Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 5620

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

соответствии с желаниями. В конце концов он
убедил нескольких своих последователей совер
шить серию ритуальных массовых убийств в рай
оне ЛосАнджелеса. Эти чудовищные убийства,
совершенные группой молодых людей, уехавших
в СанФранциско, чтобы стать частью «поколе
ния мира и любви», оказали необычайно силь
ное влияние на американскую публику, и слухи
о Мэнсоне и его последователях и теперь, по
прошествии тридцати лет, еще будоражат публи
ку (в 1997 году Мэнсона выпустили из тюрьмы
досрочно).

Такая чудовищная история заставляет нас за

даться вопросами о процессах, противоположных
нормальным. Например, действительно ли осо
бые события и групповые процессы, подтолкнув
шие последователей Мэнсона совершить серию
многочисленных убийств, позволяют объяснить
насилие в повседневной жизни. Проливают ли со
бытия в жизни Мэнсона свет на факторы, ставшие
причиной того, что ребенок вырастает и стано
вится жестоким взрослым психопатом?

Если мы внимательно изучим жизнь Мэнсона,

то увидим, что с самого начала перед его глазами
были ролевые модели пренебрежения, насилия и
преступности (Bugliosi & Gentry, 1974). Его мать
много пила во время беременности и после. В от
ношениях мальчика с матерью не было стабильно
сти. Она имела привычку оставлять маленького
Чарльза соседям, сказав, что отправляется в мага
зин, и не возвращалась несколько дней. Кроме то
го, она надолго отправляла сына к родственникам.
Когда Чарльзу исполнилось пять лет, его мать
посадили в тюрьму после того, как в компании со
своим братом она ограбила бензоколонку, оглушив
работника бутылкой с кокаколой. Три года, пока
мать находилась в тюрьме, Чарльз жил у суровой,
но любящей тети, но мать снова потребовала вер
нуть его, когда вышла из тюрьмы. Когда мальчи
ку исполнилось 12, она отправила его в интернат.
Проучившись 10 месяцев, Чарльз сбежал, но ко
гда попытался вернуться к матери, та отказалась
впустить его в дом. К 13 годам юный Мэнсон начал
совершать преступления вместе со своими друзья
миуголовниками. С ними он познакомился в ис
правительных учреждениях. Удрав из интерната в
очередной раз, Чарльз отправился в гости к дяде
приятеля, с которым они бежали, а тот заставил
подростков «работать» — они залезали в слуховые
окна и отпирали квартиры, которые потом граби
ли взрослые. Мэнсону еще не было двадцати, а он
уже несколько раз побывал в тюрьме за преступле
ния, среди которых вооруженные грабежи и пере
возка женщин через границу штатов для занятий
проституцией.

Такие случаи, как дело Мэнсона, служат бо

гатым источником гипотез. Жестокое антисо
циальное поведение Мэнсона могло быть обу
словлено самыми разными причинами. Действи
тельно ли социальные нормы контркультуры
антиистеблишмента внесли свой вклад в эксцен
тричные жестокости Чарльза Мэнсона, или про
сто причина заключалась в том, что он прини
мал большие дозы наркотиков, изменивших его
сознание? Заглядывая дальше, вглубь его детст
ва, можем ли мы утверждать, что его антисо
циальные стремления — это следствие влияния
других преступников, которых он встретил в уч
реждениях, или недостаточно стабильной семьи
в раннем детстве? Или, учитывая преступные
склонности его матери и дяди, можно ли ска
зать, что причина еще глубже и более отдалена
во времени: может быть, это общая генетическая
тенденция, характерная для семьи?

К сожалению, уже само обилие гипотез, кото

рые мы можем вывести из отдельного случая гово
рит о существенном недостатке этого метода. У нас
просто нет возможности точно выяснить, какие
события в данном деле — причинные, а какие ир
релевантные. В самом деле, преступность Мэнсо
на могла быть результатом взаимодействия всех
причин, которые мы учли, какойлибо одной или
двух из них или факторов, о которых мы не упоми
нали (таких, как воздействие необычных гормонов
или внутриутробное повреждение головного моз
га). Суть состоит в следующем: исследование от
дельного случая может предоставить любое коли
чество интересных гипотез и предположений, ко
торые можно проверить, используя более точные
методы, но оно не позволяет нам с уверенностью
судить о причинноследственной взаимосвязи.

