Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1900
Скачиваний: 25
«
Вы
преодолеете
любые
ц
стрессы
,
любые
проблемы
!
Справитесь
с
любыми
трудностями
в
жизни
!
Вы
уверенно
добьетесь
успеха
!
Успеха
в
себе
!
Успеха
внутри
себя
!
Успеха
,
которого
Вы
желаете
не
ради
пустой
шумихи
-
и
не
ради
того
,
чтобы
стать
выше
кого
-
то
.
Вы
уверенно
добьетесь
успеха
в
себе
для
того
,
чтобы
Ваша
жизнь
стала
светлее
,
чище
,
свободнее
,
легче
!
Чтобы
Вы
сами
стали
светлее
,
свободнее
,
чище
!
Рабство
закончилось
!
Теперь
у
Вас
нет
хозяев
и
не
перед
кем
выслуживаться
,
чтобы
быть
заметнее
!
Свобода
делает
Вас
сильным
!
Полная
власть
над
собой
!
Абсолютная
власть
над
любыми
эмоциями
!
Ваша
болезнь
в
прошлом
!
Она
полностью
и
навсегда
закончилась
!
Впереди
только
свет
,
чистота
,
свобода
,
радость
!
Радость
трезвости
и
трезвость
радости
!
Чистая
радость
,
радость
светлого
мозга
!
Полная
власть
над
собой
!».
2.
Ситуационно
-
тематический
компонент
(
для
ситуаций
и
состояний
триггерного
характера
,
провоцирующих
алкогольное
влечение
): )«
В
любое
время
года
,
с
любыми
людьми
,
в
любом
месте
Вы
-
трезвый
,
уверенный
в
себе
и
сильный
!
Преодолеть
любые
проблемы
,
любые
стрессы
!
Стрессы
-
это
радость
!
Это
способ
показать
свою
прочность
и
силу
!
Стрессы
это
тренировка
,
это
психологическое
закаливание
!
Чем
больше
стрессов
-
тем
лучше
,
потому
что
тем
чаще
закаливание
,
тем
крепче
характер
,
тем
крепче
нервы
!
Абсолютная
власть
над
собой
!
Вы
сильнее
любых
проблем
и
стрессов
!
Устойчивое
настроение
!
Уверенность
!
Трезвость
!
Спирт
-
яд
!
Все
алкогольные
напитки
-
яды
!
В
течение
всей
жизни
,
все
виды
спиртной
дряни
-
отрава
!
Организм
каждого
человека
,
и
Ваш
мозг
,
и
Ваш
организм
подвергаются
саморазрушению
,
вплоть
до
необратимых
состояний
в
ответ
на
алкогольное
загрязнение
!
Вы
полностью
и
навсегда
отказались
от
алкогольной
судьбы
!
Полный
отказ
от
алкогольного
разложения
!
Абсолютный
запрет
!
Это
радостный
запрет
!
Это
запрет
,
дающий
свободу
!
Уничтожены
алкогольные
цепи
!
Рабство
закончилось
!
Впереди
светлая
,
чистая
,
трезвая
,
свободная
жизнь
!».
3.
Логический
компонент
^
Все
предельно
ясно
и
понятно
!
Алкоголизм
быстро
приводит
к
смерти
ума
и
тела
.
Миллионы
людей
променяли
себя
на
бутылку
и
исчезли
,
оставив
после
себя
лишь
грязь
!
Раньше
Вы
уничтожали
себя
спиртом
,
но
теперь
Вы
уверенно
стремитесь
к
Чистоте
и
Свету
!
Только
это
нужно
Вам
-
Чистота
и
Свет
-
в
мыслях
,
душе
,
совести
,
теле
!
Вы
много
раз
пробовали
2
стиля
жизни
: 1-
й
-
пьяный
,
грязный
,
тревожный
,
пустой
,
с
постоянными
утратами
и
стыдом
; 2-
й
-
светлый
,
трезвый
,
чистый
,
с
достижениями
,
приобретениями
,
уважением
,
любовью
,
стабильностью
,
порядком
и
успехом
.
Вы
сравнили
эти
две
жизни
,
Вы
все
поняли
и
уверенно
сделали
выбор
-
выбор
света
и
чистоты
!
Вы
уверенно
отбросили
от
себя
грязь
!
Впереди
только
Свет
,
Чистота
,
Трезвость
и
полная
власть
над
собой
!
Всегда
!».~7 .
4.
Сенсорно
-
символический
компонент
(
с
включением
авер
-
сии
и
последующим
использованием
визуализации
образа
благородного
Рыцаря
,
поборника
Света
,
Разума
и
Свободы
,
который
выбрал
пациент
): \
«
Пьяная
жизнь
-
жизнь
обезьяны
с
человеческим
лицом
и
пустым
черепом
,
жизнь
с
бутылкой
и
только
ради
бутылки
.
