Файл: Рассел - Наука и религия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 1180

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обладал чудесными способностями. Иосиф Акоста - тот самый иезуит, которого

так удивили перуанские животные, - подчеркивал, что миссионерам в их

деятельности по обращению язычников чудеса не помогают. Однако в скором

времени после смерти Ксавьера сообщения о чудесах все же начали появляться.

Оказалось, что у Франциска были поразительные способности к языкам (хотя в

письмах он жаловался на трудности с японским и нехватку толковых

переводчиков). Утверждалось также, что однажды, когда он и его спутники,

находясь на море, мучились жаждой, Франциск превратил соленую воду в

пресную. Когда ему случилось уронить в воду крест, краб принес этот крест и

отдал св. Франциску. По другой версии, он бросил крест в волны, усмиряя

ураган. В 1622 году, когда его хотели канонизировать, необходимо было

доказать, что он творил чудеса, ибо без этого никто не мог стать святым.

Папа официально подтвердил, что Франциск обладал способностью к языкам; в

особенности же его поразило то, что Ксавьер использовал в лампах святую воду

вместо масла. Это был тот самый Урбан VIII, который счел, что идеи Галилея

неправдоподобны. Легенда обрастала новыми "фактами", и, наконец, из

биографии, написанной отцом Боуром в 1682 году, мы узнаем, что святой

воскресил за свою жизнь 14 человек. Католические авторы до сих пор пишут о

его чудесных способностях. Так, отец-иезуит Кольридж подтвердил в биографии

1872 года, что Франциск обладал удивительными способностями к языкам.

В чудесные исцеления верили не только католики, но и протестанты. В

Англии прикосновение короля излечивало так называемую "королевскую болезнь",

и Карл II [36], этот святейший монарх, одарил прикосновением сто тысяч

больных. Хирург его величества опубликовал отчет об излеченных королем

болезнях, а другой хирург сам видел (по его заверениям) сотни исцелений,

последовавших за королевским прикосновением, причем "многие из них привели в

изумление способнейших хирургов". В молитвенной книге имелась специальная

служба на те случаи, когда король желал попрактиковаться в своих чудесных

способностях. Последние, разумеется, перешли по наследству к Якову II [37],

Вильгельму III [38] и королеве Анне, однако были утеряны во время

Ганноверской династии [39].

Обычные для средних веков мор и чума приписывались то действию демонов,

а то и гневу господнему. В этом случае духовенство очень рекомендовало

передавать земли в дар церкви. В 1680 году, когда в Риме свирепствовала

чума, церковники заявили, что ее наслал св. Себастьян, которого римляне

посмели незаслуженно забыть. В честь святого был немедленно воздвигнут

монумент, и чума прекратилась. В 1522 году, в самый расцвет Возрождения,

римляне вначале неправильно определили причину чумы, охватившей город, - они


думали, что чума была вызвана демонами, то есть античными богами, и потому

зарезали быка в жертву Юпитеру. Это, однако, не принесло заметного

облегчения, и тогда они организовали шествия, чтобы умилостивить деву Марию

и всех святых. Шествия, как и следовало ожидать, оказались гораздо полезнее

быка.

В 1348 году Черная Смерть [40] вызвала взрыв предрассудков повсеместно.

Одним из любимейших методов утихомиривания божеского гнева стало уничтожение

евреев. В Баварии, как считалось, тогда убили 12 тысяч евреев, в Эрфурте - 3

тысячи, в Страсбурге 2 тысячи было сожжено и т. д. Один только папа

протестовал против этих безумных погромов. Интересный случай произошел в

Сиене. Задолго до эпидемии было решено перестроить здание местного собора, и

многое уже было сделано, когда началась чума. Жители Сиены, не ведая о

судьбе других городов, решили, что чума наслана именно на них грешных, за их

гордыню, выразившуюся в желании построить великолепный собор. Они прекратили

работы, и незаконченная постройка до сего дня напоминает об их раскаянии.

Вера в знахарские методы лечения болезней сопровождалась преследованием

научной медицины, которой занимались главным образом евреи, перенявшие

знания у магометан. Евреев подозревали в магии, но им это было только на

руку, так как взвинчивало гонорары за врачевание. Анатомия считалась

занятием порочным, ибо могла помешать воскрешению тела; к тому же церковь

заявила, что не переносит самого вида крови. В действительности вскрытие

находилось под запретом из-за того, что была неправильно истолкована

соответствующая булла Бонифация VIII [41]. Во второй половине XVI столетия

папа Пий V восстановил ранние декреты, обязывавшие врачей вызывать к больным

священников, ибо "телесное недомогание зачастую порождено грехом", и

отказывать больным в помощи, если те не исповедовались в трехдневный срок.

