Файл: Политика учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 2047

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно сделать следующее заключение: управление общественной социальной системой следует рассматривать как искусство направлять ход государственной и общественной жизни страны на всех ее ступенях.

Успешное экономическое и социальное развитие регионов – это важнейший аспект повышения эффективности государственного управления. Именно на этой почве региональные структуры власти обретут уверенность, устойчивость и необходимую динамику. А это главные составляющие эффективности государственного управления.

Сложившаяся в мире в течение последних 30 лет методология глобального управления является составной частью теории и практики современного управления. Стали активно развиваться управленческие стратегии, призванные обеспечивать движение от неустойчивого настоящего к устойчивому будущему. Так, Всемирным банком с позиций глобального управления подготовлен «Доклад о мировом развитии», авторы которого считают, что можно с высокой степенью вероятности определять перспективу развития на 2050 лет и при этом предвидеть появление экологических, социальных и иных проблем, требующих своевременного и целенаправленного управленческого воздействия.

Всемирный банк постоянно анализирует качество управления государствами мира. Так, в докладе «Качество государственного управления – 2006» показано, что плохое государственное управление присуще не только развивающимся странам110. Авторы доклада утверждают, что страны, вставшие на путь реформ, могут добиться существенного улучшения качества управления в сравнительно сжатые сроки. Страны, проводящие реформы в области управления, могут рассчитывать на значительные дивиденды в области развития, поскольку в долгосрочной перспективе совершенствование управления приводит к приблизительно троекратному повышению доходов на душу населения. Значительное внимание на уровне государства должно быть уделено качеству инструментов и институтов регулирования – распространенности мер экономической политики, затрудняющих нормальное функционирование рынков.

Для России как федеративного государства в переходный период остро стоит вопрос о распределении и перераспределении полномочий. Здесь можно выделить три уровня взаимоотношений Центра и регионов:

1. Экономические и социальные проблемы, находящиеся в ведении регионов;

2. Круг проблем для совместного решения;

3. Собственно вопросы государственной важности (оборона, внешняя политика и т.д.), находящиеся в ведении федерального центра.

Из данной ситуации представляется лишь один выход – укрепление экономической и финансовой основы регионов. Это действенный путь повышения эффективности региональной власти, которая получит возможность формировать оптимальный бюджет и внебюджетные фонды и тем самым решать стоящие перед ней задачи, не получая дополнительных средства из федерального центра.






9.3. Оценка эффективности государственной региональной экономической политики


В настоящее время не существует единых подходов и методик оценки эффективности государственной экономической политики, в том числе на региональном уровне.

Как можно оценить эффективность ГРЭП? В соответствии с вышеизложенными теоретическими подходами, это должно быть соотношение между результатами и затратами. Для знаменателя необходимо рассчитать стоимость потребленных средств производства и рынка услуги, а в числителе должен находиться показатель вновь созданной стоимости – национальный доход или объем производства в регионе (ВРП). Но такой показатель в значительной степени будет носить условный характер. Ведь, если ВРП рассчитывается в стране уже 15 лет, то посчитать стоимость потребленных средств производства и рынка услуг практически не реально.

Социальная эффективность ГРЭП характеризует прежде всего занятость, уровень жизни, душевые доходы человека в регионе. Но насколько она зависит от региона и насколько определяется экономической политикой государства?

В современных условиях комплексная оценка эффективности государственной экономической политики может осуществляться по следующим направлениям как среднее по имеющимся компонентам111:

  • эффективность таможенных органов;

  • эффективность судебной защиты;

  • эффективность антимонопольной политики;

  • эффективность миграционной службы;

  • эффективность экономической политики федеральных властей;

  • возможность привлечения государственной финансовой помощи;

  • законодательное регулирование экономики;

  • эффективность системы профобразования;

  • эффективность экономической политики региональных властей;

  • эффективность экономической политики органов местного самоуправления;

  • развитие общественных организаций, представляющих интересы бизнеса.

Оценка эффективности государственной политики на практике в основном производится через оценки работы государственных структур, учреждений. Но для этого необходимо, чтобы госучреждения производили продукты (оказывали услуги), поддающиеся измерению. У такого подхода к оценке эффективности экономической политики (ее регионального подвида) есть много противников, что обусловлено рядом факторов.

Во-первых, многие условия затрудняют определение качества работы госучреждений: органы власти, как правило, не производят продукты, а выполняют обязательства по обеспечению жизнеспособности и безопасности общества. Результатом работы госучреждения является либо сложный продукт, который не поддается однозначной оценке, либо, если в организации доминируют процессы, конечным результатом выступают консультации и переговоры.

Во-вторых, продукт деятельности госучреждения часто во многом зависит от деятельности других членов общества. Например, в образовании результат (продукт) во многом определяется позицией и участием родителей в процессе обучения.


В-третьих, часто результаты работы одних учреждений зависят от деятельности других, но оказать влияние на последние нет возможности, например, из-за различной подчиненности (федеральные и местные уровни власти).

Таким образом, при реализации государственной экономической политики причинно-следственные связи в усилиях и результатах неочевидны, иногда неизвестны, их по-разному можно интерпретировать, а изменение внешних условий может привести к переоценке работы госучреждений112.

Состояние функционирования системы управления можно оценить с помощью коэффициента его эффективности, который рассчитывается следующим образом:

Кэф = ΔЭ/ΔУ,

где ΔЭ – динамика эффективности в результате реализации данного управленческого решения; ΔУ – динамика управленческих усилий, потраченных в этом процессе.

Государственная экономическая политика не может быть эффективной без закрепления основных положений в нормативно-правовых актах государства. В настоящее время в Российской Федерации основные положения о государственном управлении касаются, как правило, деятельности государственных чиновников и закреплены в ряде нормативно-правовых актов и программ.

