ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2020
Просмотров: 3817
Скачиваний: 7
-
поверхностных вод;
-
подземных вод;
-
атмосферного воздуха;
-
озонового слоя;
-
растительного мира;
-
лесов;
-
животного мира.
В качестве самостоятельного вида мониторинга выделяют наблюдение
за отдельными природными явлениями. В Республике Беларусь в их составе
проводят
геофизический и радиационный
виды мониторинга. Объектами
наблюдения
геофизического мониторинга
являются сейсмические события
природного и техногенного происхождения, геомагнитные и гравитационные
поля. Объектами
радиационного мониторинга
являются атмосферный
воздух, почва, поверхностные и подземные воды.
Радиационный мониторинг проводится в целях наблюдения за
естественным радиационным фоном; радиационным фоном в зоне
воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения, в том
числе для оценки трансграничного переноса радиоактивных веществ;
радиоактивным загрязнением основных компонентов природной среды на
территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате
катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В качестве самостоятельного вида мониторинга выделяют
локальный,
целью которого является наблюдение за состоянием окружающей среды в
районе расположения источников вредного воздействия для определения их
влияния на окружающую среду.
Особым видом мониторинга является
базовый
, выполняющим функцию
определения состояния окружающей среды в отсутствии регионального
антропогенного воздействия. Целью базового мониторинга является
получение данных, служащих эталоном для сравнения результатов,
полученных по другим видам мониторинга.
Мониторинг окружающей среды Республики Беларусь осуществляется
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и
другими специально уполномоченными на то государственными органами
при участии министерств, государственных комитетов, объединений,
предприятий, организаций, других юридических лиц. Министерства и иные
республиканские органы государственного управления, юридические лица
бесплатно передают указанным государственным органам аналитические
материалы своих наблюдений.
В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием
окружающей среды в 1993 г. в Республике Беларусь была создана
Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС). Ее
структура определена Программой НСМОС в Республике Беларусь,
одобренной постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от
31
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
20.07.1995 г. № 311 «О Программе Национальной системы мониторинга
окружающей среды в Республике Беларусь» и представлена:
-
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, его
областными и районными комитетами – в части мониторинга качества
атмосферного воздуха, поверхностных вод, подземных вод, животного мира,
радиационного мониторинга;
-
Министерство образования Республики Беларусь в части мониторинга
озонового слоя;
-
Национальная академии наук Беларуси – в части мониторинга
растительного мира;
-
Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь – в части
мониторинга лесов;
-
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь – в
части мониторинга земель.
Данная система объединяет два взаимосвязанных самостоятельных
процесса:
-
сбор информации о состоянии окружающей среды;
-
предоставление информации заинтересованным субъектам.
Организацию и координацию функционирования НСМОС осуществляет
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
4.
Учету в области ООС
подлежат вредные воздействия на
окружающую среду и используемые природные ресурсы.
Учет вредных
воздействий на окружающую среду
осуществляется в отношении объектов,
которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на
окружающую среду; видов и количества выбросов и сбросов загрязняющих
веществ в окружающую среду; видов и величин вредных физических
воздействий на окружающую среду.
Целью такого учета является регулирование природоохранной
деятельности и перспективное планирование мероприятий по снижению
вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую
среду.
В области ООС осуществляются два вида учета:
государственный
и
учет, проводимый юридическими лицами или индивидуальными
предпринимателями
.
Государственный учет
вредных воздействий на окружающую среду
ведется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и
его территориальными органами посредством учета объектов юридических
лиц и частных предпринимателей, хозяйственная деятельность которых
может оказать или оказывает вредное воздействие на окружающую среду.
Государственный учет объектов природопользователей проводится на основе
комплексной оценки величины вредных воздействий, оказываемых
воздействиями на следующие компоненты природной среды как
атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, земли, включая
почвы, растительный и животный мир.
32
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «Об охране
окружающей среды» государственный учет природных ресурсов ведется в
форме государственного
кадастра природных ресурсов
(ГКПР). ГКПР – это
систематизированный свод данных о количественных и качественных
характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и
использовании. Данные кадастров учитываются органами государственного
управления в процессе принятия решений в отношении использования,
прогнозирования изменений состояния природных ресурсов под влиянием
деятельности человека, осуществления необходимых мер охраны. В
соответствии со ст. 72 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей
среды» в ней ведутся следующие виды кадастров:
-
земельный;
-
недр;
-
водный;
-
атмосферного воздуха;
-
лесной;
-
растительного мира;
-
животного мира;
-
климатический;
-
торфяного фонда;
-
отходов.
С целью учета воздействий на окружающую среду с 2006 г. ведется
государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и кадастр
парниковых газов.
В соответствии со ст. 71. Закона Республики Беларусь «Об охране
окружающей среды»
юридические лица и частные предприниматели
при
осуществлении хозяйственной деятельности обязаны вести учет природных
ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а
так же учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду. Эти
данные учитываются в экологическом паспорте предприятия.
