Файл: Aronson_E_Pratkanis_E_R_Epokha_propagandy_Mekh.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 4210

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



* Granfalloon - неологизм, который писатель Курт Воннегут использовал в романе "Колыбель для кошки" для иронического обозначения эфемерных общностей людей, основанных на случайных признаках. Подробный комментарий см. в главе 25. - Прим.

перев.



Возможно, именно пробужденное Линкольном ощущение лицемерия внесло наибольший вклад в изменение курса американской истории. Как выразился Гарри Уиллс: "Американцы в то время благоговейно относились к Декларации Независимости; однако многие из них также были настроены в пользу рабства. Линкольн настойчиво

и весьма изобретательно доказывал, что ради последовательности они должны отказаться либо от одного, либо от другого пристрастия". Типичный способ устранения этого противоречия в то время заключался в утверждении, что Конституция США давала американцам право на самоуправление, независимо от отношения к рабству, - и если некоторым штатам требовалось рабство, пусть будет так. Даже Линкольн в течение некоторого времени признавал этот компромисс.


Однако в Геттисберге он не намерен был делать ничего подобного. Он напомнил своей аудитории об их лицемерии в первых же словах - нация, "исповедующая принцип, что все люди сотворены равными". Как может существовать правительство из народа, осуществляемое народом и для народа, если некоторые американцы могли быть из него исключены против их желания? Он не предложил слушателям никакого иного выбора, кроме как обратиться лицом к их предрассудкам и решить, способна ли "долго продержаться" нация, "таким образом основанная и убежденная". В течение семи лет после Геттисбергской речи Соединенные Штаты приняли Тринадцатую, Четырнадцатую и Пятнадцатую поправки к Конституции - поправки,

навсегда защитившие национальную приверженность равенству, объявив вне закона рабство, гарантируя под сенью закона равную защиту для всех граждан и гарантируя право голоса независимо от расы или цвета кожи*.


В отличие от сложной миссии Линкольна, Рашу Лимбо следовало осуществить только две более простые задачи влияния. Во-первых, ему надо было обеспечить себе аудиторию. Как он выразился, "поворотный момент в моей карьере наступил, когда я понял, что на радио единственная цель для всех нас заключается в продаже

рекламы" - то есть в обеспечении рейтингов. Вторая задача Лимбо, которую он часто отрицает или преуменьшает, заключается в завоевании поддержки его политических взглядов. Его передача переполнена призывами писать в Конгресс о проблемах, которые Лимбо считает важными, и голосовать за тех кандидатов, которым он отдает предпочтение. Он выполняет первую задачу, будучи обаятельным и интересным, его забавно слушать, особенно если с ним соглашаться. Вторую задачу он выполняет, реализуя четыре стратагемы влияния.



* Тринадцатая поправка запрещала рабство на территории США; Четырнадцатая поправка признавала всех лиц, родившихся или натурализованных на территории США, равноправными гражданами; Пятнадцатая поправка давала право голоса независимо от


расы и цвета кожи, а также бывшим рабам. - Прим. перев.



Одна из тактик предубеждения, нередко применяемая Лимбо, заключается в том, что он наклеивает такие ярлыки на человека или проблему, что мало у кого возникает желание одобрять данную личность или поддерживать данное решение вопроса. Например, он предлагает своей аудитории остерегаться психов-зеленых

(environmental wackos); феминацистов (feminazis); либеральных демократов (liberal Democrats)*; наширявшихся голливудских левых (the spaced-out Hollywood Left); длинноволосых-завшивевших, обкурившихся наркотиками гомиков-пацифистов (long-haired maggot-infested dope-smoking peace pansies); педерастов (faggots);

коммуно-либералов (commie libs)** и американцев-выродков (uglo-Americans). С другой стороны, он определяет свою программу как "совершенство и высокое качество радиовещания". Кто может выступать за нацистов любого рода и быть против "совершенства и высокого качества"? Чтобы было проще опровергнуть чужие

позиции, Лимбо их попросту искажает. Например, в годы правления Клинтона Лимбо устраивал президенту нагоняи за предложение увеличить подоходный налог на семьи с доходом меньше 50 тысяч долларов и за план одностороннего разоружения Соединенных Штатов. Страшновато, не правда ли? Клинтон, естественно, никогда не выступал в защиту подобной политики, не пытался ее осуществлять.


Во-вторых, Лимбо полностью контролирует информацию в своей передаче. Чтобы участвовать в ней, звонящие по телефону должны пройти процесс отбора, гарантирующий, что их высказывания соответствуют потребностям Лимбо. Если нежелательная точка зрения все-таки прорывается через защиту, Лимбо может

отключить звук для своего собеседника таким образом, чтобы тот не мог слышать программу и в итоге выглядел глупо, не отвечая на вопросы; если звонящий особенно неприятен, Лимбо может просто повесить трубку. Например, когда разговор с чернокожим радиослушателем пошел не так, как было нужно ведущему, Лимбо

повесил трубку и предложил звонившему "убрать кость из носа и снова мне позвонить". Его собеседник, конечно, не мог сделать того же с Лимбо или хотя бы ответить на обвинение. Лимбо побеждает с помощью дефолта, то есть бегства от ответа.


