Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1617

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

4) 

нахождение

 

в

 

тексте

 

объяснения

 

географического

 

явления

  (

например

причин

 

вулканизма

), 

установление

 

географических

 

связей

 

и

 

зависимостей

  (

например

принципов

 

размещения

 

химической

легкой

 

промышленности

);

 

5) 

формулировка

 

выводов

  (

например

сделать

 

вывод

 

о

 

факторах

 

формирования

 

климата

).

 

По

 

тексту

 

учащиеся

 

выполняют

 

различные

 

самостоятельные

 

работы

важнейшая

 

из

 

них

 

— 

составление

 

развернутого

 

плана

 

изучаемой

 

темы

У

 

учащихся

 

вырабатывается

 

умение

 

выделять

 

из

 

прочитанного

 

главное

отмечать

 

наиболее

 

характерное

 

в

 

географическом

 

объекте

 

и

 

явлении

устанавливать

 

логическую

 

связь

 

и

 

последовательность

 

в

 

учебном

 

материале

делать

 

выводы

 

и

 

сводить

 

материал

  (

обобщать

в

 

единый

 

план

излагать

 

по

 

этому

 

плану

Для

 

составления

 

развернутого

 

плана

 

по

 

теме

 

выделяют

 

основные

 

ее

 

положения

Объясняется

как

 

пользоваться

 

аппаратом

 

ориентировки

  (

подзаголовками

различием

 

в

 

шрифтах

делением

 

на

 

абзацы

). 

На

 

первых

 

порах

 

ученики

 

выполняют

 

работу

 

под

 

руководством

 

учителя

а

 

затем

 

самостоятельно

.

 

В

 

качестве

 

примера

 

приводится

 

развернутый

 

план

 

по

 

теме

 «

Равнины

» (

б

-

й

 

класс

).

 

План

 

1

Определение

 

термина

 «

равнина

». 

Примеры

 

равнин

.

 

2. 

Виды

 

равнин

 

по

 

характеру

 

поверхности

.

 

2.1. 

Плоские

 

равнины

Примеры

 

плоских

 

равнин

.

 

2.2. 

Холмистые

 

равнины

Примеры

 

холмистых

 

равнин

.

 

3. 

Различие

 

равнин

 

по

 

абсолютной

 

высоте

.

 

3.1. 

Низменности

обозначение

 

их

 

на

 

физической

 

карте

Примеры

 

низменностей

.

 

3.2. 

Возвышенности

обозначение

 

их

 

на

 

физической

 

карте

Примеры

.

 

3.3. 

Плоскогорья

обозначение

 

их

 

на

 

физической

 

карте

Примеры

.

 

3.4. 

Впадины

обозначение

 

их

 

на

 

физической

 

карте

Примеры

.

 

4. 

Равнины

 

удобны

 

для

 

жизни

 

и

 

хозяйственной

 

деятельности

 

человека

.

 

На

 

основе

 

текста

 

учебника

карт

иллюстративного

 

материала

 

составляются

 

сравнительные

 

характеристики

 

объектов

 

и

 

явлений

Например

в

  6-

м

 

классе

 

можно

 

дать

 

сравнительную

 

характеристику

 

океанов

 

в

 

виде

 

следующей

 

таблицы

:

 

Название

 

океана

 

Площадь

млн

 

км

 

Географическое

 

положение

 

Особенности

 

1

 

2

 

3

 

4

 

Составление

 

сравнительных

 

характеристик

 

способствует

 

развитию

 

логического

 

мышления

анализа

 

и

 

синтеза

умений

 

найти

 

и

 

отобрать

 

материалы

найти

 

главное

 

и

 

установить

 

причины

которые

 

определяют

 

черты

 

сходства

 

и

 

различия

.

