Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1962
Скачиваний: 25
стереотипов
,
клише
.
На
всех
этапах
,
от
психофизиологического
дисбаланса
до
результирующего
поведения
,
этот
процесс
сопровождают
соответствующие
эмоции
.
Скорость
его
протекания
может
быть
различной
и
охватывать
секунды
или
годы
.
В
патологических
случаях
формируются
дезадаптивные
стратегии
поведения
,
ситуация
и
собственные
возможности
оцениваются
тенденциозно
,
с
точки
зрения
дезадаптивных
концепций
,
из
-
за
гиперактуализации
и
гиперэмоциональности
возможна
эмоциональная
логика
в
составлении
первоначальной
схемы
действий
или
отклонения
от
первоначальной
схемы
,
а
последствия
совершенных
действий
могут
игнорироваться
.
С
учетом
этого
внушают
,
что
«
каждый
несет
ответственность
за
любые
свои
деструктивные
поступки
-
он
их
себе
разрешает
,
заранее
предвидя
определенный
результат
и
планируя
последовательность
его
достижения
».
Пациент
может
здесь
возразить
,
что
ему
хотелось
бы
жить
без
слез
,
раздражения
или
страхов
,
но
не
получается
,
несмотря
на
все
старания
.
Ему
объясняют
,
что
его
старания
«
касались
лишь
поверхности
поведенческих
структур
,
не
затрагивая
основы
.
Это
все
равно
,
что
покрасить
ржавую
машину
-
краска
продержится
недолго
,
или
поставить
зубную
пломбу
,
не
санируя
поверхность
,
пораженную
кариесом
,
или
пытаться
управлять
автомобилем
с
помощью
команд
или
используя
не
те
,
что
надо
педали
и
рычаги
управления
.
Нужные
же
педали
и
рычаги
для
самоуправления
связаны
с
концепциями
,
ценностями
,
установками
и
прошлым
человека
.
Только
меняя
их
,
освобождаясь
от
«
психологический
ржавчины
»
в
виде
дезадаптирующих
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
,
можно
достичь
состояния
внутренней
гармонии
,
избавиться
от
кризисов
».
Далее
переходят
к
рассмотрению
вопроса
о
психологической
гармонии
.
Больному
сообщают
,
что
«
на
основании
многочисленных
социально
-
психологических
исследований
большого
количества
людей
выделено
понятие
и
критерии
психологической
нормы
и
отклонений
от
нее
.
Установлено
,
какие
особенности
личности
способствуют
,
а
какие
препятствуют
возникновению
психологических
кризисов
,
эмоциональных
срывов
,
дезадаптации
,
пограничных
психических
расстройств
и
состояний
зависимости
».
Психическая
дисгармония
при
этом
определяется
как
комплекс
личностных
качеств
,
наносящих
ущерб
,
заставляющих
страдать
самого
человека
или
его
окружение
,
или
обе
эти
стороны
(
П
.
Б
.
Ганнушкин
, 1964).
Психологическая
,
личностная
гармония
в
противоположность
этому
определяется
как
комплекс
личностных
качеств
,
защищающих
человека
и
его
окружение
от
страданий
,
который
позволяет
поддерживать
эмоционально
пси
-
хологический
баланс
обеих
сторон
на
комфортабельном
уровне
.
В
процессе
клинико
-
психологического
собеседования
и
когнитивно
ориентированной
дискуссии
-
лекции
совместно
с
пациентом
рассматривают
признаки
психологической
дисгармонии
и
выявляют
их
наличие
у
пациента
.
Обсуждают
следующие
,
наиболее
типичные
14
качеств
(
их
может
быть
выделено
и
больше
).
1.
Отклонения
в
сфере
эмоциональной
регуляции
.
•
слабое
развитие
способности
к
произвольной
регуляции
эмоций
,
отсутствие
внутриличностной
работы
,
направленной
на
позитивное
преодоление
негативного
состояния
,
пассивное
отношение
,
пассивное
переживание
отрицательных
эмоций
,
позднее
принятие
мер
по
их
преодолению
,
ориентация
на
малоэффективные
пути
устранения
психологического
дискомфорта
-
отвлечение
,
выговаривание
близким
людям
,
прием
седативных
средств
или
алкоголя
и
т
.
п
;
•
непосредственность
восприятия
,
низкий
коэффициент
когнитивного
опосредования
,
отслеживания
эмоций
;
•
склонность
к
гиперэмоциональным
состояниям
,
как
положительным
,
так
и
отрицательным
,
при
которых
доминирует
эмоциональная
логика
.
2.
Доминирование
уязвимых
ценностей
в
индивидуальной
шкале
жизненных
ценностей
,
таких
как
собственное
здоровье
и
здоровье
близких
людей
,
красота
,
финансовое
и
материальное
благополучие
,
любовь
,
верность
,
честность
,
порядок
,
ответная
благодарность
за
собственные
благие
дела
и
т
.
