Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1905

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В

 «

Неологизмах

» «

всплывающие

» 

в

 

сознании

 

слова

 

разделяются

 

на

 

две

 

и

 

более

 

частей

 

и

 

по

-

новому

 

соединяются

образуя

 «

абракадабры

». 

Так

, «

синхрофазотрон

» 

преобразуется

 

в

 «

троно

-

синхрофаз

». 

«

Телеграф

» 

представляет

 

собой

 

простую

 

имитацию

 

телеграфного

 

сообщения

в

 

котором

 

каждая

 

гласная

 

в

 

осознаваемом

 

слове

 

дополняется

 

словом

  «

точка

», 

а

 

каждая

 

согласная

 - «

тире

» 

или

 

наоборот

Например

, «

окно

» 

преобразуется

 

в

 «

о

-

точка

-

к

-

тире

-

н

-

тире

-

о

-

точка

». 

В

 «

Свободном

 

потоке

» 

мысли

 

ускоряют

 

и

 

без

 

обдумывания

 

быстро

 

переходят

 

от

 

одной

 

к

 

другой

Для

  «

раскрытия

 

творческих

 

способностей

» 

могут

 

быть

 

использованы

 

также

 

малоассоциируемые

 

аудиальные

 

стереотипы

  (

см

. «

Метод

 

психической

 

саморегуляции

 

с

 

использованием

 

мало

-

ассоциируемых

 

аудиальных

 

стереотипов

»), 

которые

 

преподносятся

 

соответствующим

 

образом

 - 

как

 «

акустические

 

стимулы

 

лечебно

-

творческого

 

процесса

», «

акустические

 

воздействия

создающие

 

желательное

 

творческое

 

состояние

» 

и

 

т

п

Кроме

 

этих

 

упражнений

 

подходят

 

и

 

любые

 

другие

 

из

 

иных

 

техник

 

гипнотизации

 

и

 

самогипнотизации

«

креативно

 

опосредованные

». 

Например

счет

 

от

 

1000 

до

 0 

с

 

пропуском

 

четных

 

или

 

нечетных

 

цифр

 

и

 

открыванием

-

закрыванием

 

глаз

 

при

 

каждом

 

счете

 (

К

Теппервайн

, 1997), 

визуализация

 

или

 «

аудиализация

» 

образов

вызывающих

 

чувство

 

покоя

релаксацию

сонливость

 (

Б

Алман

П

Ламбру

, 1995; 

В

С

Лобзин

М

.

М

.

Решетников

, 1986). 

Характер

 

внушаемых

 

образов

 

заранее

перед

 

сеансом

 

обсуждается

 

с

 

больным

 

для

 

исключения

 

несовпадений

 

ожидаемых

 

психотерапевтом

 

эффектов

 

и

 

реальной

 

реакции

 

пациента

Параллельно

 

нарастанию

 

явлений

 

утомления

 

пациенту

 

внушают

: «

Ваш

 

творческий

 

потенциал

 

постепенно

 

освобождается

 

от

 

помех

 

и

 

неторопливо

спокойно

 

переходит

 

в

 

состояние

в

 

котором

 

будет

 

накапливать

 

энергию

которая

 

далее

после

 

сеанса

 

поможет

 

Вам

 

преодолеть

 

любые

 

проблемы

». 

Затем

 

психотерапевтом

 

используется

 

счет

 

от

 / 

до

 

20, 

ускоряющий

 

формирование

 

стереотипа

 

погружения

 

в

 

целебное

 

состояние

Пациенту

 

внушают

: «

Сейчас

 

я

 

буду

 

считать

 

от

 

до

 

20, 

и

 

к

 

цифре

 

20 

у

 

Вас

 

возникнет

 

именно

 

то

 

состояние

которое

 

наибо

лее

 

подходит

 

Вам

 

сегодня

 

для

 

того

чтобы

 

почувствовать

 

себя

 

лучше

Доверьтесь

 

своей

 

интуиции

она

 

сама

 

выберет

 

то

что

 

лучше

 

именно

 

для

 

Вас

Это

 

может

 

быть

 

состояние

 

хорошей

 

сосредоточенности

 

или

 

особой

 

ясности

 

сознания

задумчивости

 

или

 

легкой

 

дремоты

или

 

почти

 

сна

или

 

особенного

 

сна

но

 

вы

 

будете

 

постоянно

 

слышать

 

каждое

 

мое

 

слово

и

 

каждое

 

мое

 

слово

 

будет

 

помогать

 

Вам

». 

После

 

этого

используя

 «

креативный

 

стиль

», 

последовательно

 

внушают

 

ощущения

 

расслабления

тяжести

тепла

легкости

 

и

 

невесомости

распределяя

 

их

 

на

 

протяженности

 

от

 

до

 

20, 

замедляя

 

или

 

ускоряя

 

счет

 

в

 

зависимости

 

от

 

наблюдающегося

 

эффекта

сочетая

 

их

 

с

 

внушением

 

адекватных

 

образов

При

 

этом

 

на

 

первых

 

сеансах

 

используют

 

детализированный

 

вариант

 

суггестии

при

 

котором

 

подробно

 

перечисляют

 

различные

 

ступени

 

и

 

степени

 

возможных

 

ощущений

а

 

далее

 

переходят

 

к

 

генерализованному

 

варианту

при

 

котором

 

даются

 

обобщающие

компактные

 

внушения

 

гипнотических

 

феноменов

Возможно

 

сочетание

 

того

 

и

 

другого

Ниже

 

приводится

 

детализированный

 

вариант

 

с

 

элементами

 

генерализации

 

внушений

«7... 

2... 3... 

Изучите

 

свою

 

способность

 

чувствовать

 

разницу

 

между

 

расслаблением

 

и

 

напряжением

 

тела

Научитесь

... 

освобождаться

. .. 

от

 

напряженности

если

 

обнаружите

 

ее

Попробуйте

 

усилить

 

мышечное

 

напряжение

чтобы

 

почувствовать

как

 

Вам

 

комфортнее

что

 

больше

 

подходит

 - 

напряжение

 

или

 

расслабление

... 

Если

 

Вы

 

выбираете

 

напряжение

то

 

удерживайте

 

его

 

как

 

можно

 

дольше

 

в

 

мышцах

 

лица

шеи

рук

туловища

ног

... 

Если

 

Вам

 

больше

 

подходит

... 

расслабление

... 

то

 

попробуйте

 

последовательно

... 

расслабить

 

тело

 

сверху

 

вниз

... 

Расслабьте

... 

мышцы

 

теменной

затылочной

височных

 

областей

... 

