Файл: Стандарты качества окружающей среды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2020

Просмотров: 3672

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

-

 

осуществление  государственного  управления  в  области  изучения, 

охраны,  воспроизводства  и  рационального  использования  природных 

ресурсов,  охраны  и  обеспечения  качества  окружающей  среды,  включая 

государственное 

регулирование 

в 

области 

гидрометеорологии, 

экологической сертификации и экологического аудита; 

-

 

регулирование  и  координация  деятельности  других  органов 

государственного  управления  и  организаций  в  области  обеспечения 

экологической  безопасности,  охраны  окружающей  среды  и  рационального 

использования  природных  ресурсов,  гидрометеорологической  деятельности, 

регулирования воздействия на климат; 

-

 

государственный  контроль  в  области  охраны  окружающей  среды  и 

гидрометеорологической  деятельности,  экологической  сертификации  и 

экологического аудита; 

-

 

обеспечение  республиканских  органов  государственного управления, 

иных  исполнительных  органов  и  граждан  экологической  информацией, 

организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы 

просвещения,  образования  и  воспитания  в  области  охраны  окружающей 

среды; 

-

 

осуществление 

международного 

сотрудничества, 

изучение, 

обобщение  и  распространение  международного  опыта  в  области  охраны 

окружающей  среды  и  рационального  использования  природных  ресурсов, 

регулирования  воздействия  на  климат,  а  также  гидрометеорологической 

деятельности, экологической сертификации и экологического аудита. 

В  структуре  Минприроды  действуют  два  департамента  с  правами 

юридического лица – 

Департамент по гидрометеорологии

 

и 

Департамент 

по геологии. 

Основными задачами Департамента по гидрометеорологии являются: 

проведение  единой  государственной  политики  в  области 

гидрометеорологической деятельности, в области мониторинга атмосферного 

воздуха, мониторинга поверхностных вод и радиационного мониторинга; 

осуществление  государственного  управления  в  области 

гидрометеорологической деятельности; 

государственный  контроль  в  области  гидрометеорологической 

деятельности; 

обеспечение  государственных  органов,  юридических  лиц  и  граждан 

гидрометеорологической  информацией  и  информацией,  полученной  в 

результате  проведения  мониторинга  атмосферного  воздуха,  мониторинга 

поверхностных вод и радиационного мониторинга;  

осуществление  международного  сотрудничества  в  области 

гидрометеорологической  деятельности,  в  сфере  мониторинга  атмосферного 

воздуха, поверхностных вод и радиационного мониторинга.  

Основными задачами Департамента по геологии являются: 

проведение  единой  государственной  политики  в  области 

геологического изучения недр; 

26 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

осуществление  государственного  управления  в  области 

геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; 

государственный  контроль  за  ведением  работ  по  геологическому 

изучению недр, их рациональным использованием. 

Государственными  организациями,  подчиненными  Минприроды, 

являются:  Республиканское  унитарное  предприятие  «Центральный  научно-

исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов», 

Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие БелНИЦ 

«Экология», Центр международных экологических проектов сертификации и 

аудита  «Экологияинвест»,  Геологоразведочное  республиканское  унитарное 

предприятие «Белгеология» и др. 

2. На 

Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь

 

в области 

управления качеством окружающей среды возложены следующие задачи: 

проведение  единой  государственной  политики  в  области 

рационального  использования,  охраны,  защиты  лесного  фонда  и 

воспроизводства лесов, ведения охотничьего хозяйства; 

регулирование  в  области  лесного  и  охотничьего  хозяйств  и 

управление деятельностью подчиненных ему государственных предприятий; 

государственный контроль состояния, рационального использования, 

охраны,  защиты  лесного  фонда  и  воспроизводства  лесов,  ведения 

охотничьего хозяйства. 

3. 

Министерство  по  чрезвычайным  ситуациям  Республики  Беларусь 

(МЧС)   

 

является  республиканским  органом  государственного  управления, 

осуществляющим  управление  в  сфере  предупреждения  и  ликвидации 

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения 

промышленной и радиационной безопасности. В структуру МЧС входит ряд 

департаментов с правами юридического лица. Функции управления в области 

обеспечения  качества  окружающей  среды  выполняют:  Департамент  по 

надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор); 

Департамент  по  ядерной  и  радиационной  безопасности  (Госатомнадзор); 

Департамент  по  ликвидации  последствий  катастрофы  на  Чернобыльской 

АЭС. 

