ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1618
Скачиваний: 18
Цифровые
показатели
в
школьной
географии
выражаются
в
абсолютных
показателях
(
т
,
км
,
кВт
/
ч
)
и
в
относительных
величинах
(
процентах
,
долях
).
Последние
наиболее
наглядно
характеризуют
объекты
,
явления
и
лучше
запоминаются
,
чем
абсолютные
величины
.
Легче
запомнить
соотношение
суши
и
Мирового
океана
в
процентах
(71
%
: 29 %),
чем
в
абсолютных
единицах
(361
млн
км
2
:149
млн
км
2
).
Относительные
цифровые
показатели
менее
подвержены
изменениям
.
В
содержании
школьной
географии
есть
следующие
группы
цифровых
показателей
:
одиночные
цифры
(
несгруппированные
показатели
) —
преимущественно
в
абсолютных
вели
-
чинах
;
групповые
цифры
—
статистические
таблицы
;
цифровые
показатели
,
выраженные
графически
,
наглядно
, —
графики
,
диаграммы
,
картограммы
,
картодиаграммы
.
Каждая
группа
цифровых
показателей
имеет
свои
особенности
работы
с
ними
,
свою
методику
изучения
.
С
несгруппрированными
цифровыми
показателями
существуют
различные
приемы
работы
.
Прием
цифровых
ориентиров
.
Для
этого
учитель
подбирает
в
процессе
изучения
наиболее
важные
,
часто
употребляющиеся
,
наиболее
типичные
цифровые
показатели
.
Отбор
таких
показателей
определяется
значимостью
объекта
,
характером
самой
цифры
,
удобством
для
запоминания
.
К
ним
относятся
:
длина
экватора
,
площадь
Мирового
океана
и
суши
,
длина
самой
длинной
реки
,
глубина
самого
глубокого
озера
,
численность
населения
Земли
,
площадь
самой
крупной
страны
,
цифровые
показатели
по
своей
стране
,
некоторые
статистические
показатели
(
производство
электроэнергии
,
чугуна
,
стали
и
др
.).
Эти
цифры
—
масштабные
ориентиры
для
других
цифр
.
Их
нужно
реально
представить
,
для
чего
учащиеся
должны
знать
единицы
измерений
.
По
отношению
к
цифровым
ориентирам
определяется
важность
других
объектов
,
соотношение
новых
цифр
с
ранее
известными
.
Именно
цифровые
ориентиры
подлежат
запоминанию
.
Особенно
важно
знание
местных
Цифровых
показателей
,
что
дает
возможность
более
наглядно
представить
в
результате
сравнения
отдаленные
объекты
и
яв
-
ления
.
Прием
количественных
ступеней
.
Цифровые
показатели
делятся
на
4
большие
группы
:
малые
,
средние
,
большие
и
очень
большие
.
Таким
образом
можно
провести
типологию
стран
по
площади
,
населению
,
хозяйственному
освоению
,
рек
—
по
длине
,
озер
—
по
площади
и
глубине
и
так
далее
,
что
дает
возможность
упорядочить
изучаемые
объекты
,
явления
.
Сравнение
цифр
—
один
из
главных
приемов
работы
с
цифровым
материалом
.
Лишь
путем
сравнения
цифр
устанавливаются
величина
,
порядок
объектов
.
Особенно
полезно
срав
-
нивать
цифры
,
одна
из
которых
известна
,
другая
—
новая
.
При
сравнении
выявляются
такие
стороны
и
особенности
объектов
и
явлений
,
которые
обычно
остаются
вне
поля
зрения
.
Округление
цифр
дает
возможность
легче
оперировать
цифрами
,
быстрее
запоминать
их
.
Однако
округление
лишает
цифру
оригинальности
,
неповторимости
.
Поэтому
наиболее
важные
цифровые
показатели
запоминаются
без
округления
.
Конкретизация
цифр
.
Школьникам
младшего
и
среднего
возраста
очень
трудно
представить
себе
тысячи
,
миллионы
линейных
и
квадратных
километров
,
миллиарды
человек
,
т
.
е
.
очень
большие
цифровые
показатели
,
а
нужно
,
чтобы
дети
осмыслили
,
осознали
эти
величины
.
Для
этого
надо
перевести
цифры
на
житейский
язык
,
сравнить
их
с
бытовыми
явле
-
ниями
.
Графики
наглядно
отражают
динамику
,
изменение
объектов
во
времени
,
показывают
зависимость
одной
количественной
величины
от
другой
.
