ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2103

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из 27 привлекаемых внешних совместителей, составляющих 13% от общей численности преподавателей, – 22 чел. (81%) имеют ученые степени и звания, в том числе 5 или 19% являются докторами наук, профессорами.

Для решения проблем методического обеспечения студентов всех форм обучения, создана электронная полнотекстовая база «Методическое обеспечение», позволяющая эффективно организовать и поддерживать самостоятельную работу студентов. База данных размещена на сервере НИЦ, находится в локальном доступе и располагается на сайте академии (http://www.aael.altai.ru) в разделе «Ресурсы» Научно-информационного центра (http://192.168.9.2/Umc/Public). База содержит более 4700 файлов по всем дисциплинам, читаемым в академии.

В общем, ААЭП располагает 74 аудиторией, в том числе 14 лекционными аудиториями (до 150 посадочных мест), 60 групповыми аудиториями (до 50 посадочных мест) и 17 дисплейными классами (включая классы самоподготовки), в том числе 16 классов с выходом в Интернет.

Из них 23 аудитории оборудованы новейшей техникой (персональные компьютеры, мультимедиа проекторы, телевизоры, оборудование приема спутникового образовательного телевидения, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера, DVD-плеер, унифицированное оборудование для криминалистов, выставочные стенды с учебно-методическими образцами и др.).










Глава 4. Виды юридической деятельности. Деятельность юриста в социально-экономической сфере.


4.1. Понятие и основные виды юридической деятельности

Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Профессиональная юридическая деятельность - целенаправленные действия (поведение) юриста-профессионала по решению юридических дел, осуществляемые на основе норм процессуального права и направленные на  соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве. Юридическая деятельность - основа юридической практики.

 Профессиональная деятельность юриста в большинстве своем протекает в рамках правовой формы деятельности государства - правоприменительной, правоохранительной и др., исходной единицей которой является юридическое дело. Поэтому юридическая суть профессиональной деятельности юриста всегда связана с нормами права, основана на законе, и имеет юридические последствия.                           

Типовые элементы профессиональной деятельности юриста:

- правовая оценка представленных или найденных фактов;

- программирование поиска, проверки, оценки фактической информации;

- поиск правовой информации;

- подбор правовых норм, получение юридического вывода;

- ведение в правовых рамках переговоров, выступление в судах и других органах, посредничество для решения конфликтов;


- подготовка и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработка и обоснование позиций;

- контроль за процессом и результатами чьей-либо деятельности и др.

Деятельность юриста представляет собой труд, требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности, а также затрат энергии и времени. Работа юриста состоит в повседневной затрате усилий на: поиск правового материала, его чтение, обработка, учет возможных замечаний коллег, непонимание клиента - невинное или умышленное, необходимые поездки для получения материалов в постороннем учреждении и др. на его деятельности могут сказываться и иные условия (транспорт, связь, множительная техника, информационное обслуживание и др.). Они нередко определяют количество выполненной работы и влияют на ее качество.

 Деятельность проявляется, как правило, в действиях – целенаправленных и планируемых. Сами действия юриста требуют наличия навыков, умения, приемов, подготовки, технической оснащенности, т.е. профессиональной образованности, профессионализма. Разумеется, деятельность следователя и юрисконсульта разнятся между собой. Однако и та, и другая деятельность является юридической и профессиональной. Все виды деятельности юриста имеют общие черты, определяемые общностью права, его единством, взаимозависимостью принимаемых решений в результате разбирательства юридического дела.

  Профессиональная деятельность юриста (адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта, судьи и др.) связана с решением юридических дел.

    Юридическое дело - предусмотренное нормами права определенное жизненное обстоятельство, решение которого требует конкретных действий (операций) на основе норм процессуального права и влечет юридические последствия.

Примеры юридических дел: гражданские споры, правонарушения, семейные конфликты, трудовые конфликты и др. Юридическое дело как жизненное обстоятельство, прямо предусмотренное законом, нуждается в юридическом обеспечении со стороны юриста-профессионала. 

Юридический процесс - система процедур разрешения (разбирательства) юридических дел на основе норм права уполномоченными органами государства, должностными лицами и иными субъектами, состоящих в проведении конкретных действий (операций) и влекущих юридические последствия.

 Система действий (операций) представляет собой определенный нормами права порядок (процедуру). Соответствующим законодательством четко названы участники юридического процесса и распределены функции между ними (что обязан делать каждый участник юридического процесса), а также указано, каким образом он должен осуществлять свои функции.

  Решение юридического дела - это творческий акт юридического мышления, умение диалектически анализировать юридические факты, а не вычисление среднеарифметического из имеющихся юридических фактов. Научно-логическое мышление юриста связано с его эрудицией, малоплодотворной вне общей культуры и юридического опыта.


 Следует отметить, что принятие правовых решений - не единственный элемент юридической деятельности, профессиональной работы юриста-практика. Важную роль играет консультативная часть деятельности практикующего юриста - умение разъяснить, дать необходимые справки клиенту. Консультации адвоката, заключения юрисконсульта, мнения следователей - результат определенного вида деятельности, процедуры.