 

Для

 

работы

 

с

 

учебным

 

текстом

 

особенно

 

характерны

 

задания

 

на

 

одновременное

 

использование

 

текста

 

и

 

карт

сопоставление

 

данных

 

карт

 

и

 

текста

выделение

 

дополнительных

 

к

 

карте

 

сведений

найденных

 

в

 

тексте

Целесообразно

 

также

 

выводы

полученные

 

на

 

основе

 

анализа

 

карт

сопоставлять

 

с

 

текстом

С

 

текстом

 

сопоставляются

 

не

 

только

 

карты

но

 

и

 

иллюстративный

 

материал

 

учебника

Приемами

 

работы

 

с

 

учебным

 

текстом

 

также

 

являются

 

гра

-

фическое

 

выражение

 

текста

  (

составление

 

структурных

 

и

 

классификационных

 

схем

таблиц

 

и

 

другой

 

графики

), 

оформление

 

учебного

 

материала

 

в

 

виде

 

тезисов

конспектов

самостоятельное

 

изучение

 

учебного

 

материала

По

 

текущей

 

информации

 

и

 

дополнительной

 

литературе

 

ученики

 

готовят

 

географические

 

информации

сообщения

рефераты

 

и

 

доклады

.

 

Использование

 

учебника

 

сопровождается

 

словарной

 

работой

Перед

 

учителем

 

стоит

 

задача

 — 

систематически

 

развивать

 

и

 

обогащать

 

речь

 

учащихся

пополнять

 

их

 

словарный

 

запас

 

прочным

 

знанием

 

необходимых

 

географических

 

терминов

понятий

названий

Новые

 

слова

 

записываются

 

на

 

доске

объясняется

 

их

 

значение

Учащиеся

 

записывают

 

новые

 

термины

понятия

названия

 

в

 

рабочие

 

тетради

.

 

Работа

 

по

 

вопросам

 

и

 

заданиям

 

учебника

 

включает

 

работу

 

со

 

всеми

 

его

 

компонентами

 

(

текстом

рисунками

 

и

 

т

д

.), 

картами

 

атласа

.

 

Основным

 

и

 

наиболее

 

важным

 

приемом

 

работы

 

с

 

вопросами

 

и

 

заданиями

 

является

 

умение

 

выбрать

 

необходимые

 

для

 

ответа

 

источники

 

информации

Например

для

 

того

 

чтобы

 

от

-

ветить

 

на

 

вопрос

  «

Какие

 

факторы

 

относятся

 

к

 

климатообразующим

?», 

ученик

 

должен

 

воспользоваться

 

текстом

 

учебника

Для

 

выполнения

 

задания

  «

Определить

 

протяженность

 

Восточно

-

Европейской

 

равнины

 

с

 

севера

 

на

 

юг

 

по

 

меридиану

 40° 

восточной

 

долготы

с

 

запада

 

на

 

восток

 

по

 

параллели

 50° 

северной

 

широты

» 

ученик

 

должен

 

обратиться

 

к

 

карте

Для

 

ответа

 

на

 

вопрос

,  «

По

 

каким

 

признакам

 

вы

 

сможете

 

установить

что

 

перед

 

вами

 

не

 

обычная

 

гора

а

 

вулкан

?» 

учащиеся

 

обращаются

 

к

 

рисункам

 

и

 

схемам

.

 


background image

Важное

 

значение

 

имеет

 

работа

 

с

 

иллюстративным

 

материалом

 

учебника

В

 

учебниках

 

даются

 

задания

 

и

 

разъяснения

 

под

 

рисунками

Они

 

направляют

 

познавательную

 

деятельность

 

учащихся

Опытные

 

учителя

 

дополняют

 

эти

 

задания

дают

 

варианты

 

к

 

ним

Важна

 

подготовка

 

заданий

 

и

 

специальных

 

вопросов

направленных

 

на

 

выявление

 

в

 

рисунке

 

географического

 

содержания

 

и

 

специфики

.

 

Иллюстрации

 

используются

 

на

 

различных

 

этапах

 

процесса

 

обучения

  (

при

 

проверке

 

знаний

изучении

 

нового

 

материала

его

 

закреплении

обобщении

 

и

 

систематизации

 

знаний

). 