Не
всегда
это
можно
наблюдать
в
на
-
туре
.
Диаграммы
выражают
соотношение
частей
в
целом
,
дают
представление
о
строении
объекта
.
Учитель
объясняет
назначение
графиков
,
диаграмм
,
порядок
их
чтения
.
Вычерчивать
графики
и
диаграммы
учат
на
уроках
математики
.
Несложные
графики
и
диаграммы
выполняются
и
по
географии
.
Но
главная
задача
в
обучении
географии
—
научить
анализировать
графики
и
диаграммы
,
брать
из
них
необходимую
научную
информацию
,
делать
выводы
,
обосновывать
их
.
Порядок
чтения
графически
выраженных
цифровых
показателей
следующий
:
название
графика
,
диаграммы
,
что
изображено
(
если
график
—
что
изображено
по
вертикали
и
гори
-
зонтали
,
если
диаграмма
—
соотношение
каких
объектов
показано
),
единицы
измерения
,
считывание
цифровых
показателей
,
их
сравнение
и
вывод
,
обоснование
вывода
.
По
чтению
графиков
и
диаграмм
учитель
разрабатывает
систему
вопросов
и
заданий
,
организует
эвристическую
беседу
,
в
результате
которой
ученики
получают
новые
знания
.
Более
легкий
путь
,
но
менее
эффективный
—
использование
графиков
и
диаграмм
при
объяснении
учителя
в
качестве
иллюстрации
к
рассказу
.
Учащимся
при
ознакомлении
с
первым
графиком
(
диаграммой
)
дается
план
чтения
.
Учитель
иллюстрирует
образец
анализа
по
этому
плану
.
Затем
работа
по
анализу
графиков
,
диаграмм
ведется
фронтально
со
всем
классом
под
руководством
учителя
.
После
того
как
учащиеся
научились
анализировать
графики
,
диаграммы
,
можно
давать
самостоятельно
проводить
аналогичную
работу
.
Таблицы
содержат
много
цифровых
показателей
по
однородной
группе
объектов
.
Они
удобны
для
обозрения
,
обобщают
значительно
больше
сведений
.
Анализировать
таблицы
сложнее
,
чем
графики
,
диаграммы
.
Для
их
анализа
нужно
отводить
больше
времени
.
Таблицы
также
имеют
свой
порядок
анализа
:
—
чтение
названия
таблицы
(
чему
посвящена
,
что
изображено
);
—
наименование
граф
и
строк
,
единицы
измерения
(
в
одних
таблицах
цифровые
показатели
приведены
в
строках
,
в
других
—
в
графах
);
—
считывание
цифровых
показателей
на
строках
(
графах
);
—
сравнение
считанных
цифровых
показателей
по
строках
(
графах
);
—
вывод
,
обоснование
вывода
.
Порядок
чтения
записывается
школьниками
в
рабочие
тетради
.
Вначале
учащиеся
обучаются
чтению
таблиц
,
затем
делают
эту
работу
самостоятельно
.
Нужно
научить
на
основании
текста
учебника
,
карт
,
других
источников
составлять
таблицы
.
В
таблицах
систематизируется
изучаемый
материал
.
5.5.
Работа
с
учебником
географии
Учебник
—
это
средство
обучения
комплексного
характера
.
В
нем
слово
сочетается
с
картографическими
и
статистическими
материалами
,
со
схемами
,
рисунками
,
фотографиями
и
т
.
д
.
Учебник
служит
не
только
целям
приобретения
новых
знаний
и
закрепления
их
,
но
и
формирования
у
учащихся
умения
самостоятельно
работать
с
книгой
.
Он
не
только
расширяет
и
углубляет
знания
по
географии
,
но
и
развивает
мышление
и
речь
учащихся
,
обогащает
ее
,
воспитывает
интерес
к
географии
,
любовь
к
книге
.
В
учебнике
имеется
два
структурных
блока
—
учебный
текст
и
внетекстовые
компоненты
(
рис
. 8).
Каждый
из
них
состоит
из
нескольких
элементов
,
выполняющих
определенную
функцию
.
Все
эти
элементы
составляют
единое
целое
и
в
учебнике
органически
дополняют
друг
друга
.
Рис
. 8.
Структурная
схема
построения
учебника
Основу
учебника
составляет
учебный
текст
,
логически
связанное
систематическое
изложение
программного
учебного
материала
,
подлежащего
усвоению
.
В
нем
различают
основной
,
пояснительный
и
дополнительный
тексты
.
Основной
текст
включает
теорию
,
объяснение
и
методологию
.