Пьяная
жизнь
-
это
жизнь
с
желудком
,
заполненным
проспиртованным
содержимым
-
рвотными
массами
-
смесью
пережеванной
пищи
,
слюны
и
желудочного
сока
с
алкоголем
-
водкой
,
вином
,
пивом
или
другой
отравой
!
Эта
зловонная
,
скользкая
,
отвратительная
масса
часто
выбрасывается
наружу
-
желудок
сокращается
,
она
подбрасывается
все
выше
и
выше
,
толчками
распирает
глотку
и
неудержимо
изрыгается
наружу
,
загрязняя
все
вокруг
!
Водка
-
рвота
!
Тошнота
,
рвота
,
водка
!
Все
виды
спиртных
напитков
-
это
тошнота
,
разложение
,
рвота
,
грязь
,
деградация
мозга
и
тела
!
Если
это
зловонное
содержимое
не
выбрасывается
наружу
,
то
происходит
его
всасывание
в
организм
-
из
желудка
и
кишечника
в
мозг
,
сердце
,
печень
,
в
другие
органы
,
кожу
,
кости
!
Весь
организм
отравляется
продуктами
алкогольного
разложения
,
ал
-
когольными
ядами
i
Пьяная
жизнь
-
это
жизнь
с
постоянным
пропитыванием
себя
алкогольной
отравой
и
постоянным
уничтожением
себя
этой
грязью
и
превращением
себя
в
алкогольную
грязь
!
Но
все
это
теперь
чужое
!
Вы
полностью
отбросили
от
себя
этот
путь
,
эту
грязь
!
Ваше
настоящее
и
будущее
-
это
свет
трезвости
и
трезвость
света
!
Чистота
света
и
свет
чистоты
!
Вы
-
благородный
рыцарь
Света
,
Разума
и
Свободы
!
И
Вы
сам
-
Свет
,
Разум
и
Свобода
,
сильный
,
опытный
,
знающий
все
и
видящий
все
,
уверенно
идущий
к
цели
!
Ваша
броня
-
это
Свет
,
Разум
и
Свобода
,
Ваш
меч
-
это
Свет
,
Разум
и
Свобода
!
И
Ваша
победа
-
это
Свет
,
Разум
и
Свобода
!
Вы
-
победитель
!
Никто
и
никогда
не
заставит
Вас
повернуть
назад
-
к
пьяной
,
грязной
жизни
!
Нет
таких
людей
!
Далеко
позади
исчезла
химера
Вашей
болезни
-
побежденная
,
уничтоженная
,
она
исчезла
навсегда
!
Могучая
стена
времени
и
воли
отделяет
Вас
от
нее
!
Стена
Света
,
Разума
и
Свободы
!
Вы
сильнее
любых
проблем
!
У
Вас
все
под
контролемЬ
^
При
проведении
самовнушения
этот
текст
произносился
пациентом
от
первого
лица
.
Кроме
полного
варианта
формулы
для
гетеросуггестии
был
составлен
краткий
,
компактный
вариант
: «
Полная
власть
над
собой
!
Вы
свободный
человек
!
Вы
рыцарь
свободы
!
Сила
и
мощь
Света
,
Разума
и
Свободы
внутри
Вас
и
вокруг
Вас
!
Абсолютная
власть
над
собой
!
Полная
власть
над
своей
судьбой
!».
В
качестве
ключевых
слов
было
выбрано
: «
Свет
,
Разум
,
Свобода
!».
При
аутосуггестии
эти
фразы
повторялись
от
первого
лица
.
Пациенту
было
объяснено
,
что
при
варьировании
аутосугте
-
стивных
фраз
необходимо
сохранять
их
утвердительный
характер
(
без
частицы
«
не
»),
самовнушение
следует
проводить
с
опережением
ситуации
и
параллельно
,
синхронно
с
развитием
событий
,
обращая
внимание
на
внешние
и
внутренние
триггеры
для
включения
защитных
механизмов
.
Суггестивные
воздействия
проводились
с
погружением
пациента
в
состояние
гипноза
по
классической
схеме
до
2-
й
стадии
течение
1
часа
.
Во
время
этих
сеансов
многократно
повторялась
составленная
ранее
формула
внушения
-
как
ее
полный
вариант
,
так
и
краткий
.
При
внушении
устрашающей
,
запретительной
и
аверсионной
установок
использовалось
условно
-
рефлекторное
подкрепление
:
тактильное
раздражение
сензитивных
точек
,
а
ближе
к
концу
сеанса
без
снятия
гипнотического
состояния
пациенту
давалась
никотиновая
кислота
(10
таблеток
по
0,05
г
с
200
мл
воды
),
через
1
минуту
после
этого
к
его
носу
подносилась
вата
,
обильно
смоченная
спиртом
для
активного
обоняния
,
спиртом
также
смазывались
губы
и
язык
.
При
этом
говорилось
: «
Сейчас
Ваш
мозг
будет
получать
микродозы
этилового
яда
-
это
необходимо
для
того
,
чтобы
мозг
абсолютно
точно
запомнил
это
вещество
.
