ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6451
Скачиваний: 39
156
живущих в стандартном браке, но, в то же самое время, периодиче-
ски вступающих в гомосексуальные связи. Большинство этих лиц не
имеет никакого желания изменить образ своей жизни, более или ме-
нее успешный брак вполне устраивает их, так как они нашли удач-
ный способ минимизировать конфликт их гомо- и гетеросексуаль-
ных импульсов.
В господствующем гетеросексистском обществе, клеймящем
гомосексуальные желания и поведение, рамки стандартного брака
являются хорошей и удобной маскировкой, порождающей, пожалуй,
единственную этическую проблему – обмана жен или мужей. Такие
гетеросексуальные браки бывают порой достаточно прочными по
двум причинам: либо благодаря открытости супругов, принятия ин-
дивидуальных свойств партнера и понимания их; либо благодаря
тщательной маскировке тайны бисексуального супруга.
Реакции жен на раскрытие бисексуальности мужа бывают раз-
личными, как в пуританских, репрессивных, так и в терпимых обще-
ствах, однако, в большинстве случаев жены из-за нежелательности
огласки, общественной стигматизации, материальных, моральных и
иных соображений, постепенно предпочитают оказывать психологи-
ческую поддержку мужу. Данными аналогичных исследований ре-
акций мужей на бисексуальность жен, мы не располагаем.
Некоторые бисексуалы в дальнейшем мигрируют в сторону
гомосексуальности, некоторые становятся исключительно гетеро-
сексуалами, некоторые так и остаются поведенческими бисексуала-
ми всю свою жизнь. Этому способствуют как естественные биоло-
гические причины, например, врожденная гомосексуальность, воз-
растное снижение уровня андрогенов, так и социальные факторы,
например, отрицательный опыт гетеросексуального общения с по-
ложительным восприятием гомосексуальных контактов, снимающих
психосексуальное напряжение; и наоборот.
Вообще, существует две модели бисексуального функциони-
рования. Первая модель – «модель конфликта», рассматривается как
проблема сексуального функционирования, исходящая из конфликта
все более осознаваемых гомоэротических потребностей и социаль-
ных требований гетеросексуальности. Это может повлечь за собой
деструктивные последствия: психолого-психиатрические проблемы,
склонность к суициду, злоупотребление алкоголем или иными ток-
сическими веществами, асоциальное поведение. Данная модель рас-
сматривается как транзитная стадия на пути к гомосексуальной ори-
ентации.
Вторая модель – «модель гибкости». Она рассматривает би-
сексуальность как бесконфликтное сосуществование гетеро- и гомо-
эротизма; в принципе, является успешной интеграцией гомоэротиз-
157
ма и гетероэротизма в двойную сексуальную ориентацию. Считается
целесообразным образовательными и психотерапевтическими мера-
ми помогать личностям с гомоэротическими потребностями овладе-
вать этой моделью поведения как наиболее функциональной и кон-
структивной.
*****
3) Термин «андрогиния»
происходит из двух греческих слов:
andros – мужчина и gyne – женщина. Различают соматическую ан-
дрогинию – собственно гермафродитизм и социальную, относящую-
ся к лицам обоих полов, не имеющим генетической и эндокринной
патологии. При этом лица мужского пола отличаются своим не-
сколько феминным поведением, отсутствием выраженных маску-
линных свойств психики, а лица женского пола – наоборот. Соци-
альная андрогиния является продуктом воспитания и женской эман-
сипации.
В последнее время в развитых мировых культурах прослежи-
вается тенденция роста андрогинии у мужчин, различия мужских и
женских поведений нивелируются. Этому способствует система до-
машнего и школьного воспитания, подавляющая, в целом, агрессив-
ность (агрессивность – признак маскулинности), вырабатывающая
альтруистические установки, стимулирующая компромиссность, что
облегчает адаптацию к общественной и семейной жизни.
