ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1617
Скачиваний: 18
4)
нахождение
в
тексте
объяснения
географического
явления
(
например
,
причин
вулканизма
),
установление
географических
связей
и
зависимостей
(
например
,
принципов
размещения
химической
,
легкой
промышленности
);
5)
формулировка
выводов
(
например
,
сделать
вывод
о
факторах
формирования
климата
).
По
тексту
учащиеся
выполняют
различные
самостоятельные
работы
,
важнейшая
из
них
—
составление
развернутого
плана
изучаемой
темы
.
У
учащихся
вырабатывается
умение
выделять
из
прочитанного
главное
,
отмечать
наиболее
характерное
в
географическом
объекте
и
явлении
,
устанавливать
логическую
связь
и
последовательность
в
учебном
материале
,
делать
выводы
и
сводить
материал
(
обобщать
)
в
единый
план
,
излагать
по
этому
плану
.
Для
составления
развернутого
плана
по
теме
выделяют
основные
ее
положения
.
Объясняется
,
как
пользоваться
аппаратом
ориентировки
(
подзаголовками
,
различием
в
шрифтах
,
делением
на
абзацы
).
На
первых
порах
ученики
выполняют
работу
под
руководством
учителя
,
а
затем
самостоятельно
.
В
качестве
примера
приводится
развернутый
план
по
теме
«
Равнины
» (
б
-
й
класс
).
План
1
.
Определение
термина
«
равнина
».
Примеры
равнин
.
2.
Виды
равнин
по
характеру
поверхности
.
2.1.
Плоские
равнины
.
Примеры
плоских
равнин
.
2.2.
Холмистые
равнины
.
Примеры
холмистых
равнин
.
3.
Различие
равнин
по
абсолютной
высоте
.
3.1.
Низменности
,
обозначение
их
на
физической
карте
.
Примеры
низменностей
.
3.2.
Возвышенности
,
обозначение
их
на
физической
карте
.
Примеры
.
3.3.
Плоскогорья
,
обозначение
их
на
физической
карте
.
Примеры
.
3.4.
Впадины
,
обозначение
их
на
физической
карте
.
Примеры
.
4.
Равнины
удобны
для
жизни
и
хозяйственной
деятельности
человека
.
На
основе
текста
учебника
,
карт
,
иллюстративного
материала
составляются
сравнительные
характеристики
объектов
и
явлений
.
Например
,
в
6-
м
классе
можно
дать
сравнительную
характеристику
океанов
в
виде
следующей
таблицы
:
Название
океана
Площадь
,
млн
км
Географическое
положение
Особенности
1
2
3
4
Составление
сравнительных
характеристик
способствует
развитию
логического
мышления
,
анализа
и
синтеза
,
умений
найти
и
отобрать
материалы
,
найти
главное
и
установить
причины
,
которые
определяют
черты
сходства
и
различия
.
Для
работы
с
учебным
текстом
особенно
характерны
задания
на
одновременное
использование
текста
и
карт
,
сопоставление
данных
карт
и
текста
,
выделение
дополнительных
к
карте
сведений
,
найденных
в
тексте
.
Целесообразно
также
выводы
,
полученные
на
основе
анализа
карт
,
сопоставлять
с
текстом
.
С
текстом
сопоставляются
не
только
карты
,
но
и
иллюстративный
материал
учебника
.
Приемами
работы
с
учебным
текстом
также
являются
гра
-
фическое
выражение
текста
(
составление
структурных
и
классификационных
схем
,
таблиц
и
другой
графики
),
оформление
учебного
материала
в
виде
тезисов
,
конспектов
,
самостоятельное
изучение
учебного
материала
.
По
текущей
информации
и
дополнительной
литературе
ученики
готовят
географические
информации
,
сообщения
,
рефераты
и
доклады
.
Использование
учебника
сопровождается
словарной
работой
.
Перед
учителем
стоит
задача
—
систематически
развивать
и
обогащать
речь
учащихся
,
пополнять
их
словарный
запас
прочным
знанием
необходимых
географических
терминов
,
понятий
,
названий
.
Новые
слова
записываются
на
доске
,
объясняется
их
значение
.
Учащиеся
записывают
новые
термины
,
понятия
,
названия
в
рабочие
тетради
.