Только
этиловый
,
алкогольный
яд
,
в
чистом
виде
или
входящий
в
алкогольные
напитки
или
спиртосодержащие
лекарства
,
будет
вызывать
реакцию
саморазрушения
!
Саморазрушение
идет
по
пути
наименьшего
сопротивления
,
по
принципу
-
где
тоньше
,
там
и
рвется
!
У
каждого
человека
есть
свои
слабые
места
-
у
кого
-
то
психика
,
у
кого
-
то
сердце
,
или
легкие
,
или
система
крови
,
иммунитет
!
Эти
ослабленные
системы
и
органы
будут
дестабилизированы
в
первую
очередь
!
Поэтому
я
призываю
Вас
избежать
самоубийства
!
И
я
верю
в
Вас
!
Вы
сможете
жить
нормально
-
трезво
,
уверенно
,
успешно
!».
Внушение
установок
страха
,
запрета
,
авсрсии
и
акупрессура
активизировались
по
мере
нарастания
сосудорасширяющего
действия
никотиновой
кислоты
,
сопровождавшегося
покраснением
кожных
покровов
,
ощущением
жжения
,
зуда
,
жара
,
которые
с
тревогой
воспринимались
больным
.
Этот
фармакологический
эффект
опосредовался
как
«
полная
непереносимость
организмом
даже
минимальных
количеств
этилового
яда
».
По
мере
снижения
фармакологической
реакции
«
экспозиция
»
этилового
подкрепления
устранялась
.
Всего
было
проведено
7
подобных
сеансов
.
Параллельно
пациенту
были
даны
инструкции
по
проведению
классического
самогипноза
,
и
он
легко
освоил
его
,
повторяя
при
погружении
в
транс
составленные
ранее
и
заученные
варианты
формул
аутосуггестии
.
Они
же
повторялись
в
бодрственном
состоянии
в
заданное
время
.
Параллельно
,
по
мере
необходимости
,
проводилась
самостоятельная
обработка
сензитивных
точек
для
«
активизации
мозга
и
укрепления
уверенности
в
себе
».
Для
этих
же
целей
в
сложных
случаях
,
способных
спровоцировать
алкогольный
срыв
,
было
рекомендовано
рассасывать
в
ротовой
полости
1
таблетку
ксантинола
никотината
,
который
больной
должен
был
постоянно
носить
с
собой
.
Наблюдение
за
пациентом
в
динамике
показывает
устойчивую
ремиссию
в
течение
3
лет
.
Справляется
с
трудностями
своего
бизнеса
.
Стал
увереннее
в
себе
,
уравновешеннее
,
активнее
.
К
алкоголю
равнодушен
,
свободно
себя
чувствует
в
среде
пьющих
.
Улучшились
отношение
с
женой
,
жалоб
на
самочувствие
не
предъявляет
,
доволен
достигнутым
.
Интегративной
аутосуггестией
в
первые
полгода
занимался
относительно
регулярно
,
далее
-
лишь
при
появлении
потребности
в
коррекции
своего
состояния
.
-
Глава
7
КОГНИТИВНО
-
ЦЕННОСТНАЯ
ГАРМОНИЗАЦИЯ
ЛИЧНОСТИ
Метод
представляет
собой
комбинацию
когнитивно
ориентированных
дискуссий
,
косвенных
и
прямых
суггестивных
воздействий
,
направленных
на
коррекцию
дезадаптивных
когнитивно
-
поведенческих
стратегий
,
которые
сочетаются
с
показательным
диагностическим
обследованием
пациента
,
демонстрирующим
характер
соотношения
имеющихся
у
него
адаптивных
и
дезадаптивных
личностных
качеств
.
На
первом
этапе
пациенту
объясняют
,
что
его
проблемы
не
случайны
,
как
и
все
на
свете
.
Имеются
определенные
причины
каждого
его
поступка
,
каждой
его
эмоции
,
каждой
мысли
.
Его
особенностью
,
в
отличие
от
большинства
других
людей
,
является
то
,
что
он
обратился
за
помощью
к
психотерапевту
.
Данный
факт
не
характеризует
его
ни
с
плохой
,
ни
с
хорошей
стороны
.
Это
говорит
лишь
о
том
,
что
он
,
во
-
первых
,
страдает
(
или
испытывает
психологический
дискомфорт
,
нестабильность
и
др
.)
и
,
возможно
,
страдает
(
или
испытывает
другие
негативные
или
проблемные
состояния
)
не
он
один
.
Во
-
вторых
,
что
по
-
старому
ему
жить
тяжело
,
и
,
возможно
,
не
только
ему
,
и
что
самостоятельно
он
не
справляется
с
тем
,
чтобы
жить
лучше
.
Самостоятельно
у
него
не
получается
жить
без
страданий
(
или
др
.
проблем
)
и
,
возможно
,
не
получается
избавить
от
страданий
других
.
Он
исчерпал
весь
арсенал
собственных
ресурсов
и
способностей
по
преодолению
психологического
кризиса
,
но
ничего
не
получилось
.
