Файл: Deryagin_G_B_Kriminalnaya_sexologia_2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 6445

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

161 

 

наполненный такой страстью, — paеdomanes, оба слова происходят 

от корня mania — страсть, безумие.  

В дорическом диалекте обычным словом для любовника было 

eispnelos,  eispnelas,  в буквальном смысле «вдохновитель», который 

содержит намек на то, что любовник был ответственен за мальчика 
во всех отношениях, вдохновлял юную восприимчивую душу на все 

прекрасное  и  благородное.  Следовательно,  дорийцы использовали 
слово eispnein  в смысле «любить», если эта любовь предназначалась 

мальчику. Об этом влиянии говорил Элиан. Например, царь Птоле-
мей  не  мог  нарадоваться  на  доброту возлюбленного им красивого 

мальчика  по  имени Галет, восхищался его сострадательностью. По 
просьбе  мальчика  Птолемей  освободил  приговоренных  к  смерти 

людей «и с той поры еще больше попал под обаяние любви к нему» 
(1.30). В другом случае Элиан сообщает, что спартанские юноши от-

личаются от других греческих красавцев отсутствием гордыни и за-
носчивости и сами просят мужчин «вдохновить» их своей любовью 
(3.12). 

Еще  более  определенно  выразился  Ксенофонт:  «Самим  фак-

том, что мы вдыхаем любовь в красивых мальчиков, мы ограждаем 

их от жадности, помогаем им получать удовольствие от работы, убе-
регаем их от опасностей и несчастий и укрепляем их скромность и 

самообладание».  

Наряду с этими основными и серьезными терминами с течени-

ем времени появились и другие, которые употреблялись в шутливой 
или  игриво-поддразнивающей  манере.  Любовник  часто  назывался 

волком,  а  мальчик  —  овечкой или козленком. У Платона есть эпи-
грамма: «Как волк любит овечек, так и любовники любят своих воз-

любленных». Интересно подметить, что современные нам бойлайве-
ры  предпочитают  называть  своих  возлюбленных мальчиков зайца-

ми, зайками, девочек – белками. На древнегреческой керамике часто 

ухажер дарит своему возлюбленному мальчику зайца, который сим-
волизировал подарок вообще. 

Классический  латинско-русский  словарь  И.Х.  Дворецкого 

стыдливо обходит данные термины, но не может обойтись без малой 

их  части.  Например,  согласно  указанному  словарю,  слово  paeda-
gogus имеет следующие значения: 

1)  слуга  (т.е.  раб  – 

прим.  автора

),  приставленный  к ребенку 

(т.е. мальчику – 

прим. автора

) для надзора и сопровождения; 

2) учитель, наставник, воспитатель; 
3) ухаживатель, провожающий свою возлюбленную в школу и 

обратно (шутливое выражение). 

Стоит обратить внимание, что составитель словаря в пункте 3 

лукавит.  Слово  заимствовано  из  греческого  языка,  но  в  Древней 


background image

162 

 

Греции девочки в школу не ходили, обучались дома ведению хозяй-

ства  у  матери  и  других  наставниц.  Следует  читать:  «ухаживатель, 

провожающий своего возлюбленного в гимнасий или на палестру и 
обратно». Домашними педагогами часто становились образованные 

рабы, оказывая большое влияние на формирование личности маль-
чика. 

В  указанном  словаре  еще  имеется  термин  «paedicator»,  кото-

рый на русский язык не переведен. Вместо этого на латинском языке 

скромно  растолковано,  что  это  имя,  относящееся к «paedico». По-
следнее слово в свою очередь тоже не переводится в словаре на рус-

ский  язык,  но  по  смыслу значений указанных латинских слов обо-
значает человека, совокупляющегося с мальчиком пубертатного воз-

раста.  Однако  у  древних  греков  существовали  специальные  слова, 
описывающие сексуальные действия, часто специфицирующие осо-

бенности  ввода  полового  члена  в  естественное  отверстие.  Так, 
«paedico», означало «проникать в анус».  

На латинский язык повлиял не только греческий, но большой 

влияние в последующем на него оказало христианство, поэтому сло-
во «рaedor» (русское – пидор) означает «грязь» или «дурной запах, 

зловоние»,  а  слово  «paedidus»  с  указанной  в  упомянутом  словаре 
транскрипцией «пидор» переводится как «грязный», «неопрятный». 

