Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 1898
Скачиваний: 25
однозначность
эффекта
.
4.
Необходимым
условием
для
успешности
метода
является
стандартизация
и
точность
повторного
воспроизведения
аверсионного
комплекса
-
и
когнитивно
-
вербальных
построений
,
и
образов
,
и
жестов
,
и
поз
,
и
плацебовоздействий
-
необходим
жесткий
стереотип
,
который
вызывает
жестко
-
тождественные
реакции
.
5.
Для
фиксации
аверсионного
стереотипа
целесообразно
провести
адекватное
количество
повторений
.
Это
определяется
возникающим
эффектом
-
успешностью
«
реанимации
»
нужных
переживаний
.
Обычно
требуется
около
10
повторений
по
нескольку
минут
каждое
.
6.
Желательно
«
поддержание
формы
»,
периодическое
повторение
тренировок
с
самого
начала
.
7.
Со
временем
,
если
стандартный
образ
становится
привычным
и
теряет
совою
эмоциональную
заряженность
,
его
модифицируют
.
Таким
образом
,
формируется
первая
часть
аверсионного
лечебно
-
коррекционного
комплекса
-
аверсионная
:
аверсионный
потенциал
,
включающий
в
себя
первичные
аверсионные
стимулы
(
воспоминания
)
и
вторичные
аверсионные
стимулы
-
когенераторы
,
манипуляции
в
пределах
различных
систем
,
облегчающие
доступ
к
первым
и
усиливающие
их
.
Далее
формируют
вторую
часть
лечебно
-
коррекционного
комплекса
-
акцепторную
,
которая
будет
далее
соединена
с
аверсионной
.
Первоначально
на
этом
этапе
создают
стандарт
воспроизведения
образа
негативной
модели
поведения
,
людей
и
объектов
,
по
отношению
к
которым
возникают
патологические
реакции
(
патогенный
акцептор
).
Аналогично
структуризации
первично
-
аверсионных
стимулов
выделяют
стандартизованные
когнитивные
,
вербальные
,
сенсорно
-
определенные
,
телеснофик
-
сированные
компоненты
,
которые
играют
роль
патогенных
условно
-
рефлекторных
кооператоров
.
Однако
при
этом
не
требуется
выполнения
всех
правил
воспроизведения
,
которые
применяются
для
«
реанимации
»
аверсионного
потенциала
.
Здесь
также
важным
является
вычленение
«
ядра
»
переживаний
-
наиболее
значимого
компонента
,
который
обозначается
ведущим
тематическим
патогенным
маркером
-
наиболее
характерным
словом
,
фразой
,
образом
,
жестом
или
их
комбинацией
,
обозначающим
переживание
или
его
причину
(
например
, «
тоска
», «
гнев
», «
бывший
муж
», «
игра
», «
алкоголь
», «
выпивка
», «
табак
»
и
т
.
п
.).
Выделяется
и
«
периферия
» (
второстепенные
элементы
),
предвестники
(
самые
ранние
эмоциональные
состояния
)
и
инициирующие
стимулы
(
факторы
-
триггеры
,
запускающие
процесс
аномального
реагирования
-
определенные
мысли
,
образы
,
люди
,
объекты
,
места
,
зоны
и
т
.
д
.).
Кроме
этого
варианта
воспроизведения
акцепторной
части
аверсионного
лечебно
-
коррекционного
комплекса
может
использоваться
несколько
более
сложный
,
при
котором
патогенные
условно
-
рефлекторные
когенераторы
(
когнитивно
-
вербальные
,
сенсорно
-
фиксированные
,
мимические
и
пантомимические
),
облегчающие
доступ
к
самим
негативным
переживаниям
и
стереотипам
поведения
,
требующим
коррекции
или
полного
устранения
,
фиксируют
,
руководствуясь
теми
же
принципами
,
что
и
вторич
-
но
-
аверсионные
когенераторы
.
После
формирования
акцепторной
части
аверсионного
лечебно
-
коррекционного
комплекса
его
интегрируют
с
аверсион
-
ным
потенциалом
- «
наслаивают
»
заряд
аверсии
на
негативные
поведенческие
стереотипы
,
соединяя
ведущие
маркеры
и
фиксируя
интегративный
лечебно
-
коррекционный
вербальный
маркер
.
На
эту
процедуру
,
как
и
на
предыдущую
,
в
среднем
требуется
около
10
сеансов
.
