Добавлен: 15.11.2018
Просмотров: 6700
Скачиваний: 11
56
Рисунок 33 Кольцевая диаграмма
Лепестковая диаграмма позволяет сравнивать совокупные значения
нескольких рядов данных. Пример лепестковой диаграммы приведен на рис. 34.
Рисунок 34 Лепестковая диаграмма
Диаграмму «Поверхность» целесообразно использовать для поиска
наилучшего сочетания в двух наборах данных. Как на топографической карте,
области, относящиеся к одному диапазону значений, выделяются одинаковым
цветом или узором. Пример диаграммы «Поверхность» приведен на рис. 35.
57
Использование
маркеров
данных
цилиндрической,
конической
и
пирамидальной формы может существенно улучшить внешний вид и наглядность
объемной диаграммы.
Создание диаграммы. Выделите ячейки, содержащие данные, которые
должны быть отражены на диаграмме. Чтобы заголовок столбца или строки для
новых данных появился в диаграмме, в выбираемые ячейки нужно включить те,
которые содержат этот заголовок. Нажмите кнопку Рекомендуемые диаграммы на
панели инструментов Главная. Выберите тип диаграммы. Следуйте инструкциям
мастера диаграмм. По ходу выполнения инструкций необходимо уточнить:
исходные данные, название диаграммы и заголовки для ее осей, характеристики
осей, размещение и скрытие легенды, подписи данных, таблицу данных, линии
сетки, размещение диаграммы.
Рисунок 35 Поверхность
2. Порядок выполнения работы
1. Включите компьютер. Загрузите Excel.
2. По данным таблицы, полученной в результате выполнения лабораторной
работы №7, необходимо построить:
Гистограммы,
Линейчатую диаграмму,
График,
Точечную диаграмму,
Диаграмму с областями,
Круговую диаграмму,
Лепестковую диаграмму,
Поверхности,
Нестандартную диаграмму.
58
Каждую диаграмму необходимо сохранять на отдельном листе, названном
типом гистограммы. Каждая диаграмма должна содержать: название, легенду,
подписи осей.
3. Порядок оформления отчета
Подготовьте отчет о выполненной лабораторной работе. Отчет о
лабораторной работе должен содержать: титульный лист (с действующим
вариантом титульного листа можно ознакомиться на http://standarts.guap.ru), цель
лабораторной работы, полученные в ходе выполнения работы документы. На
компьютере представляются файлы с результатами работы, записанные в папку с
номером вашей группы/ваша фамилия/№ лабораторной работы. Сформулируйте
выводы, которые можно сделать по результатам выполненной работы.
4. Контрольные вопросы
1.
Назовите основные элементы диаграмм.
2.
Какие диаграммы называют внедренными?
3.
Назовите и охарактеризуйте основные типы диаграмм.
4.
Из каких шагов состоит процесс создания диаграмм?
5.
Чем отличается ось категорий от оси времени?
6.
Что показывает линейчатая диаграмма с накоплением?
7.
Какую зависимость отображают графики?
8.
Что показывает точечная диаграмма?
9.
Что показывает круговая диаграмма?
10.
Что понимают под биржевой диаграммой?
ДРУГИЕ ПРОГРАММЫ ПАКЕТА MICROSOFT OFFICE
Лабораторная работа № 9. Подготовка рисунков с помощью
программы Microsoft Visio
Цель работы: получение начального представления о программе MS Visio,
знакомство с классами стандартных форм и приобретение навыков работы с ними.
1. Методические указания
Программа Microsoft Visio предназначена для подготовки рисунков, которые
позднее могут быть вставлены в другие документы. Она естественно дополняет
возможности остальных рассмотренных пакетов в этой части. Созданный рисунок
позднее обычным копированием может быть вставлен в нужное место итогового
документа и, при необходимости, далее редактироваться в нем. На рис. 36 показан
внешний вид рабочего экрана программы Visio после ее запуска.
59
Методы работы в Visio аналогичны методам работы в других программах
фирмы Microsoft. Имеется традиционная структура главного меню, дополненная
специфическими для Visio пунктами. Активна мышь, с помощью которой можно
выполнить подавляющее большинство операций. Работа с текстами выполняется в
правилах Word. Имеются возможности форматирования изображения, задания
цветов, толщины и вида линий, стрелок и т.п. Может выполняться операция
группировки объектов, что позволяет создавать изображение, инвариантное к
перемещению отдельных составляющих (Shape/Group). В целом после освоения
остальных программ работа c Visio не вызывает особого затруднения.
Специфической особенностью Visio является наличие обширной библиотеки
готовых форм, которые могут использоваться при создании конкретных
изображений.
Рисунок 36 Экран Visio после запуска программы
Первоначально программа Visio предлагает диалог, с помощью которого
можно определить класс готовящегося изображения. Выбор класса предполагает
начальное подключение соответствующих библиотек форм изображений, которые
впоследствии могут быть дополнены форм других классов.
Предлагаемые системой классы имеют следующие названия:
Бизнес;
Блок-схема;
Карты и планы этажей;
Общие;
Программы и базы данных;
Расписание;
Сеть;
Техника;
Отметим, что формы Visio разрабатывались в соответствии со стандартами
документации, принятыми в США. В некоторых случаях они отличаются от
отечественных стандартов, поэтому пользоваться формами следует с некоторой
осторожностью. Тем не менее, в большинстве практических случаев стандарты
60
совпадают, что позволяет использовать программу Visio для создания рисунков
различных документов.
В качестве примера рассмотрим задачу построения иерархической
организационной структуры вуза. Воспользуемся набором элементов Фигуры
организационной диаграммы, выбрав его на экране Visio. В ответ генерируется
новый рисунок с именем по умолчанию DrawingN, а на экране появляется рабочее
поле для рисования и окно форм выбранного класса (рис. 37).
Рисунок 37 Экран Visio после выбора набором элементов Фигуры
организационной диаграммы
Дополнительно на рисунке показаны главное меню, переключатель уже
доступных форм, кнопка для подключения форм других классов и панель
управления автоматической компоновкой диаграммы.
Формы из открытого окна могут быть непосредственно перемещены мышкой
на рабочее поле и установлены в нужном месте. В рассматриваемом примере они
имеют разное название и, соответственно, разное обозначение. Создавать
структуру целесообразно с самого верхнего уровня, для которого целесообразно
использовать набор фигур руководителя. Ее название задается в текстовом
режиме после ее выбора на рабочем листе. Далее строятся следующие уровни
иерархии с использованием других форм, например, набор фигур менеджера. Для
включения формы в иерархию ее необходимо перетащить мышкой на форму более
высокого уровня. После отпускания левой клавиши форма автоматически
позиционируется на рисунке. Подключения делаются до тех пор, пока не создастся
очередной уровень. Эти операции продолжаются до построения полной
диаграммы.
Созданная впервые структура почти хаотически размещается на рабочем
листе. Для придания ей законченного вида целесообразно воспользоваться
средствами ее компоновки. Выбрав одну из форм предпоследнего уровня
иерархии, с помощью меню компоновки диаграммы можно автоматически
разместить составляющие последнего уровня иерархии на рабочем листе. Далее
аналогичная операция проводится со всеми другими формами предпоследнего