В  отличие  от  отечественного словаря, немецкий «Lexicon der 

antike»  приводит следующее толкование слова «педерастия»: 

 «ПЕДЕРАСТИЯ – эротическо-сексуальная связь лиц мужско-

го пола. Развитию педерастии способствовали условия военной де-

мократии.  Иногда  педерастия  санкционировалась  государством  и 
приобретала  организованную  форму  (например,  в  Спарте).  В  ос-

тальных  областях  Греции педерастия отчасти существовала как ре-
ликт аристократических традиций. Явление нашло отражение в ми-

фах, повествующих о чувствах богов к их смертным возлюбленным. 

Эти сюжеты широко использовались в искусстве. Однако античная 
традиция  ценила  и  духовную  сторону  явления  однополой  любви, 

признавая  роль  любящего  в  воспитании  и  образовании любимого, 
полезность такой связи на войне и в жизни государства. В платонов-

ском  учении  об  эросе  («Пир»,  «Федр»)  сексуальная сторона этого 
явления приобретает явно второстепенное значение. В Риме педера-

стия засвидетельствована с III века до н. э., но здесь она существова-
ла вне связи с этическими идеями». 

*****  

Кроме  указанных  терминов,  в  разных  странах  существуют 

свои, преимущественно жаргонные обозначения лиц, вступающих в 
гомосексуальные  отношения;  в  западных странах их часто исполь-

зуют  в  качестве  ругательств,  для  словесного  оскорбления.  Так,  в 


background image

163 

 

России гомосексуалов мужского пола, исполняющих подчиненную, 

пассивную роль, в народе называют «голубыми». Этот термин берет 

начало еще из сочинений Платона, который писал, что «такие люди 
любят свет луны» (ассоциация с голубым цветом). Эстет Розанов в 

начале ХХ века даже назвал свое эссе, посвященное гомоэротизму, 
«Люди лунного света».  

В качестве ругательства, оскорбления в России применяются 

слова  –  «педераст»,  «пидерас»,  «пидер»,  «пидор»,  существуют  и 

другие  производные  от  этого слова: «педик», «педрила», «пидра», 
«дон Педро». В свою очередь, гомосексуалы обзывают гетеросексу-

алов  (натуралов)  «гетерастами»,  «натурастами»  «гетерами»,  «гете-
риками», а лиц женского пола – «двужопыми». Лица, используемые 

в  местах  лишения  свободы  (да  и  в  России,  в целом) для фелляции 
(минета),  известны как «вафлѐры» («вафля» на фене означает спер-

му).  Активный  партнер  в  гомосексуальных отношениях, осуществ-
ляющий гомосексуальное насилие, в уголовном и люмпенизирован-

ном сознании, широко распространенном в подростковой пролетар-

ской  среде,  гомосексуалом  обычно  не  является, так как исполняет 
«мужскую роль», чем доказывает самому себе и окружению, что он 

является истинным, стопроцентным мужчиной – мачо. 

Лесбиянок последнее время в России в народе называют «ро-

зовыми», что, вероятно, черпает свои истоки из факта обозначения 
гомосексуалов нашивками, изображающими розовые треугольники, 

в германских концентрационных лагерях с 1937 по 1945 год. В рос-
сийской уголовной среде существуют понятия «кобла», или «кобѐл» 

– активная лесбиянка, зачастую насилующая «ковырялок» – пассив-
ных в гомосексуальном отношении осужденных женщин. Изнасило-

вание уголовником мужского пола «кобла» резко повышает его ав-
торитет в глазах других уголовников.  

 

Контрольные вопросы: 

1.

 

Кого называют гомосексуалами? 

2.

 

Какие значения имеет понятие «бисексуальность»? 

3.

 

В чѐм проявляется соматическая  андрогиния? 

4.

 

Какие проявления социальной андрогинии вы знаете? 

5.

 

Является ли гомосексуализм  медицинской патологией? 

6.

 

Как определяет педофилию МКБ-10? 

7.

 

Что такое эфебофилия  и партенофилия? 

8.

 

Откуда  берут начало понятия «голубые»,  «розовые»? 

*****  

 
 
 
 


background image

164 

 

Глава 16 

 

ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ У ЖИВОТНЫХ  

И В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ  

 

Ученые  с  начала  ХХ  века  выдвигали  различные 

теории  раз-

вития  гомосексуальности

:  генетическая,  неврогенная,  эндокрин-

ная, нейроэндокринная, психоаналитическая. 

В  последнее  время  появилась,  и  все  более  о  себе  заявляет 

БИОЭВОЛЮЦИОННАЯ

  теория  развития  гомосексуальных  по-

требностей. Данная теория в какой-то степени примиряет вышеука-
занные. Следует понимать, что генетические модификации, вырабо-

танные в процессе эволюционного развития популяции тесно связа-
ны  с  гормональной  регуляцией  и  биохимическими  процессами, 

формирующими  то  или  иное  половое  предпочтение.  На  форми-
рование же сексуальных стереотипов и конкретного полового пове-

дения большое влияние оказывают социальные факторы, что хоро-

шо видно на примерах многих культур. 

