Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5619

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Как психологи изучают социальное поведение

41

рая половина была одета в белые халаты боль
шого размера и колпаки, полностью скрываю
щие лица. Испытуемые, которые таким образом
оказались анонимными, наносили удары элек
тротоком в два раза сильнее, чем те, кого мож
но было идентифицировать.

Эксперимент (Experiment)

— метод исследования,

когда исследователь систематически манипулирует
одним источником влияния, при этом другие оста
ются в том же положении.

Манипуляции с переменными

Переменная, которой манипулирует экспери

ментатор, называется 

независимой перемен

ной. 

В эксперименте Зимбардо независимой пе

ременной была одежда (скрывающая или иден
тифицирующая человека). Переменная, которая
измеряется, называется 

зависимой переменной

.

В данном случае экспериментатор определял
силу удара электротоком, наносимого испы
туемым.

Есть несколько вещей, которые следует от

метить относительно экспериментов. Основная
черта эксперимента Зимбардо — то, что участни
ки были поставлены в условия анонимности или
неанонимности на случайной основе. 

Случайная

выборка 

означает, что каждый участник обла

дает одинаковой вероятностью того, что его
определят в ту или иную группу. Если, напри
мер, мы будем назначать участников в две груп
пы на основе подбрасывания монеты, то веро
ятность искажения результатов изза настрое

ния людей, их социального класса и личностных
факторов снижается. Так исследователь сводит
к минимуму какиелибо систематические разли
чия между группами, например различия между
толпой зевак вечером и днем. Хотя большая тол
па, провоцирующая самоубийство, может отли
чаться от маленькой кучки дружелюбно настро
енных людей и у нее порой проявляются другие
антисоциальные тенденции, такие отличия не
влияют на эксперимент, когда участники назна
чаются на основании случайного выбора. В опы
те Зимбардо единственные отличия среди испы
туемых были обусловлены случайными вариация
ми населения (значимость которых снижается
по мере того, как экспериментатор начинает
работать с большими группами испытуемых).

Независимая переменная (Independent vari
able)

 

переменная, подвергающаяся манипуляции

экспериментатора.

Зависимая переменная (Dependent variable)

переменная, измеряемая экспериментатором.

Случайная выборка (Random assignment)

практика распределения участников по различным
группам так, что у каждого из них есть одинаковые
шансы попасть в ту или иную ситуацию.

Также имело большое значение то, что в раз

ных группах варьировалась только анонимность
одежды (независимая переменная). Все осталь
ные аспекты ситуации были теми же — экспе
риментатор, ситуация, жертва и задание. Это
снижает вероятность того, что на эти другие
переменные могло повлиять антисоциальное по
ведение. Наконец, агрессивность определялась
одинаково для испытуемых с высокой и низкой
степенью анонимности, и таким образом экспе
риментатор мог точно определить количество
ударов электротоком, которые испытуемые на
значали в каждой ситуации.

При помощи случайной выборки испытуемых

и контроля внешних переменных эксперимента
тор достигает значительного преимущества: он
может найти причинные взаимосвязи. Зимбардо
мог быть вполне уверен, что именно его манипу
ляции с анонимностью, а не различие между ано
нимными испытуемыми, определили более высо
кий уровень агрессии.

Потенциальные недостатки
экспериментального метода

Несмотря на то, что эксперимент позволяет

сделать выводы о причинности и в этом состоит
преимущество перед описательными методами, у
него есть свои недостатки. Вопервых, лаборатор

Экспериментирование с потерей индивидуальности

В эксперименте Зимбардо половина испытуемых переоделась
в одежду, сделавшую их анонимными, а другая половина ос
тавалась в обычной одежде и была видна остальным. Эти
различия сформировали независимую переменную. Зависи
мая переменная — количество ударов электротоком, наноси
мое жертве.


background image

42

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ная ситуация в большинстве экспериментов — ис
кусственная. Разве участник эксперимента, оде
тый в большой халат и колпак, обладает такой же
степенью анонимности, что и человек в большой
толпе темной ночью? Действительно ли когда лю
ди назначают удары тока и бросают камни в спа
сательную группу, пришедшую на помощь само
убийце, то их стремления одинаковы?