расслабьте

 

мышцы

 

лба

... 

мышцы

 

глаз

... 

щеки

... 

губы

... 

язык

... 

Расслабьте

 

мышцы

 

шеи

... 

Изучайте

 

себя

оцените

насколько

 

Вы

 

можете

 

осознавать

 

и

 

углублять

... 

расслабление

освобождаться

 

от

 

напряжения

 

в

 

теле

... 

освобождаться

. .. 

Углубляйте

 

расслабление

... 

4... 5... 6... 

С

 

каждой

 

цифрой

 

Вы

 

все

 

дальше

 

и

 

дальше

... 

отстраняетесь

... 

от

 

того

что

 

не

 

нужно

 

Вам

 

и

... 

приближаетесь

... 

к

 

тому

что

 

желательно

, - 

к

 

приятному

комфортному

 

состоянию

к

 

тому

которое

 

выбирает

 

Ваша

 

интуиция

». 

Затем

 

внушают

 

расслабление

 

рук

туловища

 

и

 

ног

более

 

или

 

менее

 

детально

 

фокусируя

 

внимание

 

на

 

отдельных

 

частях

 

тела

 

в

 

зависимости

 

от

 

темпа

 

реализации

 

внушений

переходя

 

от

 

частных

 

внушений

 

к

 

генерализованным

описывающим

 

наличие

 

ощущение

 

расслабления

 

во

 

всем

 

теле

и

 

привлекая

 «

творческое

 

Я

» 

пациента

 «

неторопливо

 

искать

 

свой

 

стиль

свои

 

варианты

 

этих

 

ощущений

». 

Далее

 

внушается

 

ощущение

 

тяжести

 

в

 

теле

  (

тяжесть

 

в

 

голове

 

субъективно

 

обычно

 

неприятна

поэтому

 

детальным

 

образом

 

не

 

внушается

), 

при

 

этом

 

также

 

от

 

частных

 

внушений

 

переходят

 

к

 

обобщающим

: «7... 

8... 

Попробуйте

 

почувствовать

... 

вес

 

своего

 

тела

... 

Ваше

 

тело

 

имеет

 

определенный

 

вес

у

 

вас

 

есть

 

органы

 

чувств

чтобы

 

его

 

почувствовать

... 

Каждая

 

часть

 

тела

 

имеет

 

определенный

... 

вес

 - 

и

 

веки

и

 

голова

и

 

руки

и

 

туловище

и

 

ноги

... 

Изучите

что

... 

тяжелее

 

сейчас

... 

что

 

станет

 

тяжелее

 

потом

... 

Тяжесть

... 

тела

 

можно

 

осознать

 

именно

 

как

... 

тяжесть

... 

или

 

как

... 

соприкосновение

 - 

соприкосновение

 

тех

 

частей

 

тела

которые

 

с

 

чем

-

либо

 

соприкасаются

... 

Осознайте

... 

соприкосновение

... 

головы

 

с

 

подушкой

... 

соприкосновение

... 

рук

 

с

 

туловищем

 

и

 

диваном

... 

туловища

 

и

 

ног

 

с

 

диваном

...» (

Используют

 

адекватные

 

высказывания

 

в

 

зависимости

 

от

 

позы

 

пациента

 

и

 

того

где

 

он

 

располагается

.) 

«

Может

 

быть

... 

соприкосновение

... 

рук

 

Вы

 

осознаете

 

как

 

более

 

заметное

чем

 

туловища

 

и

 

ног

... 

а

 

может

 

быть

 

наоборот

... 

Тяжесть

... 

в

 

руках

 

может

 

осознаваться

 

заметнее

 

чем

 

в

 

туловище

 

и

 

ногах

... 

или

 

иначе

... 

Может

 

быть

 

ощущение

 

общего

... 

приятного

 

отяжеления

..., 

когда

 

каждая

 

часть

 

тела

наполнена

... 

приятной

 

тяжестью

... 

Все

 

здесь

 

индивидуально

изучайте

 

себя

ищите

 

свой

 

стиль

... 

Ощущение

... 

соприкосновения

 

может

 

быть

 

разным

... 

и

 

ощущение

 

тяжести

... 

может

 

быть

 

разным

... 

Заметным

ощутимым

... 

или

 

иным

... 

9... 10... 

С

 

каждой

 

цифрой

 

Вы

 

все

 

ближе

 

и

 

ближе

 

к

 

тому

 

состоянию

которое

 

наиболее

 

подходит

 

Вам

 

сегодня

сейчас

здесь

...». 

После

 

этого

 

внушают

 

ощущение

 

тепла

 

в

 

теле

: «

Может

 

быть

изучая

 

себя

Вы

 

почувствуете

 

совсем

 

другое

 

ощущение

например

..., 

тепло

... 

или

 

одновременно

 

и

 

тяжесть

и

 

тепло

... 

Ваше

 

творческое

  «

Я

» 

вполне

... 

может

 

осознать

 

тепло

... 

своего

 

тела

... 


background image

Оно

... 

действительно

 

теплое

... 

и

 

это

 

тепло

 

можно

... 

даже

 

измерить

... 

Его

 

действительно

 

можно

 

осознать

... 

Ощущение

 

тепла

... 

можно

 

усилить

... 

Осознавайте

 

и

 

усиливайте

 

тепло

 

в

 

кистях

 

рук

... 

Оно

 

может

 

целиком

 

заполнить

 

кисти

или

 

Вы

 

почувствуете

 

его

 

под

 

кистями

 - 

они

... 

реально

 

излучают

 

тепло

... 

и

 

оно

 

накапливается

 

под

 

ними

 

в

 

месте

... 

соприкосновения

 

с

 

тем

с

 

чем

 

соприкасаются

 

кисти

 

рук

... 

Тепло

... 

может

 

быть

 

более

 

заметным

 

в

 

пальцах

 

или

 

между

 

пальцами

... 

Изучайте

 

особенности

... 

тепла

... 

в

 

кистях

 

рук

найдите

 

его

 

характеристики

 - 

оно

 

может

 

быть

 

разным

 - 

щекочущим

струящимся

пульсирующим

переливающимся

 

или

 

каким

-

либо

 

еще

... 

Тепло

 

может

... 

напоминать

 

ощущения

которые

 

Вы

 

испытывали

 

ранее

например

когда

 

приходишь

 

с

 

мороза

 

домой

 

и

... 

руки

 

согреваются

... 

в

 

теплом

 

помещении

... 

Или

 

когда

 

руки

 

распариваются

 

в

 

горячей

 

воде

... 

