ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2020

Просмотров: 1125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Положение феодалов.

В феодальных княжествах предшествующего периода дворцовое и собственно государственное управление было слабо расчленено, теперь же появились функциональные органы управления, отдельные от дворцового хозяйства. Формировался многоступенчатый слой служилых людей. Правительство Ивана III старалось возвысить великокняжескую власть над феодальной знатью. Особыми клятвенными грамотами бояр заставляли присягать на верность великому князю московскому. Последний стал налагать "опалы" на бояр, удаляя их от своего двора, и тем самым от высших ступеней, государственной службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать или расширять иммунитетные привилегии землевладельцев.

Поскольку объединительный процесс Альшиц Д.Н. Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990.С. 425 в России протекал в условиях прогрессирующих феодальных общественных отношений со свойственным им натуральным типом хозяйства, замедленного развития городов и товарно-денежных отношений, следы феодальной раздробленности еще долго сохранялись в политическом строе объединенной вокруг Москвы феодальной Руси. Феодалы располагали громадными богатствами, землями, промыслами, иногда небольшими городами.

Крупную феодальную организацию представляла собой церковь с системой суда и управления. Владения крупных светских феодалов пользовались иммунитетными привилегиями, благодаря чему феодалы располагали более или менее широкими судебно-административными правами по отношению к подвластному им населению, а нередко и своим войском, состоявшим из служилых людей-дворян. После смерти Ивана восстановились уделы в Московском княжестве, что являлось одним из проявлений прежней автономии. Во вновь формирующейся иерархии феодальных властителей единого Российского государства шла острая борьба группировок знати.

Новая система иерархии облекалась в форму местничества-порядка назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Высшее место в иерархии заняли потомки рюриковичей и выходцев из Литвы Гедиминовичей.

Развитие земельных отношений Ключевский В.О. Курс русской истории., Т.2 Лекция 22 стр.55 характеризовалось полным или почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Земли общин переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена. В то же время все более четко оформлялось вотчинное и поместное землевладение. Вотчина отличалась тем, что собственник обладал почти неограниченным правом на яке. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и распоряжаться ею: продавать, дарить, передавать по наследству. Вместе с тем, вотчина - условное землевладение. Так, например, князь мог отобрать вотчину у отъехавшего вассала.

Еще более условное землевладение - поместье. Оно давалось сеньором своим вассалам только на время службы как вознаграждение за нее. Поэтому распоряжаться землей помещик не мог.

Великокняжеский домен разделялся на земли чернотяглые и дворцовые. Они различались лишь по форме эксплуатации населявших эти земли крестьян и по организации управления ими. Дворцовые крестьяне несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями, дворцовой власти. Чернотяглые платили денежную ренту и подчинялись общегосударственным чиновникам. Земли домена постепенно раздавались великими князьями в вотчины и поместья.

Разрешенный в Юрьев день уход от помещика 

Режим заповедных лет 

Наказания и их цели

Содержание Указа

Жалованная грамота дворянству.

Жалованная грамота городам.

50 Учреждение о губерниях 1775г.

1. Общий обзор

Эти представители собирались раз в год для решения различных хозяйственных вопросов, а также для избрания из своего состава уездной земской управы, состоящей из председателя и двух членов. Уездная управа ведала всеми делами уезда в периоды между земскими заседаниями.

Так, с октября по декабрь 1917 г. были приняты:

Выводы и заключения

Перед советским государством стояли проблемы стабилизации денег, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. Государство, сохранившее командные высоты в экономике, применяло директивные и косвенные методы государственного регулирования, исходя из необходимости реализации приоритетов предтечи стратегического плана — ГОЭЛРО. В основе НЭП лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.

Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

В октябре 1928 года началось осуществление первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Хотя официально НЭП никто не отменял, к тому времени он был уже фактически свернут.

Юридически НЭП был прекращен только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.[7]

Выводы и заключения

Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров (экономистов, управленцев, производственников), то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие тех самых высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок.

Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла экономических показателей довоенных лет[источник не указан 748 дней]. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции.

Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки».

86

87

Конституционное строительство в советский период истории России (СССР) - особая веха в истории отечественного конституционализма. Думается, что все советские конституции представляют интерес как взаимосвязанный процесс советского конституционного строительства. Обозначим его основные тенденции.


ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ПОСТРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

30 марта 1918 года Пленум ЦК РКП (б) по инициативе В.И. Ленина рекомендовал ВЦИК образовать комиссию для подготовки проекта первой Конституции РСФСР, с тем чтобы представить его на утверждение V Всероссийского съезда Советов. Председателем комиссии был избран Я. Свердлов, а секретарем В. Аванесов.