Мы уже говорили о валидности в психологиче

ском тестировании, то есть о том, измеряет ли
тест именно то, что он предназначен измерять.
Тот же самый вопрос встает перед нами, когда
мы говорим об экспериментах (Aronson, Wilson &
Brewer, 1998). 

Внутренняя валидность —

это

степень, в которой эксперимент позволяет сде
лать с уверенностью выводы о причине и следст
вии. Была ли независимая переменная единствен
ной причиной любых систематических вариа
ций в поведении испытуемых? Представьте, что
в эксперименте Зимбардо с потерей индивидуаль
ности все испытуемые в условиях анонимности
встречались с отвратительного вида эксперимен
татороммужчиной, а все испытуемые в неано
нимных условиях встречались с приятной жен
щиной. Если испытуемые в ситуации анонимно

сти вели себя более агрессивно, мы не знаем,
происходило ли это изза того, что испытуемый
действовал анонимно, или потому, что у экспери
ментатора был отталкивающий вид. Когда еще
одна переменная систематически изменяется
вместе с независимой переменной — это называ
ется 

помехой

. В данном воображаемом случае

пол и темперамент экспериментатора смешива
ются с анонимностью. Такое смешение перемен
ных, как и невидимая третья переменная в кор
реляциях, затрудняют выяснение причин поведе
ния испытуемого.

Внутренняя валидность (Internal validity)

— сте

пень, в которой эксперимент позволяет сделать с
уверенностью выводы о причинах и следствиях.

Помеха (Confound)

— переменная, которая систе

матически изменяется вместе с независимой пере
менной и может привести к ошибочному выводу о
действии независимой переменной.

Внешняя валидность 

— это степень, в которой

результаты эксперимента могут быть обобщены
применительно к другим обстоятельствам. Дейст
вительно ли нанесение ударов током в условиях
лаборатории отражает те же процессы, которые
происходят в большой толпе темной ночью? Веро
ятно, нет. Конечно, никакие две ситуации не могут
быть полностью идентичными, однако экспери
ментаторы пытаются выбирать переменные, от
ражающие психические и эмоциональные процес
сы, схожие с происходящими в реальной жизни за
пределами лаборатории.

Одна проблема обобщения лабораторных ис

следований для естественного поведения заклю
чается в том, что испытуемые знают, что за ними
наблюдают в лаборатории. Как мы отмечали, ко
гда говорили о естественном наблюдении, люди
порой иначе ведут себя, когда знают, что являются
объектом изучения. 

Требуемые признаки

— это

сигналы в эксперименте, позволяющие испытуе
мым понять, какого поведения ждет от них иссле
дователь. Экспериментаторы пытаются обойти
эту проблему, скрывая от участников настоящую
цель эксперимента. Например, экспериментатор
не скажет испытуемым: «Мы хотим знать, сколько
времени вы будете держать кнопку удара, это бу
дет показателем вашей враждебности». Напротив,
экспериментатор придумает правдоподобную ле
генду: он, например, скажет, что изучает, каким об
разом наказание влияет на обучение. Такая версия
отвлекает участника от самого нанесения удара
током, и испытуемый сосредоточивается на «обу
ченных реакциях» реципиента. Как вы увидите да
лее, социальные психологи разработали довольно
хитроумные методы получения естественной ре

«Разве участник эксперимента, одетый в большой халат
и колпак, обладает такой же степенью анонимности, что

и человек в большой толпе темной ночью?»


background image

Как психологи изучают социальное поведение

43

акции испытуемых. Однако всегда следует остере
гаться возможного смешения. Например, считае
те ли вы, что когда экспериментатор просит испы
туемых надеть большие белые халаты и колпаки
(не такие, как носили члены КуКлуксКлана), то
он тем самым сообщает испытуемым о своих ожи
даниях, что они поведут себя антисоциально?

Внешняя валидность (External validity)

степень, в которой результаты эксперемента могут
быть обобщены применительно к другим обстоя
тельствам.

Требуемый признак (Demand characteristic)

сигнал, который позволяет участникам эксперимен
та понять, какого поведения от них ждет экспери
ментатор.

