ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2020

Просмотров: 1124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Положение феодалов.

В феодальных княжествах предшествующего периода дворцовое и собственно государственное управление было слабо расчленено, теперь же появились функциональные органы управления, отдельные от дворцового хозяйства. Формировался многоступенчатый слой служилых людей. Правительство Ивана III старалось возвысить великокняжескую власть над феодальной знатью. Особыми клятвенными грамотами бояр заставляли присягать на верность великому князю московскому. Последний стал налагать "опалы" на бояр, удаляя их от своего двора, и тем самым от высших ступеней, государственной службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать или расширять иммунитетные привилегии землевладельцев.

Поскольку объединительный процесс Альшиц Д.Н. Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990.С. 425 в России протекал в условиях прогрессирующих феодальных общественных отношений со свойственным им натуральным типом хозяйства, замедленного развития городов и товарно-денежных отношений, следы феодальной раздробленности еще долго сохранялись в политическом строе объединенной вокруг Москвы феодальной Руси. Феодалы располагали громадными богатствами, землями, промыслами, иногда небольшими городами.

Крупную феодальную организацию представляла собой церковь с системой суда и управления. Владения крупных светских феодалов пользовались иммунитетными привилегиями, благодаря чему феодалы располагали более или менее широкими судебно-административными правами по отношению к подвластному им населению, а нередко и своим войском, состоявшим из служилых людей-дворян. После смерти Ивана восстановились уделы в Московском княжестве, что являлось одним из проявлений прежней автономии. Во вновь формирующейся иерархии феодальных властителей единого Российского государства шла острая борьба группировок знати.

Новая система иерархии облекалась в форму местничества-порядка назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Высшее место в иерархии заняли потомки рюриковичей и выходцев из Литвы Гедиминовичей.

Развитие земельных отношений Ключевский В.О. Курс русской истории., Т.2 Лекция 22 стр.55 характеризовалось полным или почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Земли общин переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена. В то же время все более четко оформлялось вотчинное и поместное землевладение. Вотчина отличалась тем, что собственник обладал почти неограниченным правом на яке. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и распоряжаться ею: продавать, дарить, передавать по наследству. Вместе с тем, вотчина - условное землевладение. Так, например, князь мог отобрать вотчину у отъехавшего вассала.

Еще более условное землевладение - поместье. Оно давалось сеньором своим вассалам только на время службы как вознаграждение за нее. Поэтому распоряжаться землей помещик не мог.

Великокняжеский домен разделялся на земли чернотяглые и дворцовые. Они различались лишь по форме эксплуатации населявших эти земли крестьян и по организации управления ими. Дворцовые крестьяне несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями, дворцовой власти. Чернотяглые платили денежную ренту и подчинялись общегосударственным чиновникам. Земли домена постепенно раздавались великими князьями в вотчины и поместья.

Разрешенный в Юрьев день уход от помещика 

Режим заповедных лет 

Наказания и их цели

Содержание Указа

Жалованная грамота дворянству.

Жалованная грамота городам.

50 Учреждение о губерниях 1775г.

1. Общий обзор

Эти представители собирались раз в год для решения различных хозяйственных вопросов, а также для избрания из своего состава уездной земской управы, состоящей из председателя и двух членов. Уездная управа ведала всеми делами уезда в периоды между земскими заседаниями.

Так, с октября по декабрь 1917 г. были приняты:

Выводы и заключения

Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. В конституции было положение о невозможности учреждения единоличной президентской власти и создание «коллективного президента» в лице Президиума Верховного Совета, предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывает оказанное им доверие.

Правительство страны сохраняло своё название — Совет народных комиссаров СССР (в 1946 году переименовано в Совет министров СССР). СНК являлся высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

93

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах — государственную и колхозно-кооперативную.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

  • всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

  • право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни;

  • свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.

Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями — Президиум Верховного Совета СССР. В конституции было положение о невозможности учреждения единоличной президентской власти и создание «коллективного президента» в лице Президиума Верховного Совета, предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывает оказанное им доверие.


