ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 1274
Скачиваний: 4
41. Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними.
Натуральные объекты играют ведущую роль при изучении естественных наук. Они занимают главное место на первой (эмпирической) ступени познания. Натуральные пособия помогают сформировать наиболее точные представления об изучаемых природных объектах.
Фиксированные объекты живой природы могут использоваться на уроках естествознания в качестве демонстрационного или раздаточного материала.
Для начальной школы созданы гербарии дикорастущих и культурных растений, коллекции плодов и семян. Кроме них учитель может пользоваться и гербариями растений различных природных зон по курсу географии и гербариями по систематике растений к курсу биологии.
Учитель начальных классов может помочь детям создать и самодельные гербарии, которые впоследствии будут использоваться в качестве раздаточного материала. Все гербарии должны храниться в коробках, на которых указана систематическая группа растений.
На уроках по изучению разнообразия и размножения животных могут применяться коллекции насекомых, чучела птиц, влажные препараты — объекты, зафиксированные в растворах (развитие рыбы, ужа, цыпленка). Учитель может попросить эти объекты в кабинете биологии.
К объектам неживой природы, которые необходимо иметь в классе, относятся коллекции «Минералы и горные породы», «Полезные ископаемые», «Почвы». Помимо фабричных коллекций можно использовать коллекции полезных ископаемых и почв своего края, которые нетрудно изготовить самим детям. Природных объектов в таких коллекциях должно быть достаточно для того, чтобы использовать их как раздаточный материал на практических работах. Все натуральные пособия хранятся в шкафах, размещаются на полках с указанием систематической группы объекта. «Наобратной стороне дверцы прикрепляется лист бумаги со списком с названий находящихся в шкафу по полкам предметов. Все это необходимо для быстрого нахождения наглядных пособий к уроку. Раздаточный материал хранится в ящиках и коробочках специального шкафа, каждый ящик снабжен надписью или номером».
42. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
Натуральные объекты играют ведущую роль при изучении естественных наук. Они занимают главное место на первой (эмпирической) ступени познания. Натуральные пособия помогают сформировать наиболее точные представления об изучаемых природных объектах.
Искусственные и изобразительные наглядные пособия – это средства, воспроизводящие натуральные объекты и процессы, или описывающие их с помощью условных знаков, символов.
Наиболее приближены к натуральным объемные пособия.
Модели (макеты) — это материально реализуемая система объектов и явлений, существующих в реальной действительности. В процессе познания они занимают промежуточное положение между натуральными объектами и изображениями их на плоскости в виде картин, таблиц и т.д., способствуя формированию представлений...».
Модели обычно не передают точную величину предмета.
В начальной школе используются статические, действующие и разборные модели, которые изготавливаются фабричным способом и закупаются в магазине наглядных пособий.
К статическим относятся макеты форм рельефа (гора, холм, овраг). Они используются для демонстрации.
Действующие модели помогают увидеть движение объекта или природный процесс. Например, движение Земли вокруг Солнца можно продемонстрировать с помощью теллурия.
С помощью разборных моделей дети могут познакомиться с внутренним содержанием объекта. Это могут быть макеты из курса анатомии человека (глаз, ухо) или разборная модель «Образование оврага».
Неразборной моделью является глобус. Он очень наглядно передает Представление о форме Земли, расположении земной оси, экваторе, полюсах, распределении суши и Мирового Океана. С помощью глобуса в начальной школе изучается форма и движение Земли, смена дня и ночи и времен года.
В классе следует иметь один большой глобус (около 50 см в диаметре) Для демонстрации и несколько маленьких (диаметром около 15 см), которые раздаются на парты во время практических работ.
Муляжи (слепки) — это модели предмета в натуральную величину точно передающие его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего содержания. Для начальной школы выпущены муляжи грибов, овощей и фруктов.
Ученики могут сами изготавливать модели природных объектов из пластилина, папье-маше или глины.
43. Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы, профиля).
Наглядные пособия – это плоскостные объёмные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном препарированном виде.
Графические наглядные пособия - самые распространённые в преподавании географии. Объясняется это широким диапазоном их применения в сочетании с хорошей обозримостью, транспортабельностью и относительной простотой изготовления.
1. Таблицы. Очень часто таблицы применяются в экономической географии, но могут использоваться и в физической. Работая с таблицей, учащиеся не только усваивают географические закономерности, но и приобретают навыки работы с цифровым материалом. С помощью таблиц необходимо научить выявлять закономерности, разбираться в них, выделять главное из ряда фактов. Обычно используются таблицы, помещённые в книгах, но лучше, если методически обработанная таблица вывешивается перед классом. Таблица должна быть легко обозримой, простой и наглядной, её нельзя перегружать лишними деталями.
2. Графики – это графическое изображение функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Чаще графики используют в экономической географии: с их помощью удобно показывать изменение явлений во времени. В физической географии наиболее распространены гипсографические кривые, где по вертикали откладывают высоты суши и глубины океанов, а по горизонтали - расстояния. Они дают наглядную характеристику рельефа земной поверхности.
3. Диаграммы - самый распространённый вид условных наглядных пособий; основное их назначение - наглядно выразить количественные соотношения. Диаграммы можно разделить на столбиковые, квадратные, многоугольные, кубические, круговые, кольцевые, фигурные и объёмные. Нередко в одном наглядном пособии могут сочетаться различные виды диаграмм; кроме того, каждый вид может быть усложнён.
4 Схемы, календари. Схема упрощённо отображает и само явление, и связи между его отдельными сторонами. Освобождая наше восприятие от второстепенных деталей, схема помогает лучше понять главное, уяснить то, на что иногда требуются многие страницы текста. Используют схемы как в экономической, так и в физической географии. Часто применяются классификационные схемы, схемы связей. Круговорот воды в природе - яркий пример схемы в физической географии.
В календарных схемах показывается распределение явления во времени. В школах календари могут заменить географическую стенгазету. Они имеют образовательное и воспитательное значение. Целесообразно отмечать в календаре лишь важнейшие события. Экономико- и физико-географические календари делаются отдельно. Фенологические календари и календари природы ведуться в 6-8 классах. Наблюдают температуру, облачность, осадки, ветер.
5 Профили. Для лучшего представления о формах поверхности на местности, изображённой на плане горизонталями, строят профили. Профилем называют воображаемый вертикальный разрез местности по определенному направлению. Процесс изготовления профиля закрепляет навыки работы с картой.