ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.10.2020
Просмотров: 6445
Скачиваний: 39
161
наполненный такой страстью, — paеdomanes, оба слова происходят
от корня mania — страсть, безумие.
В дорическом диалекте обычным словом для любовника было
eispnelos, eispnelas, в буквальном смысле «вдохновитель», который
содержит намек на то, что любовник был ответственен за мальчика
во всех отношениях, вдохновлял юную восприимчивую душу на все
прекрасное и благородное. Следовательно, дорийцы использовали
слово eispnein в смысле «любить», если эта любовь предназначалась
мальчику. Об этом влиянии говорил Элиан. Например, царь Птоле-
мей не мог нарадоваться на доброту возлюбленного им красивого
мальчика по имени Галет, восхищался его сострадательностью. По
просьбе мальчика Птолемей освободил приговоренных к смерти
людей «и с той поры еще больше попал под обаяние любви к нему»
(1.30). В другом случае Элиан сообщает, что спартанские юноши от-
личаются от других греческих красавцев отсутствием гордыни и за-
носчивости и сами просят мужчин «вдохновить» их своей любовью
(3.12).
Еще более определенно выразился Ксенофонт: «Самим фак-
том, что мы вдыхаем любовь в красивых мальчиков, мы ограждаем
их от жадности, помогаем им получать удовольствие от работы, убе-
регаем их от опасностей и несчастий и укрепляем их скромность и
самообладание».
Наряду с этими основными и серьезными терминами с течени-
ем времени появились и другие, которые употреблялись в шутливой
или игриво-поддразнивающей манере. Любовник часто назывался
волком, а мальчик — овечкой или козленком. У Платона есть эпи-
грамма: «Как волк любит овечек, так и любовники любят своих воз-
любленных». Интересно подметить, что современные нам бойлайве-
ры предпочитают называть своих возлюбленных мальчиков зайца-
ми, зайками, девочек – белками. На древнегреческой керамике часто
ухажер дарит своему возлюбленному мальчику зайца, который сим-
волизировал подарок вообще.
Классический латинско-русский словарь И.Х. Дворецкого
стыдливо обходит данные термины, но не может обойтись без малой
их части. Например, согласно указанному словарю, слово paeda-
gogus имеет следующие значения:
1) слуга (т.е. раб –
прим. автора
), приставленный к ребенку
(т.е. мальчику –
прим. автора
) для надзора и сопровождения;
2) учитель, наставник, воспитатель;
3) ухаживатель, провожающий свою возлюбленную в школу и
обратно (шутливое выражение).
Стоит обратить внимание, что составитель словаря в пункте 3
лукавит. Слово заимствовано из греческого языка, но в Древней
162
Греции девочки в школу не ходили, обучались дома ведению хозяй-
ства у матери и других наставниц. Следует читать: «ухаживатель,
провожающий своего возлюбленного в гимнасий или на палестру и
обратно». Домашними педагогами часто становились образованные
рабы, оказывая большое влияние на формирование личности маль-
чика.
В указанном словаре еще имеется термин «paedicator», кото-
рый на русский язык не переведен. Вместо этого на латинском языке
скромно растолковано, что это имя, относящееся к «paedico». По-
следнее слово в свою очередь тоже не переводится в словаре на рус-
ский язык, но по смыслу значений указанных латинских слов обо-
значает человека, совокупляющегося с мальчиком пубертатного воз-
раста. Однако у древних греков существовали специальные слова,
описывающие сексуальные действия, часто специфицирующие осо-
бенности ввода полового члена в естественное отверстие. Так,
«paedico», означало «проникать в анус».
На латинский язык повлиял не только греческий, но большой
влияние в последующем на него оказало христианство, поэтому сло-
во «рaedor» (русское – пидор) означает «грязь» или «дурной запах,
зловоние», а слово «paedidus» с указанной в упомянутом словаре
транскрипцией «пидор» переводится как «грязный», «неопрятный».
