ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6238
Скачиваний: 56
46
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
ратуры (Griffitt & Veitch, 1971; Rule, Taylor, &
Dobbs, 1987).
Физическая опасность, как правило, представ
ляет меньшую проблему в социальной психо
логии, чем в медицинском исследовании (когда
манипуляции действительно могут привести к
болезни или смерти), тем не менее порой возни
кает дискомфорт и легкий риск. Потенциально
социальнопсихологическое исследование может
нанести значительный психологический ущерб,
это может быть замешательство (изза того, что
участник почувствовал, что его обманули, ког
да рассказывали легенду), чувство вины (когда
возникают мысли об убийстве человека или об
альтернативном романтическом партнере) или
тревога (возникающая изза угрозы получения
электрического удара).
В самом, вероятно, противоречивом исследова
нии в социальной психологии Стэнли Милграм
(Milgram, 1963) внушил участникам мысль о том,
что они наносили болезненные удары электрото
ка пожилому мужчине с больным сердцем. В про
цессе эксперимента пожилой мужчина полностью
переставал реагировать, и при этом эксперимен
татор настаивал, чтобы испытуемые наносили все
более сильные удары. Испытуемые в этом экспери
менте проявляли крайнюю степень тревоги, в том
числе они «сильно потели, дрожали и заикались»
(Milgram, 1963, р. 371). Хотя это исследование ста
ло объектом разгоревшихся этических споров,
Милграм защищал свое право, указывая, что ни
у одного из участников не обнаружилось призна
ков нанесенного им длительного вреда. Фактиче
ски, 74% считали, что они узнали чтото важное.
Через год один испытуемый написал: «Этот экспе
римент укрепил мою веру в то, что человек дол
жен стараться не причинять вред другому чело
веку, даже если он рискует нарушить приказание»
(Milgram, 1964, р. 850). Милграм считал, что ис
следователи изучают спорные темы, искренне на
деясь, что «это приведет к усовершенствованию
человека, не только изза того, что просвещение
лучше незнания, но и потому, что новое знание
несет в себе множество последствий для людей»
(Milgram, 1964, р. 852).
Этические меры предосторожности
в социальнопсихологическом
исследовании
Социальнопсихологическое исследование, как
и любое знание о любви, предубеждениях, убий
стве и жестокости, может принести пользу, с его
помощью можно усовершенствовать общество.
Однако польза эта имеет свою цену. Какой дис
комфорт для участников эксперимента окажет
ся приемлемым? К счастью, существуют меры
предосторожности против злоупотреблений на
учными исследованиями. Так, Американская пси
хологическая ассоциация (AПА) установила ряд
этических принципов, которые необходимо со
блюдать при проведении исследования. Они со
стоят в следующем.
1. Обеспечение информированного согласия участ
ников исследования
.
Информированное согласие
означает, что люди соглашаются участвовать в ис
следовании, после того как им рассказали о воз
можном дискомфорте или ущербе. Для экспери
ментов, включающих обман, это сделать трудно,
потому что раскрытие полной информации может
помешать ученым выявить естественную реакцию
людей. Например, в исследовании, когда участни
кам угрожали ударами тока, на самом деле их не
наносили (поскольку угрозы было достаточно,
чтобы вызвать физиологическое возбуждение, и
настоящая физическая боль оказывалась не столь
необходимой). В таких случаях участникам гово
рили, что эксперимент может привести к некото
рому дискомфорту, но что они имеют право выйти
из него, когда захотят, если им покажется, что их
переживания доставляют им больше неудобств,
чем с ними договаривались.
2. Полный отчет перед участниками после завер
шения исследований.
Отчет
включает обсуждение
процедур и гипотез с участниками, обсуждение
любых возникших негативных реакций и реше
Эпизод из этически спорного эксперимента
В исследовании подчинения власти Милграма испытуемых
убеждали, что они наносят электрические удары мужчине,
жалующемуся на плохую работу сердца. Эксперименты Мил0
грама вызвали споры о возможности создания для испы0
туемого ситуации психологического дискомфорта. Милграм
считал, что испытуемым был полезен такой опыт, и что они
познакомились с переживаниями, напоминающими пережи0
вания вредоносного для человека подчинения, подобно тому,
которое происходило в нацистской Германии, и поэтому
эксперименты такого типа можно считать ценными.
