Файл: статьи для конспекта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 2569

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что показали. Так, меркантилизация знания не может оставить в неприкосновенности

привилегию, которой обладали и еще обладают современные национальные государства

в отношении производства и распространения знаний. Идея, что знания принадлежат

"мозгу" или "духу" общества, а значит - Государству, постепенно отживает по мере

усиления обратного принципа, согласно которому общество существует и развивается

только тогда, когда сообщения, циркулирующие в нем, насыщены

_______________

20 Nora & Minc. Information de la societe. Op.cit., см., в частности, первую

часть: "Les defis". Stourdze Y. Les Etats-Unis et la guerre des communications

// Le Monde. 13-15 decembre 1978. Стоимость мирового рынка телекоммуникационных

устройств в 1979г. составляет 30 миллиардов долларов; считается, что через

десять лет она достигнет 68 миллиардов ("La semaine media". ј 19. 8 mars 1979.

Р. 9).

поле: знание в информатизированных обществах 21

информацией и легко декодируются. Государство начинает проявлять себя как фактор

непроницаемости и "шума" для идеологии коммуникационной "прозрачности", которая

идет в паре с коммерциализацией знаний. Именно при такой постановке проблема

отношений между экономическими и государственными инстанциями грозит проявиться

с новой остротой.

Уже в предыдущие десятилетия первые могли угрожать стабильности вторых,

благодаря новым формам оборачивания капиталов, которым было дано родовое имя

мультинациональных предприятий. Эти формы подразумевают, что решения

относительно инвестиций отчасти выходят из под контроля национальных

государств21. С развитием информационной технологии и телематики этот вопрос

может стать еще более щекотливым. Допустим, к примеру, что фирма IBM пoлучит

разрешение на размещение на одной из орбит Земли коммуникационных спутников

и/или банков данных. Кто к ним будет иметь доступ? Кто будет определять

запрещенные каналы или данные? Будет ли это государство? А может оно будет

только одним из пользователей? Появятся таким образом новые проблемы права и

через них вопрос: кто будет знать?

Изменение природы знания может, следовательно, оказать на существующие

государственные власти такое обратное воздействие, которое заставит их

пересмотреть свои правовые и фактические отношения с крупными предприятиями и, в более общем виде, с граж-

________

21 Combert E, de. Le redeploiement industriel//Le Monde. Avril, 1978; Lepage H.

Demain le capitalisme. Paris, 1978; Cotta A. La France et l'imperatif mondial.

данским обществом. Новое открытие мирового рынка, новый виток очень напряженного

экономического соревнования, исчезновение исключительной гегемонии американского

капитализма и упадок социалистической альтернативы, возможное открытие для

обменов китайского рынка и многие другие факторы уже теперь, в конце 70х годов,

начали подготавливать государства к серьезному пересмотру роли, которую они

привыкли играть с 30х годов и состоявшую в защите, проведении и даже

планировании инвестиций22. В этом контексте новые технологии, поскольку они


производят данные, использующиеся для принятия решений (а, следовательно,

средства контроля), еще более мобильными и подверженными пиратскому

использованию, могут лишь усугубить насущную необходимость такого пересмотра.

Вместо того, чтобы распространяться в силу своей "образовательной" ценности или

политической значимости (управленческой, дипломатической, военной), можно

представить себе, что знания будут введены в оборот по тем же сетям, что и

денежное обращение, и что соответствующее этому расслоение прекратит быть

делением на знание/незнание, а станет, как и в случае денежного обращения,

"знаниями к оплате/знаниями к инвестиции", т. е. знаниями, обмениваемыми в

рамках поддержания обыденной жизни (восстановление рабочей силы, "выживание")

versus кредиты знаний в целях оптимизации результативности программы.

____________

22 Речь идет о том, чтобы "ослабить административное управление" и перейти к

"государству-минимум". Такой упадок Welfare State (государства "всеобщего

благоденствия"), сопровождающий "кризис", начался в 1974 году.

поле: знание в информатизированных обществах 23

В этом случае, им будет необходима как прозрачность, так и либерализм. Что не

мешает тому, чтобы в потоках денежных средств одни служили для решений, а другие

годились только для оплаты. Можно таким же образом вообразить потоки знаний,

проходящие по одним и тем же каналам, имеющим одинаковую природу, но где одни

будут предназначены для "решающих лиц", а другие - для оплаты вечного долга

каждого по отношению к социальной связи.


глава 2 проблема: легитимация

Такова рабочая гипотеза, определяющая поле, в котором мы хотим рассмотреть

вопрос о статусе знания. Этот сценарий, родственный тому, что называется

"информатизацией общества", хотя и был предложен в совершенно ином ключе, не

претендует ни на оригинальность, ни на истинность. Что требуется от рабочей

гипотезы, так это ее большая различительная способность. Сценарий информатизации

наиболее развитых обществ позволяет прояснить, даже ценой риска их сильного

преувеличения, определенные аспекты трансформации знания и его воздействия на

общественные силы и гражданские институты, - последствия, которые могли бы

остаться малозаметными при рассмотрении в других перспективах. Не стоит

придавать ему прогностическую ценность в отношении реальности, она скорее

стратегическая и в отношении поставленного вопроса.