Критерий
успешности
-
яркость
аверсии
и
невозможность
прежнего
эмоционального
отреагирования
при
моделировании
взаимодействия
,
а
затем
и
реальных
контактах
,
от
-
рицательными
факторами
.
Таблица
1
схематически
отражает
результат
интеграции
аверсионного
потенциала
и
акцепторной
части
-
структуру
лечебно
-
коррекционного
комплекса
.
В
процессе
интеграции
воспроизведение
негативных
стереотипов
сопровождают
синхронным
или
периодическим
включением
соответствующих
аверсионных
переживаний
и
когенерато
-
ров
.
Для
получения
надежного
результата
важно
создать
устойчивый
стереотип
своевременной
активации
аверсионного
потенциала
,
начиная
с
самых
ранних
этапов
воображаемого
взаимодействия
с
патогенными
триггерами
и
предвестниками
отрицательной
эмоции
или
побуждения
.
В
то
же
время
негативный
стимул
должен
быть
распознан
.
Таблица
1.
Структура
аверсионного
лечебно
-
коррекционного
комплекса
Аверсиоиный
лечебно
-
коррекционный
комплекс
Интегратнвный
лечебно
-
коррекционный
вербальный
маркер
Аверсиоиный
потенциал
Патогенный
акцептор
Ведущий
аверсионный
маркер
Ведущий
тематический
патогенный
маркер
Вторичные
аверсионные
условно
-
рефлекторные
стимулы
-
когене
-
раторы
Патогенные
условно
-
рефлекторные
когенераторы
Первичные
аверсионные
условно
-
рефлекторные
стимулы
Негативный
когнитивно
-
поведенческий
стереотип
Это
отличает
данную
процедуру
от
предшествующего
этапа
.
Здесь
необходимо
не
допустить
развития
негативной
реакции
по
ее
привычному
пути
,
заблокировать
его
,
провести
аверсию
, «
перевернуть
»,
перевести
реакцию
в
другую
полярность
-
из
прежней
,
предпочитаемой
-
в
новую
,
отвращающую
,
дать
патологическим
стереотипам
другой
оттенок
-
отталкивающий
вместо
притягательного
.
Необходимо
заблокировать
даже
тенденции
,
«
намеки
»
на
прежний
путь
реагирования
.
Если
аверсионный
потенциал
наслаивать
в
период
максимального
проявления
патологической
реакции
,
то
конкуренция
между
этими
двумя
частями
лечебно
-
коррекционного
комплекса
будет
сильнее
,
аверсия
может
быть
приглушена
эмоциональной
силой
патологической
реакции
,
кроме
того
,
часть
нежелательного
пути
остается
«
нетронутой
»,
т
.
е
.
как
бы
разрешаемой
.
Особенности
процесса
интеграции
лечебно
-
коррекционного
комплекса
отражены
на
рис
. 2.
Аверсионные
манипуляции
должны
охватывать
не
только
настоящее
,
но
и
прошлое
и
будущее
пациента
с
обозначением
всех
вариантов
контакта
с
патогенными
факторами
(
воспоминаний
,
прогностических
представлений
,
мыслей
,
образов
,
рассказов
кому
-
либо
,
зрительного
или
слухового
восприятия
сходных
тем
,
непосредственного
контакта
и
т
.
д
.)
и
всего
спектра
проявлений
негативных
стереотипов
.
Рис
. 2.
Последовательность
нейтрализации
патологических
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
с
помощью
аверсионного
потенциала
:
max -
максимальная
интенсивность
воспроизведения
патологических
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
;
min -
этап
предвестников
,
минимальная
интенсивность
воспроизведения
патологических
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
; opt
-
оптимальное
время
фиксации
когенераторов
Процесс
интеграции
лечебно
-
коррекционного
аверсионного
комплекса
может
сопровождаться
ауто
-
и
гстсросуггестией
неприятия
аномальных
когнитивно
-
поведенческих
стереотипов
,
вплоть
до
стимуляции
возникновения
выраженных
реакций
отвращения
.
После
создания
эффективно
функционирующих
навыков
аверсионного
переключения
эмоций
пациенту
предъявляют
таблички
с
названием
проблемных
тем
и
стимулов
,
провоцирующих
негативные
когнитивно
-
поведенческие
стереотипы
,
которые
перемежаются
с
табличками
,
обозначающими
нешральные
темы
(
темы
приятные
рекомендуется
не
затрагивать
во
избежание
наслоений
на
них
аверсионных
следов
).
