Файл: Доходы местных бюджетов, пути их роста (Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации
1.1 Понятие местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ
1.2 Система и элементы формирования доходов местного бюджета
Глава 2 Анализ местного бюджета на примере Администрации МО «Город Томск»
2.1 Характеристика местного бюджета города Томска
2.3 Проблемы и направления совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета
Глава 2 Анализ местного бюджета на примере Администрации МО «Город Томск»
2.1 Характеристика местного бюджета города Томска
Город Томск является административным центром одноименной области и относится к категории средних городов России. Местный бюджет города Томска Бюджет г. Томска отражает современные проблемы местных бюджетов. Так как в течение нескольких лет местный бюджет города Томска являлся дефицитным по исполнению, а также и в планах, то можно раскрыть современные проблемы местных бюджетов на примере данного муниципального образования.
В соответствии с Уставом Города Томска (с изменениями на 6 октября 2015 года) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Томск» является Администрация Города Томска, которая осуществляет следующие полномочия:
- полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные Уставом Города Томска;
- полномочия по осуществлению частных государственных полномочий, которые переданы органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области;
- полномочия по решению вопросов, которые не входят в состав вопросов местного значения городского округа, предусмотренных статьей 9 Устава Города Томска;
- полномочия по участию в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных в соответствии федеральными законами и законами Томской области, если это участие предусмотрено федеральными законами.
В полномочия администрации входит составление проекта местного бюджета, непосредственное составление которого осуществляет финансовый орган муниципального образования «Город Томск». Также администрация обеспечивает исполнение бюджета «Города Томска» через главных распорядителей средств бюджета, а также подведомственных им распорядителей и получателей средств бюджета.
Местный бюджет обсуждается в несколько этапов. Первый этап заключается во внесении мэром города Томска проекта бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период в городскую думу города Томска. Затем проект бюджета обсуждается в комитетах Думы и комиссии по регламенту и правовым вопросам, а также в Счетной палате города Томска. Заключения по результатам обсуждений представляется в думский комитет по бюджету, экономике и собственности. После комитет по бюджету, экономике и собственности готовит сводное заключение, формирует реестр предложений в проект бюджета из поступивших предложений от депутатов, от комитетов и комиссии, а также из обращений жителей города Томска в городскую Думу. Следующим этапом является создание согласительной комиссии, в которую входят депутаты городской Думы, представители городской администрации и Счетной палаты. Комиссия дорабатывает проект бюджета и расставляет приоритеты финансирования. После этого доработанный проект бюджета выносится на публичные слушания. После публичных слушаний проект рассматривается на заседании комитета по бюджету, экономике и собственности с учетом результатов публичных слушаний и выносится на собрание Думы. После обсуждения на общем собрании городской Думы и голосования принятый бюджет передается мэру города для подписания и исполнения.
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов местного бюджета муниципального образования «Город Томск»
Анализ доходной и расходной части местных бюджетов Российской Федерации необходим для изучения процесса формирования бюджета, а также для выявления определенных закономерностей и предотвращения возникающих проблем в исполнение бюджета.
В доходную часть бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2015 году поступило 11792718,7 тыс. рублей, что составило 100,1% от плановых назначений, в том числе: налоговых доходов – 4834841,5 тыс. рублей неналоговых доходов – 102329,4 тыс. рублей, безвозмездных поступлений (с учетом возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов) – 5934582,8 тыс. рублей, что составляет 99,9% к уточненному плану.
Таблица 4
Структура и динамика доходов местного бюджета «Города Томска», тыс. руб.
