ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2020
Просмотров: 2570
Скачиваний: 5
высказывания такого рода, существуют только в силу того, что они их произносят,
оказывая непосредственный эффект, о котором мы уже говорили, как на свой
референт - университет, так и на своего получателя - преподавателей.
Иной случай представляют высказывания типа "Дайте средства университету",
которые являются прескриптивными. Они могут принимать форму приказов, команд,
инструкций, рекомендаций, запросов, просьб, прошений и т. п. Видно, что
отправитель здесь поставлен во властную позицию в широком смысле слова (включая
и ту власть, которой обладает грешник над богом, показывающим свое милосердие),
т. е. он ждет от получателя осуществления соответствующего действия. В свою
очередь эти два последних пункта подвергаются в прескриптивной прагматике
воздействиям взаимопоручительства (concomitants)31.
__________
31 Недавний анализ этих категорий сделан Хабермасом в "Unbereitende
Bemerkungen..." и обсуждался Ж.-Пуленом в цитированной выше статье.
32 Ж.-Ф. Лиотар
Другими являются также эффективность вопроса, обещания, литературного описания,
наррации и т. п. Мы, конечно, кое-что пропускаем. Когда Витгенштейн, начиная
сызнова изучение языка, сосредоточивает свое внимание на эффектах дискурса, он
называет различные виды высказываний (мы только что назвали некоторые из них),
которые он отмечает в языковых играх32. Этим термином он обозначает, что
различные категории высказываний должны поддаваться наименованию по правилам,
определяющим их свойства и соответствующее им употребление, точно также как в
шахматной игре существует группа правил, определяющих свойства фигур и
соответствующий способ их передвижения.
По поводу языковых игр следует привести три наблюдения. Первое: их правила не
содержат в самих себе свою легитимацию, но составляют предмет соглашения -
явного или неявного - между игроками (что однако не означает, что эти последние
выдумывают правила). Второе: если нет правил, то нет и игры33; даже небольшое
изменение правила меняет природу игры, а "прием" или высказывание не
удовлетворяющее правилам, не принадлежат определяемой ими игре.
Это последнее наблюдение приводит к предположению существования первого
принципа, лежащего в
__________
32 Wittgenstein L. Investigations philosophiques, op.cit., 23.
33 Neumann J., von, Morgenstern O. Theory of Games and Economic Behavior.
Ptinceton U.P, 1948, 3e ed., 1954. P. 49: "Игра заключается в совокупности
описывающих ее правил". Формула чуждая духу Витгентштейна, для которого понятие
игры не охватывалось одним определением, поскольку это последнее уже
представляет собой языковую игру (Ор. cit., 65-84).
метод: языковые игры 33
основе всего нашего метода: говорить значит бороться - в смысле играть; языковые
акты34 показывают общее противоборство (агонистику)35. Это совсем не значит, что
играют только для того, чтобы выиграть. Можно применить прием только из
удовольствия от его придумать: разве не это мы находим в народной речи или
литературе? Беспрерывное выдумывание оборотов, слов, смыслов доставляет большую
радость, а на уровне речи - это то, что развивает язык. Однако, конечно же, само
такое удовольствие не свободно от чувства успеха, как минимум вырванного у
противника, и зависит от величины, принятого языка, коннотации36.
Эта идея речевой агонистики нс должна скрывать следующий принцип,
комплементарный первому и определяющий наш анализ: наблюдаемая социальная связь
основана на речевых "приемах". Раскрывая это предположение, мы подойдем к
главной теме.
___________
34 Этот термин взят у С±рла: "Языковые акты есть исходные [минимальные] базовые
единицы речевой коммуникации" (Op.cit. R 52). Мы их помещаем скорее под эгидой
agon (состязания), нежели коммуникации.
35 Агонисгика лежит в основании онтологии Гераклита и диалектики софистов, не
говоря уже о первых трагиках. Аристотель отводит ей большую часть рефлексии над
диалектикой в "Топике" и "О софистических опровержениях". См. также Ницше Ф.
