ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2099

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Методические указания по подготовке курсовых работ

Курсовая работа представляет собой спланированный трудовой процесс, состоящий из ряда последовательно вытекающих одна из другой стадий (этапов):

а) выбор темы;

б) консультация и составление предварительного плана работы;

в) сбор научной информации, относящейся к теме иссле­дования (прежде всего работа с библиографией), изучение литературы;

г) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

д) обработка материала в целом;

е) уточнение плана;

ж) оформление курсовой работы;

з) представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования;

и) работа с рецензией и устранение замечаний;

к) защита курсовой работы.

 Выбор темы курсовой работы. Студенты должны внимательно ознакомиться с примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на кафедре, вы­брать тему и сообщить о ней преподавателю — научному ру­ководителю и методисту кафедры. Можно предложить свою собственную тему исследования, предварительно согласовав ее на кафедре. Выбор темы определяется (в первую очередь) уже накоп­ленной суммой знаний, но в определенной мере зависит от индивидуальных способностей и личных склонностей автора. При определении темы есть опасность взяться за проблему, которая с первого взгляда кажется весьма простой, однако в ходе ее раскрытия требуются знания, предполагающие до­вольно высокий уровень теоретической абстракции. В этом слу­чае помощь может оказать преподаватель, ведущий семинарские занятия в учебной группе.

Конечно, не все темы курсовых работ одинаковы по степени трудности, но с любой из них можно успешно справиться, если помнить о том, что при изучении сложных теорети­ческих вопросов ''сразу кое-кого, может быть, и отпугнет труд­ность изложения, надо предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понято при повторном чтении, или когда вы подойдете к воп­росу впоследствии с несколько иной стороны" (В. И. Ленин). Студент, проявивший серьезное отношение к работе, пра­вильно распределивший время, работающий без спешки, планомерно и систематически, обеспечит успешное ее написание и защиту.

Составление и согласование плана курсовой работы. Наличие плана работы позволяет уйти от освещения в ней вопросов, не относящихся к теме, обеспечить четкость и пос­ледовательность изложения материала, избежать пробелов и повторений, рационально организовать самостоятельный труд, сэкономить время. Выбор темы и состав­ление плана не должны происходить механически. Предвари­тельно необходимо ознакомиться с соответствующим разде­лом учебника, понять содержание темы, определить место и значение данной темы в изучаемом курсе.

План работы согласовывается с научным руководителем. Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел (главу) плана можно развер­нуть на подвопросы (параграфы). Как правило, оптимальное число про­анализированных вопросов не превышает трех-четырех, (глав не больше двух-трех, состоящих из 2-3 параграфов). Следует при этом помнить, что излишнее перегружение плана нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана — это повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.


Сбор научной информации по теме, подготовка библиографии, изучение литературы и нормативного материала. В основе успешного выполнения работы лежит сбор научной и фактической информации. По каждой теме рекомен­дованы основные нормативные акты и литература, которые имеются в библиотеке вуза, на кафедре и т. д. Помимо моно­графической литературы почерпнуть полезную информацию можно из журналов. Список используемой литературы должен быть полным и включать нормативные акты, основополагающие монографи­ческие работы, учебные пособия, журнальные и газетные статьи. Ценятся авторефераты кандидатских и докторских дис­сертаций, сборники научных трудов.

 Анализ собранного материала, изложение темы. После подбора соответствующей литературы наступает самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы — чтение, анализ и конспектирование лите­ратурных источников.

Для того, чтобы получить целостное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочте­ния соответствующей лекции или главы в учебнике. Прежде чем делать выписки из монографической литературы, необхо­димо прочитать произведение или его законченную часть, уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений в специ­ально отведенных для этого тетрадях и листах. Изучение мо­нографической и иной специальной литературы, нормативных актов и т. п. следует проводить в таком же порядке.

Рекомендованные источники для подготовки курсовых работ подобраны с учетом существования различных точек зрения по избранной теме, поэтому следует избегать частого цитирования работы одного (особенно научного руководителя) или нескольких авторов.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного мате­риала, используемого в курсовой работе. Умение работать с ним необходимо продемонстрировать каждому студенту. Ссылки на Конституцию РФ, международно-правовые документы, законы и подзаконные акты должны присутствовать при аргу­ментации научных положений, которые в них закреплены или требуют нормативного регулирования. При работе с этим ма­териалом необходимо учесть, что ссылки на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного на­звания, даты и органа, принявшего данный акт.

