ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 2047
Скачиваний: 5
Можно сделать следующее заключение: управление общественной социальной системой следует рассматривать как искусство направлять ход государственной и общественной жизни страны на всех ее ступенях.
Успешное экономическое и социальное развитие регионов – это важнейший аспект повышения эффективности государственного управления. Именно на этой почве региональные структуры власти обретут уверенность, устойчивость и необходимую динамику. А это главные составляющие эффективности государственного управления.
Сложившаяся в мире в течение последних 30 лет методология глобального управления является составной частью теории и практики современного управления. Стали активно развиваться управленческие стратегии, призванные обеспечивать движение от неустойчивого настоящего к устойчивому будущему. Так, Всемирным банком с позиций глобального управления подготовлен «Доклад о мировом развитии», авторы которого считают, что можно с высокой степенью вероятности определять перспективу развития на 20–50 лет и при этом предвидеть появление экологических, социальных и иных проблем, требующих своевременного и целенаправленного управленческого воздействия.
Всемирный банк постоянно анализирует качество управления государствами мира. Так, в докладе «Качество государственного управления – 2006» показано, что плохое государственное управление присуще не только развивающимся странам110. Авторы доклада утверждают, что страны, вставшие на путь реформ, могут добиться существенного улучшения качества управления в сравнительно сжатые сроки. Страны, проводящие реформы в области управления, могут рассчитывать на значительные дивиденды в области развития, поскольку в долгосрочной перспективе совершенствование управления приводит к приблизительно троекратному повышению доходов на душу населения. Значительное внимание на уровне государства должно быть уделено качеству инструментов и институтов регулирования – распространенности мер экономической политики, затрудняющих нормальное функционирование рынков.
Для России как федеративного государства в переходный период остро стоит вопрос о распределении и перераспределении полномочий. Здесь можно выделить три уровня взаимоотношений Центра и регионов:
1. Экономические и социальные проблемы, находящиеся в ведении регионов;
2. Круг проблем для совместного решения;
3. Собственно вопросы государственной важности (оборона, внешняя политика и т.д.), находящиеся в ведении федерального центра.
Из данной ситуации представляется лишь один выход – укрепление экономической и финансовой основы регионов. Это действенный путь повышения эффективности региональной власти, которая получит возможность формировать оптимальный бюджет и внебюджетные фонды и тем самым решать стоящие перед ней задачи, не получая дополнительных средства из федерального центра.
9.3. Оценка эффективности государственной региональной экономической политики
В настоящее время не существует единых подходов и методик оценки эффективности государственной экономической политики, в том числе на региональном уровне.
Как можно оценить эффективность ГРЭП? В соответствии с вышеизложенными теоретическими подходами, это должно быть соотношение между результатами и затратами. Для знаменателя необходимо рассчитать стоимость потребленных средств производства и рынка услуги, а в числителе должен находиться показатель вновь созданной стоимости – национальный доход или объем производства в регионе (ВРП). Но такой показатель в значительной степени будет носить условный характер. Ведь, если ВРП рассчитывается в стране уже 15 лет, то посчитать стоимость потребленных средств производства и рынка услуг практически не реально.
Социальная эффективность ГРЭП характеризует прежде всего занятость, уровень жизни, душевые доходы человека в регионе. Но насколько она зависит от региона и насколько определяется экономической политикой государства?
В современных условиях комплексная оценка эффективности государственной экономической политики может осуществляться по следующим направлениям как среднее по имеющимся компонентам111:
-
эффективность таможенных органов;
-
эффективность судебной защиты;
-
эффективность антимонопольной политики;
-
эффективность миграционной службы;
-
эффективность экономической политики федеральных властей;
-
возможность привлечения государственной финансовой помощи;
-
законодательное регулирование экономики;
-
эффективность системы профобразования;
-
эффективность экономической политики региональных властей;
-
эффективность экономической политики органов местного самоуправления;
-
развитие общественных организаций, представляющих интересы бизнеса.
Оценка эффективности государственной политики на практике в основном производится через оценки работы государственных структур, учреждений. Но для этого необходимо, чтобы госучреждения производили продукты (оказывали услуги), поддающиеся измерению. У такого подхода к оценке эффективности экономической политики (ее регионального подвида) есть много противников, что обусловлено рядом факторов.
Во-первых, многие условия затрудняют определение качества работы госучреждений: органы власти, как правило, не производят продукты, а выполняют обязательства по обеспечению жизнеспособности и безопасности общества. Результатом работы госучреждения является либо сложный продукт, который не поддается однозначной оценке, либо, если в организации доминируют процессы, конечным результатом выступают консультации и переговоры.
Во-вторых, продукт деятельности госучреждения часто во многом зависит от деятельности других членов общества. Например, в образовании результат (продукт) во многом определяется позицией и участием родителей в процессе обучения.
В-третьих, часто результаты работы одних учреждений зависят от деятельности других, но оказать влияние на последние нет возможности, например, из-за различной подчиненности (федеральные и местные уровни власти).
Таким образом, при реализации государственной экономической политики причинно-следственные связи в усилиях и результатах неочевидны, иногда неизвестны, их по-разному можно интерпретировать, а изменение внешних условий может привести к переоценке работы госучреждений112.
Состояние функционирования системы управления можно оценить с помощью коэффициента его эффективности, который рассчитывается следующим образом:
Кэф = ΔЭ/ΔУ,
где ΔЭ – динамика эффективности в результате реализации данного управленческого решения; ΔУ – динамика управленческих усилий, потраченных в этом процессе.
Государственная экономическая политика не может быть эффективной без закрепления основных положений в нормативно-правовых актах государства. В настоящее время в Российской Федерации основные положения о государственном управлении касаются, как правило, деятельности государственных чиновников и закреплены в ряде нормативно-правовых актов и программ.
Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (глава 5 «Обеспечение эффективности государственной службы») контроль над эффективностью деятельности госслужащих возложен на кадровые службы государственного органа. Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации анализирует состояние и эффективность государственной службы в органах государственной власти.
К 2010 г. практически по каждому федеральному ведомству в России утвержден перечень целевых показателей эффективной работы учреждения, разработан реестр показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, которые полностью или частично находятся в государственной собственности.
С целью создания институциональной и нормативной базы для оценки эффективности деятельности госслужащих в России, построения комплексной системы оценки 28 июня 2007 г. был издан Указ Президента РФ №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Эффективность деятельности органов исполнительной власти теперь будет оцениваться по 43 позициям. Большая часть показателей касается экономического состояния субъекта. В первую очередь сюда входят:
-
объем валового регионального продукта;
-
инвестиции в основной капитал в пересчете на одного человека;
-
финансовое положение граждан (рост средней зарплаты; отношение заработка бюджетников к доходам работников, занятых в сфере экономики региона; количество безработных; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума по региону);
-
жилищные условия (количество людей, живущих в аварийных домах; жилплощадь на одного человека, в том числе введенная за год; отношение цены квадратного метра к среднему доходу);
-
налоговые поступления;
-
показатели в сфере здравоохранения и образования.
Кроме того, будут отслеживаться показатели, характеризующие реформу ЖКХ, развитие малого предпринимательства, рост сельского хозяйства и т.д.
В соответствии с Указом субъекты РФ будут представлять итоговый отчет о положении дел в регионе Комиссии при Президенте по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия. Со своей стороны Правительство РФ обязуется представить Президенту предложения о порядке выделения поощрительных грантов тем регионам, чьи показатели окажутся наилучшими.
Согласно Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации113 основной целью реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства. Планируется разработать и внедрить основные стандарты государственных услуг и административных регламентов в органах исполнительной власти; ликвидировать их избыточные функции; внедрить систему аутсорсинга административно-управленческих процессов; обеспечить широкое использование успешного опыта государственного управления на региональном уровне.
Вопросы для самоконтроля
-
Что следует понимать под экономической эффективностью?
-
Перечислите критерии эффективности государственного управления.
-
Что относится к критериям эффективности социального управления?
-
Назовите количественные и качественные показатели эффективности.
-
Какие выделяют механизмы повышения эффективности государственного управления?
-
Сформулируйте основные группы препятствий, возникающие при осуществлении государственного регулирования экономики.
-
Какие компоненты вы можете назвать при комплексной оценке эффективности государственной экономической политики?
-
На каких направлениях, по мнению Всемирного банка, необходимо в первую очередь сконцентрировать внимание при реформировании государственного управления?
-
Какая нормативная база имеется для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ?
-
Перечислите показатели экономического состояния субъекта.
-
Как можно оценить социальную эффективность ГРЭП?
10. Зарубежный опыт государственной региональной экономической политики
10.1. Цели и показатели реализации региональной экономической политики в ведущих странах
10.2. Бюджетирование, ориентированное на результат
10.3. Инструменты местной экономической политики
10.1. Цели и
показатели реализации региональной
экономической
политики в ведущих странах
Для лучшего понимания сущности, роли, методов государственной региональной экономической политики следует рассмотреть их функционирование и результативность в других странах. При определении их мы руководствовались следующим: в России в настоящее время многое в подходах к управлению экономикой и в менталитете населения сложилось при социалистическом образе жизни, поэтому нами рассматривается опыт Швеции и Великобритании, как стран, достигших успехов в формировании рыночного социализма, которые продолжают осуществлять выбранную ими экономическую политику. На региональную политику существенное влияние оказывает устройство государства, и достаточно подробно были изучены различные аспекты РЭП в таких федеральных государствах, как США, Австралия, Германия.
Из репрезентативных, на наш взгляд, в этом вопросе государств Швеция, Великобритания, Австралия – конституционные монархии. В Швеции сложилась устойчивая система влиятельного местного самоуправления, в то время как король обладает только номинальной властью. Между государственным и коммунальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на лены (их всего 24), а те, в свою очередь, на общины (коммуны). Государственную власть представляют в каждом лене губернатор и правление лена. Губернаторы ленов назначаются правительством на срок 6 лет и возглавляют правление лена. Члены правления лена назначаются ландстингом, который избирается и отвечает за здравоохранение и некоторые виды образования. Ландстинги взимают подоходный налог.
В права и обязанности коммун входит строительство различных сооружений и обеспечение широкого круга услуг: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное и среднее образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и т.п. Коммуны имеют право взимать подоходный налог.
Сегодня государство является крупнейшим собственником предприятий Швеции, оно владеет долями в 62 компаниях. В стоимостном выражении это 70 млрд долл., и на них (преимущественно государственных) занято порядка 200 тыс. человек.
Среди развитых стран много федеративных государств – например, США, Австралия, Германия, Бельгия. Они имеют, как правило, трехуровневую структуру управления: федеральный уровень, региональный (власти штатов, провинций, территорий, земель и т.п.) и местный (графства, коммуны, города, тауншипы, сельские поселения и др.). В соответствии с конституциями этих стран разделяются сферы ответственности федеральных и субфедеральных властей. Федеральное правительство США не вмешивается в финансовую деятельность штатов, в Австралии в каждом штате существуют собственные конституция, органы правления и свод законов, независимых от федеральных. В Бельгии в соответствии с государственной реформой параллельно функционируют два вида субъектов федерации – регионы и культурные сообщества. В Германии полномочия регионов (земель) определяются не только конституциями и законами земель, но также и федеральной конституцией и федеральными законами.