Получая
табличку
за
табличкой
,
пациент
реагирует
на
них
соответствующим
образом
(
аверсией
или
нейтрально
).
Упражнения
с
этими
табличками
проводятся
и
в
домашних
условиях
.
По
окончании
занятий
на
уровне
ментальное
™
приступают
к
ролевым
тренингам
,
в
которых
могут
участвовать
другие
пациенты
,
персонал
или
родственники
пациента
.
После
успешного
их
выполнения
переходят
к
тренировкам
«in vivo»,
в
реальной
жизни
,
при
действительном
контакте
с
психотравмирующими
факторами
.
Этот
процесс
при
необходимости
сопровождается
дополнительными
корригирующими
воздействиями
.
Затруднения
в
получении
устойчиво
хорошего
эффекта
авер
-
сионной
психодрамы
могут
быть
связаны
с
недостаточной
когнитивной
подготовкой
пациента
или
слабостью
аффективного
заряда
аверсионного
потенциала
по
сравнению
с
основным
патологическим
.
В
первом
случае
можно
направить
аверсионный
вектор
на
глубинные
образования
,
имеющие
отношение
к
этиологии
и
патогенезу
имеющихся
отклонений
, -
концепты
или
фактографию
психогенеза
(
значимые
впечатления
прошлого
).
При
возникновении
проблем
второго
рода
активнее
используют
аверси
-
онную
суггестию
и
гипносуггестию
,
фармакологические
и
аку
-
прессурные
плацебо
-
воздействия
,
описанные
выше
.
Кроме
этого
может
быть
подвергнуто
коррекции
время
интеграции
аверсионного
потенциала
с
акцепторной
частью
лечебно
-
коррекционного
комплекса
.
В
качестве
иллюстрации
можно
привести
пример
применения
аверсионного
тренинга
у
больной
Ш
. (
дезаптивно
-
интегриро
-
ванный
идеалистический
моноцентрированный
когнитип
),
в
35
лет
заболевшей
депрессивным
неврозом
после
ухода
мужа
.
Разрыв
отношений
произошел
неожиданно
,
на
фоне
внешне
благополучных
отношений
.
Ш
.
была
во
всех
отношениях
образцовой
женой
,
воспитанной
в
патриархальных
традициях
,
она
оставила
карьеру
и
работу
,
целиком
посвятив
себя
мужу
и
дочери
.
Позиция
мужа
,
несмотря
на
уход
из
семьи
,
оставалась
неясной
,
на
разводе
он
не
настаивал
,
хотя
жил
отдельно
и
встречался
с
другой
женщиной
.
Состояние
пациентки
утяжелялось
,
она
была
целиком
поглощена
постигшим
ее
несчастьем
,
усиливались
суицидальные
тенденции
.
В
течение
4
месяцев
безуспешно
лечилась
средствами
психофармакотерапии
.
Первоначально
была
проведена
коррекция
выявленных
глубоких
дезадаптивных
идеалистических
концепций
:
«
Брак
до
гроба
.
Только
смерть
может
разлучить
супругов
», «
Быть
брошенной
-
все
равно
,
что
умереть
,
т
.
к
.
одиночество
-
это
не
жизнь
», «
Развод
-
это
позор
для
женщины
,
потому
,
что
нормальных
женщин
не
бросают
», «
В
теперешнее
время
одной
мне
не
вытянуть
дочь
,
не
создать
для
нее
нормальные
условия
жизни
».
Это
осуществлялось
с
помощью
методов
позитивной
интерпретации
,
контрастных
переживаний
,
гротеска
,
релаксацией
и
гипнотерапией
с
использованием
прямой
суггестии
и
метафор
.
Однако
состояние
пациентки
существенно
не
изменилось
.
Решено
было
использовать
аверсионный
тренинг
,
направленный
на
устранение
притягательности
мужа
,
достигшей
степени
патологической
зависимости
.
В
аверсионный
потенциал
вошли
первично
-
аверсионные
стимулы
-
отрицательные
впечатления
,
связанные
с
беременностью
больной
,
перенесшей
тяжелый
токсикоз
,
пищевыми
и
алкогольными
отравлениями
,
сопровождавшимися
тошнотой
и
рвотой
,
с
видом
слизней
и
мокриц
,
а
также
запахом
горелой
ваты
,
который
был
очень
неприятен
Ш
.