Его
страдание
настолько
велико
,
что
ему
уже
не
помогают
ни
советы
друзей
или
подруг
,
ни
популярные
психологические
телепрограммы
,
книги
или
статьи
.
В
поисках
выхода
он
пришел
к
специалисту
,
который
занимается
решением
психологических
проблем
(
если
не
в
первый
раз
отмечают
и
это
).
Пациента
информируют
,
что
существует
много
направлений
в
психотерапии
,
часть
из
них
уже
исчерпала
себя
,
часть
только
развивается
,
но
есть
направления
и
соответствующие
методы
,
которые
зарекомендовали
себя
очень
хорошо
и
позволяют
эффективно
помогать
людям
.
Из
них
можно
подобрать
индивидуальную
комбинацию
методов
,
которые
подходят
как
ключ
к
замку
к
данной
личности
.
Далее
объясняют
,
что
для
эффективного
управления
собой
необходима
определенная
информация
-
информация
психологическая
,
ее
нужно
совсем
немного
-
ровно
столько
,
чтобы
научиться
«
наводить
порядок
»
в
эмоционально
-
волевой
сфере
,
поддерживать
комфортное
душевное
состояние
,
избегать
нервных
срывов
.
Проводят
аналогию
с
управлением
автомобилем
-
водителю
необязательно
знать
,
как
устроен
двигатель
,
достаточно
знать
лишь
,
где
находятся
рычаги
управления
машиной
и
как
их
использовать
.
Говорят
,
что
человек
с
психологическими
пробле
-
мами
напоминает
неопытного
водителя
,
который
сел
за
руль
автомобиля
,
не
имея
должных
знаний
ни
по
управлению
им
,
ни
о
правилах
дорожного
движения
.
Такой
водитель
может
не
только
создавать
дискомфорт
себе
и
своим
пассажирам
во
время
езды
,
но
и
становится
опасным
для
себя
и
окружающих
.
Пациенту
предлагают
принять
для
рассмотрения
прикладные
психотерапевтические
модели
организации
эмоционально
-
поведенческих
реакций
человека
-
интегративно
-
онтогенетическую
(
рис
. 3)
и
функционально
-
динамическую
(
психофизиологическую
).
Они
представляют
собой
упрощенные
варианты
схемы
когнитивно
-
аналитической
структуры
личности
и
поведенческого
цикла
(
см
.
главу
1,
часть
1).
Эти
модели
служат
и
для
диагностики
,
и
для
решения
вопроса
о
выборе
мишеней
(
локусов
)
или
рычагов
для
психотерапевтической
и
психокоррекционной
помощи
,
аутопсихотерапии
,
психической
саморегуляции
.
Сообщают
,
что
относительно
правильности
предлагаемых
моделей
«
сходятся
мнения
разных
школ
психологии
и
психотерапии
.
К
настоящему
моменту
они
является
аксиомой
,
и
к
этим
положениям
можно
относиться
без
каких
-
либо
сомнений
,
потому
,
что
этап
сомнений
на
эту
тему
в
науке
уже
закончился
».
Анализируют
эти
модели
с
учетом
индивидуальных
особенностей
-
интеллектуально
-
культурного
уровня
,
возраста
и
«
менталитета
»
больного
.
Стремятся
наполнить
каждый
элемент
этих
схем
индивидуализированным
,
характерными
для
данного
пациента
,
содержанием
.
Рис
.
3.
Прикладная
психотерапевтическая
интегративно
-
онтогенетическая
модель
организации
поведения
(
психотерапевтические
мишени
)
Объясняют
алгоритмы
самовлияния
и
влияния
на
других
на
каждом
уровне
эмоционально
-
поведенческой
иерархии
и
каждом
этапе
эмоционально
-
поведенческого
акта
.
Указывают
на
повышение
эффективности
коррекции
дезадаптивных
стереотипов
по
мере
углубления
направленности
воздействий
от
итоговых
эмоционально
-
поведенческих
реакций
к
их
основам
и
причинам
.
На
основании
интегративно
-
онтогенетической
схемы
пациента
информируют
о
том
,
что
«
эмоционально
-
поведенческие
реакции
и
состояния
являются
лишь
вершиной
своеобразного
айсберга
поведения
и
эмоций
.
Это
то
,
что
мы
видим
,
когда
общаемся
или
наблюдаем
за
другими
-
то
,
что
чувствуют
и
делают
они
и
то
,
что
чувствуем
и
делаем
мы
.
Эмоции
и
поступки
могут
быть
адекватными
или
неадекватными
,
конструктивными
или
деструктивными
,
адаптивными
или
дезадаптивными
,
выгодными
для
индивидуума
или
для
общества
».
Психотерапевтические
и
психокоррекционные
воздействия
в
пределах
этого
уровня
соответствуют
алгоритму
:
«
Успокойтесь
!», «
Хватит
грустить
,
радуйтесь
жизни
!», «
Возьмите
себя
в
руки
!»
и
т
.
п
.
