Файл: Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости - Захаров Н.П. - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1773

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

однозначность

 

эффекта

4.   

Необходимым

 

условием

 

для

 

успешности

 

метода

 

является

 

стандартизация

     

и

     

точность

     

повторного

   

воспроизведения

 

аверсионного

  

комплекса

 -  

и

  

когнитивно

-

вербальных

  

построений

и

 

образов

и

 

жестов

и

 

поз

и

 

плацебовоздействий

 -

необходим

 

жесткий

 

стереотип

который

 

вызывает

 

жестко

-

тождественные

 

реакции

5.   

Для

 

фиксации

 

аверсионного

 

стереотипа

 

целесообразно

 

провести

 

адекватное

 

количество

 

повторений

Это

 

определяется

 

возникающим

 

эффектом

 - 

успешностью

 «

реанимации

» 

нужных

 

переживаний

Обычно

 

требуется

 

около

 

10 

повторений

 

по

 

нескольку

 

минут

 

каждое

6.   

Желательно

 «

поддержание

 

формы

», 

периодическое

 

повторение

 

тренировок

 

с

 

самого

 

начала

7.   

Со

 

временем

если

 

стандартный

 

образ

 

становится

 

привычным

 

и

 

теряет

 

совою

 

эмоциональную

 

заряженность

его

 

модифицируют

Таким

 

образом

формируется

 

первая

 

часть

 

аверсионного

 

лечебно

-

коррекционного

 

комплекса

 - 

аверсионная

аверсионный

 

потенциал

включающий

 

в

 

себя

 

первичные

 

аверсионные

 

стимулы

  (

воспоминания

и

 

вторичные

 

аверсионные

 

стимулы

 - 

когенераторы

манипуляции

 

в

 

пределах

 

различных

 

систем

облегчающие

 

доступ

 

к

 

первым

 

и

 

усиливающие

 

их

Далее

 

формируют

 

вторую

 

часть

 

лечебно

-

коррекционного

 

комплекса

 - 

акцепторную

которая

 

будет

 

далее

 

соединена

 

с

 

аверсионной

Первоначально

 

на

 

этом

 

этапе

 

создают

 

стандарт

 

воспроизведения

 

образа

 

негативной

 

модели

 

поведения

людей

 

и

 

объектов

по

 

отношению

 

к

 

которым

 

возникают

 

патологические

 

реакции

  (

патогенный

 

акцептор

). 

Аналогично

 

структуризации

 

первично

-

аверсионных

 

стимулов

 

выделяют

 

стандартизованные

 

когнитивные

вербальные

сенсорно

-

определенные

телеснофик

-

сированные

 

компоненты

которые

 

играют

 

роль

 

патогенных

 

условно

-

рефлекторных

 

кооператоров

Однако

 

при

 

этом

 

не

 

требуется

 

выполнения

 

всех

 

правил

 

воспроизведения

которые

 

применяются

 

для

 «

реанимации

» 

аверсионного

 

потенциала

Здесь

 

также

 

важным

 

является

 

вычленение

  «

ядра

» 

переживаний

 - 

наиболее

 

значимого

 

компонента

который

 

обозначается

 

ведущим

 

тематическим

 

патогенным

 

маркером

 

наиболее

 

характерным

 

словом

фразой

образом

жестом

 

или

 

их

 

комбинацией

обозначающим

 

переживание

 

или

 

его

 

причину

  (

например

, «

тоска

», «

гнев

», «

бывший

 

муж

», «

игра

», «

алкоголь

», «

выпивка

», «

табак

» 

и

 

т

п

.). 

Выделяется

 

и

 «

периферия

» (

второстепенные

 

элементы

), 

предвестники

 (

самые

 

ранние

 

эмоциональные

 

состояния

и

 

инициирующие

 

стимулы

 (

факторы

-

триггеры

запускающие

 

процесс

 

аномального

 

реагирования

 - 

определенные

 

мысли

образы

люди

объекты

места

зоны

 

и

 

т

д

.). 

Кроме

 

этого

 

варианта

 

воспроизведения

 

акцепторной

 

части

 

аверсионного

 

лечебно

-

коррекционного

 

комплекса

 

может

 

использоваться

 

несколько

 

более

 

сложный

при

 

котором

 

патогенные

 

условно

-

рефлекторные

 

когенераторы

 

(

когнитивно

-

вербальные

сенсорно

-

фиксированные

мимические

 

и

 

пантомимические

), 

облегчающие

 

доступ

 

к

 

самим

 

негативным

 

переживаниям

 

и

 

стереотипам

 

поведения

требующим

 

коррекции

 

или

 

полного

 

устранения

фиксируют

руководствуясь

 

теми

 

же

 

принципами

что

 

и

 

вторич

-

но

-

аверсионные

 

когенераторы

После

 

формирования

 

акцепторной

 

части

 

аверсионного

 

лечебно

-

коррекционного

 

комплекса

 

его

 

интегрируют

 

с

 

аверсион

-

ным

 

потенциалом

 - «

наслаивают

» 

заряд

 

аверсии

 

на

 

негативные

 

поведенческие

 

стереотипы

соединяя

 

ведущие

 

маркеры

 

и

 

фиксируя

 

интегративный

 

лечебно

-

коррекционный

 

вербальный

 

маркер

На

 

эту

 

процедуру

как

 

и

 

на

 

предыдущую

в

 

среднем

 

требуется

 

около

 10 

сеансов

Критерий

 

успешности

 - 

яркость

 

аверсии

 

и

 

невозможность

 

прежнего

 

эмоционального

 

отреагирования

 

при

 

моделировании

 

