Файл: Karvasarskiy_B_D_Psikhoterapevticheskaya_entsiklop.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 14150

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) прямое видоизменение проблемного образа в ресурсном направлении,

2) интеграция в проблемный образ ресурсного образа,

3) изменение расположения образа в контексте других образов континуума.

Примером эффективного прямого видоизменения проблемного образа может быть случай пациентки С., 36 лет, находившейся в реактивном состоянии после гибели на ее глазах сына, которого задавила машина. Обычная психотерапия и фармакотерапия не давали ожидаемых результатов, поскольку большую часть времени С. представляла себе ситуацию катастрофы и чувствовала, что не может «выйти из этой ситуации». Проблемный образ был объемным и ассоциированным — пациентка находилась как бы внутри этой картины и, находясь там, видела кровь сына, чувствовала, как она льется по ее рукам. Был использован следующий прием, смысл которого сводился к выведению С. за рамки проблемной ситуации: при визуализации ассоциативного образа проблемы психотерапевт предлагал пациентке быстро пересесть на рядом стоящее кресло и наблюдать за собой «со стороны». Эта процедура повторялась по несколько раз в течение трех-четырех дней, по истечении которых больная научилась самостоятельно диссоциироваться от проблемного образа, и состояние ее значительно улучшилось.

Примером интеграции проблемного образа и ресурса может служить М. в. «взмах». Суть ее заключается в том, что в проблемный образ помещается уменьшенный, но более интенсивный потенциально ресурсный образ, который при интенсификации проблемного образа «разворачивается и вытесняет проблемный образ» (Бендлер, 1978). Приведем его пошаговую структуру при лечении неуверенности у М., 28 лет. Первый шаг — определение проблемного образа неуверенности («Когда вы чувствуете себя неуверенным, то каким вы себя представляете?»). Второй шаг — определение ресурсного образа («Каким вы себя видите, когда вы уверены в себе?»). Третий шаг — подготовка ресурсного образа — усиление мощности («Сделайте его еще более привлекательным для вас, например добавьте яркости и цвета»), перевод в активную форму («Сожмите его в маленький мощный светлый шарик, готовый развернуться и "взорвать" проблему»), четвертый шаг — интеграция проблемы и ресурса («Давайте теперь с этим шариком, готовым к взрыву, пойдем в ситуацию проблемы, и как только вы увидите образ своей неуверенности, то тут же позвольте вашему светлому шарику развернуться и взорвать проблему»). Такая операция проделывается несколько раз; после интеграции вновь визуализируется ресурс, вновь переводится в активную форму и затем вновь интегрируется с проблемой. Пятый шаг — тест на эффективность («А теперь вновь представьте, пожалуйста, проблему»). Эффективным считается такой тест, когда при попытке вспомнить проблему спонтанно воспроизводится ресурсный образ.


Пример третьего варианта М. в. — так называемая «линия времени» — кривая в субъективном пространстве, которая отражает способ презентации субъективного времени пациента. Построение «линии времени» сводится к тому, что больной последовательно представляет себе какой-либо простой образ повторяющегося события. Вспоминая, как происходило это событие в прошлом, и воображая, как будет происходить оно в будущем, можно обнаружить отличия в месте расположения образа этого события в зависимости от времени. Наиболее частым вариантом, по мнению авторов нейролингвистического программирования, является следующая конфигурация «линии времени»: прошлое — образы событий выстраиваются в часть кривой от самых давних событий снизу слева до настоящего образа прямо перед глазами; будущее — от настоящего образа прямо перед глазами до отдаленных событий в будущем вверху слева в субъективном пространстве. Имеет значение и цветовое оформление образов в различных частях субъективного времени. Считается нормальным следующее цветовое оформление: прошлое окрашено в приятные светло-коричневые или золотистые тона, образы четкие; настоящее имеет все цветовые оттенки и соответствует происходящему; образы будущего — размытые, с оттенками серебристо-голубоватого цвета. Психологический смысл подобного оформления состоит в том, что для оптимального самочувствия человека необходимо воспринимать прошлое как отдаленное и приятное, настоящее как яркое и разнообразное, а будущее как отдаленное и манящее. При наличии проблем возможны нарушения в «конструкции линии времени» — искажения, узлы, разрывы и др.

