Файл: Рассел - Наука и религия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 1166

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Галилей применил этот принцип к объяснению результатов своих

экспериментов с падением тел. По Аристотелю, скорость падения тел

пропорциональна их весу; иными словами, если тело весом в 10 фунтов и тело

весом в один фунт одновременно бросить с одинаковой высоты, то тело весом в

один фунт достигнет земли за время в десять раз большее, чем тело весом в 10

фунтов. Галилей, который был профессором в Пизе, но не испытывал никакого

почтения к чувствам других профессоров, занимался тем, что бросал предметы с

Падающей башни как раз тогда, когда его коллеги шли читать свои лекции.

Большие и маленькие куски свинца достигали земли почти одновременно, и это

служило для Галилея доказательством того, что Аристотель ошибался. Для

других профессоров это было свидетельством нравственного падения Галилея.

Своими действиями он навлек на себя злобу тех, кто верил, что истину следует

искать с помощью книг, а не экспериментов.

Галилей обнаружил, что если не учитывать сопротивление воздуха, то

свободно падающие тела движутся с ускорением, которое в вакууме одинаково

для всех тел, независимо от того, каковы их размеры или материал, из

которого они состоят. За каждую секунду свободного падения тела в вакууме

его скорость увеличивается примерно на 32 фута. Он также доказал, что когда

тело, подобно пуле, брошено в горизонтальном направлении, то оно движется по

параболе. Раньше считалось, что оно движется какое-то время горизонтально, а

затем падает вертикально вниз. Эти результаты не кажутся сегодня сенсацией,

но именно с них начиналось точное математическое знание о движении тел. До

Галилея существовала чистая математика - дедуктивная и не зависящая от

наблюдения; с другой стороны, проводились некоторые эксперименты, чаще всего

алхимического характера. Галилей способствовал тому, что эксперименты стали

проводить с целью получения математических законов; тем самым он применил

математику к материалу, относительно которого не существовало никакого

априорного знания. И он сумел показать - драматично и убедительно, - как

легко можно повторять какое-нибудь положение из поколения в поколение, не

утруждая себя его проверкой. На протяжении 2 тысяч лет никто и не думал

проверять законы падения тел, сформулированные Аристотелем. Кажется, что это

самое простое дело, однако в те времена поставить такую задачу мог только

гений Галилея.

Раздражавшие педантов эксперименты с падением тел все же не могли быть

осуждены инквизицией. Беду на Галилея навлек телескоп. Прослышав, что некий

датчанин изобрел этот инструмент, Галилей смастерил его и сразу обнаружил

много новых астрономических фактов, самым важным из которых для него было

существование спутников Юпитера. Это была миниатюрная копия Солнечной


системы по теории Коперника, однако к птолемеевской схеме они не подходили.

Тогда было множество оснований считать, что помимо неподвижных звезд есть

только семь небесных тел (Солнце, Луна и пять планет); открытие еще четырех

было настоящей катастрофой. Разве не было семи золотых светильников

Апокалипсиса и семи церквей Асии? [7]. Аристотелианцы отказывались глядеть в

телескоп и упрямо твердили, что луны Юпитера являются иллюзией (некий отец

Клавий, например, говорил, что для того, "чтобы увидеть спутники Юпитера,

люди сделали инструмент, который эти спутники сотворил"). Но Галилей

предусмотрительно окрестил их sidera Medici (звезды Медичи), в честь

великого князя Тосканского, чем почти убедил правительство в реальности их

существования. И если бы это открытие не работало на коперниканскую систему,

те, кто отрицал существование спутников, продержались бы недолго.

Помимо лун Юпитера телескоп обнаружил и другие чудовищные вещи.

Оказалось, что у Венеры, как и у Луны, есть фазы. До этого Копернику

приходилось признавать, что фазы являются необходимым следствием его теории,

но телескоп превратил этот аргумент против новой системы в аргумент в ее

пользу. На Луне обнаружились горы, что вызвало уже настоящий скандал. Еще

ужаснее было то, что Солнце оказалось в пятнах. Это посчитали попыткой

указать на несовершенство работы творца; учителям в католических

университетах запретили поэтому упоминать о солнечных пятнах, и в некоторых

из них этот запрет существовал на протяжении столетий. Некоего доминиканца

повысили в должности за проповедь по поводу следующего библейского текста:

"Мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?" (Деян 1:11) В

проповеди утверждалось, что геометрия - дело рук дьявола, а математиков

следует объявить вне закона, как сочинителей всех ересей. Теологи не

замедлили указать, что новое учение сделает невозможной веру в воплощение.