Сообщают
,
что
они
,
как
правило
,
неэффективны
,
т
.
к
.
не
затрагивают
предшествующего
уровня
-
ситуационного
и
предситуационного
мышления
-
тех
,
в
большей
или
меньшей
степени
осознаваемых
мыслительных
(
вербально
-
логических
,
аналогово
-
образных
или
праксических
)
процессов
,
которые
соответственно
своему
содержанию
приводят
к
определенным
экст
-
рапунитивным
или
импунитивным
реакциям
и
поступкам
.
Осмысление
ситуации
может
происходить
задолго
до
непосредственного
столкновения
с
нею
,
при
этом
субъект
прогнозирует
свое
поведение
.
При
неожиданно
возникающих
,
незапланированных
ситуациях
эмоционально
-
поведенческие
реакции
индивидуума
часто
отражают
особенности
глубоких
уровней
психического
и
биологического
-
того
,
что
при
относительно
размеренной
жизни
маскируется
в
той
или
иной
степени
сознанием
или
подсознанием
.
Для
демонстрации
роли
ситуационного
и
предситуационного
мышления
обсуждают
схему
А
-
В
-
С
.
В
этой
схеме
А
-
внешнее
воздействие
(
уже
имевшее
место
в
прошлом
,
происходящее
в
настоящий
момент
или
предстоящее
),
В
-
когнитивный
фильтр
,
интерпретация
,
оценка
,
интеллектуальное
опосредование
этого
воздействия
,
С
-
реакция
на
А
,
зависящая
от
В
.
Объясняют
,
что
большинство
людей
связывают
свои
эмоциональные
состояния
и
поступки
С
непосредственно
с
вызвавшими
их
событиями
А
,
и
именно
эти
события
или
тех
,
кто
является
причиной
этих
событий
,
обвиняет
в
собственных
бедах
.
Однако
причиной
психологических
реакций
является
на
самом
деле
В
-
характер
осмысления
А
.
Только
меняя
стиль
тематически
направленного
мышления
можно
повлиять
на
эмоции
и
поступки
,
связанные
с
А
.
Рассматривают
понятие
интерпретации
событий
,
ее
позитивные
,
негативные
,
нейтральные
и
иные
варианты
.
Предлагают
найти
как
можно
больше
ракурсов
и
сделать
как
можно
больше
вариантов
интерпретации
одних
и
те
же
явлений
и
вещей
,
сопутствующих
беседе
-
погоды
за
окном
,
людей
и
предметов
интерьера
вокруг
и
т
.
д
. -
и
оценить
характер
возникающих
вслед
за
каждой
интерпретацией
эмоциональных
реакций
.
Для
демонстрации
роли
оценок
используют
метафору
выбора
кулинарных
блюд
: «
если
перед
кем
-
нибудь
поставить
поднос
с
несколькими
очень
вкусными
блюдами
,
часть
из
которых
отравлена
разными
по
силе
ядами
,
рассказать
,
какие
из
них
опасны
,
а
какие
нет
,
и
дать
человеку
право
сделать
выбор
,
то
лишь
тот
,
кто
решил
покончить
с
собой
,
или
умственно
глубоко
неполноценный
,
имбецил
или
,
скорее
,
идиот
выберет
блюда
ядовитые
».
Отмечают
,
что
«
при
оценке
«
психологической
пищи
» -
психологических
воздействий
(
приятных
или
«
ядовитых
»)
также
есть
право
выбора
-
избрать
ту
их
интерпретацию
,
которая
приятна
или
ту
,
которая
отравит
настроение
на
сутки
или
всю
жизнь
,
а
может
быть
станет
причиной
сведения
счетов
с
жизнью
».
Объясняют
: «
Дисгармоничные
лица
упорно
выбирают
«
психологические
яды
»,
сознательно
или
неосознанно
«
стараются
»
испортить
себе
или
другим
настроение
,
не
дают
себе
возможности
радоваться
жизни
и
с
оптимизмом
преодолевать
проблемы
.
Они
очень
часто
находятся
в
«
отравленном
»,
ослабленном
,
нервозном
состоянии
,
хотя
известно
,
что
даже
физические
болезни
,
начиная
с
простуды
и
заканчивая
теми
,
что
требуют
хирургических
вмешательств
,
переносятся
легче
,
когда
человек
пребывает
в
нормальном
расположении
духа
.
Что
уж
говорить
о
борьбе
с
трудностями
и
болезнями
психоэмоциональными
-
для
их
преодоления
«
само
собой
»
полезно
быть
в
хорошей
психоэмоциональной
форме
.
Однако
люди
,
склонные
к
нервным
срывам
и
кризисам
,
с
удивительным
упорством
повторяют
одни
и
те
же
,
привычно
-
стереотипные
акции
по
психологическому
самоотравлению
и
отравлению
других
».
Схема
психотерапии
и
психокоррекции
в
пределах
уровня
ситуационного
и
предситуационного
мышления
:
«
Ваши
мысли
неправильны
,
неадекватны
,
думайте
по
-
другому
.