Как социальная психология включена в систему научного знания
47
ние возникших у участников проблем, прежде
чем они уйдут.
3. Оценка затрат и выгод от процедур исследования.
Являются ли проблемой эти альтернативные мето
ды изучения проблемы? Например, если исследо
ватель не особенно интересуется страхом, то воз
буждение можно ввести при помощи упражнений,
а не угрозы удара. Действительно ли исследователь
обладает потенциалом, чтобы добыть полезное
знание, которое могло бы облегчить временный
дискомфорт? Например, Милграм считал, что его
изучение подчинения помогает нам понять ужас
ные события в нацистской Германии.
Информированное согласие (Informed con
sent)
—
согласие участника исследования принять
участие в эксперименте после того, как он познако
мился со всеми потенциальными опасностями, а так
же право испытуемого отказаться от участия в лю
бой момент эксперимента, при этом испытуемый ни
как не наказывается.
Отчет (Debriefing)
— обсуждение процедур, гипо
тез и реакций участников после завершения иссле
дования.
В качестве еще одной этической меры пред
осторожности любое учреждение, обращающее
ся с просьбой предоставить средства из феде
рального фонда исследований (как это делается
в большинстве колледжей и университетов), дол
жно созвать Наблюдательный совет, который
оценит потенциальные затраты и выгоды иссле
дования. Члены этого совета не разрабатывают
эксперименты. Они, как правило, просят иссле
дователей проверить или изменить манипуля
ции, формы информированного согласия или
процедуры отчета после исследований. Они на
деются, что таким образом можно наилучшим
способом достичь компромисса между потенци
альным знанием и дискомфортом испытуемого.
Резюме
Так же как детектив применяет порошок для
взятия отпечатков пальцев и увеличительное
стекло для обнаружения улик, так и социаль
ные психологи применяют методы исследова
ния, чтобы помочь себе сделать более точные
наблюдения. Описательные методы (в том числе
естественное наблюдение, исследование отдель
ных случаев, архивы, опросы и психологические
тесты) предназначены для того, чтобы измерить
и зафиксировать мысли и поведение в их естест
венном состоянии. Описательные методы могут
обнаружить корреляции, но они не определяют
причинноследственную связь. Эксперименты
включают целенаправленную манипуляцию с пе
ременными и могут пролить свет на причин
ность, но они страдают от искусственности. Эти
ческие проблемы в исследовании подразумевают
вторжение в частную жизнь и причинение по
тенциального вреда испытуемым. Исследователи
и наблюдательные советы применяют ряд стан
дартных этических принципов, которые помо
гают взвесить возможные затраты и выгоды.
КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВКЛЮЧЕНА В СИСТЕМУ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Социальные психологи зачастую используют
многие теории и методы, применяемые учеными
в других областях науки. Так что вы лучше усвои
те представление о социальной психологии, ес
ли поймете, как она соотносится с остальными
областями научного знания.
Социальная психология
и другие области психологии
Исследователи в области
психологии развития
изу
чают, как жизненный опыт в сочетании со склон
ностями и ранними биологическими влияниями
формирует чувства, мысли и поведение взрослого
человека. Социальные взаимоотношения играют
в развитии главную роль. Например, исследовате
ли социального развития изучают, как младенцы
начинают питать приязнь к своим родителям и как
эти ранние переживания влияют на любовные
взаимоотношения взрослых (Cook, 2000; Reif &
Singer, 2000; Sharpsteen & Kirckpatrick, 1997).
Психология личности
изучает различия между
людьми и то, как индивидуальные психологиче
ские компоненты образуют целостную личность.
Многие существенные личностные различия не
посредственно связаны с социальными отноше
ниями (см., например: Caspi, 2000; Gaines, et al.,
1997). Так, например, две характеристики, кото
рые люди чаще всего используют для описания
друг друга — экстраверсия и приятность, — по
большей части определяются социальными от
ношениями (Aron & Aron, 1997; Graziano, Hair &
Finch, 1997).