Правительство страны сохраняло своё название — Совет народных комиссаров СССР (в 1946 году переименовано в Совет министров СССР). СНК являлся высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

94

Основным правовым документом, служившим для регулирования всех сфер общественной деятельности в Советском государстве, ко времени начала Великой Отечественной была Конституция СССР 1936г. с различными поздними дополнениями к ней. Законы и указы Конституции обеспечивали нормальное существование и функционирования Советского государства в мирное время. Однако, после вероломного, неожиданного и подлого наступления фашисткой Германии без объявления войны, нарушившего пакт о ненападении 1939г. История государства и права России. Учебник/Под ред. Ю.П. Титова. - М.Проект 2002. -416с., Советское правительство понимала необходимость перевода всех граней социальной жизни на новый лад и ведение новой внутренней и внешней политики отвечающей условиям военного времени. В Великую Отечественную войну указы государственных правотворческих органов продолжали выступать в качестве важнейшего сред-ства проведения в жизнь политики Советского государства, служили средством реализации его функций. Изменение общественных отношений, определялись главным образом военными обстоятельствами, преследовали главную цель - добиться скорейшей победы над врагом. Советское право в целом и каждая его отрасль играли важную роль в мобилизации потенциала страны для отпора агрессору, в укреплении дисциплины и соблюдении правопорядка. Вся правостроительная деятельность Советского государства была подчинена решению проблем военного времени.

Положения военного времени дали толчок для изменения и дополнения советского законодательства, которые зачастую были радикальными и чрезвычайными. В первую очередь это относилось к правовому регули-рованию вопросов, связанных с введением военного положения, а в ряде местностей, где возникала угроза захвата территории, - даже осадного положения. Это был особый правовой режим, предусматривавший значительное расширение полномочий военных властей, расширение круга дел, подсудных военным трибуналам, применение чрезвычайных мер по обеспечению государственной безопасности, охране общественного порядка и укреплению обороноспособности, а также решавший другие задачи, необходимые для победы над мощным врагом. Когда враг подошел к Москве и возникла угроза ее захвата, Государственный Комитет Обороны 19 октября 1941 г. принял постановление о введении с 20 октября 1941 г. в Москве и прилегающих к городу районах осадного положения в целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепления тыла войск, защищавших Москву, а также пресечения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других агентов немецкого фашизма. Согласно этому постановлению воспрещалось всякое уличное движение, как отдельных лиц, так и транспорта с 12 ч ночи до 5 ч утра, нарушители порядка должны были немедленно привлекаться к суду военного трибунала, провокаторы, шпионы и прочие агенты врага, призывавшие к нарушению порядка, расстреливались на месте и т.д. Советское государство исходило из указания Ленина о том, что «раз война оказалась неизбежной - все для войны, и малейшая распущенность и недостаток энергии должны быть караемы по законам военного времени».


95


В годы войны возникла проблема увеличение всех видов преступлений, борьба с которыми имела большое значение для решения и основной задачи - разгрома врага. Действовали довоенные нормы уголовного права, но появились и новые, вызванные военной обстановкой. Так, распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. гласил, что за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержавших государственную тайну, виновные должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Был издан ряд нормативных актов по усилению наказания за хищение социалистической собственности. Уголовная ответственность стала применяться за действия, ранее наказуемые в административном порядке, в это время усиливалась и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

Появляется общая тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного Кодекса (о спекуляциях, хищениях и др.). Для уголовного права характерно более использование принципа аналогии и возмездия как одной из целей наказания.

В 1943 г. 2 мая была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформирова-нию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943г. вводились новые виды наказаний в советское уголовное право - смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. В это время было проведено ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.