д
.
и
т
.
п
. -
того
,
что
жизнью
, «
правдой
жизни
»
опровергается
,
разрушается
,
отнимается
,
того
,
что
нестабильно
и
при
гиперактуализации
значения
заставляет
каждый
раз
отвечать
сильными
отрицательными
эмоциями
на
утрату
существенно
ценного
.
3.
Низкая
толерантность
к
фрустрациям
,
непереносимость
слабых
отклонений
от
состояния
благополучия
-
физического
или
эмоционального
, «
трагическое
»
восприятие
этих
слабых
отклонений
,
настроенность
на
состояние
полного
психологического
и
физического
благополучия
и
комфорта
.
4.
Склонность
к
негативной
интерпретации
событий
внешнего
и
внутреннего
мира
, «
катастрофизация
»,
преувеличение
мелких
проблем
.
Выбор
из
многих
вариантов
оценки
и
интерпретации
событий
негативного
варианта
,
заставляющего
страдать
,
хотя
противоположный
вариант
имеет
абсолютно
такую
же
обоснованность
,
«
право
на
жизнь
».
5.
Склонность
к
негативному
прогнозированию
и
самопрограммированию
,
выбор
из
ряда
прогнозов
развития
сложных
событий
неблагоприятного
прогноза
,
при
этом
не
планируется
никаких
мер
по
преодолению
возможных
осложнений
.
Другой
характерный
вариант
-
игнорирование
возможных
неприятностей
,
идеалистический
прогноз
как
единственно
возможный
,
который
тоже
является
неблагоприятным
,
т
.
к
.
не
подготавливает
личность
к
возможным
проблемам
.
6.
Психологическая
ригидность
,
наличие
хронически
действующих
неэффективных
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
,
наносящих
ущерб
самому
пациенту
,
его
окружению
или
обеим
сторонам
, -
повторяющиеся
эксплозивные
вспышки
,
разрешение
себе
выпить
«
лишь
чуть
-
чуть
»
при
алкоголизме
,
постоянно
заканчивающееся
алкогольным
эксцессом
или
запоем
,
хронически
повторяющиеся
и
не
подтверждающиеся
идеи
и
утверждения
об
опасности
чего
-
либо
(
лифта
,
метро
и
т
.
п
.).
7.
Деструктивный
максимализм
-
максималистские
притязания
к
жизни
в
сочетании
с
неспособностью
их
удовлетворить
,
неспособностью
отказаться
от
малодостижимых
потребностей
,
принятием
в
связи
с
этим
деструктивных
по
отношению
к
себе
или
другим
действий
и
страданием
от
невозможности
достичь
желаемого
или
отказаться
от
этого
.
Следование
принципу
«
человек
должен
достичь
всего
,
чего
он
хочет
,
иначе
это
не
жизнь
».
8.
Отсутствие
готовности
к
утратам
-
тем
или
иным
потерям
-
материальным
,
связанным
со
здоровьем
,
близкими
людьми
,
социальным
статусом
,
внешностью
и
т
.
п
.
Неготовность
принять
это
без
кризиса
,
психологического
слома
,
избегание
размышлений
на
эти
темы
,
отсутствие
приемлемого
плана
мероприятий
по
выходу
из
возможных
проблем
,
смягчению
их
последствий
.
9.
Дихотомическое
мышление
: «
или
-
или
», «
все
или
ничего
», «
друг
или
враг
»,
отсутствие
градаций
в
диапазоне
от
плохого
к
хорошему
.
10.
Отсутствие
стремления
к
психологическому
развитию
,
совершенствованию
.
11.
Наличие
глубоких
неадекватных
концепций
,
осознаваемых
в
большей
или
меньшей
степени
,
определяющих
«
сквозную
тему
», «
красную
нить
»
проблемной
жизни
пациента
,
связанных
с
типом
его
личности
,
например
,
демонстративно
-
нарциссических
«
Я
самый
хороший
,
и
все
в
жизни
должно
быть
так
,
чтобы
соответствовать
этому
,
меня
все
должны
любить
,
жизнь
должна
быть
счастливой
,
радостной
и
приятной
»
или
депрессивно
-
мазохи
-
стических
«
Я
самый
плохой
,
мне
не
на
что
надеяться
,
я
обречен
на
страдания
и
отвержение
другими
»
и
т
.
д
.
12.
Патологическая
вовлеченность
в
суету
и
скандальность
мира
,
жизнь
других
людей
.
Наличие
чрезмерных
реакций
на
сообщения
средств
массовой
информации
,
легкая
вовлекаемость
в
острые
социальные
события
.