Работа

 

с

 

иллюстрациями

 

обязательно

 

должна

 

сочетаться

 

с

 

работой

 

на

 

карте

Наиболее

 

распространенная

 

форма

 

работы

 

с

 

иллюстрациями

  — 

беседа

в

 

ходе

 

которой

 

учитель

 

направляет

 

учащихся

 

на

 

рассмотрение

 

рисунков

 

и

 

вычленение

 

характерных

 

признаков

объектов

 

и

 

явлений

В

 

качестве

 

примера

 

рассмотрим

 

использование

 

рисунка

  «

Бархан

» 

при

 

изучении

 

изменения

 

равнин

 

под

 

влиянием

 

ветра

На

 

рисунке

 

хорошо

 

различаются

 

наветренный

 

и

 

подветренный

 

склоны

 

песчаного

 

холма

Работа

 

с

 

рисунком

 

начинается

 

с

 

его

 

общего

 

восприятия

в

 

результате

 

чего

 

учащиеся

 

получают

 

представление

 

о

 

барханах

Затем

 

учитель

 

ставит

 

вопросы

направляющие

 

внимание

 

учащихся

 

на

 

установление

 

основных

 

признаков

 

бархана

 

и

 

на

 

выяснение

 

условий

 

его

 

образования

:

 

—  

Что

 

представляет

 

собой

 

бархан

Какова

 

форма

 

его

 

склонов

?

 

—   

В

 

какую

 

сторону

 

дует

 

ветер

 

и

 

в

 

какую

сторону

 

относительно

 

ветра

 

расположен

 

пологий

 

склон

?

 

— 

Почему

 

наветренный

 

склон

 

пологий

а

 

подветренный

 —

 

крутой

?

 

— 

Бархан

 

неподвижен

 

или

 

движется

?

 

Наряду

 

с

 

беседой

 

возможна

 

и

 

самостоятельная

 

работа

 

учащихся

 

с

 

иллюстрациями

Учитель

 

дает

 

ученикам

 

ряд

 

вопросов

Учащиеся

 

с

 

помощью

 

рисунка

 

самостоятельно

 

готовят

 

ответы

 

на

 

вопросы

.

 

Работа

 

с

 

учебником

 

должна

 

усложняться

 

от

 

класса

 

к

 

классу

В

 

средних

 

классах

 

чаще

 

практикуется

 

объяснительное

 

чтение

выборочное

 

чтение

составление

 

простого

 

и

 

развернутого

 

планов

В

 

старших

 

классах

 — 

графическое

 

выражение

 

текста

сопоставление

 

текста

 

с

 

картой

 

и

 

иллюстративным

 

материалом

составление

 

тезисов

конспектов

самостоятельная

 

подготовка

 

докладов

рефератов

сообщений

.

 

Особое

 

внимание

 

надо

 

обратить

 

на

 

работу

 

школьников

 

при

 

подготовке

 

домашних

 

заданий

Нужно

чтобы

 

ученик

 

сознательно

 

относился

 

к

 

любому

 

компоненту

 

школьной

 

книги

 

и

 

использовал

 

это

 

при

 

работе

 

с

 

учебником

Это

 

возможно

когда

 

учащиеся

 

на

 

уроках

 

овладеют

 

приемами

 

работы

 

с

 

различными

 

частями

 

учебной

 

книги

.

 

При

 

работе

 

с

 

учебником

 

необходимо

 

соблюдать

 

следующие

 

требования

:

 

1) 

систематическое

 

использование

 

учебника

 

на

 

всех

 

этапах

 

обучения

при

 

изучении

 

нового

 

учебного

 

материала

проверке

закреплении

 

и

 

обобщении

 

знаний

;

 

2) 

целенаправленное

 

обучение

 

школьников

 

умениям

 

работать

 

со

 

всеми

 

элементами

 

учебника

;  

3) 

поэтапное

 

усложнение

 

видов

 

работы

 

с

 

учебником

;

 

4) 

применение

 

учебника

 

в

 

сочетании

 

с

 

другими

 

средствами

 

обучения

картами

учебными

 

картинами

аудиовизуальными

 

средствами

материалами

 

внеклассного

 

чтения

 

и

 

др

.