Теория
представлена
формулировками
научных
понятий
,
закономерностей
,
принципов
размещения
отраслей
производства
,
мировоззренческих
идей
,
обобщающих
выводов
.
Объяснительный
материал
раскрывает
географические
связи
,
причины
возникновения
тех
или
иных
природных
или
социально
-
экономических
объектов
,
явлений
,
процессов
.
Методология
—
знакомство
с
методами
исследований
.
Традиционными
для
географического
текста
являются
описание
и
характеристика
объектов
и
явлений
.
Описание
,
словарь
терминов
и
понятий
,
примечания
—
пояснительный
текст
.
Пояснения
содержатся
в
дополнительном
тексте
.
Текст
учебника
дает
наиболее
полную
информацию
по
предмету
.
Изложение
учебного
материала
сопровождается
большим
количеством
связок
типа
поэтому
,
таким
образом
,
значит
,
если
,
следовательно
.
По
ходу
текста
встречаются
вопросы
и
задания
типа
объясните
,
почему
;
подумайте
,
почему
;
скажите
,
как
влияет
.
Вторая
,
не
менее
важная
структурная
часть
учебника
—
внетекстовые
компоненты
.
К
внетекстовым
компонентам
относятся
аппарат
организации
усвоения
,
аппарат
ориентировки
и
иллюстративный
материал
.
Они
выполняют
обучающую
и
контролирующую
функции
.
Аппарат
организации
усвоения
—
это
система
вопросов
и
заданий
,
расположенных
в
разных
местах
учебного
текста
.
Вопросы
и
задания
перед
параграфом
содействуют
актуализа
-
ции
и
выявлению
опорных
знаний
,
необходимых
для
изучения
новой
темы
.
Вопросы
и
задания
в
тексте
направляют
мыслительную
деятельность
учащихся
на
усвоение
нового
материала
.
Вопросы
и
задания
в
конце
параграфа
служат
для
закрепления
знаний
,
применения
их
на
практике
и
для
контроля
усвоения
.
Вопросы
и
задания
могут
быть
после
крупных
тем
и
разделов
для
обобщения
и
систематизации
знаний
.
По
сложности
и
дидактическим
целям
имеются
вопросы
на
воспроизведение
только
что
изученного
,
выявление
главного
,
установление
связей
,
зависимостей
,
на
доказательство
,
приме
-
нение
знаний
в
знакомой
и
новой
учебной
ситуации
.
Выполнение
вопросов
и
заданий
опирается
на
разные
источники
знания
:
текст
,
карты
учебника
и
атласа
,
графики
,
диаграммы
,
рисунки
и
фотографии
,
схемы
и
профили
и
др
.
Задания
различны
по
формулировке
и
требуют
разнообразной
деятельности
школьников
:
определить
по
карте
,
сравнить
,
привести
примеры
,
дать
определение
понятия
,
объяснить
,
нанести
на
контурную
карту
,
записать
в
тетрадь
,
заполнить
таблицу
и
т
.
д
.
Аппарат
ориентировки
включает
несколько
элементов
.
К
нему
относятся
:
оглавление
и
структура
учебника
(
разбивка
учебного
материала
на
разделы
,
темы
;
тем
—
на
параграфы
;
параграфов
—
на
подпараграфы
),
сигналы
-
символы
,
шрифты
.
В
учебном
тексте
основные
положения
(
понятия
,
закономерности
и
их
определения
и
др
.)
могут
выделяться
жирным
шриф
-
том
,
курсивом
,
цветом
.
Этот
учебный
материал
подлежит
прочному
усвоению
и
запоминанию
.
Особыми
знаками
-
символами
обозначаются
вопросы
и
задания
усложненной
трудности
.
Ап
-
парат
ориентировки
помогает
школьнику
ориентироваться
в
учебной
книге
,
быстро
находить
нужный
материал
.
Аппараты
организации
усвоения
и
ориентировки
—
это
методическая
часть
учебника
.
Важным
внетекстовым
компонентом
и
неотъемлемой
частью
учебника
является
иллюстративный
материал
:
текстовые
карты
и
картосхемы
,
графики
,
диаграммы
,
схематические
рисунки
,
таблицы
,
фотографии
,
профили
и
т
.
д
.
Он
конкретизирует
,
дополняет
текст
или
содержит
новую
информацию
.
Иллюстрации
—
источник
знаний
для
школьников
,
дающий
возможность
наглядно
представить
учебный
материал
.
