ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2020
Просмотров: 760
Скачиваний: 11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АЛТАЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента
Реинжиниринг бизнес-процессов
Учебно-методический комплекс
для студентов всех форм обучения по специальности 06.11.00 –
«Менеджмент организации»
Издательство Алтайского государственного университета
Барнаул 2009
Составитель: кандидат экономических наук, доцент Н.А. Джумиго
Рецензент: доктор экономических наук, профессор О.В. Кожевина
Учебно-методический комплекс разработан на основе образовательного стандарта по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-процессов для специальности 06.11.00 – «Менеджмент организации».
В учебно-методическом комплексе реинжиниринг бизнес-процессов рассматривается как методология обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений при управлении организацией на основе бизнес-процессов. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 06.11.00 – «Менеджмент организации».
План УМД 2007г.,№.
Подписано в печать 30.05.2007г. Формат 60х90/16
Бумага для множительных аппаратов.
Печать офсетная. Усл. печ. л.
Тираж 100 экз. Заказ
Типография Алтайского государственного университета
656099, Барнаул, ул. Димитрова, 66
Содержание
1. Организационно – методический раздел………………………..... |
4 |
|
1.1. Цель курса………………………………………………………… |
4 |
|
1.2. Задачи курса………………………………………………………. |
4 |
|
1.3. Методическая новизна курса………………………………….. |
5 |
|
1.4. Место реинжиниринга бизнес-процессов в типологии управления………………………………………………………………………….. |
5 |
|
1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…...... |
5 |
|
2. Программа теоретической части курса…………………………… |
6 |
|
2.1. Темы и краткое содержание……………………………………... |
6 |
|
2.2. Программа семинарских занятий……………………………….. |
7 |
|
2.3. Самостоятельная работа по курсу «Реинжиниринг бизнес-процессов»………………………………………………………………….. |
10 |
|
2.4. Вопросы к экзамену по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-процессов»………………………………………………………………….. |
29 |
|
2.5. Контрольный тест по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-процессов»…………………………………………………………………. |
31 |
|
3. Тематический план курса «Реинжиниринг бизнес-процессов».. |
36 |
|
4. Формы промежуточного и итогового контроля………………... |
36 |
|
5. Рекомендуемая литература………………………………………. |
37 |
1. Организационно-методический раздел
1.1. Цель курса
Необходимость реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) основывается высокой динамичностью современного делового мира. Непрерывные и довольно и существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь выжить и сохранить конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать свою стратегию и тактику.
Решением проблемы является смена базовых принципов организации компаний и переход к ориентации не на функции, а на процессы. Из всех концепций менеджмента, основанных на процессах, РБП рассматривается как наиболее эффективная концепция. РБП не является чем-то новым, по-крайней мере, в теоретическом смысле. Что он делает, так это использует преимущества не только компьютерной технологии, но также технологий управления изменениями и людьми, чтобы дать возможность намного быстрее и эффективнее управлять нашими организациями. РБП, по сути задуманный как технология, способствующая повышению эффективности организации за счет переопределения бизнес-процессов организации и корректировки или замены используемой в ней бизнес-моделей, должен, и, что самое главное, может помочь российским предприятиям.
Поэтому целью курса является формирование у студентов теоретических, приобретение практических навыков и эффективного их использования в области управления организацией на основе бизнес-процессов в соответствии с международными требованиями к данному виду деятельности.
1.2. Задачи курса
В российских условиях стратегическая задача предприятия – посредством осуществления комплексной программы реинжиниринга, включающей качественное перепроектирование бизнес-процессов с одновременным внедрением новых информационных технологий, добиться модернизации и существенного повышения эффективности бизнеса.