В отличие от отечественного словаря, немецкий «Lexicon der
antike» приводит следующее толкование слова «педерастия»:
«ПЕДЕРАСТИЯ – эротическо-сексуальная связь лиц мужско-
го пола. Развитию педерастии способствовали условия военной де-
мократии. Иногда педерастия санкционировалась государством и
приобретала организованную форму (например, в Спарте). В ос-
тальных областях Греции педерастия отчасти существовала как ре-
ликт аристократических традиций. Явление нашло отражение в ми-
фах, повествующих о чувствах богов к их смертным возлюбленным.
Эти сюжеты широко использовались в искусстве. Однако античная
традиция ценила и духовную сторону явления однополой любви,
признавая роль любящего в воспитании и образовании любимого,
полезность такой связи на войне и в жизни государства. В платонов-
ском учении об эросе («Пир», «Федр») сексуальная сторона этого
явления приобретает явно второстепенное значение. В Риме педера-
стия засвидетельствована с III века до н. э., но здесь она существова-
ла вне связи с этическими идеями».
*****
Кроме указанных терминов, в разных странах существуют
свои, преимущественно жаргонные обозначения лиц, вступающих в
гомосексуальные отношения; в западных странах их часто исполь-
зуют в качестве ругательств, для словесного оскорбления. Так, в
163
России гомосексуалов мужского пола, исполняющих подчиненную,
пассивную роль, в народе называют «голубыми». Этот термин берет
начало еще из сочинений Платона, который писал, что «такие люди
любят свет луны» (ассоциация с голубым цветом). Эстет Розанов в
начале ХХ века даже назвал свое эссе, посвященное гомоэротизму,
«Люди лунного света».
В качестве ругательства, оскорбления в России применяются
слова – «педераст», «пидерас», «пидер», «пидор», существуют и
другие производные от этого слова: «педик», «педрила», «пидра»,
«дон Педро». В свою очередь, гомосексуалы обзывают гетеросексу-
алов (натуралов) «гетерастами», «натурастами» «гетерами», «гете-
риками», а лиц женского пола – «двужопыми». Лица, используемые
в местах лишения свободы (да и в России, в целом) для фелляции
(минета), известны как «вафлѐры» («вафля» на фене означает спер-
му). Активный партнер в гомосексуальных отношениях, осуществ-
ляющий гомосексуальное насилие, в уголовном и люмпенизирован-
ном сознании, широко распространенном в подростковой пролетар-
ской среде, гомосексуалом обычно не является, так как исполняет
«мужскую роль», чем доказывает самому себе и окружению, что он
является истинным, стопроцентным мужчиной – мачо.
Лесбиянок последнее время в России в народе называют «ро-
зовыми», что, вероятно, черпает свои истоки из факта обозначения
гомосексуалов нашивками, изображающими розовые треугольники,
в германских концентрационных лагерях с 1937 по 1945 год. В рос-
сийской уголовной среде существуют понятия «кобла», или «кобѐл»
– активная лесбиянка, зачастую насилующая «ковырялок» – пассив-
ных в гомосексуальном отношении осужденных женщин. Изнасило-
вание уголовником мужского пола «кобла» резко повышает его ав-
торитет в глазах других уголовников.
Контрольные вопросы:
1.
Кого называют гомосексуалами?
2.
Какие значения имеет понятие «бисексуальность»?
3.
В чѐм проявляется соматическая андрогиния?
4.
Какие проявления социальной андрогинии вы знаете?
5.
Является ли гомосексуализм медицинской патологией?
6.
Как определяет педофилию МКБ-10?
7.
Что такое эфебофилия и партенофилия?
8.
Откуда берут начало понятия «голубые», «розовые»?
*****
164
Глава 16
ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ У ЖИВОТНЫХ
И В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
Ученые с начала ХХ века выдвигали различные
теории раз-
вития гомосексуальности
: генетическая, неврогенная, эндокрин-
ная, нейроэндокринная, психоаналитическая.
В последнее время появилась, и все более о себе заявляет
БИОЭВОЛЮЦИОННАЯ
теория развития гомосексуальных по-
требностей. Данная теория в какой-то степени примиряет вышеука-
занные. Следует понимать, что генетические модификации, вырабо-
танные в процессе эволюционного развития популяции тесно связа-
ны с гормональной регуляцией и биохимическими процессами,
формирующими то или иное половое предпочтение. На форми-
рование же сексуальных стереотипов и конкретного полового пове-
дения большое влияние оказывают социальные факторы, что хоро-
шо видно на примерах многих культур.