Традиционная мужественность с присущей ей агрессивностью
в современном развитом обществе не всегда остается востребован-
ной, удобной, а гипертрофированная мужественность даже является
опасной из-за повышенной конфликтности и склонности преступать
законы общества. Однако среди общей массы «мужественных» пре-
ступников наиболее андрогиничны лица, совершившие половые
преступления, треть их них осознает свои гомоэротические потреб-
ности. Социальная анрогиния проявляется в соответствующем пове-
дении, как в социальной жизни, так и при проявлениях либидо, а
также в стиле одежды (например, «унисекс»).
В странах Запада около 30% населения проявляют черты ан-
дрогинии, причем это касается как мужчин, так и женщин. Андроги-
ничные мужчины и женщины наиболее приспособлены к жизни в
обществе, проявляя в достаточной мере свою мужественность или
женственность в зависимости от ситуации.
Мировая медицинская общественность впервые признала го-
мосексуальность вполне естественным, непатологическим явлением
в 1974 г., сначала в DSM-III, затем и в Международной статистиче-
ской классификации болезней (МКБ), регулярно пересматриваемой
Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Действующая
ныне МКБ-10 не содержит такой психической патологии, такого
158
«сексуального извращения», как гомосексуализм или бисексуаль-
ность.
В МКБ-10 записано: «Сама по себе сексуальная ориентация не
рассматривается как расстройство». Следовательно, неверно утвер-
ждать, что гомосексуальная ориентация сама по себе является поло-
вым извращением, т.е. парафилией. К медицинской патологии отно-
сится только невроз по поводу своей сексуальной ориентации, раз-
вивающийся в результате фрустрации из-за того, что естественная
гомосексуальная ориентация человека входит в противоречие с со-
циальными требованиями, берущими начало в религиозных воззре-
ниях.
Таким образом, без учета сакральных воззрений (а РФ являет-
ся светским государством), исходя из МКБ-10, гомосексуальные
взаимодействия партнеров не являются противоестественными, они
– вариант нормы, их нельзя рассматривать как «половое извраще-
ние».
Конечно, гомосексуальные действия, могут быть проявления-
ми патологии психики, но не обязательны для всех лиц, которые
имеют патологию психики. Для болезненных, навязчивых извраще-
ний половых чувств характерен симтомокомплекс, позволяющий
диагностировать психическую патологию. Если его нет, то гомосек-
суальность расценивается как вариант медицинской нормы. Но, в за-
висимости от общества, гомосексуальность принимается в конкрет-
ном обществе как вариант социальной нормы или как отклоненное
от социальной нормы явление.
*****
4) Понятие «педофилия»
в узком смысле – любовь к мальчи-
кам, но в обычном широком понимании и в определении Междуна-
родной статистической классификации болезней 10-го пересмотра
(МКБ-10) –
расстройство сексуального предпочтения, выражаю-
щееся в сексуальной тяге к детям обычно препубертатного или
раннего пубертатного возраста.
Под пубертатом понимается поло-
вое созревание. Ранний пубертат соответствует возрасту 10-13 лет +
1 год, в зависимости от темпа полового созревания, который у всех
разный.
Педофилия чаще проявляется у мужчин, чем у женщин. Сек-
суальные отношения между взрослыми и незрелыми детьми в со-
временных культурах западного типа не одобряются и преследуются
в уголовном порядке. Контакты между взрослыми, вступившими в
возраст биологического увядания, и лицами юношеского возраста
являются социально не одобряемыми, особенно если их участники
одного пола, но они не обязательно связаны с педофилией. Обще-
ство к таким контактам относится более терпимо.
159
Обязательным для установления диагноза «педофилия» счита-
ется достижение субъектом (т.е. старшим партнѐром), по меньшей
мере, 16-летнего возраста и наличие не менее чем 5-летней разницы
с объектом посягательства. И, как уже говорилось, но следует по-
вторить, что надо избегать распространѐнной ныне в обществе под-
мены понятий. Понятие «педофил» не равнозначно понятию «пре-
ступник». Это разные понятия.
Обычно юристы в зависимости от так называемого возраста
согласия, установленного Уголовным законодательством конкрет-
ной страны, различают следующие варианты педофилии:
1) любовь к мальчикам, не достигшим 14 – 16 лет – педофи-
лия;
2) любовь к юношам, достигшим 14 – 16 лет – эфебофилия;
3) любовь к девочкам моложе 14 – 16 лет – корефилия;
4) любовь к девушкам, достигшим 14 – 16 лет – партенофилия.
