Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.Обязательные элементы налогов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги являются неотъемлемой частью экономической жизни общества. В настоящее время они являются основным источником доходов государства и формируют доходную часть бюджета любой страны. Одновременно с этим налоги выступают главным регулятором управления экономикой, при помощи них осуществляется весь комплекс взаимоотношений предприятий различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей с бюджетами различных уровней и с совокупностью коммерческих банков, а также - с соответствующими вышестоящими организациями.

Увеличивая или уменьшая налоговые ставки, льготы и штрафы, меняя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития тех или иных отраслей и производств, тем самым способствуя скорейшему решению наиболее важных социально-экономических проблем, стоящих перед обществом. В налоговой системе коммерческие банки играют весьма существенную роль и выполняют весьма разнообразные функции. С одной стороны они сами являются достаточно крупными налогоплательщиками и производят отчисления налогов в различные виды бюджетов. С другой - кредитные учреждения выступают связующим звеном между налогоплательщиками и государством, осуществляя переводы налоговых платежей со счетов налогоплательщиков на счета государства. Фактически банки в этом случае выполняют роль «кровеносных сосудов» в наполнении доходной части бюджета, от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налогам зависит фактическое наполнение бюджета. Наконец, с третьей стороны, кредитные учреждения являются налоговыми агентами, осуществляя удержание налогов из денежных средств выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисляя последние в бюджет. На банковский сектор в современных условиях возлагаются функции по реализации валютного и налогового контроля за деятельностью предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей. Коммерческие банки обязаны неукоснительно соблюдать установленный налоговым законодательством порядок открытия расчетных счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов налоговым органам, своевременно исполнять соответствующие поручения о перечислении налогов и сборов и поручения о приостановлении операций по счетам клиентов.

Коммерческие банки в действительности являются довольно крупными экономическими субъектами, их неплатежи могут быть чреваты серьезными последствиями как для бюджета, так и для многочисленных клиентов банков, в частности, это может вызвать задержки выплаты заработной платы работникам и рост социальной напряженности в тех или иных регионах. Проблему налогового регулирования деятельности коммерческих банков необходимо анализировать с двух точек зрения: как со стороны устойчивости и стабильности работы самой банковской системы, так и с точки зрения общего воздействия банковского сектора темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Роль государственного налогового воздействия на деятельность кредитных организаций особенно велика в направлении стимулирования осуществления ими финансовых операций, соотвествующих проводимой государством финансово-экономической политике.


Цель представленной курсовой работы состоит в проведении анализа существующей в нашей стране системы налогообложения коммерческих банков и формировании рекомендаций по вопросам ее дальнейшего совершенствования и развития.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- изучить теоретические основы налогообложения; - рассмотреть существующие методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность;

- определить совокупность налогов, уплачиваемых кредитными организациямими в соответствии с действующим законодательством;

- выявить пути и методы совершенствования системы налогообложения коммерческих банков.

Объектом исследования в курсовой работе выступает совокупность коммерческих банков Российской Федерации, предметом исследования является действующая система налогообложения банковского сектора. Теоретической и методологической основой работы послужили фундаментальные положения экономической науки, диалектический метод познания, эволюционно-системный подход к налоговым теориям, а также достижения отечественной и зарубежной теории и практики налогооложения банковской деятельности, отраженные в трудах российских и зарубежных ученых-экономистов. .

В процессе подготовки курсовой работы были использованы Конституция Российской Федерации, налоговый кодекс Российской Федерации, соответствующиет законодательные и нормативные акты, учебники и учебные пособия по налоговому регулированию банковской деятельности, материалы периодической печати, статистическая информация и материалы глобальной сети Internet.

1.Теоретические основы налогообложения 1.1. Сущность и функции налогов Создание и эволюция налоговой системы были неразрвыно связаны с развитием и изменением человеческого общества, с образованием различных форм государственного устройства [15, с.17]. Возникновение налогов как экономического явления было обусловлено прежде всего становлением товарного производства, разделением общества на классы и зарождением государственных институтов, которым требовались определенные денежные средства для осуществления своих функций [16, с.10]. Ни одно государство за весь период своего существования не могло обойтись в своей деятельности без введения и взимания налогов. Экономическая сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств и последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг [9, с.14]. Экономическим содержанием налога на макроэкономическом уровне является доля валового внутреннего продукта, перераспределенная государством с целью выполнения своих непосредственных функций. Соответственно на микроэкомическом уровне налог как экономическая категория представляет собой принудительно отчуждаемую часть дохода, полученного юридическими и физическими лицами в процессе осуществления ими своей финансово-хозяйственной и производственной деятельности 16, с.11]. Налоги применяются государством для регулирования различных социально-экономических процессов, в частности, для:


- стимулирования инвестиций в отрасли и виды деятельности, необходимые на данном этапе развития экономики в нужном регионе;

- для регулирования личного потребления населения, структурных сдвигов в его динамики и объемах, совокупного соотношения спроса и предложения;

- для реализации всего комплекса взаимоотношений юридических и физических лиц с государством и его институтами;

- стимулирования развития внешнеэкономической деятельности;

- для развития и поддержки малогои среднего предпринимательства;

- для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны через систему льгот и исключений [6, с.11].

