Файл: Чалдини Р., Кенрик Д. - Социальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 6239

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Ключевые термины

51

потенциального ущерба испытуемым. Такую
потенциальную опасность нужно учесть на
ряду с возможным полезным знанием. Про
фессиональные нормы и наблюдательные
советы помогают сохранить необходимый
баланс.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И ДРУГИЕ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ

1. Социальная психология тесно связана с други

ми разделами психологии, в том числе психо
логией развития, личности, клинической, ког
нитивной и физиологической психологией.

2. Социальная психология также связана с други

ми дисциплинами, в том числе с базовыми нау
ками, такими как биология и социология, а
также с прикладными областями — например,
организационное поведение и образование.

КАК ПСИХОЛОГИ
ИЗУЧАЮТ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Описательные методы (в том числе естествен

ное наблюдение, исследования отдельных слу
чаев, архивные исследования и опросы) вклю
чают фиксацию поведения, мыслей и чувств в
их естественном состоянии. Эти методы могут
обнаружить корреляции, но не определяют
причинноследственных связей.

2. Экспериментальные методы направлены на по

иск причин; когда применяются эти методы,
проводятся систематические манипуляции с
отдельными аспектами ситуации (называемы
ми независимой переменной). Эксперименты
позволяют сделать выводы о причинах и след
ствиях, но они более искусственны, чем опи
сательные методы.

3. Этические проблемы исследований включа

ют вторжение в личную жизнь и нанесение

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Адаптация (Adaptation)

— характеристика, сформиро

вавшаяся для выживания и репродукции в определен
ной окружающей среде.

Архивный метод (Archival method)

— изучение сис

тематических данных, первоначально собиравшихся
для других целей (например, свидетельства о браке или
уголовные дела).

Валидность (Validity)

— степень, в которой тест изме

ряет то, что он должен измерять.

Внешняя валидность (External validity)

— степень, в

которой данные отдельных исследований распростра
няются на другие схожие обстоятельства или случаи.

Внутренняя валидность (Internal validity)

— степень,

в которой эксперимент допускает определенные ут
верждения о причине и следствии.

Гипотеза (Hypothesis)

— предположение исследовате

ля о том, что он или она обнаружит.

Естественное наблюдение (Naturalistic observati8
on)

— запись повседневного поведения, как оно воз

никает в естественной обстановке.

Естественный отбор (Natural selection)

— положение

о том, что животные, обладающие характеристиками,
помогающими им выживать и размножаться, передают
эти характеристики своему потомству.

Зависимая переменная (Dependant variable)

— пере

менная, определяемая экспериментатором.

Информированное согласие (Informed consent)

согласие участника исследований принять участие в
эксперименте после того, как его или ее проинформи
ровали о какомлибо потенциальном риске и о его или
ее праве выйти из эксперимента безнаказанно.

Исследование отдельных случаев (Case study)

интенсивное исследование человека или группы.

Корреляция (Correlation)

— степень, в которой две

или больше переменных связаны одна с другой.

Коэффициент корреляции (Correlation coeffici8
ent)

— математическое выражение взаимосвязи меж

ду двумя переменными.

Культура (Culture)

— представления, обычаи, привыч

ки и язык, общие для людей, живущих в определенном
времени и месте.

Личность (Person)

— черты или характеристики, кото

рые человек вносит в социальную ситуацию.

Метод опроса (Survey method)

— техника, когда ис

следователь просит людей сообщить о своих представ
лениях, чувствах или поведении.

Надежность (Reliability)

— постоянство результатов

психологического тестирования.

Независимая переменная (Independent variable)

переменная, с которой манипулирует экспериментатор.

Описательный метод (Descriptive method)

— про

цедура для измерения или записи поведения, мыслей


background image

52

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

и чувств в их естественном состоянии (в том числе
естественное наблюдение, исследования отдельных
случаев, архивные исследования и опросы).

Отчет (Debriefing)

— обсуждение процедур, гипотез и

определенных реакций после завершения исследо3
вания.

Помеха (Confound)

— переменная, которая системати3

чески изменяется вместе с независимой переменной и
может привести к ошибочному выводу о воздействии
независимой переменной.

Потребность принадлежать (Need to belong)

— внут3

ренняя мотивация присоединения к другим с тем, чтобы
быть принятым ими.

Предубеждение наблюдателя (Observer bias)

ошибка, возникающая при измерениях, когда наблюда3
тель придает слишком большое внимание ожидаемому
поведению и не замечает неожиданного поведения.

Предубеждение социальной желательности (Social
desirability bias)

— тенденция людей говорить то, что

они считают подходящим и приемлемым.

Психологический тест (Psychological test)

— инстру3

мент для оценки способностей человека, знаний, мо3
тивации или поведения.

Репрезентативная выборка (Representative samp
le)

 

группа респондентов, обладающая характери3

стиками, соответствующими характеристикам большей
популяции, которую исследователь хочет описать.

