Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 2042

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При такой постановке целей на первый план выходят проблемы региональной социальной политики. Этим понятием охватываются:

  • территориальные аспекты всех направлений социальной политики;

  • политика регулирования межрайонных различий в уровнях развития и уровне жизни;

  • политика расселения.


10.2. Бюджетирование, ориентированное на результат


В начале 90-х гг. прошлого века в ряде развитых стран начался переход к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР). Сначала оно осуществляется центральным (федеральным) правительством с постепенным переходом на уровень регионов.

Первые шаги по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, были сделаны в США комиссией Гувера еще в 1949 г. Предложенный комиссией формат представления федерального бюджета (получивший название «performance budget») переносил акцент с затрат государственных ресурсов на исполнение государственных функций, осуществление деятельности и достижение результатов. «Performance budget» должен был отражать не столько структуру расходов в разрезе видов затрат (оплата труда, закупка товаров, аренда помещений и т.д.), сколько ожидаемый результат от осуществления программ или исполнения конкретных государственных функций.

Конгресс США в 1950 г. принял закон «О бюджете и процедурах бюджетной отчетности» (Budget and Accounting Procedures Act), по которому устанавливалось требование к представлению проекта бюджета в суммах, предлагаемых к финансированию, в разрезе министерств и ведомств. Но по каждому их них данные следовало представлять в разрезе программ, подпрограмм и видов деятельности, причем именно в такой форме, в какой министерства и ведомства должны были подавать свои бюджетные заявки в администрацию президента (орган, отвечающий за подготовку проекта федерального бюджета в США).

Такая форма представления федерального бюджета представляла собой свод поступивших от ведомств и прошедших первичный этап согласований обоснований на финансирование расходов, составленных в разрезе программ или видов деятельности. Данные о структуре расходов в разрезе видов затрат в таком бюджете также требовалось указывать, однако эти расходы должны были присутствовать в качестве элементов программ, представляя собой не задания по финансированию, а средства достижения конечных целей118.

Анализ опыта США по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, позволяет сделать следующие выводы, которые могут оказаться ценными для России:

1. Программно-целевое бюджетирование – это средство повышения эффективности государственных расходов в условиях, когда все большая часть национального дохода перераспределяется государством. Однако повысить эффективность государственных расходов за счет совершенствования одной только управленческой технологии, не затрагивая при этом бюджетный процесс, невозможно.


2. Решиться на использование программно-целевого бюджетирования легче в периоды финансовых трудностей, когда размеры дефицита государственного бюджета имеют угрожающие масштабы.

3. Все основные приемы программно-целевого бюджетирования основаны на управленческих принципах частного бизнеса (формулировка миссии и стратегий, бюджетирование от нуля, применение метода учета по начислению, использование индикаторов социальной и экономической эффективности как аналогов результатов хозяйственной деятельности, учет рисков и др.). Переход на программно-целевое бюджетирование требует одновременного реформирования принципов управления в государственном секторе.

4. Внедрение инструментов частного бизнеса в деятельность государства встречает трудности из-за того, что масштабы деятельности государственных министерств и ведомств несопоставимы с масштабами деятельности всех фирм, с тем, что мотивация чиновников отличается от мотивации менеджеров частных компаний. Также у государственных учреждений отсутствует универсальный индикатор результатов работы, который имеется у частных фирм, и потому для них приходится разрабатывать различные искусственные заменители такого показателя, с необходимостью учета бюджетного цикла, с изменением законодательства и др.

5. Из-за указанных трудностей целесообразно поэтапное внедрение программно-целевого бюджетирования, перевод на него отдельных (пилотных) министерств и ведомств, адаптация новых технологий к существующей бюджетной практике с последующим распространением полученного опыта на остальные государственные министерства.

В США инициативы по переходу на программно-целевые методы бюджетирования с целью повышения эффективности бюджетных расходов исходили преимущественно от штатов и муниципалитетов. Уровень результативности бюджетных расходов регулируется местными нормативными правовыми актами, разрабатываются собственные программы внедрения мониторинга результативности бюджетных расходов.