Другим
элементом
потенциала
аверсии
стали
вторично
-
аверсионные
стимулы
,
условно
-
реф
-
лекторные
аверсионные
когенераторы
,
которые
были
сформированы
с
выполнением
соответствующих
требований
:
1.
когнитивно
-
вербальный
с
аверсионными
когенераторами
: «
нет
гадости
,
хуже
этой
», «
тошнота
и
рвота
»
и
«
это
выглядит
рвотно
и
звучит
рвотно
» (
последнее
выступало
как
ведущий
аверсионный
вербальный
маркер
);
2.
сенсорно
-
определенные
,
отражавшие
максимально
точное
воспроизведение
ядерных
сегментов
этих
образов
и
телесно
-
фиксированные
-
стандартизованные
мимика
и
пантомимика
реакций
отвращения
.
Далее
была
сформирована
акцепторная
часть
лечебно
-
коррекционного
комплекса
-
стандартизованное
многокомпонентное
воспроизведение
личности
мужа
с
фиксацией
ведущего
тематического
патогенного
вербального
маркера
«
муж
Денис
».
Все
манипуляции
сопровождались
суггестивным
,
эмоциональным
,
интонационным
вербальным
и
невербальным
подкреплением
со
стороны
психотерапевта
.
На
заключительном
этапе
была
осуществлена
интеграция
аверсионного
потенциала
и
его
ведущего
аверсионно
-
вербаль
-
ного
маркера
«
это
выглядит
рвотно
и
звучит
рвотно
!»
с
патогенным
акцептором
-
стандартизованным
образом
мужа
и
его
патогенно
-
вербальным
маркером
«
муж
Денис
».
В
итоге
в
течение
одного
сеанса
произошло
бурное
отрсагирование
и
смена
полярности
отношения
к
мужу
«
под
вывеской
» (
интегративно
-
вср
-
бальным
маркером
) «
Денис
-
это
выглядит
рвотно
,
это
звучит
рвотно
!».
В
течение
суток
исчезли
и
симптомы
депрессии
,
что
больная
назвала
«
каким
-
то
волшебством
».
При
дальнейшем
наблюдении
помощи
не
требовала
,
сделала
успешные
шаги
в
бизнесе
,
самостоятельно
подала
на
развод
с
мужем
и
была
разведена
.
Успех
аверсионного
тренинга
был
обеспечен
предшествующей
когнитивной
подготовкой
.
Глава
2
АКТУАЛИЗАЦИЯ
РЕСУРСОВ
Метод
направлен
на
использование
естественных
,
уже
имеющихся
у
пациента
возможностей
,
ресурсов
,
резервов
-
как
психологических
(
идей
,
ценностей
,
характера
,
темперамента
и
т
.
п
.),
так
и
физических
,
например
,
внешних
данных
или
состояния
здоровья
.
Каждое
психологическое
качество
,
особенно
акцентуированное
,
может
приносить
и
пользу
,
и
вред
человеку
,
его
окружению
или
обеим
сторонам
.
Так
,
например
,
боязливость
способна
изба
-
вить
от
травм
или
ситуаций
насилия
и
в
то
же
время
быть
основой
фобии
.
Чувство
собственного
достоинства
может
помочь
человеку
пережить
одну
группу
проблем
,
но
будучи
ущемленным
,
служит
основой
для
других
.
Педантизм
в
некоторых
случаях
необходим
,
например
,
в
фармации
,
в
других
вреден
и
т
.
д
.
Точно
так
же
физические
данные
,
независимо
от
радикала
своего
качества
могут
позитивно
или
негативно
сказываться
на
судьбе
индивидуума
.
При
актуализации
ресурсов
на
первом
этапе
проводят
диагностику
индивидуальных
ресурсов
.
Они
могут
быть
как
положительного
,
так
и
отрицательного
свойства
,
в
т
.
ч
.
социально
не
одобряемого
(
например
,
жадность
или
внешние
дефекты
).
Факт
наличия
и
компенсирующая
роль
ресурсов
прямо
или
косвенно
внушаются
психотерапевтом
(
это
внушение
может
иметь
оттенок
скрытого
от
больного
преувеличения
) -
формируется
компенсирующая
концепция
ресурса
.