4.  Главными  задачами 

Государственного  комитета  по  имуществу 

Республики  Беларусь

 

(Госкомимущество) 

является  проведение  единой 

государственной  политики,  управления  и  регулирования  в  области 

земельных  отношений,  государственной  регистрации  имущественных 

отношений, ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров. 

5. 

Государственная  Инспекция  охраны  животного  и  растительного 

мира  при  Президенте  Республики  Беларусь 

является  специально 

уполномоченным  государственным  органом,  подчиненным  Президенту 

Республики  Беларусь,  и  осуществляющим  государственное  управление  и  

контроль за охраной и использованием объектов животного и растительного 

мира. 

27 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

Основными  задачами  Государственной  инспекции  являются: 

осуществление  государственного  контроля    охраны  и  использования  диких 

животных,  относящихся  к  объектам  охоты  и  рыболовства;  древесно-

кустарниковой  растительности  и  иных  дикорастущих  растений, 

используемых  в  заготовительных  целях;  регулирование  воспроизводства 

диких  животных,  являющихся  объектами  охоты  и  рыболовства,  их 

рационального использования, сохранения биологического разнообразия. 

5. 

В области обеспечения качества окружающей среды 

Министерство 

здравоохранения Республики Беларусь (Минздрав) 

обеспечивает организацию 

санитарного 

надзора 

и 

контролирует 

соблюдение 

санитарного 

законодательства  министерствами  и  другими  республиканскими  органами 

государственного  управления,  юридическими  и  физическими  лицами; 

утверждает  санитарно-гигиенические  правила  и  нормы;  организует 

проведение  медицинских  и  санитарно-противоэпидемических  мероприятий 

при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае катастроф и стихийных 

бедствий;  организует  и  проводит  работу  по  минимизации  медицинских 

последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 

6. 

Министерство  сельского  хозяйства  и  продовольствия

 

Республики 

Беларусь  (Минсельхозпрод)

 

в  области  управления  качеством  окружающей 

среды  осуществляет  государственный  контроль  за  ветеринарной 

деятельностью,  направленной  на  обеспечение  соответсвия  качества 

продуктов  животного  происхождения,  за  содержанием  вредных  веществ  в 

продукции  животного  происхождения  при  их  экспорте  в  страны 

Европейского  Союза,  обеспечивает  рациональное  использование  земель, 

предоставленных  в  пользование  юридическим  лицам,  находящимся  в 

ведении министерства. 

В  управлении  качеством  окружающей  среды  принимают  участие  не 

только  уполномоченные  государственные  органы,  но  и 

общественные 

формирования

.  В  настоящие  время  в  Беларуси  функционируют  несколько 

основных  общественных  объединений:  Белорусское  общество  охраны 

природы  (БООП),  Белорусское  общество  охотников  и  рыболовов  (БООР), 

Белорусское молодежное экологическое движение «Белая Русь» и др.  

3.2

 

Организационно

-

правовой и экономический механизмы 

реализации экологической

 

политики в Республике Беларусь

 

В  Республике  Беларусь  выделяют  два  инструмента  реализации 

экологической политики: 

организационно-правовой и экономический

Основными 

организационно-правовыми

 

механизмами  осуществления 

экологической политики являются: 

1. планирование в области ООС и природопользования; 

2. нормирование и стандартизация в сфере ООС; 

3. мониторинг окружающей среды; 

4. учет в области окружающей среды; 

28 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

5.  лицензирование  в  области  использования  природных  ресурсов  и 

ООС; 

6.  оценка  воздействия  на  окружающую  среду  (ОВОС)  планируемой 

хозяйственной деятельности; 

7. экологическая экспертиза; 

8. контроль в области охраны окружающей среды; 

9. экологическая сертификация; 

10. экологический аудит. 
1. 

Планирование 

– 

это мера регулирования природопользования и ООС, 

которая  обеспечивает  научно  обоснованное  сочетание  экологических, 

экономических и социальных интересов, предотвращения негативного влияния 

хозяйственной  деятельности  на  окружающую  среду,  сохранения  природно-

хозяйственного  потенциала  Республики  Беларусь.  Согласно  ст.  80  «Закона  об 

охране  окружающей  среды»  Республики  Беларусь  планирование  в 

рассматриваемой  области  связано  с  финансированием  природоохранных 

программ и мероприятий, включая разработку территориальных комплексных 

схем,  программ  и  мероприятий  по  рациональному  использованию  природных 

ресурсов и охране окружающей среды. 

