ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.08.2020

Просмотров: 1120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Положение феодалов.

В феодальных княжествах предшествующего периода дворцовое и собственно государственное управление было слабо расчленено, теперь же появились функциональные органы управления, отдельные от дворцового хозяйства. Формировался многоступенчатый слой служилых людей. Правительство Ивана III старалось возвысить великокняжескую власть над феодальной знатью. Особыми клятвенными грамотами бояр заставляли присягать на верность великому князю московскому. Последний стал налагать "опалы" на бояр, удаляя их от своего двора, и тем самым от высших ступеней, государственной службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать или расширять иммунитетные привилегии землевладельцев.

Поскольку объединительный процесс Альшиц Д.Н. Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990.С. 425 в России протекал в условиях прогрессирующих феодальных общественных отношений со свойственным им натуральным типом хозяйства, замедленного развития городов и товарно-денежных отношений, следы феодальной раздробленности еще долго сохранялись в политическом строе объединенной вокруг Москвы феодальной Руси. Феодалы располагали громадными богатствами, землями, промыслами, иногда небольшими городами.

Крупную феодальную организацию представляла собой церковь с системой суда и управления. Владения крупных светских феодалов пользовались иммунитетными привилегиями, благодаря чему феодалы располагали более или менее широкими судебно-административными правами по отношению к подвластному им населению, а нередко и своим войском, состоявшим из служилых людей-дворян. После смерти Ивана восстановились уделы в Московском княжестве, что являлось одним из проявлений прежней автономии. Во вновь формирующейся иерархии феодальных властителей единого Российского государства шла острая борьба группировок знати.

Новая система иерархии облекалась в форму местничества-порядка назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Высшее место в иерархии заняли потомки рюриковичей и выходцев из Литвы Гедиминовичей.

Развитие земельных отношений Ключевский В.О. Курс русской истории., Т.2 Лекция 22 стр.55 характеризовалось полным или почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Земли общин переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена. В то же время все более четко оформлялось вотчинное и поместное землевладение. Вотчина отличалась тем, что собственник обладал почти неограниченным правом на яке. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и распоряжаться ею: продавать, дарить, передавать по наследству. Вместе с тем, вотчина - условное землевладение. Так, например, князь мог отобрать вотчину у отъехавшего вассала.

Еще более условное землевладение - поместье. Оно давалось сеньором своим вассалам только на время службы как вознаграждение за нее. Поэтому распоряжаться землей помещик не мог.

Великокняжеский домен разделялся на земли чернотяглые и дворцовые. Они различались лишь по форме эксплуатации населявших эти земли крестьян и по организации управления ими. Дворцовые крестьяне несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями, дворцовой власти. Чернотяглые платили денежную ренту и подчинялись общегосударственным чиновникам. Земли домена постепенно раздавались великими князьями в вотчины и поместья.

Разрешенный в Юрьев день уход от помещика 

Режим заповедных лет 

Наказания и их цели

Содержание Указа

Жалованная грамота дворянству.

Жалованная грамота городам.

50 Учреждение о губерниях 1775г.

1. Общий обзор

Эти представители собирались раз в год для решения различных хозяйственных вопросов, а также для избрания из своего состава уездной земской управы, состоящей из председателя и двух членов. Уездная управа ведала всеми делами уезда в периоды между земскими заседаниями.

Так, с октября по декабрь 1917 г. были приняты:

Выводы и заключения


Во главе губернии стоял губернатор. Коллегиальными органом управления на уровне губернии было губернское правление. Губернатору помогал вице-губернатор, который возглавлял казенную палату. Также в каждой губернии существовал приказ общественного призрения, который занимался делами здравоохранения, образования. В состав губернского правления входили генерал-губернатор, губернатор, вице-губернатор, губернский прокурор и советники. Губернское правление обладало административной и судебной компетенцией. Казенная палата, возглавляемая вице-губернатором, отвечала за губернскую казну, казенные предприятия, надзирала за частными предприятиями на территории данной губернии, т.е. выполняла на губернском уровне функции упраздненных в ходе реформы Мануфактур-коллегии, Коммерц-коллегии и Берг-коллегии.


Городом руководил городничий.


Уездом руководил земский исправник (капитан-исправник). На уездном уровне был создан нижний земский суд - орган уездного управления. Земский исправник (являвшийся председателем нижнего земского суда) и заседатели нижнего земского суда избирались уездным дворянством.


