Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.Обязательные элементы налогов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кадастровый способ уплаты налога означает что налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. Особенность уплаты налога кадастровым способом состоит в том, что момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса.

Уплата налога по уведомлению применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами.

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» - сумма налога, не внесенного в бюджет по истечении установленных сроков. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции [1, ст.57].

Изменение срока уплаты налога и сбора на законных основаниях осуществляется в форме: отсрочки, рассрочки или налогового инвестиционного кредита [1, ст. 61].

Отсрочка - налогоплательщик получает право уплатить всю причитающихся налогов и сборов в более поздний срок, определенный уполномоченными в соответствии с законодательством органами [1, ст.64].

При рассрочке налогоплательщику дается возможность оплатить налоги и сборы не только в более поздние сроки, но и по частям. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога. при котором организации предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов [17, с.21 ].

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшить свои налоговые платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите [1, ст.66].

В заключении данной главы еще раз отметим, что налоги играют чрезвычайно важную роль в социально-экономической жизни современного общества. При помощи них государство удовлетворяет свои потребности в денежных средствах для финансирования соответствующих расходов, меняет темпы и пропорции развития отдельных отраслей и регионов, осуществляет стимулирование инвестиций и внешнеэкономической деятельности, ускоряет внедрение достижений научно-технического прогресса, изменяет соотношение между совокупным спросом и предложением и решает другие важные народнохозяйственные задачи.


Сущность налогов выявляется через его функции, каждая из которых отражает внутреннее свойство, признаки и черты налога. Налоги выполняют четыре функции: фискальную, регулирующую, социальную и контрольную. Объединяющим началом всех налогов являются обязательные элементы налога, которые представляют собой принципы, правила, категории и термины, закрепленные в соответствующих нормативных актах и применяемые для описания процедуры налогообложения.

Обязательными элементами налога согласно действующему законодательству выступают: налогоплательщики; объекты налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчислении налога; порядок и сроки уплаты

2. Анализ системы налогообложения банковского сектора 2.1. Особенности налогового регулирования банковской деятельности

Банковская система в любой стране мира - это основа основ современной рыночной экономики. От развития национальной банковской системы зависят темпы экономического роста, а следовательно, экономическая безопасность страны и ее статус на международной арене [4, с.9]. В современных условиях она является одной из ключевых структур существующей экономики, при этом банки, выполняя роль посредников в процессе перераспределении капиталов, значительно повышают общую эффективность и результативность общественного производства.

Банк - это кредитная организация, обладающая исключительным правом на осуществление таких банковских операций, как : привлечение денежных средств граждан и организаций во вклады; размещение данных денежных средств за свой счет и от своего имени на условиях срочности, платности, возвратности; ведения банковских счетов граждан и организаций [2, ст.1]. Основным назначением банков является посредничество в платежах и посредничество в кредите [14,с.8].

Особенность банков состоит в том, что они осуществляют лишь только те операции, которые предусмотрены Законом РФ «О банках и банковской деятельности» и обязательно при наличии требуемой лицензии Центрального банка Российской Федерации. Банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью [2, ст.5]. В соответствии с действующим законодательством к банковским отнесены следующие виды операций:

1. Привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2. Размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счёт;


3. Открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

4. Осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-респондентов, по их банковским счетам;

5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных докумкнтов и кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме

(в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8. Выдача банковских гарантий;

9. Выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;

10. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;

11. Оказание консультационных и информационных услуг и др. [2, ст.5].

Налоги в банковской системе занимают чрезвычвйно важное место как инструмент осуществления централизованной финансово-кредитной политики и призваны наилучшим образом обеспечить фискальную деятельность государства. Государственное регулирование и налогообложение кредитных организаций — тема чрезвычайно важная, поскольку они не только крупные плательщики, но и экономические субъекты, платежеспособность которых имеет большое общественное значение [17, с.10 ]. Коммерческие банки как налогоплательщики должны выполнять следующие обязанности [1, ст.23]:

- уплачивать законно установленные налоги; - вставать на налоговый учет в налоговых органах;

- вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов;

- предъявлять в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке налоговую декларацию;

- предъявлять налоговым органам документы, необходимые для начисления и уплаты налогов;

- в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, подтверждающих получение дохода.