Шаблонная тактика предубеждения Лимбо заключается в косвенных намеках (инсинуациях) и подхватывании слухов, то есть в искажениях, полуправде, прямой лжи или бездоказательных заявлениях, преподносимых в качестве истины. Намеки и слухи предубеждают, создавая контекст для последующей аргументации. Предположим, например, что мне нужно, чтобы вы поверили, будто это правительство – слишком либеральное и расточительное и будто данное "либеральное" правительство не оправдывает ожиданий в таких областях, как гражданские права, энергетика, образование и регулирование производства и продажи табачных изделий. Один из

применяемых Лимбо способов состоит в повторении слухов и инсинуаций вроде нижеследующих.




* Использование определения "либеральный" в качестве негативного ярлыка для сторонников демократической партии рассчитано на слущателей-консерваторов и республиканцев. - Прим. перев.


** Лимбо, припечатав демократов ярлыком "либеральные", вынужден собственно либералов обвинять уже в коммунизме. - Прим. перев.



"Верховный Суд стал пристанищем либерализма". (В момент этого заявления восемь из девяти членов Верховного Суда были назначены республиканскими президентами, причем четверо - Рейганом.)


"Я помню те длинные газопроводы 1970-х годов, возникшие благодаря Джимми Картеру". (Эти газопроводы появились в 1973 году во времена администрации Никсона.)


"В Канзас-Сити на правительство теперь работает больше людей, чем в частном секторе". (На правительство в Канзас-Сити работают примерно 5% рабочих.)


"Судья Верховного Суда Кларенс Томас избежал бедности отнюдь не теми методами, которые предписываются организациями гражданских прав". (Томас был принят в 1971 году в Йельскую юридическую школу в рамках специальной образовательной программы, имевшей целью прием 10% студентов из числа национальных меньшинств -

факт, признаваемый судьей Томасом*.)


"Мы даем сегодня на каждый класс достаточно денег, чтобы обеспечить лимузинами с водителями как преподавателей, так и детей". (В Санта-Круз, Калифорния, наем 5-звездного лимузина стоит 55 долларов в час плюс налог и чаевые при трехчасовом

минимуме; это составляет 512 долларов за восьмичасовой день или 102 тысячи 400 долларов за сороканедельный год для каждого ребенка и преподавателя - не считая чаевых. На каждый класс из двадцати учащихся и преподавателя школа должна была бы тратить более 2,1 миллионов долларов в год, - возможно, они могли бы

объединяться по несколько человек для пользования одним лимузином.)


"Нет никаких убедительных доказательств, что никотин вызывает зависимость. И то же самое относится к сигаретам, якобы вызывающим эмфизему, рак легких, болезни сердца". (По существу, все медики согласны, что существует немало данных,

оправдывающих тревогу правительства.)


Чтобы добиться доверия к источнику, Лимбо создает образ "обычного парня, такого же, как его слушатели". Например, Лимбо заявил в своем телешоу: "Все эти богатые парни - вроде семей Кеннеди и Перо - делают вид, что живут, как мы, притворяются, что понимают наши переживания и невзгоды, разыгрывают из себя

наших представителей, а под этим прикрытием проворачивают свои делишки". Заметьте, как подобный образ облегчает влияние: мы обычно не спорим с друзьями. (Мы должны также обратить внимание на то, что когда Лимбо это говорил, то зарабатывал приблизительно 20 миллионов долларов в год - оклад, намного

превышающий зарплату среднего американца.)


Раш Лимбо, чтобы гарантировать содержание и направленность мыслей аудитории в соответствии со своими намерениями, пользуется самой разнообразной тактикой.



Например, фокусируя внимание на своих аргументах, он применяет яркие образы: "Защитники окружающей среды - это арбузы. Они зеленые снаружи, но красные внутри". "Ральф Нэйдер (Ralph Nader) - общественный носовой платок". Лимбо отвлекает слушателей от глубокого размышления о сказанном путем уничижительного

юмора: "Губернатор Энн Ричардс родилась с лицом, которое следовало бы выгладить утюгом". "Хиллари Клинтон выглядит как кукла на капоте Понтиака". Его аргументация упакована в расизм, что делает ее более убедительной для слушателей с расовыми предрассудками: доказывая необходимость NAFTA*, Лимбо сказал: "Пусть неквалифицированную работу, не требующую абсолютно никаких знаний, выполняют тупые необученные мексиканцы". Наконец, он повторяет свои доводы много раз; например, выбирает какую-то тему дня и повторяет свою точку зрения различными

способами. В главе 20 мы обсудим, как одно лишь повторение может повысить эффективность коммуникации.



* North Atlantic Free Trade Agreement (Североатлантическое Соглашение о свободной торговле) - соглашение между США, Канадой и Мексикой о снятии торговых барьеров и сокращении ограничений на передвижения рабочей силы между этими тремя странами. - Прим. перев.