Кроме того, поскольку бог ничего не делает напрасно, мы должны предположить,

что другие планеты населены; но происходят ли их обитатели от Ноя, или же их

грехи были искуплены спасителем? И это были лишь некоторые из тех ужасных

сомнений, которые, по мнению кардиналов и архиепископов, могли появиться в

результате нечестивой любознательности Галилея.

В итоге астрономией занялась инквизиция, которая пришла, основываясь на

некоторых текстах писания, к двум важным выводам: "Первое суждение, что

Солнце является центром и не вращается вокруг Земли, глупо, абсурдно, ложно

с точки зрения теологии и еретично, потому что явно противоречит Священному

писанию... Второе суждение, что Земля не является центром, а вращается

вокруг Солнца, абсурдно, ложно с точки зрения философии; с теологической же

точки зрения оно противоположно истинной вере".


По указанию папы все книги, содержавшие учение о движении Земли, были

занесены в "Индекс запрещенных книг", и тогда же впервые был осужден труд

Коперника. Галилей удалился во Флоренцию, где какое-то время жил тихо и

избегал столкновений со своими торжествовавшими победу врагами.

Он, однако, был оптимистом и всегда был готов обратить острие своего

разума против глупости, В 1623 году его друг кардинал Барберини стал папой,

титулованным Урбаном VIII, и Галилей воспрянул духом; однако чувство

безопасности, как показали дальнейшие события, было обманчивым. Он принялся

за работу над книгой "Диалоги о двух главнейших системах мира", закончил ее

в 1630 и опубликовал в 1632 году. В ней содержится едва слышная оговорка,

что вопрос о двух "величайших системах", Птолемея и Коперника, остается

нерешенным; но в действительности в книге проводится убедительное

доказательство истинности коперниканской системы. Это была блестящая работа,

и ее жадно читали в Европе.

Но если научный мир рукоплескал, то церковники были в ярости. Пока

Галилей молчал, его враги занимались тем, что усиливали свою позицию

аргументами, оспаривать которые было бы неблагоразумно. Считалось, что

учение Галилея несовместимо с реальным присутствием (Real Presence) [8].

Отец-иезуит Мельхиор Инкофер утверждал, что "мнение о движении Земли изо

всех ересей самая отвратительная, самая пагубная, самая возмутительная;

неподвижность Земли трижды священна; скорее можно стерпеть аргументы против

бессмертия души, существования бога и воплощения, чем аргумент,

доказывающий, что Земля движется". Этими громкими криками "ату его!" теологи

будоражили друг другу кровь, и вскоре все они были готовы затравить старого

человека, ослабленного болезнью и начавшего слепнуть.

Галилей был еще раз вызван в Рим инквизицией, которая чувствовала, что

ее надули, и была настроена гораздо более непримиримо, чем в 1616 году.

Сначала он заявил, что слишком болен, чтобы выдержать путешествие из

Флоренции; поэтому папа пригрозил, что пришлет своего врача, чтобы тот

обследовал состояние здоровья обвиняемого: если обнаружится, что болезнь

Галилея не смертельна, то он будет доставлен в кандалах. Это вынудило

Галилея предпринять путешествие, не ожидая вердикта медицинского посланника

своего врага - ибо Урбан VIII был теперь его злейшим врагом. Когда Галилей

прибыл, инквизиция бросила его в тюрьму и пригрозила пытками, если он не

покается. Инквизиция, "взывая к святейшему имени нашего господа

Иисуса-Христа и его славнейшей деве матери Марии", постановила, что Галилей

не понесет наказания, следуемого за ересь, при условии, что он "с открытым

сердцем и подлинной верой отречется, проклянет и отвратится от названных


ошибок и ересей". Тем не менее, даже после покаяния и отречения, "мы осудим

тебя на официальное заключение в тюрьме этого святого учреждения на период,

который мы сами соблаговолим определить; и в качестве целебной епитимьи мы

приказываем тебе в течение следующих трех лет произносить раз в неделю семь

покаянных псалмов".