У

 

Вас

 

может

 

возникнуть

 

и

 

любое

 

другое

 

воспоминание

 

или

 

фантазия

 

о

 

тепле

... 

Тепло

... 

может

 

заполнить

 

не

 

только

 

кисти

 

рук

но

 

и

 

целиком

 

руки

... 

11... 

Погружайтесь

 

все

 

дальше

 

и

 

дальше

 

в

 

целебное

 

состояние

...» 

Затем

 

внушают

 

ощущение

 

тепла

 

в

 

области

 

спины

: «

Изучите

 

особенности

 

теплообмена

 

в

 

спине

... 

Спина

 

излучает

... 

тепло

... 

и

 

оно

 

накапливается

 

в

 

зоне

 

соприкосновения

 

спины

 

с

 

тем

с

 

чем

 

она

 

соприкасается

... 

Осознайте

как

... 

тепло

 

задерживается

 

теплоизолирующим

 

материалом

 

и

... 

усиливается

... 

отражается

 

обратно

увеличивается

 

в

 

области

 

контакта

... 

Тепло

 

в

 

спине

 

может

 

быть

... 

заметнее

 

чем

 

в

 

руках

 

или

 

наоборот

... 

Оно

 

также

 

может

 

напомнить

 

ощущения

испытанные

 

ранее

когда

 

Вы

например

лежали

 

на

 

чем

-

либо

 

теплом

... 

12... 13... 14... 

Каждая

 

цифра

 

от

-

даляет

 

Вас

 

от

 

пустой

 

суеты

освобождает

 

от

 

того

что

 

мешает

 

чувствовать

 

себя

... 

спокойно

 

и

 

хорошо

». 

Цифру

 

13, 

как

 

показывает

 

опыт

желательно

  «

перекрыть

» 

как

 

минимум

 

предыдущей

 

и

 

следующей

 

за

 

ней

 

цифрами

т

к

в

 

гипнотическом

 

трансе

 

могут

 

проявить

 

себя

 

суеверные

 

представления

 

и

 

страхи

Далее

 

индуцируют

 

ощущение

 

тепла

 

в

 

брюшной

 

полости

: «

Кэтому

 

моменту

 

можно

 

почувствовать

 

свое

... 

внутреннее

 

тепло

... 

Тепло

... 

внутри

 

тела

 

человека

 

выше

чем

 

снаружи

... 

это

 

можно

 

почувствовать

...  

можно

 

усилить

...  

и

 

погрузиться

 

еще

 

дальше

 

в

 

целебное

 

состояние

... 

Изучите

 

свою

 

способность

 

ощущать

... 

тепло

 

в

 

животе

... 

Его

 

можно

 

почувствовать

 

в

 

верхней

 

части

 

живота

 

или

 

в

 

нижней

справа

 

или

 

слева

в

 

центре

 

или

 

во

 

всей

 

брюшной

 

полости

... 

Оно

 

может

 

быть

... 

струящимся

щекочущим

переливающимся

 

или

 

каким

-

то

 

еще

... 

Все

 

индивидуально

изучайте

 

свои

 

возможности

ищите

 

свой

 

стиль

... 

Тепло

 

в

 

животе

... 

может

 

напомнить

 

ощущения

испытанные

 

ранее

например

тепло

 

от

 

теплой

 

грелки

... 

или

 

что

-

то

 

еще

... 

Тепло

 

в

 

животе

... 

Найдите

 

его

 

особенности

... 75... 

16... 

Погружайтесь

 

все

 

дальше

 

и

 

дальше

 

в

 

целебное

 

состояние

...». 

В

 

таком

 

же

 

стиле

 

далее

 

говорят

 

о

 

тепле

 

в

 

ногах

 

и

 

генерализованном

 

тепле

 

во

 

всем

 

теле

настраивают

 

пациентов

 

представлять

 

адекватные

 

образы

 

и

 

сравнения

После

 

этого

 

внушают

 

ощущение

 

легкости

невесомости

левитации

эквивалентное

 

глубоким

 

состояниям

 

транса

параллельно

 

завершают

 

счет

 

до

 

20. 

Для

 

реализации

 

данной

 

цели

 

могут

 

быть

 

использованы

 

модели

 

внушения

 

этих

 

ощущений

 

из

 

МАС

-

метода

  (

см

. «

Метод

 

психической

 

саморегуляции

 

с

 

использованием

 

малоассо

-

циируемых

 

аудиальных

 

стереотипов

»). 

Ощущение

 

легкости

 

можно

 

стимулировать

 

также

 

внушением

 

визуализации

 

исчезновения

 

опоры

 (

дивана

кушетки

стула

или

 

внушением

 

светового

 

потока

поступающего

 

снизу

: «

Попробуйте

 

представить

 

или

 

почувствовать

что

 

диван

 

исчез

... 

а

 

Вы

 

свободно

 

и

 

легко

 

парите

... 

может

 

быть

это

 

доступно

 

Вам

и

 

Вы

 

почувствуете

... 

легкость

 

и

 

свободу

 

парения

... 

Может

 

быть

у

 

Вас

 

получится

... 

представить

 

свет

световой

 

поток

... 

освещающий

 

Вас

 

снизу

, - 

серебристый

золотистый

голубоватый

 

или

 

какой

-

либо

 

другой

... 

свет

... 

и

 

Вы

 

легко

... 

парите

 

в

 

лучах

 

этого

 

света

... 

Или

может

 

быть

Вы

 

сейчас

 

представите

 

что

-

либо

 

иное

то

что

 

выберет

 

Ваша

 

интуиция

и

 

представляя

 

это

 

почувствуете

... 

легкость

 

и

 

свободу

 

парения

... 

Или

 

почувствуете

 

что

-

либо

 

другое

... 

Или

 

вообще

 

ничего

 

не

 

почувствуете

...». 

В

 

подходящих

 

случаях

 

это

 

дополняют

 

внушением

 

прозрачности

 

тела

Для

 

углубления

 

транса

 

может

 

быть

 

предложена

 

также

 

визуализация

 

тумана

: «

На

 

этом

 

этапе

 

у

 

Вас

 

может

 

возникнуть

 

ощущение

которое

 

возникает

 

у

 

многих

 

на

 

этом

 

этапе

и

 

можно

 

пофантазировать

 

об

 

этом

о

 

том

как

 

будто

 

Вас

 

окутывает

обволакивает

 

завеса

 

тумана

... 

Туман

... 

ограждает

 

и

 

защищает

... 

Туман

 

отда

ляет

 

от

 

суеты

... 

В

 

тумане

... 