Попытки
наводить
«
порядок
»
везде
где
только
можно
,
назойливо
внедряться
в
организацию
жизни
,
личные
переживания
и
планы
других
людей
,
попытки
руководить
ими
или
оказывать
ненужную
помощь
.
Такая
чрезмерная
опека
со
стороны
родителей
приводит
к
задержке
развития
личности
ребенка
,
делает
его
несамостоятельным
,
робким
.
Любые
коллизии
с
ним
воспринимаются
чрезмерно
вовлеченным
лицом
как
катастрофа
,
а
попытки
взрослеющего
ребенка
,
юноши
или
уже
взрослого
быть
самостоятельнее
,
жить
самостоятельно
оцениваются
как
опасные
для
него
или
как
неблагодарность
.
Одна
из
глубоких
концепций
таких
людей
- «
равнодушие
является
преступлением
,
преступно
отгораживаться
от
других
»,
другая
-«
именно
я
знаю
,
как
лучше
,
и
именно
я
должен
помочь
другим
,
а
если
надо
,
то
и
заставить
их
для
их
же
блага
делать
то
,
что
я
считаю
нужным
».
Из
-
за
ходульных
представлений
о
том
,
что
хорошо
и
что
плохо
,
отсутствия
истинной
душевной
тонкости
такие
люди
приносят
больше
вреда
,
чем
пользы
не
только
другим
,
но
и
себе
.
13.
Использование
негативно
-
программирующих
вербальных
маркеров
эмоционально
-
поведенческих
реакций
,
способных
выступать
как
самореализующиеся
пророчества
: «
Я
от
этого
повешусь
», «
Лучше
застрелиться
», «
Меня
от
этого
тошнит
» «
Можно
сойти
с
ума
от
этого
», «
Это
сидит
у
меня
в
печенках
»
или
«
Я
его
готов
убить
», «
Таких
надо
расстреливать
», «
Пусть
их
покарает
бог
», «
Им
не
место
в
этом
мире
»
и
т
.
п
.
14.
Склонность
к
обвинению
окружающих
,
судьбы
или
рокового
стечения
обстоятельств
в
своих
проблемах
,
игнорирование
собственных
характерологических
особенностей
как
причины
жизненных
осложнений
.
Каждое
качество
обсуждается
и
сравнивается
с
особенностями
пациента
.
Ему
объясняют
,
что
лица
с
подобными
особенностями
обречены
на
страдания
,
именно
эти
внутренние
качества
,
а
не
сложности
мироздания
и
общества
или
близких
людей
являются
причиной
внутреннего
психологического
дискомфорта
и
ощущения
несчастливой
жизни
.
Пациент
,
прослушивая
информацию
об
особенностях
дисгармоничных
личностей
,
делает
записи
и
отмечает
наличие
или
отсутствие
у
себя
тех
или
иных
характерологических
свойств
.
Затем
определяется
«
коэффициент
дисгармонии
», «
дисгармонический
потенциал
личности
»
-
найденное
количество
дисгармоничных
черт
делится
на
их
общее
количество
и
умножается
на
100%.
Так
,
если
оба
показателя
совпадают
: 14
из
14,
то
коэффициент
дисгармонии
равен
100%.
Если
найдено
7
дисгармоничных
черт
из
14,
то
коэффициент
равен
50%.
Соответственно
дисгармоничный
потенциал
личности
может
быть
тотальным
или
частичным
.
Эти
цифры
используют
для
суггестивных
целей
,
с
их
помощью
демонстрируют
пациенту
причины
его
сложностей
и
проблем
,
доказывают
,
что
они
имеют
внутреннее
происхождение
и
тем
самым
повышают
мотивацию
к
внутренней
перестройке
,
самосовершенствованию
.
Далее
обсуждают
особенности
гармоничных
личностей
,
защищенных
от
значительных
кризисов
своими
личностными
чертами
,
и
в
первую
очередь
адаптивными
когнитивно
-
поведенческими
стратегиями
.
Здесь
рассматривают
тождественное
количество
личностных
качеств
,
являющихся
антиподами
по
отношению
к
дисгармоничным
проявлениям
.
Помимо
суггестивного
эффекта
смысл
такого
противопоставления
и
дублирования
заключается
в
повышении
достоверности
информации
,
исходящей
от
пациента
,
проверке
точности
понимания
вопросов
и
ответов
.
1.
