Файл: Понятие и задачи комплексного анализа. ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе экономического анализа, аналитической обра­ботки экономической информации применяется ряд специаль­ных способов и приемов. В них раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характер. Системность в экономическом анализе обусловливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многооб­разные, внутренне сложные единства, состоящие из взаимосвя­занных сторон и элементов. В ходе такого анализа выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанав­ливается, каким образом эти связи в результате взаимодейст­вия приводят к единству изучаемого процесса в его целост­ности. Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смеж­ных наук (математики, статистики, бухгалтерского учета, пла­нирования, управления, экономической кибернетики и др.).

Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические. К первой относятся такие способы и приемы, которые находи­ли применение почти с момента возникновения экономичес­кого анализа как обособленной отрасли специальных знаний. Многие математические способы и приемы вошли в круг аналитических разработок значительно позже, когда был налажен выпуск быстродейству­ющих ЭВМ.

В число основных традиционных способов и приемов эко­номического анализа можно включить сводку и группировку, абсолютные и относительные величины, средние величины, ряды динамики, индексы, метод цепных подстановок, элиминирование и др.

Абсолютные и относительные величины. С помощью абсолют­ных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) эконо­мических явлений и показателей. Относительные величины ис­пользуются для характеристики степени выполнения планов, из­мерения темпов (относительной скорости) развития производства и т.д. Величина, полученная в результате сопоставления двух од­нородных показателей, один из которых принимается за едини­цу, называется коэффициентом. Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Особой формой относительных величин являются проценты, при которых базисная величина при­нимается не за 1, а за 100. Относительные величины иногда вы­ражаются в промилле, когда базисная величина принимается за 1000. В каждом отдельном случае надо выбрать такую форму от­носительной величины, которая бы выразила интересующее нас соотношение с наибольшей наглядностью.


Средние величины. Для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами. Способы расчета средней величины раз­личны.

Они позволяют пере­ходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям, невозможна характеристика изме­нения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и коле­баний.

В аналитических расчетах применяют, исходя из необходи­мости, различные формы средних — средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.

Сводка и группировка — важные элементы экономического ана­лиза.

Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет собой форму рационального изложе­ния цифровых характеристик изучаемых явлений и процессов. Данные в таблице располагаются так, чтобы легко было сделать вывод из анализа.

Существуют структурные и аналитические группировки.

Структурные группировки используются при изучении состава предприятий (по производственной мощности, уровню механизации, произво­дительности труда и другим признакам), а также структуры выпускаемой ими продукции (по видам и заданному ассор­тименту). Состав и структура могут рассматриваться как в статике, так и в динамике.

Аналитические группировки, охватывающие, по сущест­ву, типологические и структурные, предназначены для выяв­ления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.

При построении аналитических группировок из двух вза­имосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора, влияющего на другой, а второй — как результат влияния первого.

В качестве информационной основы группировки служит или генеральная совокупность однотипных объектов, или же выборочная совокупность. В первом случае использу­ются преимущественно материалы общегосударственных или региональных переписей; во втором - типологическая выборка.

Последняя конструируется по формуле, случайной безвоз­вратной выборки:

где n - необходимый объем выборки; t - коэффициент доверия; - общая выборочная дисперсия; N - объем генеральной совокупности; - предельная ошибка выборочной средней.


Путем сводки можно подвести общий результат действия различных факторов на выпуск продукции, снижение себестои­мости, повышение рентабельности и т.д.

Ряды динамики. Рядом динамики называется ряд данных, ха­рактеризующих изменение явления, показателей во времени. Каж­дое отдельное значение показателя ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темп роста и прироста.

Темп роста дает характеристику степени изменения уровня продажи продукции от одного года к другому. Для получения об­щей характеристики темпа изменения уровня продукции за весь период исчисляют средний темп. Характеристикой среднего тем­па служит средняя геометрическая из темпов. Для расчета сред­него темпа роста и прироста динамического ряда применяется логарифмирование.

Индексный метод основывается на относительных показа­телях, выражающих отношение уровня данного явления к уров­ню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы.

С помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно количества продуктов и отдельно цен на продукцию.

Для определения изменения количества выпущенных изделий вся продукция отчетного и базисного годов оценивается в одина­ковых постоянных ценах (обычно в ценах базисного года). И на­оборот, для определения изменения цен за эти годы продукция одного года (обычно отчетного) оценивается в ценах старых и новых.

С помощью индексов сравнивают не только данные двух пе­риодов, но и данные за ряд лет. В этом случае используют индек­сы базисные и цепные. Примером цепных индексов может быть таблица о темпах роста продажи продукции, где изделия каждого года сравниваются в сопоставимых ценах с продукцией предше­ствующего года. При расчетах базисных индексов базу сравнения принимают за 100, а все последующие показатели выражают в процентах (или коэффициентах) к базисной величине.

Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Цепная подстановка широко применяется при ана­лизе показателей отдельных предприятий и объединений. Дан­ный способ анализа используется лишь тогда, когда зависи­мость между изучаемыми явлениями имеет строго функци­ональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости. В этих случаях анализируемый совокупный показатель как функция несколь­ких переменных должен быть изображен в виде алгебраичес­кой суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие.


Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слага­емых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными. Сле­довательно, каждая подстановка связана с отдельным расче­том: чем больше показателей в расчетной формуле, тем боль­ше и расчетов. После каждой замены новый резуль­тат сравнивают с прежним.

При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, так как ее произвольное изменение может привести к неправильным ре­зультатам.

Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и при анализе хозяйственной деятельности предприятий (там, где имеет место строго функциональная зависимость). На промы­шленных предприятиях, например, с помощью этого метода (наряду и вместе с другими) анализируются использование рабочего времени (суммарного рабочего времени), станочного парка и производственного оборудования (производственной мощности), движение сырья, полуфабрикатов, готовой про­дукции, финансовое положение.

Выборочное и сплошное наблюдение. Проведение сплошных и выборочных наблюдений широко применяется в экономическом анализе работы предприятия. Примером сплошных наблюдений в изучении экономики могут быть полные инвентаризации основ­ных средств, складских запасов материалов и т.д. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю со­вокупность изучаемых явлений.

Сравнения — важнейший метод экономического анализа. Это — прием, позволяющий выразить характеристику явлений через дру­гие однородные явления. В широком смысле слова сравнение при­суще каждому экономическому расчету. Мы же рассматриваем сравнение как аналитический прием, позволяющий выявить взаи­мосвязь экономических явлений, их развитие и степень достиже­ния эффективности в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Перечислим основные виды сравнений:

  • сравнение отчетных показателей с плановыми — сравнение по­зволяет выявить причины невыполнения плановых заданий по отдельным показателям и наметить мероприятия для улучше­ния работы предприятия в дальнейшем;
  • сравнение отчетных показателей с показателями предшествую­щих периодов — такое сравнение показывает темпы роста про­изводства, динамику показателей, тенденцию развития пред­приятия;
  • межхозяйственные сравнения — сравнение показателей предпри­ятия с показателями других предприятий позволяет вскрыть многие резервы, перенять передовой опыт;
  • сравнение со среднеотраслевыми данными — позволяет опреде­лить, соответствуют ли индивидуальные затраты на данном предприятии общественно необходимым, определить органи­зационно-технический уровень предприятия и место, занима­емое им в ряду других предприятий данной отрасли;
  • сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики, в основном в форме финансовых коэффи­циентов.

Использование приема сравнения предполагает сопоставимость сравниваемых показателей: единство оценки, сравнимость кален­дарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассор­тименте в отдельных случаях, сезонных особенностей и террито­риальных различий, географических условий, различий в методике расчета показателей и т.д. Перечисленные виды сравнения явля­ются основными, но при изучении экономики существует много других видов сравнений.

Графический метод. В экономическом анализе графики явля­ются не только средством иллюстрации хозяйственных процессов, но и методом изучения экономики, который, однако, слабо раз­работан. Значение графического метода в анализе повышается связи с расширением сферы изучения экономики на предприятиях не только менеджерами, но и общественностью.

Глава 2 Комплексный анализ деятельности ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь»

2.1 Общая характеристика ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь»

Полное наименование акционерного общества:

Закрытое акционерное общество «Торговый Дом «ЦентрОбувь»

Сокращѐнное наименование акционерного общества:

ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь»

Свою деятельность компания «ЦентрОбувь» начала в 1992 году и является крупнейшим в России сетевым оператором в сфере обувного ритейла. ЗАО «ТД «ЦентрОбувь» — абсолютный лидер сегмента fashion, согласно рейтингу российских торговых сетей «INFOLine Retailer Russia TOP-100» за 2014 год. ЗАО «ТД «ЦентрОбувь» развивает два взаимодополняющих направления: семейные магазины «ЦентрОбувь» и молодежные магазины Centro формата fast-fashion, характеризующиеся самой высокой узнаваемостью брендов в России. На июнь 2014 розничная сеть Группы включает свыше 900 магазинов и охватывает более 300 городов России.

Адрес центрального офиса: 127287, Россия, Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 29

«ЦентрОбувь» была признана абсолютным лидером fashion ритейла сегмента «одежда и обувь» в России, согласно рейтингу торговых сетей «INFOLine Retailer Russia TOP-100», потеснив предыдущего лидера – мирового немецкого производителя Adidas.

В 2014 году было куплено свыше 60 миллионов пар обуви, что позволило народной сети «ЦентрОбувь» войти в ведущий рейтинг крупнейших компаний России по объему реализованной продукции «Эксперт-400».

Цель создания Общества: Общество создано для осуществления коммерческой деятельности, обеспечивающей извлечение прибыли. Организационная структура ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь» представлена на рис.1.