Под
экологическим паспортом предприятия
понимают нормативно-
технический документ, включающий данные о потребляемых и используе-
мых ресурсах всех видов (природных, вторичных), а также определяющий
полный спектр прямого воздействия на окружающую среду. Экологический
паспорт представляет систему данных, выраженных через группу
стандартизованных показателей, которые отражают уровень использования
природных ресурсов и степень воздействия на основные компоненты
природной среды — атмосферу, гидросферу, литосферу. В соответствии со
ст. 37 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» порядок
ведения экологического паспорта предприятия определяется Министерством
природных ресурсов и охраны окружающей среды. Форма паспорта и
отражаемые в нем данные определены в ГОСТ 17.0.0.04 – 90 «Система
стандартов в области охраны окружающей среды и улучшения
использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного
33
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
предприятия. Основные положения» и «Инструкции по ведению
экологического паспорта предприятия» (2008). Следует отметить, что
паспортизация является инструментом регламентирования вредных
воздействий в системе нормирования.
5.
Лицензирование
–
это совокупность мероприятий, связанных с
выдачей лицензий (разрешений) на осуществление деятельности в области
использования природных ресурсов и ООС, а также контролем над порядком
осуществления этой деятельности. Лицензия – это разрешение (право) на
осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном
соблюдении
лицензионных
требований
и
условий,
выданное
природопользователю лицензирующим органом.
Необходимость лицензирования заключается в том, чтобы ре-
гламентировать осуществление тех видов деятельности, реализация которых
может повлечь за собой нанесение вреда правам, законным интересам,
нравственности и здоровью граждан, безопасности государства и, таким
образом, повлечь за собой нанесение ущерба окружающей природной среде,
рациональному природопользованию и ухудшить условия жизни людей.
Осуществление деятельности, связанной с промышленным производством,
использованием ресурсов и обращением отходов производства и
потребления, в соответствии с лицензией должно отвечать строго
обозначенным нормам и правилам. Лицензирование упорядочивает процесс
эксплуатации ресурсов, регламентируя экологические требования к их ох-
ране и воспроизводству, ставит использование ресурсов под контроль
государства. Именно поэтому процесс лицензирования следует отнести к
одному из механизмов нормирования, выполняющему, во-первых,
превентивную функцию посредством установления в лицензии норм
использования природных ресурсов, пределов химических, физических и
биологических воздействий, других экологически значимых условий
осуществления деятельности на основе данных о масштабах и видах
деятельности. Во-вторых, контрольную функцию, которая выражается в
осуществлении контроля деятельности природопользователя-лицензиата
государственным уполномоченным органом.
Лицензирование деятельности, связанной с использованием природных
ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляется на
основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20
октября 2003г. № 1371 с последующими изменениями и дополнениями.
Лицензируемая деятельность в области охраны природы представлена
следующими работами и услугами: обращение с озоноразрушающими
веществами (производство, купля (продажа), хранение, утилизация,
рециклинг, обезвреживание и т.п.); геологическое изучение недр; добыча
полезных ископаемых; строительство буровых скважин на воду глубиной
более 20 метров; использование отходов 1 - 3 классов опасности,
обезвреживание, захоронение отходов; экологический аудит.
34
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ
6.
ОВОС
-
это вид деятельности по выявлению, анализу и учету
прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду
планируемой хозяйственной или иной деятельности в целях принятия
решения о возможности ее осуществления. ОВОС направлена на
определение видов воздействия на окружающую среду в результате
осуществления планируемой хозяйственной или иной деятельности, а также
соответствующих изменений в окружающей среде и прогнозировании ее
состояния.
ОВОС проводится в целях:
-
всестороннего рассмотрения всех предлагаемых экологических и
связанных с ними социально-экономических преимуществ и последствий
планируемой деятельности;
-
поиска оптимальных предпроектных и проектных решений,
способствующих предотвращению неблагоприятного воздействия на
окружающую среду;
-
обеспечение
эколого-экономической
сбалансированности
планируемой деятельности;
-
разработки системы эффективных мер, направленных на снижение
возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду до
незначительного или приемлемого уровня;
-
улучшения состояния окружающей среды на территории в случае
реализации проектной планируемой деятельности.
ОВОС организуется заказчиком – инициатором планируемой
хозяйственной деятельности, а проводится разработчиком – проектной или
научно-исследовательской организацией по поручению заказчика при
наличии проектной документации.
Процедура ОВОС включает:
-
подготовку заявки о реализации планируемой деятельности и
составление технического задания на ее проведение;
-
определение видов и значимости воздействия на окружающую среду
и прогнозирование их последствий;
-
наличие заявления о возможном воздействии на окружающую среду;
-
проведение общественных слушаний;
-
подготовку и представление отчета по ОВОС для проведения
государственной экологической экспертизы.
Перечень видов и объектов хозяйственной деятельности, для которых
ОВОС проводится в обязательном порядке, утвержден Министерством
природных ресурсов и охраны окружающей среды. К объектам
хозяйственной деятельности относят: объекты атомной промышленности,
автомагистрали, скоростные дороги и др.
7.
Экологическая экспертиза
выступает средством реализации
государственной экологической политики и регулируется, помимо Закона
«Об охране окружающей среды», Законом Республики Беларусь «О
государственной экологической экспертизе» от 18 июня 1993г., в котором
35
РЕ
ПО
ЗИ
ТО
РИ
Й
БГ
ПУ