Файл: Рассел - Наука и религия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 1177

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неподвижные звезды из года в год продолжали делать то, что от них ожидалось;

новых тел не наблюдалось, а привычные не старели. Поэтому пришли к мнению,

что все находящееся за пределами земной атмосферы сотворено раз и навсегда с

присущим творцу совершенством; развитие и гибель - дела сугубо земные,

ниспосланные в наказание за грехи прародителей. Отсюда следовало, что

метеоры и кометы должны существовать в земной атмосфере, в "подлунном" мире.

Что касается метеоров, это было правильным выводом, а насчет комет допустили

ошибку.

Мнение о том, что кометы являются знамениями и возникают в земной

атмосфере, теологи отстаивали с величайшей страстью. С давних пор считалось,

что кометы знаменуют несчастье. Эта точка зрения встречается у Шекспира,

например в его "Юлии Цезаре" или в "Генрихе V". Каликст III, бывший папой с

1455 по 1458 годы, был очень обеспокоен захватом Константинополя турками -

он связал это с появлением огромной кометы и повелел ежедневно молиться,

дабы "грозящая беда отвратилась от христиан и обратилась на турок". А к

литании было сделано добавление: "Избави нас, господи боже, от турка и

кометы". Кранмер [11] в 1532 году писал Генриху VIII [12] о наблюдавшейся

тогда комете: "Какие странные вещи эти знамения предвещают, знает один

только бог; ибо кометы появляются не просто так, но из-за очень серьезных

причин". В 1680 году, когда в небе появилась комета, видный шотландский

священник заявил, что кометы являются "знамениями страшного суда над этими

землями за грехи наши, ибо никогда еще господь не гневался так на людей". В

этом он, вероятно сам того не желая, следовал Лютеру, заявлявшему: "Невежда

пишет, что комета возникает естественным путем, но бог не создал бы ее, если

бы она не предвещала верного бедствия".

Несмотря на все различия, в вопросе о кометах католики и протестанты

были едины. В католических университетах профессора астрономии должны были

давать клятву, которая была несовместима с научной точкой зрения на

происхождение комет. В 1673 году отец Августин де Ангелис, ректор колледжа

Клементины в Риме, издал книгу по метеорологии, в которой утверждал, что

"кометы не являются небесными телами, но возникают в земной атмосфере, под

Луной; ибо все небесное вечно и неразрушимо, а кометы имеют начало и конец:

ergo, кометы не могут быть небесными телами". Отец Августин написал это с

той целью, чтобы опровергнуть Тихо Браге, который - поддержанный

впоследствии Кеплером - доказывал, что комета 1577 года имела надлунное

происхождение. Ректор объяснял рыскающие движения комет тем, что их вызывают

ангелы, специально назначенные для этой цели богом.

Очень британской, пронизанной духом компромисса является запись в

дневнике члена Королевского общества Ральфа Торсби, сделанная в 1682 году,


когда в небе появилась комета Галлея и впервые стало возможным вычислить ее

орбиту. Торсби писал: "Господи, укрепи нас для тех перемен, которые она

предвещает, ибо, хотя я и знаю, что такие метеоры являются следствием

природных причин, однако они также часто знаменуют и несчастья".

Три человека окончательно доказали, что кометы подчиняются закону и

возникают за пределами земной атмосферы. Швейцарец Дорфель установил, что

орбита кометы 1680 года имеет вид параболы; Галлей [13] выяснил, что комета

1682 года (которую назвали затем его именем), вызвавшая ужас в 1066 году, а

затем при падении Константинополя, двигалась по орбите, представлявшей собой

очень вытянутый эллипс с периодом обращения приблизительно в 76 лет; а в

ньютоновских "Началах", изданных в 1687 году, было продемонстрировано, что

закон тяготения успешно объясняет движения не только планет, но и комет.

Жаждавшие знамений теологи вынуждены были вернуться к землетрясениям и

извержениям. Однако это относится уже не к астрономии, а к геологии, которая

развилась позднее и выдержала свою собственную войну против догм,

унаследованных от эпохи невежества.

III. ЭВОЛЮЦИЯ


Становление и развитие наук происходило в довольно странной на первый

взгляд последовательности. Под власть законов в первую очередь подпали самые

удаленные от нас вещи и лишь затем то, что было поближе: сначала небеса,

затем земля, животная и растительная жизнь, человеческое тело, и в последнюю

очередь - человеческое сознание. На самом деле, в этом нет ничего

удивительного. Детали мешают нам видеть мир в целом; следы римских дорог

легче увидеть с аэроплана, чем с земли. Друзья понимают нас лучше, чем мы

сами: они могут предвидеть, например, в каком месте разговора мы примемся

рассказывать свои любимые анекдоты, - жестокая неумолимость этого для них

очевидна; а мы думаем, что действуем спонтанно, никоим образом не подчиняясь

закону. Подробное знание деталей - не самый надежный источник для того

обобщенного знания, к которому стремится наука. Астрономия не только открыла

для нас природные законы, но и дала учение о развитии мира, которое, однако,

нашло наиболее замечательное применение в объяснении развития жизни.