Велико
и
воспитательное
значение
иллюстраций
.
Они
воздействуют
наличность
учащегося
,
предлагая
размышлять
о
сюжетах
рисунков
,
анализировать
их
содержание
.
Иллюстрации
вызывают
определенные
эмоции
своим
содержанием
и
художественным
исполнением
,
формируют
эстетические
вкусы
школьников
.
Иллюстрации
можно
объединить
в
3
группы
:
1)
ведущие
иллюстрации
—
самостоятельно
раскрывают
содержание
учебного
материала
наряду
с
текстом
;
2)
равнозначные
—
служат
для
усвоения
материала
наравне
с
текстом
;
3)
обслуживающие
—
иллюстрации
,
которые
подтверждают
текст
,
обслуживают
его
,
раскрывают
значение
и
поясняют
смысл
текста
,
способствуя
тем
самым
наиболее
эффективно
-
му
его
восприятию
и
усвоению
в
процессе
обучения
(
таких
иллюстраций
в
учебнике
большинство
).
В
учебнике
имеются
цифровые
показатели
,
которые
необходимы
в
географии
.
Цифры
даются
по
главным
географическим
объектам
и
используются
в
основном
не
для
заучивания
,
а
для
работы
с
ними
.
.
Во
многих
учебниках
в
конце
есть
приложение
,
где
содержатся
наиболее
значимые
сведения
по
тематике
курса
,
могут
быть
словари
географических
терминов
и
понятий
,
словари
географических
названий
.
Все
это
также
должно
использоваться
в
процессе
обучения
географии
.
Эффективность
обучения
по
предмету
во
многом
зависит
от
умения
школьников
работать
с
учебником
,
усваивать
содержащийся
в
нем
материал
.
Умение
работать
с
учебником
относится
к
числу
наиболее
важных
общеучебных
умений
.
На
основе
этих
умений
школьники
овладевают
программными
знаниями
в
процессе
обучения
и
готовятся
к
самообразованию
в
послешкольный
период
жизни
.
Учебник
способствует
формированию
у
них
устойчивого
интереса
к
предмету
.
После
живого
слова
учителя
учебник
—
самый
доступный
источник
зна
-
ний
,
основное
средство
обучения
.
При
всем
разнообразии
приемов
работы
с
учебником
существуют
общие
правила
,
о
которых
надо
помнить
при
организации
работы
.
Такими
общими
правилами
работы
с
учебником
являются
следующие
:
знакомство
с
учебником
;
обучение
приемам
работы
с
ним
;
этапность
в
обучении
приемам
работы
;
обучение
приемам
работы
с
различными
компонентами
учебной
книги
(
с
каждым
в
отдельности
и
в
сочетании
).
Знакомство
школьников
с
учебником
географии
по
новому
курсу
проводится
на
первом
уроке
.
Учитель
предлагает
прочесть
название
учебника
,
фамилии
авторов
,
о
которых
реко
-
мендуется
сообщить
учащимся
некоторые
сведения
.
Объясняет
название
учебной
книги
,
раскрывает
структуру
и
построение
учебника
,
указывает
различные
его
компоненты
.
Важно
с
самого
начала
научить
школьников
правильно
ориентироваться
в
учебнике
,
работать
с
содержанием
,
уметь
видеть
всю
структуру
учебника
.
При
знакомстве
с
содержанием
учитель
дает
-1
краткую
характеристику
каждому
разделу
и
бегло
раскрывает
темы
,
которые
им
предстоит
изучить
в
течение
года
.
Обращается
внимание
на
красочные
рисунки
обложки
,
так
как
они
подсказывают
содержание
учебной
книги
.
В
организации
работы
с
учебником
географии
нужно
различать
несколько
этапов
:
1)
усвоение
приема
работы
с
учебником
проводится
под
руководством
учителя
;
2)
учитель
дает
указания
,
работа
школьников
носит
полусамостоятельный
характер
;
3)
школьники
самостоятельно
работают
с
учебником
по
заданиям
учителя
.
Работа
с
учебником
включает
работу
с
учебным
текстом
,
вопросами
,
заданиями
и
иллюстративным
материалом
,
работу
|
одновременно
с
несколькими
компонентами
учебника
.
Первая
и
основная
задача
—
научить
школьников
сознательному
чтению
учебного
текста
,
применяя
ряд
приемов
,
и
таким
путем
развивать
умения
и
навыки
сознательной
самостоятельной
познавательной
деятельности
в
области
географии
.
Важно
,
чтобы
учащиеся
научились
понимать
географический
текст
,
усвоили
его
главную
особенность
—
неразрывную
связь
с
географической
картой
.
Многие
приемы
работы
с
текстом
являются
межпредметными
.
Например
,
шестиклассникам
,
приступающим
к
изучению
географии
,
знакомы
такие
приемы
,
как
простое
воспроизведение
текста
,
деление
текста
на
части
,
составление
простого
плана
,
ответы
на
вопросы
по
тексту
,
выделение
в
нем
существенного
(
главной
мысли
),
установление
причинно
-
следственных
связей
.
Поэтому
работу
с
текстом
учебника
целесообразно
начинать
с
проверки
приемов
,
которыми
учащиеся
уже
владеют
.
Кроме
этого
,
существуют
другие
приемы
работы
с
текстом
.
Одним
из
таких
приемов
работы
с
текстом
учебника
в
6-
м
классе
является
объяснительное
чтение
,
с
помощью
которого
достигается
понимание
географического
текста
.
Объяснительное
чтение
проводится
при
изучении
наиболее
сложных
и
трудных
тем
в
любом
курсе
школьной
географии
и
преследует
цель
сообщения
новых
знаний
,
более
глубо
-
кого
понимания
учебного
материала
и
привития
умения
сознательного
чтения
.
Очень
важно
по
ходу
чтения
указывать
на
компоненты
содержания
(
теоретический
материал
,
описание
объектов
и
явлений
,
факты
,
объяснение
причин
явлений
и
процессов
).
Работа
в
классе
протекает
следующим
образом
:
изучаемый
материал
делится
на
смысловые
части
и
читается
учащимися
.
Новые
термины
,
понятия
,
названия
объясняются
и
записываются
учителем
на
доске
,
учащимися
—
в
тетрадях
.
Географические
объекты
показываются
на
карте
.
Содержание
каждой
смысловой
части
анализируется
по
вопросам
и
заданиям
учителя
и
пересказывается
.
В
заключение
излагается
самое
главное
содержание
темы
.
Этот
прием
занимает
почти
целый
урок
,
но
он
эффективен
и
гораздо
облегчает
подготовку
домашнего
задания
.
Объяснительное
чтение
,
к
примеру
,
можно
использовать
при
изучении
такой
сложной
темы
в
6-
м
классе
,
как
«
Градусная
сетка
».
Учащиеся
по
пунктам
читают
параграф
.
Записывают
в
тетради
и
объясняют
новые
слова
(
географические
полюса
,
экватор
и
параллели
,
меридианы
и
градусная
сетка
).
По
ходу
зачитывания
определения
учитель
на
глобусе
показывает
эти
понятия
и
выясняет
с
помощью
приведенных
ниже
вопросов
и
заданий
,
как
школьники
усвоили
тему
.
—
Что
называют
географическим
полюсом
?
экватором
?
параллелью
?
меридианом
?
градусной
сеткой
?
—
Определить
по
глобусу
,
сколько
градусов
содержит
меридиан
от
полюса
до
экватора
;
сколько
градусов
имеет
ближняя
к
полюсу
параллель
;
сколько
градусов
имеет
параллель
,
ближняя
к
экватору
.
—
Показать
на
глобусе
или
карте
полушарий
любой
меридиан
и
определить
,
какие
материки
и
океаны
он
пересекает
с
юга
на
север
.
—
На
какие
полушария
разделяют
земной
шар
экватор
и
начальный
меридиан
?
Для
приучения
школьников
к
углубленной
самостоятельной
работе
проводится
выборочное
чтение
текста
с
целью
отбора
и
выделения
необходимого
материала
для
ответов
на
вопросы
.
Применяются
следующие
приемы
работы
:
1)
нахождение
того
или
иного
определения
понятия
(
например
,
меридиана
,
параллели
);
2)
нахождение
ответа
на
вопрос
,
на
который
содержится
прямой
ответ
в
тексте
(
например
,
по
теме
«
Равнины
»
в
6-
м
классе
ответ
на
вопрос
«
Какие
равнины
различают
по
абсолютной
высоте
?»
имеется
в
учебном
тексте
);
3)
нахождение
ответа
на
вопрос
,
когда
требуется
осмыслить
текст
(
например
,
по
теме
«
Работа
текучих
вод
»
на
задание
«
Докажите
,
что
текучие
воды
изменяют
рельеф
равнин
и
гор
»
нет
прямого
ответа
в
учебнике
и
учащиеся
должны
осмыслить
текст
и
на
его
основе
сделать
вывод
);