Советское государство правовым регулированием добивалась скорейшей победы над врагом. Изменения в праве были направлены на помощь и поддержку военнослужащих и их семей, решение проблема беспризорности, материальное стимулирование рождаемости и воспитания детей как своих, так и усыновлённых, укрепление брачных отношений, обеспечение продовольствием и сырьём советского народа, фронта, промышленности, решение проблемы повышения преступности и т.д. Гражданским свободе и праву пришлось иступить интересам государства в победе над врагом, законы, принятые военными начальниками, не подвергались обсуждения и выполнялись беспрекословно. Такие меры частичного решения свободы можно оправдать сложными обстоятельствами военного времени.


96


Для обеспечения безостановочной работы предприятий, замены работников, ушедших в вооруженные силы, для проведения оборонных, строительных работ, заготовок топлива, восстановления транспорта, охраны военных объектов, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д. вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленных работ. Указом от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР как для всех рабочих и служащих предприятий, так и для отдельных цехов, участков и групп, рабочих и служащих (кроме беременных женщин, начиная с шестого месяца беременности, а также женщин, кормящих грудью, - в течение шести месяцев кормления) обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 ч в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 ч в день. Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска, за исключением отпусков работника до 16 лет, в случае болезни, по беременности и родам. Они были заменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих.

Для обеспечения рабочими руками важнейших, работавших на нужды обороны, предприятий, строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и строительстве. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, а женщины - от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. От мобилизации освобождались лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, которые подлежали призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, согласно контингентам, устанавливаемым СНК СССР, а также женщины, имевшие грудных детей или детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивавших уход за ними; учащиеся высших и средних учебных заведений. Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности - к принудительным работам по месту жительства на срок до 1 года. Для выполнения временных, неотложных работ постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г. предусматривалась возможность привлечения граждан к трудовой повинности (помимо стихийных бедствий, пожаров и т.д.) для оборонных работ, заготовки топлива и т.д. на срок до двух месяцев.


Государство предоставляло льготы инвалидам Великой Отечественной войны, которые по временной нетрудоспособности получали пособие в размере полного заработка независимо от стажа работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. была учреждена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".


97

Изменения государственного строительства требова-

ли и перестройки правовой системы. Действовавшие нор-

мы устарели, не соответствовали новой экономической

и политической обстановке и отставали от развития госу-

дарства и общества.

Ключевые моменты кодификации:

перестраивалась, обновлялась и кодифицировалась

вся правовая доктрина и все отрасли права, а не отдель-

ные правовые нормы;

своеобразность советского государства исключала

возможность использования зарубежной правовой тео-

рии и практики, что обусловило необходимость проведе-

ния собственных правовых разработок, основой которого

было марксистско-ленинское учение о государстве и пра-

ве;

длительная подготовка кодификации положительно

отразилась на качестве вновь создаваемых правовых

норм, которых отличала высокая юридическая техника,

логичность построения, при их создании учитывались об-

щественно-политические, социальные и другие условия;

демократизация государственного управления поло-

жительно повлияла на условия кодификации - к обсужде-

нию правовых проблем привлекались советские юристы,

обществоведы и другие специалисты и практики, склады-

валась профессиональная юридическая школа, развива-

лась юридическая наука.

98Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные люди; смена составов происходила на каждом новом этапе «перестройки». Было признано необходимым вновь восстановить роль советов, как органов власти, которую присвоили себе партийные органы, однако руководящая роль партии при этом сохранялась.

В июне 1988 г. 19-я партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г. Был принят блок законов, реформирующих политическую систему государства: закон «Об изменениях и дополнениях в Конституцию СССР», закон «О выборах» и законы «О статусе народного депутата».

По образцу конституции 1918 г. Была восстановлена двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов СССР (высший орган государственной власти; наряду с депутатами от территориальных и национальных избирательных округов в него стали входить и депутаты от общественных организаций) и Верховный Совет народных депутатов (постоянно действующий двухпалатный законодательный орган, который выбирался из депутатов съезда; обладал широкими полномочиями: контрольными, распорядительными). Верховный Совет состоял из Совета Союза, рассматривавшего вопросы, имевшие общее для всей страны значение, и Совета Национальностей, который рассматривал вопросы межнациональных отношений.