Губернская реформа 1775 разделяет администрацию и суд. Суд стал сословным: выделяются дворянские, мещанские, крестьянские суды. Отдельно функционировала система церковных судов. Судами первого (уездного) звена были соответственно: для дворян - уездный суд; для мещан - городской магистрат; для крестьян - нижняя расправа. Судами второго (губернского) звена были соответственно: для дворян - верхний земский суд; для мещан - губернский магистрат; для крестьян - верхняя расправа. Всесословной губернской апелляционной инстанцией являлись палата гражданского суда и палата уголовного суда (фактически они, как и Сенат, состояли исключительно из дворян). Высшей судебной имперской апелляционной инстанцией являлся Правительствующий Сенат. Указанным крестьянским судам были подсудны дела только относительно государственных крестьян, частновладельческих крестьян судили их помещики, кроме уголовных дел, которые для всех крестьян рассматривались государственными судами. В связи с указанными преобразованиями была ликвидирована Юстиц-коллегия. Сословные уездные и губернские суды избирались представителями соответствующих сословий. Основным источником процессуального права было объявлено Соборное Уложение 1649.


Как уже было указано, были ликвидированы Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия (их заменили губернские казенные палаты), Юстиц-коллегия (ее заменили губернские палаты уголовного и гражданского суда). Другие коллегии (кроме Военной коллегии и Коллегии иностранных дел) также ликвидировались. Ликвидировали также Главную полицию, размещавшуюся в Санкт-Петербурге, также передав полицейские функции и полномочия на губернский уровень.



Была создана губернская прокуратура, губернские прокуроры входили в состав губернских правлений. Губернскому прокурору помогали губернские стряпчие, в уездах ему подчинялись уездные стряпчие. Губернскому прокурору также подчинялись прокурор верхнего земского суда, прокурор губернского магистрата, прокурор верхней расправы. Губернские прокуроры надзирали за деятельностью всех судов и прочих государственных органов и должностных лиц губернии (кроме генерал-губернатора и губернатора). Губернские прокуроры подчинялись непосредственно генерал-губернатору империи.

51

В 1802 Александр I своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия, коллегии были заменены министерствами, точнее сначала коллегии были подчинены соответствующим министрам.


Были учреждены следующие министерства:


1. Министерство военных сухопутных сил.


2. Министерство военных морских сил.


3. Министерство иностранных дел.


4. Министерство внутренних дел (впервые).


5. Министерство юстиции. Первым министром юстиции России стал Г.Р. Державин. Министр юстиции теперь по должности становится генерал-прокурором Сената.


6. Министерство финансов.


7. Министерство коммерции.


8. Министерство народного просвещения (впервые).


В 1810-х гг. существовало также Министерство полиции.


Также в 1802 для координации деятельности министерств был учрежден Комитет министров, чем были значительно урезаны функции Сената.


В 1810 Александр I одобрил подготовленное М.М. Сперанским Общее учреждение министерства. В 1812 Александр I одобрил подготовленное М.М. Сперанским Положение о Комитете министров. Данные акты являлись регламентами деятельности соответственно любого из министерства и Комитета министров.

52

 Первой попыткой реформы сверху является проект реформ Сперанского М. М.,  который должен был закончиться двумя главными результатами – первой российской конституцией и отменой крепостного права. Но из-за наступающей войны с Наполеоном Александр I не решился на преобразования и сослал Сперанского М. М. 
Второй попыткой преобразований была предпринята Александром I  в начале 20-х годов. Н. Н. Новосильцев, один из старинных друзей и сподвижников императора, разработал ряд засекреченных документов. По ним предполагалось личное освобождение крестьян и наделение их небольшим количеством земли.                Александр I собирался объявить коренные реформы не в своей столице,                          где был сосредоточен аппарат  государя, а подальше от нее, в Варшаве. “Невидимый” и тем особенно страшный бюрократический аппарат имел на царя давление. 
Одновременно с проектом Новосильцева, тоже тайно, разрабатываются два проекта “революции сверху”: республиканский и конституционный,  составленные декабристами П. И. Пестелем и Н. М. Муравьевым соответственно. Они предполагали обязательное освобождение крестьян, наделение их землей и создание российской республики,                в первом случае, и конституционной монархии – во втором. Декабристы хотели провести реформу после свержения самодержавия, но не смогли даже противостоять ему. 
Император и просвещенная молодежь в тайне друг от друга одновременно готовили проекты одной и той же реформы. Вот бы им объединиться. Но нет. Пестеля,       рвавшегося высказать свои мысли императору, отговорили соратники. Александру I следовало бы решительно опереться на молодых офицеров, использовать их высокий патриотизм, их просвещенный, свободный дух, жажду улучшать дела в своем отечестве. Но он не увидел их. Не сбылось, не могло сбыться. Правители выигрывают,             находя широкую, активную, интеллигентную, инициативную опору, и проигрывают, если не находят её. 
После того как Александр I не решился, а декабристы не сумели, Николай I,             бес сомнения, некоторое время пытался взять на себя роль “революционера сверху”.     Он действительно, а не на словах, предполагал провести ряд реформ, в их числе главную – отмену крепостного права. Десятки проектов, 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу! Не получилось. Не получилось у Николая I прежде всего из-за сильного и все нарастающего эгоистичного звериного сопротивления аппарата, высшей бюрократии. 
Затягивание, бюрократические комиссии, изобретение проектов заранее неосуществимых, - этими и многими другими способами владели сановники,           топившие все антикрепостнические проекты. 
Не получилось ни у Екатерины II, ни у Александра I, ни у Николая  I. Не получилось из-за сопротивления правящего класса, не желавшего отпускать крестьян, проводить какие-либо коренные преобразования. 