все

 

иначе

 - 

по

-

другому

 

слышны

 

звуки

по

-

другому

 

видны

 

дома

деревья

люди

... 

Туман

... 

ограждает

 

и

 

защищает

... 

туман

 

освобождает

... 

И

 

сквозь

 

туман

 

Вы

 

слышите

 

каждое

 

мое

 

слово

... 

Может

 

быть

Вы

 

представите

 

и

 

почувствуете

 

это

... 

или

 

представите

 

и

 

почувствуете

 

что

-

либо

 

другое

что

... 

поможет

 

Вам

... 

еще

 

глубже

 

погрузиться

 

в

 

целебное

 

состояние

...». 

Эти

 

внушения

 

эффективно

 

дополнить

 

сложными

 

фразами

, «

стимулирующими

 

креативность

» (

на

 

самом

 

деле

 

ее

 

нейтрализующими

депотенциализирующими

 

активность

 

сопротивления

), 

такими

 

как

: «

На

 

этом

 

этапе

 

можно

 

чувствовать

 

что

-

либо

 

или

 

ничего

 

не

 

чувствовать

Изучите

 

свою

 

способность

 

не

 

чувствовать

 

ничего

 

и

 

чувствовать

что

 

вы

 

ничего

 

не

 

чувствуете

или

 

чувствовать

 

что

-

либо

 

и

 

чувствовать

что

 

чувствуете

». 

Если

 

используется

  «

снотворно

-

гипнотическая

» 

терминология

то

 

внушается

  «

глубокий

 

сон

», 

при

 

котором

 

пациент

 

будет

 

слышать

 

только

 

психотерапевта

Менее

 

директивна

 

формулировка

дающая

 

варианты

 

транса

 - 

«

удаление

... 

от

 

того

что

 

называется

... 

не

 

сном

 

и

 

приближение

 

к

 

тому

что

 

называется

... 

сном

..., 

погружение

 

в

 

начало

 

сна

... 

или

 

на

 

ту

 

глубину

которая

 

наиболее

 

приятна

 

и

 

желательна

». 

Для

 

сохранения

 

раппорта

кроме

 

прямых

 

фраз

 

о

 

восприятии

 

слов

 

психотерапевта

 

и

 

их

 

лечебной

 

силе

безразличии

 

к

 

внешним

 

шумам

 

и

 

помехам

эффективно

 

действует

 

образ

 

сферы

защищающей

 

от

 

посторонней

 

суеты

внутри

 

которой

 

находится

 

пациент

 

и

 

имеющей

 

единственное

 

небольшое

 

окно

сквозь

 

которое

 

можно

 

слышать

 

лишь

 

слова

 

психотерапевта

проникающее

 

внутрь

 

в

 

виде

 

лучей

 

света

К

 

представлению

 

образа

 

этой

 

сферы

 

привлекается

 

«

творческое

 

воображение

» 

больного

Завершая

 

счет

внушают

: «

Я

 

назвал

 

цифру

 

20, 

это

 

значит

что

 

сейчас

 

Вы

 

находитесь

 

именно

 

в

 

том

 

состоянии

которое

 

наиболее

 

подходит

 

Вам

 

сейчас

Ваша

 

творческая

 

интуиция

 

выбрала

 

то

что

 

лучше

Если

 

будет

 

нужно

это

 

состояние

 

станет

 

еще

 

более

 

глубоким

 

или

 

каким

-

либо

 

другим

может

 

быть

волнообразным

но

 

всегда

 

лишь

 

таким

каким

 

лучше

 

для

 

Вас

». 


background image

Верификацию

 

гипнотического

 

транса

 

и

 

диагностику

 

его

 

глубины

 

проводят

 

в

 

том

 

случае

если

 

ориентируются

 

на

 

внушение

 

состояний

 

глубокого

 

погружения

Однако

как

 

показывает

 

наш

 

опыт

 

и

 

данные

 

разных

 

авторов

глубина

 

гипноза

 

не

 

влияет

 

на

 

результат

 

лечения

современный

 

гипноз

 

эксплуатирует

 

главным

 

образом

 

состояния

 

легкого

 

транса

, «

отстраненность

». 

При

 

правильно

 

ориентированных

 

внушениях

 

достаточно

чтобы

 

пациент

сконцентрировав

 

внимание

без

 

посторонних

 

помех

 

выслушал

 

их

Далее

 

осуществляют

 

собственно

 

лечебные

 

внушения

идеальным

 

вариантом

 

которых

 

являются

 

внушения

 

патогенетически

 

ориентированные

Их

 

проводят

 

сериями

в

 

паузах

 

между

 

которыми

 

поддерживают

 

глубину

 

транса

 

и

 

раппорт

. «

Креативность

» 

на

 

этом

 

этапе

 

привлекается

 

для

 

усвоения

 

значимой

 

информации

 (

прямых

 

или

 

косвенных

 

внушений

вербально

-

логического

 

и

 

образного

 

материала

) - 

позитивного

адаптивного

 

стиля

 

мышления

адекватных

 

концепций

 

и

 

интерпретаций

касающихся

 

межличностных

 

отношений

жизни

 

вообще

 

и

 

собственно

 

проблем

 

пациен

-

та

для

 

визуализации

 

лечебных

 

образов

Здесь

 

важно

 

избегать

 

избыточной

 

стимуляции

 

произвольной

 

активности

которая

 

может

 

уменьшить

 

глубину

 

гипнотического

 

транса

На

 

завершающем

 

этапе

 

проводят

 

пробуждение

 

пациента

Для

 

этого

 

можно

 

использовать

 

обратный

 

счет

 

от

 

какой

-

либо

 

цифры

обычно

 

не

 

большей

 

чем

 

10, 

до

 

1. 

До

 

лучше

 

не

 

считать

чтобы

 

избежать

  «

обнуления

» 

результатов

 

сеанса

Прямой

 

порядок

 

цифр

 

формирует

 

стереотип

 

погружения

 

в

 

состояние

 

транса

обратный

 - 

стереотип

 

пробуждения

Используя

 

счет

внушают

: «

Сейчас

 

я

 

буду

 

считать

 

от

 ... 

до

 

и

 

в

 

процессе

 

счета

 

Вы

 

будете

 

чувствовать

 

то

что

 

лучше

 

чувствовать

Осознайте

используйте

 

интуицию

чтобы

 

выбрать

 

то

что

 

лучше

, -

это

 

может

 

быть

... 

состояние

 

бодрости

желание

 

активно

 

двигаться

или

наоборот

... 

состояние

 

приятной

 

расслабленности

заторможенности

. .. 