 

Учитель

 

и

 

учащиеся

 

должны

 

прочно

 

усвоить

что

 

в

 

учебнике

 

нет

 

ничего

 

лишнего

и

 

надо

 

научить

 

работать

 

школьников

 

со

 

всеми

 

компонентами

 

и

 

элементами

 

учебной

 

книги

В

 

практике

 

обучения

 

учителя

 

недостаточно

 

обращают

 

внимание

 

на

 

анализ

 

учебного

 

текста

больше

  — 

на

 

иллюстративный

 

материал

школьники

 

при

 

подготовке

 

домашних

 

заданий

как

 

правило

ограничиваются

 

чтением

 

текста

не

 

обращая

 

внимания

 

на

 

другие

 

структурные

 

компоненты

 

учебника

.

 

Использование

 

учебника

 

имеет

 

огромное

 

образовательное

 

и

 

воспитательное

 

значение

Книга

 — 

важнейший

 

источник

 

знаний

Если

 

педагог

 

научит

 

ученика

 

черпать

 

из

 

него

 

духовные

 

ценности

то

 

выпускники

 

в

 

дальнейшем

 

будут

 

духовно

 

расти

 

и

 

развиваться

 

5.6. 

Наблюдения

 

в

 

обучении

 

географии

 

Наблюдения

  — 

важнейшее

 

средство

 

обучения

Они

 

могут

 

быть

 

регулярными

 

(

систематическими

и

 

эпизодическими

Проводятся

 

во

 

внеучебное

 

время

Обычно

 

эпизодические

 

наблюдения

 

осуществляются

 

во

 

время

 

программных

 

и

 

внепрограммных

 

экскурсий

туристических

 

походов

Наблюдения

 

ведутся

 

за

 

местными

 

географическими

 

объектами

 

и

 

явлениями

  (

погодой

водным

 

объектом

растительностью

 

и

 

животными


background image

сельскохозяйственными

 

работами

работой

 

железнодорожного

 

транспорта

речного

 

порта

 

и

 

т

д

.). 

Имеются

 

обязательные

программные

 

наблюдения

и

 

необязательные

внепрограммные

Большинство

 

наблюдений

 

проводится

 

в

 

начальном

 

курсе

Желательны

 

они

 

и

 

при

 

изучении

 

других

 

курсов

в

 

особенности

 

курса

 

географии

 

Беларуси

В

 

этом

 

курсе

 

почти

 

по

 

каждой

 

теме

 

можно

 

предложить

 

учащимся

 

задания

 

по

 

изучению

 

своего

 

края

  — 

природных

 

условий

населения

хозяйства

Собранные

 

краеведческие

 

материалы

 

нужно

 

использовать

 

при

 

изучении

 

соответствующих

 

тем

Это

 

будет

 

активизировать

 

учебный

 

процесс

содействовать

 

сознательному

 

усвоению

 

учебного

 

материала

.

 

Наблюдения

 

дают

 

возможность

 

накопить

 

конкретный

 

фактический

 

материал

 

из

 

самой

 

реальной

 

действительности

 

и

 

использовать

 

его

 

в

 

процессе

 

обучения

 

для

 

создания

 

представлений

формирования

 

понятий

изучения

 

причинно

-

следственных

 

связей

установления

 

закономерностей

Наблюдения

 

содействуют

 

развитию

 

наблюдательности

 

школьников

Это

 

важнейшее

 

качество

 

нужно

 

каждому

 

человеку

.

 

Учитель

 

разрабатывает

 

инструкцию

 

по

 

наблюдению

организует

 

наблюдения

учит

 

пользоваться

 

приборами

фиксировать

 

результаты

 

наблюдений

 

в

 

бланковой

 

или

 

произвольной

 

форме

сравнивать

 

и

 

обрабатывать

 

эти

 

результаты

на

 

основе

 

анализа

 

полученных

 

данных

 

делать

 

аргументированные

 

выводы

.