взаимодействия

а

 

затем

 

и

 

реальных

 

контактах

от

-

рицательными

 

факторами

Таблица

 1 

схематически

 

отражает

 

результат

 

интеграции

 

аверсионного

 

потенциала

 

и

 

акцепторной

 

части

 - 

структуру

 

лечебно

-

коррекционного

 

комплекса

В

 

процессе

 

интеграции

 

воспроизведение

 

негативных

 

стереотипов

 

сопровождают

 

синхронным

 

или

 

периодическим

 

включением

 

соответствующих

 

аверсионных

 

переживаний

 

и

 

когенерато

-

ров

Для

 

получения

 

надежного

 

результата

 

важно

 

создать

 

устойчивый

 

стереотип

 

своевременной

 

активации

 

аверсионного

 

потенциала

начиная

 

с

 

самых

 

ранних

 

этапов

 

воображаемого

 

взаимодействия

 

с

 

патогенными

 

триггерами

 

и

 

предвестниками

 

отрицательной

 

эмоции

 

или

 

побуждения

В

 

то

 

же

 

время

 

негативный

 

стимул

 

должен

 

быть

 

распознан

Таблица

 1. 

Структура

 

аверсионного

 

лечебно

-

коррекционного

 

комплекса

 

Аверсиоиный

 

лечебно

-

коррекционный

 

комплекс

 

Интегратнвный

 

лечебно

-

коррекционный

 

вербальный

 

маркер

 

Аверсиоиный

 

потенциал

 

Патогенный

 

акцептор

 

Ведущий

 

аверсионный

 

маркер

 

Ведущий

 

тематический

 

патогенный

 

маркер

 

Вторичные

 

аверсионные

 

условно

-

рефлекторные

 

стимулы

  -

когене

-

раторы

 

Патогенные

 

условно

-

рефлекторные

 

когенераторы

 

Первичные

 

аверсионные

 

условно

-

рефлекторные

 

стимулы

 

Негативный

 

когнитивно

-

поведенческий

 

стереотип

 

Это

 

отличает

 

данную

 

процедуру

 

от

 

предшествующего

 

этапа

Здесь

 

необходимо

 

не

 

допустить

 

развития

 

негативной

 

реакции

 

по

 

ее

 

привычному

 

пути

заблокировать

 

его

провести

 

аверсию

, «

перевернуть

», 

перевести

 

реакцию

 

в

 

другую

 

полярность

 - 

из

 

прежней

предпочитаемой

 - 

в

 

новую

отвращающую

дать

 

патологическим

 

стереотипам

 

другой

 

оттенок

 - 

отталкивающий

 

вместо

 

притягательного

Необходимо

 

заблокировать

 

даже

 

тенденции

«

намеки

» 

на

 

прежний

 

путь

 

реагирования

Если

 

аверсионный

 

потенциал

 

наслаивать

 

в

 

период

 

максимального

 

проявления

 

патологической

 

реакции

то

 

конкуренция

 

между

 

этими

 

двумя

 

частями

 

лечебно

-

коррекционного

 


background image

комплекса

 

будет

 

сильнее

аверсия

 

может

 

быть

 

приглушена

 

эмоциональной

 

силой

 

патологической

 

реакции

кроме

 

того

часть

 

нежелательного

 

пути

 

остается

 «

нетронутой

», 

т

е

как

 

бы

 

разрешаемой

Особенности

 

процесса

 

интеграции

 

лечебно

-

коррекционного

 

комплекса

 

отражены

 

на

 

рис

. 2. 

Аверсионные

 

манипуляции

 

должны

 

охватывать

 

не

 

только

 

настоящее

но

 

и

 

прошлое

 

и

 

будущее

 

пациента

 

с

 

обозначением

 

всех

 

вариантов

 

контакта

 

с

 

патогенными

 

факторами

 (

воспоминаний

прогностических

 

представлений

мыслей

образов

рассказов

 

кому

-

либо

зрительного

 

или

 

слухового

 

восприятия

 

сходных

 

тем

непосредственного

 

контакта

 

и

 

т

д

.) 

и

 

всего

 

спектра

 

проявлений

 

негативных

 

стереотипов

 

Рис

. 2. 

Последовательность

 

нейтрализации

 

патологических

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

 

с

 

помощью

 

аверсионного

 

потенциала

max - 

максимальная

 

интенсивность

 

воспроизведения

 

патологических

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

min - 

этап

 

предвестников

минимальная

 

интенсивность

 

воспроизведения

 

патологических

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

; opt 

оптимальное

 

время

 

фиксации

 

когенераторов

 

Процесс

 

интеграции

 

лечебно

-

коррекционного

 

аверсионного

 

комплекса

 

может

 

сопровождаться

 

ауто

и

 

гстсросуггестией

 

неприятия

 

аномальных

 

когнитивно

-

поведенческих

 

стереотипов

вплоть

 

до

 

стимуляции

 

возникновения

 

выраженных

 

реакций

 

отвращения

После

 

создания

 

эффективно

 

функционирующих

 

навыков

 

аверсионного

 

переключения

 

эмоций

 

пациенту

 

предъявляют

 

таблички

 

с

 

названием

 

проблемных

 

тем

 

и

 

стимулов

провоцирующих

 

негативные

 

когнитивно

-

поведенческие

 

стереотипы

которые

 

перемежаются

 

с

 

табличками

обозначающими

 

нешральные

 

темы

  (

темы

 

приятные

 

рекомендуется

 

не

 

затрагивать

 

во

 

избежание

 

наслоений

 

на

 

них

 

аверсионных

 

следов

). 