или

 

какое

-

то

 

среднее

 

между

 

этими

 

двумя

 

вариантами

 

состояние

Оно

 

возникнет

... 

сразу

 

после

 

сеанса

 

или

... 

через

 

некоторое

 

время

 

после

 

него

 - 

тогда

когда

... 

это

 

будет

 

наиболее

 

выгодно

 

для

 

Вас

..., 

когда

 

ваше

 

творческое

 

начало

 

решит

 

создать

 

это

». 

Давать

 

вариативность

 

итоговых

 

состояний

 

желательно

 

для

 

того

чтобы

 

пациент

 

в

 

любом

 

случае

 

почувствовал

 

позитивный

 

результат

 

и

 

убедился

 

в

 

эффективной

 

работе

 

психотерапевта

Темп

 

счета

 

подбирают

 

исходя

 

из

 

степени

 

погружения

 

в

 

транс

Итоговые

 

состояния

 

внушают

 

несколько

 

раз

После

 

сеанса

 

выдерживают

 

адекватную

 

паузу

 

и

 

меняют

 

локализацию

 - 

вместе

 

с

 

пациентом

 

пересаживаются

 

на

 

другие

 

места

 

или

 

из

 

гипнотария

 

переходят

 

в

 

другое

 

помещение

туда

где

 

проводятся

 

психотерапевтические

 

беседы

с

 

целью

 

разделения

 

зон

 

сна

 

и

 

бодрствования

покоя

 

и

 

концентрации

 

на

 

проблемных

 

темах

исключения

 

противоречащих

 

друг

 

другу

 

условно

-

рефлекторных

 

наслоений

  (

Л

Шерток

, 1992). 

Для

 

того

 

чтобы

 

оптимально

 

организовать

 

последующую

 

терапию

расспрашивают

 

пациента

 

о

 

том

что

 

он

 

чувствовал

 

во

 

время

 

сеанса

Все

 

сообщения

 

оценивают

 

с

 

точки

 

зрения

 

творческой

 

деятельности

 

пациента

 

во

 

время

 

сеанса

Заявления

 

об

 

отсутствии

 

каких

-

либо

 

особых

 

ощущений

 

и

 

эффектов

 

интерпретируют

 

как

 

позитивные

адекватные

выгодные

 

для

 

выздоровления

 

пациента

стимулирующие

 

дальнейший

 

поиск

: «

творчество

 

возникает

 

там

где

 

есть

 

в

 

нем

 

необходимость

где

 

есть

 

проблема

затруднения

  -

прогресс

 

человечества

 

происходил

 

благодаря

 

преодолению

 

труд

-

ностей

там

где

 

было

 

все

развития

 

не

 

наблюдалось

поэтому

 

до

 

сих

 

пор

 

есть

 

народы

живущие

 

так

как

 

многие

 

тысячи

 

лет

 

назад

». 

После

 

получения

 

нужной

 

информации

если

 

необходимо

оказывают

 

воздействия

способствующие

 

амнезии

 

для

 

перевода

 

внушенной

 

информации

 

из

 

сферы

 

сознания

 

в

 

подсознание

При

 

отсутствии

 

надобности

 

в

 

информации

 

о

 

прошедшем

 

сеансе

 

амнезию

 

вызывают

  (

внушают

во

 

время

 

самого

 

сеанса

или

 

в

 

процессе

 

пробуждения

или

 

сразу

 

после

 

него

Амнезии

 

способствует

 «

обрамление

» 

сеанса

 

сходными

 

воздействиями

Для

 

этих

 

целей

 

используют

 

счет

сходные

 

или

 

тождественные

 

высказывания

жесты

 

и

 

действия

 

до

 

и

 

после

 

сеанса

а

 

также

 

неожиданные

 

высказывания

,  

вопросы

  

жесты

  

и

  

действия

  

после

  

сеанса

  (

Ж

Беккио

Ш

Жюслен

, 1998). 

Применение

 

креативного

 

гипноза

 

при

 

пограничных

 

психических

 

расстройствах

 

практически

 

во

 

всех

 

случаях

 

позволяет

 

использовать

 

высокие

 

лечебно

-

коррекционные

 

возможности

 

гипно

-

суггестии

Глава

 9

 

МЕТОД

 

КОНТРАСТНЫХ

 

ПЕРЕЖИВАНИЙ

 

Метод

 

контрастных

 

переживаний

 

основан

 

на

 

формировании

 

пациента

 

стереотипа

 

приоритетных

 

интегрированных

 

адаптив

-

ых

 

психологических

 

реакций

контрастных

 

по

 

отношению

 

первоначальным

дезадаптивным

 

реакциям

Лечебно

-

коррек

-

лонный

 

эффект

 

достигается

 

за

 

счет

 

сочетания

 

когнитивных

 

;

ихотерапевтических

 

воздействий

 

на

 

глубокие

 

концептуальные

 ;

новы

 

поведения

 

личности

 

с

 

широким

 

параллельным

 

охватом

 

фбально

-

логической

 

и

 

психосенсорной

 

сферы

 

с

 

привлечением

 

еханизмов

 

соматопсихического

 

взаимодействия

Первоначально

 

диагностируют

 

различные

 

оттенки

 

индивидуального

 

стиля

 

взаимодействия

 

с

 

психотравмирующими

 

факто

-1

ми

выявляя

 

при

 

этом

 

особенности

 

интерпретации

терминоло

-

ш

 

и

 

формулировок

сопутствующих

 

ассоциаций

базисных

 

кон

-;

пций

образных

 

представлений

 

и

 

сопутствующей

 

мимики

 

и

 

штомимики

Далее

 

все

 «

заинтересованные

» 

уровни

 

подвергают

 )

ррекции

дезадаптивный

 

стереотип

 

заменяют

 

адаптивным

Метод

 

контрастных

 

переживаний

 

реализуется

 

в

 3 

этапа

 

в

 

со

-

юянии

 

бодрствования

 

пациента

На

 

первом

 

этапе

 

для

 

обеспечения

 

своевременного

 

включения

  ;

ех

 

элементов

 

адаптивного

 

когнитивно

-

поведенческого

 

стиля

 

эй

 

столкновении

 

с

 

факторами

провоцирующими

 

нежелательное

 

введение

у

 

пациента

 

формируют

 

контрастные

 

опережающие

 

итегративные

 

реакции

 

на

 

них

противоположные

 

первоначаль

-

JM 

дезадаптивным

 

по

 

своим

 

особенностям

 

и

 

по

 

времени

 

возник

-

звения

Натренированное

своевременное

 

включение

 

таких

 

реак

-1

Й

 

создает

 

основу

 

для

 

успешного

 

управления

 

эмоциями

 

и

 

пове

-

шием

вытесняет

 

прежние

 

патологические

 

поведенческие

 

сте

-

ютипы

характерные

 

для

 

дезадаптивного

 

стиля

Опережающие

 

интегративные

 

адаптивные

 

реакции

 

пред

-

авляют

 

собой

 

комплекс

  (

интеграцию

), 

объединяющий

 

когни

тивно

-

вербальный

  (

мыслительно

-

словесный

вербально

-

логичес

-

кий

и

 

невербальный

  (

психосенсорный


background image

сенсорно

-

образный

наглядно

-

образный

наглядно

-

действенный

мимико

-

пантомимичес

-

кий

уровни

 

организации

 

поведения

Для

 

успешной

 

фиксации

 

адаптивных

 

противопоставлений

 

используют

 

применение

 

компактных

 

карточек

разделенных

 

на

 2 

половины

Такая

 

карточка

 

может

 

быть

 

одна

 

или

 

несколько

 

в

 

зависимости

 

от

 

количества

 

проблемных

 

тем

В

 

левой

 

части

 

карточки

используя

 

соответствующую

 

терминологию

отражают

 

содержание

 

и

 

характеристики

 

первоначального

дезадаптирующего

 

варианта

 

поведения

а

 

в

 

правой

 

для

 

демонстрации

 

домини

-

рования

 - 

контрастного

 

по

 

отношению

 

к

 

ним

адаптивного

 (

для

 

левшей

 

используют

 

обратное

 

соотношение

). 

Текст

 

каждого

 

варианта

 

имеет

 

следующую

 

структуру

1.   

Формулировка

 

проблемы

2.   

Интерпретация

 

проблемы

3.   

Концепции

лежащие

 

в

 

основе

 

отношения

 

к

 

проблеме

4.   

Проблемный

 

словарь

 (

используемая

 

терминология

ассоциации

). 

5.   

Мимика

 

и

 

пантомимика

сопровождающие

 

проблемные

 

переживания

6.   

Образы

сопутствующие

 

проблемным

 

состояниям

соответственно

 

сенсорным

 

системам

Кроме

 

этих

 

шести

 

компонентов

 

может

 

использоваться

 

и

 

седьмой

 - 

сновидения

если

 

таковые

отражающие

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

форме

 

проблемные

 

переживания

имеются

Им

 

противопоставляют

 

сновидения

 

с

 

адаптирующим

 

сюжетом

реализация

 

которых

 

целенаправленно

 

самовнушается

 (

В

С

Лобзин

М

М

Решетников

, 1986). 

В

 

качестве

 

первого

 

элемента

 

выбирается

 

формулировка

 

проблемы

т

к

обозначение

 

названия

  «

обязывает

» 

к

 

соответствию

 

ему

 

и

 

сразу

 

определяет

 

все

 

остальное

ускоряет

 

актуализацию

 

контрастного

Пациенту

 

разъясняют

 

и

 

внушают

что

 

стиль

 

мышления

 

каждого

 

человека

 

имеет

 

свою

характерную

 

именно

 

для

 

него

 

терминологию

 -

названия

 

и

 

формулировки

касающиеся

 

вербализации

 

содержания

 

различных

 

тем

в

 

том

 

числе

 

проблемных

Эти

 

названия

 

и

 

формулировки

 

обладают

 

значительным

 

психологическим

 

влиянием

Для

 

того

 

чтобы

 

эффективно

 

перестроить

 

психологическую

 

реакцию

 

на

 

какое

-

либо

 

воздействие

необходимо

 

изменить

 

не

 

только

 

понимание

 

и

 

интерпретацию

 

субъектом

 

этого

 

воздействия

 

и

 

их

 

основу

 

(

концепции

установки

), 

но

 

и

 

сопутствующую

 

терминологию

Новое

 

полярное

контрастное

 

по

 

отношению

 

к

 

первоначальным

психотравмирующим

 

терминологическим

 

вариантам

 

переформулирование

 

названия

 

и

 

содержания

 

проблемы

 

должно

 

отражать

 

тождественные

 

позитивные

 

интерпретации

 

и

 

концепции

Принятие

 

другой

 

формулировки

 

и

 

названия

 

своей

 

проблемы

ситуации

самого

 

себя

 

или

 

других

 

людей

 

соответственно

 

своему

 

новому

позитивному

 

смыслу

 

вызывает

 

контрастные

 

реакции

вместо

 

негативных

 - 

позитивные

Так

угнетающее

 

самоназвание

  «

брошенная

», 

переформулированное

 

в

  «

свободную

», «

сбросившую

 

цепи

 

семейного

 

рабства

», 

способно

 

потенцировать

 

положительные

 

эмоции

Так

 

же

как

 

и

  «

развод

», 

замененный

 

«

освобождением

» 

или

 «

реорганизацией

» 

и

 

т

п

После

 

смены

 

формулировок

 

прежние

 

уже

 

не

 

используют

Далее

 

до

 

сознания

 

пациента

 

доводят

что

 

психологические

 

реакции

 

человека

 

на

 

внешние

 

воздействия

 

целиком

 

зависят

 

от

 

того

как

 

он

 

интерпретирует

преподносит

 

себе

 

эти

 

воздействия

опираясь

 

на

 

собственные

 

концепции

 

(

убеждения

и

 

жизненный

 

опыт

негативная

 

интерпретация

 

влечет

 

за

 

собой

 

негативные

 

реакции

позитивная

 - 

позитивные

Контрастные

 

интерпретации

 - 

это

 

новый

адаптивный

исключающий

 

возникновение

 

аномальных

 

реакций

взгляд

 

на

 

актуальные

 

для

 

пациента

 

проблемы

противоположный

 

первоначальному

дезадаптирующему

 

взгляду

Он

 

представляет

 

собой

 

более

 

адекватную

 

интерпретацию

 

психотравмирующих

 

событий

Например

негативный

 

интерпретационно

-

терминологический

 

материал

  «

Это

 

так

 

унизительно

так

 

ужасно

что

 

меня

 

оскорбили

» 

может

 

быть

 

заменен

 

контрастным

 

утверждением

: «

Пусть

 

это

 

меня

 

возвысит

Хорошо

что

 

меня

 

оскорбили

 - 

я

 

глубже

 

узнал

 

этого

 

человека

 

и

 

получил

 

стимул

 

стать

 

совершеннее

овладеть

 

техниками

 

влияния

 

на

 

себя

 

и

 

на

 

других

». 

