Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 5987

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

151 

 

ние социальной, расовой, национальной или религиозной розни, че-

ловеконенавистничества;  принуждение  к  разрушению  семьи;  пося-

гательство на личность, права и свободы граждан; нанесение ущерба 
нравственности,  здоровью граждан, в том числе использованием в 

связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотроп-
ных  средств,  гипноза,  совершением  развратных  и  иных  противо-

правных действий; склонение к самоубийству или отказу по религи-
озным  мотивам  от  оказания  медицинской  помощи  лицам,  находя-

щимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятство-
вание получению обязательного образования; принуждение членов и 

последователей  религиозного  объединения  и  иных  лиц  к  отчу-
ждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объ-

единения: побуждение граждан к отказу от исполнения установлен-
ных законом гражданских обязанностей и совершению иных проти-

воправных действий».  

Сотруднику правоохранительных органов следует исходить из 

существования законодательных гарантий свободы совести и веро-

исповеданий  в  РФ;  реально  оценить  возможность уголовного пре-
следования  за  нарушение  равноправия  граждан  по  признаку  отно-

шения к религии (ст. 136 УК РФ) и за незаконное воспрепятствова-
ние  деятельности религиозных организаций или совершению рели-

гиозных  обрядов  (ст.  148  УК  РФ).  При  этом  любой специалист не 
должен  выходить  за  пределы  своей  компетенции,  манипулировать 

субъективными  понятиями,  выполняя  социальный  заказ  в  угоду 
субъективно понимаемому чувству долга перед государством, обще-

ством,  Церковью;  не  должен  брать  на  себя  несвойственные  ему 
функции,  например,  определения  норм нравственности, дифферен-

цирования  тоталитарности  и  авторитарности,  услужливо  вольного 
комментирования  ст.  14  ФЗ  «О  свободе  совести  и  о  религиозных 

объединениях» (1997). 

При возбуждении уголовного дела, поставленные следствием 

вопросы надо разрешать только применительно к конкретному слу-

чаю, учитывая анамнестические данные и свидетельские показания, 
в  рамках  проведения  комплексной  судебной  психолого-

психиатрической  экспертизы.  Для  оценки  тяжести  причиненного 
вреда здоровью в результате развившегося психического заболева-

ния необходимо заключение судебного медика с участием психиат-
ра, что следует из ныне отмененного, но ничем не заменѐнного при-

каза  МЗ  РФ  №  407  от  1996  г.,  и  из  ранее  действовавших  Правил 
определения  степени  тяжести  телесных  повреждений  (приказ  № 

1208 от 1978 г.). 

При назначении судебно-психиатрической экспертизы важны-

ми, кроме иных, являются вопросы:  


background image

152 

 

1.  Имелось  ли  у  гражданина  изначальное  психическое  рас-

стройство, облегчившее его приобщение к какой-либо (конкретной) 

религии?  

2. Имеется ли прямая причинно-следственной связь религиоз-

ного воздействия (в том числе традиционного в данной местности 
культа) с развитием или усугублением психического расстройства? 

Если да, то какого расстройства?  

В некоторых случаях потерпевшего целесообразно направить 

на судебно-медицинскую экспертизу для выявления наличия или от-
сутствия телесных повреждений и установления связанного с ними 

вреда здоровья. 

Диагностику  ранее существовавшего психического расстрой-

ства,  наличие  прямой  причинно-следственной  связи  религиозного 
воздействия с развитием или усугублением психического расстрой-

ства  осуществляют  судебные  психиатры.  Но  для  оценки  тяжести 
причиненного  вреда  здоровью  необходимо  заключение  судебного 

медика  с  участием  психиатра,  что  следует  из  приказа  Мин-

здравсоцразвития № 194н от 24.04.2008 г., ныне отмененного прика-
за МЗ РФ № 407 от 1996 г., и из ранее действовавших Правил опре-

деления степени тяжести телесных повреждений (приказ № 1208 от 
1978 г.). 

Кроме  того,  могут  встать  вопросы  о  физическом  насилии  с 

причинением  телесных  повреждений  или  истязании,  о  ритуальном 

сексуальном насилии над лицом, находившимся в беспомощном со-
стоянии,  обусловленном  психическим  заболеванием,  невменяемо-

стью  (ст.  131  или  132  УК  РФ);  о преступлениях, предусмотренных 
ст. 134 и 135 УК РФ; о мошенничестве (ст. 159 УК РФ) со стороны 

организатора секты, о похищении и незаконном удержании людей.  