Ситуация (Situation)

— события в окружающей среде

или внешние обстоятельства.

Случайная выборка (Random assignment)

— практи3

ка распределения участников по различным группам,
так что у каждого из них есть одинаковые шансы по3
пасть в ту или иную ситуацию.

Социальная норма (Social norm)

— правило или ожи3

дание соответствующего социального поведения.

Социальная психология (Social psychology)

— науч3

ное исследование того, как другие люди влияют на
мысли, чувства и поведение человека.

Социальнокогнитивный подход (Social cognitive
perspective)

— теоретическое направление, фокуси3

рующие внимание на психических процессах, участвую3
щих в том, как человек замечает социальные события,
интерпретирует их и сохраняет в памяти.

Социальноконструктивистский подход (Social con
structivist view)

— идея о том, что люди, в том числе

и ученые, не открывают реальность, а скорее конструи3
руют или изобретают ее.

Социокультурный подход (Sociocultural perspec
tive)

— теоретический подход, в котором социальное

поведение объясняется влиянием больших социальных
групп.

Теория (Theory)

— научное объяснение, объединяющее

и организующее существующие наблюдения и указываю3
щая на возможные направления будущего исследования.

Теория социального научения (Social learning per
spective)

— теоретическое направление, в котором ос3

новное внимание уделяется опыту научения в пошлом,
как детерминанту социального поведения индивида.

Требуемый признак (Demand characteristic)

 

сигнал,

который позволяет участникам эксперимента понимать,
какого поведения от них ждет экспериментатор.

Феноменологический подход (Phenomenological per
spective)

— взгляд, в соответствии с которым социаль3

ное поведение направляется субъективной интерпрета3
цией человеком событий окружающей среды.

Эволюционный подход (Evolutionary perspective)

теоретическое направление, ищущее причины соци3
ального поведения в физических и психологических
склонностях, помогавших нашим предкам выживать и
производить потомство.

Эксперимент (Experiment)

— метод исследования,

когда исследователь осуществляет систематическое ма3
нипулирование одним источником влияния, в то время
как остальные остаются постоянными.

Экспериментальный метод (Experimental method)

процедура обнаружения причинных процессов посред3
ством систематического манипулирования некоторыми
аспектами ситуации.


background image

2

     
 

 :  
:      
: ,    

:
 ,  

   :  ,  
 

 , !    

: !      "
#$    
%$

   

&          

:
       

C   $
   
&      
   
#   $

"
     

   


background image

54

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И СИТУАЦИЯ

ЗАГАДКА ОБЫЧНОГО
И НЕЗАУРЯДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Его сестра думает, что он обыкновенный. Он

вырос в семье среднего класса, где счастливо, но
скучно провел свою юность (Branch, 1988; Gar
row, 1986). М. Л., как его тогда называли, явно
был умен, но ни его семья, ни друзья не считали
его одаренным.

Годы учебы в колледже также были ничем не

примечательны. Он получал средние оценки, и
когда летом устроился подработать, рабочие да
ли ему приз «за лень». После окончания универ
ситета по специальности теология М. Л. со сво
ей женой переехал в Монтгомери, штат Алабама,
где и устроился работать. «Заурядный» молодой
священнослужитель стал вести ничем не приме
чательную жизнь проповедника.

Но такая устоявшаяся жизнь длилась недолго.

Полиция Монтгомери арестовала Розу Парк,
американку африканского происхождения, через
несколько недель после рождения ее первого
ребенка за то, что она отказалась уступить ме
сто в автобусе белому. Остальное, как говорят
в таких случаях, — история. Этот «заурядный че
ловек», преподобный Мартин Лютер Кингмлад
ший, стремительно взлетел на вершину славы,
когда успешно провел бойкот в 1955—1956 годах
после случая в Монтгомери. Это был его пер
вый триумф, за которым последовали и дру
гие победы американского движения за граждан
ские права.

В течение следующих двенадцати лет Кинг

часто подвергался арестам, заключению в тюрь
му, и на его жизнь неоднократно покушались.
Несмотря на такие препятствия, Кинг продол
жал свое дело. Под его руководством движение
за гражданские права успешно добилось снятия
прежних законодательных барьеров, мешавших

чернокожим получить равные возможности в об
разовании, работе, праве на голосование и жи
лье. Кинг завоевал уважение людей всех рас за
то, что охотно брал на себя бремя личной от
ветственности ради проблем других людей, что
бы принести им еще больше пользы. И когда пу
ля убийцы оборвала его жизнь в возрасте 39 лет,
Кинг для многих стал мучеником, его смерть
символизировала и все дурное, что было связа
но в США с расовыми отношениями, и надежду
на лучшее будущее.

Как может заурядный человек совершать столь

необычные поступки? Как может человек так по
влиять на самого себя?

