ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 7758

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

25

Глава 1 

  Клинические методы диагностики

эстрогенпродуцирующие и ХГЧ-продуцирующие опухоли, се-
мейная наследственная препубертатная гинекомастия — ре-
зультат увеличения периферической ароматазной активности). 
Расспрашивая пациента, необходимо исключить ятрогенные 
(экзогенные) причины гинекомастии вследствие приема ЛС (спи-
ронолактона, антидепрессантов, ципротерона ацетата, антиан-
дрогенов, эстрогенов, сердечных гликозидов) или наркотических 
веществ. Дифференциальную диагностику между истинной гине-
комастией (наличие железистой ткани) и ложной, обусловленной 
избыточным отложением жировой ткани (липомастией) при вы-
раженном ожирении, проводят с помощью маммографии.

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА И ЕГО ОЦЕНКА

Необходимо систематически проводить измерение и оценку 

роста, так как именно рост, а не масса тела является основным по-
казателем здоровья ребенка.

Методика

При измерении роста необходимо, чтобы ребенок занимал пра-

вильное положение. Ступни должны касаться друг друга и быть 
максимально плотно прижаты к полу. Пятки должны касаться 
опорной планки или стены (зависит от типа ростомера). Ребенок 
должен стоять прямо, так, чтобы ягодицы и лопатки касались зад-
ней стенки ростомера. Руки расслаблены и опущены вдоль тела. 
Голова должна занимать такое положение, чтобы воображаемая 
линия, соединяющая нижний край глазницы и козелок уха, рас-
полагалась горизонтально.

Измерительную планку плавно опускают на голову. Целе-

сообразно поместить на измерительную планку небольшой груз 
массой около 0,5 кг, что обеспечит хороший контакт между план-
кой и головой и прижмет волосы. После этого ребенка просят сде-
лать глубокий вдох и в этот момент слегка подтягивают голову 
вверх, поддерживая ее с двух сторон за сосцевидные отростки. 
Это позволяет несколько растянуть межпозвонковые диски и, 
таким образом, уменьшить разницу, возникающую между изме-
рениями роста ребенка в разное время суток. Удерживая голову в 
таком положении, ребенка просят выдохнуть и на высоте выдоха 
производят считывание результата с точностью до 1 мм. Указан-
ную процедуру затем повторяют еще два раза и берут среднее зна-
чение из трех измерений.

Вследствие естественной осанки длина тела при измерении ан-

тропометром получается на 1–1,5 см меньше, чем при использо-
вании деревянного ростомера.

Измерения следует проводить в одно и то же время суток: 

даже естественная физическая нагрузка, например ходьба в тече-
ние дня, приводит к уменьшению длины позвоночного столба на 
1,5–2 см, которые восстанавливаются во время сна.


background image

26

Глава 1 

• 

 Клинические методы диагностики

У детей младшего возраста, а также в тех случаях, когда ребе-

нок вследствие каких-либо причин не может стоять прямо, длину 
тела измеряют в положении лежа на спине. Такое измерение про-
водят два человека: один фиксирует положение головы, другой 
следит, чтобы спина и ноги касались стола, тогда как ступни всей 
поверхностью упирались в измерительную планку.

Оценка роста, ростовые диаграммы

Оценку индивидуальных антропометрических показателей 

проводят путем их сопоставления с возрастными нормами.

Для оценки динамики роста и массы тела у детей следует при-

менять так называемые перцентильные таблицы, построенные 
на основании данных антропометрических обследований здоро-
вых детей различного возраста, отдельно мальчиков и девочек 
(рис. 1-1).

Рис. 1-1. 

Перцентильные ростовые кривые. А — мальчики; Б — девочки.

А

Б

На перцентильных кривых по оси абсцисс отложен возраст 

ребенка в годах, по оси ординат — значения соответствующего 
признака. По оси абсцисс каждый годичный отрезок разбит на 
12 частей (по количеству месяцев). Ось ординат — часть вариаци-
онного ряда с минимальным и максимальным значениями, соот-
ветствующая значению признака в 3% случаев. На графическую 
плоскость нанесены кривые, площадь под которыми (интеграл 
кривой) соответствует 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97% всех наблюдений. 
Данные значения — 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 — получили название 
перцентилей.


background image

27

Глава 1 

  Клинические методы диагностики

Перцентиль (или центиль) показывает, какой процент чисел 

числового ряда имеет значение ниже заданного. Например, если 
рост ребенка соответствует 25-й перцентили, то 25% детей в по-
пуляции того же пола и возраста имеют рост ниже этого значения, 
а 75% — выше. Следовательно, 50-я перцентиль соответствует 
середине ряда (или медиане), которая при нормальном распре-
делении совпадает со средним арифметическим. Таким образом, 
перцентиль показывает место конкретного показателя (например, 
роста) относительно всего числового ряда (роста в популяции).

Интерпретация результатов основана на положении изучаемо-

го признака в пределах вариационного ряда.

Если значение признака находится в пределах 10–90-й пер-

центили, то можно сказать о среднестатистической норме. Если 
значение выходит за эти пределы, однако не превышает 97-й и 
3-й перцентили, то эти дети подлежат пристальному наблюде-
нию. Значения, расположенные между 2-й и 98-й перцентилью, 
то есть охватывающие 96% чисел популяционного ряда, — диа-
пазон нормальных колебаний.