Получая

 

табличку

 

за

 

табличкой

пациент

 

реагирует

 

на

 

них

 

соответствующим

 

образом

  (

аверсией

 

или

 

нейтрально

). 

Упражнения

 

с

 

этими

 

табличками

 

проводятся

 

и

 

в

 

домашних

 

условиях

По

 

окончании

 

занятий

 

на

 

уровне

 

ментальное

™ 

приступают

 

к

 

ролевым

 

тренингам

в

 

которых

 

могут

 

участвовать

 

другие

 

пациенты

персонал

 

или

 

родственники

 

пациента

После

 

успешного

 

их

 

выполнения

 

переходят

 

к

 

тренировкам

 

«in vivo», 

в

 

реальной

 

жизни

при

 

действительном

 

контакте

 

с

 

психотравмирующими

 

факторами

Этот

 

процесс

 

при

 

необходимости

 

сопровождается

 

дополнительными

 

корригирующими

 

воздействиями

Затруднения

 

в

 

получении

 

устойчиво

 

хорошего

 

эффекта

 

авер

-

сионной

 

психодрамы

 

могут

 

быть

 

связаны

 

с

 

недостаточной

 

когнитивной

 

подготовкой

 

пациента

 

или

 

слабостью

 

аффективного

 

заряда

 

аверсионного

 

потенциала

 

по

 

сравнению

 

с

 

основным

 

патологическим

В

 

первом

 

случае

 

можно

 

направить

 

аверсионный

 

вектор

 

на

 

глубинные

 

образования

имеющие

 

отношение

 

к

 

этиологии

 

и

 

патогенезу

 

имеющихся

 

отклонений

, - 

концепты

 

или

 

фактографию

 

психогенеза

  (

значимые

 

впечатления

 

прошлого

). 

При

 

возникновении

 

проблем

 

второго

 

рода

 

активнее

 

используют

 

аверси

-

онную

 

суггестию

 

и

 

гипносуггестию

фармакологические

 

и

 

аку

-

прессурные

 

плацебо

-

воздействия

описанные

 

выше

Кроме

 

этого

 

может

 

быть

 

подвергнуто

 

коррекции

 

время

 

интеграции

 

аверсионного

 

потенциала

 

с

 

акцепторной

 

частью

 

лечебно

-

коррекционного

 

комплекса

В

 

качестве

 

иллюстрации

 

можно

 

привести

 

пример

 

применения

 

аверсионного

 

тренинга

 

у

 

больной

 

Ш

. (

дезаптивно

-

интегриро

-

ванный

 

идеалистический

 

моноцентрированный

 

когнитип

), 

в

 35 

лет

 

заболевшей

 

депрессивным

 

неврозом

 

после

 

ухода

 

мужа

Разрыв

 

отношений

 

произошел

 

неожиданно

на

 

фоне

 

внешне

 

благополучных

 

отношений

Ш

была

 

во

 

всех

 

отношениях

 

образцовой

 

женой

воспитанной

 

в

 

патриархальных

 

традициях

она

 

оставила

 

карьеру

 

и

 

работу

целиком

 

посвятив

 

себя

 

мужу

 

и

 

дочери

Позиция

 

мужа

несмотря

 

на

 

уход

 

из

 

семьи

оставалась

 

неясной

на

 

разводе

 

он

 

не

 

настаивал

хотя

 

жил

 

отдельно

 

и

 

встречался

 

с

 

другой

 

женщиной

Состояние

 

пациентки

 

утяжелялось

она

 

была

 

целиком

 

поглощена

 

постигшим

 

ее

 

несчастьем

усиливались

 

суицидальные

 

тенденции

В

 

течение

 4 

месяцев

 

безуспешно

 

лечилась

 

средствами

 

психофармакотерапии

 

Первоначально

 

была

 

проведена

 

коррекция

 

выявленных

 

глубоких

 

дезадаптивных

 

идеалистических

 

концепций

«

Брак

 

до

 

гроба

Только

 

смерть

 

может

 

разлучить

 

супругов

», «

Быть

 

брошенной

 - 

все

 

равно

что

 

умереть

т

к

одиночество

 - 

это

 

не

 

жизнь

», «

Развод

 -

это

 

позор

 

для

 

женщины

потому

что

 

нормальных

 

женщин

 

не

 

бросают

», «

В

 

теперешнее

 

время

 

одной

 

мне

 

не

 

вытянуть

 

дочь

не

 

создать

 

для

 

нее

 

нормальные

 

условия

 

жизни

». 

Это

 

осуществлялось

 

с

 

помощью

 

методов

 

позитивной

 

интерпретации

контрастных

 

переживаний

гротеска

релаксацией

 

и

 

гипнотерапией

 

с

 

использованием

 

прямой

 

суггестии

 

и

 

метафор

Однако

 

состояние

 

пациентки

 

существенно

 

не

 

изменилось

Решено

 


background image

было

 

использовать

 

аверсионный

 

тренинг

направленный

 

на

 

устранение

 

притягательности

 

мужа

достигшей

 

степени

 

патологической

 

зависимости

В

 

аверсионный

 

потенциал

 

вошли

 

первично

-

аверсионные

 

стимулы

 - 

отрицательные

 

впечатления

связанные

 

с

 

беременностью

 

больной

перенесшей

 

тяжелый

 

токсикоз

пищевыми

 

и

 

алкогольными

 

отравлениями

сопровождавшимися

 

тошнотой

 

и

 

рвотой

с

 

видом

 

слизней

 

и

 

мокриц

а

 

также

 

запахом

 

горелой

 

ваты

который

 

был

 

очень

 

неприятен

 

Ш

Другим

 

элементом

 

потенциала

 

аверсии

 

стали

 

вторично

-

аверсионные

 

стимулы

условно

-

реф

-

лекторные

 

аверсионные

 

когенераторы

которые

 

были

 

сформированы

 

с

 

выполнением

 

соответствующих

 

требований

1.   