Хотя М. в. получили известное распространение, однако до настоящего времени не проводилось научных исследований по определению их эффективности и значения в практической психотерапии.

МЕХАНИЗМЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ ПО БАЙОНУ. Английский психоаналитик, один из виднейших теоретиков психологии групп и групповой психотерапии Байон (Bion W. R.) опыт групповой работы получил во время Второй мировой войны, будучи директором реабилитационного центра военного психиатрического госпиталя. В дальнейшем работал в клинике Тависток в Лондоне, изучая психодинамику малых групп.

Исходной теоретической предпосылкой концепции Байона являются идеи Фрейда (Freud S.) и Кляйн (Klein M.) о психодинамических механизмах групповых ситуаций. Теория эдипова комплекса демонстрирует огромную важность семейной группы в развитии человека. Гипотезы Кляйн о ранних объектных отношениях и примитивных защитных механизмах позволяют понять, что первые контакты ребенка с матерью и другими лицами ближайшего окружения имеют специфическое влияние на последующее его развитие, поскольку возникающие у ребенка в этих группах эмоции могут впоследствии реактивироваться в различных ситуациях взрослой жизни.


Наблюдая группы, члены которых имели целью выполнение какого-то общего задания, Байон обратил внимание на то, что поведение отдельных членов и общегрупповые феномены носят иногда характер повторяемого специфического стереотипа. Используются средства, которые не могут привести к решению задачи. Проявляется нерациональность поведения, интеллектуальная скудость в разговоре, неспособность к критическим суждениям, совершенно нехарактерные для поведения этих же лиц во внегрупповой ситуации. Возникающие в группе ситуации сопровождаются общими эмоциями, в которых члены группы не отдают себе отчета, так что группа оказывается не готовой к их обсуждению. Выполнению задания препятствует какая-то регрессивная первичная активность. Исследуя эти общегрупповые феномены, Байон вводит ряд собственных терминов: групповой менталитет — групповая культура, базисные установки, группы базисных установок, или базисные группы, рабочие группы.

Гипотеза существования группового менталитета исходит из факта, что группа часто функционирует как единое целое, даже если ее члены не имеют сознательного намерения вести себя так и не осознают этого. Групповой менталитет Байон определяет как контейнер вклада каждого из участников в целенаправленное функционирование группы. Он формируется каким-либо единодушным мнением, волей к действию или желанием. Он может противоречить желаниям, мнениям и мыслям отдельных индивидуумов, вызывая у них отрицательные эмоциональные реакции. Климат в группе представляет собой производное конфликта между групповым менталитетом и желаниями отдельных членов, причем и то и другое носит бессознательный характер. Такая организация, иногда примитивная и рудиментарная, обозначается Байоном как групповая культура. Это понятие включает структуру группы на данный момент, задание, которое она выполняет, и организацию, которую группа принимает с этой целью.

Базисная установка — термин, определяющий специфическое качество, содержание группового менталитета, позволяющее понять эмоциональные феномены группового взаимодействия. Установка называется базисной в силу того, что сформирована интенсивными примитивными (т. е. характерными для ранних этапов развития) эмоциями, от которых зависит, как сложится организация группы и как будет выполняться ее задание. Групповая культура всегда определяется действующей на данный момент базисной установкой, отражающей примитивную коллективную фантазию магического всемогущества в достижении заданной цели и удовлетворения желаний. Иррациональное содержание установки определяет собой реальное поведение членов группы. Установка всегда изначально неосознаваема и часто противоречит сознательным рациональным мнениям в группе.