2.  Среди  организационно-правовых  механизмов  особое  место 

принадлежит нормированию и стандартизации.  

Нормирование 

 

осуществляется в целях государственного регулирования 

воздействия  хозяйственной    и  иной  деятельности  на  окружающую  среду, 

гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среде и обеспечение 

экологической безопасности.  

Стандартизация

  - 

это  разработка  и  установление  государственных 

стандартов (нормативов) или иных технических нормативных правовых актов в 

области  охраны  окружающей  среды,  для  технологических  процессов  и 

соответствующих методов контроля.  

Общую  правовую  основу  нормирования  и  стандартизации  в  области 

охраны  окружающей  среды  составляют:  Закон  «Об  охране  окружающей 

среды» (1992), «О техническом нормировании и стандартизации» (2004), «Об 

оценке  соответствия    требованиям    технических  правовых  актов  в  области 

нормирования и стандартизации» (2004), комментарии по которым и их роль 

в  идентификации  структуры  нормативов  качества  окружающей  среды 

определены в параграфе 3.3 настоящего пособия. 

Объектами нормирования являются:  

 

нормативы качества окружающей среды,  

 

нормативов допустимого воздействия на окружающую среду,  

 

лимиты на природопользование,  

 

иные нормативы в области ООС. 

        

Нормированию  подлежат  показатели  качества  атмосферного  воздуха, 

вод,  почв  и  пищевых  продуктов,  а  так  же  нормативы  допустимого 

воздействия  на  окружающую  среду,  которые  являются  едиными  для  всей 

территории Республики Беларусь.  

29 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ


background image

Функции  нормирования  качества  окружающей  среды  возложены  на 

Министерство  здравоохранения  Республики  Беларусь  по  согласованию  с 

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и иными 

государственными органами.  

3. 

Мониторинг  окружающей  среды  – 

это  информационная  система 

наблюдений,  оценки  и  прогноза  изменений  состояния  окружающей  среды, 

созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений 

на фоне природных процессов. 

Целью  мониторинга  является    сбор,  систематизация  и  анализ 

экологической информации: о состоянии окружающей среды, об источниках 

воздействия,  о  допустимости  изменений  и  нагрузках  на  среду  в  целом  и  ее 

отдельных  компонентах  и  существующих  резервах  биосферы.  К  задачам 

экологического мониторинга относятся: 

наблюдения за компонентами и явлениями окружающей среды; 

выявление    источников  антропогенных  воздействий  на  окружающую 

среду; 

анализ и оценка состояния окружающей среды; 

прогноз  состояния  окружающей  среды  и  ее  компонентов, 

обусловленных антропогенным воздействием человека. 

Объектами экологического мониторинга окружающей среды являются: 

природная среда, отдельные ее компоненты и их реакция на антропогенные и 

природные  воздействия,  источники  воздействия  и  факторы  природно-

антропогенных воздействий. 

Оценка  предполагает  определение  как  возможного  ущерба  от 

антропогенного и естественного воздействия, так и природных резервов для 

их использования в интересах человека и разработки оптимальных способов 

антропогенной    деятельности.  Механизм  проведения  оценки  опирается  на 

сопоставление результатов наблюдений и нормативов качества окружающей 

среды,  установленных  в  ходе  нормирования.  На  основе  результатов  такой 

оценки  делается  анализ  и  составляется  прогноз.  Прогнозируется  изменение 

интенсивности  источников  и  факторов  воздействия  на  природную  среду, 

возможные  изменения  в  биосфере.  Кроме  того,  по  результатам  прогноза 

разрабатываются  меры,  направленные  как  на  минимизацию  имеющихся 

вредных воздействий, но и профилактического характера. 

В  соответствии  со  ст.69    Закона  Республики  Беларусь  «Об  охране 

окружающей  среды»  мониторинг  окружающей  среды    производится  для 

обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной и 

достоверной  информацией  для  управления  и  контроля  в  области  ООС  и 

природопользования. 

В  основу  классификации  видов  мониторинга  окружающей  среды 

положена  ее  дифференциация  на  отдельные  компоненты,  представляющие 

собой элементы природной среды, обладающие устойчивыми признаками. В 

связи с этим, структура мониторинга окружающей среды состоит из: 

земельного; 

30 

 

РЕ

ПО

ЗИ

ТО

РИ

Й

 

БГ

ПУ