Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1894

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

стереотипов

клише

На

 

всех

 

этапах

от

 

психофизиологического

 

дисбаланса

 

до

 

результирующего

 

поведения

этот

 

процесс

 

сопровождают

 

соответствующие

 

эмоции

Скорость

 

его

 

протекания

 

может

 

быть

 

различной

 

и

 

охватывать

 

секунды

 

или

 

годы

В

 

патологических

 

случаях

 

формируются

 

дезадаптивные

 

стратегии

 

поведения

ситуация

 

и

 

собственные

 

возможности

 

оцениваются

 

тенденциозно

с

 

точки

 

зрения

 

дезадаптивных

 

концепций

из

-

за

 

гиперактуализации

 

и

 

гиперэмоциональности

 

возможна

 

эмоциональная

 

логика

 

в

 

составлении

 

первоначальной

 

схемы

 

действий

 

или

 

отклонения

 

от

 

первоначальной

 

схемы

а

 

последствия

 

совершенных

 

действий

 

могут

 

игнорироваться

С

 

учетом

 

этого

 

внушают

что

  «

каждый

 

несет

 

ответственность

 

за

 

любые

 

свои

 

деструктивные

 

поступки

 - 

он

 

их

 

себе

 

разрешает

заранее

 

предвидя

 

определенный

 

результат

 

и

 

планируя

 

последовательность

 

его

 

достижения

». 

Пациент

 

может

 

здесь

 

возразить

что

 

ему

 

хотелось

 

бы

 

жить

 

без

 

слез

раздражения

 

или

 

страхов

но

 

не

 

получается

несмотря

 

на

 

все

 

старания

Ему

 

объясняют

что

 

его

 

старания

 «

касались

 

лишь

 

поверхности

 

поведенческих

 

структур

не

 

затрагивая

 

основы

Это

 

все

 

равно

что

 

покрасить

 

ржавую

 

машину

 - 

краска

 

продержится

 

недолго

или

 

поставить

 

зубную

 

пломбу

не

 

санируя

 

поверхность

пораженную

 

кариесом

или

 

пытаться

 

управлять

 

автомобилем

 

с

 

помощью

 

команд

 

или

 

используя

 

не

 

те

что

 

надо

 

педали

 

и

 

рычаги

 

управления

Нужные

 

же

 

педали

 

и

 

рычаги

 

для

 

самоуправления

 

связаны

 

с

 

концепциями

ценностями

установками

 

и

 

прошлым

 

человека

Только

 

меняя

 

их

освобождаясь

 

от

 

«

психологический

 

ржавчины

» 

в

 

виде

 

дезадаптирующих

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

можно

 

достичь

 

состояния

 

внутренней

 

гармонии

избавиться

 

от

 

кризисов

». 

Далее

 

переходят

 

к

 

рассмотрению

 

вопроса

 

о

 

психологической

 

гармонии

Больному

 

сообщают

что

 «

на

 

основании

 

многочисленных

 

социально

-

психологических

 

исследований

 

большого

 

количества

 

людей

 

выделено

 

понятие

 

и

 

критерии

 

психологической

 

нормы

 

и

 

отклонений

 

от

 

нее

Установлено

какие

 

особенности

 

личности

 

способствуют

а

 

какие

 

препятствуют

 

возникновению

 

психологических

 

кризисов

эмоциональных

 

срывов

дезадаптации

пограничных

 

психических

 

расстройств

 

и

 

состояний

 

зависимости

». 

Психическая

 

дисгармония

 

при

 

этом

 

определяется

 

как

 

комплекс

 

личностных

 

качеств

наносящих

 

ущерб

заставляющих

 

страдать

 

самого

 

человека

 

или

 

его

 

окружение

или

 

обе

 

эти

 

стороны

  (

П

Б

Ганнушкин

, 1964). 

Психологическая

личностная

 

гармония

 

в

 

противоположность

 

этому

 

определяется

 

как

 

комплекс

 

личностных

 

качеств

защищающих

 

человека

 

и

 

его

 

окружение

 

от

 

страданий

который

 

позволяет

 

поддерживать

 

эмоционально

 

пси

-

хологический

 

баланс

 

обеих

 

сторон

 

на

 

комфортабельном

 

уровне

В

 

процессе

 

клинико

-

психологического

 

собеседования

 

и

 

когнитивно

 

ориентированной

 

дискуссии

-

лекции

 

совместно

 

с

 

пациентом

 

рассматривают

 

признаки

 

психологической

 

дисгармонии

 

и

 

выявляют

 

их

 

наличие

 

у

 

пациента

Обсуждают

 

следующие

наиболее

 

типичные

 14 

качеств

 (

их

 

может

 

быть

 

выделено

 

и

 

больше

). 

1. 

Отклонения

 

в

 

сфере

 

эмоциональной

 

регуляции

• 

слабое

 

развитие

 

способности

 

к

 

произвольной

 

регуляции

 

эмоций

отсутствие

 

внутриличностной

 

работы

направленной

 

на

 

позитивное

 

преодоление

 

негативного

 

состояния

пассивное

 

отношение

пассивное

 

переживание

 

отрицательных

 

эмоций

позднее

 

принятие

 

мер

 

по

 

их

 

преодолению

ориентация

 

на

     

малоэффективные

     

пути

   

устранения

     

психологического

 

дискомфорта

 - 

отвлечение

выговаривание

 

близким

 

людям

прием

 

седативных

 

средств

 

или

 

алкоголя

 

и

 

т

п

•    

непосредственность

 

восприятия

низкий

 

коэффициент

 

когнитивного

 

опосредования

отслеживания

 

эмоций

•   

склонность

 

к

 

гиперэмоциональным

 

состояниям

как

 

положительным

так

 

и

 

отрицательным

при

 

которых

 

доминирует

 

эмоциональная

 

логика

2.  