проблема: легитимация 25

Тем не менее его вероятность высока, и в этом смысле выбор нашей гипотезы не

случаен. Описание этого сценария уже достаточно широко разработано экспертами23

и он уже влияет на некоторые решения государственной администрации и наиболее

непосредственно заинтересованных предприятий, например, управляющих

телекоммуникациями. Следовательно, он стал частью наблюдаемых реалий. И наконец,


если мы исключим случай стагнации и общего спада вследствие, например,

продолжительной невозможности разрешения мировых проблем энергетики, то такой

сценарий имеет массу шансов одержать победу, поскольку мы не видим, какое иное

направление современных технологий можно было бы выделить как альтернативу

информатизации общества.

Иными словами, гипотеза банальна. Но она такова только в той мере, в какой не

подвергает пересмотру общую парадигму прогресса наук и технологий, который

вызывает, казалось бы совершенно естественно, экономический рост и развитие

социо-политической мощи. Можно при этом допускать, как нечто само собой

разумеющееся, что научное и техническое знание накапливается, и кроме того

спорить о форме такого накопления: одни его воображают упорядоченным,

непрерывным и равномерным, другие - периодическим, прерывным и конфликтным24.

_________

23 La Nouvelle informatique et ses utilisateurs. Annexe III // LInformatisation,

etc. Loc.cit.

24 Lecuyer B.P Bilan et perspectives de la sociologie des sciences dans les pays

occidentaux // Archives europeennes de sociologie. XIX. 1978. P. 257-336. Здесь

содержится хорошая информация по англосаксонским течениям - гегемония школы

Мертона вплоть до начала 70-х годов, сегодняшнее расслоение, в частности, под

давлением Куна, - а также некоторые сведения по немецкой социологии науки.

26 Ж.-Ф. Лиотар

Однако, эта очевидность обманчива. Во-первых, научное знание - это еще не все

знание, оно всегда было "сверх положенного", в конкуренции, в конфликте с другим

сортом знания, который мы будем называв для простоты нарративом и характеристику

которому дадим позже. Это вовсе не значит, что последний может одержать верх над

научным знанием, но его модель связана с идеями внутреннего равновесия и

дружелюбия (convivialite)25, в сравнении с которыми современное научное знание

имеет бледный вид, особенно, если оно должно подвергнуться экстериоризации по

отношению к "знающему" и еще более сильному, чем прежде, отчуждению от своих

пользователей. Вытекающей из этого деморализацией исследователей и

преподавателей трудно пренебречь, тем более, что она разразилась, как известно,

в 60-ые годы среди тех, кто решил посвятить себя этим профессиям, среди

студентов всех наиболее развитых стран, и смогла ощутимо затормозить на этот

период продуктивность лабораторий и университетов, которые не смогли уберечься

от заражения26. Нет и нс было вопроса о том, чтобы из этого вышла революция, как бы на то ни надеялись или - что не раз бывало - как бы того ни боялись; ход вещей постиндустриальной цивилизации не изменится с сегодня на завтра. Однако, когда речь идет об оценке настоящего и будущего статуса научного знания, нельзя исключать

_______________

25 Термин "conviviality" был введен Иваном Иличем: Illich I. Tools for

Conviviality. N.Y.: Harper &: Row, 1973.

26 См. рассуждения о такой "деморализации" в науке: Jaubert A., Levy-Leblond

J.-M. (ed.). (Auto) critique de la science. Paris: Seuil,1973.Partie I.

проблема: легитимация 27


из рассмотрения такой важный компоненты как сомнение ученых.

Тем более, что статус научного знания к тому же переплетается с главной

проблемой - проблемой легитимации. Мы берем это слово в самом расширительном

смысле, какой оно получило в дискуссиях по вопросу о власти у современных

немецких теоретиков27. Либо гражданский закон, а он гласит: такая-то категория

граждан должна совершать такого-то рода поступки. Тогда легитимация - это

процесс, по которому законодателю оказывается позволенным провозглашать данный

закон нормой. Либо научное высказывание, а оно подчиняется правилу: высказывание

должно удовлетворять такой-то совокупности условий, чтобы восприниматься как

научное. Здесь легитимация - процесс, по которому "законодателю", трактующему

научный дискурс, разрешено предписывать указанные условия (в общем виде, условия

внутреннего состояния и экспериментальной проверки) для того, чтобы некое

высказывание составило часть этого дискурса и могло быть принято к вниманию

научным сообществом.

