Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 6464

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

96 

 

Кроме того, несомненно, и сам процесс убийства крайне обостряет 

чувства. 

Совокупления с трупами своего биологического вида наблю-

дали у птиц и млекопитающих. На нижней ступени развития живых 

существ, один из организмов полностью поглощает другой при по-
ловых сношениях или сразу после него; то есть некрофилия – явле-

ние  примитивное,  встречающиеся  у  истоков  животной  жизни,  а  у 
человека – как атавистический возврат к примитивному сексуально-

му каннибализму. 

 

Геродот  сообщает,  что  бальзамировщиков  в  Древнем  Египте  не  допус-

кали  к  трупам  красивых  или  уважаемых  женщин,  пока  не  проходило  три  или 
четыре  дня,  так  как  за  это  время  трупы  начинали загнивать. Геродот поясняет, 
что  так  поступали  для  того,  чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними. 
Он  ссылается  на  ставший  всем  известный  случай,  в  котором  бальзамировщик 
совокупился  со  свежим  трупом  знатной  женщины и был разоблачен по доносу 
своего  товарища.  Кроме  того,  Геродот  поведал,  что  правитель  Коринфа  Пери-
андр убил свою жену Мелиссу и совокупился с ее трупом.  

 
Весьма  интересные  случаи  некрофилии  и  некрофильного  са-

дизма описаны у Р. Крафта-Эбинга. Например, он сообщает о двух 
случаях  некрофилии,  касавшихся  монахов,  читавших  молитвы  над 

умершими. В другом случае речь идет о насильнике, помещенном в 
«дом  умалишенных»,  где  он  осквернял  женские трупы в морге ле-

чебницы.  

Классический случай с сержантом Бертраном, пожалуй, следу-

ет привести полностью и прокомментировать.  

 

«Сержант  Бертран  –  человек  нежного  телосложения,  странного характе-

ра, с детства замкнутый, нелюдимый, любящий уединение. Состояние здоровья 
его  родных  недостаточно  точно  известно,  но  достоверно  установлены  случаи 
душевных  заболеваний  в  восходящем  поколении.  Еще  ребенком  он  обнаружи-
вал  ничем  не объяснимую наклонность к разрушению и ломал все, что попада-
лось  под  руку.  В  раннем  детстве  он,  без  всякого  постороннего  внушения,  стал 
заниматься  онанизмом  (

в  19  веке  обычная  физиологическая  мастурбация  счи-

талась  патологией,  ей  придавалось  необоснованное  значение  –  прим.  автора

). 

На  9-м  году  он  начал испытывать склонность к лицам другого пола. В 13 лет в 
нем  пробудилось  сильное  стремление  к  половому  сношению  с  женщинами;  в 
это время он усиленно предавался онанизму, причем воображение рисовало ему 
каждый  раз  комнату,  наполненную женщинами, с которыми он имел сношение 
и затем мучил их. Вслед за этим он представлял себе их трупы, которые он под-
вергал  осквернению.  Иногда  при  этом  в фантазии его возникало и представле-
ние о сношении с мужскими трупами, но картины эти вызывали в нем отвраще-
ние  (

вероятно,  из-за  социальной  и религиозной неприемлемости гомосексуализ-

ма – прим. автора

). С течением времени он стал испытывать стремление проде-

лывать то же самое и с настоящими трупами. За отсутствием человеческих тру-
пов он доставал трупы животных, распарывал им живот, вырывал внутренности 


background image

97 

 

и при этом мастурбировал, что доставляло ему чувство несказанного наслажде-
ния  (

видим  постепенную  кристаллизацию  патологических фантазий до уровня 

совершения сексуальных действий с использованием трупов животных  – прим. 
автора

).  