Доминирование

 

уязвимых

 

ценностей

 

в

 

индивидуальной

 

шкале

 

жизненных

 

ценностей

таких

 

как

 

собственное

 

здоровье

 

и

 

здоровье

 

близких

 

людей

красота

финансовое

 

и

 

материальное

 

благополучие

любовь

верность

честность

порядок

ответная

 

благодарность

 

за

 

собственные

 

благие

 

дела

 

и

 

т

д

и

 

т

п

. - 

того

что

 

жизнью

, «

правдой

 

жизни

» 

опровергается

разрушается

отнимается

того

что

 

нестабильно

 

и

 

при

 

гиперактуализации

 

значения

 

заставляет

 

каждый

 

раз

 

отвечать

 

сильными

 

отрицательными

 

эмоциями

 

на

 

утрату

 

существенно

 

ценного

3.  

Низкая

 

толерантность

 

к

 

фрустрациям

непереносимость

 

слабых

 

отклонений

 

от

 

состояния

 

благополучия

 - 

физического

 

или

 

эмоционального

, «

трагическое

» 

восприятие

 

этих

 

слабых

 

отклонений

настроенность

 

на

 

состояние

 

полного

 

психологического

 

и

 

физического

 

благополучия

 

и

 

комфорта

4.  

Склонность

 

к

 

негативной

 

интерпретации

 

событий

 

внешнего

 

и

 

внутреннего

 

мира

, «

катастрофизация

», 

преувеличение

 

мелких

 

проблем

Выбор

 

из

 

многих

 

вариантов

 

оценки

 

и

 

интерпретации

 

событий

 

негативного

 

варианта

заставляющего

 

страдать

хотя

 

противоположный

 

вариант

 

имеет

 

абсолютно

 

такую

 

же

 

обоснованность

«

право

 

на

 

жизнь

». 

5.  

Склонность

 

к

 

негативному

 

прогнозированию

 

и

 

самопрограммированию

выбор

 

из

 

ряда

 

прогнозов

 

развития

 

сложных

 

событий

 

неблагоприятного

 

прогноза

при

 

этом

 

не

 

планируется

 

никаких

 

мер

 

по

 

преодолению

 

возможных

 

осложнений

Другой

 

характерный

 

вариант

 - 

игнорирование

 

возможных

 

неприятностей

идеалистический

 

прогноз

 

как

 

единственно

 

возможный

который

 

тоже

 

является

 

неблагоприятным

т

к

не

 

подготавливает

 

личность

 

к

 

возможным

 

проблемам

6.  

Психологическая

 

ригидность

наличие

 

хронически

 

действующих

 

неэффективных

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

наносящих

 

ущерб

 

самому

 

пациенту

его

 

окружению

 

или

 

обеим

 

сторонам

, - 

повторяющиеся

 

эксплозивные

 

вспышки

разрешение

 

себе

 

выпить

  «

лишь

 

чуть

-

чуть

» 

при

 

алкоголизме

постоянно

 

заканчивающееся

 

алкогольным

 

эксцессом

 

или

 

запоем

хронически

 

повторяющиеся

 

и

 

не

 

подтверждающиеся

 

идеи

 

и

 

утверждения

 

об

 

опасности

 

чего

-

либо

 (

лифта

метро

 

и

 

т

п

.). 

7.  

Деструктивный

 

максимализм

 - 

максималистские

 

притязания

 

к

 

жизни

 

в

 

сочетании

 

с

 

неспособностью

 

их

 

удовлетворить

неспособностью

 

отказаться

 

от

 

малодостижимых

 

потребностей

принятием

 

в

 

связи

 

с

 

этим

 

деструктивных

 

по

 

отношению

 

к

 

себе

 

или

 

другим

 

действий

 

и

 

страданием

 

от

 

невозможности

 

достичь

 

желаемого

 

или

 


background image

отказаться

 

от

 

этого

Следование

 

принципу

 «

человек

 

должен

 

достичь

 

всего

чего

 

он

 

хочет

иначе

 

это

 

не

 

жизнь

». 

8. 

Отсутствие

 

готовности

 

к

 

утратам

 - 

тем

 

или

 

иным

 

потерям

 -

материальным

связанным

 

со

 

здоровьем

близкими

 

людьми

социальным

 

статусом

внешностью

 

и

 

т

п

Неготовность

 

принять

 

это

 

без

 

кризиса

психологического

 

слома

избегание

 

размышлений

 

на

 

эти

 

темы

отсутствие

 

приемлемого

 

плана

 

мероприятий

 

по

 

выходу

 

из

 

возможных

 

проблем

смягчению

 

их

 

последствий

9. 

Дихотомическое

 

мышление

: «

или

-

или

», «

все

 

или

 

ничего

», «

друг

 

или

 

враг

», 

отсутствие

 

градаций

 

в

 

диапазоне

 

от

 

плохого

 

к

 

хорошему

10.  

Отсутствие

 

стремления

 

к

 

психологическому

 

развитию

совершенствованию

11.  

Наличие

 

глубоких

 

неадекватных

 

концепций

осознаваемых

 

в

 

большей

 

или

 

меньшей

 

степени

определяющих

 

«

сквозную

 

тему

», «

красную

 

нить

» 

проблемной

 

жизни

 

пациента

связанных

 

с

 

типом

 

его

 

личности

например

демонстративно

-

нарциссических

 «

Я

 

самый

 

хороший

и

 

все

 

в

 

жизни

 

должно

 

быть

 

так

чтобы

 

соответствовать

 

этому

меня

 

все

 

должны

 

любить

жизнь

 

должна

 

быть

 

счастливой

радостной

 

и

 

приятной

» 

или

 

депрессивно

-

мазохи

-

стических

 «

Я

 

самый

 

плохой

мне

 

не

 

на

 

что

 

надеяться

я

 

обречен

 

на

 

страдания

 

и

 

отвержение

 

другими

» 

и

 

т

д

12. 

