ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2020
Просмотров: 1177
Скачиваний: 5
неподвижные звезды из года в год продолжали делать то, что от них ожидалось;
новых тел не наблюдалось, а привычные не старели. Поэтому пришли к мнению,
что все находящееся за пределами земной атмосферы сотворено раз и навсегда с
присущим творцу совершенством; развитие и гибель - дела сугубо земные,
ниспосланные в наказание за грехи прародителей. Отсюда следовало, что
метеоры и кометы должны существовать в земной атмосфере, в "подлунном" мире.
Что касается метеоров, это было правильным выводом, а насчет комет допустили
ошибку.
Мнение о том, что кометы являются знамениями и возникают в земной
атмосфере, теологи отстаивали с величайшей страстью. С давних пор считалось,
что кометы знаменуют несчастье. Эта точка зрения встречается у Шекспира,
например в его "Юлии Цезаре" или в "Генрихе V". Каликст III, бывший папой с
1455 по 1458 годы, был очень обеспокоен захватом Константинополя турками -
он связал это с появлением огромной кометы и повелел ежедневно молиться,
дабы "грозящая беда отвратилась от христиан и обратилась на турок". А к
литании было сделано добавление: "Избави нас, господи боже, от турка и
кометы". Кранмер [11] в 1532 году писал Генриху VIII [12] о наблюдавшейся
тогда комете: "Какие странные вещи эти знамения предвещают, знает один
только бог; ибо кометы появляются не просто так, но из-за очень серьезных
причин". В 1680 году, когда в небе появилась комета, видный шотландский
священник заявил, что кометы являются "знамениями страшного суда над этими
землями за грехи наши, ибо никогда еще господь не гневался так на людей". В
этом он, вероятно сам того не желая, следовал Лютеру, заявлявшему: "Невежда
пишет, что комета возникает естественным путем, но бог не создал бы ее, если
бы она не предвещала верного бедствия".
Несмотря на все различия, в вопросе о кометах католики и протестанты
были едины. В католических университетах профессора астрономии должны были
давать клятву, которая была несовместима с научной точкой зрения на
происхождение комет. В 1673 году отец Августин де Ангелис, ректор колледжа
Клементины в Риме, издал книгу по метеорологии, в которой утверждал, что
"кометы не являются небесными телами, но возникают в земной атмосфере, под
Луной; ибо все небесное вечно и неразрушимо, а кометы имеют начало и конец:
ergo, кометы не могут быть небесными телами". Отец Августин написал это с
той целью, чтобы опровергнуть Тихо Браге, который - поддержанный
впоследствии Кеплером - доказывал, что комета 1577 года имела надлунное
происхождение. Ректор объяснял рыскающие движения комет тем, что их вызывают
ангелы, специально назначенные для этой цели богом.
Очень британской, пронизанной духом компромисса является запись в
дневнике члена Королевского общества Ральфа Торсби, сделанная в 1682 году,
когда в небе появилась комета Галлея и впервые стало возможным вычислить ее
орбиту. Торсби писал: "Господи, укрепи нас для тех перемен, которые она
предвещает, ибо, хотя я и знаю, что такие метеоры являются следствием
природных причин, однако они также часто знаменуют и несчастья".
Три человека окончательно доказали, что кометы подчиняются закону и
возникают за пределами земной атмосферы. Швейцарец Дорфель установил, что
орбита кометы 1680 года имеет вид параболы; Галлей [13] выяснил, что комета
1682 года (которую назвали затем его именем), вызвавшая ужас в 1066 году, а
затем при падении Константинополя, двигалась по орбите, представлявшей собой
очень вытянутый эллипс с периодом обращения приблизительно в 76 лет; а в
ньютоновских "Началах", изданных в 1687 году, было продемонстрировано, что
закон тяготения успешно объясняет движения не только планет, но и комет.
Жаждавшие знамений теологи вынуждены были вернуться к землетрясениям и
извержениям. Однако это относится уже не к астрономии, а к геологии, которая
развилась позднее и выдержала свою собственную войну против догм,
унаследованных от эпохи невежества.
III. ЭВОЛЮЦИЯ
Становление и развитие наук происходило в довольно странной на первый
взгляд последовательности. Под власть законов в первую очередь подпали самые
удаленные от нас вещи и лишь затем то, что было поближе: сначала небеса,
затем земля, животная и растительная жизнь, человеческое тело, и в последнюю
очередь - человеческое сознание. На самом деле, в этом нет ничего
удивительного. Детали мешают нам видеть мир в целом; следы римских дорог
легче увидеть с аэроплана, чем с земли. Друзья понимают нас лучше, чем мы
сами: они могут предвидеть, например, в каком месте разговора мы примемся
рассказывать свои любимые анекдоты, - жестокая неумолимость этого для них
очевидна; а мы думаем, что действуем спонтанно, никоим образом не подчиняясь
закону. Подробное знание деталей - не самый надежный источник для того
обобщенного знания, к которому стремится наука. Астрономия не только открыла
для нас природные законы, но и дала учение о развитии мира, которое, однако,
нашло наиболее замечательное применение в объяснении развития жизни.