когнитивно

-

вербальный

   

с

   

аверсионными

   

когенераторами

: «

нет

 

гадости

хуже

 

этой

», «

тошнота

 

и

 

рвота

» 

и

 

«

это

 

выглядит

 

рвотно

 

и

 

звучит

 

рвотно

» (

последнее

 

выступало

 

как

 

ведущий

 

аверсионный

 

вербальный

 

маркер

); 

2.   

сенсорно

-

определенные

,  

отражавшие

   

максимально

   

точное

 

воспроизведение

 

ядерных

 

сегментов

 

этих

 

образов

 

и

 

телесно

-

фиксированные

 - 

стандартизованные

 

мимика

 

и

 

пантомимика

 

реакций

 

отвращения

Далее

 

была

 

сформирована

 

акцепторная

 

часть

 

лечебно

-

коррекционного

 

комплекса

 - 

стандартизованное

 

многокомпонентное

 

воспроизведение

 

личности

 

мужа

 

с

 

фиксацией

 

ведущего

 

тематического

 

патогенного

 

вербального

 

маркера

 «

муж

 

Денис

». 

Все

 

манипуляции

 

сопровождались

 

суггестивным

эмоциональным

интонационным

 

вербальным

 

и

 

невербальным

 

подкреплением

 

со

 

стороны

 

психотерапевта

На

 

заключительном

 

этапе

 

была

 

осуществлена

 

интеграция

 

аверсионного

 

потенциала

 

и

 

его

 

ведущего

 

аверсионно

-

вербаль

-

ного

 

маркера

  «

это

 

выглядит

 

рвотно

 

и

 

звучит

 

рвотно

!» 

с

 

патогенным

 

акцептором

 - 

стандартизованным

 

образом

 

мужа

 

и

 

его

 

патогенно

-

вербальным

 

маркером

  «

муж

 

Денис

». 

В

 

итоге

 

в

 

течение

 

одного

 

сеанса

 

произошло

 

бурное

 

отрсагирование

 

и

 

смена

 

полярности

 

отношения

 

к

 

мужу

  «

под

 

вывеской

» (

интегративно

-

вср

-

бальным

 

маркером

) «

Денис

 - 

это

 

выглядит

 

рвотно

это

 

звучит

 

рвотно

!». 

В

 

течение

 

суток

 

исчезли

 

и

 

симптомы

 

депрессии

что

 

больная

 

назвала

  «

каким

-

то

 

волшебством

». 

При

 

дальнейшем

 

наблюдении

 

помощи

 

не

 

требовала

сделала

 

успешные

 

шаги

 

в

 

бизнесе

самостоятельно

 

подала

 

на

 

развод

 

с

 

мужем

 

и

 

была

 

разведена

Успех

 

аверсионного

 

тренинга

 

был

 

обеспечен

 

предшествующей

 

когнитивной

 

подготовкой

 
 
 
 
 
 

Глава

 2

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ

 

РЕСУРСОВ

 

Метод

 

направлен

 

на

 

использование

 

естественных

уже

 

имеющихся

 

у

 

пациента

 

возможностей

ресурсов

резервов

 

как

 

психологических

  (

идей

ценностей

характера

темперамента

 

и

 

т

п

.), 

так

 

и

 

физических

например

внешних

 

данных

 

или

 

состояния

 

здоровья

Каждое

 

психологическое

 

качество

особенно

 

акцентуированное

может

 

приносить

 

и

 

пользу

и

 

вред

 

человеку

его

 

окружению

 

или

 

обеим

 

сторонам

Так

например

боязливость

 

способна

 

изба

-

вить

 

от

 

травм

 

или

 

ситуаций

 

насилия

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

быть

 

основой

 

фобии

Чувство

 

собственного

 

достоинства

 

может

 

помочь

 

человеку

 

пережить

 

одну

 

группу

 

проблем

но

 

будучи

 

ущемленным

служит

 

основой

 

для

 

других

Педантизм

 

в

 

некоторых

 

случаях

 

необходим

например

в

 

фармации

в

 

других

 

вреден

 

и

 

т

д

Точно

 

так

 

же

 

физические

 

данные

независимо

 

от

 

радикала

 

своего

 

качества

 

могут

 

позитивно

 

или

 

негативно

 

сказываться

 

на

 

судьбе

 

индивидуума

При

 

актуализации

 

ресурсов

 

на

 

первом

 

этапе

 

проводят

 

диагностику

 

индивидуальных

 

ресурсов

Они

 

могут

 

быть

 

как

 

положительного

так

 

и

 

отрицательного

 

свойства

в

 

т

ч

социально

 

не

 

одобряемого

  (

например

жадность

 

или

 

внешние

 

дефекты

). 