Особенности
эмоциональной
сферы
:
•
склонность
к
произвольной
регуляции
эмоциональных
состояний
,
наличие
внутриличностной
работы
по
преодолению
состояний
эмоционального
дефицита
,
активное
отношение
к
отрицательным
эмоциям
,
принятие
своевременных
и
эффективных
внутренних
мер
по
нейтрализации
психотравми
-
рующих
воздействий
;
•
оптимальный
уровень
когнитивного
опосредования
эмоций
;
•
самоограничение
эмоциональных
выплесков
-
как
отрицательных
,
так
и
положительных
,
если
последние
переходят
некие
средние
границы
;
маятник
эмоций
при
этом
удерживается
в
сбалансированных
границах
,
не
«
зашкаливает
»
ни
в
отрицательную
,
ни
в
положительную
сторону
,
отсутствие
гиперэмоциональных
состояний
.
2.
Доминирование
ценностей
,
защищающих
личность
от
психологических
кризисов
-
таких
,
как
собственное
развитие
,
психологическая
гармония
,
духовность
,
гуманизм
.
Пациенты
здесь
часто
спрашивают
,
можно
ли
ставить
собственные
интересы
и
психологический
комфорт
на
первое
место
-
перед
здоровьем
и
благополучием
других
,
придавать
себе
большую
значимость
,
не
эгоизм
ли
это
.
Им
отвечают
,
что
это
«
эгоизм
альтруистический
,
который
позволяет
и
другим
быть
счастливыми
и
защищенными
,
т
.
к
.
этим
другим
выгоднее
иметь
рядом
человека
гармоничного
,
не
только
способного
к
бесконфликтному
сосуществованию
,
но
и
друга
,
опору
.
Человека
,
не
склонного
к
оскорбительным
истерикам
,
духовно
развитого
,
избавленного
от
паники
и
нелогичных
гиперэмоциональных
поступков
,
считающего
,
что
внутренняя
психологическая
культура
-
это
важно
.
Того
,
кто
не
наложит
на
себя
руки
из
-
за
того
,
что
оскорблен
кем
-
то
или
недополучил
или
утратил
какое
-
то
количество
денег
,
и
кто
не
будет
третировать
близких
или
подчиненных
по
пустякам
,
раздутым
до
вселенской
катастрофы
».
3.
Высокая
толерантность
к
фрустрациям
,
способность
переносить
эмоционально
-
психологический
и
физический
дискомфорт
с
ориентацией
на
то
,
что
это
проявление
нормального
течения
жизни
,
наполненной
подчас
или
часто
дискомфортом
,
который
можно
преодолеть
или
перетерпеть
.
4.
Склонность
к
позитивной
интерпретации
жизненных
сложностей
и
психотравмирующих
событий
.
Способность
выбрать
среди
ряда
интерпретаций
этих
событий
позитивный
вариант
,
позволяющий
выровнять
эмоциональное
состояние
,
снизить
или
исключить
совсем
эмоциональный
дискомфорт
.
5.
Склонность
к
позитивному
прогнозированию
и
самопрограммированию
,
способность
«
настраивать
себя
на
лучшее
»,
прогнозировать
и
планировать
адаптирующие
и
компенсирующие
меры
,
исключение
из
прогнозов
и
программ
собственного
поведения
аутодеструктивных
или
иных
негативных
реакций
и
поступков
независимо
от
сложности
проблем
и
тяжести
утрат
.
6.
Психологическая
пластичность
,
готовность
к
переменам
оценок
,
идей
,
поведения
и
наличие
этих
перемен
.
Стремление
к
развитию
,
преобразование
себя
в
соответствии
с
требованиями
жизни
,
возраста
,
здоровья
без
потери
своего
«
Я
»,
но
с
развитием
своего
«
Я
».
7.
Позитивный
минимализм
-
готовность
довольствоваться
малым
как
в
материальном
плане
,
так
и
в
плане
поведения
других
людей
,
готовность
выжить
без
саморазрушения
даже
при
самых
минимальных
жизненных
условиях
,
готовность
отказаться
от
максимума
в
притязаниях
.
Однако
,
пока
есть
возможность
,
такие
люди
могут
настойчиво
добиваться
своего
,
преобразовывать
мир
,
преодолевать
преграды
.
Здесь
можно
привести
в
пример
«
минимум
миниморум
»
одного
известного
художника
,
который
готов
был
спокойно
перенести
любые
утраты
,
остаться
без
всего
,
лишь
бы
сохранилась
способность
«
хоть
как
-
то
,
хоть
чем
-
то
,
хоть
на
чем
-
то
,
хоть
что
-
то
нацарапать
,
нарисовать
» -
эта
возможность
соответствовала
его
главной
ценности
-
творчеству
.
Другой
пациент
,
популярный
политик
,
считал
для
себя
достаточным
сохранение
способности
вспоминать
свои
многочисленные
путешествия
по
России
и
другим
странам
- «
пусть
весь
мир
рухнет
,
пусть
не
будет
никаких
перспектив
,
лишь
бы
осталось
это
,
этого
достаточно
,
чтобы
чувствовать
себя
комфортно
».
Пациенту
говорят
: «
Если
такие
социально
заметные
люди
,
которым
есть
что
терять
,
способны
остаться
с
подобным
минимумом
,
то
и
«
простым
смертным
»
доступна
позитивная
минимизация
.
Она
позволяет
чувствовать
себя
более
защищенным
в
жизни
,
важно
только
выбрать
самый
небольшой
,
но
наиболее
«
непотопляемый
»
объем
жизненных
ценностей
,
который
будет
искренне
осознаваться
как
достаточный
для
душевного
спокойствия
и
внутренней
удовлетворенности
».
8.
Готовность
к
утратам
,
которыми
насыщена
жизнь
,
готовность
выдержать
их
без
саморазрушения
,
наличие
размышлений
на
темы
утрат
и
преодоления
их
последствий
.
9.
Наличие
широкого
диапазона
оценок
себя
и
других
,
способность
выбрать
вариант
оценки
фрустрирующей
ситуации
,
который
травмирует
в
меньшей
степени
,
выгодный
для
сохранения
душевного
комфорта
и
исключающий
углубление
конфликта
с
другими
.
10.
Стремление
к
психологическому
развитию
,
самосовершенствованию
.
Это
могут
быть
не
только
заметные
,
значительные
занятия
психологического
,
философского
,
религиозного
или
иного
серьезного
плана
,
но
и
более
мелкие
усовершенствования
в
быту
и
других
«
земных
»
сферах
.
11.
Наличие
глубоких
адекватных
,
адаптивных
концепций
жизнеустройства
,
статуса
и
возможностей
собственной
личности
,
отношений
с
другими
людьми
.
12.
Позитивная
отстраненность
от
суеты
и
скандальности
окружающего
мира
и
жизни
других
людей
.
Это
качество
позволяет
различать
чужое
и
свое
,
отделять
себя
от
других
,
давая
и
себе
,
и
другим
адекватную
свободу
.
Позитивный
характер
отстраненности
исключает
наличие
душевной
черствости
и
равнодушия
к
социальной
жизни
и
жизни
близких
людей
,
предполагает
«
золотую
середину
»
между
избыточной
вовлеченностью
и
чрезмерной
от
-
страненностью
.
13.
Присутствие
в
речи
позитивно
-
программирующих
вербальных
маркеров
эмоционально
-
поведенческих
реакций
: «
Не
стоит
из
мухи
делать
слона
», «
Нам
и
так
хорошо
», «
Нам
и
здесь
хорошо
», «
Лишь
бы
сверху
не
капало
», «
Лучше
меньше
,
да
лучше
», «
Что
бы
ни
случилось
-
все
к
лучшему
», «
Прорвемся
», «
Сколько
людей
-
столько
мнений
», «
С
глаз
долой
-
из
сердца
вон
», «
Здоровье
дороже
».
14.
Склонность
находить
причины
собственных
жизненных
проблем
в
себе
самом
,
в
собственных
характерологических
особенностях
и
привычках
.
Каждое
качество
гармоничной
личности
также
обсуждается
,
и
идентифицируется
с
особенностями
пациента
.
Ему
внушают
,
что
«
лица
с
подобными
качествами
«
обречены
на
счастливую
жизнь
»,
так
как
защищены
от
значительных
психологических
кризов
и
страданий
.
Именно
эти
адаптивные
,
позитивные
внутренние
качества
,
а
не
судьба
,
карма
,
астрологическая
ситуация
или
благоприятно
складывающиеся
особенности
мироздания
и
общества
или
возможности
близких
людей
являются
причиной
внутреннего
психологического
комфорта
,
благополучия
и
ощу
-
щения
счастливой
жизни
гармоничного
человека
».
При
обсуждении
с
пациентом
вопросов
психологической
гармонии
и
личностной
защищенности
от
психогенных
и
аддик
-
гивных
расстройств
,
отмечают
,
что
«
гармония
личности
не
является
состоянием
равнодушия
,
бесчувственности
и
апатии
,
это
состояние
,
при
котором
человек
и
его
окружение
получают
возможность
меньше
страдать
и
в
большей
степени
получать
удовлетворение
от
жизни
».
После
этого
вычисляется
«
коэффициент
гармонии
», «
гармонический
потенциал
личности
»
-
так
же
,
как
и
при
вычислении
«
коэффициента
дисгармонии
»,
найденное
количество
гармоничных
черт
делится
на
их
общее
количество
и
умножается
на
100%.
Аналогично
ему
гармоничный
потенциал
личности
может
быть
тотальным
или
частичным
.
Эти
цифры
имеют
диагностическое
,
прогностическое
и
суггестивное
значение
,
демонстрируя
пациенту
объем
достоинств
его
психологической
организации
.
Они
являются
ориентиром
для
личностного
роста
,
инициируя
движение
к
состоянию
душевной
удовлетворенности
,
комфорта
,
независимости
от
коллизий
жизни
и
поведения
других
людей
.
Пациенту
говорят
,
что
«
люди
с
высоким
коэффициентом
личностной
гармонии
не
обращаются
к
психотерапевтам
,
так
как
самостоятельно
справляются
со
всеми
сложностями
жизни
».
В
итоге
вычисляют
«
интегративный
коэффициент
адаптации
»,
придавая
коэффициенту
дисгармонии
отрицательное
значение
складывают
его
с
коэффициентом
гармонии
,
которому
придают
положительный
знак
.
Чем
больше
значение
отрицательной
цифры
,
тем
выше
риск
дезадаптации
.
Например
:
-90 + 10 = -80.
В
данном
примере
риск
психогенных
расстройств
очень
велик
.
Этот
коэффициент
,
получаемый
путем
контрольного
сравнения
равного
количества
психологических
качеств
,
противоположных
по
значению
,
достаточно
точно
отражает
особенности
личности
и
прогноз
будущего
для
обследованного
пациента
,
усиливая
суггестивное
действие
предшествующей
информации
.
После
этого
пациенту
даются
домашние
задания
:
1.
Записывать
свои
мысли
на
любые
темы
,
особенно
на
темы
проблемные
.
При
этом
затрагивается
2-
й
уровень
схемы
психотерапевтических
локусов
(
мишеней
).
2.
Верифицировать
свои
мысли
,
чувства
,
представления
,
желания
и
поступки
согласно
полученной
информации
о
личностной
дисгармонии
и
гармонии
-
относить
те
или
иные
состояния
,
намерения
и
реакции
к
дисгармоничным
или
гармоничным
проявлениям
.
Это
выполняется
письменно
до
(
оценка
побуждений
)
и
после
событий
(
оценка
действий
).
3.
Определять
общую
полярность
поведенческих
реакций
к
концу
каждых
суток
.
Для
этого
складывают
количества
положительных
,
гармоничных
и
отрицательных
,
дисгармоничных
поступков
,
которые
пациент
совершил
за
это
время
.
Например
: 2
гармоничные
реакции
плюс
5
дисгармоничных
составят
разность
3
со
знаком
минус
.
Это
значит
,
что
прошедшие
сутки
гипотетического
больного
прошли
негативно
с
точки
зрения
адаптации
и
личностной
гармонии
.
4.
Вычислять
интегративный
коэффициент
адаптации
через
каждый
месяц
для
определения
эффективности
процесса
когнитивно
-
ценностной
гармонизации
личности
,
оценки
степени
исчезновения
дисгармоничных
особенностей
.
Кроме
этого
может
быть
определен
когнитивный
тип
личности
пациента
,
по
поводу
особенностей
которого
также
организуются
лечебно
-
коррекционные
дискуссии
.
На
следующих
сеансах
осуществляется
анализ
записанных
мыслей
,
выделяются
темы
,
производится
оценка
и
структурирование
каждого
типа
эмоционально
-
поведенческих
реакций
в
соответствии
с
иерархией
психотерапевтических
мишеней
.
Постепенно
пациент
получает
подробные
когнитивно
-
поведенческие
схемы
относительно
каждого
типа
дезадаптивных
реакций
и
пользуется
ими
для
самоанализа
,
идентификации
и
организации
своего
поведения
.
Проводятся
дискуссии
,
которые
дополняются
индивидуально
подобранными
комплексами
методов
ФПРЛ
,
осуществляется
психокоррекция
и
психотерапия
выявленных
отклонений
.
Глава
8
КРЕАТИВНЫЙ
ГИПНОЗ
Психология
современного
человека
в
ее
интеллектуальных
,
ценностных
,
эмоциональных
и
культурных
проявлениях
отличается
от
психологии
людей
прошлых
столетий
.
Психологическая
динамика
касается
и
психологической
реактивности
,
меняется
структура
,
нозологический
состав
и
клинические
проявления
психических
расстройств
.
Изменились
реакции
людей
на
гипнотические
воздействия
,
внушаемость
и
гипнабельность
.
Класси
-
ческая
техника
гипнотической
индукции
становится
все
менее
эффективной
,
на
смену
ей
приходит
современный
гипноз
, «
гипноз
без
гипноза
»,
использующий
состояния
легкого
транса
и
недирективную
,
непрямую
суггестию
(
Ж
.
Беккио
,
Ш
.
Жюслен
, 1998;
Р
.
Бэндлер
,
Д
.
Гриндер
, 1995;
С
.
Гиллиген
, 1997;
Ж
.
Годэн
, 2003;
Ч
.
Цитренбаум
,
М
.
Кинг
,
У
.
Коэн
, 1998;
М
.
Эриксон
, 1994, 1995, 1996
и
др
.).
Учитывая
это
,
в
ФПРЛ
применяется
техника
креативного
гипноза
.
Креативный
гипноз
используется
для
преодоления
настороженности
и
скрытого
сопротивления
процессу
гипнотической
индукции
,
для
ускоренного
обучения
самогипнозу
,
медитации
или
глубокой
релаксации
.
В
случае
неоднозначного
отношения
пациента
к
гипнозу
его
называют
как
-
либо
иначе
-
самогипнозом
,
медитацией
или
глубокой
релаксацией
.
При
наличии
негативного
отношения
ко
всем
этим
техникам
их
преподносят
как
«
творческие
психологические
упражнения
», «
упражнения
по
развитию
креативности
», «
тренинг
креативности
»
и
т
.
п
.
Как
показывают
наши
наблюдения
,
сопротивление
гипнотизации
связано
со
следующими
причинами
.
1.
Опасениями
по
поводу
вреда
гипноза
(«
неизвестно
,
чем
закончится
это
копание
в
мозгах
», «
вдруг
не
смогу
проснуться
», «
стану
зомби
», «
вдруг
возникнет
зависимость
»
и
т
.
п
.).
Или
страхом
по
поводу
того
,
что
во
время
сеанса
, «
когда
от
-
ключат
сознание
»,
будет
потерян
контроль
над
своим
поведением
или
физиологическими
функциями
,
и
«
это
приведет
к
чему
-
либо
плохому
».
2.
Жизненными
принципами
,
исключающими
принятие
влияний
другой
личности
(«
не
хочу
,
чтобы
мною
управляла
другая
личность
»),
склонностью
к
лидерству
,
соревнованием
во
время
сеанса
(«
кто
кого
»).
3.
Отрицательным
отношением
к
гипнотерапевту
.
4.
Сознательным
или
подсознательным
желанием
оставаться
больным
.
5.
Боязнью
обнажать
,
вновь
переживать
вытесненные
,
эмоционально
острые
впечатления
,
проблемные
воспоминания
.
В
каждом
конкретном
случае
действует
одна
или
несколько
из
этих
причин
,
их
выявляют
,
подвергают
коррекции
и
«
обходят
»
с
помощью
креативного
гипноза
.
Креативному
гипнозу
предшествует
лекция
-
дискуссия
,
первая
часть
которой
посвящена
ведущей
роли
активного
творческого
мышления
в
эффективном
преодолении
психологических
кризисов
и
жизненных
проблем
.
Больному
объясняют
,
что
создание
внутренней
гармонии
,
управление
собой
,
самосовершенствование
,
гипноз
и
самогипноз
-
это
тоже
творчество
,
творчество
психологическое
и
что
данный
метод
«
активирует
творческий
потенциал
»,
который
мобилизуется
для
преодоления
заболевания
и
психологической
дисгармонии
.
Сообщают
,
что
часть
упражнений
предлагаемого
метода
направлена
на
создание
состояний
глубокого
отдыха
,
восстанавливающего
,
восполняющего
личностные
защитные
ресурсы
и
усиливающего
психологические
возможности
,
которые
истощаются
в
ходе
прогрессирующей
дезадаптации
.
Другая
часть
вводной
лекции
содержит
информацию
о
состояниях
транса
,
возможностях
гипноза
,
его
безвредности
и
пользе
.
При
сохраняющейся
настороженности
используют
маскирующую
терминологию
.
Спецификой
этой
информации
является
внушение
пациенту
многовариативности
индивидуальных
проявлений
гипнотического
состояния
(«
состояний
,
благоприятствующих
творческой
стимуляции
»), «
отсутствия
сна
(
того
,
каким
человек
спит
ночью
)
и
отключения
сознания
»
во
время
сеанса
.
Слова
«
активация
», «
стимуляция
», «
мобилизация
»
и
т
.
п
.
рекомендуется
использовать
с
осторожностью
,
главным
образом
в
предварительной
беседе
или
в
начале
сеанса
,
т
.
к
.
они
по
своей
сути
противоречат
релаксации
и
гипнотизации
.
Далее
говорят
о
«
неторопливом
изучении
», «
самопознании
в
состоянии
глубокого
покоя
»
и
др
.
Гипнотизирующие
внушения
психотерапевта
во
время
сеанса
маскируются
инструкциями
, «
пробуждающими
креативность
»
пациента
,
которая
направляется
на
изучение
возникающих
во
время
сеанса
ощущений
и
состояний
и
на
«
творческие
эксперименты
в
поисках
собственного
стиля
глубокого
влияния
на
самого
себя
».
Например
,
больного
побуждают
изучить
свою
способность
чувствовать
разницу
между
расслаблением
и
напряжением
тела
и
на
основании
самоанализа
выбрать
то
,
что
дает
больший
комфорт
и
усилить
это
ощущение
.
Пациенту
внушают
,
что
его
интуиция
и
творческое
начало
самостоятельно
настроятся
на
желательный
уровень
погружения
и
возникновение
или
исчезновение
каких
-
либо
ощущений
.
Поскольку
часть
гипноиндукции
посвящается
внушению
со
-
матовегетативных
эквивалентов
транса
,
в
предваряющей
лекции
важно
остановиться
на
психосоматических
-
соматопсихических
взаимоотношениях
,
отметив
высокую
эффективность
влияний
на
психологический
уровень
через
соматовегетативные
каналы
.
При
этом
в
зависимости
от
интеллектуального
развития
и
возраста
пациента
описывают
нейрофизиологическую
сущность
состояния
психической
релаксации
,
возникающего
при
вызывании
ощущений
расслабления
,
тяжести
,
тепла
и
невесомости
.
Это
объясняют
как
центральный
эффект
периферической
мио
-
и
ангиорелакса
-
ции
,
как
результат
целенаправленного
или
случайного
воздействия
слов
и
образов
(
В
.
С
.
Лобзин
,
М
.
М
.
Решетников
, 1986).
Для
объяснения
феноменов
гипноза
целесообразно
использовать
положения
школы
И
.
П
.
Павлова
о
фазовых
состояниях
,
слове
как
сигнале
сигналов
,
раппорте
- «
сторожевом
пункте
»
и
т
.
п
.
как
более
доступные
больным
для
понимания
(
П
.
И
.
Буль
, 1974;
М
.
С
.
Лебединский
, 1971;
О
.
В
.
Овчинникова
,
Е
.
Е
.
Насиновская
,
Н
.
Г
.
Иткин
, 1989;
А
.
П
.
Слободяник
, 1977).
Желательно
сказать
также
о
целебном
влиянии
гипноза
на
состояние
внутренних
органов
и
систем
.
Пациенту
внушают
,
что
«
совсем
не
нужно
спать
так
,
как
Вы
спите
ночью
,
и
вообще
не
нужно
спать
,
желательно
лишь
изучать
себя
,
свои
ощущения
,
возможности
и
слушать
рекомендации
врача
для
более
глубокого
самоизучения
и
повышения
способностей
управлять
собой
.
Каждый
чувствует
свое
во
время
сеанса
:
кто
-
то
расслабление
,
кто
-
то
ощущение
приятной
тяжести
или
тепла
,
некоторые
чувствуют
легкость
,
у
кого
-
то
возникают
все
эти
ощущения
,
а
кто
-
то
вообще
ничего
не
чувствует
.
Ваше
творческое
начало
,
Ваша
интуиция
самостоятельно
настроятся
на
желательный
уровень
погружения
,
который
может
сочетаться
или
не
сочетаться
с
определенными
ощущениями
.
Доверьтесь
мудрости
природы
.
Не
нужно
стараться
и
прилагать
усилий
.
Единственное
,
что
имеет
значение
,
это
то
,
что
Вы
решили
освободиться
от
своей
болезни
(
от
своих
проблем
)».
Далее
,
как
и
в
классическом
гипнозе
,
могут
быть
даны
задания
,
оказывающие
утомляющее
влияние
на
те
или
иные
анализаторы
или
когнитивную
сферу
,
подкрепленные
должным
образом
«
креативной
теорией
».
Для
утомления
зрительного
анализатора
нами
чаще
всего
применяется
фиксация
взгляда
на
мишенеобразной
цветоформе
с
концентрическими
кругами
черного
,
темно
-
красного
и
желтого
цвета
или
на
блестящем
стальном
шаре
.
Для
утомления
двигательного
анализатора
чаше
используется
как
можно
более
длительное
удержание
вытянутых
рук
:
в
положении
лежа
под
углом
примерно
45
градусов
,
в
положении
сидя
- 90.
Для
«
когнитивного
утомления
»
используются
«
творческие
упражнения
»: «
Энциклопедический
словарь
»,
«
Неологизмы
», «
Телеграф
», «
Свободный
поток
».
В
«
Энциклопедическом
словаре
»
задачей
пациента
является
объяснение
сути
случайно
или
в
результате
сознательной
работы
попадающих
в
сферу
внимания
слов
,
как
бы
написание
маленьких
статей
в
энциклопедический
словарь
.
Например
,
при
осознании
слова
«
дерево
»
может
быть
«
написана
статья
»: «
Дерево
-
крупное
и
крепкое
растение
,
отдельные
экземпляры
которого
достигают
больших
размеров
-
до
двух
десятков
и
более
метров
в
высоту
и
до
нескольких
метров
в
диаметре
.
Древесина
широко
используется
в
хозяйстве
и
промышленности
».