В 1846г. он перестал уже довольствоваться трупами и стал убивать собак 

(

кристаллизация  фантазий  достигла уровня убийств животных  – прим. авто-

ра

), проделывая с ними вышеназванные манипуляции. К концу этого года в нем 

впервые пробудилось страстное желание воспользоваться для своих целей чело-
веческими  трупами.  Вначале  он,  однако,  боялся  этого,  но  в  1847  г.,  когда  он 
случайно заметил на кладбище только что засыпанную могилу, желание это, со-
провождаясь головной болью и сердцебиением, овладело им с такой силой, что, 
несмотря на близость людей и опасность быть застигнутым врасплох, он вырыл 
труп.  За  неимением  подходящего  орудия,  которым  он  мог  бы  рассечь  труп,  он 
схватил  могильную  лопату  и  с яростью стал наносить трупу удары (

кристалли-

зация  фантазий  вышла  на уровень совершения реальных сексуальных действий 
с трупами женщин – прим. автора

). 

В  1847  и  1848  гг., примерно через каждые две недели, у него, при появ-

лении  сильной  головной  боли, пробуждалось желание надругаться над трупом. 
Невзирая  на  большие  опасности  и  преодолевая  значительные  трудности,  он 
около  15  раз  удовлетворял  эту  потребность.  Он  вырывал  трупы  руками  и  под 
влиянием  испытываемого  возбуждения  не  чувствовал  даже  получаемых  при 
этом  повреждений  (

признак  изменения  сознания

).  Овладев  трупом,  он  разрезал 

его саблей или карманным ножом, вынимал внутренности и при этих условиях 
мастурбировал. Пол трупа, по его словам, не играл для него никакой роли, хотя 
следствием  было  установлено,  что  этот  современный  вампир  выкопал  больше 
женских  трупов,  нежели  мужских  (

неразличение  пола  мертвого  сексуального 

объекта  –  следующий  уровень  кристаллизации  патологических  фантазий  – 
прим.  автора

).  Во  время  совершения  этих  актов  он  испытывал  неизъяснимое 

половое возбуждение. Изрезав труп, он каждый раз снова закапывал его. 

В июле 1848 г. он случайно добыл труп 16-летней девушки. Тут впервые 

его  охватило  страстное  желание  совершить  совокупление  с трупом. «Я покрыл 
его  поцелуями  и  бешено  прижимал его к сердцу. Все, что можно испытать при 
сношении  с  живой  женщиной,  ничто  в  сравнении  с  полученным мною насла-
ждением (

уровень кристаллизации фантазий достиг качественно нового уровня 

– произошел переход от мастурбации в присутствии мертвых тел к совокупле-
нию с ними – прим. автора

). Через четверть часа после этого я по обыкновению 

рассек тело на куски,  вынул внутренности, а затем опять закопал труп». 

Лишь  после  этого  преступления  Бертран,  по  его  словам,  почувствовал 

потребность  перед  тем,  как  рассечь  труп,  совершать  с  ним  половое  сношение. 
Так он поступил впоследствии с тремя женскими трупами. Но собственно моти-
вом выкапывания трупов было, как и прежде, их рассечение, которое доставля-
ло ему несравненно большее наслаждение, чем совокупление с ними. Последнее 
являлось  всегда  только  эпизодом  главного  акта  и  никогда  не  утоляло  его стра-
сти,  вследствие  чего  он  неизменно  после  совокупления  с  трупом  рассекал  его 
или  какой-либо  другой  труп.  Военный  суд  приговорил  Бертрана  к  тюремному 
заключению на один год». 

***** 

В  этой  истории  примечательно,  что первоначальная кристал-

лизация  патологии  привела  Бертрана  к  некрофильным  действиям 


background image

98 

 

только с трупами животных, лишь потом, по мере дальнейшей кри-

сталлизации,  Бертран  перешел  к  совершению  обсессивно-

компульсивных некрофильных действий с трупами людей, преиму-
щественно женскими, так как социальные и религиозные стереотипы 

некрофила  отвергали  своеобразный  гомосексуализм.  Однако  ком-
пульсивные  действия  при  суженном  сознании  позволяли  ему  ис-

пользовать для получения психосексуальной разрядки и трупы муж-
чин.  Здесь  по-своему  проявлялся  синдром  неразличимости  сексу-

ального объекта. Если бы Бертрана вовремя не остановили, прогрес-
сирующая  патология  однозначно  привела  бы  его  к  сексуальным 

убийствам с целью совершения сексуальных действий с трупом уби-
того.  Характерный  для  впавших  в  патосексуальное  состояние  лиц 

синдром «отмены» проявлялся вегетативными симптомами – голов-
ной болью, сердцебиением. 