Факт

 

наличия

 

и

 

компенсирующая

 

роль

 

ресурсов

 

прямо

 

или

 

косвенно

 

внушаются

 

психотерапевтом

  (

это

 

внушение

 

может

 

иметь

 

оттенок

 

скрытого

 

от

 

больного

 

преувеличения

) - 

формируется

 

компенсирующая

 

концепция

 

ресурса

На

 

втором

 

этапе

 

производится

 

подбор

 

модели

 

актуализации

 

ресурса

его

 

экстраполяция

 

и

 

переориентация

 - 

«

адресное

 

прикрепление

» 

к

 

тематике

 

проблемного

 

состояния

 

в

 

качестве

 

оптимального

 

способа

 

адаптации

Примером

 

здесь

 

может

 

служить

 

прикрепление

 

сверхтщательности

 

к

 

совершенному

 

овладению

 

навыками

 

психической

 

саморегуляции

При

 

использовании

 

ресурсов

 

с

 

негативным

 

радикалом

 

важно

 

найти

 

альтернативу

 

потребности

с

 

которой

 

связан

 

этот

 

ресурс

, -

найти

 

способ

 

мышления

 

и

 

поведения

который

 

будет

 

давать

 

пациенту

 

то

что

 

давал

 

негативный

 

стереотип

Например

экспло

-

зивность

 

чаще

 

всего

 

основывается

 

на

 

концепции

: «

Для

 

того

 

чтобы

 

поставить

 

кого

-

то

 

на

 

место

 - 

того

кто

 

делает

 

мне

 

больно

или

 

не

 

так

 

как

 

я

 

хочу

или

 

вредит

 

обществу

 - 

можно

 

и

 

нужно

 

не

 

только

 

кричать

но

 

таких

 

можно

 

и

 

нужно

 

бить

а

 

некоторых

 

и

 

прибить

Для

 

достижения

 

цели

 

нужны

 

энергичные

радикальные

 

средства

». 

Выбрав

 

цель

 - 

состояние

 

психологической

 

удовлетворенности

эксплозивность

 

направляют

 

против

 

эксплозивное

™, 

ее

  «

яростно

 

атакуют

» 

привычным

 

способом

добиваясь

 

устранения

Это

 

становится

 

возможным

если

 

в

 

качестве

 

ведущей

 

принята

 

ценность

 

собственной

 

духовно

-

психологической

 

гармонии

Точно

 

так

 

же

 

истерическая

 

дсмонстративность

 

вполне

 

может

 

рассматриваться

 

как

 

ресурс

если

 «

прикрепляется

» 

к

 

демонстрации

 

достижений

 

в

 

области

 

управления

 

собой

 

и

 

движения

 

в

 

направлении

 

личностной

 

гармонизации

которые

 

отмечаются

 

и

 

подчеркиваются

 

психотерапевтом

При

 

наличии

 

нескольких

 

ресурсов

 

или

 

нескольких

 

проблемных

 

кластеров

 

составляется

 

своеобразный

  «

банк

 

ресурсов

». 

Например

при

 

лечении

 

ожирения

 

могут

 

актуализироваться

 

такие

 

ресурсы

как

 

чувство

 

стыда

ипохондричность

боязливость

 

и

 

даже

 

патриотизм

 («

не

 

позорить

 

нацию

 

своей

 

фигурой

»). 

В

 

то

 

же

 

время

 

избыточный

 


background image

вес

 

как

 

ресурс

 

может

 

способствовать

 

преодолению

 

идей

 

собственной

 

малоценности

 - «

избыточный

 

вес

 

придает

 

человеку

 

солидность

полные

 

люди

 

окружающими

 

воспринимаются

 

с

 

большим

 

уважением

их

 

обычно

 

положительно

 

оценивают

 

с

 

точки

 

зрения

 

человечности

 

и

 

доброты

». 

При

 

лечении

 

гневливости

взрывчатости

возбудимости

 «

эксплуатируют

» 

чувства

 

стыда

долга

совесть

 

наряду

 

с

 

уже

 

имеющимся

 

ресурсом

 

быть

 

спокойным

 

в

 

тех

 

или

 

иных

  (

не

 

проблемных

ситуациях

Во

 

всех

 

случаях

 

у

 

каждого

 

человека

 

можно

 

обнаружить

 

достаточный

 

внутренний

 

потенциал

В

 

качестве

 

эффективных

 

ресурсов

 

могут

 

выступать

 

также

 

экстернальные

 

качества

 - 

достоинства

 

других

 

людей

героев

 

кино

 

и

 

книг

их

 

привлекательные

 

для

 

пациента

 

особенности

Экс

-

тернальным

 

ресурсным

 

потенциалом

 

обладают

 

также

 

предметы

  (

имеющие

 

статус

 

амулетов

символов

фетишей

 

или

 

тс

что

 

связаны

 

с

 

подходящими

 

воспоминаниями

), 

технические

 

объекты

  (

например

автомобиль

езда

 

или

 

нахождение

 

в

 

котором

 

приносят

 

положительные

 

эмоции

), 

любимые

 

животные

 

и

 

т

д

Предпочтительнее

 

опираться

 

на

 

ресурсы

 «

интернальные

», 

те

что

 

находятся

 «

внутри

» 

пациента

а

 

не

 

вне

 

его

, - 

это

 

позволяет

 

быть

 

более

 

свободным

исключает

 

риск

 

формирования

 

психологической

 

зависимости

Внешние

 

ресурсы

 

интериоризируют

При

 

использовании

 

нескольких

 

ресурсов

 

учитывают

 

их

 

баланс

соотношение

особенности

 

синергического

 

или

 

антагонистического

 

взаимодействия

В

 

качестве

 

базисного

первоначально

 

апробируется

 

когнитивный

 

вариант

 

актуализации

позитивная

 

интерпретация

многократное

 

осознание

 

и

 

логическое

 

обоснование

 

определенного

 

качества

 

как

 

ресурса

вербальная

 

суггестия

 

или

 

гипносугге

-

стия

аутосуггестия

Наиболее

 

простым

 

суггестивным

 

вариантом

 

является

 

прямое

 

внушение

 

и

 

самовнушение

 

о

 