Эволюционное учение, первоначально возникшее в астрономии, имело

впоследствии более важное значение для геологии и биологии и должно было

противостоять в этих науках еще большим теологическим предрассудкам. Трудно

поверить, что идея развития и постепенного роста возникла совсем недавно; а

ведь она распространилась только после работ Ньютона. Согласно

ортодоксальному взгляду, мир был сотворен за шесть дней, и с тех пор в нем

содержатся все существующие ныне небесные тела и все виды животных и

растений, если не считать тех, что погибли во время великого потопа. Законом


Вселенной считался не прогресс, как думает сегодня большинство теологов, а

кошмарные бедствия во времена грехопадения. Бог повелел Адаму и Еве не

вкушать с некоего дерева, однако они не послушались и вкусили. Поэтому бог

решил, что они сами и все их потомство будут смертны, а после смерти даже

самые отдаленные поколения будут испытывать вечные мучения в аду - за

исключением тех, кто спасется согласно плану (об этом плане с тех пор было

немало споров). С момента совершения Адамом греха животные стали охотиться

друг на друга, выросли чертополох и колючки, началась смена времен года,

была проклята сама земля - она стала кормить человека, только если он тяжко

на ней трудился. Вскоре люди стали такими порочными, что всех их пришлось

утопить, кроме Ноя, трех его сыновей и их жен. Люди, разумеется, не стали

после этого лучше, однако господь обещал не насылать нового потопа и

довольствовался теперь тем, что устраивал время от времени извержения и

землетрясения.

Следует учесть, что все эти события расценивались как подлинные

исторические факты. Дату сотворения мира, например, можно высчитать по

генеалогиям в книге Бытие, которые сообщают, сколько лет было патриархам,

когда родились их старшие сыновья. В какой-то степени допускались

разногласия, поскольку имелись некоторые неясности; существовали также

различия между септуагинтой и древнееврейским текстом; но в конце концов

протестанты единодушно приняли дату творения - 4004 год до н. э.,

установленную архиепископом Ашером. Доктор Лайтфут, проректор Кембриджского

университета, согласившийся с этой датой, считал, что тщательное изучение

книги Бытие могло бы установить ее с еще большей точностью; по его мнению,

творение человека произошло в 9 часов утра 23 октября. Эти цифры, однако,

никогда не служили предметом веры: вы можете верить, не рискуя впасть в

ересь, что Адам и Ева появились на свет 16 октября или 30 октября - конечно,

если основываете эти даты на книге Бытие. Творение, бесспорно, произошло в

пятницу, поскольку в субботу бог отдыхал.

Наука вынуждена была двигаться в этих границах, а против тех, кто

считал, что 6 тысяч лет - слишком короткий срок для существования Вселенной,

выдвигались разного рода обвинения. Их уже нельзя было сжечь на костре или

заключить в тюрьму, и поэтому теологи делали все возможное, чтобы испортить

им жизнь и помешать распространению их учений.

Работа Ньютона - а коперниканская система была уже принята к тому времени - ни в коей мере не пошатнула религиозную ортодоксию. Сам Ньютон был глубоко религиозным человеком и верил в боговдохновенность Библии. Его Вселенная обходилась без развития и вполне могла быть сотворена сразу и целиком - это не вступало в противоречие с его учением. Объясняя тангенциальные скорости планет, не позволявшие им упасть на Солнце, он предположил, что планеты были запущены божьей дланью, а все, что произошло после, объясняется законом тяготения. Известно, что в личном письме Ньютона к Бентли [14] содержится объяснение, согласно которому Солнечная система развилась из простого и почти однородного скопления вещества; но в публичных и официальных высказываниях Ньютон, видимо, предпочитал говорить об одномоментном творении известных нам Солнца и планет и не оставлял места для эволюции.


От Ньютона XVIII век воспринял характерный пиетизм, для которого бог главным образом законодатель, сотворивший вначале мир, а затем правила, определяющие все дальнейшие события и избавляющие его от необходимости специального вмешательства. Ортодоксы признавали исключения и чудеса, связанные с религией. Но для деистов [15] все управлялось природными законами. Оба воззрения можно найти в "Опыте о человеке" Александра Попа

[16]. В одном месте он пишет:

Первопричина всемогущая законом

Действует всеобщим, а не частным.

