяла этим корпорациям применять новейшие мировые достижения в области технологий. Далее Япония для дальнейшего технологического развития начала улучшать систему образования, кстати, скопировав ее с советской системы, считавшейся в 60-е годы самой прогрессивной в мире.
Очень высокая относительно других стран норма накопления в Японии стимулировала инвестиции. В период бурного экономического роста эта норма накопления выросла в 2 раза и достигла 40%.
· Япония в рассматриваемый период характеризовалась очень необременительной системой налогообложения, делающей выгодными инвестиций в технологические новшества.
Период 40–60‑х годов. Условия и факторы развития.
После поражения Японии во Второй мировой войне Верховный штаб союзных войск определил курс проведения экономических реформ. Согласно линии Доджа (экономический советник американской администрации) в первые послевоенные годы была установлена система приоритетных производств, необходимых для восстановления экономики. В их число вошли базовые и инфраструктурные отрасли, включая черную металлургию, каменноугольную промышленность, электроэнергетику, железнодорожный и морской транспорт. Для их развития использовались методы прямого контроля, такие, как установление низких цен, компенсация разницы в ценах, преимущественное кредитование, квотирование импортных товаров.
B первой половине 50‑х годов проводилась политика рационализации производства, в рамках которой обновлялось оборудование базовых отраслей. Во второй половине 50‑х годов к ним добавились новые отрасли – производство синтетических волокон, нефтехимия, электротехника. В качестве главных инструментов этой политики использовались кредиты правительственных финансовых институтов, а также различные налоговые льготы. В этот период были разработаны мероприятия по комплексному стимулированию экспортного производства, включая создание специальных организаций для предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Осуществление этой политики укрепило внешнеторговые позиции страны и позволило провести либерализацию внешнеэкономических связей.
Важные целенаправленные реформы были проведены в социально-экономической и политической сферах. Преобразования послевоенных лет легализовали организации трудящихся, покончили с феодальными пережитками в отношениях между трудом и капиталом. Аграрная реформа практически ликвидировала феодальное землевладение.