"Состязание у Гомера" в "Пяти предисловиях к пяти ненаписанным книгам" (1872);
"Посмертные записки 1870-1873".
36 В смысле установленном Л. Ельмслевом: Hjelmslev L. Prolegomena to a Theory of
Language. Пер. на англ. Whitfiefd, Madison, U.Wsconsin Press, 1963; был
проанализирован Р. Бартом в "Началах семиологии" (Barthes R. Elements dc
semiologie (1964). Paris: Seuil, 1966. IV. 1.)
глава 4 характер социальной связи: альтернатива модерна
Если мы хотим рассмотреть знание в наиболее развитом современном обществе, то
вначале необходимо решить вопрос о существующем об этом обществе
методологическом представлении. Упрощая до предела, можно сказать, что по
крайней мере последние полвека это представление делилось, в принципе, между
двумя моделями: общество образует функциональное целое; общество разделено
надвое. Первую модель можно проиллюстрировать именем Толкотта Парсонса (по
крайней мере, в послевоенный период) и его школы; вторую - марксистским течением
(все входящие сюда школы, какими бы разными они ни были, разделяют принцип
борьбы классов и трактуют диалектику как раздвоение единого, влияющее на
социальную целостность1).
__________
1 См., в частности: Parsons Т. The Social System. Glencoe: Free Press, 1967; его
же: Sociological Theory and Modern Society. N.Y.: Free Press, 1967. Библиография
марксистской теории современного общества заняла бы более пятидесяти страниц. С этой целью можно обратиться к библиографии (документальные и критические
источники), опубликованной в книге Souyru P. Le marxisme apres Marx. P.:
Flammarion, 1970. Интересная точка зрения на конфликт между этими двумя большими течениями социальной теории, а также на их комбинации дана Гоулднером: Gouldner
A. W. The Coming Crisis of Western Sociology. London: Heineman, 1972. Этот
конфликт занима-ет важное место в трудах Ю. Хабермаса, следующего в традициях
франкфуртской школы и полемизирующего с немецкой теорией социальной системы, в особенности, с теорией Н. Лумана.
характер социальной связи: альтернатива модерна 35
Это методологическое расхождение, определяющее два основных вида дискурса об
обществе, берет начало в XIX веке. Идея о том, что общество составляет
органическое целое, без чего оно перестает быть обществом (а социология потому
теряет предмет исследования), занимала умы основателей французской школы; она
уточняется с появлением функционализма и принимает другой оборот, когда Парсонс в 50-х годах приравнивает общество к саморегулирующейся системе. Тeopeтической и даже материальной ее моделью более не является живой организм, ее основой
становится кибернетика, применение которой растет в течение и в конце второй
мировой войны.
У Парсонса принцип системы, если так можно выразиться, еще оптимистичен: он
соответствует стабилизации экономического роста и обществам изобилия под эгидой
умеренного welfare state2. У современных немецких теоретиков системная теория
технократична, и даже цинична, если не сказать безнадежна: равновесие между
потребностями и ожиданиями индивидов или групп и функциями, которые обеспечивает
эта си-
__________
2 Этот оптимизм явно прослеживается в выводах Линда (Lynd R. Knowledge for What?
Princeton U.R, 1939. P. 239), которые цитарует Хоркхаймер (Horkheimer M. Eclipse
of Reason. Oxford U.P, 1947. P. 191): "в современном обществе на смену "затертой
до дыр" религии должна прийти наука, которая укажет цели жизни".