Патологическая

 

вовлеченность

 

в

 

суету

 

и

 

скандальность

 

мира

жизнь

 

других

 

людей

Наличие

 

чрезмерных

 

реакций

 

на

 

сообщения

 

средств

 

массовой

 

информации

легкая

 

вовлекаемость

 

в

 

острые

 

социальные

 

события

Попытки

 

наводить

  «

порядок

» 

везде

 

где

 

только

 

можно

назойливо

 

внедряться

 

в

 

организацию

 

жизни

личные

 

переживания

 

и

 

планы

 

других

 

людей

попытки

 

руководить

 

ими

 

или

 

оказывать

 

ненужную

 

помощь

Такая

 

чрезмерная

 

опека

 

со

 

стороны

 

родителей

 

приводит

 

к

 

задержке

 

развития

 

личности

 

ребенка

делает

 

его

 

несамостоятельным

робким

Любые

 

коллизии

 

с

 

ним

 

воспринимаются

 

чрезмерно

 

вовлеченным

 

лицом

 

как

 

катастрофа

а

 

попытки

 

взрослеющего

 

ребенка

юноши

 

или

 

уже

 

взрослого

 

быть

 

самостоятельнее

жить

 

самостоятельно

 

оцениваются

 

как

 

опасные

 

для

 

него

 

или

 

как

 

неблагодарность

Одна

 

из

 

глубоких

 

концепций

 

таких

 

людей

 - «

равнодушие

 

является

 

преступлением

,  

преступно

  

отгораживаться

 

от

 

других

», 

другая

 -«

именно

 

я

 

знаю

как

 

лучше

и

 

именно

 

я

 

должен

 

помочь

 

другим

а

 

если

 

надо

то

 

и

 

заставить

 

их

 

для

 

их

 

же

 

блага

 

делать

 

то

что

 

я

 

считаю

 

нужным

». 

Из

-

за

 

ходульных

 

представлений

 

о

 

том

что

 

хорошо

 

и

 

что

 

плохо

отсутствия

 

истинной

 

душевной

 

тонкости

 

такие

 

люди

 

приносят

 

больше

 

вреда

чем

 

пользы

 

не

 

только

 

другим

но

 

и

 

себе

13. 

Использование

 

негативно

-

программирующих

 

вербальных

 

маркеров

 

эмоционально

-

поведенческих

 

реакций

способных

 

выступать

 

как

 

самореализующиеся

 

пророчества

: «

Я

 

от

 

этого

 

повешусь

», «

Лучше

 

застрелиться

», «

Меня

 

от

 

этого

 

тошнит

» «

Можно

 

сойти

 

с

 

ума

 

от

 

этого

», «

Это

 

сидит

 

у

 

меня

 

в

 

печенках

» 

или

 

«

Я

 

его

 

готов

 

убить

», «

Таких

 

надо

 

расстреливать

», «

Пусть

 

их

 

покарает

 

бог

», «

Им

 

не

 

место

 

в

 

этом

 

мире

» 

и

 

т

п

14.  

Склонность

 

к

 

обвинению

 

окружающих

судьбы

 

или

 

рокового

 

стечения

 

обстоятельств

 

в

 

своих

 

проблемах

игнорирование

 

собственных

 

характерологических

  

особенностей

  

как

  

причины

 

жизненных

 

осложнений

Каждое

 

качество

 

обсуждается

 

и

 

сравнивается

 

с

 

особенностями

 

пациента

Ему

 

объясняют

что

 

лица

 

с

 

подобными

 

особенностями

 

обречены

 

на

 

страдания

именно

 

эти

 

внутренние

 

качества

а

 

не

 

сложности

 

мироздания

 

и

 

общества

 

или

 

близких

 

людей

 

являются

 

причиной

 

внутреннего

 

психологического

 

дискомфорта

 

и

 

ощущения

 

несчастливой

 

жизни

Пациент

прослушивая

 

информацию

 

об

 

особенностях

 

дисгармоничных

 

личностей

делает

 

записи

 

и

 

отмечает

 

наличие

 

или

 

отсутствие

 

у

 

себя

 

тех

 

или

 

иных

 

характерологических

 

свойств

Затем

 

определяется

 

«

коэффициент

 

дисгармонии

», «

дисгармонический

 

потенциал

 

личности

» 

найденное

 

количество

 

дисгармоничных

 

черт

 

делится

 

на

 

их

 

общее

 

количество

 

и

 

умножается

 

на

 100%. 

Так

если

 

оба

 

показателя

 

совпадают

: 14 

из

 14, 

то

 

коэффициент

 

дисгармонии

 

равен

 100%. 

Если

 

найдено

 7 

дисгармоничных

 

черт

 

из

 14, 

то

 

коэффициент

 

равен

 50%. 

Соответственно

 

дисгармоничный

 

потенциал

 

личности

 

может

 

быть

 

тотальным

 

или

 

частичным

Эти

 

цифры

 

используют

 

для

 

суггестивных

 

целей

с

 

их

 

помощью

 

демонстрируют

 

пациенту

 

причины

 

его

 

сложностей

 

и

 

проблем

доказывают

что

 

они

 

имеют

 

внутреннее

 

происхождение

 

и

 

тем

 

самым

 

повышают

 

мотивацию

 

к

 

внутренней

 

перестройке

самосовершенствованию

Далее

 

обсуждают

 

особенности

 

гармоничных

 

личностей

защищенных

 

от

 

значительных

 

кризисов

 

своими

 

личностными

 

чертами

и

 

в

 

первую

 

очередь

 

адаптивными

 

когнитивно

-

поведенческими

 

стратегиями

Здесь

 

рассматривают

 

тождественное

 

количество

 

личностных

 

качеств

являющихся

 

антиподами

 

по

 

отношению

 

к

 

дисгармоничным

 

проявлениям

Помимо

 

суггестивного

 

эффекта

 

смысл

 

такого

 

противопоставления

 

и

 

дублирования

 

заключается

 

в

 

повышении

 

достоверности

 

информации

исходящей

 

от

 

пациента

проверке

 

точности

 

понимания

 

вопросов

 

и

 

ответов

1. 

