ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2101

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кафедра — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации.

Аспирантура и докторантура.

Подготовительное отделение для абитуриентов.

В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.

При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно было пройти 5-летний срок очного обучения для специалистов. Сейчас, в связи с присоединением России к Болонскому процессу подготовка юристов изменилась.

Федеральный закон «О вузовском и после вузовском образовании в РФ» устанавливает, что:

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» - бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» - подготовка специалиста или магистратура.

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) «бакалавр» - четыре года;

для получения квалификации (степени) «специалист» - не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) «магистр» - два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования - программе магистратуры.


Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.

Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.


Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

- общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;

- применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;

- отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.

- а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры, готовящие специалистов для органов прокуратуры; Вузы МВД России (бывшие Высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; Вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

В настоящее время в России ведущими ВУЗами по подготовке юристов являются: юридический факультет МГУ, юридический факультет СПбГУ, Московская государственная юридическая академия, Саратовская государственная академия права, Уральская государственная юридическая академия, Академия управления МВД России, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, Российская академия правосудия.

После получения высшего юридического образования, степени специалиста или магистра права, можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присвоением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.


3.2. Образовательные технологии и методы обучения

Образовательные технологии – это процесс взаимодействия (комплекс методов и организационных форм) между преподавателями и студентами, а также административным и материальным компонентами учебного заведения.

Методы обучения — это те компоненты учебного про­цесса, которые наиболее активно влияют на результаты подготовки специалистов. Они находятся в тесной связи между собой, но также связаны и с другими компонентами учебного процесса, такими в пер­вую очередь, как цели и задачи, организационные формы и средства обучения.

Стандарты третьего поколения, которые требуют формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, так или иначе все равно основываются на тех трех китах стандартов второго поколения: знания, умение, навыки. Только на их основе могут быть сформированы все виды компетенций.

В традиционном методе обучения, который иногда, и не вполне заслужено, называют пассивным, форма взаимодействия студентов и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь учителя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия. С учетом этих плюсов, многие предпочитают этот метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога. Лекция - самый распространенный вид пассивного занятия. Этот вид широко распространен в вузах.

Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Если на пассивном занятии основным действующим лицом и менеджером занятия был преподаватель, то здесь преподаватель и студент находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Здесь тоже преподаватель разрабатывает план занятия, но в виде имитационных и неимитационных заданий. Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый, а также приобретают определенные навыки и умения.



Активные и интерактивные методы обучения



Интерактивные неимитационные Активные неимитационные



Игровые: Неигровые:


Ролевые игры Решение задач Лекции

Ситуационные игры Мозговой штурм Семинары

Деловые игры Мастер-классы Конференции (коллоквиумы)

Организационно- Кейс-технологии Защита проектов

деятельностные игры Учебные и производственные

практики

В традиционной и активной форме могут проводиться такие общеизвестные виды занятий как лекции, семинары, практические занятии. Мы же остановимся на наиболее эффективных, но, к сожалению пока не часто применяемых в юриспруденции интерактивных методах обучения.

Метод мозгового штурма ("brain-storming" – мозговая атака, второе значение близко к русскому выражению "сорванная крыша") используется во многих деловых играх, при решении задач, однако сам он является неигровым имитационным методом по классификации активных и интерактивных методов обучения. Применением этого метода обучения стимулируется активность обучаемых в усвоении теоретического материала, решении конкретных учебных и профессиональных задач. Не каждое коллективное обсуждение проблемы можно назвать мозговым штурмом, так как он имеет свои правила подготовки и проведения.

Мастер-класс - это групповое занятие, которое проводит специалист в своей области. Здесь мастера своего дела делятся со студентами различными методиками и профессиональными секретами, подсказывают приемы и указывают на недостатки. Это очень эффективное средство передачи, выработки и закрепления профессиональных навыков и умений.

Юридическая клиника (учебная фирма)некоммерческое образование (может быть зарегистрировано как некоммерческая организация), основной, но не единственной целью которого является оказание бесплатной юридической помощи населению.

Как правило, юридические клиники организуются при высших учебных заведениях, с тем, чтобы предоставлять возможность студентам, приобретать опыт консультирования, а преподавателям — поддерживать свой профессиональный уровень, применяя теоретические знания на практике.

Кейс-технология (кейс- стадии) – это обучение при помощи разбора игровых (реальных) практических ситуаций (кейсов). Это форма интерактивного обучения зародилась в Гарвардской школе и в настоящее время используется для подготовки специалистов в ведущих западных бизнес- школах повсеместно. Кейс-технология в чем-то похожа на ситуационную игру, но отличается по методике подготовки и проведения, да и конечная цель у нее несколько иная. Подробно этот метод обучения будет рассмотрен в третьей главе.