Показатели |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Темп роста 2014/2013,% |
Темп роста 2015/2014,% |
Доходы местного бюджета – всего |
11915226 |
13122907 |
11792719 |
110,1 |
89,9 |
в том числе: |
|||||
Налоговые доходы |
4960524 |
4455048 |
4834841,5 |
89,8 |
108,5 |
Налог на доходы физических лиц |
3233881,6 |
2576820,2 |
2604420,6 |
79,7 |
101,1 |
Земельный налог |
648253,7 |
651839,9 |
963046,5 |
100,6 |
147,7 |
Налог на имущество физических лиц |
242669,1 |
287105,7 |
268506,7 |
118,3 |
93,5 |
Налог на совокупный доход |
786415,8 |
843308,5 |
873214,8 |
107,2 |
103,5 |
прочие налоги, пошлины и сборы |
59303,9 |
95973,7 |
125652,9 |
161,8 |
130,9 |
Неналоговые доходы |
920464 |
1309702 |
1023294 |
142,3 |
78,1 |
арендная плата за землю |
363406,1 |
648845,3 |
423692 |
111,5 |
91,8 |
Доходы от использования муниципальной собственности |
542513,8 |
628716,7 |
576102,8 |
129,9 |
344,7 |
прочие неналоговые доходы |
14544,1 |
32140 |
23499,6 |
180,2 |
3,5 |
Безвозмездные поступления |
6034238 |
7358157 |
5934582,8 |
121,9 |
80,7 |
Анализируя динамику доходов бюджета города Томска за трехлетний период, которая представлена в таблице 4, можно отметить, что доходная часть бюджета, объем которой возрастал в 2013-2014 годах, в 2015 году по отношению к 2014 году сократился на 1330188 тыс. рублей или на 10,1%, что в большей степени связано с уменьшением безвозмездных поступлений, которые зачисляются от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом наибольший удельный вес – 50,32% в структуре доходов, продемонстрированный на рисунке 6, остается у безвозмездных поступлений (в 2013 году – 50,64%, в 2014 году – 56,07%). Данный факт демонстрирует сохраняющуюся зависимость бюджета города Томска от бюджетов других уровней Российской Федерации.
Рисунок 6 - Структура доходов местного бюджета "Города Томска" в динамике за 2013-2015гг.
В 2015 году в бюджет города Томска налоговые доходы поступили в размере 4834841,5 тыс. рублей [22], что составляет 41% от общей суммы доходов. Можно заметить, что налоговые поступления в 2015 году увеличились на 6,05% по сравнению с 2014 годом и уменьшились на 1,63% по сравнению с 2013 годом. В связи с этим темпы роста налоговых доходов ускорились и составили в 2015 году 108,5% сравнительно с 89,8% в 2014 году. В отчетном году наибольший удельный вес в структуре поступивших налоговых платежей, представленный в таблице 5 и на рисунке 7, составляют следующие налоги:
- НДФЛ – 53,9%;
- земельный налог – 19,9%;
- налог на совокупный доход – 18,1%.
Остальные налоги составляют 8,2% в общем объеме налоговых поступлений.
Таблица 5
Удельный вес налоговых доходов в динамике
Показатели |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Удельный вес 2013г., % |
Удельный вес 2014г., % |
Удельный вес 2015г.,% |
Налоговые доходы |
4960524 |
4455048 |
4834842 |
100 |
100 |
100 |
НДФЛ |
3233881,6 |
2576820,2 |
2604420,6 |
65,2 |
57,8 |
53,9 |
Налог на совокупный доход |
786415,8 |
843308,5 |
873214,8 |
15,9 |
18,9 |
18,1 |
Земельный налог |
648253,7 |
651839,9 |
963046,5 |
13,1 |
14,6 |
19,9 |
Налог на имущество физических лиц |
242669,1 |
287105,7 |
268506,7 |
4,9 |
6,4 |
5,6 |
Прочие налоги, пошлины и сборы |
59303,9 |
95973,7 |
125652,9 |
1,2 |
2,2 |
2,6 |
Рисунок 7 - Удельный вес налоговых доходов в динамике
Сумма поступления НДФЛ в 2015 году равна 2604420,6 тыс. рублям [22], что на 1% выше поступлений в уточненном плане. Наблюдается увеличение темпов роста НДФЛ: в отчетном году прирост поступления составил 1,1% против снижения темпов роста на 20,3% в 2014 году. Увеличение темпов роста НДФЛ можно объяснить тем, что, согласно данным Томскстата, представленным в таблице 6, темп роста фонда оплаты труда увеличился на 3,3% [23]. Суммарная просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности снизилась за 2015 год в 1,81 раз.