Среди 50 крупнейших налогоплательщиков нашей страны находится и пять коммерческих банков: Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ, Райффайзенбанк и Внешэкономбанк. Их налоговая нагрузка в 2015-2016гг. была достаточно дифференцированной и колебалась в течение одного года от 0,8 % до 8,0% (Таблица 2 Приложения 2) [18, с.1]. Как налоговые агенты, коммерческие банки обязаны выполнять следующие основные требования:

1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет.

2. Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщиком доходов.


3. Письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика, в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

4. Предъявлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления налогов [1, ст.24].

Коммерческие банки выступают посредниками между государством и налогоплательщиками, через которых последние осуществляют свои финансово-хозяйственные операции [10, с.163]. Они являются обладателями информации, необходимой налоговым органам для осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах возложило на коммерческие банки следующие специальные обязанности: 1) связанными с учетом налогоплательщиков; 2) по исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов; 3) по предоставлению операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей [14, с.12].

Специфика развития и функционирования коммерческих банков определяет направления воздействия на их деятельность через налоги. Налоговое воздействие государства может быть направлено на:

1) банковскую систему в целом; 2) конкретный банк; 3) отдельные направления банковской деятельности и операции кредитных организаций.

Можно выделить следующие общие методы налогового воздействия на деятельность коммерческих банков со стороны государства:

1) законодательный; 2) административный; 3) судебный [рисунок1 Приложения 1].

Законодательный метод предполагает разработку и принятие новых налоговых законов, внесение изменений и дополнений в уже существующие законодательные акты и т.д. Он реализуется через следующие механизмы:

- введение или отмены налогов (изменение системы налогообложения);

- изменение налоговых ставок;

- предоставление или отмену льгот;

- изменение налоговой базы;

- установление санкций за нарушение налогового законодательства [13, с.46].

Под административным методом налогового воздействия на деятельность банковского сектора понимается комплекс мер и мероприятий органов исполнительной власти, направленный на полную и своевременную уплату всех налогов и сборов. Административный метод в основном реализуется через деятельность налоговых органов и представляет собой:

- работу налоговых органов непосредственно с налогоплательщиками по разъяснению законодательства о налогах и сборах;


- камеральные и выездные налоговые проверки коммерческих банков;

- анализ эффективности и целесообразности тех или иных налогов, взимаемых с коммерческих банков;

- обязательные аудиторские проверки.

Скоординированная деятельность налоговых органов по работе с налогоплательщиками, единая позиция всех территориальных подразделений Федеральной налоговой службы РФ по отдельным вопросам налогообложения, полное соответствие законодательству и оперативность их разъяснений способствуют повышению налоговой культуры налогоплательщиков и уменьшению ошибок в документах налогоплательщиков. Ряд авторов отмечают, что для страны становится совершенно необходимым воспитание налоговой культуры граждан, которая позволит более эффективно осуществлять налоговую политику и собирать налоги [11, с.62].

Судебный метод налогового воздействия на кредитные учреждения выступает на первый план, когда речь идет о разрешении противоречий между налогоплательщиками и налоговыми органами. Судебная система призвана защишать права и интересы как налогоплательщиков, так и государства. При этом решения судов по спорным вопросам чаще всего обеспечивает единые подходы к отдельным нормам налогового законодательства налогоплательщиков и налоговых органов.

Необходимо отметить, что судебный метод налогового воздействия государства способствует увеличению поступлений налогов в бюджет и принятию решений по взысканию соответствующих санкций за неуплату. Эффективность судебного метода налогового воздействия определяется организацией работы судебных органов (полномочия судов, сроки рассмотрения дел и т. д.) и их финансированием. В целом судебным методом государство воздействует не только на банки, но и на различные органы испонительной власти.

2.2 Виды налоговых обязательств коммерческих банков

Систему налогообложения коммерческих банков в настоящее время невозможно полностью уравнять с системой налогообложения организаций и предприятий. Перечень налогов, уплачиваемых банками, такой же, как у прочих организаций и предприятий, по трем наиболее значимым налогам — налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций - имеются весьма существенные различия [10, с.5].

В налоге на добавленную стоимость самым важным моментом при определении налогооблагаемой базы для кредитных учреждений является то, что обложению налогом не подлежат почти все банковские операции (за ислючением инкассации), на проведение которых требуется банковская лицензия.