Все эти варианты встречаются в гетеро-, гомо- и в бисексу-
альном вариантах. То есть некоторых педофилов привлекают только
девочки, других – только мальчики, а третьи интересуются детьми
обоего пола. Педофилов привлекает внешний облик ребенка, кото-
рый в их глазах имеет значение фетиша. Обычные действия, позы,
манеры детей фетишизируются и эротизируются чрезвычайным об-
разом.
Однако ориентироваться на вышеуказанные возрасты неверно,
так как возраст 14 – 16 лет является относительной величиной из-за
разного темпа полового (соматосексуального) созревания у детей.
Некоторые дети уже в 13 лет выглядят на все 16 – 17, а при задержке
полового созревания и 16-летние могут внешним обликом напоми-
нать 12 – 13-летних. Поэтому в последнее время в научной литера-
туре появился термин «гебефилия», обозначающий подростковый
возраст, соответствующий 12 – 14 годам. Сексуальная тяга взрослых
к детям, не достигшим 12 – 13 лет, однозначно охватывается терми-
ном «педофилия».
В научных кругах существуют споры, можно ли педофилию
рассматривать не как расстройство психики, а как обычную сексу-
альную ориентацию, т.е. естественное явление. Часть учѐных при-
держивается мнения, что, в принципе, можно говорить о существо-
вании какого-либо варианта естественного, неболезненного гомо-
или гетеросексуального влечения по возрасту младшего партнѐра.
Например, о преимущественно педофильном, гебефильном, эфе-
бофильном или партенофильном вариантах сексуального влечения.
*****
160
5) Некоторые понятия уголовного права
Российское законодательство не содержит положений о защи-
те людей от дискриминации по признаку сексуальной ориентации.
Понятие сексуальной ориентации отсутствует во всех перечнях за-
прещенных оснований для дискриминации в различных отраслях
права, в том числе и в УК РФ. Это понятие, хотя и не упомянуто в ч.
2 ст. 19, но очевидно, что подпадает под категорию «других обстоя-
тельств». Однако только прямое включение в перечень дискримини-
рующих признаков ст. 136 УК РФ – «Нарушение равенства прав и
свобод человека и гражданина» понятия «сексуальной ориентации»
способно обеспечить реальную и универсальную защиту гомо- и би-
сексуалов от дискриминации во всех областях общественной жизни.
Аналогично можно было бы поступить и в отношении ст. 282
УК РФ – «Возбуждение национальной расовой или религиозной
вражды». Указанная статья гласит, что «действия, направленные на
возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уни-
жение национального достоинства, а равно пропаганда исключи-
тельности, превосходства либо неполноценности граждан по при-
знаку их отношения к религии, национальной или расовой принад-
лежности, если эти деяния совершены публично или с использова-
нием средств массовой информации, – наказываются»… Поскольку
сексуальность является неотъемлемой и важной стороной жизнедея-
тельности и здоровья людей, возбуждение «сексуальной вражды»,
т.е. вражды на основе гомофобии, сексизма (дискриминации по по-
воду отклонений от сексуальных стереотипов большинства), должно
бы наказываться аналогично оскорблению религиозных чувств
представителей конкретных конфессий.
*****
6) К терминологии
Наиболее часто употребляемое в обществе понятие «педера-
стия» происходит из двух греческих корней (далее используются ла-
тинские буквы) — paеs (мальчик) и егаn (любить). При этом слово
«мальчик» относится как к подросткам, так и к юношам. В грече-
ском языке слово «педерастия» не звучало столь уродливо, как оно
звучит для многих из нас, поскольку оно обозначало лишь одну из
разновидностей любовных отношений и не имело никакого непри-
стойного или бранного смысла, появившегося много позже.
По свидетельству профессора Г. Лихта, слово paеderos встре-
чается в литературе лишь однажды в смысле «педераст», однако
слово paеderastein встречается часто. Лукиан лишь однажды употре-
бил la paеderastika в смысле «педерастия». Безумная бесконтрольная
страсть к мальчикам называлась словом paеdomania, а человек,