ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2193
Скачиваний: 10
Методические указания по подготовке курсовых работ
Курсовая работа представляет собой спланированный трудовой процесс, состоящий из ряда последовательно вытекающих одна из другой стадий (этапов):
а) выбор темы;
б) консультация и составление предварительного плана работы;
в) сбор научной информации, относящейся к теме исследования (прежде всего работа с библиографией), изучение литературы;
г) анализ составных частей проблемы, изложение темы;
д) обработка материала в целом;
е) уточнение плана;
ж) оформление курсовой работы;
з) представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования;
и) работа с рецензией и устранение замечаний;
к) защита курсовой работы.
Выбор темы курсовой работы. Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедре, выбрать тему и сообщить о ней преподавателю — научному руководителю и методисту кафедры. Можно предложить свою собственную тему исследования, предварительно согласовав ее на кафедре. Выбор темы определяется (в первую очередь) уже накопленной суммой знаний, но в определенной мере зависит от индивидуальных способностей и личных склонностей автора. При определении темы есть опасность взяться за проблему, которая с первого взгляда кажется весьма простой, однако в ходе ее раскрытия требуются знания, предполагающие довольно высокий уровень теоретической абстракции. В этом случае помощь может оказать преподаватель, ведущий семинарские занятия в учебной группе.
Конечно, не все темы курсовых работ одинаковы по степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться, если помнить о том, что при изучении сложных теоретических вопросов ''сразу кое-кого, может быть, и отпугнет трудность изложения, надо предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понято при повторном чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны" (В. И. Ленин). Студент, проявивший серьезное отношение к работе, правильно распределивший время, работающий без спешки, планомерно и систематически, обеспечит успешное ее написание и защиту.
Составление и согласование плана курсовой работы. Наличие плана работы позволяет уйти от освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и последовательность изложения материала, избежать пробелов и повторений, рационально организовать самостоятельный труд, сэкономить время. Выбор темы и составление плана не должны происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе.
План работы согласовывается с научным руководителем. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел (главу) плана можно развернуть на подвопросы (параграфы). Как правило, оптимальное число проанализированных вопросов не превышает трех-четырех, (глав не больше двух-трех, состоящих из 2-3 параграфов). Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана — это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.
Сбор научной информации по теме, подготовка библиографии, изучение литературы и нормативного материала. В основе успешного выполнения работы лежит сбор научной и фактической информации. По каждой теме рекомендованы основные нормативные акты и литература, которые имеются в библиотеке вуза, на кафедре и т. д. Помимо монографической литературы почерпнуть полезную информацию можно из журналов. Список используемой литературы должен быть полным и включать нормативные акты, основополагающие монографические работы, учебные пособия, журнальные и газетные статьи. Ценятся авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, сборники научных трудов.
Анализ собранного материала, изложение темы. После подбора соответствующей литературы наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы — чтение, анализ и конспектирование литературных источников.
Для того, чтобы получить целостное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения соответствующей лекции или главы в учебнике. Прежде чем делать выписки из монографической литературы, необходимо прочитать произведение или его законченную часть, уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений в специально отведенных для этого тетрадях и листах. Изучение монографической и иной специальной литературы, нормативных актов и т. п. следует проводить в таком же порядке.
Рекомендованные источники для подготовки курсовых работ подобраны с учетом существования различных точек зрения по избранной теме, поэтому следует избегать частого цитирования работы одного (особенно научного руководителя) или нескольких авторов.
Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в курсовой работе. Умение работать с ним необходимо продемонстрировать каждому студенту. Ссылки на Конституцию РФ, международно-правовые документы, законы и подзаконные акты должны присутствовать при аргументации научных положений, которые в них закреплены или требуют нормативного регулирования. При работе с этим материалом необходимо учесть, что ссылки на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт.
Анализ составных частей проблемы, изложение темы должны проводиться в определенных рамках.
Во-первых, нужно уточнить категориальный аппарат, на который следует опереться при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного «постула» в виде развернутого определения.
Во-вторых, раскрыть содержание вопроса, показать роль изучаемого явления, его связь в системе теоретических положений и категорий.
В-третьих, весьма ценным в студенческой работе является подкрепление теоретических выводов и положений фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из судебной практики;
В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль (как общее правило) скрывает бедность мысли.
В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, без которых невозможно развивать новые, нетрадиционные взгляды.
Обработка собранного материала в целом. Обработка информации, в целом представляющая собой процесс написания курсовой работы, является систематизацией и сопоставлением различных частей собранного материала, приводящей к уяснению внутренней логики всей работы, структурных граней каждого обособленного вопроса.
Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или в отдельных папках по каждому разделу плана. И выписки, и запись работы в черновом варианте удобно вести на отдельных листах, что дает возможность вносить необходимые изменения.
Весьма важно, что хранящаяся в электронной памяти информация может быть востребована на старших курсах для написания других курсовых, рефератов и выполнения дипломной работы.
В соответствии с выработанным планом следует определить пределы каждого вопроса, в котором целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, которые затем анализируются, подкрепляются аргументами, примерами, и как итог — вырабатывается собственная позиция, делаются необходимые обобщающие выводы. На этом этапе уточняется собранный материал и откладывается в сторону второстепенная и малозначимая информация.
Желательно курсовую работу выполнить в машинописном варианте. Ее объем устанавливается в пределах одного печатного листа (25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала). Допускается выполнение курсовой работы в рукописном варианте в общих тетрадях или на стандартных листах писчей (канцелярской) бумаги. Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. Сокращение слов (помимо общепринятых) не допускается.