36 Ж.-Ф. Лиотар
стема, является всего лишь дополнительной составляющей ее функционирования;
истинная же конечная цель системы, - то для чего она сама как интеллектуальная
машина запрограммировала себя, - заключается в оптимизации глобального отношения
ее "входов" и "выходов" (inputs/outputs), т. e. эффективность. Даже когда эти
правила изменяются и производятся инновации, даже когда нарушается
функционирование системы:
забастовки, кризисы, безработица или политические потрясения, что может навести
на мысль об альтернативе или пробудить надежды, речь идет лишь о внутреннем
наведении порядка, результатом которого является лишь улучшение "жизни" системы;
единственной альтернативой такому росту эффективности может стать энтропия, т.е. упадок3. Здесь снова, но не впадая в упрощенчество социо-
____________
3 Schelsky H. Der Mensch т der Wissenschartlichen Zeitalter. Koln, 1961. 24 sq.:
"Суверенитет государства проявляется теперь не в одном только факте, что оно
монополизирует применение насилия (Макс Вебер) или устанавливает чрезвычайное
положение (Карл Шмитт), но прежде всего в том, что государство определяет меру эффективости всех существующих в нем технических средств, что оно отбирает для себя те средства, чья эффективность наиболее велика и по отношению к которым оно может практически размещаться вне поля их применения, обязательного для других".
Кто-то скажет, что это теория государства, а не системы. Но Шельский добавляет:
"Государство само занимает подчиненное положение уже в силу самой индустриальной цивилизации, а именно: средства определяют цели или, точнее сказать, технические возможности предполагают определенное их использование". Хабермас возражал против этого закона, говоря, что технические средства и системы целенаправленного рационального действия никогда не развиваются отдельно друг от друга. О "практических следствиях научного и технического прогресса" см. в кн.:
"Theorie und Praxis". Nouwied: Luchterhand, 1963, a также Ellul J. La technique
et 1'enjeu du siecle. Paris: Armand Colin, 1954; id., Le systeme technicien.
Paris: Caiman-Levy, 1954. Отом, что забастовки и вообще сильное давление,
осуществляемое мощными организациями наемных работников, в конечном итоге
создают напряженность, благотворно действующую на перформативность системы,
недвусмысленно заявляет профсоюзный лидер Ч. Левинсон, который объясняет этой
напряженностью технический и управленческий прогресс американской промышленности
(цитируегся по: Virieu H.-F., de. Le Matin. Decembre 1978. ј special "Que veut Giscard?").
характер социальной связи: альтернатива модерна
логии социальной теории, трудно не установить, как минимум, некой параллели
между "жесткой" технократической версией общества и аскетическим усилием
которое, под названием "прогрессивного либерализма", требуется от наиболее
развитых индустриальных обществ, чтобы стать конкурентоспособными (а,
следовательно, оптимизировать их "рациональность") в контексте усиления мировой экономической войны начиная с 60-х годов.
За тем огромным перемещением, которое мы совершаем переходя от идей Конта к идеям Лумана, угадывается одно и тоже социальное представление: общество есть единая целостность, некая "единичность". Парсонс сформулировал это просто: "Самое решающее условие правильного динамического анализа в том, чтобы каждая проблема находилась постоянно и систематически в связи с состоянием системы, рассматриваемой как целое... Процесс или совокупность состояний либо "содействует" поддержанию (или развитию) системы; либо является "дисфункциональным", поскольку наносит ущерб единству и эффективности системы"4.
Однако, эту идею также поддерживают "технократы"5. Отсюда ее правдоподобность: имея возможность
__________
4 Parsons T. Essay in Sociological Theory Pure and Applied. Glencoe: Free P.,
1957 (reed.). P. 46-47.
5 Данное слово мы берем в смысле, который Гелбрайт Дж.К. придавал термину
"технокультура" в книге: Gaibmith J.K. Le Nouvel Etat industriel. Essai sur le
systeme economique americain. Paris: Gallimard, 1968 или в смысле, в котором
Арон Р. употреблял термин "технико-бюрократическая структура" (см.: Аrоп R.
