Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.Обязательные элементы налогов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Банкротство одного крупного банка, не говоря уже о подрыве всей банковской системы, будет иметь глубокие последствия для экономики страны, поскольку банковская система в настоящее время обладает огромным резонирующим потенциалом, способным взорвать всю социально-экономическую ситуацию в целом.

Одной из задач совершенствования налогообложения коммерческих банков в нашей стране является снижение ярко выраженной фискальной направленности налогов и повышение их стимулирующей роли, при этом со всей очевидностью встает необходимость осмысления правового регулирования налогов как составной части налогового законодательства страны в целом

[8, с.4]. Основная задача налогового воздействия на деятельность банковского сектора со стороны государства заключается в переориентации вложений банков в реальный сектор экономики, а не в спекулятивные инструменты банковской деятельности - межбанковское кредитование, рынок ценных бумаг, валютные ценности. Одним из путей достижения этой задачи видится в снижении налогового бремени в целях предотвращения банкротства ряда кредитных учреждений и недопущения сильной монополизации банковского сектора экономики, а также предоставление действенных, а не декларативных налоговых льгот банкам [17, с.11]. В снижении фискальной направленности и усилении стимулирующей роли важнейшее место принадлежит прежде всего улучшению налоговой базы налога на прибыль коммерческих банков. Требуется создать такую систему формирования налоговой базы по данному налогу, которая дала бы возможность в первую очередь развиваться самим банкам. Система их налогообложения должна способствовать подъему экономики, следовательно, необходимо стимулировать кредитные учреждения к увеличению доли выдачи кредитов реальному сектору экономики по сравнению с вложениями по другим направлениям.

Немало авторов предлагают активно использовать в государственном налоговом регулировании положительный зарубежный опыт, в часности, речь идет о таких рычагах налогового стимулирования как:

- перенос банками убытков на будущие налоговые периоды;

- изменение ставки налога на прибыль для деятельности коммерческих банков, введение льгот для малых и вновь созданных коммерческих банков, изменение состава необлагаемых доходов от деятельности, изменение ставки для отдельных видов операций, осуществляемых коммерческими банками; - изменение перечня расходов банка по специфическим операциям, которые признаются в целях налогооложения; признание расходов налогообложения прибыли банков, которые формируют резервы по сомнительным долгам; возможность отнесения на учёт налогооблагаемые расходы по созданию резервов на возможные потери по ссудам;


- выбор метода определенных доходов и расходов для налогообложения банков: кассовый метод или метод начислений [8, с.61-62].

Наиболее важным наравлением инвестиционных вливаний в реальный сектор экономики страны со стороны банковского сектора выступают налоговая тактика и стратегия в отношении банков-инвесторов [10, с.59]. Здесь требуется решение ряда концептуальных проблем законодательного и нормативного характера:

- изменить условия проведения конкурсов по обслуживанию бюджетных средств, для чего необходимо учитывать качество активов, надежность кредитных организаций, уровень технологий, опыт работы;

- ввести изменения в законодательство на федеральном и региональном уровнях, стимулирующие банки кредитовать материальное производство;

- создать институт кредитной истории, где будет законодательно закреплена ответственность за предоставление недостоверной информации;

- принять закон о гарантиях государства частным инвесторам при условии прямых инвестиций в реальный сектор экономики;

- учитывать при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль резерв, создаваемый банками, на возможные потери по ссудам и иным активам в размере создаваемых резервов;

- стимулирование инвестирование коммерческих банков в акции и паи предприятий (организаций) материального производства при их первичном размещении путем соответствующей корректировки механизмов рачетов собственного капитала банка;

- уменьшить на 50% нормы обязательного резервирования для банков, у которых доля инвестиционных кредитов реальному сектору экономики сроком более года составляет не менее 20% валюты баланса [10, с.59-60].

Изменение существующей системы налогообложения кредитных организаций как инвесторов позволит увеличить финансирование в реальный сектор экономики и повысить дисциплину коммерческих банков. Такие изменения должны быть увязаны с повышением ответственности кредитных организаций за исполнительскую дисциплину по своевременному перечислению налоговых платежей в бюджеты, с сокращением задолженности по уплате собственных налоговых платежей.

В настоящее время с точки зрения налогообложения процентов по депозитам нет никакой разницы, месяц они пролежали или год, хотя экономический эффект от этих средств был совершенно различным. Если государство считает, что для индустриального развития ему нужны долгосрочные сбережения, то оно должно их поощрять через налоги. Это значит, что ставка налога на прибыль для коммерческих банков, получаемая от долгосрочного кредитования, могла бы быть меньше, чем по текущим операциям. Указанное положение дало бы возможность экономическим путем, через повышение процентных ставок, стимулировать срочные депозиты. Эффект был бы ещё большим, если бы и для клиентов одновременно снижался налог на прибыль по процентам от срочных депозитов [10, с.60 ].


В целях повышения заинтересованности кредитных учреждений в предоставлении долгорочных инвестиций в реальный сектор экономики необходимо освободить от налогообложения прибыль коммерческих банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов на срок более года на развитие производства. Освобождение доходов кредитных учреждений, полученных от предоставления кредитов на развитие производства, не приведет к существенному росту инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут внесены изменения в налоговое законодательство производителей. Без создания экономической заинтересованности тех, кто будет брать эти долгосрочные кредиты, невозможно обеспечить совпадение интересов коммерческих банков и организаций-производителей.

