ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 2049
Скачиваний: 5
Выявление целей и показателей деятельности территориальных администраций на государственном уровне чаще всего практикуется в федеративных странах в контексте управления (планирования) регионального развития, для сравнения уровня их развития и определения мероприятий, стимулирующих экономический рост, и мер, поддерживающих бюджетную систему региона.
В Германии в наибольшей степени проявился принцип единообразного сравнения социально-экономического развития регионов. Согласно федеральному законодательству ФРГ высший уровень власти не отвечает за текущее региональное и городское планирование. Однако, согласно конституции, федеральные власти должны следить за достижением общей цели улучшения качества жизни в стране. В конце 90-х гг. в Германии началась дискуссия об устойчивом развитии регионов с выработкой системы соответствующих показателей измерения этого развития. В качестве цели устойчивое развитие территорий было в 1999 г. зафиксировано в Законе о землеустройстве. В настоящее время в стране функционирует Федеральное министерство регионального планирования, строительства и градоустройства (BundesministeriumfuerRaumordnung), которое и разрабатывает, в соответствии с законодательством, перечень показателей регионального развития.
Сравнение уровня развития регионов базируется на тридцати с лишним показателях. Эти показатели едины и стандартизированы для всех земель. Система показателей целенаправленно создавалась для того, чтобы сравнивать регионы между собой и вносить изменения в систему управления. Общая система целей и показателей разрабатывалась совместно Федеральной службой строительства и регионального планирования и региональными статистическими органами. Средний по Германии уровень используется в качестве ориентира для осуществления оценки. Единой и однозначной шкалы целевых значений показателей не существует.
В Австралии, аналогично Германии, система показателей регионального развития базируется на региональных неравенствах и природно-климатических различиях территорий. В Австралии большое разнообразие природно-климатической среды и населения, традиции государственного управления являются одной из основ высокой самостоятельности штатов при проведении территориальной политики. Исторически сложилось так, что определение целей, задач и показателей благосостояния для штатов, а также оценка степени их достижения не были целью региональной политики федерального правительства. Самостоятельная разработка регионами и муниципалитетами планов деятельности, целей и показателей рассматривается как инструмент улучшения их будущего и оценки их текущей экономической политики.
В Австралии
администрации всех штатов осуществляют
среднесрочное финансовое планирование.
Разные штаты ставят различные задачи
и цели, наиболее типичные из них – это
соблюдение баланса, или профицит бюджета,
своевременное обслуживание и погашение
долгов, препятствование увеличению
налогового бремени, контроль над ростом
расходов, управление рисками. Администрации
штатов могут устанавливать ставки
налогов на любом уровне без ограничений.
Контроль достижения целей и запланированных
показателей может быть как внешним, так
и внутренним.
В большинстве случаев
внешнюю оценку осуществляет национальная
Счетная палата.
В период мирового кризиса 2008–2009 гг. федеральное правительство Австралии предложило пакет инициатив по строительству и содействию занятости, который был поддержан региональными властями. Средства предполагается использовать в основном на строительство и ремонт дорог, школ, повышение занятости в сфере здравоохранения114.
В США цели, задачи и показатели РЭП разрабатываются региональными властями самостоятельно, и федеральное правительство централизованно не определяет методики оценки эффективности государственной политики на территориальном уровне. Также не утверждается обязательный перечень показателей эффективности субфедеральных органов власти. Однако на уровне государства оказывается консультационная помощь, в частности, поддерживается интернет-портал (www.firstgov. gov/Government/State_Local. shtml), на котором размещена различная информация, в том числе о деятельности региональных и муниципальных органов власти, о финансировании, инструментах, обучающих программах, законодательстве, регулировании. На сайте собрана информация о лучших практиках региональных и муниципальных органов власти, большая база данных, ссылок и контактов по всем сферам ответственности органов власти, таким как администрирование, борьба со стихийными бедствиями, образование, защита окружающей среды, энергетика, социальная политика, здравоохранение, финансы и транспорт.
В США, например, нет единой системы местных органов. Здесь существует свыше 80 тыс. местных единиц управления, в том числе более 19 тыс. муниципалитетов, около 17 тыс. таунов и тауншипов. В большинстве городов США действуют муниципалитеты, хотя их численность существенно колеблется. В штате Айова их около тысячи, в штате Гавайские острова – один муниципалитет. Почти в 85% городов муниципалитеты невелики – менее 10 тыс. жителей. Тауны (функционируют в Новой Англии, в штатах Миннесота, Нью-Йорк, Висконсин) – это одно или несколько городских поселений (малочисленные города) и расположенных вокруг них сельских поселений115. Для сравнения: в Российской Федерации в 2006 г. существовало 24504 муниципальных образования, из них 522 городских округа (2% общего числа муниципальных образований) и 1823 городских поселения (7% общего числа муниципальных образований).