Психология окружающей среды
— это исследование
взаимодействия людей с их физическим и соци
альным окружением. Социальные психологи, ори
ентированные на окружающую среду, исследуют
48
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
многие важные социальные вопросы, в том числе
пытаются объяснить, почему люди разрушают
физическое окружение, и как они реагируют на
жару, толпу и обстановку в городе (см., например:
Cohn & Rotton, 1997; Schroeder, 1995). Эти темы
будут в основном исследоваться в главах, рассмат
ривающих глобальные социальные дилеммы.
Социальная психология также устанавливает
все более тесные связи с
клинической психологией
—
изучением дисфункций поведения и их лечени
ем (см., например: Snyder & Forsyth, 1991; Snyder,
Tennen, Affleck & Cheavens, 2000). Так, социальные
взаимоотношения существенны для понимания де
прессии, одиночества и методов борьбы дистрес
сом (Cohan & Bradbury, 1997; Jones & Carver, 1991;
Reis, et al., 2000). Более того, многие расстройства
поведения определяются в зависимости от их раз
рушительного воздействия на социальную жизнь
человека. В каждой главе этого текста есть рубрика
«Внимание: социальная дисфункция», в которой
мы говорим о проблемах, лежащих в основе тех
или иных социальных взаимоотношений или яв
ляющихся причиной нарушений. В этих рубриках
мы рассматриваем, как социальный мир воздейст
вует на человека с личностным расстройством, и
говорим о том, как искажаются нормальные груп
повые процессы и возникают такие феномены,
как, например, обсессивные любовные отноше
ния или параноидное недоверие к «аутсайдерам».
Социальная психология также имеет непо
средственные связи с двумя другими областями
психологии —
когнитивной психологией
(изучением
умственных процессов) и
физиологической психо
логией
(изучением взаимосвязи биохимии и нерв
ных структур с поведением). Некоторые типы
повреждений мозга помогают иллюстрировать,
как взаимосвязаны мозг, познание и социальное
поведение. Так, например, прозопагнозия* воз
никает в результате повреждения мозга, нару
шающего способность человека узнавать чело
веческие лица (Damasio, 1985). Некоторые со
временные психологи считают, что структура
человеческого мозга и когнитивные процессы,
контролируемые им, развивались прежде всего
для решения жизненных проблем в социальной
группе (Tooby & Cosmides, 1992).
Социальная психология
и другие науки
Социальная психология тесно связана не толь
ко с другими областями психологии, но и с други
ми областями знаний. Один из первых учебников
по социальной психологии написал социолог.
И сегодня связи с социологией сохраняются. На
пример, как и социологи, социальные психологи
часто изучают воздействие таких переменных, как
социальный класс и общепринятые социальные
нормы, на поведение, например, на предрассуд
ки и агрессию (см., в частности: Cohen & Nisbett,
1997; Jackson & Esses, 1997).
Точно так же социальная психология связана
с антропологией, областью, исследующей свя
зи между культурой и природой человека (см.,
например: Fiske, 2000). Антропологи изучают
культуры во всем мире и ищут общечеловече
ские характеристики и возможные вариации
социального устройства. Социальная психология
также связана с некоторыми областями биоло
гии, в том числе с генетикой и зоологией (см.,
например: Campbell, 1995; Simpson & Kenrick,
1997). В последние годы социальные психологи
начали применять методы неврологии для того,
чтобы исследовать, как гормоны и структуры
мозга воздействуют на воспитание, любовные от
ношения и реакции на социальный стресс (см.,
например: Berntson & Cacioppo, 2000).
Кроме связей с другими основными научными
дисциплинами, социальная психология тесно свя
зана с некоторыми прикладными науками, в том
числе юриспруденцией, медициной, бизнесом,
образованием и политической наукой (см., напри
мер: Harackiewicz, Barron, Carter, Lehto & Elliot,
1997; Maio & Esses, 1998; McCann, 1997). Многие на
ши взаимодействия с другими людьми происходят
в школе и на работе, и понимание социальной пси
хологии может иметь практическую пользу в этой
Социальная психология и организационное поведение
Классические эксперименты рассматривали влияние других
людей на выполнение человеком простых и сложных зада,
ний. Эта работа привела к другим исследованиям и приме,
нению в индустриальной и организационной психологии,
интердисциплинарной области, частично совпадающей с со,
циальной психологией.