На
втором
этапе
производится
подбор
модели
актуализации
ресурса
,
его
экстраполяция
и
переориентация
-
«
адресное
прикрепление
»
к
тематике
проблемного
состояния
в
качестве
оптимального
способа
адаптации
.
Примером
здесь
может
служить
прикрепление
сверхтщательности
к
совершенному
овладению
навыками
психической
саморегуляции
.
При
использовании
ресурсов
с
негативным
радикалом
важно
найти
альтернативу
потребности
,
с
которой
связан
этот
ресурс
, -
найти
способ
мышления
и
поведения
,
который
будет
давать
пациенту
то
,
что
давал
негативный
стереотип
.
Например
,
экспло
-
зивность
чаще
всего
основывается
на
концепции
: «
Для
того
чтобы
поставить
кого
-
то
на
место
-
того
,
кто
делает
мне
больно
,
или
не
так
как
я
хочу
,
или
вредит
обществу
-
можно
и
нужно
не
только
кричать
,
но
таких
можно
и
нужно
бить
,
а
некоторых
и
прибить
.
Для
достижения
цели
нужны
энергичные
,
радикальные
средства
».
Выбрав
цель
-
состояние
психологической
удовлетворенности
,
эксплозивность
направляют
против
эксплозивное
™,
ее
«
яростно
атакуют
»
привычным
способом
,
добиваясь
устранения
.
Это
становится
возможным
,
если
в
качестве
ведущей
принята
ценность
собственной
духовно
-
психологической
гармонии
.
Точно
так
же
истерическая
дсмонстративность
вполне
может
рассматриваться
как
ресурс
,
если
«
прикрепляется
»
к
демонстрации
достижений
в
области
управления
собой
и
движения
в
направлении
личностной
гармонизации
,
которые
отмечаются
и
подчеркиваются
психотерапевтом
.
При
наличии
нескольких
ресурсов
или
нескольких
проблемных
кластеров
составляется
своеобразный
«
банк
ресурсов
».
Например
,
при
лечении
ожирения
могут
актуализироваться
такие
ресурсы
,
как
чувство
стыда
,
ипохондричность
,
боязливость
и
даже
патриотизм
(«
не
позорить
нацию
своей
фигурой
»).
В
то
же
время
избыточный
вес
как
ресурс
может
способствовать
преодолению
идей
собственной
малоценности
- «
избыточный
вес
придает
человеку
солидность
,
полные
люди
окружающими
воспринимаются
с
большим
уважением
,
их
обычно
положительно
оценивают
с
точки
зрения
человечности
и
доброты
».
При
лечении
гневливости
,
взрывчатости
,
возбудимости
«
эксплуатируют
»
чувства
стыда
,
долга
,
совесть
наряду
с
уже
имеющимся
ресурсом
быть
спокойным
в
тех
или
иных
(
не
проблемных
)
ситуациях
.
Во
всех
случаях
у
каждого
человека
можно
обнаружить
достаточный
внутренний
потенциал
.
В
качестве
эффективных
ресурсов
могут
выступать
также
экстернальные
качества
-
достоинства
других
людей
,
героев
кино
и
книг
,
их
привлекательные
для
пациента
особенности
.
Экс
-
тернальным
ресурсным
потенциалом
обладают
также
предметы
(
имеющие
статус
амулетов
,
символов
,
фетишей
или
тс
,
что
связаны
с
подходящими
воспоминаниями
),
технические
объекты
(
например
,
автомобиль
,
езда
или
нахождение
в
котором
приносят
положительные
эмоции
),
любимые
животные
и
т
.
д
.
Предпочтительнее
опираться
на
ресурсы
«
интернальные
»,
те
,
что
находятся
«
внутри
»
пациента
,
а
не
вне
его
, -
это
позволяет
быть
более
свободным
,
исключает
риск
формирования
психологической
зависимости
.
Внешние
ресурсы
интериоризируют
.
При
использовании
нескольких
ресурсов
учитывают
их
баланс
,
соотношение
,
особенности
синергического
или
антагонистического
взаимодействия
.
В
качестве
базисного
,
первоначально
апробируется
когнитивный
вариант
актуализации
:
позитивная
интерпретация
,
многократное
осознание
и
логическое
обоснование
определенного
качества
как
ресурса
,
вербальная
суггестия
или
гипносугге
-
стия
,
аутосуггестия
.