Думайте
так
,
как
я
Вам
рекомендую
!».
Пациенту
сообщают
,
что
подобные
инструкции
приносят
успех
редко
,
так
как
особенности
мышления
являются
отражением
нижележащего
уровня
-
зависят
от
специфики
отношения
к
проблеме
,
ситуации
,
людям
,
объектам
и
прочим
актуальным
вещам
.
Отношение
может
быть
позитивным
или
негативным
,
адекватными
или
неадекватными
,
сверхценным
или
бредовым
Именно
характер
отношения
(
отношений
)
направляет
мыслительную
деятельность
субъекта
по
анализу
ситуации
,
прогнозу
и
выбору
определенной
модели
поведения
в
соответствующее
русло
.
Алгоритм
психологических
лечебно
-
коррекционных
влияний
на
уровне
отношений
следующий
:
«
Относитесь
к
этой
проблеме
проще
», «
К
этому
следует
относиться
спокойнее
», «
Пора
избавиться
от
гипертрофированного
отношения
к
...»
и
т
.
д
.
Однако
и
это
далеко
не
всегда
является
эффективным
,
потому
что
тип
отношения
к
чему
-
либо
связан
с
особенностями
мотива
-
ционно
-
потребностного
комплекса
,
который
включает
в
себя
потребности
,
мотивации
,
мотивы
,
направленность
личности
и
т
.
п
.
Они
в
свою
очередь
являются
зависимыми
от
концептуально
-
ценностного
комплекса
:
иерархии
жизненных
ценностей
,
идей
и
концепций
,
относящихся
к
«
Я
»
и
взаимоотношениям
«
Я
»
с
другими
.
Больному
разъясняют
,
что
работа
с
эмоционально
-
поведенческими
расстройствами
на
мотивационно
-
потребностном
и
концептуально
-
ценностном
уровнях
гораздо
более
эффективна
,
чем
предыдущие
подходы
.
Здесь
важной
является
идентификация
концептуальных
последовательностей
и
выявление
ядерных
концепций
,
которые
лежат
в
основе
дезадаптивного
поведения
индивидуума
. «
Концептуальная
поверхность
»
личности
может
быть
представлена
достаточно
большим
набором
концепций
,
однако
при
их
структурировании
в
процессе
когнитивного
анализа
происходит
«
клиновидное
»
сужение
концептуального
спектра
,
который
в
итоге
может
быть
сосредоточен
на
1-2-3-
х
ядерных
концепциях
,
определяющих
все
вышестоящее
когнитивное
образование
.
Это
сравнивают
с
перевернутой
пирамидой
,
все
уровни
которой
покоятся
друг
на
друге
,
обращенная
вниз
вершина
состоит
из
минимального
количества
блоков
,
а
обращенное
вверх
основание
-
из
множества
блоков
.
Дезадаптирующие
ядерные
концепции
являются
базисом
де
-
задаптивной
иерархии
жизненных
ценностей
и
соответствующих
личностных
когнитипов
.
Однако
попытки
отказаться
от
дезадаптирующих
концепций
и
связанных
с
ними
потребностей
и
ценностей
могут
натолкнуться
на
сопротивление
,
обусловленное
памятью
прошлого
-
уровнем
опыта
.
Опыт
-
непосредственный
и
опосредованный
,
персональный
и
трансперсональный
-
содержит
в
себе
накопленную
и
заряженную
соответствующим
аффектом
информацию
,
впечатления
,
начиная
с
самых
ранних
этапов
онтогенеза
.
Это
индивидуальная
«
фактография
психогенеза
»,
которая
оформлена
в
соответствующие
более
или
менее
осознаваемые
концепции
.
Пациента
информируют
,
что
он
в
большей
или
меньшей
степени
является
отражением
влияния
значимых
лиц
собственного
прошлого
.
По
мере
развития
его
личности
это
гетерогенное
влияние
все
более
дополнялось
аутогенным
.
Последнее
в
итоге
может
становиться
доминирующим
,
однако
возможности
этого
доминирования
в
немалой
степени
зависят
от
особенностей
предшествующих
гетеровоздействий
.
Эти
воздействия
может
выявить
ретроспективный
анализ
,
который
в
сложных
случаях
может
потребовать
использования
регрессивного
гипноза
,
проективных
тестов
,
ассоциативного
эксперимента
,
адаптированных
методов
современного
психоанализа
.
Параллельно
или
вслед
за
этими
исследованиями
может
быть
проведено
«
переписывание
»
прошлого
-
изменение
отношения
к
патогенным
воздействиям
давних
лет
,
отреагирование
и
нейтрализация
психотравм
.
Таким
образом
,
для
создания
мотивации
к
глубоким
переменам
-
единственно
возможному
пути
к
избавлению
от
пограничных
и
аддиктивных
расстройств
-
с
пациентом
рассматривают
вопросы
о
«
невозможности
изменить
эмоции
и
поступки
без
изменения
мыслей
-
интерпретаций
активирующих
событий
.