По Г. фон Гентингу некрофилия проявляется следующим: 

 

Различного рода сексуальными действиями в отношении 

трупа. 

 

Половым возбуждением при виде мертвого тела. 

 

Острым  влечением  к  предметам  погребения,  к  погребаль-

ной символике. 

 

Актами расчленения трупов. 

 

Желанием  лицезреть,  трогать,  нюхать  что-то  разла-

гающееся, зловонное. 

Встречаются  случаи  не  только  совершения  с  трупом  гетеро- 

или гомосексуальных генитальных контактов, но и случаи петтинга, 

мочеиспускания, испражнения на мертвое тело.  

Некрофилы  отрезают  и  откусывают  от  трупа  или  в  процессе 

сладострастного убийства части тела, в первую очередь половые ор-
ганы, молочные железы; пачкают себя кровью и выделениями трупа, 

вводят или запинывают через влагалище или прямую кишку трупа в 

брюшную полость или тазовую клетчатку инородные предметы (ча-
ще бутылки); переодеваются в окровавленную одежду трупа, испы-

тывая при этом половое удовлетворение. Встречаются случаи введе-
ния полового члена в полости трупа через искусственные отверстия 

в брюшной или грудной стенке.  

Некрофильные потребности могут проявляться в наклонности 

к  сексуальным  действиям  со  спящими  людьми,  с  лицами,  находя-
щимися в бессознательном состоянии или даже умирающими. Соци-

ально  более  адаптированная  форма  некрофилии  выражается  в  по-
вышенной заинтересованности кладбищами, умершими, ритуальной 

атрибутикой,  но  без  надругательства  над  трупами.  Лица  с  некро-
фильными  потребностями  могут  принуждать  своих  сексуальных 

партнеров, проституток к изображению умершей. Ранее в некоторых 


background image

99 

 

публичных домах существовали специально оборудованные, с соот-

ветствующим  убранством  комнаты,  в  которых  проститутка  играла 

роль умершей.  

Р. Крафт-Эбинг привел следующие случаи: 
 

«Один прелат эпизодически являлся в Париж в дом терпимости 

и  заказывал  себе  проститутку,  которая  должна  была  ложиться  на  па-
радную  постель,  изображая из себя труп; для довершения сходства он 
заставлял  ее  сильно  белиться.  Какое-то  время  в  комнате, как бы пре-
вращенной  в  покойницкую,  он,  облачившись  в  траурную одежду, со-
вершал  печальный  обряд,  читал  отходную,  затем  совокуплялся  с  мо-
лодой  женщиной,  которая  все  это  время  должна  была  изображать 
усопшую. 

Другой господин, 50 лет, пользовался в публичном доме только 

теми  девушками,  которые  соглашались,  одетые  в  белую  одежду,  ле-
жать  недвижно,  симулируя  мертвых.  Он  же  осквернил  труп  родной 
сестры, введя половой член в рот умершей вплоть до семяизвержения! 
Кроме того, он обнаружил фетишистские склонности к волосам моло-
дых женщин и к отрезанию ногтей у девушек». 

 
Э. Фромм утверждал, что «гнетущая, лишенная радости мрач-

ная атмосфера в семье часто способствует возникновению элементов 
некрофилии».  Он  предлагал  диагноз  «некрофильская  личность».  

Дополняя  фон  Гентинга,  Э.  Фромм  на  основе  своей  клинической 
практики  утверждал,  что  тяга  к  расчленению – весьма характерная 

черта некрофильской личности. Эта тяга может проявляться в мяг-
кой  форме  у  многих людей. Такие люди любят рисовать на бумаге 

фигурку  обнаженной  женщины,  а  потом  отрывать  у  рисунка руки, 
ноги, голову и т.д., играя с этими отдельными частями рисунка.  