Несмотря на то, что местный уровень власти в большинстве стран является самостоятельным, цели и показатели эффективности муниципальной политики могут устанавливаться как центральным правительством, так и самими местными администрациями.
В Великобритании оценкой социально-экономического развития регионов занимаются агентства по региональному развитию Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии в своем современном виде с конца 90-х гг. В их задачи не входит сравнение регионов между собой – они разрабатывают стратегический план развития региона (каждое агентство действует в интересах своей территории), однако устанавливаемые ими цели и показатели частично идентичны для различных регионов. Задача таких агентств – повышение уровня регионального производства и уменьшение экономического «неравенства» между регионами. Своей целью они ставят увеличение вклада бизнеса в развитие первоочередных экономических проблем и стратегий развития региона, хотя располагают ограниченным бюджетом, выделяемым правительством: с первого десятилетия XXI в. около 32 фунтов стерлингов на душу населения116.
В Великобритании с 1993 г. все местные администрации должны регулярно публиковать показатели качества предоставляемых муниципальных услуг. Показатели были разработаны Счетной комиссией, созданной в 1982 г. для мониторинга финансовой и управленческой компетенции местных органов власти. Цели и стандарты с 80-х гг. устанавливаются ежегодно. Посредством регулярных аудиторских проверок определялось, насколько предоставляемые общественные услуги удовлетворяют нужды населения, насколько они экономически эффективны, соответствует ли качество определенному уровню и спросу. Начиная с 1993 г. Счетная комиссия издает отчеты об оценке «качества за деньги» как по Великобритании в целом, так и по отдельным муниципальным образованиям. Перечень показателей корректируется ежегодно. В середине 2000-х гг. он состоял из 174 показателей, сгруппированных по восьми сферам ведения муниципальных властей.
Механизмы реализации региональной политики можно рассмотреть на примере Англии, где в 1998–1999 г. были созданы девять агентств развития регионов (Regional development agencies – RDA) – некоммерческих внеотраслевых государственных органов, представляющих собой основную структуру стратегического развития территорий. Число агентств соответствует количеству регионов Англии, выделенных в целях осуществления территориальной политики, что, в свою очередь, сопоставимо с количеством федеральных округов РФ.
Цели RDA: содействие экономическому развитию и модернизации, развитию бизнеса, эффективности и конкурентоспособности; содействие занятости для ускорения разработки и применения профессиональных навыков, имеющих отношение к занятости, а также для внесения вклада в устойчивое развитие территории.
Деятельность RDA контролирует Министерство (или департамент) торговли и промышленности (DTI, Department of Trade and Industry). В каждом регионе оно представлено правительственным учреждением. Работники рассматриваемых правительственных учреждений являются представителями министерств, участвующих в программе RDA. RDA подотчетны министерствам и парламенту, но действовать они должны в интересах регионов.
Есть общие для всех регионов показатели устойчивого развития Великобритании, позволяющие сравнивать территории между собой, а есть показатели, индивидуальные для каждого региона, отображающие особенности и разнообразие провинций.
Показатели, используемые RDA, можно разделить на две группы: одни характеризуют экономическое положение региона, другие – деятельность RDA. Такое деление можно по аналогии соотнести с рассмотрением социально-экономического развития, с одной стороны, и бюджетирования, ориентированного на результат – с другой.
К первой группе показателей относятся: подушевой ВВП и относительный подушевой ВВП (по сравнению со среднедушевым ВВП по ЕС); доля населения, условия жизни которого ниже среднего уровня; добавленная стоимость, или ВВП на одного работника в час; бизнес-структуры и коэффициент выживаемости; процент 19-летних с уровнем образования и процент взрослых с уровнем образования; процент нанимателей с труднозаполняемыми вакансиями; процент работников, прошедших профессиональное обучение за последние 13 недель; уровень безработицы (по данным Международной организации труда); процент новых домов, построенных на ранее освоенной территории.
Ко второй группе относятся: количество созданных и гарантированных рабочих мест; площадь бесхозной земли, использование которой началось; количество основанных предприятий и коэффициент выживаемости; процент крупных и средних предприятий (согласно Investment in People); стоимость привлеченного частного капитала.