Наиболее
простым
суггестивным
вариантом
является
прямое
внушение
и
самовнушение
о
наличии
и
значении
того
или
иного
ресурса
,
его
целесообразности
,
выгодности
с
ут
-
верждением
уверенного
выполнения
определенного
варианта
поведения
.
При
этом
желательно
подготовить
для
пациента
компактные
карточки
с
соответствующими
индивидуализированными
текстами
для
самовнушения
.
Далее
апробируют
сенсорно
-
фиксированную
(
главным
образом
,
визуальную
или
аудиальную
)
и
телесно
-
фиксированную
(
ми
-
мико
-
пантомимическую
)
модели
актуализации
ресурса
.
При
визуализации
эффективен
путь
от
диссоциированного
варианта
(
представления
своей
копии
,
обладающей
желательным
ресурсом
)
к
ассоциированному
(
пациент
«
видит
»
ситуацию
«
как
в
жизни
», «
изнутри
себя
»).
Аудиальное
подкрепление
включает
в
себя
воспо
-
минания
и
представления
,
сопряженные
с
системой
слухового
восприятия
.
Телесно
-
фиксированная
модель
основана
на
воспроизведении
телесных
(
мимико
-
пантомимических
)
эквивалентов
ресурсных
состояний
-
например
,
уверенности
,
радости
-
или
копинге
стереотипа
поведения
личности
,
у
которой
«
заимствуют
»
ресурс
.
Для
облегчения
доступа
к
нужному
ресурсу
может
быть
использована
якорная
техника
нейролингвистического
программирования
.
Важной
является
активация
эмоций
при
извлечении
и
эксплуатации
ресурса
.
Использование
ресурсов
облегчается
при
стандартизации
тренирующих
процедур
с
одновременным
подключением
и
закреплением
на
высоте
переживаний
субъективно
приемлемых
вербальных
,
слуховых
,
двигательных
или
других
стереотипов
,
хорошо
доступных
для
повторного
воспроизведения
,
играющих
далее
роль
условно
-
рефлекторных
когенера
-
торов
(
якорей
)
позитивного
поведения
.
На
третьем
этапе
,
после
построения
моделей
актуализации
ресурса
проводят
тренинги
с
эксплуатацией
ресурса
.
Первоначально
это
могут
быть
проблемно
-
тематические
когнитивные
или
сенсорно
акцентированные
построения
(
визуализации
и
др
.),
затем
организуют
ролевые
тренинги
и
,
наконец
,
сформированный
навык
используют
в
условиях
реальных
стрессогснных
ситуаций
.
Количество
упражнений
и
тренингов
определяется
их
качественным
критерием
-
появлением
устойчивой
способности
создавать
желаемое
психологическое
состояние
.
Четвертый
этап
-
поддержание
и
коррекция
стереотипа
актуализации
ресурса
.
Его
реализация
осуществляется
пациентом
самостоятельно
,
в
соответствии
с
полученными
рекомендациями
или
может
быть
связана
с
повторными
психотерапевтическими
сессиями
по
индивидуальному
графику
.
Глава
3
АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ
СУГГЕСТИЯ
И
ГИПНОСУГГЕСТИЯ
Одной
из
главных
особенностей
метода
альтернирующей
суггестии
и
гипносуггестии
является
применение
контрастных
внушений
,
которые
попеременно
(
маятникообразно
)
преподносятся
больному
и
сопровождаются
комплексным
воздействием
на
ряд
анализаторов
,
формирующим
условно
-
рефлекторные
связи
лечебного
характера
(
аверсионные
-
отталкивающие
,
отвращающие
-
или
симпатические
-
привлекательные
,
притягательные
).
При
проведении
метода
после
анализа
жалоб
,
анамнеза
и
структуры
личности
внимание
направляют
на
изучение
субъективных
психофизиологических
реакций
,
ощущений
и
переживаний
пациента
,
сопровождающих
здоровое
и
патологическое
поведение
,
с
разделением
их
на
положительные
и
отрицательные
,
приятные
и
неприятные
.
При
этом
используют
максимальный
набор
ценностных
,
духовных
,
нравственных
,
когнитивных
,
эмоциональных
,
физиологических
,
визуальных
,
аудиальных
и
кинестетических
характеристик
обоих
полюсов
поведения
.
В
итоге
выстраиваются
полярные
,
диаметрально
противоположные
позитивные
и
негативные
суггестивные
комплексы
,
включающие
в
себя
субъективный
опыт
больного
.