Поскольку в состав комиссии входили не только большевики, но и представители других политических партий, принимавших участие в революции, в частности, левые эсеры, левые коммунисты, эсеры-"максималисты", то разгорелась острая идейно-теоретическая борьба. Она касалась коренных, принципиальных вопросов: о диктатуре пролетариата, демократическом централизме, пролетарском интернационализме, о будущей форме государственного устройства.

Все споры завершились принятием 10 июля 1918 года на V-м Всероссийском съезде Советов первой советской Конституции.

Она состояла из шести разделов:

1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2. Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

3. Конструкция Советской власти;

4. Активное и пассивное избирательное право;

5. Бюджетное право;

6. О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Всего в Конституции было 17 глав, а в них 90 статей.

В первом разделе была юридически закреплена победа социалистической революции, отмечено, что вся власть в центре и на местах принадлежит Советам. В ст. 2 говорилось о новом государственном устройстве. РСФСР - это федерация советских национальных республик, созданная на основе свободного и добровольного союза.

Во втором разделе определялось, что верховная власть в РСФСР принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами - ВЦИК. В соответствии с принципами советской федерации "Общие положения" Конституции устанавливали также основы советской автономии, отмечалось равноправие граждан, провозглашалась свобода совести, свобода собраний и союзов, а также право на полное, всестороннее и бесплатное образование.

Конкретно-исторические условия того периода не позволяли гарантировать право на труд, это право появится лишь в последующих конституциях. Зато в первой Конституции была отмечена обязанность всех граждан трудиться: "Не трудящийся да не ест!".

Конституция признала обязанностью граждан защиту Отечества, в связи с чем установила принцип всеобщей воинской повинности. Однако почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся, а нетрудовые элементы должны были исполнять иные военные обязанности.

Третий раздел посвящен вопросам организации и деятельности государственного аппарата, с низовых звеньев до Всероссийского съезда Советов. На основе анализа государственной практики первых месяцев Советской власти были определены основные задачи деятельности каждого звена государственного аппарата, установлен порядок взаимоотношений низовых звеньев с центром на основе принципа демократического централизма.


Важным был четвертый раздел, установивший новую избирательную систему. Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских Советов (из расчета один депутат на 25 тысяч избирателей) и представителей губернских съездов Советов (по расчету один депутат на 125 тысяч жителей). Но здесь искусственно закреплялось преимущество рабочего класса как инициатора социалистической революции в России.

Имелись и другие ограничения. Не могли избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома и некоторые другие категории.

Такого рода ограничение по субъектам охватывало незначительный процент населения. Основная масса населения России впервые получила право избирать и быть избранным в Советы с восемнадцатилетнего возраста независимо от вероисповедания, национальности, оседлости. Впервые в голосовании стали принимать участие женщины. Своеобразием отличалась и процедура голосования. Выборы были не прямые, а многостепенные и проводились открытым голосованием. Многостепенность или многоступенчатость выборов объяснялась с классовых позиций. Такой политический фильтр позволял сформировать послушный электорат и очистить государственный аппарат от буржуазных элементов.

Пятый раздел посвящен бюджетному праву. Отмечалось, что государственные доходы и расходы РСФСР объединяются в общегосударственном бюджете. Всероссийский съезд Советов или ВЦИК определяют, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов.

Последний, шестой раздел Конституции утверждал новые символы государства - герб и флаг.

Значение Конституции РСФСР 1918 года состояло в том, что она послужила образцом для государственного строительства в других советских республиках. В 1919-1922 гг. были приняты конституции в Белоруссии, на Украине, в Азербайджане, Грузии, Армении.

Была ли Конституция 1918 года демократичной или нет? Это предмет спора ученых до сих пор.

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 Г.

Принятие новой Конституции СССР 1924 года было вызвано прежде всего созданием в декабре 1922 года нового союзного государства, закреплением новых федеративных отношений и изменением системы высших органов власти и управления. В декабре 1922 РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В сентябре 1924 года в него вошли Хорезмская и Бухарская республики.


Конституция СССР состояла из двух разделов, 11 глав, 72 статей. Однако она не содержала общих положений о принципах общественного и государственного строя, целях и задачах государства диктатуры пролетариата, правах и обязанностях граждан, основах избирательной системы. Все эти вопросы нашли место в Конституциях союзных республик. В РСФСР такая Конституция была принята в 1925 году. Конституция СССР 1924 года отрицала принцип разделения властей и закрепляла неравноправие различных социальных групп в избирательных правах, отдавая предпочтение рабочему классу.

88

В 1921 г. X съезд партии запретил создание фракций внутри партии, чтобы избежать ее раскола (резолюция «О единстве партии»). В 1924 г. умер Ленин. Началась борьба за власть между его преемниками, и до конца 20-х гг. управление страной было коллективным. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин при поддержке Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева вывел из Политбюро Л. Д. Троцкого, в союзе с А. И. Рыковым, Н. И. Бухариным, М. П. Томским одолел Зиновьева и Каменева, а затем, опираясь на С. М. Кирова, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотс-ва, избавился от прежних союзников. Кроме того, в 1929-1930,1933 и 1935-1936 гг. проводились чистки, призванные изгнать из партии тех, кто не мог или не хотел проводить сталинскую линию.