 

На

 

начальных

 

этапах

 

учитель

 

обучает

 

проводить

 

наблюдения

затем

 

предоставляет

 

самостоятельность

 

в

 

их

 

проведении

Наблюдения

 

может

 

вести

 

каждый

 

ученик

 

в

 

отдельности

могут

 

проводиться

 

учащимися

 

в

 

порядке

 

очередности

 

или

 

коллективно

всем

 

классом

Обязателен

 

контроль

 

со

 

стороны

 

учителя

 

за

 

ходом

 

и

 

результатом

 

наблюдений

Этот

 

вид

 

учебной

 

работы

 

также

 

оценивается

 

учителем

.

 

Учитель

 

должен

 

не

 

только

 

организовать

 

наблюдения

но

 

и

 

направлять

 

внимание

 

на

 

определенные

 

виды

 

восприятия

фиксировать

 

внимание

 

на

 

конкретных

 

свойствах

 

объектов

 

и

 

явлений

Нужно

 

научить

 

замечать

 

и

 

то

что

 

выражено

 

неясно

лишь

 

в

 

результате

 

наблюдений

 

можно

 

обнаружить

 

такие

 

черты

свойства

которые

 

раньше

 

не

 

замечались

.

 

В

 

начальном

 

курсе

 

географии

 

средней

 

школы

 

программой

 

предусмотрена

 

организация

 

и

 

проведение

 

наблюдений

 

за

 

местным

 

водным

 

объектом

 

и

 

погодой

.

 

Наблюдения

 

за

 

местным

 

водным

 

объектом

Наиболее

 

распространенными

 

и

 

доступными

 

для

 

наблюдений

 

водными

 

объектами

 

являются

 

реки

 

и

 

озера

.

 

Цель

 

наблюдений

получение

 

новых

 

знаний

 

о

 

наземных

 

водах

 

суши

усвоение

 

простейших

 

приемов

 

гидрологических

 

наблюдений

формирование

 

на

 

местном

 

материале

 

представлений

 

и

 

понятий

 

о

 

реке

речной

 

долине

питании

 

и

 

режиме

 

рек

использовании

 

рек

 

человеком

 

и

 

их

 

охране

.

 

Можно

 

предложить

 

учащимся

 

следующую

 

систему

 

вопросов

 

для

 

наблюдения

 

за

 

местным

 

водоемом

 (

рекой

озером

прудом

).

 

Осень

 

1. 

Как

 

изменяется

 

температура

 

воды

 

водоема

 

по

 

месяцам

 

в

 

течение

 

осени

  (

измерения

 

температуры

 

проводятся

 

в

 

середине

 

каждого

 

месяца

)?

 

2. 

Как

 

изменяется

 

уровень

 

воды

 

из

 

месяца

 

в

 

месяц

?  

3. 

Какое

 

питание

 

получает

 

река

 

осенью

Какой

 

месяц

 

был

 

наиболее

 

дождливым

?

 

4. 

Когда

 

у

 

берегов

 

стал

 

появляться

 

первый

 

тонкий

 

ледок

?

 

5. 

Когда

 

замерзли

 

пруд

озеро

река

?

 

6. 

Как

 

используется

 

водоем

 

в

 

осеннее

 

время

?

 

Зима

 

1. 

Какая

 

температура

 

воды

 

в

 

проруби

?

 

2. 

Есть

 

ли

 

на

 

реке

 

полыньи

Чем

 

они

 

обусловлены

?

 

3. 

Какое

 

питание

 

получает

 

река

 

зимой

?

 

4. 

Какой

 

уровень

 

воды

?

 

5. 

Как

 

используется

 

водоем

 

в

 

зимнее

 

время

?

 

Весна

 

1. 

Когда

 

началось

 

вскрытие

 

реки

 

от

 

ледяного

 

покрова

?

 

2. 

Когда

 

начался

 

ледоход

 

и

 

когда

 

он

 

закончился

?

 

3. 

Когда

 

был

 

наиболее

 

высокий

 

уровень

 

воды

Почему

?

 

4. 