Принципы БОР и система показателей результативности были внедрены в США в ряде штатов. Каждый штат самостоятельно разработал систему целей и показателей и принял решение, какого из типов бюджетирования, ориентированного на результат, он придерживается.

Для России интересен опыт Великобритании. Эта страна с одним из самых высоких в мире уровней централизации государственных финансов. Более двух третей налогов, собранных с территорий, аккумулируется в Центре и перераспределяется между местными органами власти путем выделения целевых грантов, дотаций и субсидий. Это дает возможность Правительству Великобритании проводить единую политику, так как гранты и дотации выделяются лишь при условии соблюдения определенных требований. В частности, при формировании бюджетов и планов развития местные органы власти в обязательном порядке учитывают национальные приоритеты, отраженные в стратегии развития Соединенного Королевства.


В Германии реформирование бюджетной системы и переход к бюджетированию, ориентированному на результат, начался позже, чем в других странах. Основная причина – традиционно жесткая структура, иерархия уровней государственной власти, а также «принцип субсидиарности» (предоставление услуг общественного сектора негосударственными некоммерческими организациями).
С начала 90-х гг. местные органы власти ФРГ
стали руководствоваться «Новой моделью управления» («New Steering Model»). Большинство регионов также стало переходить на бюджетирование, ориентированное на результат, и в некоторых случаях – на учет по методу начислений и на контроль, основанный на внутренних инструментах управления. По мере перехода к принципам программно-целевого бюджетирования были определены существенные межрегиональные различия. Одновременно с этим стали осуществляться межрегиональное сравнение и межрегиональная кооперация.

В России система БОР начала использоваться с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса119. Тема БОР неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента России, активно поддерживалась Министерством финансов РФ и стимулировалась к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов. Была образована правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов, а субъекты бюджетного планирования готовили доклады о результатах и основных направлениях своей деятельности (так называемых ДРОНДов).

На практике необходимость и целесообразность внедрения БОР объясняется наличием ряда определенных ситуаций:

- традиционные методы повышения эффективности расходов бюджета (в первую очередь открытые конкурсы, усиление финансовой дисциплины и казначейские технологии) практически исчерпаны;

- при бюджетном кризисе необходимы радикальные меры по сокращению расходов, но при условии удержания достигнутого уровня оказания бюджетных услуг;

- бюджет перестает быть полноценным инструментом управления, но необходимо понять цели и причины его перерасхода;

- внедрение результативного управления в органах исполнительной власти региона (муниципального образования).

При внедрении БОР необходимы, прежде всего, разработка нормативных актов, выработка точной модели результативного бюджетирования, наиболее подходящей для территории, проведение семинаров для органов исполнительной власти по разработке ведомственных целевых программ, осуществление экспертизы ведомственных целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД). Также нужна диагностика существующей модели бюджетного процесса, подготовка комплексного плана внедрения БОР в регионе или муниципальном образовании и др.



10.3. Инструменты местной экономической политики


Со второй половины ХХ в. в развитии региональной и местной экономической политики все большее значение приобретают те ее направления, реализация которых предполагает тесное взаимодействие с бизнесом. Таким образом, ее проведение в настоящее время невозможно без диалога местных властей с предпринимательским сообществом.

Рассмотрим эволюцию местной экономической политики в Канаде, характерную для многих стран120.

Исторически региональные программы экономического развития Канады были нацелены на поддержку промышленности.
В 1960-е – начале 1970-х гг. некоторые провинции реализовывали свои собственные, построенные по принципу «сверху вниз» соответствующие программы. Урок, извлеченный из опыта сорокалетнего участия общественного сектора в региональном развитии страны, чрезвычайно прост: даже вложение огромных средств из государственных источников в реализацию программ промышленного развития отсталых регионов, разработанных верхним уровнем управления, не гарантирует ожидаемых результатов. В действительности эффект от таких инвестиций был незначительным. Причем в наиболее неблагоприятном положении оказались коммуны, получавшие целевые льготы при реализации рациональных региональных программ, разработанных на более высоком уровне. Как только обещанные льготы и субсидии переставали компенсировать достаточно высокие издержки, связанные с неоптимальным местом размещения, предприятия быстро покидали такие коммуны.

