Файл: «Стресс на рабочем месте: причины, диагностика создание системы профилактических мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе корреляционного анализа эмпирический показатель по шкале «Эмоциональное истощение»= 0,77, по шкале «Деперсонализация»= 0,71, по шкале «Редукция личных достижений»=0,69. Данные результаты свидетельствуют о том, что между показателями фаз эмоционального выгорания специалистов и стрессоустойчивостью существует тесная связь, что подтверждает гипотезу исследования.

Результаты измерения уровня тревожности воспитателей МБДОУ представлены в таблице 7 (тестовые показатели представлены в Приложении 4).

Таблица 7

Показатели тревожности воспитателей ДОУ

Шкалы

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Уровни

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Кол-во

21

14

3

18

14

6

Проценты

55,3

36,8

7,9

47,4

36,8

15,8

На рисунке 5 представлены показатели ситуативной и личностной тревожности воспитателей ДОУ.

Рисунок 5. Показатели тревожности специалистов

Как видно из рисунка 5 у большинства испытуемых наблюдаются высокие показатели ситуативной (55,3%) и личностной (47,4%) тревожности.

Личностная тревожность является конституциональной чертой, которая обусловливает склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высоких показателях личностной тревожности каждая из таких ситуаций может оказывать стрессовое воздействие на человека и вызывать у него выраженную тревогу.

Наличие чрезмерно высокой личностной тревожности у субъекта развивается невротический конфликт, который может сопровождаться эмоциональными и невротическими срывами, а так же психосоматическими заболеваниями.

Ситуативная тревога появляется в том случае, когда человек находится в стрессовой ситуации и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Как правило, данное состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы влияния стрессовой ситуации.

При помощи корреляционного анализа была проверена связь между показателями стрессоустойчивости и уровнем тревожности. В приложении 4 представлена расчетная таблица по коэффициенту.


Эмпирический показатель по шкалам «Ситуативная тревожность» и «Личностная тревожность» равен 0,74, что подтверждает наличие связи стрессоустойчивости с тревожностью.

Обобщенные тестовые показатели удовлетворенностью трудом представлены в таблице 8. Первичные тестовые данные занесены в таблицу Приложения 5.

Таблица 8

Показатели удовлетворенности трудом воспитателей ДОУ

Уровни

высокий

средний

низкий

Кол-во испытуемых

4

14

20

Проценты

10,5

36,8

52,7

На рисунке 6 представлены показатели удовлетворенности трудом воспитателей МБДОУ.

Как видно из рисунка 6, у большинства педагогов наблюдаются низкие показатели (52,7%) удовлетворенности трудовой деятельностью.

Низкие показатели удовлетворенности свидетельствуют о потере интереса к трудовой деятельности, отсутствия удовлетворенности условиями труда и достижениями в профессиональной среде, а так же неудовлетворительными взаимоотношениями с руководством и сотрудниками.

Рисунок 6. Показатели удовлетворенности трудом специалистов

Помимо обозначенных элементов, специалисты отмечают недовольство заработной платой, считают, что их труд должен больше оплачиваться, притом, что им приходиться нести большую ответственность за своих воспитанников.

При помощи корреляционного анализа была подтверждена связь между показателями стрессоустойчивости и интегральной удовлетворенностью трудом специалистов, что подтверждает гипотезу исследования (эмпирический показатель равен -0,70).

2.3 Тренинговая программа профилактики стрессоустойчивости воспитателей ДОУ

По результатам констатирующего эксперимента было зафиксировано, что многие специалисты обладают низким уровнем стрессоустойчивости.

Из общей выборки для коррекционной программы были отобраны 18 испытуемых, у которых был выявлен низкий уровень стрессоустойчивости.

Цель тренинга: создание условий для формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний.

Задачи тренинга:

  • обучение навыкам психологической саморегуляции;
  • создание условий для развития самосознания и самосовершенствования;
  • расширение диапазона творческих способностей;
  • научить участников группы отслеживать признаки стресса и последствий у себя и других людей;
  • развитие устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья.

В таблице 9 представлен план занятий.

Таблица 9

План занятий

№ п/п

Цели

Упражнения

1

Знакомство.

Установление доверительных отношений

Что такое стресс?

Знакомство и обсуждение правил тренинга 5 мин

Игра-знакомство «Презентация» 10 минут

Игра «Пересадка» 5 мин

Игра «Запомни порядок!» 10мин

Мини лекция на тему «Стресс» 20 мин

Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса» 15 мин

Мини-лекция «Фрустрация как форма психологического стресса»

Игра «Построиться по росту»

Упражнение «Стресс в моей жизни»

Мини-лекция «Классификация стрессов»

Упражнение «Виды стресса»

Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь»

Игра «Темп»

Мини-лекция «Профессиональные стрессы»

Игра «Здесь сидит Таня...»

Упражнение «Пластилиновый стресс».

Обратная связь 30 мин

Упражнение "Спасибо за приятное занятие"

2

Отслеживание признаков стресса, а так же последствий для себя и других.

Игра-приветствие «Локотки»

Упражнение «Шумовой квадрат»

Упражнение «Достойный ответ»

Упражнение «Вы не поверите, что...»

Упражнение «Рисуем кошку»

Мини-лекция «Тайм-менеджмент»

Упражнение «Минута»

Упражнение «Делу время — потехе час»

Упражнение «Поглотители времени»

Упражнение «Гардероб»

Упражнение «Газета»

Упражнение-разминка «Четыре стихии»

Мини-лекция «Цель»

Упражнение «Цель»

Упражнение «Газета»

Упражнение «Время делиться»

Обобщающее упражнение «Портрет стрессоустойчивого человека»

Упражнение "Аплодисменты по кругу"

Обратная связь

3

Обучиться методам самопомощи и саморегуляции, которые могут быть

использованы в ситуациях, если давление стресса максимальное или длительное.