Поскольку случаи, подобные истории Чарль

за Мэнсона, можно интерпретировать поразно
му, они, как и естественное наблюдение, имеют
тот же недостаток — предубеждение наблюдате
ля. Если психологов интересует влияние нарко
тиков на антисоциальное поведение, они могут
учесть воздействие алкоголя на Мэнсона во вре
мя внутриутробного развития или употребление
им ЛСД впоследствии, но при этом упустить из
виду потенциальный вклад социального окруже
ния будущего преступника. Еще одна проблема —

это проблема 

возможности обобщения

, то есть

в какой степени данные отдельного исследова
ния можно применить к другим похожим обстоя
тельствам. После исследования лишь одного слу
чая мы не можем точно знать, какие характер
ные черты этого случая можно применить к
другим сходным ситуациям.


background image

Как психологи изучают социальное поведение

37

Возможность обобщения (Generalizability)

степень, в которой данные отдельного исследова
ния можно отнести к другим похожим обстоятель
ствам или случаям.

Архивы

Одно из решений проблемы обобщения состо

ит в том, чтобы рассмотреть несколько похожих
случаев. Обратимся к исследованию полицейских
отчетов о 512 убийствах, совершенных в Детрой
те в 1972 году. Вот один из них:

Дело 185: Жертва (мужчина, в возрасте 22 лет)

и преступник (мужчина 41 года) находились в баре
в тот момент, когда вошел их общий знакомый.
Преступник похвастался жертве, указывая на знако
мого: «Этот парень умеет драться. Мы с ним дра
лись вместе». Жертва ответила: «Ну, ты тоже
хорош». Затем последовал спор, кто — жертва или
преступник — настоящий мужчина. Затем жертва
сказала преступнику: «У меня с собой свой (писто
лет)», а преступник ответил: «У меня свой с собой
тоже». И оба показали на карманы. Затем жертва
сказала: «Я не хочу умирать и я знаю, что ты не хо
чешь умирать. Давай оставим это». Однако преступ
ник быстро выстрелил, его приятель упал: он был
мертв. Преступник вышел из бара (Wilson & Daly,
1985, p. 64).

Хотя это дело и само по себе уникально, Мар

го Уилсон и Мартин Дейли обнаружили ряд по
хожих деталей в случаях, которые они изучали.

Вопервых, в соответствии с кросскультурны

ми данными, уже обсуждавшимися нами раньше,
преступники и их жертвы, как правило, муж
чины чуть старше 20 лет.

Вовторых, убийства зачастую бывают спро

воцированы борьбой за социальное доминиро
вание.

Исследования убийств, проведенные Уилсо

ном и Дейли, — это пример использования 

ар

хивного метода

, когда исследователи проверя

ют гипотезы, используя существующие данные,
первоначально собранные для других целей (по
лицейские отчеты, брачные контракты, статьи
в газетах и так далее).

Недостаток архивного метода состоит в том,

что он не фиксирует многие другие интересные
социальные явления. И вступление в брак и раз
вод, даже если брак длится два месяца, подле
жат регистрации. С другой стороны, роман, для
щийся пять лет и оборвавшийся изза ссоры по
поводу того, кого пригласить на свадьбу, нико
гда не отмечается ни в каких архивах.

Архивный метод (Archival method)

— исследова

ние систематических данных, первоначально соб
ранных для других целей (например, свидетельст
ва о браке или записи об арестах).

Опросы

Некоторые очень интересные типы поведе

ния редко отмечаются или проявляются в есте
ственной ситуации. Например, еще в 1940 годах
биолог Альфред Кинси заинтересовался распро
страненностью некоторых типов социального
поведения, таких как мастурбация и сексуальные
связи до вступления в брак. Поскольку подобное
поведение редко становилось заметным, то на
блюдения в естественной обстановке не могли
его выявить. Точно так же изучение отдельных
случаев сексуальных преступлений ничего не го
ворило о нормальном сексуальном поведении.
Поэтому Кинси выбрал 

метод опроса

, когда ис

следователь просто задает испытуемым серию
вопросов об их поведении, представлениях и
мнениях.