И исключения редки.


Но когда требования ортодоксии забываются, исчезают и исключения.

Когда б природы цепь порвать в звене любом,

Хоть в тысячном, хоть в миллионном, -

Вся цепь рассыплется. Так важны

В сем мире удивительно огромном

Ступени бытия. Малейший беспорядок

Крушит все целое. Земля бежит с пути,

Планеты, солнца - все в гоненьи.

И ангелы небесные низвергнуты со сфер.

Мир полон разрушенья.

Небесные основы пали ниц в поклоне,

Природа, трепещи перед Господним троном!


Представление о власти закона, как его понимали во времена королевы

Анны [17], было связано с политической стабильностью общества и верой в то,

что эра революций закончилась. Когда люди вновь стали желать изменений, они

выдвинули менее статическое понимание механизмов природного закона.

Первая серьезная попытка построить научную теорию эволюции Солнца, планет и звезд была предпринята Кантом в 1755 году, в книге "Всеобщая естественная история и теория неба, или Исследование строения и механизмов образования всей структуры Вселенной, рассмотренной с точки зрения Ньютоновых принципов". Эта поистине замечательная работа в некоторых отношениях предвосхищает результаты современной астрономии. Начинается она с утверждения, что все видимые невооруженному глазу звезды принадлежат одной системе - Млечному Пути, или Галактике. Все эти звезды лежат приблизительно в одной плоскости, и их единство подобно единству Солнечной системы. С удивительной проницательностью утверждается, что туманности тоже созвездия, хотя и чрезвычайно удаленные. Эта точка зрения сегодня общепринята. По теории Канта - не совсем верной математически, но в целом соответствующей дальнейшим исследованиям, - туманности. Галактика, звезды, планеты и спутники возникли в результате сгущения рассеянной материи вокруг тех мест, где она обладала большей плотностью. Кант считал, что материальная Вселенная бесконечна, и это, по его словам, является единственным воззрением, достойным творца. Он думал, что имеется постепенный переход от хаоса к организации, начинающийся в центре вселенской гравитации и медленно распространяющийся из этой точки в направлении самых удаленных пунктов. Этот процесс охватывает бесконечное пространство и требует бесконечного времени.


Работа Канта замечательна, с одной стороны, своей концепцией материальной Вселенной как целого, частями которого являются Галактика и туманности, а с другой стороны - идеей постепенного (впоследствии охватывающего все пространство) развития недифференцированного первоначального скопления материи. Это - первая серьезная попытка заменить представление о внезапном творении идеей эволюции. Любопытно, что новое воззрение первоначально возникло в теории неба, а не в связи с биологическими явлениями.

Впрочем, в силу различных причин работа Канта не привлекла к себе особого внимания. Кант был еще молодым человеком, ему шел тридцать второй год, и он пока не пользовался сколько-нибудь широкой известностью. Он был философом, а не профессиональным математиком или физиком, и из-за некомпетентности в динамике предположил, что самодостаточная система могла получить вращение, которым первоначально не обладала. В некоторых отношениях его теория была совершенно фантастической; например, он считал, что обитатели планет улучшаются с удалением планет от Солнца - взгляд, говорящий о скромности человечества, но не имеющий ни единого научного довода в свою пользу. По этим причинам работа Канта осталась практически незамеченной, пока такую же теорию не выдвинул Лаплас.

Знаменитая небулярная гипотеза Лапласа была впервые опубликована в 1796 году - в его книге "Изложение системы мира". Очевидно, Лаплас не знал, что его теория в значительной мере была предвосхищена Кантом. Для него это была не более чем гипотеза, и он относился к ней с "недоверием, которое следует проявлять ко всему, что не является результатом наблюдения или вычисления"; однако, хотя сейчас лапласовская гипотеза и заменена другими, она будоражила умы в течение целого столетия. Лаплас считал, что система из Солнца и планет первоначально была единой рассеянной туманностью; постепенно туманность сжималась и вследствие этого скорость ее вращения увеличивалась; центробежная сила отбрасывала от нее части, которые становились планетами; тот же процесс, повторяясь, привел к возникновению спутников. Живя в эпоху французской революции, Лаплас был истинно свободомыслящим человеком и решительно отвергал творение. Когда Наполеон, полагавший, что вера в небесного монарха способствует уважению к монархам земным, заметил, что "Небесная механика" не содержит упоминания о боге, астроном ответил: "Сир, я не нуждался в этой гипотезе". Теологический мир был, конечно, уязвлен, но это чувство заслонил страх перед атеизмом и революционной Францией. К тому времени битвы с астрономами стали казаться делом рискованным.

В геологии научное мировоззрение развивалось в направлении, обратном