ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 710

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра менеджмента

















Реинжиниринг бизнес-процессов


Учебно-методический комплекс

для студентов всех форм обучения по специальности 06.11.00 –

«Менеджмент организации»
















Издательство Алтайского государственного университета

Барнаул 2009


Составитель: кандидат экономических наук, доцент Н.А. Джумиго


Рецензент: доктор экономических наук, профессор О.В. Кожевина



Учебно-методический комплекс разработан на основе образовательного стандарта по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-процессов для специальности 06.11.00 – «Менеджмент организации».

В учебно-методическом комплексе реинжиниринг бизнес-процессов рассматривается как методология обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений при управлении организацией на основе бизнес-процессов. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех форм обучения по специальности 06.11.00 – «Менеджмент организации».






План УМД 2007г.,№.

Подписано в печать 30.05.2007г. Формат 60х90/16

Бумага для множительных аппаратов.

Печать офсетная. Усл. печ. л.

Тираж 100 экз. Заказ



















Типография Алтайского государственного университета

656099, Барнаул, ул. Димитрова, 66

Содержание


1. Организационно – методический раздел……………………….....

4

1.1. Цель курса…………………………………………………………

4

1.2. Задачи курса……………………………………………………….

4

1.3. Методическая новизна курса…………………………………..

5

1.4. Место реинжиниринга бизнес-процессов в типологии управления…………………………………………………………………………..


5

1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…......

5

2. Программа теоретической части курса……………………………

6

2.1. Темы и краткое содержание……………………………………...

6

2.2. Программа семинарских занятий………………………………..

7

2.3. Самостоятельная работа по курсу «Реинжиниринг бизнес-процессов»…………………………………………………………………..


10

2.4. Вопросы к экзамену по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-процессов»…………………………………………………………………..


29

2.5. Контрольный тест по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-процессов»………………………………………………………………….


31

3. Тематический план курса «Реинжиниринг бизнес-процессов»..

36

4. Формы промежуточного и итогового контроля………………...

36

5. Рекомендуемая литература……………………………………….

37
























1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель курса

Необходимость реинжиниринга бизнес-процессов (РБП) основывается высокой динамичностью современного делового мира. Непрерывные и довольно и существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь выжить и сохранить конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать свою стратегию и тактику.


Решением проблемы является смена базовых принципов организации компаний и переход к ориентации не на функции, а на процессы. Из всех концепций менеджмента, основанных на процессах, РБП рассматривается как наиболее эффективная концепция. РБП не является чем-то новым, по-крайней мере, в теоретическом смысле. Что он делает, так это использует преимущества не только компьютерной технологии, но также технологий управления изменениями и людьми, чтобы дать возможность намного быстрее и эффективнее управлять нашими организациями. РБП, по сути задуманный как технология, способствующая повышению эффективности организации за счет переопределения бизнес-процессов организации и корректировки или замены используемой в ней бизнес-моделей, должен, и, что самое главное, может помочь российским предприятиям.

Поэтому целью курса является формирование у студентов теоретических, приобретение практических навыков и эффективного их использования в области управления организацией на основе бизнес-процессов в соответствии с международными требованиями к данному виду деятельности.

1.2. Задачи курса

В российских условиях стратегическая задача предприятия – посредством осуществления комплексной программы реинжиниринга, включающей качественное перепроектирование бизнес-процессов с одновременным внедрением новых информационных технологий, добиться модернизации и существенного повышения эффективности бизнеса.

Эффективное включение российских компаний в мировую управленческую революцию потребует от руководителей осознания того, что реинжиниринг – это не единовременный проект. Реинжиниринг должен стать их «стилем жизни». Нынешнее поколение отечественных менеджеров вынуждено, к сожалению, учиться подобным вещам, как правило, на собственном опыте, подрастающее же поколение «капитанов российского бизнеса» имеет шанс быть воспитанными в традициях нового управленческого мировоззрения, подчеркивающего приоритетную роль организационных резервов эффективности.

Поэтому для российской практики в области реинжиниринга бизнес-процессов сегодня особенно важны следующие задачи:

1. Комплексно взглянуть на проблемы управления организацией и способы решения этих проблем при помощи процессного подхода к управлению.

2. Изучить и освоить набор методик, необходимых для внедрения процессного подхода на практике.

3. Правильно сориентироваться среди множества предложений консалтинговых компаний, включающих различные способы и программные средства для описания бизнес-процессов, и выбрать приемлемые для организации предложения.

1.3. Методическая новизна курса

В курсе автором рассмотрены теоретические и практические аспекты управления организацией на основе бизнес-процессов. Это позволило выдвинуть новые положения, оценки и рекомендации, отвечающие задачам коренной перестройки управления строительными организациями с региональными сегментами рынка на основе реинжиниринга бизнес-процессов. [34]


1.4. Место реинжиниринга бизнес-процессов в типологии управления

Таблица 1.

Перечень дисциплин, знание которых необходимо для изучения

реинжиниринга бизнес-процессов

Дисциплины

Темы (вопросы), усвоение которых необходимо

1. Основы менеджмента

Функции, виды деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях

2. Стратегический менеджмент

Теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегий организации

3. Теория организации

Сущность организаций и закономерности их развития их развития

4. Теория систем

Описание организации как системы определенного класса

5. Логистика

Наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя

6. Информационные технологии

Развитие и широкое применение информационных технологий, с использованием мощных концептуальных, математических и технических средств

7. МС ИСО 9001 : 2000

Применение принципов процессного подхода к организации

1.5. Требования к уровню освоения содержания курса

Современный специалист менеджер должен:

  • уметь сформулировать методологическую базу, знать общую концепцию и основные принципы управления организацией на основе бизнес-процессов;

  • овладеть методиками моделирования бизнес-процессов;

  • уметь моделировать бизнес-процессы с использованием последних достижений информационных технологий;

  • уметь управлять организацией с использованием бизнес-процессов.