наличии

 

и

 

значении

 

того

 

или

 

иного

 

ресурса

его

 

целесообразности

выгодности

 

с

 

ут

-

верждением

 

уверенного

 

выполнения

 

определенного

 

варианта

 

поведения

При

 

этом

 

желательно

 

подготовить

 

для

 

пациента

 

компактные

 

карточки

 

с

 

соответствующими

 

индивидуализированными

 

текстами

 

для

 

самовнушения

Далее

 

апробируют

 

сенсорно

-

фиксированную

 

(

главным

 

образом

визуальную

 

или

 

аудиальную

и

 

телесно

-

фиксированную

 

(

ми

-

мико

-

пантомимическую

модели

 

актуализации

 

ресурса

При

 

визуализации

 

эффективен

 

путь

 

от

 

диссоциированного

 

варианта

 (

представления

 

своей

 

копии

обладающей

 

желательным

 

ресурсом

к

 

ассоциированному

 

(

пациент

  «

видит

» 

ситуацию

  «

как

 

в

 

жизни

», «

изнутри

 

себя

»). 

Аудиальное

 

подкрепление

 

включает

 

в

 

себя

 

воспо

-

минания

 

и

 

представления

сопряженные

 

с

 

системой

 

слухового

 

восприятия

Телесно

-

фиксированная

 

модель

 

основана

 

на

 

воспроизведении

 

телесных

  (

мимико

-

пантомимических

эквивалентов

 

ресурсных

 

состояний

 - 

например

уверенности

радости

 - 

или

 

копинге

 

стереотипа

 

поведения

 

личности

у

 

которой

 «

заимствуют

» 

ресурс

Для

 

облегчения

 

доступа

 

к

 

нужному

 

ресурсу

 

может

 

быть

 

использована

 

якорная

 

техника

 

нейролингвистического

 

программирования

Важной

 

является

 

активация

 

эмоций

 

при

 

извлечении

 

и

 

эксплуатации

 

ресурса

Использование

 

ресурсов

 

облегчается

 

при

 

стандартизации

 

тренирующих

 

процедур

 

с

 

одновременным

 

подключением

 

и

 

закреплением

 

на

 

высоте

 

переживаний

 

субъективно

 

приемлемых

 

вербальных

слуховых

двигательных

 

или

 

других

 

стереотипов

хорошо

 

доступных

 

для

 

повторного

 

воспроизведения

играющих

 

далее

 

роль

 

условно

-

рефлекторных

 

когенера

-

торов

 (

якорей

позитивного

 

поведения

На

 

третьем

 

этапе

после

 

построения

 

моделей

 

актуализации

 

ресурса

 

проводят

 

тренинги

 

с

 

эксплуатацией

 

ресурса

Первоначально

 

это

 

могут

 

быть

 

проблемно

-

тематические

 

когнитивные

 

или

 

сенсорно

 

акцентированные

 

построения

 

(

визуализации

 

и

 

др

.), 

затем

 

организуют

 

ролевые

 

тренинги

 

и

наконец

сформированный

 

навык

 

используют

 

в

 

условиях

 

реальных

 

стрессогснных

 

ситуаций

Количество

 

упражнений

 

и

 

тренингов

 

определяется

 

их

 

качественным

 

критерием

 - 

появлением

 

устойчивой

 

способности

 

создавать

 

желаемое

 

психологическое

 

состояние

Четвертый

 

этап

 - 

поддержание

 

и

 

коррекция

 

стереотипа

 

актуализации

 

ресурса

Его

 

реализация

 

осуществляется

 

пациентом

 

самостоятельно

в

 

соответствии

 

с

 

полученными

 

рекомендациями

 

или

 

может

 

быть

 

связана

 

с

 

повторными

 

психотерапевтическими

 

сессиями

 

по

 

индивидуальному

 

графику

Глава

 3

 

АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ

 

СУГГЕСТИЯ

 

И

 

ГИПНОСУГГЕСТИЯ

 

Одной

 

из

 

главных

 

особенностей

 

метода

 

альтернирующей

 

суггестии

 

и

 

гипносуггестии

 

является

 

применение

 

контрастных

 

внушений

которые

 

попеременно

  (

маятникообразно

преподносятся

 

больному

 

и

 

сопровождаются

 

комплексным

 

воздействием

 

на

 

ряд

 

анализаторов

формирующим

 

условно

-

рефлекторные

 

связи

 

лечебного

 

характера

 

(

аверсионные

 - 

отталкивающие

отвращающие

 - 

или

 

симпатические

 - 

привлекательные

притягательные

). 

При

 

проведении

 

метода

 

после

 

анализа

 

жалоб

анамнеза

 

и

 

структуры

 

личности

 

внимание

 

направляют

 

на

 

изучение

 

субъективных

 

психофизиологических

 

реакций

ощущений

 

и

 

переживаний

 

пациента

сопровождающих

 

здоровое

 

и

 

патологическое

 

поведение

с

 

разделением

 

их

 

на

 

положительные

 

и

 

отрицательные

приятные

 

и

 

неприятные

При

 

этом

 

используют

 

максимальный

 

набор

 

ценностных

духовных

нравственных

когнитивных

эмоциональных

физиологических

визуальных

аудиальных

 

и

 

кинестетических

 

характеристик

 

обоих

 

полюсов

 

поведения

В

 

итоге

 

выстраиваются

 

полярные

диаметрально

 

противоположные

 

позитивные

 

и

 

негативные

 

суггестивные

 

комплексы

включающие

 

в

 

себя

 

субъективный

 

опыт

 

больного

Важна

 

когнитивная

 

подготовка

 

с

 

обсуждением

 

проблем

 

пациента

механизмов

 

развития

 

заболевания

 

и

 

путей

 

его

 

преодоления

Необходимо

 

рассмотреть

 

закономерности

 

организации

 

поведения

 

согласно

 

прикладным

 

психотерапевтическим

 

моделям

ин

-

тегративно

-

онтогенетической

 

и

 

функционально

-

динамической

 

(

см

«

Когнитивно

-

ценностная

 

гарионизация

»). 