   Юридический процесс традиционно включает в себя три отрасли: уголовный, гражданский, административный. Каждый из указанных видов юридического процесса имеет свою структуру.

   Для успешного решения юридического дела необходимы ум, глубокие профессиональные знания, богатое воображение, душевность, интуиция. Хорошим юристом-практиком может стать лишь цельная творческая личность, способная решать сложные, четко поставленные, неформализованные юридические задачи.

Основные виды юридической деятельности:

- нормотворческая;

- работа в органах юстиции;

- адвокатская деятельность;

- нотариат;

- деятельность корпоративного юриста;

- оперативно-розыскная деятельность;

- следствие и дознание;

- работа в органах прокуратуры;

- судебная деятельность;

- деятельность в органах госбезопасности и иных государственных органах;


4.2. Нормотворческая деятельность и работа в органах юстиции

Нормотворческая деятельность - состоит из законотворческой и локальной.

Законотворчество — это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах — нормативно-правовых актах.

Законодательная деятельность занимает важнейшее место в механизме правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов — это показатель цивилизованности общества и его зрелости.

Законодательная деятельность государства должна быть тесно связана с правоприменительной практикой. Именно она дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их изменения или отмены.

Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании нормативно-правового акта или же подготовленного законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами этого права, законодательный орган обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или нет. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа Российской Федерации.


В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Эти органы пользуются правом законодательной инициативы в полном объеме, т.е. они могут вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Государственные органы и должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей.

Обсуждение законопроекта — это весь процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый Конституцией РФ и регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. На этой стадии заслушиваются доклад о законопроекте, выступления депутатов, вносятся поправки в проект. После предварительного рассмотрения законопроекта в комитетах его выносят на рассмотрение Государственной Думы.

Процедура официального рассмотрения и принятия федеральных законов осуществляется в трех чтениях, после каждого из которых Государственная Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект. Законопроект становится федеральным законом после того, как будет принят Государственной Думой в третьем чтении.

Затем закон обсуждается в Совете Федерации, который может принять или отклонить законопроект. Если закон отклонен, то Государственная Дума может преодолеть его квалифицированным большинством голосов.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. Эта стадия определяет порядок опубликования и вступления закона в силу. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон подписывает Президент РФ и обнародует его. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» считается первая публикация полного текста федерального закона в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.


На территории Российской Федерации применяются только те законы, которые официально опубликованы, то есть пока закон не будет официально опубликован, он не может вступать в силу, а следовательно, не может и применяться.

Подзаконные акты: Указы Президента, Постановления правительства РФ, акты министерств и ведомств. Подлежат регистрации в Министерстве юстиции и опубликованию.

Законодательный процесс может идти и на уровне субъектов федерации. Здесь законодательный орган - представительный орган субъекта РФ.

Локальное нормотворчество важнейшая функция субъекта права – юридического лица.

Локальный нормативный акт – это документ органов управления организации содержащий локальные нормы права и устанавливающий правила поведения для лиц, входящих в состав или взаимодействующих с этой организацией.

Локальные нормы права – это правила поведения в определенном месте, внутри определенной организации. Локальные нормы права - это нормы, которые не устанавливаются, а санкционируются государством. Таких санкций можно найти очень много в действующем законодательстве, в частности в Гражданском кодексе, законах об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и других. Обычно такого рода санкции устанавливаются в диспозитивных нормах такого рода оборотами: «если иное не установлено договором» или «если иное не установлено учредительными документами». Локальным нормам права обеспечивается защита силой государственного принуждения.

Необходимость создания локальных нормативных актов детерминируется тем, что в законодательстве невозможно должным образом урегулировать все отношения на уровне отдельно взятой организации или отношения, возникающие между различными субъектами в процессе их партнерских отношений. Процесс принятия закона достаточно длительный и можно констатировать, что государственное регулирование не всегда успевает регулировать развивающиеся процессы. Восполнять эти пробелы в законодательстве, и призваны локальные нормативные акты. Кроме того, в организации трудятся различные категории работников и надо урегулировать их отношения и интересы, которые не всегда совпадают, а иногда находятся в противоречии.

Локальные нормы права входят в состав правовых норм, но их отличие состоит в ограниченности сферы действия и субъективного состава. Особенностью локальных актов является еще и то, что в зависимости от их вида они могут содержать не только нормы права, но и корпоративные обычаи, деловые обыкновения. В юридической литературе отмечается, что локальные акты это наиболее распространенные акты, регулирующие разнообразные виды отношений и их число просто не поддается пересчету.

В локальном акте должны содержаться нормы регулирующие отношения меду членами корпорации или ее подразделениями. Юридическую силу локальный акт будет иметь только в том случае, если он принят компетентным органом. Предметы компетенции различных органов разграничиваются в законодательстве и уточняются в учредительных документах. В законе, например, устанавливаются вопросы исключительной компетенции общего собрания учредителей, совета директоров. Компетенция исполнительных органов и их структура устанавливаются общим собранием или советом директоров.