ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2020
Просмотров: 875
Скачиваний: 4
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Областной департамент образования
Городской отдел образования
Гимназия №38
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«избранные главы математики»
для учащихся 11-х классов
Направление: естественно-математическое
Караганда 2008
Автор-составитель:Сыропятова Н.М., учитель математики высшей категории высшего уровня квалификации
Экспериментальный учебно-методический комплекс составлен по дисциплине «Обобщение и систематизация курса математики». Предназначен для учащихся 11-х классов гимназии.
Экспериментальный учебно-методический комплекс по дисциплине «Обобщение и систематизация курса математики». Автор-составитель Сыропятова Н.М. – Караганды, Гимназия №38,
2008 – … с.
Экспериментальный УМК обсужден на заседании кафедры естественно-математического цикла гимназии №38
Протокол № _____ от «____» 2008 г.
Экспериментальный УМК одобрен на заседании методического совета гимназии №38
Протокол №_____ от «____» 2008 г.
Экспериментальный УМК одобрен на заседании методического совета методического кабинета отдела образования г.Караганды
Протокол №_____ от «____» 2008 г.
Гимназия №38, 2008
1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – SYLLABUS
-
1.1 Данные об учителе: Сыропятова Нина Михайловна, учитель математики вышей категории высшего уровня квалификации; гимназия №38, тел. 56-66-49
-
Данные о дисциплине: Обобщение и систематизация курса математики (34 часа; 0, 950 кредитов); место проведения: кабинет математики №326.
Класс |
Кредиты |
Лекции |
семинары |
СРОУ |
СРУ |
Всего |
Форма контроля |
10 |
0,950 |
|
|
|
|
34 |
зачет |
-
Пререквизиты курса: для изучения данного курса гимназисту необходимы знания по математике в объеме основной школы.
Постреквизиты курса: данный курс позволяет повторить и закрепить решение текстовых задач по различным темам, свойства и графики функций. Пользоваться схемой исследования функций, производить преобразования графиков функций. Упрощать тригонометрические выражения, используя тригонометрические тождества. Решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Повторить и обобщить применение производной и интеграла, а так же повторить решение планиметрических и стереометрических задач. Постреквезиты определяются сдачей ЕНТ в объеме средней общеобразовательной школы и дальнейшим обучением в вузах по данному профилю.
-
Краткое описание курса: Данный курс предназначен для подготовки учеников
11–х классов с целью овладения ими системой фундаментальных знаний по математике, а также способствует развитию навыков по применению математического аппарата к исследованию функций, преобразованию тригонометрических выражений, алгебраических выражений, решению уравнений, неравенств и текстовых задач по алгебре и геометрии.
Цель курса: обобщение и систематизация школьного курса математики с целью подготовки учащихся к ЕНТ, углубление и расширения математической базы для успешного изучения высшей математики и других технических дисциплин в вузах с политехническим профилем.
Главной задачей является раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, решением задач, уравнений и неравенств, подготовка необходимого аппарата для изучения высшей математики. В ходе изучения ставятся следующие задачи:
-
Формировать у учащихся прочную систему знаний и навыков по данной дисциплине, повышать общий уровень математической культуры.
-
Научить выполнять тождественные преобразования, решать различные виды уравнений, неравенств, систем уравнений.
-
Систематизировать виды и методы решения текстовых задач по алгебре и геометрии.
-
Научить учащихся самостоятельной работе с учебной и научной литературой.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
-
Виды задач и способы их решения.
-
Применение формул в тождественных преобразованиях.
-
Приемы и методы решения различных видов уравнений, неравенств и их систем.
-
Правила дифференцирования и интегрирования функции.
-
Общую схему исследования функции.
-
Теоретический материал курса планиметрии и стереометрии.
Уметь:
-
Решать различные виды текстовых задач.
-
Применять изученные формулы для выполнения тождественных преобразований.
-
Применять различные приемы и методы для решения уравнений, неравенств и их систем.
-
Применять дифференцирование и интегрирование к исследованию функции и решению задач.
Знать и уметь применять к решению задач теоремы планиметрии и стереометрии.
Проектная деятельность.
Темы научных работ и рефератов:
-
Преобразование графиков функций.
-
Исследование функции.
-
Применение метода координат к решению задач.
-
Применение векторного метода к решению задач.
-
Операции над обратными тригонометрическими функциями.
-
Доказательство тождеств, содержащих обратные тригонометрические функции.
-
Уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции.
-
Уравнения и неравенства с параметрами.
-
Методы решения уравнений.
-
Методы решения неравенств.
-
Методы решения систем уравнений и неравенств.