Байон описал три типа базисных установок:


1. Установка зависимости предполагает убеждение группы в том, что кто-то, от кого она зависит, должен обеспечить ее безопасность и удовлетворить абсолютно все ее потребности и желания. Она сопровождается фантазией о божестве-хранителе, сомнения в доброте, могуществе и мудрости которого кощунственны и недопустимы. В психотерапевтической группе такая установка сопровождается нереалистично завышенными ожиданиями успеха лечения, пассивной позицией группы, предполагающей, что всю работу должен делать психотерапевт. Разочарование при неисполнении этих ожиданий сопровождается быстрым обесцениванием лидера и поиском его замены.

2. Установка борьбы—бегства состоит в том, что группа убеждена в существовании общего врага, защита от которого может состоять или в его уничтожении (борьба), или в избегании (бегство). В психотерапевтических группах роль врага может навязываться одному или нескольким членам группы, лицам и социальным факторам окружающего мира, болезни. В таких группах часто возникает раскол, характерны ситуации, когда часть группы враждебна к психотерапевту, а часть преклоняется перед ним.

3. Установка образования пары заключается в общем убеждении в том, что что-то или кто-то в будущем избавит группу от ее актуальных проблем и удовлетворит все желания. Это — вера в приход мессии. Олицетворением надежды часто делается влюбленная пара, еще не рожденное дитя которой станет спасителем. Важным поэтому оказывается не решение проблем в настоящем, а надежда на будущее.

Все базисные установки являются защитными механизмами, отражающими инфантильное проблемно-решающее поведение. Они имеют целью избежание фрустрации, возникающей, когда контакт с реальностью и научение решению проблем предполагают усилия и чреваты отрицательными эмоциями. Значение их определяется той закономерностью, с которой они возникают при групповом взаимодействии взрослых людей, когда трудности в совместном решении проблемы вынуждают участников к коллективному бессознательному регрессу до инфантильного периода существования, оставляя неиспользованным накопленный индивидуальный жизненный опыт.

Поведение в группах с базисными установками непроизвольно и не предполагает сотрудничества друг с другом в отличие от рабочей группы, где эта характеристика является стержневой. Степень готовности к регрессу до базисной установки Байон обозначает как валентность, заимствуя этот термин из физики. Закономерности динамики взаимодействия, установленные при изучении малых групп, действительны в принципе и для сколь угодно больших групп (армия, религиозное сообщество, социальный класс).

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. Одна из первых попыток изучения и анализа М. л. д. г. п. принадлежит Корзини и Розенберг (Corsini R. J., Rosenberg B., 1955).


Выделяют три основных пути исследования М. л. д. г. п.: опрос пациентов, прошедших курс групповой психотерапии; изучение теоретических представлений и опыта групповых психотерапевтов; проведение экспериментальных исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными переменными психотерапевтического процесса в группе и эффективностью лечения.

Подробный анализ М. л. д. г. п. представлен в работах Ялома (Yalom I. D., 1970), Кратохвила (Kratochvil S., 1978), Рудестама (Rudestam K., 1993) и др. Ялом выделяет в качестве основных механизмов следующие.

1. Сообщение информации: получение пациентом в ходе групповой психотерапии разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликтах, нервно-психическом здоровье и пр.; выяснение причин возникновения и развития нарушений; информация о сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса; информационный обмен между участниками группы. Подобная информация поступает не столько дидактически, сколько в процессе общения с другими и знакомства с их проблемами.

2. Внушение надежды: появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений. Успешные, продвинутые в психотерапии пациенты служат остальным в качестве позитивной модели, открывают им оптимистические перспективы. Наиболее сильно этот фактор действует в открытых психотерапевтических группах.

3. Универсальность страданий: переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции и появлению чувства общности и солидарности с другими, а также повышает самооценку.

4. Альтруизм: возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, пациент становится более уверенным в себе, он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности.

5. Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: пациенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для родительских и семейных отношений в прошлом. Выявление и реконструкция прошлых эмоциональных и поведенческих стереотипов в группе дает возможность их терапевтической переработки исходя из актуальной ситуации, когда психотерапевт выступает в роли отца или матери для пациентов, а другие участники — в ролях братьев, сестер и других членов семьи.

6. Развитие техники межличностного общения: пациенты имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые, более конструктивные способы поведения и общения.