Полевые эксперименты

Один из способов преодолеть препятствия с

искусственностью и требуемыми характеристика
ми — перенести эксперимент из лаборатории в
повседневную обстановку. Такой подход, при ко
тором манипуляции с ничего не подозревающи
ми участниками проводятся в естественной ситуа
ции, называется полевым экспериментом.

Рассмотрим исследование, в котором психо

логи воспользовались естественно возникаю
щей манипуляцией с анонимностью — масками на
празднике Хэллоуин (Diener, Fraser, Beaman &
Kelem, 1976). Их испытуемыми были дети в кос
тюмах, которые пришли требовать подарков в
Сиэтле, штат Вашингтон. Этих детей встрети
ла ассистентка. Она показала им миску со сладо
стями и рядом — миску с одноцентовыми моне
тами. Ассистентка сказала детям, что каждый
может взять по одной конфете, а затем поспеш
но ушла, заявив, что занята. Без ведома детей
психологи наблюдали из укрытия и отмечали,
брали ли маленькие ангелы и супермены боль
ше конфет, чем было можно, и воровали ли они
монеты.

Производились манипуляции с анонимностью,

когда экспериментатор встречала детей. В по
ловине случаев она у каждого ребенка спраши
вала имя и таким образом лишала детей защиты
маски и костюма. А в другой половине случаев
экспериментатор разрешила детям оставаться
анонимными. Результаты подтвердили корре
ляцию данных, полученных Манном, и лабора
торных данных Зимбардо. Когда участники экс
перимента оставались анонимными, большин
ство маленьких дьяволят хватали больше, чем
им было разрешено. Но когда детей просили на
зывать себя, их поведение больше напоминало
поведение ангелов.

Полевой эксперимент (Field experimentation)

манипуляция независимыми переменными, когда
в эксперименте участвуют ничего не подозреваю
щие испытуемые в естественной обстановке.

Почему социальные психологи
применяют сочетание
различных методов

В табл. 1.3 суммированы различные методы и

их основные преимущества и ограничения. Если
каждый метод обладает своими слабостями, то
не окажутся ли безнадежными попытки получить
социальнопсихологическое знание? Совсем нет.
Слабости одного метода зачастую являются пре
имуществами другого. Например, эксперимен
ты дают исследователям возможность сделать
выводы о причинах и следствиях. С другой сто
роны, архивные методы и наблюдения в естест
венной обстановке не позволяют сделать выво
ды о причинах и следствиях (потому что они яв
ляются корреляционными), но сами данные,
предоставляемые ими, не являются искусствен
ными. 

Комбинируя различные методы

, социальные

психологи могут прийти к более правдоподоб
ным заключениям, чем может предоставить им
какойто отдельный метод (McGrath, Martin &
Kukla, 1982).

Ситуация психологов похожа на ситуацию де

тектива, у которого есть рассказы нескольких
свидетелей убийства и каждый из этих расска
зов неполон. Слепая женщина подслушала раз
говор, но не видела, кто нажал на курок. Глухой
мужчина видел когото, кто вошел в комнату
прямо перед убийством, но не слышал выстре
ла. Ребенок был на месте преступления и все
видел и слышал, но путанно рассказывает о по
дробностях. Несмотря на сведения, представлен
ные всеми свидетелями, детектив умно поступит,
если сверит отпечатки пальцев мясника, на ко
торого указывают все свидетели, с отпечатками
на пистолете.

Как и детектив, социальный психолог всегда

сталкивается с отрывочными данными, они са
ми по себе неполны, но в совокупности могут
«раскрыть убийство».

Как и детективы, которые колеблются ме

жду уликами и намеками и используют доказа
тельства, чтобы обосновать догадки, ведущие
к поиску новых улик, так и социальные психо
логи «проходят полный цикл» взаимодействия
между лабораторией и окружающим миром (Cial
dini, 1995). Данные из описательных исследо


background image

44

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ваний реальной жизни должны быть прове
рены в ходе тщательно построенных экспери
ментов. Результаты этих экспериментов опять
приводят к новым гипотезам о событиях в ре
альном мире. Комбинируя различные виды дока
зательств, можно прийти к заключениям с боль
шей уверенностью.