-
Виды тригонометрических уравнений и способы их решения.
-
Тригонометрические неравенства.
-
Комбинации многогранников, цилиндра, конуса и шара
-
Используемая литература
Основу учебно-методического комплекс комплекса составляет литература, посвященная вопросам математики.
Основная литература:
1. М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (для школ и классов с углубленным изучением математики). Москва «Просвещение» 2005.
2. Н.Я. Виленкин, О.С Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд. Алгебра и математический анализ для 11 класса. Москва «Просвещение» 1993.
3. Л.С. Атанасян. Геометрия 7-11.
4. В.С.Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии.
5. В.С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа.
6. М.И. Сканави. Сборник конкурсных задач.
7. Г. Дорофеев. Математика для поступающих в ВУЗы.
8. И.Ф. Шарыгин. Математика для поступающих в ВУЗы.
9. Сборники тестов по математике. Национальный центр государственных стандартов и тестирования. Астана. Алматы.
10. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы под редакцией А.И. Прилепко. Москва «Высшая школа» 1989.
11. Дороднов А.М. и др. Графики функций. Высшая школа, 1972 г.
12. Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики. Изд-во: «Наука». Москва, 1965г.
13. А.Н.Шыныбеков. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 кл.
14. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов. Москва, «Просвещение», 1992г.
15. Вавилов В.В. и др. Задачи по математике. Алгебра. Справочное пособие. Москва, «Наука», главная редакция физико-математической литературы 1987.
16. А.Г. Цыпкин. Справочник по математике для средней школы. Москва, «Наука», главная редакция физико-математической литературы 1981.
1.6 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
№ |
Виды работ |
Цель и содержание задания |
Рекомендуемая литература |
Продолжительность выполнения |
баллы |
Форма контроля |
Сроки сдачи |
1 |
Решение задач на семинарском занятии |
В соответст-вии с планами семинарских занятий |
Использовать литературу, рекомендуе- мую для подготовки семинарских занятий. |
В течение изучения курса в соответствии с расписанием занятий и учебным планом |
До 20 баллов за устный ответ по каждой теме семинарского занятия |
Текущий контроль (оценка устного ответа и работа на семинарском занятии) |
На семинарском занятии в соответствии с расписанием и учебным планом |
2 |
Устный ответ |
В соответст-вии с планами СРОУ |
Использовать литературу, рекомендуе- мую для подготовки СРОУП |
В течение изучения курса в соответствии с расписанием занятий и учебным планом |
До 15 баллов за устный ответ |
Промежуточный контроль (оценка устного ответа) |
На СРОУ, в соответствии с расписанием и учебным планом. |
3 |
Письменные работы |
В соответст-вии с планами СРОУ (контроль-ная работа, самостоя-тельная работа) |
Использовать литературу, рекомендуе-мую для подготовки СРОУ |
В течение изучения курса в соответствии с учебным планом |
До 20 баллов за каждую контрольную и самостоятельную работу |
Промежуточный контроль (оценка каждой работы) |
На СРОУП, в соответствии с расписанием и учебным планом |
4 |
Письменная работа |
В соответст-вии с планами СРУ (самостоя-тельная работа, ИДЗ) |
Использовать литературу, рекомендуе-мую для подготовки СРУ |
В течение изучения курса в соответствии с учебным планом |
До 10 баллов за каждую ДКР |
Домашний контроль (оценка каждой ДКР) |
В соответствии с планом СРУ |
5 |
Зачет |
тесты |
|
1 час |
До 35 баллов |
Итоговый контроль |
В соответствии с учебным планом |
Информация по оценке знаний учащихся
Все оценки складываются по результатам учащихся по каждому заданию и по итоговому зачету, из чего выводится средний балл для итоговой оценки.
Критерий оценки знаний учащихся: критериями оценки знаний учащихся являются полнота и качество выполнения заданий, рейтинги текущего, промежуточного, домашнего и итогового контроля. Оценка знаний учащихся основана на принципах объективности, прозрачности, гибкости, которые предполагают учет всех форм активности учащегося.
Рейтинг – шкала
№ |
Формы контроля |
Баллы |
1 |
Текущий контроль (посещение занятий и выполнение работ на лекционных, лабораторных и практических занятиях) |
20 |
2 |
Промежуточный контроль (СРОУ) |
35 |
3 |
Домашний контроль (СРС) |
10 |
4 |
Итоговый контроль (зачет) |
35 |
|
Всего |
100 |
1.8 Процедура и политика изучения дисциплины: обязанности учащихся определяются «Уставом гимназии №38», «Правилами внутреннего распорядка гимназии №38» и «Положением об организации». «Временным Положением об организации учебного процесса по кредитной системе обучения в гимназии №38». Необходимая информация представлена в «Справочнике-путеводителе для гимназиста», предназначенной для индивидуального планирования обучения учащимися.