Особенности

 

эмоциональной

 

сферы

•    

склонность

 

к

 

произвольной

 

регуляции

 

эмоциональных

 

состояний

наличие

 

внутриличностной

 

работы

 

по

 

преодолению

 

состояний

 

эмоционального

 

дефицита

активное

 

отношение

 

к

 

отрицательным

 

эмоциям

принятие

 

своевременных

 

и

 

эффективных

  

внутренних

  

мер

  

по

  

нейтрализации

  

психотравми

-

рующих

 

воздействий

•    

оптимальный

 

уровень

 

когнитивного

 

опосредования

 

эмоций

•    

самоограничение

 

эмоциональных

 

выплесков

 - 

как

 

отрицательных

так

 

и

 

положительных

если

 

последние

 

переходят

 

некие

 

средние

 

границы

маятник

 

эмоций

 

при

 

этом

 

удерживается

 

в

 

сбалансированных

 

границах

не

 

«

зашкаливает

» 

ни

 

в

 

отрицательную

ни

 

в

 

положительную

 

сторону

отсутствие

 

гиперэмоциональных

 

состояний

2. 

Доминирование

 

ценностей

защищающих

 

личность

 

от

 

психологических

 

кризисов

 - 

таких

как

 

собственное

 

развитие

психологическая

 

гармония

духовность

гуманизм

Пациенты

 

здесь

 

часто

 

спрашивают

можно

 

ли

 

ставить

 

собственные

 

интересы

 

и

 

психологический

 

комфорт

 

на

 

первое

 

место

 -

перед

 

здоровьем

 

и

 

благополучием

 

других

придавать

 

себе

 

большую

 

значимость

не

 

эгоизм

 

ли

 

это

Им

 

отвечают

что

 

это

 «

эгоизм

 

альтруистический

который

 

позволяет

 

и

 

другим

 

быть

 

счастливыми

 

и

 

защищенными

т

к

этим

 

другим

 

выгоднее

 

иметь

 

рядом

 

человека

 

гармоничного

не

 

только

 

способного

 

к

 

бесконфликтному

 


background image

сосуществованию

но

 

и

 

друга

опору

Человека

не

 

склонного

 

к

 

оскорбительным

 

истерикам

духовно

 

развитого

избавленного

 

от

 

паники

 

и

 

нелогичных

 

гиперэмоциональных

 

поступков

считающего

что

 

внутренняя

 

психологическая

 

культура

 - 

это

 

важно

Того

кто

 

не

 

наложит

 

на

 

себя

 

руки

 

из

-

за

 

того

что

 

оскорблен

 

кем

-

то

 

или

 

недополучил

 

или

 

утратил

 

какое

-

то

 

количество

 

денег

и

 

кто

 

не

 

будет

 

третировать

 

близких

 

или

 

подчиненных

 

по

 

пустякам

раздутым

 

до

 

вселенской

 

катастрофы

». 

3.  

Высокая

 

толерантность

 

к

 

фрустрациям

способность

 

переносить

 

эмоционально

-

психологический

 

и

 

физический

 

дискомфорт

 

с

 

ориентацией

 

на

 

то

что

 

это

 

проявление

 

нормального

 

течения

 

жизни

наполненной

 

подчас

 

или

 

часто

 

дискомфортом

который

 

можно

 

преодолеть

 

или

 

перетерпеть

4.       

Склонность

     

к

     

позитивной

     

интерпретации

     

жизненных

 

сложностей

 

и

 

психотравмирующих

 

событий

Способность

 

выбрать

 

среди

 

ряда

 

интерпретаций

 

этих

 

событий

 

позитивный

 

вариант

позволяющий

 

выровнять

 

эмоциональное

 

состояние

снизить

 

или

 

исключить

 

совсем

 

эмоциональный

 

дискомфорт

5.  

Склонность

 

к

 

позитивному

 

прогнозированию

 

и

 

самопрограммированию

способность

  «

настраивать

 

себя

 

на

 

лучшее

», 

прогнозировать

 

и

 

планировать

 

адаптирующие

 

и

 

компенсирующие

 

меры

исключение

 

из

 

прогнозов

 

и

 

программ

 

собственного

 

поведения

 

аутодеструктивных

 

или

 

иных

 

негативных

 

реакций

 

и

 

поступков

 

независимо

 

от

 

сложности

 

проблем

 

и

 

тяжести

 

утрат

6.  

Психологическая

 

пластичность

готовность

 

к

 

переменам

 

оценок

идей

поведения

 

и

 

наличие

 

этих

 

перемен

Стремление

 

к

 

развитию

преобразование

 

себя

 

в

 

соответствии

 

с

 

требованиями

 

жизни

возраста

здоровья

 

без

 

потери

 

своего

 «

Я

», 

но

 

с

 

развитием

 

своего

 «

Я

». 

7.  

Позитивный

 

минимализм

 - 

готовность

 

довольствоваться

 

малым

 

как

 

в

 

материальном

 

плане

так

 

и

 

в

 

плане

 

поведения

 

других

 

людей

готовность

 

выжить

 

без

 

саморазрушения

 

даже

 

при

 

самых

 

минимальных

 

жизненных

 

условиях

готовность

 

отказаться

 

от

 

максимума

 

в

 

притязаниях

Однако

пока

 

есть

 

возможность

такие

 

люди

 

могут

 

настойчиво

 

добиваться

 

своего

преобразовывать

 

мир

преодолевать

 

преграды

Здесь

 

можно

 

привести

 

в

 

пример

  «

минимум

 

миниморум

» 

одного

 

известного

 

художника

который

 

готов

 

был

 

спокойно

 

перенести

 

любые

 

утраты

остаться

 

без

 

всего

лишь

 

бы

 

сохранилась

 

способность

 «

хоть

 

как

-

то

хоть

 

чем

-

то

хоть

 

на

 

чем

-

то

хоть

 

что

-

то

 

нацарапать

нарисовать

» - 

эта

 

возможность

 

соответствовала

 

его

 

главной

 

ценности

 - 

творчеству

Другой

 

пациент

популярный

 

политик

считал

 

для

 

себя

 

достаточным

 

сохранение

 

способности

 

вспоминать

 

свои

 

многочисленные

 

путешествия

 

по

 

России

 

и

 

другим

 

странам

 - «

пусть

 

весь

 

мир

 

рухнет

пусть

 

не

 

будет

 

никаких

 

перспектив

лишь

 

бы

 

осталось

 

это

этого

 

достаточно

чтобы

 

чувствовать

 

себя

 

комфортно

». 