Лимбо часто играет на двух типах эмоций. Во-первых, он пробуждает страх перед тем, что может случиться, если люди не согласятся с той политикой, которая для него предпочтительна. Вот некоторые примеры: "Готовится закон, согласно которому

наличие Библии в вашем столе на работе делает вас виновным в религиозном преследовании". Лимбо переименовал попытку восстановить Доктрину справедливости (Fairness Doctrine - требование, в соответствии с которым журналисты должны

освещать спорные проблемы в сочетании с уравновешивающими или противоположными точками зрения) в "Билль "Заткнись, Раш", предназначенный для того, чтобы убрать из эфира его лично. Кроме того, он заявил, что "Первая поправка была применена для насильственного удаления религии не только из наших школьных

классов, но и из всех правительственных учреждений*.


Во-вторых, подобно Аврааму Линкольну, Раш Лимбо использует тактику гранфаллуна (групповой гордости), но с некоторыми существенными вариациями. В то время как Линкольн пробудил чувство гордости быть американцем, Лимбо возвестил о

превосходстве "согласноголовых"* - жадных слушателей Лимбо, соглашающихся буквально со всем, что бы он ни сказал. В то время как для Линкольна понятие американец было объединяющим, Лимбо повышает престижность пребывания в числе "согласноголовых", противопоставляя их внешним группам вроде либералов ("Ты

нравственно выше тех сочувствующих фашистам либералов; у тебя есть настоящая работа - они, чтобы выжить, должны просить подаяние"), национальных меньшинств ("Вы не обращали внимания, насколько все помещаемые в газетах фотороботы разыскиваемых преступников напоминают Джесси Джексона?"**) и своих политических конкурентов ("Тем из вас, кто хочет заменить на бампере старую наклейку "Клинтон/Гор", нужно вместо нее просто достать наклейку, разрешающую вам парковку как инвалидам, и люди будут знать, почему вы так голосовали"). Чувство превосходства среди "согласноголовых" усиливается путем высмеивания других


людей. В 1993 году в своем телешоу Лимбо показал фотографию Стокса, кота президента Клинтона, и спросил: "А вы знаете, что в Белом доме есть и собака?". После этого он показал фотографию Челси Клинтон, которой тогда было тринадцать лет. Как можно самому ощутить это превосходство? Просто. Слушайте (таким образом повышая рейтинги Лимбо) и всего лишь говорите: "Согласен".


Наконец, давайте посмотрим, как Пол Ингрэм поверил, что приставал к своим дочерям и изнасиловал их. Эта ситуация предполагает двойную задачу убеждения - сначала дочерей, а затем отца.



* Dittohead - образовано из слов "ditto" (то же самое; знак повторения того же самого; точная копия, костюм из того же материала; поддакивать) и "head* (голова). Неологизм, ассоциативно противопоставленный слову "egghead" -

яйдеголовый, интеллектуал. Парадоксально, но при общераспространенном в США негативном отношении к ярлыку "конформист" (соглашатель, приспособленец) слушатели Лимбо позитивно воспринимают себя как "согласноголовых". - Прим.

перев.


** Джесси Джексон - известный чернокожий политик. - Прим. перев.



Данные о том, как Эрика и Джули поверили, что отец приставал к ним, имеют неравноценный характер. Известно, что они посещали ежегодный лагерь отдыха для девочек-подростков под названием "Сердцем к сердцу", организованный их церковью, и по-видимому, там часто обсуждалось жестокое обращение с детьми. Во время

предыдущих каникул, проведенных в этом лагере, Эрика и Джулии независимо друг от друга подали жалобы, где голословно обвиняли в сексуальном насилии двух разных соседей. Предпринятые по этим жалобам полицейские расследования определили, что в обоих случаях не было никаких оснований для обвинений. В лагере,

организованном в 1988 году, заявлявшая о своем целительском даре "рожденная свыше христианка"* Карла Франко во время беседы со школьницами продемонстрировала ясновидение: она заявила, что когда одна из находившихся в комнате была маленькой девочкой, к ней с сексуальными домогательствами приставал родственник. Тут же одна из девочек выбежала из комнаты, выкрикнув, что к ней

применяли насилие. За ней и другие девочки стали хором утверждать, что испытали на себе насилие. К концу вечера последнего дня в лагере Эрика также заявила об осознании сексуального насилия со стороны отца.


Хотя это описание неполно, можно сразу увидеть некоторые из факторов влияния, спродуцировавшие обвинение, и прежде всего - ситуацию, при которой заявление о сексуальном насилии оказывалось не только уместным, но и вознаграждалось вниманием, расположением и ощущением общности. К сожалению, дело Ингрэма – не изолированный инцидент; тогда прошла прямо-таки общенациональная эпидемия обвинения родителей в сексуальном насилии по отношению к детям. Само собой разумеется, в семьях действительно бывают случаи сексуального насилия с