1.9 Требования, предъявляемые к учащимся в процессе изучения дисциплины
В ходе работы по дисциплине учащиеся обязаны:
Ученик обязан кратко записывать в тетрадь читаемый курс лекций, выполнять практические и домашние задания, не опаздывать на занятия, не разговаривать во время занятий, активно участвовать в учебном процессе. Вовремя сдавать ДКР, СР и контрольные работы.
Посещение должно быть обязательным, пропуски отрабатываются в полном объеме.
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
2.1. Тематический план курса
Наименование темы |
Учебные лекции |
Семинарские, практические занятия |
СРОУ |
СРУ |
1. Виды текстовых задач и способы их решения |
1 |
1 |
2 |
|
2. Элементарные функции, их свойства и графики. Производная и ее применение. Общая схема исследования функции. |
1 |
1 |
2 |
|
3. Тригонометрические формулы. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. |
1 |
1 |
3 |
|
4. Тригонометрические уравнения и неравенства. |
1 |
1 |
3 |
|
5. Обобщение понятия степени. Показательные, логарифмические и иррациональные уравнения и неравенства и их системы. |
1 |
1 |
2 |
|
6. Методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств. Уравнения и неравенства с модулем и параметрами. |
1 |
1 |
2 |
|
7. Обобщение и повторение курса планиметрии. |
1 |
1 |
2 |
|
8. Обобщение и повторение курса стереометрии. |
1 |
1 |
2 |
|
Итого: |
8 |
8 |
18 |
Всего 34 часа |
2.2 Тезисы лекционных занятий
Тема лекции 1. Виды текстовых задач и способы их решения.
1. Основные типы задач.
Основными типами задач являются задачи на:
1) движение;
2) совместную работу;
3) планирование;
4) зависимость между компонентами арифметических действий;
5) проценты;
6) смеси и сплавы;
7) разбавление;
8) оптимальное решение (нахождение экстремума функции);
9) задачи с параметрами.
Задачи на движении подразделяются на следующие типы:
а) движение из одного пункта в другой в одном и противоположных направлениях;
б) движение из одного пункта в другой с остановкой в пути;
в) движение по водному пути;
г) определение скорости при встречном прямолинейном движении;
д) движение по окружности;
е) задачи с параметрами.
2. Способы решения задач.
Задачи на движение характеризуются тремя физическими величинами:
v – скорость;
S – расстояние;
t – время.
При решении задач на движение необходимо определить количество движений, рассматриваемых в задаче, и, вводя при необходимости переменные, записать все три величины для каждого движения. Оставшаяся в тексте информация должна быть использована для составления уравнения или системы уравнений.
При решении задач на движение по водному пути необходимо учитывать, что
v= v + v
v= v - v
v= .
При движении двух тел по окружности учитываем, что совпадение двух точек происходит, когда одна из них обошла другую на целый круг.
Задачи на работу можно сравнить с задачами на встречное движение. Проведём аналогии. Задачи на движение характеризуются тремя величинами: время, скорость, расстояние. Задачи на работу также характеризуются тремя величинами: время, производительность, объём выполняемой работы. Так как производительность является отношением объёма работы к промежутку времени, за которое эта работа была выполнена, то её можно иначе назвать скоростью выполнения работы.
В формулах, выражающих зависимость между величинами движения и работы, расстояние и объём работы являются соответствующими величинами. При этом объём выполненной работы берётся в процентах от заданного и вся работа принимается за 100%=1. В данную подгруппу входят и задачи на заполнение бассейна двумя или несколькими трубами.
Рассмотрим задачи на работу, проводя соответствующие аналогии.
Задача 1. Один рабочий выполняет некоторую работу за 10 дней, а второй рабочий выполнит эту работу за 15 дней. За сколько дней они, работая вместе, выполнят эту работу?
Решение. Составим таблицу:
|
Объем работы |
Производительность |
Время (дни) |
1-ый рабочий |
1 |
|
10 |
2-ой рабочий |
1 |
|
15 |
вместе |
1 |
+ |
? |
Вычислим время совместной работы. Оно равно частному от работы объёма совместной работы на совместную производительность, т.е.
= = 1: = = 6
Ответ: 6 дней.
Задача 2. Две трубы вместе наполняют бассейн за 7,5 часов. Одна труба в отдельности наполняет бассейн на 8 часов быстрее, чем вторая. Определить за сколько часов наполняет бассейн вторая труба?