Сопоставление может показаться вымученным. Но мы увидим, что это не так. Вопрос о легитимации науки еще со времен Платона неразрывно связан с вопросом

легитимации законодателя. В этой перспективе право решать "что верно, а что

нет", не может не зависеть от права решать "что справедливо", даже если

высказывания, подчиненные соответственно той и другой власти, имеют различную

природу Существует родство од-

________

27 Habermas J. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus. Frankfurt: Suhrkamp,

1973.

ного рода языка, который называется наукой, с другим, называемым этикой или

политикой: и первое, и второе вытекает из одной перспективы или, если угодно, из одного и того же "выбора", который зовется Запад.

Рассматривая современный статус научного знания, мы можем констатировать, что в то время как этот последний кажется более, чем когда либо подчиненным державам, а с учетом новых технологий даже рискует стать одной из главнейших ставок в их конфликтах, вопрос о двойной легитимации не только не снимается, но напротив, становится все более актуальным. Поскольку он задается по самой полной форме, а именно как реверсия, которая делает очевидным, что знание и власть есть две стороны одного вопроса: кто решает, что есть знание, и кто знает, что нужно решать? В эпоху информатики вопрос о знании более, чем когда-либо становится вопросом о управлении.

глава 3 метод: языковые игры

Из сказанного выше уже можно было бы заметить, что для анализа проблемы в

определенных нами рамках, мы предпочли следущую процедуру: сделать акцент на

языковых фактах, и уже в этих фактах выделить их прагматический аспект28. Чтобы

облегчить дальнейшее чтение, полезно дать некоторые, пусть даже краткие сведения

о том, что мы понимаем под этим.

__________

28 Ч.У. Моррис, следуя в русле семиотики Ч. Пирса, ввел различие между


синтаксической, семантической и прагматической областями. См.: Morris Ch. W.

Fundations of the Theory of Signs // International Encyclopedia of Unified

Science / 0. Nenrath, R Camap & Ch. Morris (ed.). Vol. I, 2 (1938). P. 77-137. В

отношении употребления термина мы опираемся в главном на следующие труды:

Wittgenstein L. Philosophical Investigations, l945; Austin J.L. How to Do Things

with Words. Oxford, 1962; Searl J.R. Speech Acts. Cambridge U.P, 1969; Habermas

J. Unbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der Kommunikativen Kompetens //

Habermas & Luhmann, Theorie dcr Gescllschaft oder Sozialtechnologie. Stuttgart,

Suhrkamp, 1971; Ducrot 0. Dire et ne pas dire. Hermann, 1972; Pulain J. Vers une

pragmatique nucleaire de la communication. Dactilogr., Univcrsite de Montreal,

1977. А также см. Watzlawick et al. Op.cit.

30 Ж.-Ф. Лиотар

Такое денотативное высказывание29 как "Университет болен" произнесенное в ходе

разговора или переговоров, позиционирует его отправителя (того, кто произносит

высказывание), получателя (того, кто его получает) и его референт (то, о чем

говорит высказывание) особенным образом. Так, отправитель помещен и выставлен

этим высказыванием в позицию "знающего" (он знает что-то про университет),

получатель поставлен в позицию, в которой нужно дать одобрение или отказать в

нем, а референт, в свою очередь, тоже воспринимается в денотативном виде, как

нечто, что требует быть правильно идентифицированным и выраженным в

высказывании, которое с ним соотносится.

Если мы теперь рассмотрим высказывание типа "Университет открыт", произнесенное

ректором или деканом во время ежегодной церемонии начала учебного года, то

увидим, что предыдущие спецификации исчезают. Очевидно, надо, чтобы предыдущая

спецификация была понята, но как раз в этом и заключается общее условие

коммуникации, которое не позволяет различать высказывания или их собственные

воздействия. Второе высказывание, называемое пер-

_________

29 Денотация здесь соответствует дескрипции в классическом употреблении логиков.

Куайн заменяет денотат на true of (истина ч.-л.). См.: W.V Quine. Le mot et la

chose. Flammarion, 1977. P 140, n. 2. А Остин предпочитал термину

"дескриптивный" "констативный" (constatif): Op.cit. P. 39.

30 В теории языка, начиная с Остина, "перформативный" имеет строгий смысл

(Op.cit., р. 39 et passim). В дальнейшем мы его встретим в сочетании с терминами

перфоманс (performance) и перформативность (performativite) (например, системы)

в ставшим традиционным смысле измеряемой эффективности отношения input / output.

Два этих смысла не полностью чужды друг другу. Перформативный у Остина

осуществляет оптимум перформанса.

метод: языковые игры 31

формативным30, имеет ту особенность, что его воздействие на референт совпадает с

его высказыванием: Университет оказывается открытым в силу того, что его

объявляют открытым в этих условиях. И следовательно, это не предмет обсуждения

или проверки высказывания получателем, который оказывается тем самым

непосредственно помещенным в новый контекст. Что касается отправителя, то он

должен быть наделен властью произносить, но можно описать это условие и

наоборот: ректор или декан, т. е. некто наделенный властью произносить