Внимание: метод

Когда мы пытаемся найти объяснение вспыш

кам беспорядков, возникновению культа или лю
бовной связи, весомость вывода социального пси
холога зависит от валидности методов, на осно
вании которых он строился. Как детективам, нам

Таблица 1.3

Суммарная таблица методов исследований, используемых социальными психологами

Метод

Описание

Преимущества

Недостатки

Описательные
корреляцион"
ные методы

Естественное
наблюдение

Незаметная регистрация поведения в естест"
венной обстановке.

Пример: 

изучение Мур женского флирта

• поведение спонтан"

ное

• не основывается на

способностях людей
отмечать собствен"
ные переживания

• исследователь может вмешаться
• некоторые интересные виды поведения

встречаются очень редко

• исследователь может по своему выбору

уделить внимание одним событиям и
игнорировать другие (предубеждение
наблюдателя)

• отнимает много времени

Изучение от
дельных слу
чаев

Интенсивное исследование отдельного чело"
века или группы.

Пример: 

исследование Баглиози дела массо"

вого убийцы Чарльза Мэнсона

• богатый  источник  ги"

потез

• дает  возможность  ис"

следовать редкие ви"
ды поведения

• предубеждение наблюдателя
• трудно обобщить данные, основываясь

на отдельном случае

• невозможно воссоздать причины,

исходя из сложности произошедших
событий

Архивы

Исследуются официальные данные о множе"
стве случаев.

Пример: 

изучение Уилсоном и Дэйли поли"

цейских отчетов об убийствах в Детройте

• легкий доступ к боль"

шому количеству за"
ранее собранной ин"
формации

• многие виды интересного социального

поведения не фиксируются

Опросы

Исследователь задает людям прямые вопросы.

Пример: 

изучение Кинси сексуального пове"

дения

• позволяет  изучить

трудные для наблю"
дения типы поведе"
ния, мысли и чувства.

• выборка респондентов, отвечающих на во"

просы, может не быть репрезентативной

• участники могут испытывать предубеж"

дение или неискренне реагировать

Психологиче
ское тестиро
вание

Исследователь пытается оценить способно"
сти человека, знания, мотивацию или пове"
дение.

Пример: 

Бланк Стронга по профессиональ"

ным интересам; Станфордский тест дости"
жений

• позволяет опреде"

лить характеристики,
не всегда легко на"
блюдаемые

• тесты могут быть ненадежными (приво"

дятся противоречивые данные)

• тесты могут быть надежными, но не ва"

лидными (не будут измерять в действи"
тельности те характеристики, которые
они должны измерять)

Эксперимен"
тальные методы

Лаборатор
ный экспери
мент

Исследователь непосредственно манипули"
рует переменными и наблюдает за их воз"
действием на поведение участников лабора"
торного исследования.

Пример: 

исследование Зимбардо взаимосвя"

зи агрессии и анонимности

• позволяет сделать

выводы о причинах и
следствиях

• позволяет контроли"

ровать внешние пе"
ременные

• искусственные манипуляции могут не

соответствовать релевантным событиям
в их естественном проявлении. Реакции
участников могут быть неестественны"
ми, так как они знают, что за ними на"
блюдают

Полевой экс
перимент

Похож на лабораторный эксперимент, но испы"
туемые находятся в естественной обстановке.

Пример: 

исследование Динера и его коллег,

основанное на обычае, связанном с празд"
ником Хэллоуин: дети переодеваются в кос"
тюмы и маски и просят подарки

• позволяет делать вы"

воды о причинах и
следствиях

• участники более ес"

тественно реагируют

• манипуляции могут не отражать соот"

ветствующих событий в естественной
обстановке

• меньше, чем в лабораторном экспе"

рименте, контролируются внешние
факторы


background image

Как психологи изучают социальное поведение

45

нужно разграничивать неоспоримые доказатель
ства и отдаленные возможности. Изза того что
доказательства имеют значение для социальной
психологии в целом, мы продолжим наше рассуж
дение об инструментах исследования, вводя в сле
дующие главы специальные разделы под названи
ем: «Внимание: метод». Как мы можем выяснить,
что втайне думают и чувствуют испытуемые? Как
можем прийти к правдоподобным заключениям,
когда данные перепутаны? Как отделить культур
ные или семейные влияния на социальное пове
дение от биологического влияния? Мы расска
жем об этих и других темах в следующих главах.
Поняв методы исследования, мы надеемся усо
вершенствовать наши навыки детективов, про
двинувшись от уровня неопытных сыщиковлюби
телей до уровня Шерлока Холмса.