У любого опроса есть одно очень важное

преимущество: он позволяет исследователю со

«Непонятно, почему мужчины

часто сообщают о большем сексуальном опыте,

чем женщины»


background image

38

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

брать достаточное количество данных о явле
нии, которое редко можно зафиксировать. Как
и у других методов, у опросов есть свои не
достатки. Вопервых, опрашиваемый может не
сообщить точной информации изза своей не
честности или изза искажений собственной па
мяти. Например непонятно, почему мужчины,
отвечающие на вопросы, часто сообщают о боль
шем сексуальном опыте, чем женщины. Мужчи
ны в Британии, Франции и США отмечают, что
встречались с 10—12 сексуальными партнерами,
тогда как женщины из этих стран упоминают
всего троих (Einon, 1994). Несоответствие мо
жет быть вызвано 

предубеждением социальной

желательности 

или склонностью людей гово

рить то, что они считают подходящим или при
емлемым. Общество больше одобряет сексуаль
ную активность мужчин (Hyde, 1996). Поэтому
мужчины могут более охотно рассказывать о сво
их сексуальных похождениях или чаще вспоми
нают о них.

Еще одна возможная проблема, связанная с

методом опроса, — получение 

репрезентативной

выборки

. Выборка считается репрезентативной,

если участники как группа обладают характе
ристиками, соответствующими характеристикам
более обширной части населения, которую хо
чет описать исследователь. Репрезентативная
выборка североамериканских служащих будет
включать мужчин, женщин, чернокожих, амери
канцев испанского происхождения, канадцев,
представителей Среднего Запада и южан, что
отражает общую популяцию служащих на кон
тиненте. Маленькая группа служащих, совер
шающих регулярные перелеты между СанФран
циско и ЛосАнджелесом, или служащиеженщи
ны испанского происхождения в ньюйоркской
индустрии моды не будут представлять северо
американских служащих в целом. Выборка для
сексуального опроса Кинси состояла по боль
шей части из добровольцев, работающих в об
щественных организациях, а это значит, что
многие сегменты американского общества в ней
не отражены.

Многие люди, которые могли бы принять уча

стие в экспериментах, не желают добровольно
обсуждать такие темы, как секс в их жизни. Ес
ли люди, не принимающие участия в экспери
менте, следуют нормам сексуальной активности,
отличным от норм испытуемых, то исследова
тель может прийти к ошибочным заключениям
о населении в целом. Тщательно продуманные
опросы могут разрешить некоторые из этих про
блем. Однако не всем опросам следует доверять,
в особенности когда для участия приглашают
ся испытуемые по их собственному желанию.

Например, газеты теперь просят читателей вы
сказывать свое мнение на противоречивые те
мы. В августе 1998 года читателей газеты 

Tribune

в городе Фениксе попросили высказать свое мне
ние о том, стоит ли президенту Клинтону подать
в отставку после того, как он признал, что всту
пал в сексуальную связь со стажеркой в Белом
доме. Те, кто звонили, высказывали радикальные
мнения по аспектам проблемы. Вероятно, мно
гие люди, не разделявшие такую радикальную
точку зрения, просто не ответили.

Метод опроса (Survey method)

— техника, при ко

торой исследователь просит людей рассказать о
своих представлениях, чувствах или поведении.

Предубеждение социальной желательности
(Social desirability bias)

— тенденция людей гово

рить то, что они считают подходящим и приемлемым.

Репрезентативная выборка (Representative
sample)

 

группа респондентов, обладающая ха

рактеристиками, соответствующими характеристи
кам большей популяции, которую исследователь хо
чет описать.

Психологические тесты

Может ли быть, что одни люди более социально

умелы, чем другие? Действительно ли некоторые
склонны мыслить критически, прежде чем они по
зволяют себе поддаться убеждению, основанному
на доказательствах? 

Психологические тесты —

это инструменты для оценки различий между
людьми по способностям, знаниям, мотивации и
поведению. Большинство из нас проходило разно
образные психологические тесты. Тесты способ
ностей используемые в колледже, такие как Стан
фордский тест достижений, предназначены для
того, чтобы распределить студентов в соответст
вии с их способностью хорошо учиться в коллед
же. Тесты профессиональных интересов (такой,
например, как Бланк Стронга по профессиональ
ным интересам (SVIB)) предназначены для того,
чтобы разграничить людей по степени их удовле
творенности теми или иными профессиями.

Психологические тесты не всегда четко отража

ют те признаки, которые они должны определить.
Тест «способности ладить с возлюбленным», опуб
ликованный в популярном журнале, например,
может иметь мало общего с вашими подлинными
навыками во взаимоотношениях. Есть два крите
рия, которым должен отвечать психологический
тест, чтобы его можно было применять на практи
ке, — надежность и валидность.