Провал вмешательства «сверху» в процессы местного экономического развития имел и один положительный результат. Сейчас все больше признается, что именно на уровне коммун следует разрабатывать программы местного экономического развития, ориентированные на использование потенциала их жителей и способствующие формированию локальных взаимосвязей и партнерств. Участие местных властей в этом процессе рассматривается сегодня как необходимый инструмент содействия устойчивому экономическому развитию.

В результате большей диверсификации местной экономики Национальная ассоциация специалистов по промышленному развитию Канады была переименована в 1989 г. в Канадскую ассоциацию специалистов по экономическому развитию (экономических девелоперов).

С конца 1970-х гг. муниципальные органы Канады в первую очередь уделяют внимание поддержке уже существующего бизнеса, а не привлечению внешних инвестиций. Специалисты по экономическому развитию в канадских коммунах непосредственно участвуют в деятельности по укреплению и диверсификации местной экономики. Она охватывает:

  • стратегическое планирование экономического развития; содействие местному предпринимательству;

  • консультирование малого бизнеса;

  • сбор данных о состоянии местной экономики и управления;

  • содействие стратегическим союзам и партнерству;

  • восстановление центров городов и т.д.


Актуальны и такие традиционные сферы деятельности, как аккумулирование земли; маркетинг участков, выделяемых под застройку промышленным и торговым инвесторам; привлечение инвестиций. Специалисты по проблемам экономического развития участвуют в сборе, анализе и распространении информации по всем аспектам местной экономики.

Государство поощряет объединение муниципалитетов через предоставление дополнительных субсидий, т.е. реформа проходит не административным путем, а стимулируется экономически.

Реструктуризация муниципалитетов в Канаде принимает различные формы. Наиболее часто упоминаемыми, обсуждаемыми и критикуемыми инициативами являются крупномасштабные слияния, инициируемые властями провинций. Проводимые муниципалитетами-участниками добровольные слияния меньшего масштаба (нескольких близлежащих муниципалитетов) привлекают намного меньше внимания и подвергаются намного меньшей критике.

Как показывает зарубежный опыт, для реализации местной (локальной) экономической политики используются два больших блока инструментов:

а) меры по развитию инфраструктуры и общих условий среды производства и жизнедеятельности;

б) набор стимулов (финансовых и нефинансовых) для поощрения определенных действий отдельных хозяйственных субъектов.

Далеко не все инструменты из этого списка могут в настоящее время использоваться в России. В последние 20 лет в развитии местного самоуправления в Российской Федерации чередовались центробежные и центростремительные тенденции. В результате неудачных попыток найти баланс между уровнями власти и правящими элитами местное самоуправление оказалось в непростом положении из-за противоречивости законодательства и сложности отношений по оси власти: федеральный центр – региональные органы власти – местное самоуправление. Неудивительно, что в этих условиях такие аспекты децентрализации, как степень финансовой самостоятельности и способность местных органов власти проводить собственную экономическую политику, развиты в России недостаточно.

Ведущие рыночные страны, как правило, склоняются к многоцелевому, комплексному регулированию общественного производства со стороны государства. Концепция государственного регулирования реализуется посредством таких форм, как среднесрочное программирование, программы развития отдельных видов деятельности, отраслей, секторов, районов, специальные целевые программы (например, развития научных исследований, образования и профессиональной подготовки, повышения производительности и т.п.). Во многих странах распространено планирование и прогнозирование национальной экономки в самых различных формах и видах.

При осуществлении социально-экономических преобразований на территории Российской Федерации следует учитывать фактор инерционности экономической системы страны, где прошлая хозяйственная практика будет еще долго влиять на поведение предприятий, органов государственного управления, других институтов. В связи с этим в определенной мере преемником плана может выступить программный механизм государственного регулирования социально-экономического развития страны, который предполагает разработку и реализацию программ (увязывающих долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи) в целях эффективного использования ограниченных ресурсов регионов, вывода их экономики на уровень максимального самообеспечения и дальнейшего экономического роста. Он служит средством координации усилий всех уровней власти по достижению максимального национального эффекта, способствует интеграции и координации деятельности многочисленных организаций различных уровней управления на определенной территории и страны в целом.