ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.08.2020
Просмотров: 1183
Скачиваний: 2
Таким образом, расширилось представительство различных общественных групп. Кроме того, создавался комитет конституционного надзора, имевший право проверить правовые акты на соответствие Конституции; был значительно расширен круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы; власть сконцентрировалась в руках Верховного Совета, ограничив роль КПСС; было проведено чёткое разграничение полномочий между союзными и республиканскими органами власти, расширились права республик; сузились полномочия министерств и ведомств. Кроме того, учреждался пост президента СССР, наделённого широкими полномочиями. Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министра. В марте 1990 г. На пост Президента был избран генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв.
19-я партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу, и осудила административно-командный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан. В 198801990 гг. В развитие этих положений принимается ряд указов и законов: «О порядке организации и проведения собраний, уличных шествий и демонстраций», «О прессе и средствах массовой информации», «О въезде и выезде из СССР», «Об общественных организациях» и др. Таким образом, подчёркивались приоритет права и принцип разделения властей. Эти преобразования предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса .
99
Конституция СССР 1977 года — основной закон СССР, принятый 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма»
онституция СССР 1977 - вошла в историю как "Конституция развитого социализма" (чаще называют - "Брежневская"). Была принята на внеочередной сессии ВС СССР девятого созыва 7 ОК 1977. Конституциясостояла из преамбулы (введения), девяти разделов, 21 главы, 174 статей. В преамбуле в обобщённом виде был оценён исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после победы Октябрьскойреволюции, дана характеристика советского общества как "развитого социалистического общества, какзакономерного этапа на пути к коммунизму".В разделе I "Основы общественного строя и политики СССР" были закреплены общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. В разделе I в первой гл."Политическая система" зафиксировано, что СССР "есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны". В ст.6 раздела I законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества.
Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и др.массовых общественных организаций. В гл.второй "Экономическая система" было зафиксировано, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средствапроизводства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. В третьей гл."Социальное развитие и культура" определялось, что социальной основой СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В разделе II Конституции "Государство и личность" содержались права и свободы граждан. Полностью сохранив права и свободы, гарантированные советскому народу Конституцией 1936, новая Конституция расширила перечень прав и свобод советских граждан. В частности, к числу политических прав и свобод были добавлены: право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; право насудебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имуществои др. Раздел III Конституции был посвящен национально-государственному устройству СССР. В нём были сохранены принципы федеративного устройства СССР. Новая Конституция усиливала гарантию правсуверенных республик. Конституция закрепила широкие права за депутатами Советов, являвшихся "полномочными представителями народа в Советах народных депутатов"
100
В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:
центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов[4], каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
авторитарный характер советского общества, в частности гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции);[источник не указан 45 дней]
растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием, особенно в эпоху застоя и Перестройку, и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;
диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);
кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;
неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);
снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;
моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;
Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в у
Оценки распада СССР неоднозначны.
Противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее. «Проигравший не проиграл… проигравший не считает, что проиграл… и не ведёт себя так, как потерпевший поражение с самого 1991 года», — сказал бывший командующий стратегическими ядерными силами США генерал Юджин Хабигер в интервью, показанном в телепередаче «Репетиция конца света» канала CNN[56].
По мнению обозревателя The New Times, «язык очень тонко чувствует общественные настроения: в России мало кто говорит о „распаде“, у нас словесным клише стал „развал СССР“»[57].
25 апреля 2005 года Президент России В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил:
Первый президент России Б. Н. Ельцин в 2006 г. подчёркивал неизбежность распада СССР и отмечал, что, наряду с отрицательными, нельзя забывать о его положительных сторонах:— [59]
Аналогичное мнение неоднократно высказывал и бывший председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, отмечавший, что гордится своим участием в подписании Беловежских соглашений, которые оформили фактически состоявшийся к концу 1991 года распад СССР.[59][61]
В октябре 2009 года в интервью[62] с главным редактором Радио «Свобода» Людмилой Телень первый и единственный президент СССР М. С. Горбачёв признал свою ответственность за развал СССР:
Согласно данным шестой волны регулярных международных опросов населения в рамках программы «Евразийский монитор», о распаде Советского Союза сожалеют 52% опрошенных жителей Белоруссии, 68% — России и 59% — Украины; не сожалеют, соответственно, 36%, 24% и 30% респондентов; 12%, 8% и 11% затруднились ответить на этот вопрос[59].