 

16.1. Гомосексуальность у животных 

Гомосексуальное поведение широко распространено у живот-

ных  в  их  естественной  среде обитания, причем не только у прима-
тов, но и у многих видов млекопитающих, птиц. Мы же рассмотрим 

лишь гомосексуальное поведение приматов. 

Многочисленными наблюдениями этологов (ученых, изучаю-

щих  поведение  животных)  над  приматами  установлено,  что  гомо-
сексуальные  взаимоотношения  детей  и  взрослых  характерны  не 

только  для  людей,  среди  приматов они выполняют социализирую-
щую роль. Гомосексуальное поведение наблюдается среди подрост-

ков и взрослых особей приматов, как среди самцов, так и среди са-

мок. Например, при изучении сексуального поведения японских ма-
как  установлено,  что  они  одинаково  легко  и  без  внешне  видимых 

причин  могут  вступать  как  в  гетеросексуальные,  так  и  в  го-
мосексуальные контакты даже при наличии доступа к партнеру про-

тивоположного пола. Таким образом, японские макаки ясно демон-
стрируют архаичное бисексуальное поведение, присущее приматам.  

Гомосексуальное поведение распространено среди орангутан-

гов. При этом, как и у людей, сексуальное поведение определяет со-

циальную иерархию особи. Кроме того, оно наблюдалось и описано 
как повседневное явление у павианов гамадрилов, при общении мо-

лодых самцов макак резусов, зеленых мартышек, карликовых шим-
панзе (бонобо). Например, карликовые шимпанзе часто применяют 


background image

165 

 

взаимную  мастурбацию,  чтобы  снять  социальное  напряжение  или 

восстановить нарушенный мир после ссоры.  

Не  только  между  самцами,  но  и  между  самками  у  павианов, 

макак и бонобо также существуют гомосексуальные отношения. Ес-

ли  в  первых  двух  случаях  действия  напоминают  садки  самцов  на 
самку и доставляют удовольствие преимущественно активной парт-

нерше,  то  в случае с самками шимпанзе речь идет о взаимном тре-
нии гениталиями, явно доставляющим огромное удовольствие обеим 

участницам. Генитальные трения — важнейший элемент социальной 
жизни самок. Они способствуют снятию напряжения в моменты де-

лежа пищи, снимают тревожность в ситуации социальной неопреде-
ленности,  восстанавливают  нарушенные  конфликтом  дружеские 

связи.  Наконец,  они  помогают  малознакомым  самкам  освоиться  в 
новой группе, а это немаловажно, так как у шимпанзе самки по дос-

тижению половой зрелости переходят в другую группу (М.Л. Бутов-
ская). 

Таким образом, гомосексуальное поведение  – специфическая 

форма  поведения  у  приматов,  имеет  врожденную  основу.  Следует 
отметить,  что  в  процессе  эволюции  приматов отдельные элементы 

их  сексуального  поведения  стали  ритуализироваться  и  использо-
ваться  вне  контекста  собственно сексуального поведения, как сам-

цами, так и самками. Примерами могут быть ритуализованное «под-
ставление» зада побежденного самца под победителя как проявление 

подчинения. Победитель с эрегированным половым членом (призна-
ком агрессии у приматов), наскочив на побежденного сзади, совер-

шает над ним коитальные движения, применительно к человеческо-
му уголовному миру – «опускает» побежденного. 

В поведении человека и животных можно выделить целый ряд 

поведенческих характеристик, которые, на первый взгляд, не только 

не  способствуют воспроизводству, но и просто препятствуют ему, 

однако,  они возникают в процессе эволюции и продолжают сохра-
няться в популяции на протяжении тысячелетий. Такими признака-

ми, в рамках традиционных эволюционных представлений, являются 
гомосексуальная  ориентация  и  сексуальные  взросло-детские  отно-

шения, широко распространенные как у приматов, так и практически 
во  всех  человеческих  культурах.  Во  многих  случаях  они  играют 

важную роль в успешном выживании индивида и группы в целом. 

Действительно, сексуальные взаимоотношения детей и взрос-

лых  характерны  не  только  для  людей,  среди  приматов  они  вы-
полняют  социализирующую  роль.  Так,  наблюдения  за  обезьянами 
Macaca  arctoides  показали  частое,  длительное  и  интенсивное  воз-
буждение  гениталий  при  взаимодействиях  между  особями того же 

самого  пола,  взрослых и младенцев. Эти гомосексуальные взаимо-