Таблица 6
Фонд оплаты труда в динамике, тыс.руб.
Показатель |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Темп роста 2014/2013, % |
Темп роста 2015/2014, % |
Фонд заработной платы |
60559819,4 |
64945970,3 |
67115339,5 |
107,2 |
103,3 |
Поступления от уплаты земельного налога в 2015 году составили 963046,5 тыс. рублей [22], что на 311206,6 тыс. рублей выше уровня 2014 года. Установленный план по поступлениям от данного налога перевыполнен на 1,4%. Причиной увеличения поступлений от земельного налога является введение новой кадастровой оценки земель, а также увеличение поступления земельного налога можно связать с отменой льготной ставки налогообложения по земельному налогу Решением Думы Города Томска от 11.11.2014 № 1146.
Следующими доходами бюджета города Томска являются неналоговые доходы. Сумма поступивших неналоговых доходов, представленная в динамике в таблице 7 и на рисунке 8, за 2015 год составила 1023294 тыс. рублей в местном бюджете муниципалитета города Томска. По сравнению с 2014 годом объем неналоговых доходов снизился на 286408 тыс. рублей или на 21,87%. Основными факторами, с которыми связано падение объема неналоговых доходов, можно считать сокращение поступления следующих доходов [24]:
- получаемых от сдачи в аренду земельных участков на 225153 тыс. рублей;
- получаемых от использования муниципальной собственности на 52613,9 тыс. рублей.
Данное падение можно связать с сокращением объемов работ по сравнению с 2014 годом по виду деятельности «Строительство» на 13%.
Основное влияние на формирование показателя оказало сокращение объемов работ по строительству зданий и сооружений на 8,8%, доля которых в общем объеме строительных работ составляет 75,4%.
Таблица 7
Структура и удельный вес неналоговых доходов в динамике, тыс. руб.
Показатели |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Уд. Вес 2013г., % |
Уд. Вес 2014г., % |
Уд. Вес 2015г., % |
Неналоговые доходы – всего |
920464 |
1309702 |
1023294 |
100 |
100 |
100 |
- арендная плата за землю |
363406,1 |
648845,3 |
423692 |
39,5 |
49,5 |
41,4 |
- доходы от использования муниципальной собственности |
542513,8 |
628716,7 |
576102,8 |
58,9 |
48,0 |
56,3 |
- прочие неналоговые доходы |
14544,1 |
32140 |
23499,6 |
1,6 |
2,5 |
2,3 |
Рисунок 8 – Динамика удельного веса неналоговых доходов
Так как в городе Томск существуют крупные налогоплательщики, их налоги оказывают существенное влияние на налоговую доходную часть бюджета города Томск. В отношении по уплате НДФЛ можно выделить ОАО «Томское пиво», так как данная компания играет значительную роль в социально-экономическом развитии области. Благодаря внедренной социальной политике, направленной на обеспечение достойного жизненного уровня персонала, создание безопасных условий труда, соблюдение требований экологической безопасности и решение социальных проблем территории, на ОАО «Томское пиво» среднесписочная численность работников в 2013 году составила 778 человек [25], в 2014 году – 784 человека [26]. Следовательно, на основании этих данных, можно сделать вывод, что ОАО «Томское пиво» перечисляет значительные налоговые отчисления по НДФЛ в бюджет города Томска. Данных за 2015 год ещё ОАО «Томское пиво» еще не опубликовало, поэтому невозможно определить их удельный вес.
Согласно данным годовых отчетов ОАО «Томское пиво» уплаченная сумма НДФЛ в 2013 году составила 71400 тыс. рублей [25], в 2014 году – 66300 тыс. рублей [26]. Удельный вес данных сумм, представленный в таблице 8, в общей структуре налоговых доходов бюджета города Томска составляют 1,4% и 1,5% в 2013 году и 2014 году соответственно.