Или

 

вместо

  «

Невыносимо

что

 

муж

 

меня

 

оставил

» 

принимают

  «

Это

 

облегчение

это

 

счастье

что

 

муж

 

ушел

 - 

появилась

 

определенность

Жить

 

в

 

подвешенном

  «

состоянии

», 

без

 

твердой

 

опоры

униженной

 

обманом

 

и

 

пренебрежением

 

гораздо

 

тяжелее

Теперь

 

я

 

могу

 

свободнее

 

расправить

 

плечи

 

и

 

создать

 

полноценную

 

семью

Если

 

захочу

». 

Для

 

наиболее

 

эффективного

 

воздействия

 

выявленным

 «

глубинным

», «

ядерным

» 

концепциям

лежащим

 

в

 

основе

 

неадекватной

дезадаптирующей

 

интерпретации

 

противопоставляют

 

другие

контрастные

 

по

 

отношению

 

к

 

ним

Это

 

также

 

должны

 

быть

 

значимые

глубокие

основополагающие

 

концепции

позволяющие

 

сформировать

 

ряд

 

исходящих

 

от

 

них

адекватных

адаптирующих

 

интерпретаций

Так

, «

ядерную

» 

социофобическую

 

концепцию

 «

Жизнь

 

страшна

люди

 

опасны

я

 

слаб

 

и

 

неполноценен

» 

заменяют

 

контрастным

 

противопоставлением

 «

Даже

 

слабый

 

и

 

неполноценный

 

может

 

получать

 

удовольствие

 

от

 

жизни

Но

 

я

 

не

 

настолько

 

слаб

 

и

 

неполноценен

а

 

жизнь

 

не

 

настолько

 

страшна

 

и

 

люди

 

не

 

настолько

 

опасны

чтобы

 

прятаться

 

от

 

всего

При

 

моей

 

сверхосторожности

 

я

 

могу

 

избежать

 

любой

 

неприятности

но

если

 

быть

 

честным

особенных

 

неприятностей

 

раньше

 

и

 

не

 

было

Я

как

 

и

 

все

не

 

обязан

 

быть

 

идеалом

Зачем

 

пугать

 

себя

 

тем

что

 

еще

 

не

 

произошло

 

и

 

может

 

не

 

произойти

 

никогда

Так

 

можно

 

дойти

 

до

 

абсурда

Общаться

 

все

 

равно

 

приходится

Буду

 

извлекать

 

из

 

этого

 

приятное

 

и

 

полезное

». 

«

Глубинному

» 

истерическому

  «

Л

 

настолько

 

хорош

что

 

все

 

должны

 

это

 

заметить

 

и

 

любить

 

меня

» 

противопоставляют

 «

Я

 

индивидуален

в

 

чем

-

то

 

оригинален

в

 

чем

-

то

 

совершенен

 

и

 

развит

 

больше

 

других

но

 

и

 

на

 

солнце

 

есть

 

пятна

и

 

алмаз

 

имеет

 

включения

 

угля

и

 

так

 

же

как

 

я

 

отношусь

 

к

 

другим

 

по

-

разному

 

в

 

зависимости

 

от

 

их

 

поведения

так

 

и

 

любовь

 

других

 

ко

 

мне

 

пропорциональна

 

моему

 

поведению

тому

что

 

я

 

делаю

 

для

 

них

других

Нормальная

 

человеческая

 

природа

 

не

 

обязывает

 

нас

 - 

ни

 

их

ни

 

меня

 - 

к

 

тотальной

всеобъемлющей

 

любви

Мы

 


background image

можем

 

стремиться

 

совершать

 

добрые

 

дела

 

друг

 

для

 

друга

 

или

 

для

 

человечества

 

в

 

целом

но

 

истинное

 

добро

 - 

это

 

то

которое

 

делается

 

не

 

ради

 

воздаяния

». 

С

 

учетом

 

индивидуальной

 

приемлемости

 

используют

 

парадоксально

-

гротескные

 

варианты

 

интерпретации

 

и

 

терминологии

касающиеся

 

психотравмирующих

 

факторов

 (

см

. «

Метод

 

психо

-

моделирующего

 

гротеска

»). 

Ассоциативную

 

часть

 

тренинга

 

контрастных

 

противопоставлений

 

проводят

 

на

 

основе

 

выявленных

 

ранее

 

на

 

диагностическом

 

этапе

 

ассоциаций

возникающих

 

при

 

предъявлении

 

слов

 

из

 

области

 

патогенной

 

тематики

Для

 

этого

 

выстраивают

 

ассоциативные

 

контркомплексы

 - 

наборы

 

слов

  (

первичных

 

контрастных

 

ассоциаций

), 

противоположных

 

по

 

своему

 

значению

 

словам

-

стимулам

 

и

 

ассоциациям

 

из

 

ряда

 

патогенных

Они

 

могут

 

быть

 

усилены

 

вторичным

 

ассоциированием

 

с

 

дополнительными

 

словами

 

и

 

понятиями

несущими

 

желательный

 

эмоциональный

 

эффект

 (

см

. «

Тренинг

 

позитивных

 

ассоциаций

»). 

Для

 

полного

искреннего

 

принятия

 

когнитивно

-

вербальных

 

противопоставлений

 

с

 

пациентом

 

проводят

 

индивидуально

 

необходимое

 

количество

 

когнитивных

 

дискуссий

 

и

 

суггестивных

 

сеансов

К

 

этому

 

материалу

 

добавляют

 

контрастные

 

позитивные

 

и

 

негативные

 

телеснофиксированные

 - 

мимические

 

и

 

пантомимические

 - 

компоненты

Их

 

также

 

фиксируют

 

на

 

карточке

 

для

 

более

 

точного

 

запоминания

 

и

 

воспроизведения

Устраняемые

 

дезадап

-

тивные

 

построения

 

сопровождают

 

невербальным

 

выражением

 

реакций

 

отвращения

 

и

 

неприятия

 

для

 

того

чтобы

 

повысить

 

тенденцию

 

к

 

отказу

 

от

 

патологической

 

формы

 

поведения

а

 

противоположные

 

им

 

позитивные

 

варианты

 

противопоставлений

 

сочетают

 

с

 

невербальным

 

выражением

 

положительных

 

эмоций

 

или

 

релаксацией

 

для

 

закрепления

 

формы

 

поведения

соответствующего

 

норме

Левую

 

часть

 

карточки

 

после

 

заполнения

 

зачеркивают

усиливая

таким

 

образом

доминирующий

 

характер

 

информации

расположенной

 

в

 

правой

контрастной

 

части

Последовательно

 

работают

 

с

 

текстом

 

негативной

 

и

 