Важна
когнитивная
подготовка
с
обсуждением
проблем
пациента
,
механизмов
развития
заболевания
и
путей
его
преодоления
.
Необходимо
рассмотреть
закономерности
организации
поведения
согласно
прикладным
психотерапевтическим
моделям
:
ин
-
тегративно
-
онтогенетической
и
функционально
-
динамической
(
см
.
«
Когнитивно
-
ценностная
гарионизация
»).
При
этом
с
учетом
уровня
возрастного
и
интеллектуального
развития
больного
осуществляют
внушение
о
зависимости
характера
поступков
и
качества
жизни
человека
от
сделанного
им
предшествующего
выбора
,
от
сознательного
или
подсознательного
прогнозирования
опреде
-
ленного
варианта
поведения
.
Проводят
аналогии
с
управлением
транспортными
средствами
,
работой
компьютера
.
Мозг
может
быть
назван
биокомпьютером
,
функционирующим
согласно
позитивной
или
негативной
программе
,
алгоритму
,
который
человек
задает
себе
сам
или
получаст
от
окружающих
.
Создают
емкую
формулу
о
связи
выбора
,
программы
и
судьбы
.
Кроме
этого
,
пациенту
объясняют
закономерности
развития
его
заболевания
в
аспекте
выбора
и
аутопрограммирования
,
описывают
прогноз
,
который
может
быть
намеренно
утяжелен
при
зависимости
от
психоактивных
веществ
и
психопатиях
возбудимого
круга
(
прием
«
иатро
-
генизации
-
ипохондризации
»),
а
в
случаях
с
невротическими
расстройствами
(
особенно
депрессивными
),
наоборот
,
представлен
более
оптимистично
.
Далее
больному
рассказывают
об
особенностях
метода
,
в
частности
о
том
,
что
он
может
сочетаться
с
гипнозом
,
музыкотера
-
пией
,
акупрессурой
и
ароматерапией
.
Внушают
,
что
они
используются
для
повышения
восприимчивости
мозга
к
лечебной
информации
.
Акупрессура
и
ароматерапия
имеют
имитационный
характер
,
применяются
как
псевдовоздействия
,
играют
роль
плацебо
-
факторов
.
Пациенту
в
доступной
форме
объясняют
меха
-
низм
оздоравливающего
действия
гипноза
и
«
стимуляции
сенсорных
систем
»,
сообщают
,
что
некоторые
манипуляции
могут
быть
несколько
неприятны
,
незначительно
болезненны
,
но
от
них
зависит
качество
лечения
.
Определяют
зоны
повышенной
чувствительности
:
точки
выхода
лицевого
,
тройничного
,
затылочного
нервов
,
области
основания
и
крыльев
носа
,
козелки
ушных
раковин
,
ульнарные
области
,
точки
Хэ
-
Гу
и
др
. (
см
.
метод
«
Телесно
-
фиксированной
и
фармакологической
имитации
,
негативного
подкрепления
и
моделирования
»).
Выбирают
наиболее
целесообразные
комбинации
этих
точек
и
делают
пробные
,
незначительные
надавливания
на
них
.
Суггестивное
воздействие
проводят
путем
погружения
пациента
в
гипнотический
транс
с
использованием
любой
техники
цо
индивидуально
доступной
глубины
или
в
состоянии
бодрствования
.
Во
время
сеанса
периодически
проговаривают
формулу
энушения
о
роли
выбора
,
программирования
и
прогнозирования
i
поведении
человека
и
последовательно
,
многократно
чередуют
эмоционально
-
насыщенное
описание
негативной
и
позитивной
моделей
поведения
больного
,
основанных
на
его
выборе
в
прошлом
,
настоящем
и
будущем
,
с
прогнозом
последствий
этого
выбора
для
него
самого
и
окружающих
.
Используемое
при
этом
условно
-
рефлекторное
подкрепление
оказывают
с
учетом
ранее
выявленных
индивидуальных
особенностей
.
При
использовании
гипнотического
транса
для
интерпретации
возможных
колебаний
глубины
погружения
и
нейтрализации
сопротивления
пациенту
говорят
,
выделяя
интонационно
или
с
помощью
пауз
,
пассов
более
выгодные
для
лечения
варианты
: «
Во
время
сеанса
Вы
будете
находиться
в
том
состоянии
,
которое
необходимо
лично
Вам
,
для
лично
Вашего
выздоровления
.
