Файл: Теоретические основы формирования функций менеджмента.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования функций менеджмента
1.1. Сущность системы менеджмента на предприятии
1.2. Планирование, организация, мотивация как важнейшие функции управления
2. Исследование функций и методов управления на примере ООО «Спецзапчасть»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Характеристика состояния планирования на предприятии
2.3. Функция организации в управлении ООО «Спецзапчасть»
Введение
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается следующим. Сформировавшиеся рыночные отношения требует от субъекта хозяйствования повышения эффективности управления, работы, конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм управления производственным процессом, активизации предпринимательской деятельности и т.п. При помощи него производится выработка стратегии и тактики развития субъекта хозяйствования, обоснование планов и управленческих решений, осуществление контроля за их выполнением, выявление резервов повышения эффективности производственного процесса, оценка результатов деятельности субъекта хозяйствования, его подразделений и работников.
Осуществление в современных условиях разных преобразований в формах и методах управления, организационных структурах, которые направлены на стимулирование предприимчивости и развитие отношений субъектов хозяйствования с разными формами собственности, часто может быть недостаточно эффективным и не достигает намеченных целей. Положение еще и тем усугубляется, что отсутствует серьезная система подготовки специалистов в области управления, что существенным образом тормозит как развитие теоретических основ работы, так и практическое применение уже имеющихся разработок на практике.
Цель данной работы - исследовать теоретические и практические аспекты функций и методов управления и определить рекомендации по их улучшению.
Задачи работы:
- рассмотрение сущности системы менеджмента на предприятии;
- представление функций менеджмента: планирование, организация, мотивация;
- представление организационно-экономической характеристики предприятия;
- оценка системы управления предприятием и основных управленческих функций;
- разработка основных предложений по совершенствованию функций управления.
Объект исследования – ООО «Спецзапчасть».
Предмет исследования – формирование показателей эффективности функций управления на предприятии.
Методы исследования: методы индукции и дедукции, метод сравнения, табличный и графический методы, индексный метод.
Теоретической базой курсовой работы выступили труды таких авторов, как: Веснин В.Р., Галаян Д.В., Гладков И.С., Стейскал Н.А. и др.
Практическая значимость результатов курсового исследования: выводы и предложения будут полезны в дальнейшей деятельности руководству ООО «Спецзапчасть», а также руководителям и экономистам других подобных субъектов экономики.
1. Теоретические основы формирования функций менеджмента
1.1. Сущность системы менеджмента на предприятии
Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими[1]. Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов[2]. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.
Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство». Руководство является постановкой целей организации и управления. В качестве основной цели менеджмента выступает обеспечение гармонии в развитии компании, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних ее элементов. Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты[3]. На содержание менеджмента воздействие оказывают две основные группы факторов:
1) тенденция развития субъекта экономики;
2) национальные факторы развития экономики специфического характера.
Категория менеджмента представляет собой наиболее общие и фундаментальные понятия, которые отражают существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления компанией[4]. Состав основных категорий менеджмента:
1) объекты и субъекты менеджмента;
2) функции менеджмента;
3) виды менеджмента;
4) методы менеджмента;
5) принципы менеджмента.
Содержание, формы и методы менеджмента находятся в зависимости от иерархического уровня его осуществления в субъекте хозяйствования. Как правило, в компании можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой. Субъекты менеджмента, менеджеры выступают в качестве руководителей различного уровня, которые занимают постоянную должность в компании и наделены полномочиями в сфере принятия решений в определенных сферах ее деятельности[5].Виды менеджмента - специальные сферы управленческой деятельности, которые связаны с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью компании в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли). Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев[6]. К примеру, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.д.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений[7].
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией[8].
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации[9].
Методы менеджмента представляет собой систему правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития компании.
Принципы менеджмента выступают в качестве общих закономерностей и устойчивых требований, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие компании. К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся такие:
1) принцип целостности;
2) принцип иерархической упорядоченности;
3) принцип целевой направленности и оптимальности;
4) принцип сочетания централизации и децентрализации;
5) принцип демократизации.
Существует несколько подходов в управлении:
1) процессный подход: управление рассматривается как процесс, к примеру, планирование, организация, мотивация, контроль;
2) системный подход: здесь представляются цели, задачи в показательной форме. Происходит построение дерева целей, где идет разбиение системы на подсистемы, к примеру, компания - на подразделения.
Системный подход представляет собой направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем[10]. Системный подход способствует адекватности постановки проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их исследования.
Методы менеджмента представляет собой систему правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития компании[11].
Методы менеджмента делят на 3 группы: экономические, административные и социально-психологические.
Экономические методы подразумевают:
- государственную регуляцию (налогообложение, ссуды и др.);
- рыночную регуляцию (конкуренция, спрос, падение цен, распродажи);
- внутренне организационное направление.
Административные методы являются такие[12]:
- организационные (установление правил, которые обязательны для исполнения, нормы и нормативы расходования ресурсов и др.);
- распорядительные (приказы, распоряжения и др.).
Социально-психологические методы включают моральное поощрение, убеждение или внушение, метод личного примера и т.д.
Методы менеджмента применяются при выполнении им основных функций.
Функциями менеджмента определяется устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, которые характеризуются однородностью целей, действий или объектов их приложения[13].
Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т.д.).
Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.
Рассмотрение менеджмента в качестве совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений[14].
Различными концепциями менеджмента предусматривается большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, которые являются наиболее общими для всех видов компаний и любых условий функционирования[15]:
1) общие функции менеджмента;
2) социально-психологические функции менеджмента;
3) технологические функции менеджмента.
Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:
1) формирование целей;
2) планирование;
3) организацию;
4) контроль[16].
Зачастую к ним добавляются функции: мотивации, координации, управления.
Социально-психологические функции менеджмента связаны в основе своей с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.
Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации[17].
Общие, социально-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах[18]:
1) общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
2) управление структурой компании (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
3) конкретные сферы управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды)[19].
Если структурные стороны деятельности компании определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные[20].
Функция управления являются видом деятельности, который базируется на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.
Далее будут рассмотрены основные функции – планирование, организация мотивация.
1.2. Планирование, организация, мотивация как важнейшие
функции управления
Планирование как функция управления заключается в построении плана действий в будущем. При помощи него устанавливается последовательность и содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты[21].