Игра «Я сегодня вот такой...»

Мини-лекция «Модель управления стрессом Д. Гринберга. Позитивное мышление»

3Упражнение «Игры со стыдом» (М. Гулина)

Упражнение «Темперамент и стресс»

Упражнение «Тропа эмоций»

Мини-лекция «Как справиться со своими эмоциями» 20 мин

Упражнение «Тряпичная кукла» 15 мин

Упражнение «Вешалка» 15 мин

Рисуночное упражнение «Мой внутренний целитель» 25 мин

Упражнение «Нижнее дыхание» (из практики йоги) 5 мин

Упражнение «Полное дыхание» 5 мин

Упражнение «Рисунок по кругу»

Упражнение «Запомни 12 слов»

Упражнение «Термометр»

Упражнение «Вулкан»

Упражнение «Лицо релаксанта»

Упражнение «Кто самый спокойный?»

Упражнение «Цветное дыхание»

Упражнение «Расслабление через напряжение» Упражнение «Символ спокойствия»

Упражнение «Чего и тебе желаю»

Обратная связь и подведение итогов по всему тренингу


День первый.

Целью первого дня являлось: установление доверительных отношений; обучение умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям; способствовать сплочению участников и развить в группе отношения партнерства.

Первоначально с участниками проводилось знакомство и обсуждение правил тренинга, затем проводился цикл игр с перерывами.

В игре на знакомство «Презентация» участники делились на пары, каждая из которых, в течение 10 минут проводила взаимное интервью. Затем пары возвращались в круг и каждый представлял своего партнера.

После презентации, у того, кого представляли, спрашивали, все ли сказал докладчик и по желанию он добавлял информацию о себе.

В игре «Пересадка» 5 мин участники разминались посредством передвижения с места на место по цвету глаз, по цвету волос и т.д.

Игра «Запомни порядок!» была направлена на развитие наблюдательности. Участникам необходимо было построиться друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на участников, отворачивался и говорил, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Перерыв 15 мин

После перерыва проводилась мини лекция на тему «Стресс», в рамках которой рассматривалось само понятие «стресс», его фазы и способы его преодоления.

Затем была проведена мини-дискуссия, в рамках которой рассматривались плюсы и минусы стресса. Целью данной дискуссии являлось осознание деструктивных последствий стресса, а так же возможностей, связанных с раскрытием ресурсов личности, переживающей стресс.

В ходе дискуссии группы участников была на две подгруппы. Первая подгруппа в ходе группового обсуждения выявляла и записывала негативные последствия стресса, а другая - позитивные стороны стресса (чему мы учимся, преодолевая стресс, что мы можем узнать о себе и своих ресурсах, преодолевая трудные ситуации).

После того как группы справлялись с заданием, ее участники вступали в дискуссию, во время которой ответы-аргументы групп чередовались. Выигрывала та команда, которая находила максимальное количество аргументов в пользу защищаемой точки зрения.

Далее с участниками проводилось обсуждение. В ходе дискуссии наибольшее количество аргументов было найдено первой подгруппой. Тогда в обсуждение вступал тренер и объяснял, что несмотря на большое количество негативных последствий, которые были уже названы, данные последствия вызываются именно сильными, травматическими или хроническими стрессами. Как правило, ситуативные стрессы оказывают тонизирующий эффект на организм, активизируя внутренние ресурсы, тем самым повышая общую адаптацию к жизни.


После дискуссии с участниками была проведена мини-лекция «Фрустрация как форма психологического стресса», в рамках которой рассматривалось само понятие «фрустрация», ее группы, последствия ее воздействия через дезадаптивные формы поведения.

Целью следующей игры («Построиться по росту») являлось определение того, как фрустрация одной или нескольких потребностей человека оказывает воздействие на выбор им стратегии своего поведения.

В процессе упражнения группа вставала и внимательно смотрела друг на друга, затем участникам была предложена следующая инструкция: закрыть глаза, постараться в полной тишине и как можно быстрее построиться по росту.

Уже на первой минуте участниками был нарушен запрет на вербальное общение. Участники стали задавать вопросы, касающиеся местонахождения самых высоких участников. Со стороны ведущего постоянно исходила фраза: «Разговаривать нельзя» или «Играем молча».

После того как все выстроились, участники открывали глаза и смотрели на порядок расстановки.

Затем после проведенного упражнения всем участникам по кругу задавались следующие вопросы:

• Какая стратегия поведения была выбрана вами?

• Нарушали ли вы основные правила игры?

• Похожа ли эта игра на реальную жизненную ситуацию?

• Довольны ли вы своим поведением, что бы хотелось изменить?

• Что мешало вам быть более эффективным? И др.

Целью упражнения «Стресс в моей жизни» выступало обнаружение ситуаций, которые являлись стрессогенными для каждого участника тренинга, а так же осознание субъективности в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

Ведущим были заготовлены карточки, в которых были представлены различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами: увольнение с работы, полученная ребенком двойка, неожиданное известие об измене мужа (жены), несправедливая критика начальства и др.).

Затем в полной тишине и не показывая карточки друг другу, участники выстраивались в шеренгу. Каждый занимал то место, которое, на его взгляд, соответствовало силе воздействия указанного в карточке стрессора. В результате, первым в шеренге оказывался самый сильный стрессор. После того как все участники находили свое место в строю, ведущий просил обменяться информацией и, просортировав стрессоры теперь уже сообща, все участники снова выстраивались в шеренгу.

В ходе обсуждения группа обсуждала, с чем может быть связано изменение порядка расстановки участников, почему одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие - к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям.