ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6455
Скачиваний: 39
151
ние социальной, расовой, национальной или религиозной розни, че-
ловеконенавистничества; принуждение к разрушению семьи; пося-
гательство на личность, права и свободы граждан; нанесение ущерба
нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в
связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотроп-
ных средств, гипноза, совершением развратных и иных противо-
правных действий; склонение к самоубийству или отказу по религи-
озным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находя-
щимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятство-
вание получению обязательного образования; принуждение членов и
последователей религиозного объединения и иных лиц к отчу-
ждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объ-
единения: побуждение граждан к отказу от исполнения установлен-
ных законом гражданских обязанностей и совершению иных проти-
воправных действий».
Сотруднику правоохранительных органов следует исходить из
существования законодательных гарантий свободы совести и веро-
исповеданий в РФ; реально оценить возможность уголовного пре-
следования за нарушение равноправия граждан по признаку отно-
шения к религии (ст. 136 УК РФ) и за незаконное воспрепятствова-
ние деятельности религиозных организаций или совершению рели-
гиозных обрядов (ст. 148 УК РФ). При этом любой специалист не
должен выходить за пределы своей компетенции, манипулировать
субъективными понятиями, выполняя социальный заказ в угоду
субъективно понимаемому чувству долга перед государством, обще-
ством, Церковью; не должен брать на себя несвойственные ему
функции, например, определения норм нравственности, дифферен-
цирования тоталитарности и авторитарности, услужливо вольного
комментирования ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных
объединениях» (1997).
При возбуждении уголовного дела, поставленные следствием
вопросы надо разрешать только применительно к конкретному слу-
чаю, учитывая анамнестические данные и свидетельские показания,
в рамках проведения комплексной судебной психолого-
психиатрической экспертизы. Для оценки тяжести причиненного
вреда здоровью в результате развившегося психического заболева-
ния необходимо заключение судебного медика с участием психиат-
ра, что следует из ныне отмененного, но ничем не заменѐнного при-
каза МЗ РФ № 407 от 1996 г., и из ранее действовавших Правил
определения степени тяжести телесных повреждений (приказ №
1208 от 1978 г.).
При назначении судебно-психиатрической экспертизы важны-
ми, кроме иных, являются вопросы:
152
1. Имелось ли у гражданина изначальное психическое рас-
стройство, облегчившее его приобщение к какой-либо (конкретной)
религии?
2. Имеется ли прямая причинно-следственной связь религиоз-
ного воздействия (в том числе традиционного в данной местности
культа) с развитием или усугублением психического расстройства?
Если да, то какого расстройства?
В некоторых случаях потерпевшего целесообразно направить
на судебно-медицинскую экспертизу для выявления наличия или от-
сутствия телесных повреждений и установления связанного с ними
вреда здоровья.
Диагностику ранее существовавшего психического расстрой-
ства, наличие прямой причинно-следственной связи религиозного
воздействия с развитием или усугублением психического расстрой-
ства осуществляют судебные психиатры. Но для оценки тяжести
причиненного вреда здоровью необходимо заключение судебного
медика с участием психиатра, что следует из приказа Мин-
здравсоцразвития № 194н от 24.04.2008 г., ныне отмененного прика-
за МЗ РФ № 407 от 1996 г., и из ранее действовавших Правил опре-
деления степени тяжести телесных повреждений (приказ № 1208 от
1978 г.).
Кроме того, могут встать вопросы о физическом насилии с
причинением телесных повреждений или истязании, о ритуальном
сексуальном насилии над лицом, находившимся в беспомощном со-
стоянии, обусловленном психическим заболеванием, невменяемо-
стью (ст. 131 или 132 УК РФ); о преступлениях, предусмотренных
ст. 134 и 135 УК РФ; о мошенничестве (ст. 159 УК РФ) со стороны
организатора секты, о похищении и незаконном удержании людей.
Возбуждение уголовного дела по ст. 135 УК РФ, в отличие от
вышеуказанных, проблематично и, скорее всего, неправомерно из-за
неясности и субъективности самого понятия «развратные действия»;
из-за очевидного, как правило, отсутствия вины в виде прямого
умысла направленного на совершение развратных действий. Нело-
гично думать, что целью приобщения родителями своего ребенка к
религии, предполагающей сакральный натуризм, было сексуальное
удовлетворение взрослого или «полового инстинкта» ребенка. Цель
обычно очевидна и проста – приобщение ребенка к религиозному
культу, исповедуемому другими членами семьи. Иное дело – надру-
гательство над ребенком в секте сатанинской или иной деструктив-
ной направленности.
Мы уверены, что в перспективе лицо нашего общества будут
определять более образованные, а потому и более терпимые люди,
при этом господствующая идеология не сможет иметь столь при-
153
скорбно мощного влияния на умы специалистов, как ныне. Нам же
остается лишь проводить работу по дальнейшему объективному
изучению культов, пугающих общество своей неясностью.
Контрольные вопросы:
1.
В чѐм состоит религиозный конструктивизм?
2.
В чѐм состоит религиозная деструктивность?
3.
Что такое секта?
4.
Кто такие адамиты?
5.
В чѐм состоит суть религиозной концепции адамитов?
6.
Какое евангелие признаѐтся адамитами?
7.
Какие ритуалы существуют у адамитов?
8.
Является ли «праздник жизни» у адамитов способом развратных дей-
ствий?
9.
Кто такие анабаптисты?
10.
В чѐм состояла суть «Мюнстерской трагедии»?
11.
Как проходят занятия в секте Рациональной Йоги?
12.
В чѐм опасность секты Дети Бога и еѐ модификаций?
13.
Какие современные модификации секты Дети Бога вы знаете?
14.
Какие специфические вопросы ставятся при назначении судебно-
психиатрической экспертизы по жертвам сектантов?
15.
Какие преступления чаще совершают организаторы сект?
16.
Охарактеризуйте натуристские ритуалы русских язычников.
17.
Дайте правовую оценку деятельности сексуально-религиозных сект
натуристской направленности в целом.
*****
Глава 15
ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ И ПЕДОФИЛИЯ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Общие понятия
Понятие «сексуальное меньшинство» культурально и истори-
чески относительно. Так, в древности, в античном мире бисексуалы
принадлежали к сексуальному большинству, а вовсе отрицающие
гомосексуальность – к сексуальному меньшинству. Древние славяне
также принадлежали к бисексуальному большинству, о чем есть не-
мало свидетельств в литературе того времени. Сами же гомосек-
суалы всегда были сексуальным меньшинством и всегда будут им.
Выделяют два основных термина, характеризующих формы
полового поведения относительно пола объекта влечения:
гомосек-
суальность
и
бисексуальность
.
1) Гомосексуальность
154
Термин происходит от соединения двух слов: греческого
homos (тот же самый, одинаковый) и латинского sexus (пол). Гомо-
сексуалами называют мужчин и женщин, которых на протяжении
длительного времени (более 6 месяцев) привлекают в сексуальном
плане только лица одного с ними пола. Как термин слово «гомосек-
суализм» было впервые предложено в 1869 году венгерским врачом
Бенкертом. Для гетеросексуально ориентированных лиц, случайно
или по необходимости вступивших в гомосексуальную связь, Р.
Крафт-Эбинг предложил термин «псевдогомосексуалист».
В последнее время не принято употреблять окончание «ист»,
так как оно обычно указывает на принадлежность к какой-либо по-
литической партии или политическому блоку, объединению, носит
презрительно-дискриминационный оттенок, поэтому употребляются
термины «гетеросексуал», «гомосексуал», «бисексуал». Синонимом
термина «гомосексуализм» является термин «гомоэротизм».
2) Бисексуальность
Термин происходит от латинского bis, т.е. дважды и имеет два
разных значения:
- первое – обладание соматическими, психическими или пове-
денческими свойствами обоих полов (гермафродитизм, соматиче-
ская андрогиния);
- второе – особый тип психосексуальной ориентации на пред-
ставителей обоих полов.
Еще Ч. Дарвин пришел к убеждению о бисексуальности полов:
«Большинство, а может быть и все вторичные признаки, свойствен-
ные одному полу, есть и у другого пола в покоящемся состоянии».
Естественно, потому что раздельнополость произошла от смешан-
нополости в процессе эволюции.
В наследственном коде человека сохраняются гены всех эта-
пов эволюции, о чѐм свидетельствуют метаморфозы в процессе
внутриутробного развития, поэтому андрогинная стадия развития
заключена в каждом человеке, но у большинства андрогиния нахо-
дится в подавленном состоянии. Особи каждого пола вырабатывают
мужские и женские гормоны; так, при недостатке мужских гормонов
общий женский облик строения тела приобретают и мужчины. Каж-
дый пол заключает в себе потенциальные возможности развития
другого пола. Реализация признаков пола зависит от среды, от гене-
тических и эндокринных факторов.
Таким образом, с биологической точки зрения, бисексуальны
все существа, размножающиеся половым путем, в том числе и чело-
век. С социокультуральной точки зрения, бисексуальность – особое
явление в жизни человека, имеющее биологическую основу, но под-
верженное мощному социальному воздействию в рамках определен-
155
ной культуры, либо поощряемое, либо осуждаемое, не обязательно
проявляемое и не всегда осознаваемое. Бисексуалы стоят посередине
между гетеро- и гомосексуалами, нередко тяготея к тому или иному
полюсу.
Этому способствуют как естественные биологические причи-
ны, например, врожденная гомосексуальность, возрастное снижение
уровня андрогенов, так и социальные факторы, например, отрица-
тельный опыт гетеросексуального общения с положительным вос-
приятием гомосексуальных контактов, снимающих психосексуаль-
ное напряжение; и наоборот.
З. Фрэйд однозначно высказывался за изначально бисексуаль-
ную природу человека. Он писал, что «все люди способны на выбор
сексуального объекта своего пола и проделывают этот выбор в своем
бессознательном», например, в своих снах, фантазиях. «Отсутствие
сильного отца в детстве нередко благоприятствует инверсии». «Ни в
психологическом, ни в биологическом смысле не встречается чистой
мужественности или женственности». «Не отдавая должного бисек-
суальности вряд ли можно будет понять фактически наблюдаемые
сексуальные проявления мужчин и женщин». «Поучительно, что ре-
бенок под влиянием соблазна может стать полиморфно-перверсным,
что его можно соблазнить на всевозможные извращения». Прояв-
лениям бисексуальности препятствует «прежде всего, сдерживаю-
щий авторитет общества».
Относительно гетеросексуальной направленности либидо у
мужчин З. Фрэйд высказал следующее мнение: «Можно допустить,
что детские воспоминания о нежности матери, других женских лиц
содействует тому, чтобы направить свой выбор на женщину, между
тем как испытанные в детстве со стороны отца сексуальное запуги-
вание и положение соперника с ним отвращают от одинакового с
ним пола». В Древнем мире воспитание мальчиков мужчинами при
минимальном участии матерей способствовало проявлениям гомо-
сексуальности.
Люди обычно, так или иначе, демонстрируют окружающим
свою мужскую, женскую или кроссгендерную позицию, например,
своими высказываниями, поведением, внешностью и т.п. При гомо-
эротизме или транссексуализме человек может испытывать кон-
фликт между гендерной идентичностью и гендерной ролью. Тем не
менее, биологически архетип человека определяется как бисексу-
альный. В принципе, любой человек изначально бисексуален, что
особенно хорошо проявляется в детстве, вплоть до подросткового
возраста.
В нашем обществе существует невидимая, но значительная
группа не идентифицированных обществом бисексуальных людей,