53

Развитие гражданского права проходило на основе кодификации старых форм права, что не могло не повлиять на характер этой отрасли: сохранились элементы сословного неравенства, ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещалось выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Крестьяне, не имевшие торговых свидетельств и недвижимой собственности, не могли выдавать векселя. Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц, еврейского и польского населения.


Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжало существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений, полностью изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде.


В сфере гражданского права широко применялись местные обычаи и традиции, уровень юридической техники был невысоким, что отразилось на терминологии: юридическое лицо определялось как "сословие лиц", сервитут - "право участия частного", правоспособность и дееспособность не разграничивались.


Право собственности определялось следующим образом: "Собственность есть власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно" (ч.1, т.X Свода законов Российской империи). Право собственности могло быть приобретено путем дарения, пожалования, выдела, завещания, наследования, приращения, присоединения, смешения вещей, переработки, мены, купли-продажи, других договоров и обязательств, вследствие давности "спокойного, бесспорного и непрерывного" владения в течение 10 лет, оккупации (для движимых вещей).


По Своду законов Российской империи залоговое право относилось к вещным правам, но имело ряд особенностей, в 1800 был издан специальный Банкротский устав.


В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из деликта (причинения вреда и недозволенных действий).


Среди договоров выделялись договор мены, договор купли-продажи, договор запродажи (фьючерсный договор), договор имущественного найма (аренды), договор поставки, договор подряда, договор займа (не более 6% годовых), договор ссуды имущества (безвозмездное временное разрешение пользоваться имуществом), договор личного найма.


Широкое распространение получил договор товарищества, предусматривались полное товарищество, товарищество на вере (по вкладам), товарищество по участкам (компания на акциях - прототип акционерного общества), трудовое товарищество (артель).

55


По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845, преступление определяется как противоправное виновное деяние (т.е. как сейчас). Однако не было установлено четкого разграничения между преступлением и проступком. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 определяются также формы вины, условия освобождения от уголовной ответственности (такие как несовершеннолетие, душевная болезнь и др.).



Преступления (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):


1. Религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и пр.


2. Государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и пр.


3. Преступления против порядка управления: неповиновение начальству и пр.


4. Должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и пр.


5. Преступления против личности: убийство и пр.


6. Преступления против имущества: разбой, грабеж и пр.


Наказания (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):


1. Уголовные (сопровождались лишением всех прав состояния):


1.1. Смертная казнь (назначалась только за политические преступления).


1.2. Каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири.


1.3. Пожизненная ссылка в Сибирь.


1.4. Ссылка на Кавказ (назначалась за религиозные преступления, не назначалась военным).


2. Исправительные (сопровождались лишением лишь некоторых прав состояния):


2.1. Телесные наказания: битье кнутом, клеймение.


2.2. Ссылка в Сибирь на определенный срок.


2.3. Кратковременное заключение (в крепости или тюрьме).


2.4. Штраф.


2.5. Кратковременный арест.


2.6. Выговор.


57

1. Общий обзор

Проведение крестьянской реформы и другие изменения в жизни страны потребовали проведения целого ряда реформ, как-то: о земском и городском самоуправлении; о судах; о всеобщей воинской повинности; о финансах; о цензуре; о народном просвещении.