Насколько мягким будет приговор, зависело от того, каким будет

покаяние. Галилей публично и на коленях произнес длинную формулу отречения,

сочиненную инквизиторами. Он, в частности, говорил: "Я отрекаюсь, проклиная,

и отвращаюсь от названных ошибок и ересей... и клянусь, что никогда более не

буду произносить или утверждать ничего, что бы - на словах или в письменной

форме - могло навлечь на меня подозрение в чем-либо подобном". Далее он

обещал, что выдаст инквизиции любых еретиков, если обнаружит, что они

считают Землю движущейся, и поклялся, держа руки на евангелии, что сам он

отрекается от этого учения. Удовлетворенная тем, что интересы религии и

морали были соблюдены - ведь величайшего человека эпохи заставили солгать, -

инквизиция позволила Галилею провести остаток дней в тишине и покое, а не в

тюрьме - однако за каждым его движением следили, и ему было запрещено

видеться с семьей и друзьями. Он ослеп в 1637 году, а в 1642 году умер. В

год смерти Галилея родился Ньютон.

Церковь запретила преподавание коперниканской системы во всех научных и

учебных учреждениях, которые находились под ее контролем. Книги, в которых

утверждалось, что Земля движется, числились в "Индексе запрещенных книг" [9]

до 1835 года. Когда в 1829 году в Варшаве была воздвигнута статуя Коперника

работы Торвальдсена [10] и множество людей собралось, чтобы воздать должное

астроному, ни один католический священник не пришел на церемонию открытия

памятника. В течение 200 лет католическая церковь упрямо отвергала

общепринятую в то время среди астрономов теорию.

Не следует думать, что протестантские теологи были настроены более

дружелюбно. Но по некоторым причинам их оппозиция не была такой острой, как

у католиков. Ничего похожего на инквизицию в протестантских странах не было,

существование различных сект затрудняло преследование, а религиозные войны

создавали желательность "единого фронта". Декарт, который пришел в ужас,

когда услышал об осуждении Галилея, бежал в Голландию, где, вопреки

требованиям теологов, правительство придерживалось принципа религиозной

терпимости. Кроме того, протестантские церкви не притязали на

непогрешимость. Хотя писание считалось боговдохновенным, интерпретация его

оставалась личным делом каждого, и вскоре были найдены способы объяснения

нелепостей. Протестантизм возник как восстание против церковного господства

и повсюду способствовал усилению светской власти в ущерб власти клира.


Обладай духовенство властью, оно, конечно, попыталось бы предотвратить

распространение коперниканства. Даже в 1873 году экс-президенту семинарии

американских учителей-лютеран удалось издать в Сент-Луисе книгу по

астрономии, в которой он утверждал, что истину следует искать в Библии, а не

в астрономических трудах, и поэтому учение Коперника, Галилея, Ньютона и их

последователей должно быть отвергнуто. Однако такие запоздалые протесты были

простой патетикой. По всеобщему признанию, коперниканская система, не будучи

последним словом науки, явилась необходимой и очень важной ступенью в

развитии научного знания.

Несмотря на то что теологи после своей катастрофической "победы" над

Галилеем решили впредь избегать определенных суждений по астрономическим

вопросам, они по мере сил и возможности продолжали проводить

обскурантистскую линию. Это можно проиллюстрировать на примере комет -

вопроса, который, казалось бы, не имеет прямого отношения к религии. Однако

средневековая теология, являвшаяся единой логической системой с претензией

на абсолютность, не могла не иметь своего мнения почти обо всем на свете и

сражалась поэтому с наукой, где только можно. В силу своего давнего

происхождения теология по большей части была всего лишь организованным

невежеством, которое придавало аромат святости заблуждениям, невозможным в

просвещенный век. Что касается комет, то взгляды церковников опирались на

два источника. С одной стороны, власть закона понималась не так, как

понимаем ее мы; с другой стороны, считалось, будто все находящееся за

пределами земной атмосферы должно быть вечным и неизменным.

Начнем с власти закона. Считалось, что некоторые вещи происходят

регулярным образом; как, например, восход солнца и смена времен года. Другие

вещи являются знамениями и чудесами, которые либо предвосхищают будущие

события, либо взывают к покаянию и молитвам. После Галилея ученые стали

понимать естественные законы как законы изменения в движениях тел, которые

позволяют предсказывать будущие события. Дело, однако, не только в том, что

случившееся однажды должно было произойти еще раз. Мы еще долго будем

наблюдать восход солнца, но всему приходит конец, и это является результатом

действия тех же законов, которые порождают соответствующие явления. Данная

концепция была слишком трудной для средневекового ума, который понимал

природные законы только в смысле вечного возвращения, а необычное и

неповторимое сразу приписывал воле божьей.

На небесах почти все совершалось регулярно. Одно время исключением из

правил считались затмения, которые вызывали страх перед сверхъестественным;

однако вавилонские жрецы и их свели к закону. Солнце и Луна, планеты и