Работа
по
вопросам
и
заданиям
учебника
включает
работу
со
всеми
его
компонентами
(
текстом
,
рисунками
и
т
.
д
.),
картами
атласа
.
Основным
и
наиболее
важным
приемом
работы
с
вопросами
и
заданиями
является
умение
выбрать
необходимые
для
ответа
источники
информации
.
Например
,
для
того
чтобы
от
-
ветить
на
вопрос
«
Какие
факторы
относятся
к
климатообразующим
?»,
ученик
должен
воспользоваться
текстом
учебника
.
Для
выполнения
задания
«
Определить
протяженность
Восточно
-
Европейской
равнины
с
севера
на
юг
по
меридиану
40°
восточной
долготы
,
с
запада
на
восток
по
параллели
50°
северной
широты
»
ученик
должен
обратиться
к
карте
.
Для
ответа
на
вопрос
, «
По
каким
признакам
вы
сможете
установить
,
что
перед
вами
не
обычная
гора
,
а
вулкан
?»
учащиеся
обращаются
к
рисункам
и
схемам
.
Важное
значение
имеет
работа
с
иллюстративным
материалом
учебника
.
В
учебниках
даются
задания
и
разъяснения
под
рисунками
.
Они
направляют
познавательную
деятельность
учащихся
.
Опытные
учителя
дополняют
эти
задания
,
дают
варианты
к
ним
.
Важна
подготовка
заданий
и
специальных
вопросов
,
направленных
на
выявление
в
рисунке
географического
содержания
и
специфики
.
Иллюстрации
используются
на
различных
этапах
процесса
обучения
(
при
проверке
знаний
,
изучении
нового
материала
,
его
закреплении
,
обобщении
и
систематизации
знаний
).
Работа
с
иллюстрациями
обязательно
должна
сочетаться
с
работой
на
карте
.
Наиболее
распространенная
форма
работы
с
иллюстрациями
—
беседа
,
в
ходе
которой
учитель
направляет
учащихся
на
рассмотрение
рисунков
и
вычленение
характерных
признаков
,
объектов
и
явлений
.
В
качестве
примера
рассмотрим
использование
рисунка
«
Бархан
»
при
изучении
изменения
равнин
под
влиянием
ветра
.
На
рисунке
хорошо
различаются
наветренный
и
подветренный
склоны
песчаного
холма
.
Работа
с
рисунком
начинается
с
его
общего
восприятия
,
в
результате
чего
учащиеся
получают
представление
о
барханах
.
Затем
учитель
ставит
вопросы
,
направляющие
внимание
учащихся
на
установление
основных
признаков
бархана
и
на
выяснение
условий
его
образования
:
—
Что
представляет
собой
бархан
?
Какова
форма
его
склонов
?
—
В
какую
сторону
дует
ветер
и
в
какую
,
сторону
относительно
ветра
расположен
пологий
склон
?
—
Почему
наветренный
склон
пологий
,
а
подветренный
—
крутой
?
—
Бархан
неподвижен
или
движется
?
Наряду
с
беседой
возможна
и
самостоятельная
работа
учащихся
с
иллюстрациями
.
Учитель
дает
ученикам
ряд
вопросов
.
Учащиеся
с
помощью
рисунка
самостоятельно
готовят
ответы
на
вопросы
.
Работа
с
учебником
должна
усложняться
от
класса
к
классу
.
В
средних
классах
чаще
практикуется
объяснительное
чтение
,
выборочное
чтение
,
составление
простого
и
развернутого
планов
.
В
старших
классах
—
графическое
выражение
текста
,
сопоставление
текста
с
картой
и
иллюстративным
материалом
,
составление
тезисов
,
конспектов
,
самостоятельная
подготовка
докладов
,
рефератов
,
сообщений
.
Особое
внимание
надо
обратить
на
работу
школьников
при
подготовке
домашних
заданий
.
Нужно
,
чтобы
ученик
сознательно
относился
к
любому
компоненту
школьной
книги
и
использовал
это
при
работе
с
учебником
.
Это
возможно
,
когда
учащиеся
на
уроках
овладеют
приемами
работы
с
различными
частями
учебной
книги
.