В налоговом кодексе Российской Федерации дается четкое и емкое определение налога как обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управленияденежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1, ст.8]. Анализируя вышеприведенное определение, можно сделать вывод, что в понятие «налог» заложены такие основные моменты как:

- прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

- главная черта налогов — односторонний характер их установления;

- ииндивидуальность и безвозмездность налогов; - уплата налога как обязанность налогоплательщика, не порождающая встречной обязанности государства;

- взыскание налога на условиях безвозвратности; - цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода [6, с.8].

В формировании финансовых ресурсов государства участвуют не только налоги, но и разнообразные сборы. Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [1, ст.8].

Главное отличие сбора от налога - отсутствие в нем требований о безвозмездной уплате, перечисление сбора связано с последующими разрешительными действиями в отношении плательщика. Например, уплата сбора за право торговли подразумевает получение разрешение на осушествление торговой деятельности на территории данного муниципального образования. К отличительным признакам сбора относится нерегулярный характер его уплаты, которая осуществляется по мере возникновения необходимости. Сбор, как правило, следует оплатить до начала функционирования субъекта в качестве участника того или иного экономического процесса, в то время как налоги начисляются и уплачиваются только по результатам финансово-хозяственной деятельности юридического или физического лица [16, с.13].


Сущность налогов наиболее четко проявляется через его функции, каждая из которых содержит внутреннее свойство, признаки и черты налога. Она также показывает, как реализуется общественное назначение налога как части воспроизводственного процесса, инструмента эффективного распределения и перераспределения доходов государства.

В настоящее время в экономической литературе до сих пор нет единого мнения по поводу количества функций налогов. Этот вопрос до сих пор вызывает серьезные дискуссии. Одними учеными признается наличие фискальной и регулирующей функций налогов [12, с.15]. По мнению других экономистов, помимо фискальной и регулирующей функций налоги выполняют как минимум еще две фукциии: распределительную и контрольную [ 9, с.21]. Автор придерживается позиции, что реально существуют и выделяют четыре налоговых функций: фискальная, регулирующая, распределительная (социальная) и контрольная.

Фискальная функция всегда рассматривается как изначально присущая любому налогу, любой налоговой системе любого государства, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Ее главная задача - формирование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий существования государства и выполнения им собственных функций таких как: обороны страны, защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных задач, ускоренное развитие научно-техничкского прогресса и др. Благодаря фискальной функции происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме и создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в систему экономических отношений [13, с.43].

В таблице1 (Приложения 2) в качестве иллюстрации к фискальной функции налогов приведен уровень налоговой нагрузки в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП) в 2010-2014гг. в России и в крупнейших странах с развитой рыночной экономикой. Этот показатель в нашей стране во-первых, имеет явную тенденцию к снижению во времени по сравнению с началом рассматриваемого периода; во-вторых, он ниже, чем в приведенных в таблице государствах за исключенем США [18, с.9-10]. Фискальная функция налогов всегда будет необходима и восстребована, при растущих потребностях государства в различных в сферах деятельности неизбежно происходит объективный рост соответствующих государственных расходов. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности уменьшения государственных расходов прибегают к поиску других дополнительных форм доходов. Прежде всего, речь идет об обращении к внутренним и внешним государственным, региональным и местным займам. Размещение такого рода заимствований приводит к образованию государственного долга со всеми вытекающими отсюда порой отрицательными последствиями.


Регулирующая функция налогов либо стимулирует, либо сдерживает развитие той или иной хозяйственной деятельности [12, с.15]. Она связана во времени с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, между сферами и отраслями экономики, между государством в целом и его отдельными регионами.

Регулирующая функция налогов, как правило, определяет и уточняет задачи налоговой политики государства. При помощи налоговых методов ускоряется или же, наоборот, сдерживается развитие отдельных видов деятельности и регионов, производятся необходимые изменения в структуре производства и его размещении. Можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, обеспечить свободу товарному рынку, регулировать направления инвестиций [13, с.43]. Рассматриваемая функция налогов в экономике проявляется в поддержке отдельных форм или сфер бизнеса, путем создания специальных режимов налогообложения для достижения целей экономической политики. Например, широко применяется система льготного налогообложения в отношении субъектов малого предринемательства, что позволяет формировать и поддерживать конкурентноспособную среду [11, с.44].

Важным направлением использования регулирующей функции налогов является влияние налогов на повышение эффективности использования ресурсов и на процесс их перераспределения. В частности, взимание налога на имущество организаций побуждает предприятия отказываться от излишних и ненужных элементов имущества, являющихся объектом обложения[11, с.45]. Тесно связана с рассмотренными ранее двумя функциями социальная (распределительная) функция налогов. Здесь связь будет четко проявляться через условия взимания налогов на доходы и имущество физических лиц. Они уплачиваются в большем размере с более обеспеченных слоев населения, при этом средства от указанных налогов должны в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям и группам населения. Примерами реализации социальной функции являются: прогрессивная шкала личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши [6, с.14].

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов относят страховые платежи; применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни доходов не подлежащих налогообложению, стандартные налоговые вычеты и профессиональные налоговые вычеты. Дополнительно к этому в налоговом кодексе Российской Федерации приводится перечень доходов, по которым налог нам доходы физических лиц взимается по повышенным ставкам [1, ст.224].