При

 

этом

 

с

 

учетом

 

уровня

 

возрастного

 

и

 

интеллектуального

 

развития

 

больного

 

осуществляют

 

внушение

 

о

 

зависимости

 

характера

 

поступков

 

и

 

качества

 

жизни

 

человека

 

от

 

сделанного

 

им

 


background image

предшествующего

 

выбора

от

 

сознательного

 

или

 

подсознательного

 

прогнозирования

 

опреде

ленного

 

варианта

 

поведения

Проводят

 

аналогии

 

с

 

управлением

 

транспортными

 

средствами

работой

 

компьютера

Мозг

 

может

 

быть

 

назван

 

биокомпьютером

функционирующим

 

согласно

 

позитивной

 

или

 

негативной

 

программе

алгоритму

который

 

человек

 

задает

 

себе

 

сам

 

или

 

получаст

 

от

 

окружающих

Создают

 

емкую

 

формулу

 

о

 

связи

 

выбора

программы

 

и

 

судьбы

Кроме

 

этого

пациенту

 

объясняют

 

закономерности

 

развития

 

его

 

заболевания

 

в

 

аспекте

 

выбора

 

и

 

аутопрограммирования

описывают

 

прогноз

который

 

может

 

быть

 

намеренно

 

утяжелен

 

при

 

зависимости

 

от

 

психоактивных

 

веществ

 

и

 

психопатиях

 

возбудимого

 

круга

  (

прием

  «

иатро

-

генизации

-

ипохондризации

»), 

а

 

в

 

случаях

 

с

 

невротическими

 

расстройствами

 (

особенно

 

депрессивными

), 

наоборот

представлен

 

более

 

оптимистично

Далее

 

больному

 

рассказывают

 

об

 

особенностях

 

метода

в

 

частности

 

о

 

том

что

 

он

 

может

 

сочетаться

 

с

 

гипнозом

музыкотера

-

пией

акупрессурой

 

и

 

ароматерапией

Внушают

что

 

они

 

используются

 

для

 

повышения

 

восприимчивости

 

мозга

 

к

 

лечебной

 

информации

Акупрессура

 

и

 

ароматерапия

 

имеют

 

имитационный

 

характер

применяются

 

как

 

псевдовоздействия

играют

 

роль

 

плацебо

-

факторов

Пациенту

 

в

 

доступной

 

форме

 

объясняют

 

меха

-

низм

 

оздоравливающего

 

действия

 

гипноза

 

и

  «

стимуляции

 

сенсорных

 

систем

», 

сообщают

что

 

некоторые

 

манипуляции

 

могут

 

быть

 

несколько

 

неприятны

незначительно

 

болезненны

но

 

от

 

них

 

зависит

 

качество

 

лечения

Определяют

 

зоны

 

повышенной

 

чувствительности

точки

 

выхода

 

лицевого

тройничного

затылочного

 

нервов

области

 

основания

 

и

 

крыльев

 

носа

козелки

 

ушных

 

раковин

ульнарные

 

области

точки

 

Хэ

-

Гу

 

и

 

др

. (

см

метод

 

«

Телесно

-

фиксированной

 

и

 

фармакологической

 

имитации

негативного

 

подкрепления

 

и

 

моделирования

»). 

Выбирают

 

наиболее

 

целесообразные

 

комбинации

 

этих

 

точек

 

и

 

делают

 

пробные

незначительные

 

надавливания

 

на

 

них

Суггестивное

 

воздействие

 

проводят

 

путем

 

погружения

 

пациента

 

в

 

гипнотический

 

транс

 

с

 

использованием

 

любой

 

техники

 

цо

 

индивидуально

 

доступной

 

глубины

 

или

 

в

 

состоянии

 

бодрствования

Во

 

время

 

сеанса

 

периодически

 

проговаривают

 

формулу

 

энушения

 

о

 

роли

 

выбора

программирования

 

и

 

прогнозирования

 

поведении

 

человека

 

и

 

последовательно

многократно

 

чередуют

 

эмоционально

-

насыщенное

 

описание

 

негативной

 

и

 

позитивной

 

моделей

 

поведения

 

больного

основанных

 

на

 

его

 

выборе

 

в

 

прошлом

настоящем

 

и

 

будущем

с

 

прогнозом

 

последствий

 

этого

 

выбора

 

для

 

него

 

самого

 

и

 

окружающих

Используемое

 

при

 

этом

 

условно

-

рефлекторное

 

подкрепление

 

оказывают

 

с

 

учетом

 

ранее

 

выявленных

 

индивидуальных

 

особенностей

При

 

использовании

 

гипнотического

 

транса

 

для

 

интерпретации

 

возможных

 

колебаний

 

глубины

 

погружения

 

и

 

нейтрализации

 

сопротивления

 

пациенту

 

говорят

выделяя

 

интонационно

 

или

 

с

 

помощью

 

пауз

пассов

 

более

 

выгодные

 

для

 

лечения

 

варианты

: «

Во

 

время

 

сеанса

 

Вы

 

будете

 

находиться

 

в

 

том

 

состоянии

которое

 

необходимо

 

лично

 

Вам

для

 