Как

 

вела

 

себя

 

река

 

в

 

половодье

Не

 

принесло

 

ли

 

половодье

 

бедствий

?

 

5.  

Сравнить

 

температуру

 

воды

 

вначале

 

половодья

 

и

 

при

 

его

 

окончании

.

 

6. 

Когда

 

река

 

вошла

 

в

 

свои

 

берега

?

 

7. 

Как

 

используется

 

пойма

 

реки

 

после

 

половодья

?

 

 


background image

Лето

 (

задание

 

на

 

каникулы

)

 

1. 

В

 

какой

 

летний

 

месяц

 

была

 

самая

 

теплая

 

вода

?

 

2. 

Когда

 

был

 

самый

 

низкий

 

уровень

 

воды

?

 

3. 

Какое

 

питание

 

получает

 

река

 

летом

?

 

4. 

Когда

 

после

 

сильных

 

дождей

 

уровень

 

воды

 

поднимался

?

 

5.  

Используется

 

ли

 

водоем

 

для

 

отдыха

полива

 

земель

водопоя

 

скота

?

 

Во

 

время

 

экскурсии

 

на

 

местную

 

реку

 

конкретизируются

 

понятия

  «

река

»,  «

речная

 

долина

»,  «

пойма

»,  «

русло

»,  «

меандры

»  (

излучины

). 

Учащиеся

 

определяют

 

направление

 

течения

 

реки

ее

 

правый

 

и

 

левый

 

берега

измеряют

 

глубину

ширину

 

и

 

скорость

 

течения

 

реки

Выясняется

 

питание

 

и

 

режим

 

реки

ее

 

работа

 

по

 

разрушению

  (

размыву

почв

 

и

 

грунта

транспортировке

 

продуктов

 

разрушения

 

и

 

их

 

накоплению

что

 

ведет

 

к

 

образованию

 

новых

 

форм

 

рельефа

 

и

 

горных

 

пород

Обращается

 

внимание

 

на

 

использование

 

реки

 

и

 

ее

 

долины

 

человеком

охрану

 

вод

.

 

По

 

результатам

 

наблюдений

 

и

 

экскурсионным

 

материалам

 

делается

 

описание

 

местного

 

водного

 

объекта

.

  

Примерный

 

план

 

1. 

Название

 

и

 

общая

 

характеристика

 

расположения

 

водного

 

объекта

.

 

2. 

Описание

 

реки

  (

ширина

 

и

 

глубина

направление

 

и

 

скорость

 

течения

характер

 

берегов

связь

 

с

 

рельефом

 

и

 

горными

 

породами

).

 

3. 

Питание

 

и

 

режим

 

реки

.

 

4. 

Работа

 

реки

.

 

5. 

Использование

 

реки

 

человеком

меры

 

по

 

охране

.

 

Знание

 

своей

 

реки

ее

 

особенностей

питания

 

и

 

режима

 

дает

 

возможность

 

учащимся

 

лучше

 

представить

 

и

 

сознательно

 

усвоить

 

учебный

 

материал

 

о

 

реках

 

материков

отдельных

 

регионов

 

и

 

стран

.

 

Наблюдения

 

за

 

погодой

Цель

 

наблюдений

научить

 

вести

 

наблюдения

 

за

 

погодой

пользоваться

 

метеоприборами

фиксировать

 

результаты

 

наблюдений

проводить

 

их

 

обработку

 

и

 

делать

 

описание

 

погоды

формировать

 

знания

 

об

 

элементах

 

и

 

явлениях

 

погоды

их

 

взаимосвязях

.