2. Самоуправление

Согласно "положению о губернских и уездных земских учреждениях", обнародованном в 1864 г., к заведованию хозяйственными делами каждой губернии и каждого уезда привлекались выборные представители от населения. Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества, получили право избирать из своей среды представителей ("гласных") на три года в уездные земские собрания.

Эти представители собирались раз в год для решения различных хозяйственных вопросов, а также для избрания из своего состава уездной земской управы, состоящей из председателя и двух членов. Уездная управа ведала всеми делами уезда в периоды между земскими заседаниями.

Также раз в году собиралось губернское земское собрание для общего руководства хозяйственными делами всей губернии. Это собрание выбирало из своего состава губернскую земскую управу, состоящую из председателя и нескольких членов. За работой всех земских учреждений наблюдали губернаторы и министерство внутренних дел.

Земства занимались народным образованием, медицинским обслуживанием, надсмотром над снабжением продовольствием, дорогами, страховками, ветеринарным обслуживанием. Земства во многом напоминали самоуправление, основанное Иваном Грозным в XVI веке и уничтоженное Петром I. Немного позже, в 1870 г., было создано подобное городское самоуправление.


Земства позволили возврат допетровских всесословных органов самоуправления, а не сословных (т.е. дворянских), какими они стали после Петра I и его наследников.

3. Суд скорый, правый, …

Судебная реформа, как и земства, явилась возвращением к судам, существовавшим в Московском государстве до Петра I. Вместо сословных Екатерининских судов был восстановлен суд присяжных "равный для всех подданных", т.е. такой же, как при Иване Грозном. Вместе с этим были отменены жестокие наказания. По словам императора Александра II он дал "суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных".

4. Воинская повинность

В 1874 г. была введена общая воинская повинность: все молодые люди, достигшие 21 года, подлежали воинской повинности. Правительство каждый год определяло нужное количество людей для армии и это количество набиралось по жребию из людей, подлежащих призыву. Срок службы был уменьшен с 25 до 6 дет (и 9 лет в запасе). В армии стали больше заниматься образованием солдат.

5. Финансы

В 1863 была проведена финансовая реформа, состоявшая, в основном, в том, что теперь финансами всего государства начало ведать отдельное министерство (до этого каждое министерство собирало для себя и тратило налоги). Также был принят ряд мер для увеличения доходов.

6. Уменьшение цензуры

С 1865 г. цензура сохранялась только для брошюр и небольших сочинений. Толстые книги (160 страниц или больше) освобождались от цензуры, хотя издатель и отвечал, если в книге было что-то противозаконное. Журналы и газеты могли выходить без цензуры с особого разрешения властей. Если в них появлялось что-нибудь противозаконное, то изданию давалось "предостережение". После третьего предостережения издание запрещалось.

7. Народное образование

Также были сделаны большие перемены в системе народного образования. В университетах профессура получила право на самоуправление: с 1863 г. совет профессоров в каждом университете избирал всех должностных лиц и заведовал хозяйством университета. Доступ в гимназии был открыт для детей "всех сословий без различия звания и вероисповедания", были улучшены "женские гимназии". В 1872 г. были открыты медицинские женские курсы для женщин-врачей, а в 1878 г. были открыты "высшие женские курсы", дающие высшее образование.

8. Достоевский и "бесы"

Реформы императора Александра II, направленные на улучшение народного благосостояния, воспринимались атеистически-воинствующей русской интеллигенцией, как уступки испугавшегося их царя, как на первые шаги к конституционной монархии, шаги на пути к осуществлению их мечтаний -- захватить политическую власть в свои руки. "Бесы" начинают раскручивать свой вихрь.

Фёдор Михайлович Достоевский (1822-81), как луч света в кромешной тьме интеллигентского беснования, вскрыл психологию грядущего поколения "бесов" и несчастья, которые придут в Россию, если та пойдёт "бесовскими" путями. Его анализы и предсказания, содержащиеся в "Дневнике писателя", "Бесах" и других произведениях, поражают своей ясной точностью, особенно в наши дни, когда все они исполнились. Но русская интеллигенция того времени, подобно евангельскому стаду свиней, одержимому бесами, очертя голову ринулась в пучину гибели и, как и предсказывал Достоевский, погибла. Но, к сожалению, погубила она не только себя, но и многие миллионы, поверившие и пошедшие за ней.