16.1. Гомосексуальность у животных
Гомосексуальное поведение широко распространено у живот-
ных в их естественной среде обитания, причем не только у прима-
тов, но и у многих видов млекопитающих, птиц. Мы же рассмотрим
лишь гомосексуальное поведение приматов.
Многочисленными наблюдениями этологов (ученых, изучаю-
щих поведение животных) над приматами установлено, что гомо-
сексуальные взаимоотношения детей и взрослых характерны не
только для людей, среди приматов они выполняют социализирую-
щую роль. Гомосексуальное поведение наблюдается среди подрост-
ков и взрослых особей приматов, как среди самцов, так и среди са-
мок. Например, при изучении сексуального поведения японских ма-
как установлено, что они одинаково легко и без внешне видимых
причин могут вступать как в гетеросексуальные, так и в го-
мосексуальные контакты даже при наличии доступа к партнеру про-
тивоположного пола. Таким образом, японские макаки ясно демон-
стрируют архаичное бисексуальное поведение, присущее приматам.
Гомосексуальное поведение распространено среди орангутан-
гов. При этом, как и у людей, сексуальное поведение определяет со-
циальную иерархию особи. Кроме того, оно наблюдалось и описано
как повседневное явление у павианов гамадрилов, при общении мо-
лодых самцов макак резусов, зеленых мартышек, карликовых шим-
панзе (бонобо). Например, карликовые шимпанзе часто применяют
165
взаимную мастурбацию, чтобы снять социальное напряжение или
восстановить нарушенный мир после ссоры.
Не только между самцами, но и между самками у павианов,
макак и бонобо также существуют гомосексуальные отношения. Ес-
ли в первых двух случаях действия напоминают садки самцов на
самку и доставляют удовольствие преимущественно активной парт-
нерше, то в случае с самками шимпанзе речь идет о взаимном тре-
нии гениталиями, явно доставляющим огромное удовольствие обеим
участницам. Генитальные трения — важнейший элемент социальной
жизни самок. Они способствуют снятию напряжения в моменты де-
лежа пищи, снимают тревожность в ситуации социальной неопреде-
ленности, восстанавливают нарушенные конфликтом дружеские
связи. Наконец, они помогают малознакомым самкам освоиться в
новой группе, а это немаловажно, так как у шимпанзе самки по дос-
тижению половой зрелости переходят в другую группу (М.Л. Бутов-
ская).
Таким образом, гомосексуальное поведение – специфическая
форма поведения у приматов, имеет врожденную основу. Следует
отметить, что в процессе эволюции приматов отдельные элементы
их сексуального поведения стали ритуализироваться и использо-
ваться вне контекста собственно сексуального поведения, как сам-
цами, так и самками. Примерами могут быть ритуализованное «под-
ставление» зада побежденного самца под победителя как проявление
подчинения. Победитель с эрегированным половым членом (призна-
ком агрессии у приматов), наскочив на побежденного сзади, совер-
шает над ним коитальные движения, применительно к человеческо-
му уголовному миру – «опускает» побежденного.
В поведении человека и животных можно выделить целый ряд
поведенческих характеристик, которые, на первый взгляд, не только
не способствуют воспроизводству, но и просто препятствуют ему,
однако, они возникают в процессе эволюции и продолжают сохра-
няться в популяции на протяжении тысячелетий. Такими признака-
ми, в рамках традиционных эволюционных представлений, являются
гомосексуальная ориентация и сексуальные взросло-детские отно-
шения, широко распространенные как у приматов, так и практически
во всех человеческих культурах. Во многих случаях они играют
важную роль в успешном выживании индивида и группы в целом.
Действительно, сексуальные взаимоотношения детей и взрос-
лых характерны не только для людей, среди приматов они вы-
полняют социализирующую роль. Так, наблюдения за обезьянами
Macaca arctoides показали частое, длительное и интенсивное воз-
буждение гениталий при взаимодействиях между особями того же
самого пола, взрослых и младенцев. Эти гомосексуальные взаимо-