Надежность —

это постоянство результатов

тестирования. Если тест социальных умений в


background image

Как психологи изучают социальное поведение

39

первый раз показывает, что вы очень обаятель
ны, а по прошествии недели тот же тест при
знает вас социально неспособным, то он нена
дежен. Для определения чего бы то ни было важ
но, чтобы измерительный инструмент был
постоянным. Некоторые психологические тес
ты, такие как знаменитый тест Роршарха с чер
нильными пятнами, не предоставляют очень
надежных измерений; другие, например тесты
интеллекта, дают гораздо более постоянные ре
зультаты. Но даже если тест надежен, это еще
не значит, что он валиден. 

Валидность

— это сте

пень, в которой тест измеряет именно то, что он
должен измерять. Возьмем, например, такой па
раметр, как цвет глаз, и попробуем с его помо
щью определить, насколько мы привлекательны
для противоположного пола. На первый взгляд,
этот тест выглядит очень надежным: опытные
наблюдатели будут вполне согласованно отвечать
на вопрос, у кого из испытуемых голубые, зеле
ные или карие глаза; и цвет глаз у испытуемых
через месяц или два, конечно, сильно не изме
нится. Однако цвет глаз скорее всего не будет
валидным показателем привлекательности: его,
например, никак нельзя будет сопоставить с чис
лом свиданий данного человека в прошлом году.
С другой стороны, если испытуемые оценивали
все лицо человека или просматривали видеоза
пись его разговора, то показатели могут быть
чуть менее надежными, но более валидными, ко
гда мы говорим о привлекательности человека
для потенциальных партнеров.

Психологический тест (Psychological test)

— ин

струмент для оценки способностей человека, зна
ний, мотивации или поведения.

Надежность (Reliability

) — постоянство результа

тов психологического теста.

Валидность (Validity)

— показатель того, насколь

ко верно тест измеряет то, что он должен измерять.

Надежность и валидность важны независимо

от того, какой метод мы применяем. Например,
архивные записи о различиях в возрасте при
вступлении в брак мужчин и женщин в разных
культурах дают постоянно одни и те же данные
(Kenrick & Keefe, 1992). Эти данные довольно
надежны (так, в некоторые периоды тинейдже
ры — женщины и мужчины — приблизительно с
одинаковой частотой женились и выходили за
муж). И все же регистрации браков за один ме
сяц в маленьком городе окажутся ненадежным
источником (вероятно, в этом месяце среди за
регистрировавших брак тинейджеров было двое
мужчин и только одна женщина). Что касается
валидности, то три различных типа опросов

могут показать один и тот же результат: люди
якобы постоянно используют вторичное сырье
и сравнительно редко ездят на автомобилях.
И все же эти данные, хотя они и надежны, мо
гут не быть валидными: не лгут ли опрашивае
мые, говоря, например, о своих привычках во
ждения или использования вторичного сырья?
Поэтому применительно к каждому исследова
нию важно задать следующий вопрос: получим
ли мы те же результаты, если измерение будет
проводиться иначе или с другим наблюдателем
(будут ли результаты надежными)? И действи
тельно ли исследователь изучает то, что он или
она собираются изучить (будут ли результаты ва
лидными)?

Корреляция и причинность

Данные описательных методов помогают най

ти 

корреляцию

— степень того, в какой мере

две или больше переменных встречаются вместе.
Например, Леон Манн (Mann, 1981) использо
вал газетные архивы, чтобы исследовать загадоч
ный феномен провокации самоубийства, когда
посторонние наблюдатели подталкивают чело
века прыгнуть с большой высоты и разбиться
насмерть. Так, зафиксирован случай, когда в ноч
ном городе толпа из 500 зевак не только подстре
кала Глорию Полицци спрыгнуть с водонапор
ной башни высотой в 150 футов (около 45 м), но
и выкрикивала непристойности и забрасывала
камнями спасательный отряд. Манн обнаружил,
что подстрекание к самоубийству коррелирова
ло с размером толпы. По мере того как толпа
росла, увеличивалась вероятность, что люди нач
нут подталкивать человека, готового покончить
с собой.

Корреляция между двумя переменными час

то выражается математически в виде статистиче
ского показателя, называемого 

коэффициентом

корреляции

. Коэффициенты корреляции могут

ранжироваться от +1.0, показывая совершенно
позитивную взаимосвязь между двумя перемен
ными (0 — полное отсутствие взаимосвязей), до
–1.0, показывая совершенно негативную взаи
мосвязь. Позитивная корреляция означает, что
по мере того как одна переменная возрастает
или уменьшается, другая тоже соответственно
возрастает или уменьшается. Вместе с увеличе
нием толпы, например, рос ажиотаж, и это все
сильнее толкало человека на самоубийство.