В
свою
очередь
мыслительные
стереотипы
не
изменяются
без
коррекции
отношения
к
тождественным
проблемам
и
темам
,
а
отношение
не
меняется
без
коррекции
мотивационно
-
потребностного
и
концептуально
-
ценностного
уровней
.
Их
же
бывает
непросто
изменить
без
коррекции
исторической
основы
(«
фактографии
психогенеза
»)».
Мотивация
освобождения
от
негативных
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
может
быть
усилена
также
аналогией
с
заботой
о
чистоте
жилища
: «
Каждый
нормальный
человек
старается
поддерживать
его
чистоту
и
вовремя
выбрасывает
мусор
,
вытирает
пыль
,
убирает
грязь
.
Но
почему
-
то
мусор
психологический
,
психологическую
пыль
и
грязь
,
которые
мешают
нормально
жить
,
дисгармоничные
личности
стремятся
накапливать
,
отказываются
расставаться
с
ними
.
При
этом
они
могут
много
времени
уделять
заботе
о
жилище
,
одежде
,
автомобиле
,
растениях
на
даче
и
т
.
д
.
Или
заботе
о
теле
,
зубах
,
коже
лица
,
ногтях
и
т
.
п
.
Вкладывают
в
это
деньги
,
а
времени
и
денег
для
заботы
о
том
,
что
является
целью
всего
вышеперечисленного
, -
душевном
благополучии
-
не
находят
,
не
принимают
мер
для
«
психологической
чистки
»,
профилактики
психологических
«
морщин
»,
душевной
«
коррозии
».
Наконец
,
рассматривают
влияние
биологического
уровня
(«
фактографии
нейрогенеза
» -
генов
,
возрастных
факторов
,
степени
морфофункциональной
целостности
и
т
.
п
.),
являющегося
основой
всего
: «
Как
ни
возвышайся
духовно
,
на
какие
заоблачные
высоты
умственных
построений
«
не
залетай
» -
как
только
меняется
субстрат
сознания
и
подсознания
-
головной
мозг
,
возникают
проблемы
во
всех
психических
планах
,
вплоть
до
потери
всего
,
что
характерно
для
человека
при
серьезных
коллизиях
с
мозгом
.
Но
влияние
этого
субстрата
,
пока
он
имеет
достаточную
сохранность
,
на
эмоционально
-
поведенческие
реакции
является
опосредованным
,
преломляется
,
фильтруется
по
мере
прохождения
снизу
вверх
по
интегративно
-
онтогенетическим
структурам
».
Объясняют
,
что
лишь
при
эндогенных
расстройствах
и
органических
дефектах
мозга
эмоции
и
поступки
меняются
сами
по
себе
,
без
внешних
причин
,
из
-
за
болезни
.
Но
если
такой
болезни
нет
,
то
эмоциогенные
и
активирующие
системы
головного
мозга
«
ау
-
тохтонно
»,
автоматически
обеспечивают
оптимальный
эмоциональный
фон
и
психический
тонус
.
Влияние
этих
систем
можно
на
какое
-
то
время
«
испортить
»,
исказить
негативными
мыслями
.
Таким
образом
, «
если
нет
грубой
наследственной
предрасположенности
или
безнадежных
органических
дефектов
,
судьбу
человека
предопределяют
его
психологическая
история
,
концепции
,
ценности
,
иерархия
желаний
,
особенности
мышления
и
отношения
к
жизни
в
целом
и
ее
отдельным
проявлениям
,
темам
.
У
одинаково
возбудимых
лиц
может
быть
разная
«
концептуально
-
ценностная
настроенность
»
и
соответственно
,
разные
темы
,
разные
стимулы
для
возбудимости
.
Точно
также
у
равноценно
сензитивных
или
тревожных
возможны
разные
темы
для
проявлений
психологической
идиосинкразии
,
страхов
и
паники
.
Или
все
бывает
наоборот
-
психологически
разные
типы
имеют
одинаковые
темы
для
переживаний
.
Но
лишь
через
коррекцию
всего
,
что
находится
между
биологией
и
конечным
этапом
проявлений
психической
активности
,
эмоционально
-
поведенческими
реакциями
,
можно
достичь
должного
уровня
психологической
гармонии
,
научиться
управлять
собой
».
Пациента
информируют
,
что
для
коррекции
биологического
уровня
в
необходимых
случаях
используется
психофармакотерапия
и
различные
приемы
психической
саморегуляции
,
влияющие
на
степень
психической
активности
(
например
,
психомышечная
релаксация
или
активация
,
дыхательные
техники
).
При
эндогенных
и
органических
психических
заболеваниях
главную
роль
играет
терапия
лекарствами
.
Но
при
пограничных
психических
и
аддиктивных
расстройствах
фармакотерапия
является
вспомогательной
задачей
и
при
изолированном
применении
дает
лишь
временный
эффект
.