* Прозопагнозия — трудность распознавания похожих лиц. (
Прим. перев
.)
Как социальная психология включена в систему научного знания
49
обстановке.
Индустриальная психология
и
организа
ционная психология
интегрируют социальную пси
хологию и бизнес для понимания социальных от
ношений в организациях (Pfeffer, 1998). В сфере
политики многие проблемы современного мира,
среди них — разрушение окружающей среды, пе
ренаселенность и международные конфликты —
непосредственно связаны с социальными взаимо
действиями. В нашей рубрике «Внимание: прак
тика» мы обсуждаем, каким образом социальная
психология может помочь нам понять и порой об
легчить решение практических проблем в разных
сферах — начиная с маленький классной комнаты
и заканчивая глобальной экосистемой.
Эти связи указывают на один существенный
момент: хотя каждое направление в образе жиз
ни — это всего несколько нитей в большом гобе
лене, все они вплетены в сплошную ткань. Ваше
университетское образование можно рассматри
вать как один продолжительный курс, изучая ко
торый вы в результате сумеете ответить на не
сколько основных вопросов:
• Какие логические и методологические инстру
менты мы можем использовать, чтобы найти
полезное знание и отделить факт от выдумки?
• Какие важные идеи о природе человека и о на
шем месте во вселенной предложили мыслите
ли прошлого?
• Как эти важные идеи взаимосвязаны друг с дру
гом?
Резюме
Социальная психология тесно связана с други
ми областями знания. Психологи развития, лично
сти, клинические, когнитивные и физиологиче
ские психологи часто разрабатывают проблемы,
связанные с социальным поведением в рамках
психологии. Социальная психология также связа
на с другими научными дисциплинами, в том чис
ле социологией, антропологией и биологией, и с
прикладными областями, такими как юриспруден
ция, медицина, организационное поведение, об
разование и политическая наука. В конце концов,
все университетские курсы направлены на поиск
методов и идей, помогающих нам понять природу
человека и вселенную вокруг нас.
Повторение:
СЕКРЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
В начале этой главы мы обратились к не
скольким загадкам социального поведения, как
частным, так и общим. Конкретно нас интересо
вали причины, мешавшие
Нансук Хонг избавиться от
влияния преподобного Му
на и его сына, то, почему
Хуан Гонсалес так хотел вер
нуть себе сына, почему го
рилла оказалась так добра к
ребенку, попавшему к ней в
клетку, и почему карьера Джеки Робинсона резко
изменила расистское мировоззрение в США.
Обобщая, мы спрашивали, почему люди иногда
поддерживают унизительные социальные отно
шения, почему среди млекопитающих так много
папбездельников, могут ли общие биологические
факторы одинаково влиять на людей и других жи
вотных и какие факторы человека и ситуации
приводят к предрассудкам или, наоборот, к толе
рантности.
В этой первой главе мы еще не даем детально
го описания выявленных социальными психоло
гами закономерностей социальных представле
ний, взаимоотношений, просоциального поведе
ния или предрассудков. Тем не менее затронутые
выше теоретические и методологические прин
ципы направили нас на поиск более точных от
ветов. Для начала понимание ограниченности
исследований отдельных случаев говорит нам о
наших возможностях реконструировать причины
преданности Нансук Хонг, отцовских стремлений
Хуана Гонсалеса или доброты БинтиДжуа. Такие
эпизоды могут вдохновить нас на теоретические
размышления, однако гипотезы, основанные на
изучении отдельных случаев, в конце концов нуж
но проверять на основании более строгих дан
ных, полученных с помощью различных кон
тролируемых методов. Только после того как мы
пройдем весь этот цикл, теоретические принци
пы, на основе тщательного исследования, могут
позволить нам поновому взглянуть на определен
ные события реальной жизни.
Социальнопсихологические теории и методы
дают нам практический инструментарий для
поиска, чтобы обратиться к более общим вопро
сам, затронутым этими отдельными случаями.