Негативная корреляция указывает на обрат

ную взаимосвязь — по мере того как одна пере
менная увеличивается или уменьшается, другая
изменяется в противоположном направлении.


background image

40

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Например, чем больше времени люди рассмат
ривают привлекательных представителей проти
воположного пола, тем менее удовлетворяют их
отношения со своими нынешними партнерами
(Miller, 1997).

Корреляция (Correlation

) — степень, в которой

две или более переменные связаны друг с другом.

Коэффициент корреляции (Correlation coeffici
ent)

— математическое выражение взаимоотноше-

ний между двумя переменными.

Корреляции дают подсказки, но не позволя

ют исследователю вывести заключение о причи
не и следствии. Рассмотрим случай с размером
толпы и провокацией самоубийства. Поведение
толпы зачастую выражается в таких формах, ко
торые редко бывают приемлемы. Так ведет себя
толпа в НьюЙорке в канун Нового Года или в
НьюОрлеане во время Марди грас*. Кажется
правдоподобным заключение, которое Манн сде
лал, когда изучал провокацию самоубийства:
большая толпа позволяет сторонним наблюдате
лям чувствовать, что их не замечают. Это в свою
очередь снижает озабоченность человека, что
его идентифицируют как виновного в столь жес
током и отвратительном деле. Что касается кор
реляции, то всегда возможно, что направление
причинности изменяется в противоположную
сторону — Б является причиной А, а не А явля
ется причиной Б (см. рис. 1.1). Например, как
только возникает провокация самоубийства, о
ней могут сообщить по радио, и толпа людей
приходит посмотреть на зрелище (так подстре
кание к самоубийству само по себе обусловило
появление толпы, а не наоборот). Корреляции
можно обнаружить, и когда вообще нет причин
ных взаимосвязей, как, например, в том случае,
когда третья переменная В является причиной
и А и Б. Манн также обнаружил, что подстрека
ние к самоубийству чаще всего возникает вече
ром. Вероятно, в это время суток люди больше
склонны пить алкоголь, а выпивка располагает
к сборищам (и присоединению к толпе) и про
тивоправным действиям (следовательно, и к под
стреканию потенциальных самоубийц). В этом
случае ни темнота, ни размер толпы не были
прямой причиной подстрекания к самоубийству;
эти факторы связаны только случайно.

Изза таких различных связей между корре

лирующими переменными трудно сделать пра
вильные выводы, основываясь исключительно
на корреляциях. Чтобы увидеть причину и след

ствие, исследователи в свою очередь обрати
лись к экспериментальному методу, когда пере
менные исследуются отдельно от сопутствующих
факторов.

Экспериментальные методы

Используя описательные методы, исследовате

ли пытаются не вмешиваться в явление, которое
они изучают. Исследователь надеется, что есте
ственное наблюдение не изменит обычного пат
терна поведения, а задаваемые вопросы не бу
дут провоцировать людей искажать свои подлин
ные чувства или поведение. В 

эксперименте 

же

исследователь фактически пытается изменить
поведение людей, систематически манипулируя
одним аспектом ситуации и при этом контроли
руя остальные. Если мы хотим знать, действи
тельно ли анонимность людей в большой толпе
подталкивает их к антисоциальному поведению,
то можем поменять ситуацию таким образом,
что некоторые люди будут чувствовать, что их
не замечают, а другие ощущать пристальное на
блюдение за собой. Филип Зимбардо (Zimbardo,
1970) так и поступил, попросив студентов, уча
ствовавших в лабораторном эксперименте, нано
сить электрические удары другим студентам. По
ловина участников носила таблички со своими
именами и оставалась в обычной одежде, а вто

* Вторник на масленой неделе — народный праздник в некоторых горо-

дах. (

Примеч. перев.).

Рис. 1.1. Пояснение корреляций

Когда две переменные (такие как размер толпы и подстре-
кание к самоубийству) коррелируют между собой, возмож-
но, что переменная А (размер толпы в данном случае) при-
водит к изменениям переменной Б (в данном случае подстре-
канию к самоубийству). Также возможно, однако, что пере-
менная Б обусловливает переменную А или что третья пере-
менная В (такая как выпивка в ночное время в данном при-
мере) обусловливает и А и Б независимо. Эти возможности
затрудняют построение выводов о причинно-следственных
отношениях в этих корреляциях.