лично

 

Вашего

 

выздоровления

Это

 

может

 

быть

 

очень

 

глубокое

 

погружение

 

или

 

не

 

очень

 

глубокое

 

погружение

оно

 

может

 

наступить

 

сразу

 

или

 

постепенно

быть

 

постоянным

 

или

 

волнообразным

но

 

Вы

 

будете

 

постоянно

 

ясно

 

и

 

четко

 

слышать

 

меня

Полная

 

концентрация

 

на

 

каждом

 

моем

 

слове

Каждое

 

мое

 

слово

 

впечатается

 

в

 

Вашу

 

память

 

надежно

 

и

 

прочно

Ваш

 

мозг

 

запомнит

 

каждое

 

мое

 

слово

и

 

каждое

 

мое

 

слово

 

будет

 

помогать

 

Вам

 

в

 

нужное

 

время

 

в

 

нужном

 

месте

!» 

Описание

 

негативной

 

модели

 

поведения

 

проговаривают

 

с

 

эмоционально

 

неприятными

 

интонациями

с

 

элементами

 

гротеска

описывая

 

жизнь

 

пациента

 

до

 

лечения

со

 

всеми

 

се

 

проблемами

страданиями

Очень

 

важно

 

затронуть

 

дезаптирующие

 

концепции

Целесообразно

 

цитировать

 

наиболее

 

демонстративные

 

высказывания

 

пациента

 

на

 

специфические

 

темы

сделанные

 

им

 

ранее

Используют

 

соматовегстативные

 

характеристики

физио

-

логические

 

термины

особенно

 

при

 

злоупотреблении

 

психоактивными

 

веществами

переедании

 («

слизь

», «

мокрота

», 

«

рвотные

 

массы

», «

разложение

», «

гниение

» 

и

 

т

п

.), 

с

 

учетом

 

действительных

но

 

преувеличенных

 

закономерностей

 

протекания

 

патологического

 

процесса

Желательны

 

образные

 

сравнения

аналогии

яркие

 

метафоры

В

 

необходимых

 

случаях

 

могут

 

быть

 

спровоцированы

 

тошнотнорвотные

 

реакции

Внушения

 

сопровождают

 

фонограммами

имеющими

 

тревожный

 

характер

 

звучания

, - 

голоса

 

дельфинов

 

и

 

китов

звуки

 

шаманских

 

бубнов

резкие

 

звуки

ком

-

позиции

 

из

 

обрывков

 

музыкальных

 

произведений

 

и

 

т

п

Парал

лельно

 

осуществляют

 

болевые

 

акупрессурные

 

воздействия

 

и

 

раздражают

 

обоняние

 

неприятными

 

для

 

больного

 

запахами

например

нашатырного

 

спирта

а

 

при

 

алкоголизме

 - 

этанола

 

или

 

водки

если

 

они

 

вызывают

 

отвращение

Эффективно

 

также

 

раздражение

 

слизистых

 

губ

языка

ротовой

 

полости

 

водкой

табаком

 

или

 

другими

 

веществами

 

и

 

пищевыми

 

продуктами

по

 

отношению

 

к

 

которым

 

необходимо

 

вызвать

 

аверсию

При

 

этом

 

императивно

 

подчеркивается

 

отвращение

непереносимость

недопустимость

 

или

 

опасность

 

их

 

употребления

После

 

описания

 

негативной

 

модели

 

поведения

 

проводят

 

переходное

 

внушение

 

произносят

 

текст

включающий

 

рассуждения

 

вопросительного

 

характера

например

: «

Такой

 

была

 

Ваша

 

жизнь

таким

 

был

 

Ваш

 

выбор

Может

 

быть

именно

 

в

 

этом

 

истинный

 

смысл

 

Вашего

 

появления

 

на

 

свет

в

 

этом

 

смысл

 

Вашего

 

рождения

...». 

Далее

 

в

 

гиперболизированной

 

форме

в

 

зависимости

 

от

 

нозологии

называют

 

варианты

 

саморазрушения

 

или

 

нарушения

 

отношений

 

с

 

другими

например

при

 

алкоголизме

: «...

пропитывать

загрязнять

заполнять

 

и

 

разрушать

 

себя

 

алкоголем

с

 

каждым

 

глотком

 

водки

вина

 

или

 

пива

 

все

 

больше

 

и

 

больше

 

уничтожать

 

свой

 

мозг

сердце

печень

 

и

в

 

конце

 

концов

исчезнуть

 

так

 

же

как

 

исчезает

 

с

 

поверхности

 

земли

 

сорняк

 

или

 

лужа

 

грязной

 

воды

...». 

Затем

 

больному

 

говорят

: «

Но

может

 

быть

Вы

 

родились

 

для

 

другого

и

 

смысл

 

Вашего

 

появления

 

на

 

свет

смысл

 

Вашей

 

судьбы

 

в

 

другом

 

и

 

другим

 

станет

 

Ваш

 

выбор

...», 

после

 

чего

 

повторяют

 

внушение

 

о

 

роли

 

выбора

 

и

 

переходят

 

к

 

описанию

 

позитивной

 

модели

Позитивная

 

модель

 

поведения

 

преподносится

 

с

 

приятными

обнадеживающими

проникновенными

 

интонациями

 

и

 

сопровождается

 

записью

 

музыки

имеющей

 

просветленный

освобождающий

оптимистический

 

характер

  (

произведения

 

Китаро

Ж

.-

М

Жар

-

ра

К

де

 

Мальо

шумы

 

и

 

звуки

 

природы

 

и

 

т

п

.). 

Этот

 

же

 

оттенок