ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 3814
Скачиваний: 7
-
осуществление государственного управления в области изучения,
охраны, воспроизводства и рационального использования природных
ресурсов, охраны и обеспечения качества окружающей среды, включая
государственное
регулирование
в
области
гидрометеорологии,
экологической сертификации и экологического аудита;
-
регулирование и координация деятельности других органов
государственного управления и организаций в области обеспечения
экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности,
регулирования воздействия на климат;
-
государственный контроль в области охраны окружающей среды и
гидрометеорологической деятельности, экологической сертификации и
экологического аудита;
-
обеспечение республиканских органов государственного управления,
иных исполнительных органов и граждан экологической информацией,
организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы
просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей
среды;
-
осуществление
международного
сотрудничества,
изучение,
обобщение и распространение международного опыта в области охраны
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов,
регулирования воздействия на климат, а также гидрометеорологической
деятельности, экологической сертификации и экологического аудита.
В структуре Минприроды действуют два департамента с правами
юридического лица –
Департамент по гидрометеорологии
и
Департамент
по геологии.
Основными задачами Департамента по гидрометеорологии являются:
-
проведение единой государственной политики в области
гидрометеорологической деятельности, в области мониторинга атмосферного
воздуха, мониторинга поверхностных вод и радиационного мониторинга;
-
осуществление государственного управления в области
гидрометеорологической деятельности;
-
государственный контроль в области гидрометеорологической
деятельности;
-
обеспечение государственных органов, юридических лиц и граждан
гидрометеорологической информацией и информацией, полученной в
результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга
поверхностных вод и радиационного мониторинга;
-
осуществление международного сотрудничества в области
гидрометеорологической деятельности, в сфере мониторинга атмосферного
воздуха, поверхностных вод и радиационного мониторинга.
Основными задачами Департамента по геологии являются:
-
проведение единой государственной политики в области
геологического изучения недр;
26
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
-
осуществление государственного управления в области
геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
-
государственный контроль за ведением работ по геологическому
изучению недр, их рациональным использованием.
Государственными организациями, подчиненными Минприроды,
являются: Республиканское унитарное предприятие «Центральный научно-
исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов»,
Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие БелНИЦ
«Экология», Центр международных экологических проектов сертификации и
аудита «Экологияинвест», Геологоразведочное республиканское унитарное
предприятие «Белгеология» и др.
2. На
Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь
в области
управления качеством окружающей среды возложены следующие задачи:
-
проведение единой государственной политики в области
рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов, ведения охотничьего хозяйства;
-
регулирование в области лесного и охотничьего хозяйств и
управление деятельностью подчиненных ему государственных предприятий;
-
государственный контроль состояния, рационального использования,
охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ведения
охотничьего хозяйства.
3.
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
(МЧС)
является республиканским органом государственного управления,
осуществляющим управление в сфере предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения
промышленной и радиационной безопасности. В структуру МЧС входит ряд
департаментов с правами юридического лица. Функции управления в области
обеспечения качества окружающей среды выполняют: Департамент по
надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор);
Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор);
Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
4. Главными задачами
Государственного комитета по имуществу
Республики Беларусь
(Госкомимущество)
является проведение единой
государственной политики, управления и регулирования в области
земельных отношений, государственной регистрации имущественных
отношений, ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров.
5.
Государственная Инспекция охраны животного и растительного
мира при Президенте Республики Беларусь
является специально
уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту
Республики Беларусь, и осуществляющим государственное управление и
контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного
мира.
27
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
Основными задачами Государственной инспекции являются:
осуществление государственного контроля охраны и использования диких
животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства; древесно-
кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений,
используемых в заготовительных целях; регулирование воспроизводства
диких животных, являющихся объектами охоты и рыболовства, их
рационального использования, сохранения биологического разнообразия.
5.
В области обеспечения качества окружающей среды
Министерство
здравоохранения Республики Беларусь (Минздрав)
обеспечивает организацию
санитарного
надзора
и
контролирует
соблюдение
санитарного
законодательства министерствами и другими республиканскими органами
государственного управления, юридическими и физическими лицами;
утверждает санитарно-гигиенические правила и нормы; организует
проведение медицинских и санитарно-противоэпидемических мероприятий
при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае катастроф и стихийных
бедствий; организует и проводит работу по минимизации медицинских
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
6.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики
Беларусь (Минсельхозпрод)
в области управления качеством окружающей
среды осуществляет государственный контроль за ветеринарной
деятельностью, направленной на обеспечение соответсвия качества
продуктов животного происхождения, за содержанием вредных веществ в
продукции животного происхождения при их экспорте в страны
Европейского Союза, обеспечивает рациональное использование земель,
предоставленных в пользование юридическим лицам, находящимся в
ведении министерства.