Эволюционное учение, первоначально возникшее в астрономии, имело
впоследствии более важное значение для геологии и биологии и должно было
противостоять в этих науках еще большим теологическим предрассудкам. Трудно
поверить, что идея развития и постепенного роста возникла совсем недавно; а
ведь она распространилась только после работ Ньютона. Согласно
ортодоксальному взгляду, мир был сотворен за шесть дней, и с тех пор в нем
содержатся все существующие ныне небесные тела и все виды животных и
растений, если не считать тех, что погибли во время великого потопа. Законом
Вселенной считался не прогресс, как думает сегодня большинство теологов, а
кошмарные бедствия во времена грехопадения. Бог повелел Адаму и Еве не
вкушать с некоего дерева, однако они не послушались и вкусили. Поэтому бог
решил, что они сами и все их потомство будут смертны, а после смерти даже
самые отдаленные поколения будут испытывать вечные мучения в аду - за
исключением тех, кто спасется согласно плану (об этом плане с тех пор было
немало споров). С момента совершения Адамом греха животные стали охотиться
друг на друга, выросли чертополох и колючки, началась смена времен года,
была проклята сама земля - она стала кормить человека, только если он тяжко
на ней трудился. Вскоре люди стали такими порочными, что всех их пришлось
утопить, кроме Ноя, трех его сыновей и их жен. Люди, разумеется, не стали
после этого лучше, однако господь обещал не насылать нового потопа и
довольствовался теперь тем, что устраивал время от времени извержения и
землетрясения.
Следует учесть, что все эти события расценивались как подлинные
исторические факты. Дату сотворения мира, например, можно высчитать по
генеалогиям в книге Бытие, которые сообщают, сколько лет было патриархам,
когда родились их старшие сыновья. В какой-то степени допускались
разногласия, поскольку имелись некоторые неясности; существовали также
различия между септуагинтой и древнееврейским текстом; но в конце концов
протестанты единодушно приняли дату творения - 4004 год до н. э.,
установленную архиепископом Ашером. Доктор Лайтфут, проректор Кембриджского
университета, согласившийся с этой датой, считал, что тщательное изучение
книги Бытие могло бы установить ее с еще большей точностью; по его мнению,
творение человека произошло в 9 часов утра 23 октября. Эти цифры, однако,
никогда не служили предметом веры: вы можете верить, не рискуя впасть в
ересь, что Адам и Ева появились на свет 16 октября или 30 октября - конечно,
если основываете эти даты на книге Бытие. Творение, бесспорно, произошло в
пятницу, поскольку в субботу бог отдыхал.
Наука вынуждена была двигаться в этих границах, а против тех, кто
считал, что 6 тысяч лет - слишком короткий срок для существования Вселенной,
выдвигались разного рода обвинения. Их уже нельзя было сжечь на костре или
заключить в тюрьму, и поэтому теологи делали все возможное, чтобы испортить
им жизнь и помешать распространению их учений.
Работа Ньютона - а коперниканская система была уже принята к тому времени - ни в коей мере не пошатнула религиозную ортодоксию. Сам Ньютон был глубоко религиозным человеком и верил в боговдохновенность Библии. Его Вселенная обходилась без развития и вполне могла быть сотворена сразу и целиком - это не вступало в противоречие с его учением. Объясняя тангенциальные скорости планет, не позволявшие им упасть на Солнце, он предположил, что планеты были запущены божьей дланью, а все, что произошло после, объясняется законом тяготения. Известно, что в личном письме Ньютона к Бентли [14] содержится объяснение, согласно которому Солнечная система развилась из простого и почти однородного скопления вещества; но в публичных и официальных высказываниях Ньютон, видимо, предпочитал говорить об одномоментном творении известных нам Солнца и планет и не оставлял места для эволюции.
От Ньютона XVIII век воспринял характерный пиетизм, для которого бог главным образом законодатель, сотворивший вначале мир, а затем правила, определяющие все дальнейшие события и избавляющие его от необходимости специального вмешательства. Ортодоксы признавали исключения и чудеса, связанные с религией. Но для деистов [15] все управлялось природными законами. Оба воззрения можно найти в "Опыте о человеке" Александра Попа
[16]. В одном месте он пишет:
Первопричина всемогущая законом
Действует всеобщим, а не частным.