Возбуждение уголовного дела по ст. 135 УК РФ, в отличие от 

вышеуказанных, проблематично и, скорее всего, неправомерно из-за 

неясности и субъективности самого понятия «развратные действия»; 
из-за  очевидного,  как  правило,  отсутствия  вины  в  виде  прямого 

умысла  направленного  на  совершение  развратных  действий.  Нело-
гично думать, что целью приобщения родителями своего ребенка к 

религии,  предполагающей  сакральный натуризм, было сексуальное 
удовлетворение взрослого или «полового инстинкта» ребенка. Цель 

обычно  очевидна  и  проста  –  приобщение  ребенка  к религиозному 
культу, исповедуемому другими членами семьи. Иное дело – надру-

гательство над ребенком в секте сатанинской  или иной деструктив-
ной направленности. 

Мы  уверены,  что  в перспективе лицо нашего общества будут 

определять  более  образованные, а потому и более терпимые люди, 

при  этом  господствующая  идеология  не  сможет  иметь  столь  при-


background image

153 

 

скорбно мощного влияния на умы специалистов, как ныне. Нам же 

остается  лишь  проводить  работу  по  дальнейшему  объективному 

изучению культов, пугающих общество своей неясностью.  

 

Контрольные вопросы: 

1.

 

В чѐм состоит религиозный конструктивизм? 

2.

 

В чѐм состоит религиозная деструктивность? 

3.

 

Что такое секта? 

4.

 

Кто такие адамиты? 

5.

 

В чѐм состоит суть религиозной концепции адамитов? 

6.

 

Какое евангелие признаѐтся адамитами? 

7.

 

Какие ритуалы существуют  у адамитов? 

8.

 

Является  ли  «праздник  жизни»  у  адамитов  способом  развратных  дей-

ствий? 

9.

 

Кто такие анабаптисты? 

10.

 

В чѐм состояла суть «Мюнстерской трагедии»? 

11.

 

Как проходят занятия в секте Рациональной Йоги? 

12.

 

В чѐм опасность секты Дети Бога и еѐ модификаций? 

13.

 

Какие современные модификации секты Дети Бога вы знаете? 

14.

 

Какие  специфические  вопросы  ставятся  при  назначении  судебно-

психиатрической экспертизы по жертвам сектантов? 

15.

 

Какие преступления чаще  совершают организаторы сект? 

16.

 

Охарактеризуйте  натуристские ритуалы русских  язычников. 

17.

 

Дайте  правовую  оценку  деятельности  сексуально-религиозных  сект 

натуристской направленности в целом. 

*****  

 
 

Глава 15 

 

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ И ПЕДОФИЛИЯ:  

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ 

 

Общие понятия 

Понятие «сексуальное меньшинство» культурально и истори-

чески относительно. Так, в древности, в античном мире бисексуалы 
принадлежали  к  сексуальному  большинству,  а  вовсе  отрицающие 

гомосексуальность – к сексуальному меньшинству. Древние славяне 
также принадлежали к бисексуальному большинству, о чем есть не-

мало  свидетельств  в  литературе  того  времени.  Сами  же  гомосек-
суалы всегда были сексуальным меньшинством и всегда будут им. 

Выделяют  два  основных  термина,  характеризующих  формы 

полового поведения относительно пола объекта влечения: 

гомосек-

суальность 

и

 бисексуальность

1) Гомосексуальность

  


background image

154 

 

Термин  происходит  от  соединения  двух  слов:  греческого 

homos (тот же самый, одинаковый) и латинского sexus (пол). Гомо-

сексуалами  называют  мужчин  и  женщин,  которых  на  протяжении 
длительного  времени  (более  6  месяцев)  привлекают  в  сексуальном 

плане только лица одного с ними пола. Как термин слово «гомосек-
суализм» было впервые предложено в 1869 году венгерским врачом 

Бенкертом.  Для  гетеросексуально  ориентированных  лиц,  случайно 
или  по  необходимости  вступивших  в  гомосексуальную  связь,  Р. 

Крафт-Эбинг предложил термин «псевдогомосексуалист».  

В последнее время не принято употреблять окончание «ист», 

так как оно обычно указывает на принадлежность к какой-либо по-
литической  партии  или политическому блоку,  объединению, носит 

презрительно-дискриминационный оттенок, поэтому употребляются 
термины «гетеросексуал», «гомосексуал», «бисексуал». Синонимом 

термина «гомосексуализм» является термин «гомоэротизм». 