Это
может
быть
очень
глубокое
погружение
или
не
очень
глубокое
погружение
,
оно
может
наступить
сразу
или
постепенно
,
быть
постоянным
или
волнообразным
,
но
Вы
будете
постоянно
ясно
и
четко
слышать
меня
!
Полная
концентрация
на
каждом
моем
слове
!
Каждое
мое
слово
впечатается
в
Вашу
память
надежно
и
прочно
!
Ваш
мозг
запомнит
каждое
мое
слово
,
и
каждое
мое
слово
будет
помогать
Вам
в
нужное
время
в
нужном
месте
!»
Описание
негативной
модели
поведения
проговаривают
с
эмоционально
неприятными
интонациями
,
с
элементами
гротеска
,
описывая
жизнь
пациента
до
лечения
,
со
всеми
се
проблемами
,
страданиями
.
Очень
важно
затронуть
дезаптирующие
концепции
.
Целесообразно
цитировать
наиболее
демонстративные
высказывания
пациента
на
специфические
темы
,
сделанные
им
ранее
.
Используют
соматовегстативные
характеристики
,
физио
-
логические
термины
,
особенно
при
злоупотреблении
психоактивными
веществами
,
переедании
(«
слизь
», «
мокрота
»,
«
рвотные
массы
», «
разложение
», «
гниение
»
и
т
.
п
.),
с
учетом
действительных
,
но
преувеличенных
закономерностей
протекания
патологического
процесса
.
Желательны
образные
сравнения
,
аналогии
,
яркие
метафоры
.
В
необходимых
случаях
могут
быть
спровоцированы
тошнотнорвотные
реакции
.
Внушения
сопровождают
фонограммами
,
имеющими
тревожный
характер
звучания
, -
голоса
дельфинов
и
китов
,
звуки
шаманских
бубнов
,
резкие
звуки
,
ком
-
позиции
из
обрывков
музыкальных
произведений
и
т
.
п
.
Парал
-
лельно
осуществляют
болевые
акупрессурные
воздействия
и
раздражают
обоняние
неприятными
для
больного
запахами
,
например
,
нашатырного
спирта
,
а
при
алкоголизме
-
этанола
или
водки
,
если
они
вызывают
отвращение
.
Эффективно
также
раздражение
слизистых
губ
,
языка
,
ротовой
полости
водкой
,
табаком
или
другими
веществами
и
пищевыми
продуктами
,
по
отношению
к
которым
необходимо
вызвать
аверсию
.
При
этом
императивно
подчеркивается
отвращение
,
непереносимость
,
недопустимость
или
опасность
их
употребления
.
После
описания
негативной
модели
поведения
проводят
переходное
внушение
-
произносят
текст
,
включающий
рассуждения
вопросительного
характера
,
например
: «
Такой
была
Ваша
жизнь
,
таким
был
Ваш
выбор
.
Может
быть
,
именно
в
этом
истинный
смысл
Вашего
появления
на
свет
,
в
этом
смысл
Вашего
рождения
...».
Далее
в
гиперболизированной
форме
,
в
зависимости
от
нозологии
,
называют
варианты
саморазрушения
или
нарушения
отношений
с
другими
,
например
,
при
алкоголизме
: «...
пропитывать
,
загрязнять
,
заполнять
и
разрушать
себя
алкоголем
,
с
каждым
глотком
водки
,
вина
или
пива
все
больше
и
больше
уничтожать
свой
мозг
,
сердце
,
печень
и
,
в
конце
концов
,
исчезнуть
так
же
,
как
исчезает
с
поверхности
земли
сорняк
или
лужа
грязной
воды
...».
Затем
больному
говорят
: «
Но
,
может
быть
,
Вы
родились
для
другого
,
и
смысл
Вашего
появления
на
свет
,
смысл
Вашей
судьбы
в
другом
и
другим
станет
Ваш
выбор
...»,
после
чего
повторяют
внушение
о
роли
выбора
и
переходят
к
описанию
позитивной
модели
.
Позитивная
модель
поведения
преподносится
с
приятными
,
обнадеживающими
,
проникновенными
интонациями
и
сопровождается
записью
музыки
,
имеющей
просветленный
,
освобождающий
,
оптимистический
характер
(
произведения
Китаро
,
Ж
.-
М
.
Жар
-
ра
,
К
.
де
Мальо
,
шумы
и
звуки
природы
и
т
.
п
.).
Этот
же
оттенок