Dixhuit lecons sur la societe industrielle. Paris: Gallimard, 1962), а не в том понимании, которое навязывает термин "бюрократия". Этот последний более
"жесток", поскольку он в равной мере экономический и социополитический и
изначально пришел из критики Рабочей оппозицией (Коллонтай) власти большевиков, а затем из троцкистской оппозиции сталинскому режиму. Об этом см.: Lefort Cl.
Elements d'une critique de la bureaucratie. Geneve: Droz, 1971, где эта критика распространяется на бюрократическое общество в целом.
стать действительностью, она имеет и средства доказать это. То, что Хоркхаймер называл "паранойей" здравого смысла6.
К тому же, мы можем считать паранойей реальное существование систематической
саморегуляции системы и совершенно замкнутого круга явлений и интерпретаций лишь при условии, что располагаем или считаем, что располагаем неким наблюдательным пунктом, в принципе скрытым от их взора. Таково действие принципа классовой борьбы в теории общества, начиная с Маркса.
"Традиционная" теория всегда находится под угрозой быть включенной в
программирование общественного целого как простое орудие оптимизации достижений общества оттого, что ее желание абсолютной и всеобщей истины основывается также на единой и всеобщей практике управляющих системы. "Критическая"7 же теория, в силу того, что опирается на двойной принцип и не доверяет различным синтезам и компромиссам, должна быть в состоянии избежать такой судьбы.
_____________
6 Horkheimer M. Eclipse of Reason. Oxford U.P, 1947. P. 183.
7 Horkheimer M. Traditionnelle und kritischcTheorie (1937) //Theorie
traditionnelle et theorie critique /T.fr. Maillard &Muller. Paris: Gallimard,
1974; Theorie critique / t.fr. Collectif du College de philosophie. Paris:
Payot, 1978. А также очень толковая библиография по Франкфуртской школе на фр.
яз. в журнале "Esprit" (1978. ј5), составленная Hoehn и Raulet.
характер социальной связи: альтернатива модерна 39
Таким образом, марксизмом руководит другая модель общества (и иное понимание
функции знания, которое может быть в нем произведено и получено). В основе этой модели лежит борьба классов, которая сопровождает вклад капитализма в
традиционное гражданское общество. Здесь невозможно обойтись без перипитий,
которые занимают общественную историю, политику и идеологию в течении более
века. Достаточно напомнить об итоге, который сегодня можно подвести этим
перипетиям, ибо судьба их известна: в странах с либеральным или
прогрессивно-либеральным правлением происходит преобразование этой борьбы и ее руководителей в регуляторы системы; в коммунистических странах происходит
возвращение, под тем же именем марксизма, тоталитарной модели и ее тоталитарных последствий, а борьба, о которой идет речь, просто лишена права на существование8. И повсюду, под разными названиями, Критика политической экономии (под названием "Капитала" Маркса) и критика связанного с ней общества отчуждения, используются в качестве элементов при программировании системы9.
Естественно, что под воздействием этих процессов критическая модель
поддерживалась и развивалась меньшинством, например, Франкфуртской школой или
___________
8 Lefort Cl. Op.cit.; id. Un homme en trop. Paris: Seuil, 1976; Castoradis С. La
societe bureaucratique. Paris: 10/18,1973.
9 См., например: Garnier J.P Le marxisme lenifiant. Paris: Le Sicomore, 1979.
группой "Социализм или варварство"10. Но, невозможно скрыть, что социальная
основа принципа разделения, классовой борьбы исчерпала себя и даже утратила
всякую радикальность, что, в конечном счете, поставило модель под угрозу утраты теоретической основы и сведения ее к "утопии", или к "надежде"11 , к
выступлениям протеста за достоинство человека во имя человека или разума, или
творчества, или еще такой социальной категории, наделенной in extremis
невозможными на сегодняшний день функциями критического порядка, как третий мир или студенческая молодежь12.
Этот схематический (или упрощенный) экскурс имел своей единственной целью
уточнить проблематику, в которой мы собираемся поместить вопрос о знании в