И исключения редки.
Но когда требования ортодоксии забываются, исчезают и исключения.
Когда б природы цепь порвать в звене любом,
Хоть в тысячном, хоть в миллионном, -
Вся цепь рассыплется. Так важны
В сем мире удивительно огромном
Ступени бытия. Малейший беспорядок
Крушит все целое. Земля бежит с пути,
Планеты, солнца - все в гоненьи.
И ангелы небесные низвергнуты со сфер.
Мир полон разрушенья.
Небесные основы пали ниц в поклоне,
Природа, трепещи перед Господним троном!
Представление о власти закона, как его понимали во времена королевы
Анны [17], было связано с политической стабильностью общества и верой в то,
что эра революций закончилась. Когда люди вновь стали желать изменений, они
выдвинули менее статическое понимание механизмов природного закона.
Первая серьезная попытка построить научную теорию эволюции Солнца, планет и звезд была предпринята Кантом в 1755 году, в книге "Всеобщая естественная история и теория неба, или Исследование строения и механизмов образования всей структуры Вселенной, рассмотренной с точки зрения Ньютоновых принципов". Эта поистине замечательная работа в некоторых отношениях предвосхищает результаты современной астрономии. Начинается она с утверждения, что все видимые невооруженному глазу звезды принадлежат одной системе - Млечному Пути, или Галактике. Все эти звезды лежат приблизительно в одной плоскости, и их единство подобно единству Солнечной системы. С удивительной проницательностью утверждается, что туманности тоже созвездия, хотя и чрезвычайно удаленные. Эта точка зрения сегодня общепринята. По теории Канта - не совсем верной математически, но в целом соответствующей дальнейшим исследованиям, - туманности. Галактика, звезды, планеты и спутники возникли в результате сгущения рассеянной материи вокруг тех мест, где она обладала большей плотностью. Кант считал, что материальная Вселенная бесконечна, и это, по его словам, является единственным воззрением, достойным творца. Он думал, что имеется постепенный переход от хаоса к организации, начинающийся в центре вселенской гравитации и медленно распространяющийся из этой точки в направлении самых удаленных пунктов. Этот процесс охватывает бесконечное пространство и требует бесконечного времени.
Работа Канта замечательна, с одной стороны, своей концепцией материальной Вселенной как целого, частями которого являются Галактика и туманности, а с другой стороны - идеей постепенного (впоследствии охватывающего все пространство) развития недифференцированного первоначального скопления материи. Это - первая серьезная попытка заменить представление о внезапном творении идеей эволюции. Любопытно, что новое воззрение первоначально возникло в теории неба, а не в связи с биологическими явлениями.
Впрочем, в силу различных причин работа Канта не привлекла к себе особого внимания. Кант был еще молодым человеком, ему шел тридцать второй год, и он пока не пользовался сколько-нибудь широкой известностью. Он был философом, а не профессиональным математиком или физиком, и из-за некомпетентности в динамике предположил, что самодостаточная система могла получить вращение, которым первоначально не обладала. В некоторых отношениях его теория была совершенно фантастической; например, он считал, что обитатели планет улучшаются с удалением планет от Солнца - взгляд, говорящий о скромности человечества, но не имеющий ни единого научного довода в свою пользу. По этим причинам работа Канта осталась практически незамеченной, пока такую же теорию не выдвинул Лаплас.
Знаменитая небулярная гипотеза Лапласа была впервые опубликована в 1796 году - в его книге "Изложение системы мира". Очевидно, Лаплас не знал, что его теория в значительной мере была предвосхищена Кантом. Для него это была не более чем гипотеза, и он относился к ней с "недоверием, которое следует проявлять ко всему, что не является результатом наблюдения или вычисления"; однако, хотя сейчас лапласовская гипотеза и заменена другими, она будоражила умы в течение целого столетия. Лаплас считал, что система из Солнца и планет первоначально была единой рассеянной туманностью; постепенно туманность сжималась и вследствие этого скорость ее вращения увеличивалась; центробежная сила отбрасывала от нее части, которые становились планетами; тот же процесс, повторяясь, привел к возникновению спутников. Живя в эпоху французской революции, Лаплас был истинно свободомыслящим человеком и решительно отвергал творение. Когда Наполеон, полагавший, что вера в небесного монарха способствует уважению к монархам земным, заметил, что "Небесная механика" не содержит упоминания о боге, астроном ответил: "Сир, я не нуждался в этой гипотезе". Теологический мир был, конечно, уязвлен, но это чувство заслонил страх перед атеизмом и революционной Францией. К тому времени битвы с астрономами стали казаться делом рискованным.
В геологии научное мировоззрение развивалось в направлении, обратном