В управлении качеством окружающей среды принимают участие не
только уполномоченные государственные органы, но и
общественные
формирования
. В настоящие время в Беларуси функционируют несколько
основных общественных объединений: Белорусское общество охраны
природы (БООП), Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР),
Белорусское молодежное экологическое движение «Белая Русь» и др.
3.2
Организационно
-
правовой и экономический механизмы
реализации экологической
политики в Республике Беларусь
В Республике Беларусь выделяют два инструмента реализации
экологической политики:
организационно-правовой и экономический
.
Основными
организационно-правовыми
механизмами осуществления
экологической политики являются:
1. планирование в области ООС и природопользования;
2. нормирование и стандартизация в сфере ООС;
3. мониторинг окружающей среды;
4. учет в области окружающей среды;
28
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
5. лицензирование в области использования природных ресурсов и
ООС;
6. оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой
хозяйственной деятельности;
7. экологическая экспертиза;
8. контроль в области охраны окружающей среды;
9. экологическая сертификация;
10. экологический аудит.
1.
Планирование
–
это мера регулирования природопользования и ООС,
которая обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических,
экономических и социальных интересов, предотвращения негативного влияния
хозяйственной деятельности на окружающую среду, сохранения природно-
хозяйственного потенциала Республики Беларусь. Согласно ст. 80 «Закона об
охране окружающей среды» Республики Беларусь планирование в
рассматриваемой области связано с финансированием природоохранных
программ и мероприятий, включая разработку территориальных комплексных
схем, программ и мероприятий по рациональному использованию природных
ресурсов и охране окружающей среды.
2. Среди организационно-правовых механизмов особое место
принадлежит нормированию и стандартизации.
Нормирование
осуществляется в целях государственного регулирования
воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду,
гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среде и обеспечение
экологической безопасности.
Стандартизация
-
это разработка и установление государственных
стандартов (нормативов) или иных технических нормативных правовых актов в
области охраны окружающей среды, для технологических процессов и
соответствующих методов контроля.
Общую правовую основу нормирования и стандартизации в области
охраны окружающей среды составляют: Закон «Об охране окружающей
среды» (1992), «О техническом нормировании и стандартизации» (2004), «Об
оценке соответствия требованиям технических правовых актов в области
нормирования и стандартизации» (2004), комментарии по которым и их роль
в идентификации структуры нормативов качества окружающей среды
определены в параграфе 3.3 настоящего пособия.
Объектами нормирования являются:
•
нормативы качества окружающей среды,
•
нормативов допустимого воздействия на окружающую среду,
•
лимиты на природопользование,
•
иные нормативы в области ООС.
Нормированию подлежат показатели качества атмосферного воздуха,
вод, почв и пищевых продуктов, а так же нормативы допустимого
воздействия на окружающую среду, которые являются едиными для всей
территории Республики Беларусь.
29
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
Функции нормирования качества окружающей среды возложены на
Министерство здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и иными
государственными органами.
3.
Мониторинг окружающей среды –
это информационная система
наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды,
созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений
на фоне природных процессов.
Целью мониторинга является сбор, систематизация и анализ
экологической информации: о состоянии окружающей среды, об источниках
воздействия, о допустимости изменений и нагрузках на среду в целом и ее
отдельных компонентах и существующих резервах биосферы. К задачам
экологического мониторинга относятся:
-
наблюдения за компонентами и явлениями окружающей среды;
-
выявление источников антропогенных воздействий на окружающую
среду;
-
анализ и оценка состояния окружающей среды;
-
прогноз состояния окружающей среды и ее компонентов,
обусловленных антропогенным воздействием человека.
Объектами экологического мониторинга окружающей среды являются:
природная среда, отдельные ее компоненты и их реакция на антропогенные и
природные воздействия, источники воздействия и факторы природно-
антропогенных воздействий.
Оценка предполагает определение как возможного ущерба от
антропогенного и естественного воздействия, так и природных резервов для
их использования в интересах человека и разработки оптимальных способов
антропогенной деятельности. Механизм проведения оценки опирается на
сопоставление результатов наблюдений и нормативов качества окружающей
среды, установленных в ходе нормирования. На основе результатов такой
оценки делается анализ и составляется прогноз. Прогнозируется изменение
интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду,
возможные изменения в биосфере. Кроме того, по результатам прогноза
разрабатываются меры, направленные как на минимизацию имеющихся
вредных воздействий, но и профилактического характера.
В соответствии со ст.69 Закона Республики Беларусь «Об охране
окружающей среды» мониторинг окружающей среды производится для
обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной и
достоверной информацией для управления и контроля в области ООС и
природопользования.
В основу классификации видов мониторинга окружающей среды
положена ее дифференциация на отдельные компоненты, представляющие
собой элементы природной среды, обладающие устойчивыми признаками. В
связи с этим, структура мониторинга окружающей среды состоит из:
-
земельного;
30
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