Некоторые считают, что личность человека

предопределяет его поступки. С этой точки зре
ния Кинг, должно быть, обладал замечательной
личностью, даже еще до того, как сыграл свою
роль в автобусном бойкоте в Монтгомери. Долж
ны ли мы предположить, что восприятие его
личности семьей, друзьями, коллегами и учите
лями было ошибочным? Может быть. Но если
люди, знавшие человека лучше всего, не могли
различить его подлинную личность, то кто то
гда мог? Более того, если действия Кинга были
естественным продолжением его неординарной
личности — воплощавшей особые ценности и
таланты, — как мы можем объяснить те события
в его жизни, когда личные достоинства Кинга
никак не проявлялись? Например, как может че
ловек, преданный равенству и справедливости,
состоять в организации, зачастую не приемлю
щей идеи и вклад ее членовженщин? Как мог
человек, обладавший такой сильной самоиден
тичностью, так часто отсутствовать на воскрес
ных проповедях, которые должен был произ
носить своей пастве? В свете его сильной хри
стианской веры и зная преданность Кинга семье,
как можно объяснить то, что он изменял жене?
Даже если его личность, какой она была до слу
чая с Розой Паркс, и объясняет последующие


background image

Личность

55

действия, это, конечно, не была четко структури
рованная личность, какой обычно видели Кинга
другие люди.

Некоторые считают, что ситуация предопреде

ляет действия человека. В этом случае мы долж
ны предположить, что ситуации, в которых нахо
дился Кинг, оказали на него настолько мощное
воздействие, что буквально каждый человек, ока
жись он на этом месте, поступил бы также. Кингу
самому нравилось это объяснение. Он любил го
ворить, что не возглавлял движение, а напротив,
люди толкали его вперед. Но, разумеется, и это
тоже — упрощение. Кроме Кинга в Монтгомери
в то время было много и других людей — потен
циальных лидеров, все же побоявшихся взять на
себя такой груз ответственности. Большое число
людей по всей Америке сталкивались с такими
же случаями дискриминации и не предпринима
ли никаких действий. Ситуация не увлекла их до
такой степени, как Кинга.

Кажется, что сами по себе ни личность Кинга,

ни ситуация не объясняли в достаточной степе
ни его поведения. Как тогда мы можем объяснить
замечательные поступки Мартина Лютера Кинга
младшего?

История Мартина Лютера Кингамладшего ил

люстрирует один из фундаментальных принци
пов современной социальной психологии: ни че
ловек, ни ситуация сами по себе не определяют
социального поведения. Черты личности и си
туация 

срабатывают вместе, 

и зачастую их взаи

модействие оказывается довольно сложным, но
именно оно влияет на то, как люди устанавлива
ют связи со своим социальным миром (Snyder &
Сantor, 1998). В этой главе мы приступим к увле
кательному исследованию взаимодействия чело
века и ситуации и расскажем о том, что имеют

в виду социальные психологи, когда рассуждают
о «человеке», «ситуации» и «взаимодействии че
ловека и ситуации».

ЛИЧНОСТЬ

Мы начнем наше исследование социального

поведения с того, что заглянем внутрь индивида
и спросим: «Кем 

является 

этот человек, когда он

или она входит в социальную ситуацию?» Наш от
вет состоит в том, что социальный индивид — это
динамическое сочетание мотиваций, знания и
чувств, и все это взаимодействует одно с другим
и вызывает удивительно разнообразные мысли и
поведение, которое мы обнаружим в этой книге.

Мотивация: что нами движет

Мотивация

— это движущая сила, энергия, ко

торая направляет людей к желаемому для них ис
ходу. Полицейские детективы, когда пытаются
раскрыть преступление, задают вопросы о моти
ве и хотят узнать

, почему 

преступник мог совер

шить такой подлый поступок. Разумеется, мы все
задаем вопросы о мотивации, когда пытаемся по
нять повседневное поведение людей вокруг нас
(Heider, 1958). Даже младенцы уже в возрасте
6 месяцев, повидимому, понимают, что у людей
есть причины совершать поступки (Woodward,
1998). На протяжении этой книги мы раскроем
многие загадки мотивации: почему люди помога
ют другим, даже когда это угрожает их собствен
ной жизни? Почему люди с предубеждением от
носятся к тем, кого они даже не знают? Почему
люди иногда покупают продукты, которые им не
нужны и которым они не могут найти примене
ние? Сейчас мы начнем с того, что дадим более
общую концепцию мотивации.

Мотивы и цели

Задумайтесь на минуту о том, что вы хотите

сделать в течение следующих нескольких недель.
Хотите ли вы пойти вместе со своим давнишним
соседом по комнате пообедать в ресторан? Надее
тесь ли вы, что успеете посмотреть тот новый
блокбастер вечером в субботу? Хотите ли вы улуч
шить свои навыки в учебе? Какие у вас 

цели?

Если вы ничем не отличаетесь от большинст

ва людей, в ваш список попадут многочисленные
цели, связанные с повседневными проектами или
заботами, вы хотите выглядеть привлекательно
перед предстоящим свиданием, взять у однокурс

«Зачем вы хотите достичь этих целей?»