Анализ составных частей проблемы, изложение темы дол­жны проводиться в определенных рамках.

Во-первых, нужно уточнить категориальный аппарат, на который следует опе­реться при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного «постула» в виде развернутого определения.

Во-вторых, раскрыть содержание вопроса, показать роль изучаемого явления, его связь в сис­теме теоретических положений и категорий.


В-третьих, весь­ма ценным в студенческой работе является подкрепление те­оретических выводов и положений фактами практической де­ятельности, политической реальности, примерами из судеб­ной практики;

В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль (как общее правило) скрывает бедность мысли.

В-пятых, в работе обязательно должны присутство­вать элементы полемики, без которых невозможно развивать новые, нетрадиционные взгляды.

 Обработка собранного материала в целом. Обработка информации, в целом представляющая собой процесс написания курсовой работы, является систематизаци­ей и сопоставлением различных частей собранного материала, приводящей к уяснению внутренней логики всей работы, струк­турных граней каждого обособленного вопроса.

Всю подготовленную информацию можно записывать и накапливать в рабочей тетради или в отдельных папках по каждому разделу плана. И выписки, и запись работы в черно­вом варианте удобно вести на отдельных листах, что дает возможность вносить необходимые изменения.

Весьма важ­но, что хранящаяся в электронной памяти информация может быть востребована на старших курсах для написания других курсовых, рефератов и выполнения дипломной работы.

В соответствии с выработанным планом следует опреде­лить пределы каждого вопроса, в котором целесообразно вна­чале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, которые затем анализи­руются, подкрепляются аргументами, примерами, и как итог — вырабатывается собственная позиция, делаются необходимые обобщающие выводы. На этом этапе уточняется собранный материал и откла­дывается в сторону второстепенная и малозначимая информа­ция.

Желательно курсовую работу выполнить в машинописном варианте. Ее объем устанавливается в пределах одного печат­ного листа (25 страниц машинописного текста через 1,5 интер­вала). Допускается выполнение курсовой работы в руко­писном варианте в общих тетрадях или на стандартных лис­тах писчей (канцелярской) бумаги. Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. Сокращение слов (поми­мо общепринятых) не допускается.

Курсовая в соответствии с планом начинается с введения, в котором отмечается актуальность и мотивы избрания, степень разработанности темы в трудах ученых и специалистов, а также нормативная база исследования. Необ­ходимо также указывать объект, предмет, цель и задачи работы. Можно указать и методы исследования.

В основной части работы логически последовательно рас­крываются поставленные вопросы. Особое внимание обращается на выделение понятий и категорий, которые рассматриваются в данной теме. Любой вопрос, как и работа в целом, должен со­стоять из введения, основной части и заключения (вывода).


В основной части работы — как правило, это три-четыре вопроса — показывается понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять раз­личные точки зрения. Важно не механическое их сопоставле­ние или бездоказательная критика отдельных авторов, а стремление к тому, чтобы отстаиваемые или разделяемые студен­том суждения были подкреплены теоретическими положения­ми, фактами и конкретными примерами. Ценным является ис­пользование материалов законодательной, административной и судебной практики. Поскольку курсовая работа — результат самостоятельно­го изучения избранной темы, она должна быть написана сво­бодно, содержать необходимые и аргументированные обобще­ния и выводы.

В заключении подводится итог проделанной работы, ука­зывается, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, выделяются узловые или вы­звавшие интерес проблемы. Следует отметить, какие вопросы имеют наибольшую практическую значимость для деятельнос­ти органов государственной власти и органов местного само­управления, обеспечения прав человека и гражданина, совер­шенствования федеративных отношений. Обобщения и выводы необходимо излагать кратко и своими словами.

Курсовая работа имеет титульный лист, на котором обо­значается название вуза, факультета, кафедры, темы, фа­милия и инициалы студента, номер его учебной группы, а также должность, ученая степень, научное звание, фамилия и инициалы научного руководителя. В самом низу титульного листа указывается город, где расположено учебное заведе­ние, и год подготовки курсовой. На следующей странице размещается план (оглавление) курсовой работы и определяется, на каких страницах разме­щены главы (разделы), параграфы, подзаголовки.