Эффективное включение российских компаний в мировую управленческую революцию потребует от руководителей осознания того, что реинжиниринг – это не единовременный проект. Реинжиниринг должен стать их «стилем жизни». Нынешнее поколение отечественных менеджеров вынуждено, к сожалению, учиться подобным вещам, как правило, на собственном опыте, подрастающее же поколение «капитанов российского бизнеса» имеет шанс быть воспитанными в традициях нового управленческого мировоззрения, подчеркивающего приоритетную роль организационных резервов эффективности.
Поэтому для российской практики в области реинжиниринга бизнес-процессов сегодня особенно важны следующие задачи:
1. Комплексно взглянуть на проблемы управления организацией и способы решения этих проблем при помощи процессного подхода к управлению.
2. Изучить и освоить набор методик, необходимых для внедрения процессного подхода на практике.
3. Правильно сориентироваться среди множества предложений консалтинговых компаний, включающих различные способы и программные средства для описания бизнес-процессов, и выбрать приемлемые для организации предложения.
1.3. Методическая новизна курса
В курсе автором рассмотрены теоретические и практические аспекты управления организацией на основе бизнес-процессов. Это позволило выдвинуть новые положения, оценки и рекомендации, отвечающие задачам коренной перестройки управления строительными организациями с региональными сегментами рынка на основе реинжиниринга бизнес-процессов. [34]
1.4. Место реинжиниринга бизнес-процессов в типологии управления
Таблица 1.
Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения
реинжиниринга бизнес-процессов
Дисциплины |
Темы (вопросы), усвоение которых необходимо |
1. Основы менеджмента |
Функции, виды деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях |
2. Стратегический менеджмент |
Теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегий организации |
3. Теория организации |
Сущность организаций и закономерности их развития их развития |
4. Теория систем |
Описание организации как системы определенного класса |
5. Логистика |
Наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя |
6. Информационные технологии |
Развитие и широкое применение информационных технологий, с использованием мощных концептуальных, математических и технических средств |
7. МС ИСО 9001 : 2000 |
Применение принципов процессного подхода к организации |
1.5. Требования к уровню освоения содержания курса
Современный специалист менеджер должен:
-
уметь сформулировать методологическую базу, знать общую концепцию и основные принципы управления организацией на основе бизнес-процессов;
-
овладеть методиками моделирования бизнес-процессов;
-
уметь моделировать бизнес-процессы с использованием последних достижений информационных технологий;
-
уметь управлять организацией с использованием бизнес-процессов.
2. Программа теоретической части курса
2.1. Темы и краткое содержание
Структура программы и ее основные дидактические единицы сформированы на основе государственного образовательного стандарта (от 2 марта 2002 г. №686), определяющего требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-процессов». Дополнительно к рекомендуемым стандартом дидактическим единицам в программу включены также некоторые разделы, содержанием которых являются современные подходы, принципы и методы решения актуальных практических задач управления организацией на основе бизнес-процессов.
Тема 1. Основные концепции улучшения бизнес-процессов
1.1. Принципы качества Э. Деминга.
1.2. Развитие взглядов на улучшение бизнес-процессов.
1.3. Японская парадигма улучшения бизнес-процессов.
1.4. Современные подходы к улучшению бизнес-процессов.
1.5. Стандарты качества ISO – 9000 : 2000.
Тема 2. Возникновение потребности и актуальные проблемы реинжиниринга бизнес-процессов
2.1. Реинжиниринг бизнеса – новое направление теории менеджмента.
2.2. Предпосылки и условия формирования РБП как науки и практического инструмента решения задач конкурентоспособности организации.
2.3. Основные понятия и определения РБП. Условия успешного реинжиниринга и факторы риска.
2.4. Отечественные и зарубежные примеры успешного реинжиниринга.
Тема 3. Бизнес-процесс – базовая категория РБП
3.1. Понятие и сущность «бизнес-процесса».
3.2. Классификация бизнес-процессов.
3.3. Особенности выделения бизнес-процессов и формирование организационной структуры управления.
3.4. Принципы формирования бизнес-процессов.
3.5. Распределение функций между бизнес-процессами.
3.6. Модель механизма управления предприятием на основе бизнес-процессов.
