Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.Обязательные элементы налогов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что значение и роль социальной функции налогов резко возрастает в периоды экономических кризисов и спадов производства, когда значительная часть населения активно нуждается в реальной социальной защите со стороны государства и соответствующих его институтов.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Она создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределении доходов у различных субъектов экономики. Сущность контроля состоит прежде всего в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, иначе говоря, в оценке своевременности и полноты исполнения налогоплательщиком своих обязанностей [9, с .21].

Государственный контроль в был и останется важнейшим фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и расширению различных видов теневой экономики. Данная функция обеспечивает рост эффективности реализации фискальной функций налогов. Именно через нее достигается контроль над финансовыми потоками в стране, определяется потребность и необходимость в реформировании как налоговой, так и бюджетной систем государства.

Эффективная реализация контрольной функции зависит в немалой степени от состояния налоговой дисциплины, заключающейся в уплате налогоплательщиками налогов в полном объеме и в сроки, установленные законодательством. На практике контрольную функцию реально воплощают в жизнь и осуществляют налоговые органы [16, с.16].

Таким образом, используя механизмы налоговой системы и проводя соответствующую налоговую политику, государство оказывает активное влияние на социально-экономические процессы, происходящие в обществе.

1.2. Обязательные элементы налогов

В законе о каждом налоге или сборе должна присутствовать вся необходимая информация, поскольку нечеткость, двусмысленность или неполнота нормативной базы могут привести к возможным уклонениям от уплаты налога на совершенно законных основаниях. Кроме того это может вызвать злоупотребления со стороны налоговых органов, выражающиеся в расширительном толковании положений законадательства и иных последствиях.

Объединяющим началом всех налогов являются обязательные элементы налогообложения, способствующие наиболее полному раскрытию сущности налога. Посредством элементов в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура [15, с.24]. Элементы налога - это принципы, правила, категории термины, которые закрепляются в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения [6, с.16]. В налоговом кодексе Российской Федерации приведен исчепывающий перечень обязательных элементов налогообложения, без которых налог не может считаться установленным [1, ст.17]. К ним относятся:


- налогоплательщик;

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Перечисленные элементы являются общими для всех видов налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, они называются

обязательными элементами налогов. При помощи них устанавливается вся налоговая процедура и определяется важнейшие условия налогообложения.

Субъектом налога или налогоплательщиком может выступать или организация или физическое лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налог [6, с.16]. При определении какого-либо юридического или физического лица как налогоплательщика следуют различать резидентов и нерезидентов, чье правовое определение в национальных налоговых законодательствах отличается конкретностью признаков. Типичными признаками в данном случае выступают: место регистрации, место экономической деятельности или место управления. Объект налогообложения - предмет, подлежащий обложению [11, с.27]. Объектом налогообложения может являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает у налогоплательщика обязанности по уплате налогов [1, ст.38].

Понятие реализация товаров (работ или услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненых работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных налоговым кодексом Российской Федерации, и - на безвозмездной основе [1, ст.39].

Соответствующий объект, чтобы считаться действительным объектом обложения, должен отвечать двум главным условиям:

1) он должен иметь соответствующую характеристику (стоимостную, количественную или физическую);

2) с наличием этого объекта у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах должно связывать возникновение обязанностей по уплате налогов.

Под стоимостной характеристикой имеется в виду возможность соответствующей денежной оценки. Под количественной характеристикой следует понимать параметры, выражающие внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем, степень развития свойств и т. д., иначе говоря, данный объект может быть реально измерен. К физическим характеристикам можно отнести особенности и свойства физического типа (например, плотность, вязкость, показатель переломления света и др.), а также технические характеристики (например, мощность двигателя траспортного средства).


В законодательстве дается полный перечень объектов налогообложения по всем видам налогов. Для примера приведем объекты налогообложения по федеральным налогам:

- реализация товаров, работ или услуг на территории Российской Федерации, а также передача прав собственности для налога на добавленную стоимость согласно [1, ст. 146];

- реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для акцизов [1, ст. 182];

- полученный налогоплательщиком доход для налога на доходы физических лиц [1, ст. 209];

- полученная налогоплательщиком прибыль для налога на прибыль [1, ст. 247];

- пользовании водными объектами, в числе которых забор воды, использование акватории, использование для целей гидроэнергетики, использование для сплава древесины для водного налога [1, ст. 333.9].

Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения, являющееся основой для исчисления суммы налога. Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения [15, с.26].

В стоимостной форме величина налоговой базы рассчитывается, исходя из сумм, полученных налогоплательщиком. По стоимостному показателю формируется объект обложения налогом на прибыль организаций [1, ст.274].

В объемно-стоимостном виде при формировании налоговой базы учитываются стоимостные и объемные показатели товаров (работ, услуг). Этот вид

базы используется при расчетах по налогу на добавленную стоимость [1, ст.153].

В основе использования показателей физического вида лежат те или иные физические величины. Налоговая база физического типа применяется при определении транспортного налога [1, ст.359].

Подсчет налоговой базы в зависимости от категории лиц производится:

1)или юридическими лицами - на основании данных бухгалтерского или налогового учета; 2) или индивидуальными предпринимателями - по результатам показателей книги учета доходов и расходов; 3) или физическими лицами - по данным кадастров или по величине полученных доходов.

Налоговый период представляет собой установленный в соответствии с законодательством период времени, по окончании которого устанавливается наличие у налогоплательщика объекта налога, определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате [11, с.28].

Календарный год определен в качестве налогового периода по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций, транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу [1, ст216; 285; 360; 379; 393]. Квартал в качестве налогового периода имеют такие виды налогов, как налог на добавленную стоимость, водный налог, единый налог на вменненый доход для отдельных видов деятельности [1, ст.163; 333.11; 346.30]. Месяц составляет налоговый период по акцизам и налогу на игорный бизнес [1, ст.193; 368].


Следующим обязательным элементом налога выступает налоговая ставка. Она представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы [1, ст.53]. По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные [16, с.19].

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров налоговой базы (например, транспорный налог). Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления самим налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Они применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта обложения за исключение стоимостной характеристики. Вместе с тем в условиях инфляции такую ставку придется периодически повышать , чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество) [11, с.27]. Пропорциональные ставки применяются в случаях, когда используются стоимостные характеристики объекта обложения в качестве налоговой базы. Они достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогооложения не требуют индексации.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается их размер [6, с.38 ]. Существуют два достаточно разных типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода. При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых налог начисляется по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь для его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Порядок исчисления налогов состоит в определении суммы налога, подлежащего к уплате. Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом [1, ст.52].

В зависимости от вида налоговой ставки исчисление налога производится: 1) как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы - для твердых налоговых ставок; 2) как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы - для процентных налоговых ставок; 3) в комбинированной форме - для комбинированных налоговых ставок.


Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ранее уплаченых налоговых платежей либо нарастающим итогом. В последнем случае размер подлежащего к уплате налога определяется путем вычитания из суммы налога, исчисленной по итогам налогового (отчетного) периода, ранее уплаченных (ежеквартальных) авансовых платежей.

Ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами, исчисляется налоговыми органами - транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог [1, ст.363; 397; 409]. В данном случае законодатель упрощает работу граждан-налогоплательщиков, стремясь освободить их от достаточно сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требующей определенных знаний законодательства и некоторой специальной квалификации.

Исчислив налог, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога [1, ст.52]. Налоговое уведомление может передано налогоплательщику лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления: оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок уплаты налога - это нормативно установленные способы процедуры внесения налога в бюджет [11, с.29 ].

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге, предполагает решение следующих вопросов:

- направление платежа, т. е. в бюджет или во внебюджетный фонд;

- средства уплаты налога - в рублевых средствах или в валюте;

- механизм платежа (в безналичном или наличном порядке; в кассу сборщика налогов или на бюджетный счет через банк плательщика и т. п.);

- особенности контроля за уплатой налога [1, с.58];.

Существует четыре основных способа уплаты налогов: 1)по декларации; 2 у источника дохода; 3) кадастровый способ; 4) по уведомлению[17, с.22 ].

При уплате налога по декларации на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате.

При уплате налога у источника дохода момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, определенного и удержанного бухгалтерией предприятия или индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты.