Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1905
Скачиваний: 25
В
«
Неологизмах
» «
всплывающие
»
в
сознании
слова
разделяются
на
две
и
более
частей
и
по
-
новому
соединяются
,
образуя
«
абракадабры
».
Так
, «
синхрофазотрон
»
преобразуется
в
«
троно
-
синхрофаз
».
«
Телеграф
»
представляет
собой
простую
имитацию
телеграфного
сообщения
,
в
котором
каждая
гласная
в
осознаваемом
слове
дополняется
словом
«
точка
»,
а
каждая
согласная
- «
тире
»
или
наоборот
.
Например
, «
окно
»
преобразуется
в
«
о
-
точка
-
к
-
тире
-
н
-
тире
-
о
-
точка
».
В
«
Свободном
потоке
»
мысли
ускоряют
и
без
обдумывания
быстро
переходят
от
одной
к
другой
.
Для
«
раскрытия
творческих
способностей
»
могут
быть
использованы
также
малоассоциируемые
аудиальные
стереотипы
(
см
. «
Метод
психической
саморегуляции
с
использованием
мало
-
ассоциируемых
аудиальных
стереотипов
»),
которые
преподносятся
соответствующим
образом
-
как
«
акустические
стимулы
лечебно
-
творческого
процесса
», «
акустические
воздействия
,
создающие
желательное
творческое
состояние
»
и
т
.
п
.
Кроме
этих
упражнений
подходят
и
любые
другие
из
иных
техник
гипнотизации
и
самогипнотизации
,
«
креативно
опосредованные
».
Например
,
счет
от
1000
до
0
с
пропуском
четных
или
нечетных
цифр
и
открыванием
-
закрыванием
глаз
при
каждом
счете
(
К
.
Теппервайн
, 1997),
визуализация
или
«
аудиализация
»
образов
,
вызывающих
чувство
покоя
,
релаксацию
,
сонливость
(
Б
.
Алман
,
П
.
Ламбру
, 1995;
В
.
С
.
Лобзин
,
М
.
М
.
Решетников
, 1986).
Характер
внушаемых
образов
заранее
,
перед
сеансом
обсуждается
с
больным
для
исключения
несовпадений
ожидаемых
психотерапевтом
эффектов
и
реальной
реакции
пациента
.
Параллельно
нарастанию
явлений
утомления
пациенту
внушают
: «
Ваш
творческий
потенциал
постепенно
освобождается
от
помех
и
неторопливо
,
спокойно
переходит
в
состояние
,
в
котором
будет
накапливать
энергию
,
которая
далее
,
после
сеанса
поможет
Вам
преодолеть
любые
проблемы
».
Затем
психотерапевтом
используется
счет
от
/
до
20,
ускоряющий
формирование
стереотипа
погружения
в
целебное
состояние
.
Пациенту
внушают
: «
Сейчас
я
буду
считать
от
1
до
20,
и
к
цифре
20
у
Вас
возникнет
именно
то
состояние
,
которое
наибо
-
лее
подходит
Вам
сегодня
для
того
,
чтобы
почувствовать
себя
лучше
.
Доверьтесь
своей
интуиции
,
она
сама
выберет
то
,
что
лучше
именно
для
Вас
.
Это
может
быть
состояние
хорошей
сосредоточенности
или
особой
ясности
сознания
,
задумчивости
или
легкой
дремоты
,
или
почти
сна
,
или
особенного
сна
,
но
вы
будете
постоянно
слышать
каждое
мое
слово
,
и
каждое
мое
слово
будет
помогать
Вам
».
После
этого
,
используя
«
креативный
стиль
»,
последовательно
внушают
ощущения
расслабления
,
тяжести
,
тепла
,
легкости
и
невесомости
,
распределяя
их
на
протяженности
от
1
до
20,
замедляя
или
ускоряя
счет
в
зависимости
от
наблюдающегося
эффекта
,
сочетая
их
с
внушением
адекватных
образов
.
При
этом
на
первых
сеансах
используют
детализированный
вариант
суггестии
,
при
котором
подробно
перечисляют
различные
ступени
и
степени
возможных
ощущений
,
а
далее
переходят
к
генерализованному
варианту
,
при
котором
даются
обобщающие
,
компактные
внушения
гипнотических
феноменов
.
Возможно
сочетание
того
и
другого
.
Ниже
приводится
детализированный
вариант
с
элементами
генерализации
внушений
:
«7...
2... 3...
Изучите
свою
способность
чувствовать
разницу
между
расслаблением
и
напряжением
тела
.
Научитесь
...
освобождаться
. ..
от
напряженности
,
если
обнаружите
ее
.
Попробуйте
усилить
мышечное
напряжение
,
чтобы
почувствовать
,
как
Вам
комфортнее
,
что
больше
подходит
-
напряжение
или
расслабление
...
Если
Вы
выбираете
напряжение
,
то
удерживайте
его
как
можно
дольше
в
мышцах
лица
,
шеи
,
рук
,
туловища
,
ног
...
Если
Вам
больше
подходит
...
расслабление
...
то
попробуйте
последовательно
...
расслабить
тело
сверху
вниз
...
Расслабьте
...
мышцы
теменной
,
затылочной
,
височных
областей
...
расслабьте
мышцы
лба
...
мышцы
глаз
...
щеки
...
губы
...
язык
...
Расслабьте
мышцы
шеи
...
Изучайте
себя
,
оцените
,
насколько
Вы
можете
осознавать
и
углублять
...
расслабление
,
освобождаться
от
напряжения
в
теле
...
освобождаться
. ..
Углубляйте
расслабление
...
4... 5... 6...
С
каждой
цифрой
Вы
все
дальше
и
дальше
...
отстраняетесь
...
от
того
,
что
не
нужно
Вам
и
...
приближаетесь
...
к
тому
,
что
желательно
, -
к
приятному
,
комфортному
состоянию
,
к
тому
,
которое
выбирает
Ваша
интуиция
».
Затем
внушают
расслабление
рук
,
туловища
и
ног
,
более
или
менее
детально
фокусируя
внимание
на
отдельных
частях
тела
в
зависимости
от
темпа
реализации
внушений
,
переходя
от
частных
внушений
к
генерализованным
,
описывающим
наличие
ощущение
расслабления
во
всем
теле
,
и
привлекая
«
творческое
Я
»
пациента
«
неторопливо
искать
свой
стиль
,
свои
варианты
этих
ощущений
».
Далее
внушается
ощущение
тяжести
в
теле
(
тяжесть
в
голове
субъективно
обычно
неприятна
,
поэтому
детальным
образом
не
внушается
),
при
этом
также
от
частных
внушений
переходят
к
обобщающим
: «7...
8...
Попробуйте
почувствовать
...
вес
своего
тела
...
Ваше
тело
имеет
определенный
вес
,
у
вас
есть
органы
чувств
,
чтобы
его
почувствовать
...
Каждая
часть
тела
имеет
определенный
...
вес
-
и
веки
,
и
голова
,
и
руки
,
и
туловище
,
и
ноги
...
Изучите
,
что
...
тяжелее
сейчас
...
что
станет
тяжелее
потом
...
Тяжесть
...
тела
можно
осознать
именно
как
...
тяжесть
...
или
как
...
соприкосновение
-
соприкосновение
тех
частей
тела
,
которые
с
чем
-
либо
соприкасаются
...
Осознайте
...
соприкосновение
...
головы
с
подушкой
...
соприкосновение
...
рук
с
туловищем
и
диваном
...
туловища
и
ног
с
диваном
...» (
Используют
адекватные
высказывания
в
зависимости
от
позы
пациента
и
того
,
где
он
располагается
.)
«
Может
быть
...
соприкосновение
...
рук
Вы
осознаете
как
более
заметное
,
чем
туловища
и
ног
...
а
может
быть
наоборот
...
Тяжесть
...
в
руках
может
осознаваться
заметнее
чем
в
туловище
и
ногах
...
или
иначе
...
Может
быть
ощущение
общего
...
приятного
отяжеления
...,
когда
каждая
часть
тела
,
наполнена
...
приятной
тяжестью
...
Все
здесь
индивидуально
,
изучайте
себя
,
ищите
свой
стиль
...
Ощущение
...
соприкосновения
может
быть
разным
...
и
ощущение
тяжести
...
может
быть
разным
...
Заметным
,
ощутимым
...
или
иным
...
9... 10...
С
каждой
цифрой
Вы
все
ближе
и
ближе
к
тому
состоянию
,
которое
наиболее
подходит
Вам
сегодня
,
сейчас
,
здесь
...».
После
этого
внушают
ощущение
тепла
в
теле
: «
Может
быть
,
изучая
себя
,
Вы
почувствуете
совсем
другое
ощущение
,
например
...,
тепло
...
или
одновременно
и
тяжесть
,
и
тепло
...
Ваше
творческое
«
Я
»
вполне
...
может
осознать
тепло
...
своего
тела
...
Оно
...
действительно
теплое
...
и
это
тепло
можно
...
даже
измерить
...
Его
действительно
можно
осознать
...
Ощущение
тепла
...
можно
усилить
...
Осознавайте
и
усиливайте
тепло
в
кистях
рук
...
Оно
может
целиком
заполнить
кисти
,
или
Вы
почувствуете
его
под
кистями
-
они
...
реально
излучают
тепло
...
и
оно
накапливается
под
ними
в
месте
...
соприкосновения
с
тем
,
с
чем
соприкасаются
кисти
рук
...
Тепло
...
может
быть
более
заметным
в
пальцах
или
между
пальцами
...
Изучайте
особенности
...
тепла
...
в
кистях
рук
,
найдите
его
характеристики
-
оно
может
быть
разным
-
щекочущим
,
струящимся
,
пульсирующим
,
переливающимся
или
каким
-
либо
еще
...
Тепло
может
...
напоминать
ощущения
,
которые
Вы
испытывали
ранее
,
например
,
когда
приходишь
с
мороза
домой
и
...
руки
согреваются
...
в
теплом
помещении
...
Или
когда
руки
распариваются
в
горячей
воде
...
У
Вас
может
возникнуть
и
любое
другое
воспоминание
или
фантазия
о
тепле
...
Тепло
...
может
заполнить
не
только
кисти
рук
,
но
и
целиком
руки
...
11...
Погружайтесь
все
дальше
и
дальше
в
целебное
состояние
...»
Затем
внушают
ощущение
тепла
в
области
спины
: «
Изучите
особенности
теплообмена
в
спине
...
Спина
излучает
...
тепло
...
и
оно
накапливается
в
зоне
соприкосновения
спины
с
тем
,
с
чем
она
соприкасается
...
Осознайте
,
как
...
тепло
задерживается
теплоизолирующим
материалом
и
...
усиливается
...
отражается
обратно
,
увеличивается
в
области
контакта
...
Тепло
в
спине
может
быть
...
заметнее
чем
в
руках
или
наоборот
...
Оно
также
может
напомнить
ощущения
,
испытанные
ранее
,
когда
Вы
,
например
,
лежали
на
чем
-
либо
теплом
...
12... 13... 14...
Каждая
цифра
от
-
даляет
Вас
от
пустой
суеты
,
освобождает
от
того
,
что
мешает
чувствовать
себя
...
спокойно
и
хорошо
».
Цифру
13,
как
показывает
опыт
,
желательно
«
перекрыть
»
как
минимум
предыдущей
и
следующей
за
ней
цифрами
,
т
.
к
.
в
гипнотическом
трансе
могут
проявить
себя
суеверные
представления
и
страхи
.
Далее
индуцируют
ощущение
тепла
в
брюшной
полости
: «
Кэтому
моменту
можно
почувствовать
свое
...
внутреннее
тепло
...
Тепло
...
внутри
тела
человека
выше
,
чем
снаружи
...
это
можно
почувствовать
...
можно
усилить
...
и
погрузиться
еще
дальше
в
целебное
состояние
...
Изучите
свою
способность
ощущать
...
тепло
в
животе
...
Его
можно
почувствовать
в
верхней
части
живота
или
в
нижней
,
справа
или
слева
,
в
центре
или
во
всей
брюшной
полости
...
Оно
может
быть
...
струящимся
,
щекочущим
,
переливающимся
или
каким
-
то
еще
...
Все
индивидуально
,
изучайте
свои
возможности
,
ищите
свой
стиль
...
Тепло
в
животе
...
может
напомнить
ощущения
,
испытанные
ранее
,
например
,
тепло
от
теплой
грелки
...
или
что
-
то
еще
...
Тепло
в
животе
...
Найдите
его
особенности
... 75...
16...
Погружайтесь
все
дальше
и
дальше
в
целебное
состояние
...».
В
таком
же
стиле
далее
говорят
о
тепле
в
ногах
и
генерализованном
тепле
во
всем
теле
,
настраивают
пациентов
представлять
адекватные
образы
и
сравнения
.
После
этого
внушают
ощущение
легкости
,
невесомости
,
левитации
,
эквивалентное
глубоким
состояниям
транса
,
параллельно
завершают
счет
до
20.
Для
реализации
данной
цели
могут
быть
использованы
модели
внушения
этих
ощущений
из
МАС
-
метода
(
см
. «
Метод
психической
саморегуляции
с
использованием
малоассо
-
циируемых
аудиальных
стереотипов
»).
Ощущение
легкости
можно
стимулировать
также
внушением
визуализации
исчезновения
опоры
(
дивана
,
кушетки
,
стула
)
или
внушением
светового
потока
,
поступающего
снизу
: «
Попробуйте
представить
или
почувствовать
,
что
диван
исчез
...
а
Вы
свободно
и
легко
парите
...
может
быть
,
это
доступно
Вам
,
и
Вы
почувствуете
...
легкость
и
свободу
парения
...
Может
быть
,
у
Вас
получится
...
представить
свет
,
световой
поток
...
освещающий
Вас
снизу
, -
серебристый
,
золотистый
,
голубоватый
или
какой
-
либо
другой
...
свет
...
и
Вы
легко
...
парите
в
лучах
этого
света
...
Или
,
может
быть
,
Вы
сейчас
представите
что
-
либо
иное
,
то
,
что
выберет
Ваша
интуиция
,
и
представляя
это
почувствуете
...
легкость
и
свободу
парения
...
Или
почувствуете
что
-
либо
другое
...
Или
вообще
ничего
не
почувствуете
...».
В
подходящих
случаях
это
дополняют
внушением
прозрачности
тела
.
Для
углубления
транса
может
быть
предложена
также
визуализация
тумана
: «
На
этом
этапе
у
Вас
может
возникнуть
ощущение
,
которое
возникает
у
многих
на
этом
этапе
,
и
можно
пофантазировать
об
этом
,
о
том
,
как
будто
Вас
окутывает
,
обволакивает
завеса
тумана
...
Туман
...
ограждает
и
защищает
...
Туман
отда
-
ляет
от
суеты
...
В
тумане
...
все
иначе
-
по
-
другому
слышны
звуки
,
по
-
другому
видны
дома
,
деревья
,
люди
...
Туман
...
ограждает
и
защищает
...
туман
освобождает
...
И
сквозь
туман
Вы
слышите
каждое
мое
слово
...
Может
быть
,
Вы
представите
и
почувствуете
это
...
или
представите
и
почувствуете
что
-
либо
другое
,
что
...
поможет
Вам
...
еще
глубже
погрузиться
в
целебное
состояние
...».
Эти
внушения
эффективно
дополнить
сложными
фразами
, «
стимулирующими
креативность
» (
на
самом
деле
ее
нейтрализующими
,
депотенциализирующими
активность
сопротивления
),
такими
как
: «
На
этом
этапе
можно
чувствовать
что
-
либо
или
ничего
не
чувствовать
.
Изучите
свою
способность
не
чувствовать
ничего
и
чувствовать
,
что
вы
ничего
не
чувствуете
,
или
чувствовать
что
-
либо
и
чувствовать
,
что
чувствуете
».
Если
используется
«
снотворно
-
гипнотическая
»
терминология
,
то
внушается
«
глубокий
сон
»,
при
котором
пациент
будет
слышать
только
психотерапевта
.
Менее
директивна
формулировка
,
дающая
варианты
транса
-
«
удаление
...
от
того
,
что
называется
...
не
сном
и
приближение
к
тому
,
что
называется
...
сном
...,
погружение
в
начало
сна
...
или
на
ту
глубину
,
которая
наиболее
приятна
и
желательна
».
Для
сохранения
раппорта
,
кроме
прямых
фраз
о
восприятии
слов
психотерапевта
и
их
лечебной
силе
,
безразличии
к
внешним
шумам
и
помехам
,
эффективно
действует
образ
сферы
,
защищающей
от
посторонней
суеты
,
внутри
которой
находится
пациент
и
имеющей
единственное
небольшое
окно
,
сквозь
которое
можно
слышать
лишь
слова
психотерапевта
,
проникающее
внутрь
в
виде
лучей
света
.
К
представлению
образа
этой
сферы
привлекается
«
творческое
воображение
»
больного
.
Завершая
счет
,
внушают
: «
Я
назвал
цифру
20,
это
значит
,
что
сейчас
Вы
находитесь
именно
в
том
состоянии
,
которое
наиболее
подходит
Вам
сейчас
.
Ваша
творческая
интуиция
выбрала
то
,
что
лучше
.
Если
будет
нужно
,
это
состояние
станет
еще
более
глубоким
или
каким
-
либо
другим
,
может
быть
,
волнообразным
,
но
всегда
лишь
таким
,
каким
лучше
для
Вас
».
Верификацию
гипнотического
транса
и
диагностику
его
глубины
проводят
в
том
случае
,
если
ориентируются
на
внушение
состояний
глубокого
погружения
.
Однако
,
как
показывает
наш
опыт
и
данные
разных
авторов
,
глубина
гипноза
не
влияет
на
результат
лечения
,
современный
гипноз
эксплуатирует
главным
образом
состояния
легкого
транса
, «
отстраненность
».
При
правильно
ориентированных
внушениях
достаточно
,
чтобы
пациент
,
сконцентрировав
внимание
,
без
посторонних
помех
выслушал
их
.
Далее
осуществляют
собственно
лечебные
внушения
,
идеальным
вариантом
которых
являются
внушения
патогенетически
ориентированные
.
Их
проводят
сериями
,
в
паузах
между
которыми
поддерживают
глубину
транса
и
раппорт
. «
Креативность
»
на
этом
этапе
привлекается
для
усвоения
значимой
информации
(
прямых
или
косвенных
внушений
,
вербально
-
логического
и
образного
материала
) -
позитивного
,
адаптивного
стиля
мышления
,
адекватных
концепций
и
интерпретаций
,
касающихся
межличностных
отношений
,
жизни
вообще
и
собственно
проблем
пациен
-
та
,
для
визуализации
лечебных
образов
.
Здесь
важно
избегать
избыточной
стимуляции
произвольной
активности
,
которая
может
уменьшить
глубину
гипнотического
транса
.
На
завершающем
этапе
проводят
пробуждение
пациента
.
Для
этого
можно
использовать
обратный
счет
от
какой
-
либо
цифры
,
обычно
не
большей
чем
10,
до
1.
До
0
лучше
не
считать
,
чтобы
избежать
«
обнуления
»
результатов
сеанса
.
Прямой
порядок
цифр
формирует
стереотип
погружения
в
состояние
транса
,
обратный
-
стереотип
пробуждения
.
Используя
счет
,
внушают
: «
Сейчас
я
буду
считать
от
...
до
1
и
в
процессе
счета
Вы
будете
чувствовать
то
,
что
лучше
чувствовать
.
Осознайте
,
используйте
интуицию
,
чтобы
выбрать
то
,
что
лучше
, -
это
может
быть
...
состояние
бодрости
,
желание
активно
двигаться
,
или
,
наоборот
...
состояние
приятной
расслабленности
,
заторможенности
. ..
или
какое
-
то
среднее
между
этими
двумя
вариантами
состояние
.
Оно
возникнет
...
сразу
после
сеанса
или
...
через
некоторое
время
после
него
-
тогда
,
когда
...
это
будет
наиболее
выгодно
для
Вас
...,
когда
ваше
творческое
начало
решит
создать
это
».
Давать
вариативность
итоговых
состояний
желательно
для
того
,
чтобы
пациент
в
любом
случае
почувствовал
позитивный
результат
и
убедился
в
эффективной
работе
психотерапевта
.
Темп
счета
подбирают
исходя
из
степени
погружения
в
транс
.
Итоговые
состояния
внушают
несколько
раз
.
После
сеанса
выдерживают
адекватную
паузу
и
меняют
локализацию
-
вместе
с
пациентом
пересаживаются
на
другие
места
или
из
гипнотария
переходят
в
другое
помещение
,
туда
,
где
проводятся
психотерапевтические
беседы
,
с
целью
разделения
зон
сна
и
бодрствования
,
покоя
и
концентрации
на
проблемных
темах
,
исключения
противоречащих
друг
другу
условно
-
рефлекторных
наслоений
(
Л
.
Шерток
, 1992).
Для
того
чтобы
оптимально
организовать
последующую
терапию
,
расспрашивают
пациента
о
том
,
что
он
чувствовал
во
время
сеанса
.
Все
сообщения
оценивают
с
точки
зрения
творческой
деятельности
пациента
во
время
сеанса
.
Заявления
об
отсутствии
каких
-
либо
особых
ощущений
и
эффектов
интерпретируют
как
позитивные
,
адекватные
,
выгодные
для
выздоровления
пациента
,
стимулирующие
дальнейший
поиск
: «
творчество
возникает
там
,
где
есть
в
нем
необходимость
,
где
есть
проблема
,
затруднения
-
прогресс
человечества
происходил
благодаря
преодолению
труд
-
ностей
,
там
,
где
было
все
,
развития
не
наблюдалось
,
поэтому
до
сих
пор
есть
народы
,
живущие
так
,
как
многие
тысячи
лет
назад
».
После
получения
нужной
информации
,
если
необходимо
,
оказывают
воздействия
,
способствующие
амнезии
для
перевода
внушенной
информации
из
сферы
сознания
в
подсознание
.
При
отсутствии
надобности
в
информации
о
прошедшем
сеансе
амнезию
вызывают
(
внушают
)
во
время
самого
сеанса
,
или
в
процессе
пробуждения
,
или
сразу
после
него
.
Амнезии
способствует
«
обрамление
»
сеанса
сходными
воздействиями
.
Для
этих
целей
используют
счет
,
сходные
или
тождественные
высказывания
,
жесты
и
действия
до
и
после
сеанса
,
а
также
неожиданные
высказывания
,
вопросы
жесты
и
действия
после
сеанса
(
Ж
.
Беккио
,
Ш
.
Жюслен
, 1998).
Применение
креативного
гипноза
при
пограничных
психических
расстройствах
практически
во
всех
случаях
позволяет
использовать
высокие
лечебно
-
коррекционные
возможности
гипно
-
суггестии
.
Глава
9
МЕТОД
КОНТРАСТНЫХ
ПЕРЕЖИВАНИЙ
Метод
контрастных
переживаний
основан
на
формировании
пациента
стереотипа
приоритетных
интегрированных
адаптив
-
ых
психологических
реакций
,
контрастных
по
отношению
первоначальным
,
дезадаптивным
реакциям
.
Лечебно
-
коррек
-
лонный
эффект
достигается
за
счет
сочетания
когнитивных
;
ихотерапевтических
воздействий
на
глубокие
концептуальные
;
новы
поведения
личности
с
широким
параллельным
охватом
фбально
-
логической
и
психосенсорной
сферы
с
привлечением
еханизмов
соматопсихического
взаимодействия
.
Первоначально
диагностируют
различные
оттенки
индивидуального
стиля
взаимодействия
с
психотравмирующими
факто
-1
ми
,
выявляя
при
этом
особенности
интерпретации
,
терминоло
-
ш
и
формулировок
,
сопутствующих
ассоциаций
,
базисных
кон
-;
пций
,
образных
представлений
и
сопутствующей
мимики
и
штомимики
.
Далее
все
«
заинтересованные
»
уровни
подвергают
)
ррекции
,
дезадаптивный
стереотип
заменяют
адаптивным
.
Метод
контрастных
переживаний
реализуется
в
3
этапа
в
со
-
юянии
бодрствования
пациента
.
На
первом
этапе
для
обеспечения
своевременного
включения
;
ех
элементов
адаптивного
когнитивно
-
поведенческого
стиля
эй
столкновении
с
факторами
,
провоцирующими
нежелательное
введение
,
у
пациента
формируют
контрастные
опережающие
итегративные
реакции
на
них
,
противоположные
первоначаль
-
JM
дезадаптивным
по
своим
особенностям
и
по
времени
возник
-
звения
.
Натренированное
,
своевременное
включение
таких
реак
-1
Й
создает
основу
для
успешного
управления
эмоциями
и
пове
-
шием
,
вытесняет
прежние
патологические
поведенческие
сте
-
ютипы
,
характерные
для
дезадаптивного
стиля
.
Опережающие
интегративные
адаптивные
реакции
пред
-
авляют
собой
комплекс
(
интеграцию
),
объединяющий
когни
-
тивно
-
вербальный
(
мыслительно
-
словесный
,
вербально
-
логичес
-
кий
)
и
невербальный
(
психосенсорный
,
сенсорно
-
образный
,
наглядно
-
образный
,
наглядно
-
действенный
,
мимико
-
пантомимичес
-
кий
)
уровни
организации
поведения
.
Для
успешной
фиксации
адаптивных
противопоставлений
используют
применение
компактных
карточек
,
разделенных
на
2
половины
.
Такая
карточка
может
быть
одна
или
несколько
в
зависимости
от
количества
проблемных
тем
.
В
левой
части
карточки
,
используя
соответствующую
терминологию
,
отражают
содержание
и
характеристики
первоначального
,
дезадаптирующего
варианта
поведения
,
а
в
правой
для
демонстрации
домини
-
рования
-
контрастного
по
отношению
к
ним
,
адаптивного
(
для
левшей
используют
обратное
соотношение
).
Текст
каждого
варианта
имеет
следующую
структуру
.
1.
Формулировка
проблемы
.
2.
Интерпретация
проблемы
.
3.
Концепции
,
лежащие
в
основе
отношения
к
проблеме
.
4.
Проблемный
словарь
(
используемая
терминология
,
ассоциации
).
5.
Мимика
и
пантомимика
,
сопровождающие
проблемные
переживания
.
6.
Образы
,
сопутствующие
проблемным
состояниям
,
соответственно
сенсорным
системам
.
Кроме
этих
шести
компонентов
может
использоваться
и
седьмой
-
сновидения
,
если
таковые
,
отражающие
в
той
или
иной
форме
проблемные
переживания
,
имеются
.
Им
противопоставляют
сновидения
с
адаптирующим
сюжетом
,
реализация
которых
целенаправленно
самовнушается
(
В
.
С
.
Лобзин
,
М
.
М
.
Решетников
, 1986).
В
качестве
первого
элемента
выбирается
формулировка
проблемы
,
т
.
к
.
обозначение
названия
«
обязывает
»
к
соответствию
ему
и
сразу
определяет
все
остальное
,
ускоряет
актуализацию
контрастного
.
Пациенту
разъясняют
и
внушают
,
что
стиль
мышления
каждого
человека
имеет
свою
,
характерную
именно
для
него
терминологию
-
названия
и
формулировки
,
касающиеся
вербализации
содержания
различных
тем
,
в
том
числе
проблемных
.
Эти
названия
и
формулировки
обладают
значительным
психологическим
влиянием
.
Для
того
чтобы
эффективно
перестроить
психологическую
реакцию
на
какое
-
либо
воздействие
,
необходимо
изменить
не
только
понимание
и
интерпретацию
субъектом
этого
воздействия
и
их
основу
(
концепции
,
установки
),
но
и
сопутствующую
терминологию
.
Новое
полярное
,
контрастное
по
отношению
к
первоначальным
,
психотравмирующим
терминологическим
вариантам
переформулирование
названия
и
содержания
проблемы
должно
отражать
тождественные
позитивные
интерпретации
и
концепции
.
Принятие
другой
формулировки
и
названия
своей
проблемы
,
ситуации
,
самого
себя
или
других
людей
соответственно
своему
новому
,
позитивному
смыслу
вызывает
контрастные
реакции
,
вместо
негативных
-
позитивные
.
Так
,
угнетающее
самоназвание
«
брошенная
»,
переформулированное
в
«
свободную
», «
сбросившую
цепи
семейного
рабства
»,
способно
потенцировать
положительные
эмоции
.
Так
же
,
как
и
«
развод
»,
замененный
«
освобождением
»
или
«
реорганизацией
»
и
т
.
п
.
После
смены
формулировок
прежние
уже
не
используют
.
Далее
до
сознания
пациента
доводят
,
что
психологические
реакции
человека
на
внешние
воздействия
целиком
зависят
от
того
,
как
он
интерпретирует
,
преподносит
себе
эти
воздействия
,
опираясь
на
собственные
концепции
(
убеждения
)
и
жизненный
опыт
:
негативная
интерпретация
влечет
за
собой
негативные
реакции
,
позитивная
-
позитивные
.
Контрастные
интерпретации
-
это
новый
,
адаптивный
,
исключающий
возникновение
аномальных
реакций
,
взгляд
на
актуальные
для
пациента
проблемы
,
противоположный
первоначальному
,
дезадаптирующему
взгляду
.
Он
представляет
собой
более
адекватную
интерпретацию
психотравмирующих
событий
.
Например
,
негативный
интерпретационно
-
терминологический
материал
«
Это
так
унизительно
,
так
ужасно
,
что
меня
оскорбили
»
может
быть
заменен
контрастным
утверждением
: «
Пусть
это
меня
возвысит
.
Хорошо
,
что
меня
оскорбили
-
я
глубже
узнал
этого
человека
и
получил
стимул
стать
совершеннее
,
овладеть
техниками
влияния
на
себя
и
на
других
».
Или
вместо
«
Невыносимо
,
что
муж
меня
оставил
»
принимают
«
Это
облегчение
,
это
счастье
,
что
муж
ушел
-
появилась
определенность
.
Жить
в
подвешенном
«
состоянии
»,
без
твердой
опоры
,
униженной
обманом
и
пренебрежением
гораздо
тяжелее
.
Теперь
я
могу
свободнее
расправить
плечи
и
создать
полноценную
семью
.
Если
захочу
».
Для
наиболее
эффективного
воздействия
выявленным
«
глубинным
», «
ядерным
»
концепциям
,
лежащим
в
основе
неадекватной
,
дезадаптирующей
интерпретации
противопоставляют
другие
,
контрастные
по
отношению
к
ним
.
Это
также
должны
быть
значимые
,
глубокие
,
основополагающие
концепции
,
позволяющие
сформировать
ряд
исходящих
от
них
,
адекватных
,
адаптирующих
интерпретаций
.
Так
, «
ядерную
»
социофобическую
концепцию
«
Жизнь
страшна
,
люди
опасны
,
я
слаб
и
неполноценен
»
заменяют
контрастным
противопоставлением
«
Даже
слабый
и
неполноценный
может
получать
удовольствие
от
жизни
.
Но
я
не
настолько
слаб
и
неполноценен
,
а
жизнь
не
настолько
страшна
и
люди
не
настолько
опасны
,
чтобы
прятаться
от
всего
.
При
моей
сверхосторожности
я
могу
избежать
любой
неприятности
,
но
,
если
быть
честным
,
особенных
неприятностей
раньше
и
не
было
.
Я
,
как
и
все
,
не
обязан
быть
идеалом
.
Зачем
пугать
себя
тем
,
что
еще
не
произошло
и
может
не
произойти
никогда
?
Так
можно
дойти
до
абсурда
.
Общаться
все
равно
приходится
.
Буду
извлекать
из
этого
приятное
и
полезное
».
«
Глубинному
»
истерическому
«
Л
настолько
хорош
,
что
все
должны
это
заметить
и
любить
меня
»
противопоставляют
«
Я
индивидуален
,
в
чем
-
то
оригинален
,
в
чем
-
то
совершенен
и
развит
больше
других
,
но
и
на
солнце
есть
пятна
,
и
алмаз
имеет
включения
угля
,
и
так
же
,
как
я
отношусь
к
другим
по
-
разному
в
зависимости
от
их
поведения
,
так
и
любовь
других
ко
мне
пропорциональна
моему
поведению
,
тому
,
что
я
делаю
для
них
,
других
.
Нормальная
человеческая
природа
не
обязывает
нас
-
ни
их
,
ни
меня
-
к
тотальной
,
всеобъемлющей
любви
.
Мы
можем
стремиться
совершать
добрые
дела
друг
для
друга
или
для
человечества
в
целом
,
но
истинное
добро
-
это
то
,
которое
делается
не
ради
воздаяния
».
С
учетом
индивидуальной
приемлемости
используют
парадоксально
-
гротескные
варианты
интерпретации
и
терминологии
,
касающиеся
психотравмирующих
факторов
(
см
. «
Метод
психо
-
моделирующего
гротеска
»).
Ассоциативную
часть
тренинга
контрастных
противопоставлений
проводят
на
основе
выявленных
ранее
на
диагностическом
этапе
ассоциаций
,
возникающих
при
предъявлении
слов
из
области
патогенной
тематики
.
Для
этого
выстраивают
ассоциативные
контркомплексы
-
наборы
слов
(
первичных
контрастных
ассоциаций
),
противоположных
по
своему
значению
словам
-
стимулам
и
ассоциациям
из
ряда
патогенных
.
Они
могут
быть
усилены
вторичным
ассоциированием
с
дополнительными
словами
и
понятиями
,
несущими
желательный
эмоциональный
эффект
(
см
. «
Тренинг
позитивных
ассоциаций
»).
Для
полного
,
искреннего
принятия
когнитивно
-
вербальных
противопоставлений
с
пациентом
проводят
индивидуально
необходимое
количество
когнитивных
дискуссий
и
суггестивных
сеансов
.
К
этому
материалу
добавляют
контрастные
позитивные
и
негативные
телеснофиксированные
-
мимические
и
пантомимические
-
компоненты
.
Их
также
фиксируют
на
карточке
для
более
точного
запоминания
и
воспроизведения
.
Устраняемые
дезадап
-
тивные
построения
сопровождают
невербальным
выражением
реакций
отвращения
и
неприятия
для
того
,
чтобы
повысить
тенденцию
к
отказу
от
патологической
формы
поведения
,
а
противоположные
им
позитивные
варианты
противопоставлений
сочетают
с
невербальным
выражением
положительных
эмоций
или
релаксацией
для
закрепления
формы
поведения
,
соответствующего
норме
.
Левую
часть
карточки
после
заполнения
зачеркивают
,
усиливая
,
таким
образом
,
доминирующий
характер
информации
,
расположенной
в
правой
,
контрастной
части
.
Последовательно
работают
с
текстом
негативной
и
позитивной
частей
,
при
этом
негативное
содержание
пациент
продумывает
и
проговаривает
импрессивно
,
про
себя
,
а
позитивное
-
экспрессивно
вслух
.
Соответствующим
образом
меняют
и
звукоречевые
характеристики
,
используя
те
интонации
и
степень
громкости
,
а
также
ту
мимику
и
пантомимику
,
которые
наиболее
адекватно
отражают
контрастность
противопоставлений
,
для
того
,
чтобы
фиксировать
их
более
четко
.
Важным
моментом
является
уменьшение
времени
сосредоточения
внимания
на
негативном
материале
,
возможно
более
быстрое
включение
мимики
и
жестов
неприятия
-
отвращения
при
этом
и
переход
к
позитивному
материалу
.
На
нем
сосредотачиваются
дольше
,
все
глубже
осознавая
его
преимущества
,
потенцируя
и
пролонгируя
положительные
эмоции
,
сопровождая
их
тождественной
мимикой
и
пантомимикой
.
Это
позволяет
укрепить
тенденции
к
доминированию
адаптивных
реакций
.
Карточку
(
карточки
)
постоянно
носят
с
собой
для
заучивания
лечебного
материала
и
тренировки
использования
его
при
столкновении
с
психотравмирующими
ситуациями
или
при
размышлениях
о
них
.
После
заучивания
текста
больному
периодически
(
от
10
до
20
раз
в
день
в
зависимости
от
глубины
заболевания
)
в
установленное
время
или
неожиданно
предъявляют
патогенные
стимулы
:
называют
слова
,
задают
вопросы
,
обсуждают
темы
,
имеющие
отношение
к
его
проблемам
.
На
основании
возникающих
ответов
оценивают
устойчивость
фиксации
контрастных
переформулировок
,
интерпретаций
и
ассоциаций
,
достигают
хорошего
эффекта
воспроизведения
контрастных
противопоставлений
.
Эти
предъявления
во
время
сеансов
осуществляет
психотерапевт
,
а
в
домашних
условиях
-
родственники
пациента
,
получившие
соответствующие
инструкции
или
сам
пациент
.
По
мере
улучшения
качества
воспроизведения
позитивных
когнитивно
-
вербальных
и
телесно
-
фиксированных
противопоставлений
,
к
ним
присоединяют
психосенсорные
контрасты
.
Они
представляют
собой
альтернативные
построения
в
пределах
тех
или
иных
сенсорных
систем
,
развитых
у
пациента
в
большей
степени
и
/
или
в
большей
степени
участвующих
в
отрицательных
переживаниях
.
Контрастные
образы
могут
1
быть
как
воспоминаниями
,
так
и
новыми
конструкциями
.
Визуальные
контрасты
являются
сериями
последовательных
смен
образа
,
отражающего
заболевание
,
контрастным
по
отношению
к
нему
,
демонстрирующим
непатологическую
модель
поведения
.
Вначале
,
на
этапе
освоения
техники
,
их
представляют
отдельно
от
когнитивно
-
вербальных
и
мимико
-
пантомимических
противопоставлений
.
Затем
,
когда
оба
контрастных
варианта
будут
воспроизводиться
успешно
,
негативный
образ
представляют
совместно
с
негативным
когнитивным
материалом
,
а
позитивный
,
соответственно
,
с
позитивным
.
Если
образы
касаются
коррекции
«
рисунка
»
собственных
реакций
,
то
,
сохраняя
традицию
нейролингвистического
программирования
,
используют
дистанцированный
(
диссоциированный
)
вариант
визуализации
с
представлением
своей
копии
или
части
себя
(
например
,
руки
,
тянущейся
за
рюмкой
с
алкоголем
,
сигаретой
или
сладким
и
приближающейся
далее
к
собственному
лицу
).
Это
позволяет
с
самого
начала
отдалить
,
дистанцировать
данный
стереотип
поведения
от
субъективного
«
Я
»
пациента
.
Для
противоположных
целей
используется
ассоциированная
визуализация
-
видение
«
как
в
жизни
»,
позволяющая
интегрировать
личность
с
более
целесообразным
поведением
.
При
наличии
у
больного
развитых
реакций
отвращения
,
тошноты
или
рвоты
с
его
согласия
используют
аверсионное
подкрепление
зрительных
образов
болезни
.
Так
,
при
алкоголизме
внушают
аверсионные
реакции
при
зрительном
представлении
неприглядных
сторон
алкогольных
эксцессов
и
картины
деградации
,
при
истерии
или
эксплозивности
-
на
фоне
представления
соответствующих
истерических
или
агрессивных
приступов
.
При
необходимости
эту
часть
проводят
в
виде
аверсионного
тренинга
.
Контрастные
образы
представляют
сериями
,
необходимое
количество
раз
,
критерием
успешности
является
эмоциональное
состояние
пациента
-
появление
реакций
,
способствующих
избавлению
от
заболевания
.
Смену
образов
производят
с
различной
скоростью
,
но
эффективнее
не
задерживаться
длительно
на
устраняемом
рисунке