Возможно, что-то рациональное в этих декретах и было - если учесть

отсталость тогдашней медицины.

Особенно много суеверий было связано с лечением психических

расстройств. Такое положение дел сохранялось здесь дольше, чем в любой

другой отрасли медицины. Безумие считали дьявольским наваждением - что

подтверждалось Новым заветом. Лечение состояло в изгнании дьявола,

прикосновении к реликвиям, а иногда в требованиях со стороны святого, чтобы

дьявол вышел вон из человеческого тела. Порой нельзя было различить, где

магия, а где религия, - возьмем, например, следующий рецепт: "Когда человек

одержим дьяволом, или же когда дьявол взял над ним верх с помощью болезни,

следует применять рвотное из люпина, епископской травы, белены и чеснока.

Истолочь все вместе, добавить эля и святой воды".

В таких методах не было большого вреда, пока церковь не пришла к


заключению, что для изгнания злого духа лучше всего применять пытки и

всячески унижать его достоинство; ведь именно гордыня привела сатану к

падению. Для этого использовались дурнопахнущие вещества и отвратительные

смеси. Формула изгнания удлинялась, в ней теперь содержалось множество

непристойностей. С ее помощью венские иезуиты в 1583 году изгнали 12652

дьявола. Если мягкое обращение не помогало, пациента били плетьми; в случае,

если демон все же отказывался покидать тело, это тело подвергали пыткам. В

течение столетий беспомощные лунатики становились жертвами варварской

жестокости тюремщиков. Даже после того, как вдохновлявшее жестокость

суеверие было преодолено, сохранялась традиция безжалостного обращения с

безумцами. Одним из признанных методов было лишение больного сна; другим

методом была плетка. Георга III [42], когда он время от времени сходил с

ума, били плетьми, хотя никто не считал, что в эти периоды дьявол овладевал

им в большей степени, чем в то время, когда король находился в здравом

рассудке.

Со средневековым способом лечения сумасшествия была тесно связана вера

в ведьм. Библия гласит: "Ворожеи не оставляй в живых" (Исх 22:18).

Если, конечно, мы не придерживаемся того взгляда, что слово в Исходе,

переведенное как "ворожея", на самом деле означает "отравительница". Но даже

это не избавляет нас от истории об аэндорской волшебнице [44].

Основываясь на этом и некоторых других текстах, Уэсли полагал, что

"отрицание колдовства на деле является отрицанием Библии". Думаю, что он был

прав. Пока люди верили в Библию, они делали все, чтобы выполнить ее

рекомендации в отношении ведьм. Современные либеральные христиане, которые

все еще настаивают на этической ценности Священного писания, хотели бы

забыть о миллионах невинных людей, павших жертвой искренней веры в Библию.

Ведовство и - более широко - явления колдовства и магии изучены плохо.

Антропологи различают магию и религию у самых примитивных народов, но

критерии, значимые для их науки, малопригодны, например, при изучении

вопроса о наказании за некромантию. Риверс [43] в очень любопытной книге о

Меланезии - "Медицина, магия и религия" (1924) пишет:

"Когда я говорю о магии, то имею в виду деятельность, в которой человек

использует обряды, результативность коих зависит лишь от него самого или от

сил, присущих либо принадлежащих используемым в этих обрядах объектам и

процессам. В отличие от магии, результаты религиозной деятельности зависят

от воли какой-то высшей силы, к которой взывают с помощью молитвы и

жертвоприношений".

Это определение подходит к людям, которые, с одной стороны, верят в

высшую силу некоторых неодушевленных объектов, таких, как священные камни, а

с другой - считают, что все нечеловеческие духи превосходят человека. Ни то,


ни другое не применимо к средневековым христианам или мусульманам. Конечно,

философский камень и эликсир жизни наделялись сверхъестественной силой, но

поиски их напоминали скорее научное исследование - проводились эксперименты,

а ожидаемые свойства едва ли были чудеснее тех, которые впоследствии

обнаружили у радия. Магия, как ее понимали в средние века, постоянно

прибегала к помощи духов, причем духов злых. Меланезийцы, видимо, не

различали добрых и злых духов, но для христианского учения это различение

было кардинальным. Сатана, как и господь бог, тоже способен творить чудеса,

но помогает при этом злодеям, в то время как бог помогает добрым людям.

Аналогичным образом, как свидетельствуют евангелия, рассуждали уже иудеи,

которые обвинили Христа в том, что он изгонял дьяволов, пользуясь помощью

Вельзевула [45].