 

Наблюдения

 

за

 

погодой

 

в

  7-

м

 

классе

 

начинаются

 

с

 

первых

 

дней

 

учебы

Определяется

 

температура

 

воздуха

атмосферное

 

давление

ветер

облачность

атмосферные

 

осадки

Для

 

проведения

 

работы

 

выделяются

 

по

 

списку

 

два

 

дежурных

 

на

 

каждый

день

 

наблюдения

Вначале

 

учитель

 

обязан

 

показать

 

ученикам

 

значение

 

таких

 

наблюдений

их

 

роль

 

и

 

принципы

 

организации

а

 

также

 

научить

 

их

 

пользоваться

 

термометром

барометром

флюгером

осадкомером

определять

 

облачность

направление

 

и

 

силу

 

ветра

записывать

 

их

 

условными

 

знаками

Первоначально

 

ученики

 

проводят

 

наблюдения

 

при

 

непосредственном

 

участии

 

учителя

Затем

 

эту

 

работу

 

они

 

выполняют

 

самостоятельно

Учитель

 

осуществляет

 

лишь

 

функции

 

контроля

.

 

Наблюдения

 

за

 

метеорологическими

 

элементами

 

желательно

 

проводить

 

три

 

раза

 

в

 

сутки

 

в

 

часы

удобные

 

для

 

школьников

при

 

занятиях

 

в

 

первую

 

смену

 — 

утром

 

до

 

уроков

днем

 

после

 

них

 

и

 

вечером

при

 

занятиях

 

во

 

вторую

 

смену

 — 

утром

днем

 

до

 

уроков

 

и

 

вечером

 

после

 

них

Результаты

 

наблюдений

 

фиксируются

 

в

 

общеклассном

 

календаре

 

погоды

  (

рис

.  9) 

или

 

дневнике

 

погоды

Дневник

 

погоды

  — 

обычная

 

школьная

 

тетрадь

разделенная

 

на

 

семь

 

граф

 

(

дата

время

 

наблюдений

температура

атмосферное

 

давление

ветер

облачность

осадки

). 

Температура

 

отмечается

 

в

 

градусах

атмосферное

 

давление

 — 

в

 

миллиметрах

 

ртутного

 

столба

ветер

  — 

по

 

направлениям

 

и

 

силе

  (

слабый

средний

сильный

), 

облачность

  — 

в

 

частях

 

неба

покрытых

 

облаками

или

 

в

 

баллах

Указывается

 

вид

 

и

 

количество

 

атмосферных

 

осадков

.

 

Очевидно

что

 

результаты

 

этих

 

наблюдений

 

будут

 

приблизительными

но

 

главное

 

достоинство

 

их

 

не

 

в

 

результатах

а

 

в

 

их

 

организации

 

и

 

проведении

а

 

также

 

в

 

полученных

 

умениях

.

 

По

 

данным

 

наблюдений

 

учащиеся

 

вычисляют

 

средние

 

температуры

  (

суток

месяца

), 

амплитуды

 

температур

составляют

 

графики

 

температур

вычерчивают

 

розу

 

ветров

диаграммы

 

облачности

 

и

 

осадков

 

и

 

дают

 

описание

 

погоды

 

за

 

определенный

 

период

План

 

описания

 

погоды

 

может

 

быть

 

следующий

.

 

1. 

За

 

какой

 

промежуток

 

времени

 (

день

неделя

месяц

дается

 

описание

.

 

2. 

Наибольшая

наименьшая

 

и

 

средняя

 

температура

 

за

 

указанный

 

промежуток

 

времени

.

 

3. 

Атмосферное

 

давление

изменение

 

давления

.

 

4. 

Ветер

Направление

 

и

 

сила

Роза

 

ветров

.

 

5. 

Облачность

Распределение

 

облачности

 

по

 

дням

.

 


background image

6. 

Осадки

Их

 

общее

 

количество

вид

 

осадков

 

и

 

время

 

выпадения

.

 

7. 

Влияние

 

погоды

 

на

 

здоровье

 

людей

их

 

жизнь

 

и

 

деятельность

.

 

Обязательным

 

является

 

систематическое

 

применение

 

данных

полученных

 

при

 

наблюдениях

 

над

 

погодой

Они

 

необходимы

 

для

 

сравнения

 

климата

 

изучаемых

 

регионов

 

с

 

климатом

 

своей

 

местности

Только

 

при

 

таком

 

условии

 

будет

 

реализован

 

на

 

практике

 

краеведческий

 

принцип

 

обучения

 

географии

.