Курсовая в соответствии с планом начинается с введения, в котором отмечается актуальность и мотивы избрания, степень разработанности темы в трудах ученых и специалистов, а также нормативная база исследования. Необходимо также указывать объект, предмет, цель и задачи работы. Можно указать и методы исследования.
В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Особое внимание обращается на выделение понятий и категорий, которые рассматриваются в данной теме. Любой вопрос, как и работа в целом, должен состоять из введения, основной части и заключения (вывода).
В основной части работы — как правило, это три-четыре вопроса — показывается понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое их сопоставление или бездоказательная критика отдельных авторов, а стремление к тому, чтобы отстаиваемые или разделяемые студентом суждения были подкреплены теоретическими положениями, фактами и конкретными примерами. Ценным является использование материалов законодательной, административной и судебной практики. Поскольку курсовая работа — результат самостоятельного изучения избранной темы, она должна быть написана свободно, содержать необходимые и аргументированные обобщения и выводы.
В заключении подводится итог проделанной работы, указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, выделяются узловые или вызвавшие интерес проблемы. Следует отметить, какие вопросы имеют наибольшую практическую значимость для деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения прав человека и гражданина, совершенствования федеративных отношений. Обобщения и выводы необходимо излагать кратко и своими словами.
Курсовая работа имеет титульный лист, на котором обозначается название вуза, факультета, кафедры, темы, фамилия и инициалы студента, номер его учебной группы, а также должность, ученая степень, научное звание, фамилия и инициалы научного руководителя. В самом низу титульного листа указывается город, где расположено учебное заведение, и год подготовки курсовой. На следующей странице размещается план (оглавление) курсовой работы и определяется, на каких страницах размещены главы (разделы), параграфы, подзаголовки.
Все страницы курсовой работы должны быть пронумерованы. Текст каждого раздела начинается с названия и его порядкового номера в соответствии с выработанным планом. Целесообразно выделять в тексте названия основных вопросов работы.
Ссылки на научные работы, нормативные акты в тексте обозначаются цифрами. Обычно применяется постраничная нумерация сносок в соответствии с требованиями оформления научного аппарата.
В библиографии указывается список использованной литературы, включающий разделы: 1) нормативные акты, 2) литература 3) материалы практики.
В раздел «Нормативные акты» включаются действующие законодательные и другие официальные документы в следующей очередности: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международно-правовые акты, постановления Конституционного Суда РФ, решения других высших судебных органов, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных министерств, ведомств, государственных комитетов, Конституции (Уставы) и законы субъектов Федерации, подзаконные акты субъектов Федерации, правовые акты органов местного самоуправления и т. п. Если использован ратифицированный и вступивший в силу международный договор Российской Федерации, то он помещается в списке сразу после Конституции РФ. В раздел «Литература» включаются все использованные монографические, публицистические и другие источники, располагаемые в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора, независимо от того, опубликовал ли он монографию, журнальную, газетную статью или рецензию. Если использован сборник научных статей, то он описывается по первой букве его полного названия. При описании монографии указывается фамилия автора с инициалами, полное название книги, город, год выпуска. При описании журнальной статьи приводятся следующие данные: фамилия автора с инициалами, ее полное название, название журнала, год и номер выпуска.
Курсовая работа должна быть сброшюрована (прошита), аккуратно оформлена. На последней странице ставится личная подпись автора, дата ее завершения, и только после этого она сдается для регистрации методисту кафедры.
Работа с рецензией и устранение замечаний. Работа с рецензией и последующая защита курсовой представляют собой завершающую часть исследования и выступают его определенным итогом.
Получив письменную рецензию на представленную работу, студент должен внимательно изучить ее, обратить внимание на замечания, указанные в тексте работы и в рецензии.
Замечания, требующие письменного дополнения, устраняются в согласованные с научным руководителем сроки. Отдельные замечания, указанные в рецензии, могут требовать лишь уточнений или подкрепления отдельными аргументами, которые приводятся при защите, т. е. устно. Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыто содержание вопросов, переписано из одного источника и т. д.), то курсовая направляется рецензентом на доработку.
Защита курсовой работы проводится в установленные кафедрой сроки и принимается комиссией в составе двух-трех преподавателей, включая научного руководителя. В течение 7—10 мин., в соответствии с планом, кратко и убедительно излагается содержание работы, делается обзор использованной научной литературы, обобщаются основные выводы, вытекающие из темы исследования. Даются полные и аргументированные ответы на замечания рецензента и заданные в ходе защиты вопросы.
Оценка за курсовую работу выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты. Оценка за курсовую выставляется в зачетную книжку, а затем с выпиской прилагается к диплому. Студенты, не написавшие курсовую работу, считаются не выполнившими учебный план и имеющими академическую задолженность.
1. Библиографическое описание книг и сериальных изданий
1.1. Описание однотомных книг, монографий, учебников, сборников статей:
а) одного автора: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 365—366.
б) в случае ссылки на весь источник: Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. 352 с.
в) двух авторов: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1996. С. 118.
г) трех авторов: Бойков В. Э. и др. Общественное сознание и перестройка. М., 1990. 286 с.
д) авторского коллектива: Конституционное право России в вопросах и ответах / Под ред. А. В. Малько. М., 1999. 1.2. Описание многотомных книг:
а) ссылка на весь источник: Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: В 3-х т. М., 1991.
б) описание отдельного тома: Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б. А. Страшун. В 4-х т. М., 1995. Т. 2. С. 196—199.
Монтескье Ш. Л. О духе законов // Избр. произведения: В 2-х т. М, 1955. Т. 1. С. 350—410.