Магия и колдовство были для церкви первейшим - хотя и не единственным -

вызовом. Греховность их заключалась в связи с инфернальными силами. Странно,

конечно, но дьявол тоже иногда совершал действия, которые почитались бы за

благо, если бы их совершил кто-то другой. В Сицилии происходят (или

происходили до недавней поры) кукольные представления, передававшиеся по

традиции со времен средневековья. Одно из них я видел в 1908 году в Палермо.

В нем рассказывалось о войнах между империей Карла Великого и маврами. Перед

великой битвой папа заручился помощью дьявола, и во время сражения в облаках

видели нечистого, помогавшего христианам. Несмотря на одержанную победу,

империя была, разумеется, шокирована, а действия папы осудила как порочные.

Наиболее серьезные исследователи полагают сегодня, что колдовство в

Европе было пережитком языческих культов и поклонения языческим божествам,

отнесенным христианской демонологией к разряду злых духов. Но, хотя мы имеем

достаточно много свидетельств слияния элементов язычества с магическими

обрядами, видеть в этом главный источник колдовства было бы неправильно.

Магия была преступлением, которое наказывалось и в дохристианскую эру; в

римские законы 12 таблиц входил и закон против магии. В 1100 году до н. э.

несколько военных и женщин из гарема Рамзеса III были осуждены за то, что

сделали восковую фигурку фараона и произносили над ней магические

заклинания, желая тем самым его смерти. Апулея [46] обвинили в магии в 150

году н. э. на том основании, что он женился на богатой вдове (к великому

огорчению ее сына). Однако, подобно Отелло, писателю удалось убедить суд,

что он использовал только те достоинства, которые у него имелись от природы.

Вначале колдовство не считалось привилегией женщин. Нападки на женщин

начались в XV веке, и до самого конца XVII века преследование ведьм было

широко распространенным явлением и отличалось крайней жестокостью. Папа


Иннокентий VIII выпустил в 1484 году буллу против ведьм и назначил для

борьбы с ними двух инквизиторов. Эти люди в 1489 году опубликовали книгу,

долгое время считавшуюся официальным документом, - "Молот ведьм" [47]. В ней

утверждалось, что колдовство более свойственно женщинам, чем мужчинам,

поскольку женские сердца более злобны. Самым распространенным было обвинение

в ворожбе, направленной на порчу погоды. Был составлен стандартный список

вопросов, и подозреваемых женщин пытали на дыбе, пока они не давали нужных

показаний. По некоторым оценкам, в одной Германии за сто лет, между 1450 и

1550 годами, было умерщвлено, главным образом на кострах, около ста тысяч

ведьм.

Несколько смелых рационалистов отважились в разгар преследований

оспорить мнение, что ураганы, бури с градом, гром и молнии вызываются

женскими кознями. Таким людям не было пощады. Так, в конце XVI века Флейд,

ректор Трирского университета и главный судья курфюртского суда, загубивший

огромное число ведьм, сообразил, что, возможно, их признания свидетельствуют

лишь о желании прекратить мучения. Он отказался от дальнейшего участия в

судилищах и был обвинен в том, что продался сатане. Флейда пытали точно теми

же методами, что и других. Подобно другим, он признал свою вину и в 1589

году был задушен, а затем сожжен.

Протестанты любили охоту на ведьм не меньше, чем католики. В этом деле

особенно себя проявил Яков I. Он написал книгу о демонах и в первый год

своего правления - когда Кок [48] был генеральным атторнеем, а Бэкон служил

в палате общин - призвал закон к большей строгости и издал законодательный

акт, остававшийся в силе до 1736 года. Тогда было много процессов над

ведьмами. Выступавший на одном из них в качестве свидетеля сэр Томас Броун

писал потом в книге "Исцеление религией":

"Я всегда верил, а теперь знаю наверняка, что ведьмы существуют; те,

кто сомневаются в этом, отрицают не только их, но и духов, - и вследствие

этого потворствуют неверным и атеистам".

В Шотландии, где преследование ведьм было гораздо более жестоким, чем в

Англии, Яков I имел большой успех, обнаружив истинные причины ураганов,

преследовавших его на пути из Дании. Некий доктор Файэн признался под

пыткой, что в штормах виновны сотни ведьм из Лита [49], которые пустились в

открытое море на решете. Как замечает Бертон в своей "Истории Шотландии",

"сила этого явления была увеличена помогавшими делу ведьмами на

скандинавском берегу, и вместе они провели решающий эксперимент по проверке

законов демонологии". Доктор Файэн вскоре отказался от своих показаний,

поэтому пытки были продолжены с еще большей жестокостью. Ему в нескольких

местах сломали ноги, однако он продолжал упорствовать. Тогда Яков I,

наблюдавший за пыткой, предложил вырвать у жертвы ногти и загнать в пальцы