При
работе
с
учебником
необходимо
соблюдать
следующие
требования
:
1)
систематическое
использование
учебника
на
всех
этапах
обучения
:
при
изучении
нового
учебного
материала
,
проверке
,
закреплении
и
обобщении
знаний
;
2)
целенаправленное
обучение
школьников
умениям
работать
со
всеми
элементами
учебника
;
3)
поэтапное
усложнение
видов
работы
с
учебником
;
4)
применение
учебника
в
сочетании
с
другими
средствами
обучения
:
картами
,
учебными
картинами
,
аудиовизуальными
средствами
,
материалами
внеклассного
чтения
и
др
.
Учитель
и
учащиеся
должны
прочно
усвоить
,
что
в
учебнике
нет
ничего
лишнего
,
и
надо
научить
работать
школьников
со
всеми
компонентами
и
элементами
учебной
книги
.
В
практике
обучения
учителя
недостаточно
обращают
внимание
на
анализ
учебного
текста
,
больше
—
на
иллюстративный
материал
;
школьники
при
подготовке
домашних
заданий
,
как
правило
,
ограничиваются
чтением
текста
,
не
обращая
внимания
на
другие
структурные
компоненты
учебника
.
Использование
учебника
имеет
огромное
образовательное
и
воспитательное
значение
.
Книга
—
важнейший
источник
знаний
.
Если
педагог
научит
ученика
черпать
из
него
духовные
ценности
,
то
выпускники
в
дальнейшем
будут
духовно
расти
и
развиваться
.
5.6.
Наблюдения
в
обучении
географии
Наблюдения
—
важнейшее
средство
обучения
.
Они
могут
быть
регулярными
(
систематическими
)
и
эпизодическими
.
Проводятся
во
внеучебное
время
.
Обычно
эпизодические
наблюдения
осуществляются
во
время
программных
и
внепрограммных
экскурсий
,
туристических
походов
.
Наблюдения
ведутся
за
местными
географическими
объектами
и
явлениями
(
погодой
,
водным
объектом
,
растительностью
и
животными
,
сельскохозяйственными
работами
,
работой
железнодорожного
транспорта
,
речного
порта
и
т
.
д
.).
Имеются
обязательные
,
программные
наблюдения
,
и
необязательные
,
внепрограммные
.
Большинство
наблюдений
проводится
в
начальном
курсе
.
Желательны
они
и
при
изучении
других
курсов
,
в
особенности
курса
географии
Беларуси
.
В
этом
курсе
почти
по
каждой
теме
можно
предложить
учащимся
задания
по
изучению
своего
края
—
природных
условий
,
населения
,
хозяйства
.
Собранные
краеведческие
материалы
нужно
использовать
при
изучении
соответствующих
тем
.
Это
будет
активизировать
учебный
процесс
,
содействовать
сознательному
усвоению
учебного
материала
.
Наблюдения
дают
возможность
накопить
конкретный
фактический
материал
из
самой
реальной
действительности
и
использовать
его
в
процессе
обучения
для
создания
представлений
,
формирования
понятий
,
изучения
причинно
-
следственных
связей
,
установления
закономерностей
.
Наблюдения
содействуют
развитию
наблюдательности
школьников
.
Это
важнейшее
качество
нужно
каждому
человеку
.
Учитель
разрабатывает
инструкцию
по
наблюдению
,
организует
наблюдения
,
учит
пользоваться
приборами
,
фиксировать
результаты
наблюдений
в
бланковой
или
произвольной
форме
,
сравнивать
и
обрабатывать
эти
результаты
,
на
основе
анализа
полученных
данных
делать
аргументированные
выводы
.
На
начальных
этапах
учитель
обучает
проводить
наблюдения
,
затем
предоставляет
самостоятельность
в
их
проведении
.
Наблюдения
может
вести
каждый
ученик
в
отдельности
,
могут
проводиться
учащимися
в
порядке
очередности
или
коллективно
,
всем
классом
.
Обязателен
контроль
со
стороны
учителя
за
ходом
и
результатом
наблюдений
.
Этот
вид
учебной
работы
также
оценивается
учителем
.