Теоретические подходы, в частности социокуль
турный и когнитивный, открывают перед нами
новые области для исследований. Опросы и экс
периментальный метод, так же как инструмен
ты для взятия отпечатков пальцев детективу, по
зволяют исследователям видеть больше, чем «не
вооруженным глазом». В следующих главах мы
рассмотрим, как эти различные теории и мето
ды отвечают на общие вопросы, которые были
заданы в начале книги. Как мы увидим, социаль
ные психологи знают достаточно о том, как и
почему люди убеждают друг друга и сопротивля
50
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
ются друг другу, о мотивациях, движущих людь
ми при формировании семьи, как и почему био
логические факторы могут одинаково влиять на
людей и на животных. Мы узнаем, что
´
именно в
самих людях и в социальных ситуациях приво
дит к предубеждениям или толерантности.
Не каждый человек, читающий учебник по
социальной психологии, мечтает о карьере иссле
дователя поведения. Но все мы, даже отшельники,
сильно подвержены влиянию мыслей, чувств и по
ступков других людей. Понимание базовых прин
ципов социальной психологии даст нам возмож
ность нового взгляда на те человеческие существа,
влиянию которых мы так сильно подвержены. Как
мы увидим, ежедневные догадки людей о социаль
ном поведении зачастую окрашены предубежде
нием, а порой и ошибочны. Попытка понять бо
лее глубокую мотивацию и наши собственные ког
нитивные предубеждения может удержать нас от
того, чтобы мы слепо доверяли «очевидности», и
помочь оценить всю сложность, скрывающуюся
под поверхностью явлений.
Понимание коренной мотивации социального
поведения имеет большое значение в повседнев
ной жизни, оно может указывать, как нужно ладить
с сотрудниками на работе, любовниками, соседями
и членами различных групп, чьи привычки могут
показаться нам странными. Кроме того, важные
решения в сферах образования, политики, зако
нодательства и отношений внутри социума луч
ше принимать хорошо информированным граж
данам и лидерам. Наконец, изучение социальной
психологии и понимание того, как ее данные свя
заны с другими областями знаний, может дать нам
чисто интеллектуальное удовлетворение. Мы всту
паем в век, когда будут раскрыты многие секреты
социальной жизни и развитой ум будет лучше все
го подготовлен к этим открытиям.
4. Феноменологический подход изучает субъек
тивную интерпретацию человеком социальной
ситуации.
5. Социальнокогнитивный подход изучает пси
хические процессы, участвующие в том, как че
ловек замечает социальные события, как он их
интерпретирует и сохраняет в памяти.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Социальное поведение ориентировано на це
ли. Люди попадают в социальные ситуации
и преследуют кратковременные непосредст
венные цели, связанные с более обширными
долговременными целями и в конце концов с
более фундаментальными мотивами (такими,
как установление социальных связей, понима
нием самих себя и других, достижение и под
держание статуса, защита самих себя и тех,
кого мы ценим, привлечение и сохранение
партнеров).
2. Социальное поведение представляет собой
постоянное взаимодействие между личност
ными характеристиками человека и собы
тиями в ситуации. Люди и ситуации выби
рают друг друга, реагируют и изменяют друг
друга.
ИТОГИ ГЛАВЫ
ЧТО ТАКОЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
1. Социальная психология — это научное исследо
вание влияния других людей на мысли, чувст
ва и поведение человека. Социальные психоло
ги стремятся детально описать социальное по
ведение и объяснить его причины.
2. Теории помогают объединить и организовать
существующие наблюдения и указывают ин
тересные направления для будущих исследо
ваний.
ВАЖНЕЙШИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Исследователи, придерживающиеся социо
культурного подхода, изучают, как поведение
подвергается влиянию факторов, действующих
в больших социальных группах, включая соци
альный класс, нацию и культурные нормы.
2. Эволюционный подход рассматривает соци
альное поведение как развивающуюся адапта
цию, которая помогала нашим предкам выжи
вать и размножаться.
3. Теория социального научения рассматривает
опыт научения в прошлом как детерминант со
циального поведения человека.