Ещё в 20-е гг., несмотря на прекращение «красного террора» 1918-1921 гг., репрессии против инакомыслящих продолжались (их проводили органы ГПУ). К концу 20-х гг. они начинают набирать силу. В 1928 г. проходит процесс по сфабрикованному Шахтинскому делу, в 1930—аналогичные процессы Трудовой и Крестьянской партий. Провалы внутренней политики списывались на вредительство. В 20-е гг. создается система лагерей (ГУЛАГ). В 1937-1938 гг. погибло большинство высших руководителей партии (Бухарин, Рыков, Зиновьев, Каменев и др.) и армии (Тухачевский, Егоров, Уборевич и др.), сотни тысяч простых людей, окончательно укрепилась власть Сталина. Исполнители террора во главе с наркомом внутренних дел СССР Н. И. Ежовым были расстреляны, на них же списали вину за «перегибы».

Принятая в 1936 г. конституция провозглашала демократические свободы (отсутствовали, однако, свобода собственности, многопартийность и др.), на практике они грубо нарушались.

Тоталитарная система подразумевала:

  1. Однопартийность и всевластие правящей партии.

  2. Подавление прав и свобод, всеобщая слежка.

  3. Репрессии.

  4. Отсутствие разделения властей.

  5. Охват граждан массовыми организациями.

  6. Почти полное огосударствление экономики (специфика СССР).

89

В 1927 г. XV съезд партии принял решение о проведении коллективизации. Ее начало подхлестнули трудности с хлебом в 1928 г. Введение коллективных хозяйств (колхозов) упростило принудительный сбор зерна с крестьян. «Сплошная» коллективизация началась в 1929 г. Государство стало повышать налоги на единоличников. К вступлению в колхоз крестьян призывали рабочие, специально отправленные в деревню (25- и 30-тысячники). Крестьянам обещали трактора для обработки земли, но дали их лишь в 1931 г. Кулаков и тех, кто их поддерживал («подкулачников»), раскулачивали —лишали имущества и высылали. При создании колхозов общими часто делали даже кур, огороды и др. Чтобы не сдавать скот в колхозы, крестьяне забивали его. Бухарин, Рыков, Томский, возражавшие против чрезмерного давления на крестьян, были обвинены в «правом уклоне» и выведены из Политбюро.

В январе 1930 г. коллективизацию решили провести быстрее, в 1-2 года. Но сопротивление крестьян побудило И. В. Сталина сбавить темпы. В статье «Головокружение от успехов» он обвинил местные власти в перегибах. Селянам стали оставлять приусадебные участки, часть скота, птицу. Для помощи колхозам создавались машинно-тракторные станции (МТС). Многие колхозы распались. Но в целом коллективизация продолжалась. В 1933 г. страну поразил голод. Были введены паспорта для крестьян, без них они не могли передвигаться по стране. За кражу колхозного имущества карали вплоть до расстрела. В 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников принял Примерный Устав сельскохозяйственной артели. Формально колхозы считались кооперативами, т. е. общественными организациями. Посему колхозникам не полагалась пенсия. Они подвергались жестокой эксплуатации. Политика грубой эксплуатации и незаинтересованность крестьян в труде привели к упадку сельского хозяйства.


90

Закон о трёх колосках» (также закон "семь восьмых", или "закон от седьмого-восьмого") — принятое в исторической публицистике наименование Постановления ЦИК иСНК СССР от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», принятого по инициативе[1] Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина

Закон "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности" принят совместным постановлением ЦИК СССР и Совнаркома СССР от 7 августа 1932 года. Также известен как "Закон о колосках", "закон о трех колосках" и "закон "семь восьмых" (из-за даты принятия).

Инициатором закона был лично И.В. Сталин.

За хищение колхозного и кооперативного имущества, хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте закон предусматривал расстрел с конфискацией имущества, который, при смягчающих обстоятельствах мог быть заменен на лишение свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества. В качестве "меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких элементов" предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с заключением в "ГУЛАГ". Осужденные по этому закону не подлежали амнистии.

Закон часто применялся в случаях, не представлявших никакой социальной опасности. Например, название "закон о колосках" он получил из-за того, что по нему осуждались крестьяне, занимавшиеся срезкой неспелых колосьев зерновых колхозного или совхозного поля и их присвоением.

Всего, по некоторым сведениям, по закону за 1932—1939 гг. было осуждено 183 000 человек.

Закон подписали Калинин, Молотов, и Енукидзе.

92

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах — государственную и колхозно-кооперативную.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

  • всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

  • право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни;

  • свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.