Пациенту

 

говорят

: «

Если

 

такие

 

социально

 

заметные

 

люди

которым

 

есть

 

что

 

терять

способны

 

остаться

 

с

 

подобным

 

минимумом

то

 

и

  «

простым

 

смертным

» 

доступна

 

позитивная

 

минимизация

Она

 

позволяет

 

чувствовать

 

себя

 

более

 

защищенным

 

в

 

жизни

важно

 

только

 

выбрать

 

самый

 

небольшой

но

 

наиболее

  «

непотопляемый

» 

объем

 

жизненных

 

ценностей

который

 

будет

 

искренне

 

осознаваться

 

как

 

достаточный

 

для

 

душевного

 

спокойствия

 

и

 

внутренней

 

удовлетворенности

». 

8.  

Готовность

 

к

 

утратам

которыми

 

насыщена

 

жизнь

готовность

 

выдержать

 

их

 

без

 

саморазрушения

наличие

 

размышлений

 

на

 

темы

 

утрат

 

и

 

преодоления

 

их

 

последствий

9.  

Наличие

 

широкого

 

диапазона

 

оценок

 

себя

 

и

 

других

способность

 

выбрать

 

вариант

 

оценки

 

фрустрирующей

 

ситуации

который

 

травмирует

 

в

 

меньшей

 

степени

выгодный

 

для

 

сохранения

 

душевного

 

комфорта

 

и

 

исключающий

 

углубление

 

конфликта

 

с

 

другими

10.  

Стремление

 

к

 

психологическому

 

развитию

самосовершенствованию

Это

 

могут

 

быть

 

не

 

только

 

заметные

значительные

 

занятия

 

психологического

философского

религиозного

 

или

 

иного

 

серьезного

 

плана

но

 

и

 

более

 

мелкие

 

усовершенствования

 

в

 

быту

 

и

 

других

 «

земных

» 

сферах

11.  

Наличие

 

глубоких

 

адекватных

адаптивных

 

концепций

 

жизнеустройства

статуса

 

и

 

возможностей

 

собственной

 

личности

отношений

 

с

 

другими

 

людьми

12. 

Позитивная

 

отстраненность

 

от

 

суеты

 

и

 

скандальности

 

окружающего

 

мира

 

и

 

жизни

 

других

 

людей

Это

 

качество

 

позволяет

 

различать

 

чужое

 

и

 

свое

отделять

 

себя

 

от

 

других

давая

 

и

 

себе

и

 

другим

 

адекватную

 

свободу

Позитивный

 

характер

 

отстраненности

 

исключает

 

наличие

 

душевной

 

черствости

 

и

 

равнодушия

 

к

 

социальной

 

жизни

 

и

 

жизни

 

близких

 

людей

предполагает

  «

золотую

 

середину

» 

между

 

избыточной

 

вовлеченностью

 

и

 

чрезмерной

 

от

-

страненностью

13.         

Присутствие

       

в

       

речи

       

позитивно

-

программирующих

 

вербальных

 

маркеров

 

эмоционально

-

поведенческих

 

реакций

: «

Не

 

стоит

 

из

 

мухи

 

делать

 

слона

», «

Нам

 

и

 

так

 

хорошо

», «

Нам

 

и

 

здесь

 

хорошо

», «

Лишь

 

бы

 

сверху

 

не

 

капало

», «

Лучше

 

меньше

да

 

лучше

», «

Что

 

бы

 

ни

 

случилось

 - 

все

 

к

 

лучшему

», «

Прорвемся

», «

Сколько

 

людей

 - 

столько

 

мнений

», «

С

 

глаз

 

долой

 - 

из

 

сердца

 

вон

», «

Здоровье

 

дороже

». 

14.  

Склонность

 

находить

 

причины

 

собственных

 

жизненных

 

проблем

 

в

 

себе

 

самом

в

 

собственных

 

характерологических

 

особенностях

 

и

 

привычках

Каждое

 

качество

 

гармоничной

 

личности

 

также

 

обсуждается

и

 

идентифицируется

 

с

 

особенностями

 

пациента

Ему

 

внушают

что

 «

лица

 

с

 

подобными

 

качествами

 «

обречены

 

на

 

счастливую

 

жизнь

», 

так

 

как

 

защищены

 

от

 

значительных

 

психологических

 

кризов

 

и

 

страданий

Именно

 

эти

 

адаптивные

позитивные

 

внутренние

 

качества

а

 

не

 

судьба

карма

астрологическая

 

ситуация

 

или

 

благоприятно

 

складывающиеся

 

особенности

 

мироздания

 

и

 

общества

 

или

 

возможности

 

близких

 

людей

 

являются

 

причиной

 

внутреннего

 

психологического

 

комфорта

благополучия

 

и

 

ощу

-

щения

 

счастливой

 

жизни

 

гармоничного

 

человека

». 

При

 

обсуждении

 

с

 

пациентом

 

вопросов

 

психологической

 

гармонии

 

и

 

личностной

 

защищенности

 

от

 

психогенных

 

и

 

аддик

-

гивных

 

расстройств

отмечают

что

  «

гармония

 

личности

 

не

 

является

 

состоянием

 

равнодушия

бесчувственности

 

и

 

апатии

это

 

состояние

при

 

котором

 

человек

 

и

 

его

 

окружение

 

получают

 

возможность

 

меньше

 


background image

страдать

 

и

 

в

 

большей

 

степени

 

получать

 

удовлетворение

 

от

 

жизни

». 

После

 

этого

 

вычисляется

 

«

коэффициент

 

гармонии

», «

гармонический

 

потенциал

 

личности

» 

так

 

же

как

 

и

 

при

 

вычислении

  «

коэффициента

 

дисгармонии

», 

найденное

 

количество

 

гармоничных

 

черт

 

делится

 

на

 

их

 

общее

 

количество

 

и

 

умножается

 

на

 100%. 