3.7. Участники проекта по реинжинирингу бизнес-процессов.
Тема 4. Моделирование бизнеса и CASE-технологии
4.1. Понятие метода моделирования бизнес-процессов.
4.2. Обзор методик моделирования бизнес-процессов и рекомендации по их применению.
4.3. Система документации бизнес-процесса.
4.4. Разработка и внедрение систем стратегического и процессного управления.
Тема 5. Информационные системы управления предприятием
5.1. Классификация информационных систем.
5.2. Системы управления предприятием.
5.3. Современные подходы к построению корпоративной информационной системы.
5.4. Основные факторы риска при внедрении систем класса ERP на российских предприятиях.
5.5. Критерии выбора, совокупная стоимость владения и эффект от внедрения ERP-систем.
Тема 6. Управление бизнес-процессами
6.1. Процесс управления организацией.
6.2. Система показателей для управления процессами.
6.3. Ресурсы процесса.
Тема 7. Интеллектуальные технологии в реинжиниринге бизнес-процессов
7.1. Роль информационных и интеллектуальных технологий в реинжиниринге бизнеса.
7.2. Технология управления знаниями в организации.
7.3. Объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов.
7.4. Географические информационные системы и интеллектуальные технологии.
2.2. Программа семинарских занятий
Семинар 1. Основные концепции улучшения бизнес-процессов
1. Какие фазы прошло учение о качестве?
2. Назовите основные принципы менеджмента качества по Демингу.
3. Что мешает добиться успеха при внедрении программы Деминга?
4. На каких подходах основывается концепция улучшения бизнес-процессов?
5. В чем заключается японская парадигма улучшения бизнес-процессов?
6. В чем заключаются основы концепции «шести сигм»?
7. Назовите условия для улучшения качества, зафиксированные в отдельных разделах стандарта ИСО серии 9000 : 2000.
Семинар 2. Возникновение потребности и актуальные проблемы реинжиниринга бизнес-процессов
1. Что является объектом реинжиниринга?
2. В чем заключается сущность определения реинжиниринга бизнес-процессов?
3. Назовите условия успешного реинжиниринга и факторы риска.
4. Назовите типичные ошибки при проведении реинжиниринга.
5. Что не является реинжинирингом?
6. Почему велика вероятность неудачи при выполнении реинжиниринга?
7. Не является ли реинжиниринг очередным приходящим увлечением в менеджменте?
8. В чем различие между реинжинирингом и TQM (total quality management)?
9. Изменилось ли понимание термина «реинжиниринг» со времени его первого появления?
10. «Реинжиниринг» изобретен учеными?
11. В каких областях получен наибольший опыт проведения реинжиниринга?
12. Применяется ли реинжиниринг в общественном секторе (в правительственных и общественных организациях)?
13. Реинжиниринг целесообразно применять только к крупным компаниям?
14. Реинжиниринг применяется только в Америке?
15. Какое количество процессов целесообразно перепроектировать на начальной фазе реинжиниринга?
Семинар 3. Бизнес-процесс – базовая категория РБП
1. Что такое «бизнес-процесс»?
2. Раскройте классификацию бизнес-процессов и более подробно охарактеризуйте различные группы процессов.
3. Назовите основные принципы выделения бизнес-процессов.
4. Какова эволюция бизнес-процессов?
5. Приведите пример представления организационной схемы компании с привязкой к типологии бизнес-процессов.
6. В чем заключается сущность структурно-функциональной модели трудовых процессов управления при распределении функций управления между бизнес-процессами?
Семинар 4. Моделирование бизнеса и CASE-технологии
1. В чем заключается архитектура CASE-систем?
2. В чем заключается функциональное назначение программных продуктов, присутствующих сегодня на рынке и позиционируемых как «программа управления предприятием»?
3. Какие наиболее распространенные CASE-инструменты для моделирования бизнеса в России?
4. На какой концепции основывается методология ARIS?