Этические вопросы
социальнопсихологического
исследования

Читая об опытах Зимбардо, исследующих

агрессию и анонимность, вы могли бы задаться
вопросом, как участники чувствовали себя после
того, как наносили удары электротоком своим
сокурсникам. В отличие от геологии или химии,
социальнопсихологическое исследование про
водится с живыми, дышащими и чувствующими
человеческими существами (и иногда с другими
живыми существами). Поэтому нам важно задать
еще один вопрос: является ли исследование эти
чески оправданным?

Этический риск
в социальнопсихологическом исследовании

Рассмотрим некоторые исследования, прово

дившиеся авторами этого текста. Одному из нас
с успехом удалось убедить студентов сдать кровь,
применив тактику «прямо в лоб»: «Вы хотели бы
участвовать в нашей долгосрочной донорской
программе и сдавать пинту [=0,47 л] крови каж
дые 6 недель в течение минимум трех лет? Нет?
В таком случае вы, может быть, сдадите один раз
пинту крови завтра?» (Cialdini & Ascani, 1976).
Чтобы изучить воздействие физического возбу
ждения на романтическое влечение, один из нас
дал испытуемым неправильную информацию о
том, что согласно программе эксперимента по
обучению, студенты получат серию болезненных
ударов электротоком (Allen, Kenrick, Linder &
McCall, 1989). В другом исследовании двое из нас
ввели испытуемых в заблуждение и убедили их,

что фотомодели были тоже студентами, работаю
щими в университетской службе знакомств, а
при этом оценивали, подрывала ли такая привле
кательная альтернатива чувство верности участ
ников своим нынешним партнерам (Kenrick,
Neuberg, Zierk & Krones, 1994). Наконец, один
из нас спрашивал студентов, представляли ли ко
гданибудь они себе, как убивают человека, и ес
ли да, то студенты должны были в деталях опи
сать свои фантазии (Kenrick & Sheets, 1994).

Эти исследования дали потенциально полез

ную информацию о любовных отношениях, на
силии и участии в благотворительности. Одна
ко когда психологи проводили эксперименты, то
потом у них неизбежно возникали проблемы,
касающиеся этичности таких опытов. Вопросы
об убийстве человека или романтическом влече
нии — это потенциальное 

вторжение в частную

жизнь

. Вторжение может не быть заметным, по

тому что участниками эксперимента были доб
ровольцы, имевшие право воздержаться от то
го, чтобы говорить на какуюлибо тему. Но нару
шают ли исследователи социальные условности
даже тем, что просто спрашивают? Проблема
вторжения в частную жизнь становится еще бо
лее острой в процессе естественных наблюдений
и полевых экспериментов, когда участники мо
гут не знать, что они раскрывают информацию
о себе. В одном спорном исследовании к испы
туемым подходил детектив, предлагавший им
участвовать в незаконном вторжении в частное
жилище (West, Gunn & Chernicky, 1975). Оправ
дано ли вторжение в личную жизнь ради того,
чтобы получить новые данные о поведении че
ловека? Общее эмпирическое правило, которо
му следуют психологи, заключается в том, что
использовать ничего не подозревающих испы
туемых можно, если они остаются совершенно
анонимными и если их не будут побуждать вы
полнять поступки, которые бы они не соверши
ли в противном случае (например, в действи
тельности никаких вторжений в чужое жилище
не происходило).

В экспериментах с поведением людей про

изводятся манипуляции, что ставит перед на
ми еще один вопрос: не нанесет ли данное ис
следование физический или психологический
вред испытуемому? Иногда в ходе экспериментов
испытуемые подвергаются неприятным манипу
ляциям, включая напряженные физические уп
ражнения (Allen et al., 1989). В некоторых опы
тах испытуемым делают инъекции таких препа
ратов, как адреналин (Schachter & Singer, 1962),
просят выпить алкогольный напиток (Hull &
Bond, 1986; Steele & Josephs, 1990) или подвер
гают воздействию неприятной высокой темпе