Аналогично

 

ему

 

гармоничный

 

потенциал

 

личности

 

может

 

быть

 

тотальным

 

или

 

частичным

Эти

 

цифры

 

имеют

 

диагностическое

прогностическое

 

и

 

суггестивное

 

значение

демонстрируя

 

пациенту

 

объем

 

достоинств

 

его

 

психологической

 

организации

Они

 

являются

 

ориентиром

 

для

 

личностного

 

роста

инициируя

 

движение

 

к

 

состоянию

 

душевной

 

удовлетворенности

комфорта

независимости

 

от

 

коллизий

 

жизни

 

и

 

поведения

 

других

 

людей

Пациенту

 

говорят

что

  «

люди

 

с

 

высоким

 

коэффициентом

 

личностной

 

гармонии

 

не

 

обращаются

 

к

 

психотерапевтам

так

 

как

 

самостоятельно

 

справляются

 

со

 

всеми

 

сложностями

 

жизни

». 

В

 

итоге

 

вычисляют

 

«

интегративный

 

коэффициент

 

адаптации

», 

придавая

 

коэффициенту

 

дисгармонии

 

отрицательное

 

значение

 

складывают

 

его

 

с

 

коэффициентом

 

гармонии

которому

 

придают

 

положительный

 

знак

Чем

 

больше

 

значение

 

отрицательной

 

цифры

тем

 

выше

 

риск

 

дезадаптации

Например

-90 + 10 = -80. 

В

 

данном

 

примере

 

риск

 

психогенных

 

расстройств

 

очень

 

велик

Этот

 

коэффициент

получаемый

 

путем

 

контрольного

 

сравнения

 

равного

 

количества

 

психологических

 

качеств

противоположных

 

по

 

значению

достаточно

 

точно

 

отражает

 

особенности

 

личности

 

и

 

прогноз

 

будущего

 

для

 

обследованного

 

пациента

усиливая

 

суггестивное

 

действие

 

предшествующей

 

информации

После

 

этого

 

пациенту

 

даются

 

домашние

 

задания

1. 

Записывать

 

свои

 

мысли

 

на

 

любые

 

темы

особенно

 

на

 

темы

 

проблемные

При

 

этом

 

затрагивается

 2-

й

 

уровень

 

схемы

 

психотерапевтических

 

локусов

 (

мишеней

). 

2.  

Верифицировать

 

свои

 

мысли

чувства

представления

желания

 

и

 

поступки

 

согласно

 

полученной

 

информации

 

о

 

личностной

 

дисгармонии

 

и

 

гармонии

 - 

относить

 

те

 

или

 

иные

 

состояния

намерения

 

и

 

реакции

 

к

 

дисгармоничным

 

или

 

гармоничным

 

проявлениям

Это

 

выполняется

 

письменно

 

до

  (

оценка

 

побуждений

и

 

после

 

событий

  (

оценка

 

действий

). 

3.  

Определять

 

общую

 

полярность

 

поведенческих

 

реакций

 

к

 

концу

 

каждых

 

суток

Для

 

этого

 

складывают

 

количества

 

положительных

гармоничных

 

и

 

отрицательных

дисгармоничных

 

поступков

которые

 

пациент

 

совершил

 

за

 

это

 

время

Например

: 2 

гармоничные

 

реакции

 

плюс

 5 

дисгармоничных

 

составят

 

разность

 3 

со

 

знаком

 

минус

Это

 

значит

что

 

прошедшие

 

сутки

 

гипотетического

 

больного

 

прошли

 

негативно

 

с

 

точки

 

зрения

 

адаптации

 

и

 

личностной

 

гармонии

4. 

Вычислять

 

интегративный

 

коэффициент

 

адаптации

 

через

 

каждый

 

месяц

 

для

 

определения

 

эффективности

 

процесса

 

когнитивно

-

ценностной

 

гармонизации

 

личности

оценки

 

степени

 

исчезновения

 

дисгармоничных

 

особенностей

Кроме

 

этого

 

может

 

быть

 

определен

 

когнитивный

 

тип

 

личности

 

пациента

по

 

поводу

 

особенностей

 

которого

 

также

 

организуются

 

лечебно

-

коррекционные

 

дискуссии

На

 

следующих

 

сеансах

 

осуществляется

 

анализ

 

записанных

 

мыслей

выделяются

 

темы

производится

 

оценка

 

и

 

структурирование

 

каждого

 

типа

 

эмоционально

-

поведенческих

 

реакций

 

в

 

соответствии

 

с

 

иерархией

 

психотерапевтических

 

мишеней

Постепенно

 

пациент

 

получает

 

подробные

 

когнитивно

-

поведенческие

 

схемы

 

относительно

 

каждого

 

типа

 

дезадаптивных

 

реакций

 

и

 

пользуется

 

ими

 

для

 

самоанализа

идентификации

 

и

 

организации

 

своего

 

поведения

Проводятся

 

дискуссии

которые

 

дополняются

 

индивидуально

 

подобранными

 

комплексами

 

методов

 

ФПРЛ

осуществляется

 

психокоррекция

 

и

 

психотерапия

 

выявленных

 

отклонений

Глава

 8

 

КРЕАТИВНЫЙ

 

ГИПНОЗ

 

Психология

 

современного

 

человека

 

в

 

ее

 

интеллектуальных

ценностных

эмоциональных

 

и

 

культурных

 

проявлениях

 

отличается

 

от

 

психологии

 

людей

 

прошлых

 

столетий

Психологическая

 

динамика

 

касается

 

и

 

психологической

 

реактивности

меняется

 

структура

нозологический

 

состав

 

и

 

клинические

 

проявления

 

психических

 

расстройств

Изменились

 

реакции

 

людей

 

на

 

гипнотические

 

воздействия

внушаемость

 

и

 

гипнабельность

Класси

-

ческая

 

техника

 

гипнотической

 

индукции

 

становится

 

все

 

менее

 

эффективной

на

 

смену

 

ей

 

приходит

 

современный

 

гипноз

, «

гипноз

 

без

 

гипноза

», 

использующий

 

состояния

 

легкого

 

транса

 

и

 

недирективную

непрямую

 

суггестию

 (

Ж

Беккио

Ш

Жюслен

, 1998; 

Р

Бэндлер

Д

Гриндер

, 1995; 

С

Гиллиген

, 1997; 

Ж

Годэн

, 2003; 

Ч

Цитренбаум

М

Кинг

У

Коэн

, 1998; 

М

Эриксон

, 1994, 1995, 1996 

и

 

др

.). 