Так
,
например
,
применение
транквилизаторов
может
снять
тревожность
,
страх
или
возбудимость
,
но
наличие
дезадаптирующих
идей
и
моделей
поведения
после
отмены
препаратов
,
при
сохранении
прежних
психотравмирующих
факторов
,
вызывает
рецидив
заболевания
.
Точно
так
же
применение
психологической
или
мышечной
релаксации
,
способное
повлиять
на
уровень
биологически
обусловленной
нейровозбудимости
и
психи
-
ческий
тонус
,
имеет
лишь
временное
значение
- «
концептуальная
уязвимость
»
после
прекращения
седативных
самовоздействий
возвращает
пациента
к
старым
проблемам
.
Кроме
того
,
если
не
были
изменены
глубокие
психологические
уровни
,
личность
на
сеансе
релаксации
может
внутренне
протестовать
против
спокойного
отношения
к
тому
,
что
она
категорически
не
приемлет
.
В
то
же
время
«
буйство
биологии
»
при
выраженной
декомпенсации
резидуально
-
органической
церебральной
недостаточности
или
в
связи
с
синдромом
отмены
при
зависимости
от
психоактивных
веществ
,
практически
исключает
возможность
продуктивной
психотерапевтической
работы
с
пациентом
и
требует
предварительной
психофармакологической
коррекции
.
Отмечают
наличие
как
восходящих
,
так
и
нисходящих
влияний
в
рассматриваемом
интегративно
-
онтогенетическом
комплексе
,
что
позволяет
,
используя
каналы
и
рычаги
межличностного
взаимодействия
психотерапевта
и
пациента
проводить
коррекцию
любого
уровня
.
После
этого
рассматривают
функционально
-
динамическую
или
психофизиологическую
модель
поведения
человека
.
Она
позволяет
«
расшифровать
»
закономерности
организации
поведенческих
реакций
с
точки
зрения
динамики
поведенческого
акта
.
Здесь
важно
донести
до
сознания
больного
информацию
о
мотивационной
,
«
побудительной
»
стороне
поведения
-
неслучайности
,
предопределенности
,
личностной
детерминированности
же
-
ланий
и
поступков
.
Согласно
этой
схеме
поведенческие
реакции
инициирует
психофизиологический
дисбаланс
,
возникающий
в
процессе
взаимодействия
с
внешней
средой
или
вследствие
внутренних
метаморфоз
.
При
этом
образуется
доминанта
,
связанная
с
ведущей
мотивацией
и
формируется
модель
результата
.
Далее
происходит
поиск
оптимального
способа
действий
с
учетом
опыта
,
возможностей
реальной
ситуации
и
прогноза
последствий
.
Осуществляется
выбор
стратегии
и
принимается
санкция
о
начале
деятельности
.
Больному
объясняют
,
что
«
прогнозирование
и
планирование
поведения
происходит
всегда
.
Результат
заранее
предвидится
.
Всегда
происходит
выбор
среди
различных
вариантов
достижения
желаемой
цели
,
и
принимаются
санкции
,
разрешающие
или
запрещающие
данный
вид
поведения
.
Эти
санкции
могут
не
осознаваться
до
конца
,
но
в
организации
поведения
присутствуют
постоянно
,
даже
,
при
,
казалось
бы
,
молниеносных
поступках
.
Человек
постоянно
управляет
процессом
эмоционального
реагирования
и
может
его
изменить
или
прекратить
,
прервать
в
нужный
для
себя
момент
.
Приводят
примеры
:
человек
с
эксплозивными
чертами
,
домашний
«
неуправляемый
»
тиран
,
не
будет
проявлять
свою
взрывчатость
и
возбудимость
перед
представителями
охраны
правопорядка
,
хотя
милиционеры
могут
оскорбить
его
больше
,
чем
домашние
;
возбужденный
начальник
,
оскорбляющий
подчиненных
,
или
мать
семейства
,
истеричка
,
поносящая
детей
или
мужа
,
мгновенно
преображаются
,
если
раздается
телефонный
звонок
,
и
могут
совершенно
спокойно
или
даже
заискивающим
образом
говорить
с
вышестоящими
лицами
или
теми
перед
кем
невыгодно
быть
«
нервным
».
В
процессе
осуществления
поведенческого
акта
производится
контроль
деятельности
по
возможно
более
точному
соответствию
результата
ожиданиям
,
сравнение
достижений
и
прогнозов
, «
дозируется
»
объем
,
скорость
и
интенсивность
действий
,
корректируется
их
направленность
.
Это
осуществляется
при
участии
акцептора
результатов
деятельности
.
На
завершающем
этапе
производится
оценка
результата
и
принятие
решения
о
прекращении
или
возобновлении
деятельности
на
основе
повторного
изучения
внутреннего
состояния
и
определения
степени
компенсации
психофизиологического
дисбаланса
.
Итогом
всего
является
архивирование
в
памяти
информации
о
полученном
позитивном
или
негативном
опыте
,
который
далее
используется
в
подобных
ситуациях
,
приобретая
часто
характер