Для совпадения интересов кредитных учреждений и предприятий необходимо внести изменения в налоговое законодательство одновременно, освобождая от налога на прибыль коммерческие банки, полученную от предоставлкния долгосрочных кредитов на развитие производства, и снижая ставки налога на прибыль (например, в 1,5-2,0 раза), полученную с продукции от расширения существующего или создания нового производства за счет полученных долгосрочных кредитов банков. При этом уменьшение ставки должно носить не разовый, а долгосрочный характер - на период не менее 3-5 лет [10, с.61]. Бюджет здесь только выигрывает, поскольку будет получать все другие виды налогов от вновь появившегося производства.

Перевод коммерческих банков на вышеприведенную схему налогообложения и освобождение от налогов доходов кредитных учреждений, полученных от предоставления долгосрочных кредитов на развитие производства, потребует создание чёткого механизма контроля за использованием самих долгосрочных кредитов по назначению. Необходимо сформировать условия, при которых кредитному учреждению было бы выгодно брать долгосрочные кредиты для расширения производства и создания новых рабочих. В качестве варианта можно предложить следующее: коммерческие банки полностью освобождаются от налога на прибыль, полученную от предоставления долгосрочных кредитов для развития промышленного и строительного производства. При этом производителям целесообразно установить: полученную прибыль за счет взятых долгосрочных кредитов облагать налогом в течении пяти лет со дня ввода в эксплуатацию производственных мощностей по ставке, уменьшенной в два раза. На таких же условиях должно осуществляться предоставление кредитов сельхозпроизводителям, а также предприятиям, занимающимся переработкой сельхозпродукции и продукции животноводства [10, с.62].


Введение предлагаемых условий в конечном счете не сократит поступления в бюджеты различных уровней. Если предприятия в первые годы после ввода в эксплуатацию производственных мощностей не будут получать прибыль, то бюджеты будут иметь доход за счет других налогов, в том числе за счет сокращения выплат пособия по безработице и сопутствующих расходов.

Чтобы компенсировать уменьшение налога на прибыль коммерческих банков в связи с выполнением им стимулирующей функцией предлагается одновременно рассмотреть вопрос о поднятии других налоговых платежей. В частности, можно говорить о расширении переченя банковских операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и за счёт этого компенсировать снижение налога на прибыль от инвестиционной деятельности кредидных организаций [8, с.63]. В заключении данной главы отметим, что в современных условиях существует настоятельная необходимость создать эффективную систему налогообложения коммерческих банков. Это в первую очередь касается наиболее рационального налогообложения банковской прибыли, которая бы стимулировала кредитные учреждения к увеличению доли кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики и к росту вложений в ценные бумаги предприятий. Рост кредитов реальному сектору экономики приведет к увеличению доходов коммерческих банков и через собираемые налоги должно положительным образом сказаться на увеличении доходной части бюджетов различного уровня.

Заключение

Налоги появились вместе с первыми зачатками государственных образований. Они играли и продолжают играть чрезвычайно важную роль в жизни человеческого общества, налоги реально формируют бюджет и обеспечивают государство необходимыми денежными средствами. Сущность налога состоит в изъятии в пользу общества части валого внутреннего продукта для содержания государства и выполнения соответствующих ему функций. Налоги выполняют фискальную, регулирующую, распределительную (социальную) и контрольную функции. Фискальная функция налогов является определяющей, из которой вытекают все остальные. Благодаря фискальной функции, происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме и создаются реальные предпосылки для вмешательства государства в систему экономических отношений.

Элементы налога - это принципы, правила, категории, термины, которые изложены в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения. Обязательные элементы налога являются 1)налогоплательщик; 2)объеты налогообложения; 3)налоговая база; 4)налоговая ставка; 5)налоговый период; 6)порядок исчисления налога; 7)порядок и сроки уплаты налога.


В налоговой системе Российской Федерации коммерческим банкам принадлежит весьма существенная роль, именно они выступают связующим звеном между государством и налогоплательщиками, именно кредитные учреждения осуществляют кассовое испонение доходной части государственного бюджета, выполняя функцию «кровеносных сосудов» бюджета.

Банки являются специфическими участниками налоговых прввоотношений, поскольку они одновременно могут выступать в роли налогоплательщиков, налоговых агентов и субъектов, которые уполномочены выполнять некоторые обязанности в области налогового администрирования.

Законодательное воздействие налогообложения на банковскую деятельность может осуществляться посредством:

- введение новых или отмена существующих налогов;

- увеличение или уменьшение налоговых ставок;

- предоставление или отмена налологвых льгот;

- изменение налоговой базы.

Коммерческие банки в настоящее время уплачивают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог, государственую пошлину и пр.

В качестве налогового агента кредитные учреждения исчисляют, удерживают и перечисляют в бюдюжет налог на доходы физических лиц.

Одним из ключевых вопросов совершенствования налогообложения коммерческих банков является снижение фискальной направленности налогов и усиления их стимулирующей роли. Здесь ведущее место принадлежит оптимизации налоговой базы по налогу на прибыль.

Для повышения заинтересованности банков в предоставлении долгосрочных кредитов для расширения производства в реальном секторе экономики следует освободить от налогообложения прибыль банков, полученную от выдачи долгосрочных кредитов на срок более одного года на развитие материального производства. Освобождение доходов коммерческих банков, образованных от предоставления кредитов на расширение производства, не увеличит значительно инвестиции в реальный сектор экономики, если не будут сделаны соответствующие изменения в налоговом законодательстве производителей. Без создания серьезной экономической заинтересованности тех, кто будет брать эти долгосрочные кредиты, невозможно добиться совпадение интересов коммерческих банков и предприятий-производителей.

Компенсировать уменьшение налога на прибыль кредитных учреждений, в связи с выпонением им стимулирующей функции, предлагается путем увеличения другие налоговых платежей с коммерческих банков, например, налога на добавленную стоимость.