Если рост ниже 2-й перцентили, принято говорить о низкорос-

лости, выше 98-й — о высокорослости.

Хронологический возраст

Поскольку в течение даже полугода жизни ребенка рост может 

претерпевать значительные изменения, при сопоставлении роста 
с возрастными нормами недопустимо округлять возраст до целых 
чисел. В связи с этим в детской эндокринологии принято исполь-
зовать такой показатель, как хронологический возраст, рассчитан-
ный с точностью до десятой части года. Хронологический возраст 
может быть рассчитан по специальной таблице (табл. 1-10). При 
этом год записывают как целое, а число и месяц — в виде десятич-
ного остатка, определяемого по таблице. Например, если текущая 
дата 25.10.2007 г., а дата рождения ребенка 07.04.1999 г., то хро-
нологический возраст будет равен: 2007,813 – 1999,263 = 8,55.

Коэффициент стандартного отклонения роста

При статистических расчетах используют коэффициент стан-

дартного отклонения — SDS (

Standard Deviation Score

), показыва-

ющий, сколько стандартных (сигмальных) отклонений составляет 
разница между средним арифметическим и заданным числом:

SDS роста = (x – X) / SD,

где x — рост ребенка;
X — средний рост для данного пола и хронологического возрас-
та;
SD — стандартное отклонение роста для данного пола и хроноло-
гического возраста.

При нормальном распределении числового ряда (что харак-

терно для роста) 2-я перцентиль приблизительно соответствует 
–2 SD, а 98-я — +2 SD.


background image

28

Глава 1 

• 

 Клинические методы диагностики

Таблица 1-10. 

Таблица децимальных дат

N

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1

 85

162

247

329

414

496

580

666

748

833

915

2

3

88

164

249

331

416

498

583

668

751

836

918

3

5

90

167

252

334

419

501

586

671

753

838

921

4

8

93

170

255

337

422

504

589

674

756

841

923

5

11

96

172

257

339

424

507

591

676

758

843

926

6

14

99

175

260

342

427

509

594

679

761

846

928

7

16

101

178

263

345

430

512

597

682

764

849

931

8

19

104

181

266

348

433

515

600

684

767

851

934

9

22

107

183

268

350

435

517

602

687

769

854

936

10

25

110

186

271

353

438

520

605

690

772

857

939

11

27

112

189

274

356

441

523

608

693

775

860

942

12

30

115

192

277

359

444

526

611

695

778

862

945

13

33

118

194

279

361

446

528

613

698

780

865

947

14

36

120

197

282

364

449

531

616

701

783

868

950

15

38

123

200

285

367

452

534

619

704

786

871

953

16

41

126

203

287

370

454

537

621

706

789

873

956

17

44

129

205

290

372

457

539

624

709

791

876

958

18

47

131

208

293

375

460

542

627

712

794

879

961

19

49

134

211

296

378

463

545

630

715

797

882

964

20

52

137

214

298

381

465

548

632

717

799

884

966

21

55

140

216

301

383

468

550

635

720

802

887

969

22

57

142

219

304

386

471

553

638

723

805

890

972

23

60

145

222

307

389

474

556

641

726

808

893

975

24

63

148

225

309

392

476

559

643

728

810

896

977

25

66

151

227

312

394

479

561

646

731

813

899

980

26

68

153

230

315

397

482

564

649

734

816

901

983

27

71

156

233

318

400

485

567

652

736

819

904

986

28

74

159

235

320

402

487

569

654

739

821

907

988

29

77

 238

323

405

490

572

657

742

824

910

991

30

79

 241

326

408

493

575

660

745

827

912

994

31

82

 244

 411

 578

663

 830

 997


background image

29

Глава 1 

  Клинические методы диагностики

Целевой рост (средний рост родителей)

Конечный рост мужчин в среднем на 13 см больше, чем рост 

женщин.

Целевой рост (

target height

) рассчитывают по формулам:

для мальчиков: (рост отца + рост матери + 13)/2 + 4,5 (см);

для девочек: (рост отца – 13 + рост матери)/2 + 4,5 (см),

где 4,5 см прибавляют с учетом поправки на акселерацию.

В норме целевой рост ребенка может отличаться от расчетного 

на 

±

2,6 см.

Обычно график роста ребенка соответствует какой-то одной 

перцентили, которая приблизительно совпадает со средней пер-
центилью роста родителей. Отклонение от конституционально 
обусловленного перцентильного графика роста всегда свидетель-
ствует о патологическом факторе, влияющем на рост.

Скорость роста

Выявить отклонение от графика роста в ранние сроки позволя-

ет анализ его скорости. Темпы роста максимальны в течение пер-
вых месяцев жизни, затем они прогрессивно снижаются вплоть до 
начала пубертатного периода, когда происходит ускорение роста.

По аналогии с перцентильными диаграммами для роста разра-

ботаны диаграммы для его скорости (рис. 1-2). Для оценки скоро-
сти роста необходимо иметь как минимум два точных измерения 
роста, произведенных через определенный промежуток времени. 

Рис. 1-2. 

Перцентильные кривые скорости роста. А — мальчики; Б — девочки.

А

Б