позитивной

 

частей

при

 

этом

 

негативное

 

содержание

 

пациент

 

продумывает

 

и

 

проговаривает

 

импрессивно

про

 

себя

а

 

позитивное

 - 

экспрессивно

 

вслух

Соответствующим

 

образом

 

меняют

 

и

 

звукоречевые

 

характеристики

используя

 

те

 

интонации

 

и

 

степень

 

громкости

а

 

также

 

ту

 

мимику

 

и

 

пантомимику

которые

 

наиболее

 

адекватно

 

отражают

 

контрастность

 

противопоставлений

для

 

того

чтобы

 

фиксировать

 

их

 

более

 

четко

Важным

 

моментом

 

является

 

уменьшение

 

времени

 

сосредоточения

 

внимания

 

на

 

негативном

 

материале

возможно

 

более

 

быстрое

 

включение

 

мимики

 

и

 

жестов

 

неприятия

-

отвращения

 

при

 

этом

 

и

 

переход

 

к

 

позитивному

 

материалу

На

 

нем

 

сосредотачиваются

 

дольше

все

 

глубже

 

осознавая

 

его

 

преимущества

потенцируя

 

и

 

пролонгируя

 

положительные

 

эмоции

сопровождая

 

их

 

тождественной

 

мимикой

 

и

 

пантомимикой

Это

 

позволяет

 

укрепить

 

тенденции

 

к

 

доминированию

 

адаптивных

 

реакций

Карточку

 (

карточки

постоянно

 

носят

 

с

 

собой

 

для

 

заучивания

 

лечебного

 

материала

 

и

 

тренировки

 

использования

 

его

 

при

 

столкновении

 

с

 

психотравмирующими

 

ситуациями

 

или

 

при

 

размышлениях

 

о

 

них

После

 

заучивания

 

текста

 

больному

 

периодически

 (

от

 10 

до

 20 

раз

 

в

 

день

 

в

 

зависимости

 

от

 

глубины

 

заболевания

в

 

установленное

 

время

 

или

 

неожиданно

 

предъявляют

 

патогенные

 

стимулы

называют

 

слова

задают

 

вопросы

обсуждают

 

темы

имеющие

 

отношение

 

к

 

его

 

проблемам

На

 

основании

 

возникающих

 

ответов

 

оценивают

 

устойчивость

 

фиксации

 

контрастных

 

переформулировок

интерпретаций

 

и

 

ассоциаций

достигают

 

хорошего

 

эффекта

 

воспроизведения

 

контрастных

 

противопоставлений

Эти

 

предъявления

 

во

 

время

 

сеансов

 

осуществляет

 

психотерапевт

а

 

в

 

домашних

 

условиях

 - 

родственники

 

пациента

получившие

 

соответствующие

 

инструкции

 

или

 

сам

 

пациент

По

 

мере

 

улучшения

 

качества

 

воспроизведения

 

позитивных

 

когнитивно

-

вербальных

 

и

 

телесно

-

фиксированных

 

противопоставлений

к

 

ним

 

присоединяют

 

психосенсорные

 

контрасты

Они

 

представляют

 

собой

 

альтернативные

 

построения

 

в

 

пределах

 

тех

 

или

 

иных

 

сенсорных

 

систем

развитых

 

у

 

пациента

 

в

 

большей

 

степени

 

и

/

или

 

в

 

большей

 

степени

 

участвующих

 

в

 

отрицательных

 

переживаниях

Контрастные

 

образы

 

могут

1

 

быть

 

как

 

воспоминаниями

так

 

и

 

новыми

 

конструкциями

Визуальные

 

контрасты

 

являются

 

сериями

 

последовательных

 

смен

 

образа

отражающего

 

заболевание

контрастным

 

по

 

отношению

 

к

 

нему

демонстрирующим

 

непатологическую

 

модель

 

поведения

Вначале

на

 

этапе

 

освоения

 

техники

их

 

представляют

 

отдельно

 

от

 

когнитивно

-

вербальных

 

и

 

мимико

-

пантомимических

 

противопоставлений

Затем

когда

 

оба

 

контрастных

 

варианта

 

будут

 

воспроизводиться

 

успешно

негативный

 

образ

 

представляют

 

совместно

 

с

 

негативным

 

когнитивным

 

материалом

а

 

позитивный

соответственно

с

 

позитивным

Если

 

образы

 

касаются

 

коррекции

 

«

рисунка

» 

собственных

 

реакций

то

сохраняя

 

традицию

 

нейролингвистического

 

программирования

используют

 

дистанцированный

  (

диссоциированный

вариант

 

визуализации

 

с

 

представлением

 

своей

 

копии

 

или

 

части

 

себя

  (

например

руки

тянущейся

 

за

 

рюмкой

 

с

 

алкоголем

сигаретой

 

или

 

сладким

 

и

 

приближающейся

 

далее

 

к

 

собственному

 

лицу

). 

Это

 

позволяет

 

с

 

самого

 

начала

 

отдалить

дистанцировать

 

данный

 

стереотип

 

поведения

 

от

 

субъективного

  «

Я

» 

пациента

Для

 

противоположных

 

целей

 

используется

 

ассоциированная

 

визуализация

 - 

видение

 «

как

 

в

 

жизни

», 

позволяющая

 

интегрировать

 

личность

 

с

 

более

 

целесообразным

 

поведением

При

 

наличии

 

у

 

больного

 

развитых

 

реакций

 

отвращения

тошноты

 

или

 

рвоты

 

с

 

его

 

согласия

 

используют

 

аверсионное

 

подкрепление

 

зрительных

 

образов

 

болезни

Так

при

 

алкоголизме

 

внушают

 

аверсионные

 

реакции

 

при

 

зрительном

 

представлении

 

неприглядных

 

сторон

 

алкогольных

 

эксцессов

 

и

 

картины

 

деградации

при

 

истерии

 

или

 

эксплозивности

 - 

на

 

фоне

 

представления

 

соответствующих

 

истерических

 

или

 

агрессивных

 

приступов

При

 

необходимости

 

эту

 

часть

 

проводят

 

в

 

виде

 

аверсионного

 

тренинга

Контрастные

 

образы

 

представляют

 

сериями

необходимое

 

количество

 

раз

критерием

 

успешности

 

является

 

эмоциональное

 

состояние

 

пациента

 - 

появление

 

реакций

способствующих

 

избавлению

 

от

 

заболевания

Смену

 

образов

 

производят

 

с

 

различной

 

скоростью

но

 

эффективнее

 

не

 

задерживаться

 

длительно

 

на

 

устраняемом

 

рисунке