2. Программа теоретической части курса

2.1. Темы и краткое содержание

Структура программы и ее основные дидактические единицы сформированы на основе государственного образовательного стандарта (от 2 марта 2002 г. №686), определяющего требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Реинжиниринг бизнес-процессов». Дополнительно к рекомендуемым стандартом дидактическим единицам в программу включены также некоторые разделы, содержанием которых являются современные подходы, принципы и методы решения актуальных практических задач управления организацией на основе бизнес-процессов.


Тема 1. Основные концепции улучшения бизнес-процессов

1.1. Принципы качества Э. Деминга.

1.2. Развитие взглядов на улучшение бизнес-процессов.

1.3. Японская парадигма улучшения бизнес-процессов.

1.4. Современные подходы к улучшению бизнес-процессов.

1.5. Стандарты качества ISO – 9000 : 2000.


Тема 2. Возникновение потребности и актуальные проблемы реинжиниринга бизнес-процессов

2.1. Реинжиниринг бизнеса – новое направление теории менеджмента.

2.2. Предпосылки и условия формирования РБП как науки и практического инструмента решения задач конкурентоспособности организации.

2.3. Основные понятия и определения РБП. Условия успешного реинжиниринга и факторы риска.

2.4. Отечественные и зарубежные примеры успешного реинжиниринга.


Тема 3. Бизнес-процесс – базовая категория РБП

3.1. Понятие и сущность «бизнес-процесса».

3.2. Классификация бизнес-процессов.

3.3. Особенности выделения бизнес-процессов и формирование организационной структуры управления.

3.4. Принципы формирования бизнес-процессов.

3.5. Распределение функций между бизнес-процессами.

3.6. Модель механизма управления предприятием на основе бизнес-процессов.

3.7. Участники проекта по реинжинирингу бизнес-процессов.


Тема 4. Моделирование бизнеса и CASE-технологии

4.1. Понятие метода моделирования бизнес-процессов.

4.2. Обзор методик моделирования бизнес-процессов и рекомендации по их применению.

4.3. Система документации бизнес-процесса.

4.4. Разработка и внедрение систем стратегического и процессного управления.


Тема 5. Информационные системы управления предприятием

5.1. Классификация информационных систем.

5.2. Системы управления предприятием.

5.3. Современные подходы к построению корпоративной информационной системы.

5.4. Основные факторы риска при внедрении систем класса ERP на российских предприятиях.

5.5. Критерии выбора, совокупная стоимость владения и эффект от внедрения ERP-систем.


Тема 6. Управление бизнес-процессами

6.1. Процесс управления организацией.

6.2. Система показателей для управления процессами.

6.3. Ресурсы процесса.


Тема 7. Интеллектуальные технологии в реинжиниринге бизнес-процессов

7.1. Роль информационных и интеллектуальных технологий в реинжиниринге бизнеса.


7.2. Технология управления знаниями в организации.

7.3. Объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов.

7.4. Географические информационные системы и интеллектуальные технологии.


2.2. Программа семинарских занятий


Семинар 1. Основные концепции улучшения бизнес-процессов

1. Какие фазы прошло учение о качестве?

2. Назовите основные принципы менеджмента качества по Демингу.

3. Что мешает добиться успеха при внедрении программы Деминга?

4. На каких подходах основывается концепция улучшения бизнес-процессов?

5. В чем заключается японская парадигма улучшения бизнес-процессов?

6. В чем заключаются основы концепции «шести сигм»?

7. Назовите условия для улучшения качества, зафиксированные в отдельных разделах стандарта ИСО серии 9000 : 2000.


Семинар 2. Возникновение потребности и актуальные проблемы реинжиниринга бизнес-процессов

1. Что является объектом реинжиниринга?

2. В чем заключается сущность определения реинжиниринга бизнес-процессов?

3. Назовите условия успешного реинжиниринга и факторы риска.

4. Назовите типичные ошибки при проведении реинжиниринга.

5. Что не является реинжинирингом?

6. Почему велика вероятность неудачи при выполнении реинжиниринга?

7. Не является ли реинжиниринг очередным приходящим увлечением в менеджменте?

8. В чем различие между реинжинирингом и TQM (total quality management)?

9. Изменилось ли понимание термина «реинжиниринг» со времени его первого появления?

10. «Реинжиниринг» изобретен учеными?

11. В каких областях получен наибольший опыт проведения реинжиниринга?

12. Применяется ли реинжиниринг в общественном секторе (в правительственных и общественных организациях)?

13. Реинжиниринг целесообразно применять только к крупным компаниям?

14. Реинжиниринг применяется только в Америке?

15. Какое количество процессов целесообразно перепроектировать на начальной фазе реинжиниринга?


Семинар 3. Бизнес-процесс – базовая категория РБП

1. Что такое «бизнес-процесс»?

2. Раскройте классификацию бизнес-процессов и более подробно охарактеризуйте различные группы процессов.

3. Назовите основные принципы выделения бизнес-процессов.

4. Какова эволюция бизнес-процессов?

5. Приведите пример представления организационной схемы компании с привязкой к типологии бизнес-процессов.

6. В чем заключается сущность структурно-функциональной модели трудовых процессов управления при распределении функций управления между бизнес-процессами?


Семинар 4. Моделирование бизнеса и CASE-технологии

1. В чем заключается архитектура CASE-систем?

2. В чем заключается функциональное назначение программных продуктов, присутствующих сегодня на рынке и позиционируемых как «программа управления предприятием»?

3. Какие наиболее распространенные CASE-инструменты для моделирования бизнеса в России?

4. На какой концепции основывается методология ARIS?