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (глава 5 «Обеспечение эффективности государственной службы») контроль над эффективностью деятельности госслужащих возложен на кадровые службы государственного органа. Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации анализирует состояние и эффективность государственной службы в органах государственной власти.

К 2010 г. практически по каждому федеральному ведомству в России утвержден перечень целевых показателей эффективной работы учреждения, разработан реестр показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий, которые полностью или частично находятся в государственной собственности.

С целью создания институциональной и нормативной базы для оценки эффективности деятельности госслужащих в России, построения комплексной системы оценки 28 июня 2007 г. был издан Указ Президента РФ №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Эффективность деятельности органов исполнительной власти теперь будет оцениваться по 43 позициям. Большая часть показателей касается экономического состояния субъекта. В первую очередь сюда входят:

  • объем валового регионального продукта;

  • инвестиции в основной капитал в пересчете на одного человека;

  • финансовое положение граждан (рост средней зарплаты; отношение заработка бюджетников к доходам работников, занятых в сфере экономики региона; количество безработных; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума по региону);

  • жилищные условия (количество людей, живущих в аварийных домах; жилплощадь на одного человека, в том числе введенная за год; отношение цены квадратного метра к среднему доходу);

  • налоговые поступления;

  • показатели в сфере здравоохранения и образования.


Кроме того, будут отслеживаться показатели, характеризующие реформу ЖКХ, развитие малого предпринимательства, рост сельского хозяйства и т.д.

В соответствии с Указом субъекты РФ будут представлять итоговый отчет о положении дел в регионе Комиссии при Президенте по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия. Со своей стороны Правительство РФ обязуется представить Президенту предложения о порядке выделения поощрительных грантов тем регионам, чьи показатели окажутся наилучшими.

Согласно Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации113 основной целью реформирования государственной службы является кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства. Планируется разработать и внедрить основные стандарты государственных услуг и административных регламентов в органах исполнительной власти; ликвидировать их избыточные функции; внедрить систему аутсорсинга административно-управленческих процессов; обеспечить широкое использование успешного опыта государственного управления на региональном уровне.


Вопросы для самоконтроля


  1. Что следует понимать под экономической эффективностью?

  2. Перечислите критерии эффективности государственного управления.

  3. Что относится к критериям эффективности социального управления?

  4. Назовите количественные и качественные показатели эффективности.

  5. Какие выделяют механизмы повышения эффективности государственного управления?

  6. Сформулируйте основные группы препятствий, возникающие при осуществлении государственного регулирования экономики.

  7. Какие компоненты вы можете назвать при комплексной оценке эффективности государственной экономической политики?

  8. На каких направлениях, по мнению Всемирного банка, необходимо в первую очередь сконцентрировать внимание при реформировании государственного управления?

  9. Какая нормативная база имеется для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ?

  10. Перечислите показатели экономического состояния субъекта.

  11. Как можно оценить социальную эффективность ГРЭП?





10. Зарубежный опыт государственной региональной экономической политики



10.1. Цели и показатели реализации региональной экономической политики в ведущих странах

10.2. Бюджетирование, ориентированное на результат

10.3. Инструменты местной экономической политики


10.1. Цели и показатели реализации региональной
экономической политики в ведущих странах


Для лучшего понимания сущности, роли, методов государственной региональной экономической политики следует рассмотреть их функционирование и результативность в других странах. При определении их мы руководствовались следующим: в России в настоящее время многое в подходах к управлению экономикой и в менталитете населения сложилось при социалистическом образе жизни, поэтому нами рассматривается опыт Швеции и Великобритании, как стран, достигших успехов в формировании рыночного социализма, которые продолжают осуществлять выбранную ими экономическую политику. На региональную политику существенное влияние оказывает устройство государства, и достаточно подробно были изучены различные аспекты РЭП в таких федеральных государствах, как США, Австралия, Германия.

Из репрезентативных, на наш взгляд, в этом вопросе государств Швеция, Великобритания, Австралия – конституционные монархии. В Швеции сложилась устойчивая система влиятельного местного самоуправления, в то время как король обладает только номинальной властью. Между государственным и коммунальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на лены (их всего 24), а те, в свою очередь, на общины (коммуны). Государственную власть представляют в каждом лене губернатор и правление лена. Губернаторы ленов назначаются правительством на срок 6 лет и возглавляют правление лена. Члены правления лена назначаются ландстингом, который избирается и отвечает за здравоохранение и некоторые виды образования. Ландстинги взимают подоходный налог.

В права и обязанности коммун входит строительство различных сооружений и обеспечение широкого круга услуг: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное и среднее образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и т.п. Коммуны имеют право взимать подоходный налог.

Сегодня государство является крупнейшим собственником предприятий Швеции, оно владеет долями в 62 компаниях. В стоимостном выражении это 70 млрд долл., и на них (преимущественно государственных) занято порядка 200 тыс. человек.

Среди развитых стран много федеративных государств – например, США, Австралия, Германия, Бельгия. Они имеют, как правило, трехуровневую структуру управления: федеральный уровень, региональный (власти штатов, провинций, территорий, земель и т.п.) и местный (графства, коммуны, города, тауншипы, сельские поселения и др.). В соответствии с конституциями этих стран разделяются сферы ответственности федеральных и субфедеральных властей. Федеральное правительство США не вмешивается в финансовую деятельность штатов, в Австралии в каждом штате существуют собственные конституция, органы правления и свод законов, независимых от федеральных. В Бельгии в соответствии с государственной реформой параллельно функционируют два вида субъектов федерации – регионы и культурные сообщества. В Германии полномочия регионов (земель) определяются не только конституциями и законами земель, но также и федеральной конституцией и федеральными законами.