Некрофилия  также  может  проявляться  в  соответствующих 

снах, фантазиях, в чрезмерном увлечении техникой с явным прене-

брежением  к  живой  природе,  в  отношении  к  цвету.  Некрофилы 

предпочитают  темные  тона,  поглощающие  свет:  черный,  коричне-
вый.  Это  предпочтение  проявляется  в  соответствующем  подборе 

одежды, интерьера, красок, обоев и т.п.,  причем цветовое предпо-
чтение  является  постоянным,  в  отличие от лиц, находящихся в де-

прессивном  состоянии.  Некрофил  практически  не  умеет  смеяться, 
часто его лицо обеднено мимикой, как маска, он не умеет одновре-

менно говорить и улыбаться.  

Доступ  к  трупам  для  большинства  населения  ограничен,  по-

этому некрофилы могут ходить на похороны внешне приятных особ, 
прощаясь, целовать их, устраиваться на работу санитарами в морги и 

даже раскапывать могилы, чаще молодых женщин.  

J.P.  Rosman  &  PJ.  Resnick  проанализировали  122  случая 

некрофилии, проявившиеся некрофильными действиями или фанта-


background image

100 

 

зиями. Они предложили отличать подлинную некрофилию от псев-

донекрофилии  и  классифицировали  некрофилию следующим обра-

зом: 

1) некрофильное убийство; 

2) регулярные некрофильные действия с мертвыми телами; 
3) некрофильные фантазии без некрофильных действий. 

Авторы исследования считают, что некрофилии, как правило, 

не  свойственны  ни  интеллектуальная  недостаточность,  ни  садизм. 

Некрофила обычно привлекает лишь отсутствие какого-либо сопро-
тивления и эмоционального контакта со стороны мертвого «партне-

ра».  Некрофилы  предпочитают выбирать профессии, облегчающие 
им доступ к трупам, однако, некоторые некрофилы, даже имея про-

фессиональный  доступ  к  трупам,  совершают  некрофильные  убий-
ства с целью совершения сексуальных действий с уже убитым чело-

веком.  

Вероятно,  можно  согласиться  с  мнением  о  нехарактерности 

для  некрофилии  садизма,  но  лишь  в  случаях  «рафинированной» 

некрофилии, без склонности некрофила к убийствам и расчленениям 
трупного материала. Это мнение опровергается случаями серийных 

сексуальных убийств, для которых, как раз, садизм является весьма 
характерной  чертой.  Кроме  того,  некоторые  серийные  убийцы 

склонны  не  только  к разнообразным некрофильным действиям, от 
труположства до расчленений трупов, от фетишистских отчленений 

половых органов или молочных желез до каннибализма. 

Некрофил  может  быть  ориентирован,  как  гетеросексуально, 

так и гомосексуально или быть бисексуалом, что затрудняет очерчи-
вание  круга  подозреваемых.  Не  исключено,  что  гетеросексуальное 

функционирование в быту при наличии выраженных гомосексуаль-
ных  потребностей  может  выливаться  в  случаи  гомосексуального 

труположства. Описаны случаи некрофилии (труположства) в состо-

янии патологического опьянения. 

Возраст некрофилов может быть не только зрелый, но и весьма 

юный.  Так,  в  научной  литературе  описаны  случаи  некрофилии  со 
стороны следующих личностей:  

 

13-летнего мальчика;  

 

15-летнего  юноши,  который  неоднократно  совершал 

некрофильные  действия,  а  дома  хранил  коллекцию одежды покой-
ных, которая использовалась им при мастурбаторных актах и некро-

фильных фантазиях;  

 

17-летней  девушки;  

 

некрофильное  убийство  собственной  матери  16-летним 

сыном,  который,  предварительно  удавив  мать,  совершил  с ней пе-

нильно-вагинальный и анально-генитальный контакты.