2) Бисексуальность

  

Термин происходит от латинского bis, т.е. дважды и имеет два 

разных значения:  

- первое – обладание соматическими, психическими или пове-

денческими  свойствами  обоих  полов  (гермафродитизм,  соматиче-
ская андрогиния);  

- второе – особый тип психосексуальной ориентации на пред-

ставителей обоих полов.  

Еще Ч. Дарвин пришел к убеждению о бисексуальности полов: 

«Большинство, а может быть и все вторичные признаки, свойствен-

ные одному полу, есть и у другого пола в покоящемся состоянии». 
Естественно,  потому  что  раздельнополость  произошла  от смешан-

нополости в процессе эволюции. 

 

В  наследственном  коде  человека  сохраняются  гены всех эта-

пов  эволюции,  о  чѐм  свидетельствуют  метаморфозы  в  процессе 

внутриутробного  развития,  поэтому  андрогинная  стадия  развития 
заключена  в  каждом человеке, но у большинства андрогиния нахо-

дится в подавленном состоянии. Особи каждого пола вырабатывают 
мужские и женские гормоны; так, при недостатке мужских гормонов 

общий женский облик строения тела приобретают и мужчины. Каж-
дый  пол  заключает  в  себе  потенциальные  возможности  развития 

другого пола. Реализация признаков пола зависит от среды, от гене-
тических и эндокринных факторов. 

Таким образом, с биологической точки зрения, бисексуальны 

все существа, размножающиеся половым путем, в том числе и чело-

век. С социокультуральной точки зрения, бисексуальность – особое 
явление в жизни человека, имеющее биологическую основу, но под-

верженное мощному социальному воздействию в рамках определен-


background image

155 

 

ной культуры, либо поощряемое, либо осуждаемое, не обязательно 

проявляемое и не всегда осознаваемое. Бисексуалы стоят посередине 

между гетеро- и гомосексуалами, нередко тяготея к тому или иному 
полюсу. 

Этому способствуют как естественные биологические причи-

ны, например, врожденная гомосексуальность, возрастное снижение 

уровня  андрогенов,  так  и  социальные  факторы,  например, отрица-
тельный  опыт  гетеросексуального  общения  с  положительным вос-

приятием  гомосексуальных  контактов,  снимающих  психосексуаль-
ное напряжение; и наоборот. 

 

З. Фрэйд однозначно высказывался за изначально бисексуаль-

ную природу человека. Он писал, что «все люди способны на выбор 
сексуального объекта своего пола и проделывают этот выбор в своем 
бессознательном»,  например,  в  своих  снах,  фантазиях.  «Отсутствие 
сильного отца в детстве нередко благоприятствует инверсии». «Ни в 
психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой 
мужественности  или  женственности».  «Не  отдавая  должного  бисек-
суальности  вряд  ли  можно  будет  понять  фактически  наблюдаемые 
сексуальные  проявления  мужчин  и  женщин».  «Поучительно, что ре-
бенок под влиянием соблазна может стать полиморфно-перверсным, 
что  его  можно  соблазнить  на  всевозможные  извращения».  Прояв-
лениям  бисексуальности  препятствует  «прежде  всего,  сдерживаю-
щий авторитет общества». 

 

Относительно  гетеросексуальной  направленности  либидо  у 

мужчин З. Фрэйд высказал следующее мнение: «Можно допустить, 

что детские воспоминания о нежности матери, других женских лиц 
содействует тому, чтобы направить свой выбор на женщину, между 

тем как испытанные в детстве со стороны отца сексуальное запуги-
вание  и  положение  соперника  с  ним  отвращают  от  одинакового  с 

ним пола». В Древнем мире воспитание мальчиков мужчинами при 
минимальном  участии  матерей способствовало проявлениям гомо-

сексуальности. 

Люди  обычно,  так  или  иначе,  демонстрируют  окружающим 

свою  мужскую, женскую или кроссгендерную позицию, например, 

своими высказываниями, поведением, внешностью и т.п. При гомо-
эротизме  или  транссексуализме  человек  может  испытывать  кон-

фликт между гендерной идентичностью и гендерной ролью. Тем не 
менее,  биологически  архетип  человека  определяется  как  бисексу-

альный.  В  принципе,  любой  человек  изначально  бисексуален,  что 
особенно хорошо проявляется в детстве, вплоть до подросткового 

возраста. 

В  нашем  обществе  существует  невидимая,  но  значительная 

группа  не  идентифицированных  обществом  бисексуальных  людей,