Учитывая

 

это

в

 

ФПРЛ

 

применяется

 

техника

 

креативного

 

гипноза

Креативный

 

гипноз

 

используется

 

для

 

преодоления

 

настороженности

 

и

 

скрытого

 

сопротивления

 

процессу

 

гипнотической

 

индукции

для

 

ускоренного

 

обучения

 

самогипнозу

медитации

 

или

 

глубокой

 

релаксации

В

 

случае

 

неоднозначного

 

отношения

 

пациента

 

к

 

гипнозу

 

его

 

называют

 

как

-

либо

 

иначе

 - 

самогипнозом

медитацией

 

или

 

глубокой

 

релаксацией

При

 

наличии

 

негативного

 

отношения

 

ко

 

всем

 

этим

 

техникам

 

их

 

преподносят

 

как

 «

творческие

 

психологические

 

упражнения

», «

упражнения

 

по

 

развитию

 

креативности

», «

тренинг

 

креативности

» 

и

 

т

п

Как

 

показывают

 

наши

 

наблюдения

сопротивление

 

гипнотизации

 

связано

 

со

 

следующими

 

причинами

1. 

Опасениями

 

по

 

поводу

 

вреда

 

гипноза

 («

неизвестно

чем

 

закончится

 

это

 

копание

 

в

 

мозгах

», «

вдруг

 

не

 

смогу

 

проснуться

», «

стану

 

зомби

», «

вдруг

 

возникнет

 

зависимость

» 

и

 

т

п

.). 

Или

 

страхом

 

по

 

поводу

 

того

что

 

во

 

время

 

сеанса

, «

когда

 

от

ключат

 

сознание

», 

будет

 

потерян

 

контроль

 

над

 

своим

 

поведением

 

или

 

физиологическими

 

функциями

и

  «

это

 

приведет

 

к

 

чему

-

либо

 

плохому

». 

2.   

Жизненными

 

принципами

исключающими

 

принятие

 

влияний

 

другой

 

личности

 («

не

 

хочу

чтобы

 

мною

 


background image

управляла

 

другая

 

личность

»), 

склонностью

 

к

 

лидерству

соревнованием

 

во

 

время

 

сеанса

 («

кто

 

кого

»). 

3.   

Отрицательным

 

отношением

 

к

 

гипнотерапевту

4.   

Сознательным

 

или

 

подсознательным

 

желанием

 

оставаться

 

больным

5.   

Боязнью

 

обнажать

вновь

 

переживать

 

вытесненные

эмоционально

 

острые

 

впечатления

проблемные

 

воспоминания

В

 

каждом

 

конкретном

 

случае

 

действует

 

одна

 

или

 

несколько

 

из

 

этих

 

причин

их

 

выявляют

подвергают

 

коррекции

 

и

 «

обходят

» 

с

 

помощью

 

креативного

 

гипноза

Креативному

 

гипнозу

 

предшествует

 

лекция

-

дискуссия

первая

 

часть

 

которой

 

посвящена

 

ведущей

 

роли

 

активного

 

творческого

 

мышления

 

в

 

эффективном

 

преодолении

 

психологических

 

кризисов

 

и

 

жизненных

 

проблем

Больному

 

объясняют

что

 

создание

 

внутренней

 

гармонии

управление

 

собой

самосовершенствование

гипноз

 

и

 

самогипноз

  -

это

 

тоже

 

творчество

творчество

 

психологическое

 

и

 

что

 

данный

 

метод

  «

активирует

 

творческий

 

потенциал

», 

который

 

мобилизуется

 

для

 

преодоления

 

заболевания

 

и

 

психологической

 

дисгармонии

Сообщают

что

 

часть

 

упражнений

 

предлагаемого

 

метода

 

направлена

 

на

 

создание

 

состояний

 

глубокого

 

отдыха

восстанавливающего

восполняющего

 

личностные

 

защитные

 

ресурсы

 

и

 

усиливающего

 

психологические

 

возможности

которые

 

истощаются

 

в

 

ходе

 

прогрессирующей

 

дезадаптации

Другая

 

часть

 

вводной

 

лекции

 

содержит

 

информацию

 

о

 

состояниях

 

транса

возможностях

 

гипноза

его

 

безвредности

 

и

 

пользе

При

 

сохраняющейся

 

настороженности

 

используют

 

маскирующую

 

терминологию

Спецификой

 

этой

 

информации

 

является

 

внушение

 

пациенту

 

многовариативности

 

индивидуальных

 

проявлений

 

гипнотического

 

состояния

 («

состояний

благоприятствующих

 

творческой

 

стимуляции

»), «

отсутствия

 

сна

  (

того

каким

 

человек

 

спит

 

ночью

и

 

отключения

 

сознания

» 

во

 

время

 

сеанса

Слова

 

«

активация

», «

стимуляция

», «

мобилизация

» 

и

 

т

п

рекомендуется

 

использовать

 

с

 

осторожностью

главным

 

образом

 

в

 

предварительной

 

беседе

 

или

 

в

 

начале

 

сеанса

т

к

они

 

по

 

своей

 

сути

 

противоречат

 

релаксации

 

и

 

гипнотизации

Далее

 

говорят

 

о

 «

неторопливом

 

изучении

», «

самопознании

 

в

 

состоянии

 

глубокого

 

покоя

» 

и

 

др

Гипнотизирующие

 

внушения

 

психотерапевта

 

во

 

время

 

сеанса

 

маскируются

 

инструкциями

, «

пробуждающими

 

креативность

» 

пациента

которая

 

направляется

 

на

 

изучение

 

возникающих

 

во

 

время

 

сеанса

 

ощущений

 

и

 

состояний

 

и

 

на

  «

творческие

 

эксперименты

 

в

 

поисках

 

собственного

 

стиля

 

глубокого

 

влияния

 

на

 

самого

 

себя

». 