Все страницы курсовой работы должны быть пронумеро­ваны. Текст каждого раздела начинается с названия и его по­рядкового номера в соответствии с выработанным планом. Це­лесообразно выделять в тексте названия основных вопросов работы.

Ссылки на научные работы, нормативные акты в тексте обозначаются цифрами. Обычно применяется постраничная нумерация сносок в соответствии с требованиями оформления научного аппарата.

В библиографии указывается список использованной ли­тературы, включающий разделы: 1) нормативные акты, 2) литература 3) материалы практики.

В раздел «Нормативные акты» включаются действующие законодательные и другие официальные документы в следу­ющей очередности: Конституция РФ, федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы, международно-пра­вовые акты, постановления Конституционного Суда РФ, ре­шения других высших судебных органов, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных министерств, ведомств, государственных комитетов, Консти­туции (Уставы) и законы субъектов Федерации, подзаконные акты субъектов Федерации, правовые акты органов местного самоуправления и т. п. Если использован ратифицированный и вступивший в силу международный договор Российской Фе­дерации, то он помещается в списке сразу после Конститу­ции РФ. В раздел «Литература» включаются все использован­ные монографические, публицистические и другие источни­ки, располагаемые в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора, независимо от того, опубликовал ли он мо­нографию, журнальную, газетную статью или рецензию. Если использован сборник научных статей, то он описывается по первой букве его полного названия. При описании монографии указывается фамилия автора с инициалами, полное название книги, город, год выпуска. При описании журнальной статьи приводятся следующие данные: фамилия автора с инициалами, ее полное название, название журнала, год и номер вы­пуска.


Курсовая работа должна быть сброшюрована (прошита), аккуратно оформлена. На последней странице ставится лич­ная подпись автора, дата ее завершения, и только после это­го она сдается для регистрации методисту кафедры.

 Работа с рецензией и устранение замечаний. Работа с рецензией и последующая защита курсовой пред­ставляют собой завершающую часть исследования и выступа­ют его определенным итогом.

Получив письменную рецензию на представленную рабо­ту, студент должен внимательно изучить ее, обратить внима­ние на замечания, указанные в тексте работы и в рецензии.

Замечания, требующие письменного дополнения, устра­няются в согласованные с научным руководителем сроки. Отдельные замечания, указанные в рецензии, могут требовать лишь уточнений или подкрепления отдельными аргументами, которые приводятся при защите, т. е. устно. Если содержание работы не соответствует предъявляе­мым требованиям (не раскрыто содержание вопросов, пере­писано из одного источника и т. д.), то курсовая направляется рецензентом на доработку.

Защита курсовой работы проводится в установленные ка­федрой сроки и принимается комиссией в составе двух-трех преподавателей, включая научного руководителя. В течение 7—10 мин., в соответствии с планом, кратко и убедительно излагается содержание работы, делается обзор использован­ной научной литературы, обобщаются основные выводы, вы­текающие из темы исследования. Даются полные и аргумен­тированные ответы на замечания рецензента и заданные в ходе защиты вопросы.

Оценка за курсовую работу выставляется с учетом каче­ства выполненной работы и результатов ее защиты. Оценка за курсовую выставляется в зачетную книжку, а затем с выпиской прилагается к диплому. Студенты, не напи­савшие курсовую работу, считаются не выполнившими учеб­ный план и имеющими академическую задолженность.

1. Библиографическое описание книг и сериальных изданий

1.1. Описание однотомных книг, монографий, учебников, сборников статей:

а) одного автора: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 365—366.

б) в случае ссылки на весь источник: Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. 352 с.

в) двух авторов: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституци­онное право России. М., 1996. С. 118.

г) трех авторов: Бойков В. Э. и др. Общественное сознание и перестройка. М., 1990. 286 с.

д) авторского коллектива: Конституционное право России в вопросах и ответах / Под ред. А. В. Малько. М., 1999. 1.2. Описание многотомных книг:

а) ссылка на весь источник: Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта: В 3-х т. М., 1991.

б) описание отдельного тома: Конституционное (государ­ственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б. А. Страшун. В 4-х т. М., 1995. Т. 2. С. 196—199.

Монтескье Ш. Л. О духе законов // Избр. произведения: В 2-х т. М, 1955. Т. 1. С. 350—410.