Раньше ответственность за финансирование деятельности RDA была возложена на Министерство торговли и промышленности. Имело место финансирование по отдельности из каждого министерства, задействованного в программе RDA. С 2002 г. финансирование RDA осуществляется из Программы единого фонда (Single Programme), получающего деньги из пяти министерств. Полученную сумму RDA вправе расходовать по своему усмотрению для наилучшего удовлетворения региональных интересов и достижения стратегических целей. Деятельность RDA контролируется правительственным учреждением, представленным в каждом из девяти регионов.
В 1999 г. в Великобритании был принят Закон об органах местного самоуправления, в котором центральное правительство поставило задачу постоянного улучшения качества общественных услуг. Закон требует от местных администраций предоставлять услуги в соответствии с изложенными в нем стандартами экономии и эффективности использования бюджетных средств. Анализ каждой услуги должен показать, в какой степени местная администрация соблюдает принцип повышения результативности в предоставлении услуг для достижения заданных целей. Администрации с наихудшими показателями должны исправить положение в течение пятилетнего периода. В 2001 г. была разработана схема оценки деятельности местных администраций, в которой предлагалось их делить на «успешных», «старательных», «бездельников» и «неудачников».
В региональной политике все больше используются инструменты делового предпринимательства. Если раньше бенчмаркинг был в основном в бизнесе, то теперь в территориальной политике различных стран (европейские государства, Япония, США) большое распространение получает система бенчмаркинга территорий (англ. bench mark – начало отсчета) – метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших территорий, основанный на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния региона производится при анализе конкурентоспособности. Данная система предполагает сравнение территории с определенным образцовым регионом или с несколькими другими, установку целевых индикаторов с учетом уровней аналогичных показателей других территорий, а сопоставление развития региона – с аналогичными ему территориями за рубежом117.
Для целей бенчмаркинга выделяют типы регионов, сравнение осуществляется в рамках одного типа.
Бенчмаркинг предполагает описание региона по следующим сферам:
- экономика (производительность на чел./час или подушевой ВРП, в том числе в секторальном разрезе);
- окружающая среда (показатели, характеризующие объемы различных выбросов и сбросов, разнообразие экосистем);
- общество (различные аспекты равенства).
Однако, в отличие от системы устойчивого развития, бенчмаркинг предполагает поиск таких направлений экономики региона, в которых он может быть конкурентоспособным и превзойти целевой регион. На конкурентоспособных аспектах территории и надо сосредоточиться, а не пытаться выравнять развитие региона по всем сферам. При перераспределении ресурсов от успешных регионов к отстающим конкурентоспособность успешных пострадает.
Бенчмаркинг охватывает только те вопросы деятельности региона, которые находятся в сфере его контроля и на которые он в состоянии оказывать влияние. Система бенчмаркинга является общей для всех регионов, потому что перечень показателей составляется центральным правительством. Но при этом:
- целевые значения показателей каждый регион устанавливает самостоятельно и самостоятельно осуществляет оценку конкурентоспособности;
- свои стратегические цели каждый регион также разрабатывает самостоятельно, исходя из своих приоритетов и перечня показателей;
- в зависимости от достигнутых результатов регион самостоятельно разрабатывает меры региональной политики;
- показатели могут по-разному интерпретироваться в разных регионах;
- в каждом конкретном регионе отдельные показатели могут быть ниже или выше.
Постоянное изучение территориального опыта других стран с помощью бенчмаркинга можно сравнить с маркетингом, и можно предположить, что в дальнейшем он получит соответствующее распространение в отечественной региональной политике.
Анализ государственного устройства и административно-территориального деления вышеперечисленных стран позволяет сделать вывод о том, что государственное устройство не оказывает определяющего влияния на принципы формирования планов, целей и показателей, методов их достижения региональными и местными органами власти.
В свою очередь, административно-территориальное устройство рассмотренных государств в значительной степени проявляется в принципах и методах формирования целей, задач и показателей органов власти регионального и местного уровней, а также на методы определения и контроля целей и показателей реализации государственной политики на региональном уровне.
Система целей региональной политики должна отражать прежде всего потребность в ее долгосрочности. С учетом зарубежного опыта можно иметь такой вариант формулировки ее целей:
-
сбалансированное демографическое развитие субъектов (территорий) и муниципальных образований на основе обеспечения занятости, необходимого набора социальных услуг и качества окружающей среды каждому гражданину независимо от места жительства;
-
повсеместное стимулирование экономической активности при условии поддержания необходимого баланса между регионами и городами;
-
создание «гуманитарного противовеса» рынку – системы демократических процедур, позволяющих учитывать, кроме экономических, социальные, экологические, культурные и другие ценности и цели.