Например

больного

 

побуждают

 

изучить

 

свою

 

способность

 

чувствовать

 

разницу

 

между

 

расслаблением

 

и

 

напряжением

 

тела

 

и

 

на

 

основании

 

самоанализа

 

выбрать

 

то

что

 

дает

 

больший

 

комфорт

 

и

 

усилить

 

это

 

ощущение

Пациенту

 

внушают

что

 

его

 

интуиция

 

и

 

творческое

 

начало

 

самостоятельно

 

настроятся

 

на

 

желательный

 

уровень

 

погружения

 

и

 

возникновение

 

или

 

исчезновение

 

каких

-

либо

 

ощущений

Поскольку

 

часть

 

гипноиндукции

 

посвящается

 

внушению

 

со

-

матовегетативных

 

эквивалентов

 

транса

в

 

предваряющей

 

лекции

 

важно

 

остановиться

 

на

 

психосоматических

-

соматопсихических

 

взаимоотношениях

отметив

 

высокую

 

эффективность

 

влияний

 

на

 

психологический

 

уровень

 

через

 

соматовегетативные

 

каналы

При

 

этом

 

в

 

зависимости

 

от

 

интеллектуального

 

развития

 

и

 

возраста

 

пациента

 

описывают

 

нейрофизиологическую

 

сущность

 

состояния

 

психической

 

релаксации

возникающего

 

при

 

вызывании

 

ощущений

 

расслабления

тяжести

тепла

 

и

 

невесомости

Это

 

объясняют

 

как

 

центральный

 

эффект

 

периферической

 

мио

и

 

ангиорелакса

-

ции

как

 

результат

 

целенаправленного

 

или

 

случайного

 

воздействия

 

слов

 

и

 

образов

  (

В

С

Лобзин

М

М

Решетников

, 1986). 

Для

 

объяснения

 

феноменов

 

гипноза

 

целесообразно

 

использовать

 

положения

 

школы

 

И

П

Павлова

 

о

 

фазовых

 

состояниях

слове

 

как

 

сигнале

 

сигналов

раппорте

 - «

сторожевом

 

пункте

» 

и

 

т

п

как

 

более

 

доступные

 

больным

 

для

 

понимания

 

(

П

И

Буль

, 1974; 

М

С

Лебединский

, 1971; 

О

В

Овчинникова

Е

Е

Насиновская

Н

Г

Иткин

, 1989; 

А

П

Слободяник

, 1977). 

Желательно

 

сказать

 

также

 

о

 

целебном

 

влиянии

 

гипноза

 

на

 

состояние

 

внутренних

 

органов

 

и

 

систем

Пациенту

 

внушают

что

 «

совсем

 

не

 

нужно

 

спать

 

так

как

 

Вы

 

спите

 

ночью

и

 

вообще

 

не

 

нужно

 

спать

желательно

 

лишь

 

изучать

 

себя

свои

 

ощущения

возможности

 

и

 

слушать

 

рекомендации

 

врача

 

для

 

более

 

глубокого

 

самоизучения

 

и

 

повышения

 

способностей

 

управлять

 

собой

Каждый

 

чувствует

 

свое

 

во

 

время

 

сеанса

кто

-

то

 

расслабление

кто

-

то

 

ощущение

 

приятной

 

тяжести

 

или

 

тепла

некоторые

 

чувствуют

 

легкость

у

 

кого

-

то

 

возникают

 

все

 

эти

 

ощущения

а

 

кто

-

то

 

вообще

 

ничего

 

не

 

чувствует

Ваше

 

творческое

 

начало

Ваша

 

интуиция

 

самостоятельно

 

настроятся

 

на

 

желательный

 

уровень

 

погружения

который

 

может

 

сочетаться

 

или

 

не

 

сочетаться

 

с

 

определенными

 

ощущениями

Доверьтесь

 

мудрости

 

природы

Не

 

нужно

 

стараться

 

и

 

прилагать

 

усилий

Единственное

что

 

имеет

 

значение

это

 

то

что

 

Вы

 

решили

 

освободиться

 

от

 

своей

 

болезни

 (

от

 

своих

 

проблем

)». 

Далее

как

 

и

 

в

 

классическом

 

гипнозе

могут

 

быть

 

даны

 

задания

оказывающие

 

утомляющее

 

влияние

 

на

 

те

 

или

 

иные

 

анализаторы

 

или

 

когнитивную

 

сферу

подкрепленные

 

должным

 

образом

 «

креативной

 

теорией

». 

Для

 

утомления

 

зрительного

 

анализатора

 

нами

 

чаще

 

всего

 

применяется

 

фиксация

 

взгляда

 

на

 

мишенеобразной

 

цветоформе

 

с

 

концентрическими

 

кругами

 

черного

темно

-

красного

 

и

 

желтого

 

цвета

 

или

 

на

 

блестящем

 

стальном

 

шаре

Для

 

утомления

 

двигательного

 

анализатора

 

чаше

 

используется

 

как

 

можно

 

более

 

длительное

 

удержание

 

вытянутых

 

рук

в

 

положении

 

лежа

 

под

 

углом

 

примерно

 45 

градусов

в

 

положении

 

сидя

 - 90. 

Для

  «

когнитивного

 

утомления

» 

используются

  «

творческие

 

упражнения

»: «

Энциклопедический

 

словарь

», 

«

Неологизмы

», «

Телеграф

», «

Свободный

 

поток

». 

В

  «

Энциклопедическом

 

словаре

» 

задачей

 

пациента

 

является

 

объяснение

 

сути

 

случайно

 

или

 

в

 

результате

 

сознательной

 

работы

 

попадающих

 

в

 

сферу

 

внимания

 

слов

как

 

бы

 

написание

 

маленьких

 

статей

 

в

 

энциклопедический

 

словарь

Например

при

 

осознании

 

слова

  «

дерево

» 

может

 

быть

  «

написана

 

статья

»: «

Дерево

  -

крупное

 

и

 

крепкое

 

растение

отдельные

 

экземпляры

 

которого

 

достигают

 

больших

 

размеров

 - 

до

 

двух

 

десятков

 

и

 

более

 

метров

 

в

 

высоту

 

и

 

до

 

нескольких

 

метров

 

в

 

диаметре

Древесина

 

широко

 

используется

 

в

 

хозяйстве

 

и

 

промышленности

».