Учитель
должен
не
только
организовать
наблюдения
,
но
и
направлять
внимание
на
определенные
виды
восприятия
,
фиксировать
внимание
на
конкретных
свойствах
объектов
и
явлений
.
Нужно
научить
замечать
и
то
,
что
выражено
неясно
:
лишь
в
результате
наблюдений
можно
обнаружить
такие
черты
,
свойства
,
которые
раньше
не
замечались
.
В
начальном
курсе
географии
средней
школы
программой
предусмотрена
организация
и
проведение
наблюдений
за
местным
водным
объектом
и
погодой
.
Наблюдения
за
местным
водным
объектом
.
Наиболее
распространенными
и
доступными
для
наблюдений
водными
объектами
являются
реки
и
озера
.
Цель
наблюдений
:
получение
новых
знаний
о
наземных
водах
суши
,
усвоение
простейших
приемов
гидрологических
наблюдений
,
формирование
на
местном
материале
представлений
и
понятий
о
реке
,
речной
долине
,
питании
и
режиме
рек
,
использовании
рек
человеком
и
их
охране
.
Можно
предложить
учащимся
следующую
систему
вопросов
для
наблюдения
за
местным
водоемом
(
рекой
,
озером
,
прудом
).
Осень
1.
Как
изменяется
температура
воды
водоема
по
месяцам
в
течение
осени
(
измерения
температуры
проводятся
в
середине
каждого
месяца
)?
2.
Как
изменяется
уровень
воды
из
месяца
в
месяц
?
3.
Какое
питание
получает
река
осенью
?
Какой
месяц
был
наиболее
дождливым
?
4.
Когда
у
берегов
стал
появляться
первый
тонкий
ледок
?
5.
Когда
замерзли
пруд
,
озеро
,
река
?
6.
Как
используется
водоем
в
осеннее
время
?
Зима
1.
Какая
температура
воды
в
проруби
?
2.
Есть
ли
на
реке
полыньи
?
Чем
они
обусловлены
?
3.
Какое
питание
получает
река
зимой
?
4.
Какой
уровень
воды
?
5.
Как
используется
водоем
в
зимнее
время
?
Весна
1.
Когда
началось
вскрытие
реки
от
ледяного
покрова
?
2.
Когда
начался
ледоход
и
когда
он
закончился
?
3.
Когда
был
наиболее
высокий
уровень
воды
?
Почему
?
4.
Как
вела
себя
река
в
половодье
?
Не
принесло
ли
половодье
бедствий
?
5.
Сравнить
температуру
воды
вначале
половодья
и
при
его
окончании
.
6.
Когда
река
вошла
в
свои
берега
?
7.
Как
используется
пойма
реки
после
половодья
?
Лето
(
задание
на
каникулы
)
1.
В
какой
летний
месяц
была
самая
теплая
вода
?
2.
Когда
был
самый
низкий
уровень
воды
?
3.
Какое
питание
получает
река
летом
?
4.
Когда
после
сильных
дождей
уровень
воды
поднимался
?
5.
Используется
ли
водоем
для
отдыха
,
полива
земель
,
водопоя
скота
?
Во
время
экскурсии
на
местную
реку
конкретизируются
понятия
«
река
», «
речная
долина
», «
пойма
», «
русло
», «
меандры
» (
излучины
).
Учащиеся
определяют
направление
течения
реки
,
ее
правый
и
левый
берега
,
измеряют
глубину
,
ширину
и
скорость
течения
реки
.
Выясняется
питание
и
режим
реки
,
ее
работа
по
разрушению
(
размыву
)
почв
и
грунта
,
транспортировке
продуктов
разрушения
и
их
накоплению
,
что
ведет
к
образованию
новых
форм
рельефа
и
горных
пород
.
Обращается
внимание
на
использование
реки
и
ее
долины
человеком
,
охрану
вод
.
По
результатам
наблюдений
и
экскурсионным
материалам
делается
описание
местного
водного
объекта
.
Примерный
план
1.
Название
и
общая
характеристика
расположения
водного
объекта
.
2.
Описание
реки
(
ширина
и
глубина
,
направление
и
скорость
течения
,
характер
берегов
,
связь
с
рельефом
и
горными
породами
).
3.
Питание
и
режим
реки
.
4.
Работа
реки
.
5.
Использование
реки
человеком
,
меры
по
охране
.
Знание
своей
реки
,
ее
особенностей
,
питания
и
режима
дает
возможность
учащимся
лучше
представить
и
сознательно
усвоить
учебный
материал
о
реках
материков
,
отдельных
регионов
и
стран
.
Наблюдения
за
погодой
.
Цель
наблюдений
:
научить
вести
наблюдения
за
погодой
,
пользоваться
метеоприборами
,
фиксировать
результаты
наблюдений
,
проводить
их
обработку
и
делать
описание
погоды
,
формировать
знания
об
элементах
и
явлениях
погоды
,
их
взаимосвязях
.
Наблюдения
за
погодой
в
7-
м
классе
начинаются
с
первых
дней
учебы
.
Определяется
температура
воздуха
,
атмосферное
давление
,
ветер
,
облачность
,
атмосферные
осадки
.
Для
проведения
работы
выделяются
по
списку
два
дежурных
на
каждый
,
день
наблюдения
.
Вначале
учитель
обязан
показать
ученикам
значение
таких
наблюдений
,
их
роль
и
принципы
организации
,
а
также
научить
их
пользоваться
термометром
,
барометром
,
флюгером
,
осадкомером
,
определять
облачность
,
направление
и
силу
ветра
,
записывать
их
условными
знаками
.
Первоначально
ученики
проводят
наблюдения
при
непосредственном
участии
учителя
.
Затем
эту
работу
они
выполняют
самостоятельно
.
Учитель
осуществляет
лишь
функции
контроля
.
Наблюдения
за
метеорологическими
элементами
желательно
проводить
три
раза
в
сутки
в
часы
,
удобные
для
школьников
:
при
занятиях
в
первую
смену
—
утром
до
уроков
,
днем
после
них
и
вечером
,
при
занятиях
во
вторую
смену
—
утром
,
днем
до
уроков
и
вечером
после
них
.
Результаты
наблюдений
фиксируются
в
общеклассном
календаре
погоды
(
рис
. 9)
или
дневнике
погоды
.
Дневник
погоды
—
обычная
школьная
тетрадь
,
разделенная
на
семь
граф
(
дата
,
время
наблюдений
,
температура
,
атмосферное
давление
,
ветер
,
облачность
,
осадки
).
Температура
отмечается
в
градусах
,
атмосферное
давление
—
в
миллиметрах
ртутного
столба
,
ветер
—
по
направлениям
и
силе
(
слабый
,
средний
,
сильный
),
облачность
—
в
частях
неба
,
покрытых
облаками
,
или
в
баллах
.
Указывается
вид
и
количество
атмосферных
осадков
.
Очевидно
,
что
результаты
этих
наблюдений
будут
приблизительными
,
но
главное
достоинство
их
не
в
результатах
,
а
в
их
организации
и
проведении
,
а
также
в
полученных
умениях
.
По
данным
наблюдений
учащиеся
вычисляют
средние
температуры
(
суток
,
месяца
),
амплитуды
температур
,
составляют
графики
температур
,
вычерчивают
розу
ветров
,
диаграммы
облачности
и
осадков
и
дают
описание
погоды
за
определенный
период
.
План
описания
погоды
может
быть
следующий
.
1.
За
какой
промежуток
времени
(
день
,
неделя
,
месяц
)
дается
описание
.
2.
Наибольшая
,
наименьшая
и
средняя
температура
за
указанный
промежуток
времени
.
3.
Атмосферное
давление
,
изменение
давления
.
4.
Ветер
.
Направление
и
сила
.
Роза
ветров
.
5.
Облачность
.
Распределение
облачности
по
дням
.
6.
Осадки
.
Их
общее
количество
,
вид
осадков
и
время
выпадения
.
7.
Влияние
погоды
на
здоровье
людей
,
их
жизнь
и
деятельность
.
Обязательным
является
систематическое
применение
данных
,
полученных
при
наблюдениях
над
погодой
.
Они
необходимы
для
сравнения
климата
изучаемых
регионов
с
климатом
своей
местности
.
Только
при
таком
условии
будет
реализован
на
практике
краеведческий
принцип
обучения
географии
.
-